3 диалектических закона гегеля

Несколько слов в защиту философии
Прежде чем мы перейдем к сути рассматриваемого вопроса, придется сделать три небольших, но важных замечания.
Замечание первое. Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с философией[2], и каждый человек — немножко философ. В древности все ученые в первую очередь были философами, а философия (или метафизика) — прародительница всех других наук (недаром при поступлении в аспирантуру требуется сдавать экзамен по философии). Одна из основных задач философии — поиски истины[3]. Однако большинство людей относится к этой науке скептически, а некоторые философию невзлюбили еще в вузе. Если бы студентам-технарям (да и гуманитариям тоже) дали волю, они исключили бы этот предмет из списка изучаемых дисциплин. Вина в этом во многом лежит на преподавателях философии, которые уже на первом же занятии должны объяснить важность понимания основ философии в будущей жизни каждого человека. Причем не просто сказать, но и показать на практических примерах. Одним словом, проблема заключается не в самой философии, а в тех, кто ее преподает. Сейчас, к сожалению, польза от ее изучения сведена к минимуму.
Замечание второе. Многие недолюбливают философию потому, что подвергают сомнению ее полезность. Сравним, для примера, работу философа и программиста. Результат деятельности программиста можно увидеть и сразу же начать использовать. Результат деятельности философа может никогда и не пригодиться. Однако программисты в своей работе используют не только труды предыдущих «поколений» программистов, но и труды философов (методы научного познания, законы логики и т.д.) — о чем программисты уже не помнят. Плохой программист виден сразу, плохой философ — нет (возможно, по этой причине, среди философов часто попадаются «имитаторы»[4]). Программист — это почти всегда узкий специалист, разбирающийся только в своем круге вопросов, философ же — «птица другого полета», решающий «нематериальные» проблемы.
Замечание третье. Широко распространено мнение, что философия — очень трудная для изучения и понимания наука. Это не так: та философия, которая изучается в вузе, не сложнее других предметов (все зависит от прикладываемых усилий).

Что такое диалектика?
В древности диалектикой называли искусство вести диалог и спор. Ныне этот термин может звучать так — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Или, проще говоря, диалектика — это учение о развитии[5] всего сущего. Существует два общих метода изучения окружающего нас мира: метафизический (господствовавший до середины XIX века) и диалектический. Диалектический метод, в отличие от метафизического (где объекты и явления рассматриваются отдельно друг от друга, без учета их взаимных связей), позволяет более точно представлять окружающий мир, так как учитывает не только все виды и формы взаимодействий между предметами/явлениями, но и то, что сами взаимодействия непрерывно изменяются.

Первый закон: единство и борьба противоречий
Единство и борьба противоположностей — всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении. Их единство относительно, их борьба абсолютна. Борьба противоположностей означает, что противоречие непрерывно разрешается и столь же непрерывно воспроизводится, а это ведет к превращению старого предмета в новый. Этот закон объясняет тем самым объективный внутренний «источник» всякого движения (отвечает на вопрос «почему?»), позволяет понять движение как самодвижение.
На бытовом уровне этот закон хорошо иллюстрируется на примере человека, вся жизнь которого состоит из борьбы противоположностей. В каждом человеке сочетаются хорошие и плохие качества. В одной ситуации человек будет вести себя как «человек», в другой нет; сегодня он один, завтра — другой; окружающая среда постоянно меняет человека, но и он постоянно ее меняет…

Второй закон: переход количественных изменений в качественные
Качество — это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество — это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество — это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество — это исчисляемые параметры.
Мера — единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные. Один человек, например, подчиняется одним законам, а вот толпа существует по несколько иным законам. Момент перехода из одного качественного состояния в другой называется скачок. Он может быть эволюционным или революционным. Кстати, смысл управления заключается в том, чтобы предвидеть, в каком направлении двигается управляемая система и предупреждать возможные изменения. Этот закон отвечает на вопрос «каким образом?» происходит движение и развитие.

Третий закон: отрицание отрицания.
Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь… (при этом в новой форме удерживаются ценностные качества старой формы). То есть отрицание само подвергается отрицанию.
Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали). Логическая схема закона: тезис (утверждение), антитезис (отрицание утверждение), синтез (отрицание отрицания). Смысл этого закона можно легко понять на следующем примере. Маркс (создатель современной материалистической диалектики), отрицал идеалистическую диалектику Гегеля. Но диалектика Маркса вряд ли бы появилась без диалектики Гегеля.
И еще один пример. В философском словаре, изданном в 1963 году (в отличие от издания 1955 года), статья «Сталин» исчезла (а он, замечу, был хорошим философом). В эти же годы освобождения от «культа личности» советский народ заодно «освободили» от сталинского наследия. В результате теоретическая база строительства социализма-коммунизма была отброшена к Марксу и Ленину, чьи теории к тому времени порядком устарели и требовали изменений. Сталин же понимал[6], что экономическая политика СССР должна измениться. Однако бюрократическая верхушка СССР предпочла «забыть» наработки Сталина и вернулась к марксизму-ленинизму (фактически, «откатившись» на несколько десятилетий назад). С тех пор, как известно, несмотря на постоянно изменяющиеся реалии, в Советском Союзе теоретическая база практически не подвергалась пересмотру.

P.S. Основные черты диалектического метода[7].
1. Диалектический материализм (д/м) рассматривает природу как единое целое, где предметы и явления зависят друг от друга, друг друга обусловливают — все находится в связи и взаимодействии.
2. Д/м рассматривает природу как непрерывность движения, изменения, обновления, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век — все находится в движении и изменении.
3. Д/м рассматривает природу как процесс, в котором в результате накопления незаметных и постепенных количественный изменений совершается скачкообразный переход от незначительных, скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, качественным — количественные изменения переходят в качественные. Развитие не есть простое повторение пройденного, а постепенное движение от низшей ступени к высшей, движение не по кругу, а по восходящей линии (по спирали).
4. Д/м исходит из того, что предметам и явлениям природы присущи внутренние противоречия, что все имеет свою отрицательную и положительную сторону, свое отживающее и развивающее и что борьба между ними составляет внутренне содержание процесса развития, превращения количественных изменений в изменения качественные — борьба противоположностей ведет вперед.

Примечания:
[1] Отрывок из работы «Диалектика и атеизм: две сути несовместны».
www.dotu.ru/files/dialectica_book.zip
[2] Вернее с теми вопросами, которые она изучает.
[3] Философия (по Аристотелю) — умозрительное понимание первых основ и причин.
[4] «Имитатор» — человек, имитирующий свою деятельность. Таких людей полно в бюрократических системах.
[5] Развитие — закономерное качественное изменение объектов, результатом которого является переход этих объектов на иную (необязательно высшую) ступень организации.
[6] См. его работу «Экономические проблемы социализма».
[7] Из «Краткого философского словаря», год издания 1955.

г. Новочебоксарск, 31 августа 2004 года.

www.zorych.ru


Философия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.

Сравнительная характеристика Философских идей Канта и Гегеля.
Кант говорит, что невозможно познать чистый разум без опыта. Окружающий нас мир не может быть познан человеком. Непознаваемое, или (вещь в себе), и явление — то, (как эта вещь является нам), не связаны между собой. Читайте: Философия Канта
Гегель полностью опровергает, подобную идею, и говорит, что человек способен познавать окружающий мир, и вещь в себе и явление, не могут быть разорваны, они должны быть связаны.
У Гегеля и Канта совершенно разное отношение к «противоречию». У Канта; противоречие есть источник заблуждения, понятие очень негативное, а Гегель скажет, что именно противоречие есть критерий, истинны, а отсутствие противоречия, как раз и есть критерием заблуждения. Любой предмет, начиная от самого простого, до самого сложного, как человеческий организм, содержат в себе взаимоисключающие моменты, но одновременно и взаимодополняющие друг друга.

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ.
Согласно Гегелю в основе мира лежит безличное, духовное первоначало, которое является условием и основой развития мира, человека и природы. Абсолютная идея – это система само разворачивающихся категорий, которые являются условием, для формирования мира. Ключевая задача у абсолютной идеи — это, ни что иное, как самопознание.

Понятие; безличное первоначало и абсолютная идея – Природа не может быть основой всего существующего. По мнению Гегеля, природа есть пассивная субстанция. Природа сама по себе не содержит активных действий. Творческим толчком для мира должна быть некая абсолютная, безличная, духовная сила (первоначало)

Развитие, эволюция абсолютной идеи:
Метод восхождения от абстрактного, к конкретному. Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.

Чистое бытие у Гегеля равное понятию «ничто».

Сущность – Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.

Понятие – это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления. Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический характер.

Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.

ФИЛОСОФИЯ: ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
Существует три закона диалектики Гегеля:
1. Диалектика Гегеля : Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот – это первый закон, самый важный, основной закон. У Гегеля есть четыре ключевые термина, которые характеризуют этот закон:
Количество – внешнее определенность предмета, те показатели, которые фиксируют и демонстрируют нам нахождение предмета в пространстве и времени.
Качество — эта категория фиксирует внутреннюю определённость предмета, тождественность с бытием. Именно эта категория, делает какой то предмет, именно тем чем он является.
Мера – это показатель гармонии, упорядоченность количественных и качественных изменений. Мера – это временной интервал, в рамках которого, предмет может менять свои количественные характеристики, сохраняя при этом прежнее качество.
Скачок – Скачок это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния в другое.

2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.
Отрицание — это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А». В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А». Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.
В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания. 2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму. Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.

3. Диалектика Гегеля : Закон единства и борьбы противоположностей – Ключевые понятия в этом законе, это — понятие тождества, понятие различия, понятие противоположности и понятие противоречия.
Тождество – это категория, которая выражает равенство объекта или предмета самому себе, т. е. А = А. Если человек осознаёт себя, то он осознаёт себя собой, в любой момент своей жизни. Законы природы, которые мы познаём, встраиваются во внутреннюю структуру нашего мышление и открываются нам, по этому, мы можем сказать о совпадении природы открытой нашему мышлению, и самого мышления.
Различия – категория неравенства самому себе, А≠ А. Я осознаю себя, собой в любой момент жизни, но с другой стороны я не осознаю себя собой, потому, что я развиваюсь, меняюсь, соответственно меняется моё восприятия себя и окружающего мира.
Противоположности – категория, которая выражает такие характеристики объекта, которые коренным образом друг от друга отличаются, но могут сосуществовать.
Противоречия – эта категория характеризует наивысший этап развития, это необходимое условие, для развития.

Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

neo-humanity.ru

3 диалектических закона гегеля

форум открыт только для чтения

  • Страница 1 из 1
  • 1

Законы диалектики Гегеля, или как философы запудрили людям мозги

Это очень интересная тема и каждый образованный человек должен ее знать. Если не «сдать» Гегеля, то может грозить отчисление из ВУЗа. Итак, будем готовиться!

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается на труды Канта. Считается, что он получил поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества. Мир признал Гегеля, как вершину немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим мыслителем.

1) ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ (ВЗАИМОПРОНИКОВЕНИЯ)

По Гегелю любое явление в процессе борьбы постепенно переходит в свою противоположность. Классическая логика: добро не есть зло. Согласно Гегелю: добро и зло (как пример) могут слившись сосуществовать в одном наблюдаемом объекте. На первый взгляд верно, но нам нужны и другие примеры и мы к ним обратимся.

Примеры выгодного употребления «закона»:

1) Один магнит имеет два противоположных полюса.

2) В электричестве две противоположности — фаза и ноль.

3) Разноименно заряженные частицы притягиваются друг к другу, однако если к раствору, в котором они находятся, приложить электрический ток, положительно заряженные ионы начнут двигаться к катоду, а отрицательно заряженные — к аноду.

4) Человек может быть одновременно авантюристом и консерватором, честным и корыстным, участливым и равнодушным. Хотя в каждом индивидууме эти качества сочетаются в разных пропорциях, эти несовместимые черты характера в своем единстве и делают людей такими уникальными и неповторимыми.

1) Огонь и вода — две противоположности. Согласно рассматриваемого нами «закона» во время тушения пожара вода в процессе борьбы с огнем «постепенно переходит в свою противоположность». Таким образом соединившись с огнем вода будет сосуществовать в новой форме, назовем ее «огневодом Гегеля». Верно? Нет, не так. Вода не загорится и огонь не растворится в ней, но вода из пожарного шланга погасит огонь и никогда не будет «дружить» с ним в одном и том же месте.

2) Ночь и день — две противоположности. Рассвет прогоняет тьму, а не соединяется с ней «законом» Гегеля. Свет не может слиться с тьмой и стать «полусветом», а тьма не станет «полутьмой», но такое явление, как полумрак будет являться лишь недостаточностью света.

3) Такие явления как чистота и грязь — две противоположности знакомые всем с юных лет. Согласно Гегелю чистота и грязь могут как-то «ужиться» и сосуществовать. Только с таким «законом» в хирургию лучше не соваться, а свинье и так сойдет..

4) Вспомним, что по Гегелю любое явление в процессе борьбы постепенно переходит в свою противоположность. Это значит, что человек может вобрать в себя различные противоположности, которые, после некоторой борьбы (напряжения) смогут сосуществовать в нем одновременно. Таким образом «закон единства и борьбы противоположностей» Гегеля указывает на то, что человек, в результате «взаимопроникновения» противоречий способен сочетать в себе различные качества и одновременно быть: храбрым и трусливым (храбрым трусом, или трусливым храбрецом), ленивцем и трудолюбивым (ленивым трудягой, или трудолюбивым ленивцем), умным и глупым (умным глупцом или глупым умницей), карликом и великаном (маленьким великаном, или огромным карликом), толстым и худым (худым толстяком, или толстым худышкой), богатым и нищим (нищим богачом или богатым нищим), обманщиком и честным (честным обманщиком или обманывающим честно), и так далее и тому подобный сумбур. Здесь нам становится очевидно, что в одном объекте (человеке) не могут сосуществовать очень многие противоположности. Не могут прийти к «взаимопроникновению» и такие противоположности, как юность и старость, жизнь или смерть. Хотя жизнь и смерть имеют между собой непрестанную конфронтацию, но они никогда не сольются в единое целое, как-бы обменявшись «взглядами».
Вывод: «закон единства и борьбы противоположностей» как аксиома — не более чем безумие. Примеры как бы подтверждающие данное «философское открытие» на которые ссылается автор «закона» и его сторонники — есть созерцание явлений физики (магнит, электричество и т. п.), к тому же явлений, опирающихся на иные законы (зависимых от них), которые не сопоставимы со множеством других окружающих человека жизненных явлений.

2) ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО

Качество — это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество — это определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино. Существуют и другие определения. Качество — это система определенных свойств и характеристик предметов, явлений. Количество — это исчисляемые параметры.
Мера — единство качества и количества. Нарушение меры приводит к изменению данного предмета/явления, к превращению его в другой предмет/явление. Это происходит тогда, когда количественные изменения достигают определенной границы и превращаются в качественные.

По моему мнению у Гегеля весьма однобокое понимание «переходов». «Закон» работает в тех случаях, где это выгодно оперирующему им.

Пример выгодного употребления «закона»:

1) Школьные учители дали большое количество знаний, которые переродились в «качество», пригодившись в дальнейшей жизни.

2) Нагреваемая вода закипела — это состояние, когда количество стало переходить в новое качество — парообразное состояние.

3) Человек учил иностранный язык, когда он пропустил через себя большое количество информации по интересующей его теме, то произошел скачок из количества информации в ее качество, другим словом он научился говорить на другом языке.

1) В течении нескольких лет подросток посещал уроки изостудии, но скачка в «качество» не произошло, потому что он так и не научился хорошо рисовать. Причины? 1) Ученик не имел подходящего таланта (одаренности к данному предмету); 2) Его обучение было обусловлено более желанием его родителей, чем его собственным (не интересно); 3) По причине его рассеянности. Ребенок хотел учиться, но вдруг начинал «считать ворон» в момент, когда преподаватель разъяснял тонкости данного вида искусства. Выводы: 1) Количество денег, времени и сил потраченных на обучение подростка были потрачены зря; 2) «Закон» Гегеля разрушен по причине: «не соблюдение условий подходящих для работы закона».

2) Наркоман принял большую дозу (мера превышена, рассматривается как количество) наркотика, результат — летальный исход. Где в данном случае можно наблюдать переход количества (наркотического вещества) в «качество», или в какое-либо новое качество? Наркотик в большой дозе стал ядом, убив принявшего его. Выходит так, что новое качество «превышенной меры» в данном примере — это яд, а в конечом счете — смерть? Но нам хотелось бы взять во внимание личность и интересы пострадавшего, его жены и детей, а не интересы могильных опарышей, или злорадство недругов того наркомана.

3) Вокруг городов мусора становится все больше и больше, как в таком случае количество брошенного мусора может повлиять на его качество, или на качество чего либо вообще? Закон «сработает», если весь этот мусор станет подкреплением для ворон, следовательно — повысится качество уровня жизни вороньей стаи. Если брать во внимание «меру» мусора и переполнение этой меры, то в таком случае мусорная свалка увеличившись до несказанно огромных размеров никак не изменится, поэтому переходного скачка не произойдет, но множество мусора продолжит сохранять свое прежнее качество именуемое «свалка», или «гора мусора».

Итак, данный закон Гегеля может быть применим лишь к малому количеству примеров, в наших же случаях он послужил червям и воронам, а не человеку. В случае, с «законом перехода количественных изменений в качественные» мы сталкиваемся с проецированием на человеческое бытие некоторых физических явлений, что в принципе несопоставимо, ко всему тому, физические законы взятые за пример доказательства «закона» зависимы от других законов, о чем уже говорилось ранее. Например, закипевшая вода, используемая как пример доказательства «закона», не сможет перейти в другое качество, если ее не подвергнуть нагреванию (или замораживанию). Данный опыт никак не сработает, если тот же объем воды заменить камнем, или металлом на равное «количество». При нагревании таких материалов не произойдет их испарения, как в случае с нагреваемой водой, соответственно не последует и перехода в другое «качество». Если же камень или металл подвергнуть температурным нагрузкам до состояния расплавленной массы, то приняв «новое качество» они опять же не испарятся, но после их охлаждения они сохранят свои свойства, оставшись самими собою.

3) ЗАКОН НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ (ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ)

Голое отрицание — нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта — воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода — лед. Смолотить зерно — голое отрицание, посадить зерно — диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали.

Зачастую используемые примеры:

1) Зерно отрицает себя, когда умирает, на его месте появляется колос, значит зерна отрицают зерно их произведшее, далее, колос отрицает зерна, сбрасывая их с себя и т. д.

2) «Закон» как-бы подходит к ситуации с отцами и детьми, например: отец журит сына за плохой поступок, но сын отрицает свою вину. Возросши, сын сам становится отцом и журит своего сына, который также как и он сам когда-то отрицает свою вину, а его отец осознает, что зря не слушался своего отца, так происходит «отрицание отрицания», и так далее, «по спирали»..

Примеры опровергающие данный «закон» Гегеля:

1) Пример с зерном. Зерно брошенное в землю умирая не отрицает себя, а производит множество подобных себе, поэтому оно не может отрицать того плода, который принесет колос, а также не может отрицать самого себя, потому что производит подобное, а не противоположное себе или чуждое себе. Колос также не отрицает зерен, но сбрасывая их он просто заканчивает свою миссию. Цель колоса (бывшего зерна) — не отрицать зерна а произвести их, но по Гегелю зерно говорит так: «Я не рождаю другого семени, я не его, и не знаю откуда оно!», а семя произошедшее из предыдущего семени говорит так: «Я не знаю родившего меня, поэтому я отрицаю его!». Это глупые утверждения, потому что зерно приносит плод по закону плодоношения, а не по закону «отрицания отрицания».

2) В примере с отцом и сыном имеет место популярный грех непослушания, а не «закон» Гегеля, ко всему тому есть дети послушные, которые боятся своих родителей, слушают их обличение и исправляются. Выходит так, что «закон» Гегеля работает лишь для непослушных детей?

3) Кошка рождает котят. По закону Гегеля кошка должна отрицать котят, а котята должны отрицать кошку, но в действительности они не отрицают свою мать и даже слепые тянутся к ее соскам, чтобы напиться живительного молока и кошка в свою очередь заботится о котятах: вылизывает их, возвращает обратно убежавших. Котята выросли и оставили кошку, кажется что Гегель был прав, но встречаются случаи, когда котята вырастая до взрослых особей остаются жить с кошкой, причем живут весьма дружно, тем самым прогрызая дыры в «законах» Гегеля.

Общий вывод: Гегель — это философствующий созерцатель некоторых физических явлений природы, которые он ошибочно взял за эталон, понимая их как законы жизни, человеческих взаимоотношений и природы в целом, и если в каких-то случаях его созерцательные наблюдения выливаются в соответственные примеры (элементарное совпадение наблюдаемых явлений), то ко множеству других случаев они никак не годятся, потому что для их объяснения существуют иные объяснения (законы).

sb-nz.com

Три основных закона диалектики? диалектика — что за наука? область применения

Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) :

Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления;
Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.

«Три закона диалектики Гегеля»

1 закон — Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

2 закон — Закон взаимопроникновения противоположностей

3 закон — отрицание отрицания.

Различают два понимания природы диалектики:

Одно основывается на том, что диалектика есть только способ познания мира, особый метод всестороннего анализа, а не сама реальность.
Другое признает «диалектическим» саму реальность, которую мышление только фиксирует — такими «реально диалектическим» признаются всякое изменение и развитие (см. апории Зенона) . Так, еще Гераклит утверждал, что «все течет, ничего не стоит на месте» , имея в виду саму реальность. А Жорж Сорель назвал диалектику «искусством примирения противоположностей с помощью фокус-покуса» , имея в виду диалектику как особый метод.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

Диалектика античности (наиболее яркий представитель — Гераклит и досократики) .
Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель) .
Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Готт В. С. и др. )

otvet.mail.ru