4 экологических закона

Оглавление:

Экологические законы Коммонера

Барри Коммонер стал известным экологом благодаря своим широко тиражируемым книгам. Ему удалось на научно-популярном языке объяснить американскому обществу опасность легкомысленного отношения к окружающей среде. Знаменитые законы Коммонера – это обобщение выводов, которые исследователь сделал за долгие годы своей профессиональной карьеры.

Биография Коммонера

Будущий ученый Барри Коммонер родился в 1917 году в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из Российской империи. Он решил посвятить свою жизнь науке. Юноша поступил в Гарвардский университет, который окончил в 1941 году. Молодой специалист получил степень доктора по биологии. Еще в университете он увлекся изучением проблемы разрушения озонового слоя.

Исследования ученого легли в основу нескольких его книг, посвященных экологии. В них в том числе были опубликованы и законы Коммонера, которые стали визитной карточкой исследователя. Некоторые книги ученого были изданы даже в Советском Союзе. На первый взгляд это может показаться странным, но Коммонер отлично подходил для СССР. Дело было в том, что американский эколог придерживался социалистических взглядов. Сочетание левой идеологии и исследований окружающий среды стали фундаментом для его книг «Замыкающийся круг» и «Технология прибыли». В них есть и законы Коммонера.

Капитализм вредит экологии

Коммонер считал, что современные промышленные технологии, а также интенсивная добыча топлива являются угрозой для всего человечества. Загрязнение окружающей среды все нарастает из-за желания предпринимателей и государства извлекать максимальную прибыль. Законы экологии Коммонера критикуют капиталистическую систему, при которой больше всего страдает именно природа.

Также ученый старался донести до своих читателей мысль, что нанесенный ущерб уже невозможно возместить. У человека нет возможностей восстановить утраченную экосистему. Поэтому законы Коммонера основывались на том, что необходимо предотвращать возможный вред, а не лечить уже нанесенные обществом раны.

Альтернативные источники энергии

Американский эколог не только указывал на недостатки современного производства. Он также предлагал решения для выхода из сложившейся ситуации. Коммонер был активным сторонником использования источников энергии возобновляемого типа. В первую очередь это конечно солнечный свет.

Идеи Коммонера были высказаны в 70-е годы. Сегодня можно воочию наблюдать реализацию многих из его проектов. Солнечные батареи, ветряные мельницы – все это стало уже обыденными источниками энергии для богатых стран. Эти технологии используются не только на крупных предприятиях, но даже в домах обычных граждан. Рынок солнечных батарей в США и Европе сегодня растет самыми быстрыми темпами.

Перераспределение благ

Знаменитые законы экологии Коммонера также отсылают к социальным проблемам, которые стали причиной загрязнений окружающей среды. Двадцатый век еще больше увеличил пропасть между богатыми и бедными странами. В одних государствах идет стремительный технический прогресс, в других жизнь меняется крайне медленно.

Эти экономические явления породили термин «стран третьего мира». В основном это Африка. С другой стороны, в Азии существует огромная проблема, связанная с перенаселением. Гигантские китайские города являются мировыми лидерами по выбросу смога и других вредных веществ в атмосферу Земли.

Законы Барри Коммонера основываются на социалистических идеях. Ученый предлагал распределить мировые богатства. По его задумке, лишние средства зажиточных обществ должны были пойти на улучшение жизни стран с низким уровнем жизни. Это бы позволило избежать колоссальных экологических проблем в этих регионах. Из-за перенаселения мелеют реки, скудеют ресурсы недр, разрушаются устойчивые природные связи и цепочки.

«Все связано со всем»

Всего есть 4 закона Коммонера. Первый из них называется «Все связано со всем». В чем его логика? Коммонер в своих книгах пытался объяснить, что все, что происходит в природе, тесно взаимосвязано между собой. Если человек наносит вред одной части окружающей среды, то он закономерно бьет по остальным.

Закон Коммонера «Все связано со всем» также называется законом динамического внутреннего равновесия. Этот принцип гласит, что даже небольшие изменения, внесенные человеком в окружающий его мир, со временем перерастают в катастрофу.

Рассмотрим пример. Компания, специализирующаяся на продаже древесины, интенсивно вырубает лес. Как это может повлиять на всю остальную природу? С уменьшением количества деревьев также уменьшается и объем свободного кислорода. Кроме того, происходят дополнительные выбросы оксида азота в атмосферу, что истощает озоновый слой. Наконец, последним звеном в этой цепочке будет усиление ультрафиолетового излучения, вредоносного для всех живых организмов.

Дарвин и гречка

Следует отметить, что основные законы экологии Коммонера были сформулированы им благодаря знанию работ своих предшественников. Как известно, ученый по своему профильному образованию был биологом. Он много изучал дарвинскую теорию и был детально знаком с биографией своего знаменитого предшественника.

В одной из своих книг Коммонер пересказал любопытный факт из жизни основоположника идеи эволюции. Однажды к Дарвину обратились крестьяне с просьбой дать совет о том, как увеличить урожай гречки. Ученый ответил совершенно неожиданно. Он предложил крестьянам завести побольше кошек. Дарвин, как и Коммонер, прекрасно осознавал взаимосвязь всего, что происходит в природе. Он понимал, что новые кошки истребят полевых мышей, регулярно портивших урожай гречки у крестьян. Эта история является прекрасной иллюстрацией того, что хотел сказать Барри Коммонер. Законы экологии, как показывает данный пример, доказываются эмпирически.

«Все должно куда-то деваться»

Второй закон Коммонера затрагивает феномен перераспределения веществ в окружающей среде. Этот принцип, сформулированный американским ученым, называется «Все должно куда-то деваться». В естественном природном состоянии каждое вещество имеет собственный круговорот «жизни». В окружающей среде синтезируется только то, что в дальнейшем может исчезнуть.

Законы Барри Коммонера гласят, что это естественный процесс. И с этим сложно не согласиться. Однако с тех пор, как человечество вошло в современную эпоху, оно систематически производит искусственные вещества, которые уничтожить без последствий для природы крайне сложно. Например, это ДДТ, полиэтилен и т. д. В этот же список можно отнести ресурсы, добываемые из земных недр. Переработанная и использованная нефть оставляет в окружающей среде неизгладимый след. Законы Б. Коммонера и вся его теория критикуют такое производство. Нефть, руда и другие вещества преобразуются в новые соединения, которые не могут рассеяться в окружающей среде.

Борьба с отходами производства

Человек уже не может отказаться от современной промышленности. В то же время сделать ее совсем безотходной также не представляется возможным. Поэтому ученый предлагал хотя бы минимизировать ущерб, который производство причиняет природе.

Экологические законы Барри Коммонера гласят, что, во-первых, новые технологии должны быть как можно менее ресурсозатратными. Во-вторых, необходимо создать такое производство, в котором отходы человеческой деятельности можно было бы использовать в качестве сырья. Наконец, в-третьих, если выброс вредных продуктов неминуем, то общество обязано создать для них разумную систему захоронения и утилизации.

«Природа знает лучше»

Третий закон Коммонера касается сложности окружающего мира. Даже современный человек, со всеми его технологиями, не может знать всех взаимосвязей внутри природы. Биосфера состоит из миллионов разных существ. Она делится на множество зон. Флора и фауна мира развивались на протяжении миллиардов лет. Если человек будет вмешиваться в эти процессы, даже желая улучшить обстановку вокруг себя, он только нанесет дополнительный вред.

Экологические законы Коммонера призывают людей к осторожности. Активные преобразования природы могут привести к тому, что весь наш мир будет непригоден для нормальной жизни. Вмешательства человека представлены сотнями показательных случаев только за последнее время. Например, отстрел волков в некоторых северных лесах привел к тому, что эта природная зона лишилась своих естественных «санитаров». В Китае массово отстреливали воробьев. Жители страны считали, что огромные стаи этих птиц вредят посевам. Когда воробьи исчезли, на их место пришли насекомые, которых стало некому есть. Перемены в биологической цепочке привели к еще большим потерям урожая в Китае.

«Ничто не дается даром»

Это последний закон Коммонера. У него есть и другая трактовка, которая гласит, что «за все нужно платить». Закон основывается на принципе того что природная система всегда развивается за счет окружающей среды. Единая биосфера состоит из множества частей. Если в ней появляется что-то новое, то оно обязательно вытеснит что-то старое.

То же самое можно сказать о технических достижениях человечества. Если мы создаем что-то, что затрагивает природу, то это приведет к некоторым потерям в окружающей среде. Законы экологии Б. Коммонера связаны с принципом внутреннего динамического равновесия, о котором уже говорилось при описании первого закона.

Ученый сравнил преобразование природы с платежом по векселю. Человеку придется уничтожить что-то старое, чтобы получить новое. При этом он может отсрочить неизбежный платеж «по векселю», но рано или поздно платить все равно придется. У четвертого закона есть яркий пример. Это сельское хозяйство. При ежегодном выращивании овощей на одном и том же месте уровень полезных веществ в почве (фосфор, азот, калий и т. д.) снижается. С каждым разом урожай становится все меньше и меньше. В конце концов, человеку приходится или покинуть этот участок или обработать его удобрениями.

Экотехнологии

Коммонер предлагал создавать производства нового типа, которые работали бы в гармонии с природой. Это так называемые экотехнологии. Ученый считал, что такие проекты вполне можно реализовать, если они по своей логике будут совпадать с процессами, происходящими в биосфере или даже продолжать их. Поэтому человечеству следует выяснить те принципы, благодаря которым природа сохраняет свое равновесие. Уже опираясь на эти правила, общество сможет создать безвредное для окружающей среды производство.

Примером может послужить ситуация с переработкой веществ. В природе они разлагаются только с помощью микроорганизмов. Но некоторые отходы человеческой жизнедеятельности только вредят среде. Поэтому, согласно Коммонеру, человечеству следует выбрасывать в биосферу только то, что она сама сможет поглотить. Остальное необходимо перерабатывать искусственно с помощью современных технологий. Это вопрос экологической целесообразности.

fb.ru

Источники экологического права

1. Понятие и классификация источников экологического права

Источники — объективные носители норм.

Источники экологического права — нормативные правовые акты, содержащие нормы по регулированию общественных экологических правоотношений.

Особенности источников экологического права:

1) два уровня установления правовых норм (то есть акты Российской Федерации и акты ее субъектов), так как большинство правоотношений, являющихся предметом экологического права, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; кроме того, ряд вопросов (озеленение, твердые бытовые отходы) отнесены к вопросам местного значения и могут регулироваться муниципальными правовыми актами;

2) нормы экологического права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в актах других отраслей законодательства;

3) значительный объем подзаконных актов, что связано как с объективными факторами (специфика разнообразных объектов, по поводу которых возникают отношения, урегулированным эколого-правовыми нормами), так и с субъективными факторами (несовершенство нормативной базы, неоптимальная структура органов экологического управления, коррупциогенность норм и т.д.).

Классификации источников экологического права

Рассмотрим различные классификации источников экологического права.

  1. По юридической силе:
    1. Законы
    2. подзаконные акты
    3. По предмету регулирования:
      1. Общие
      2. Специальные
      3. По направленности правового регулирования:
        1. Материальные
        2. Процессуальные
        3. По характеру:
          1. Кодифицированные
          2. Некодифицированные

          2. Конституционные основы правового регулирования экологических правоотношений

          Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

          Можно выделить две группы конституционных норм:

        4. ст. 1 — РФ есть демократическое федеративное правовое государство; демократичность Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;
        5. ст. 2 — человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в принципе приоритета экологических прав человека
        6. ст. 7 — РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; к таким условиям, несомненно, следует отнести и благоприятную окружающую среду;
        7. ст. 10 — разделение властей
        8. 2) специальные экологические:

        9. установление прав и обязанностей:
          • ст. 42 — три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;
          • ст. 58 — обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
          • природоресурсные нормы:
            • ст. 9 — земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.
            • ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.
            • 3. Общая характеристика ФЗ «Об охране окружающей среды». Иные федеральные законы — источники экологического права.

              Структура Федерального закона включает:

              • глава I. Общие положения;

              • глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды;

              • глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды;

              • глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

              • глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

              • глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и эко­логическая экспертиза;

              • глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

              • глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычай­ных ситуаций;

              • глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

              • глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

              • глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

              • глава XII. Научные исследования в области охраны окру­жающей среды;

              • глава XIII. Основы формирования экологической культуры;

              • глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в об­ласти охраны окружающей среды;

              • глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

              • глава XVI. Заключительные положения.

              В контексте концепции устойчивого развития важное значе­ние имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допусти­мого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объ­ектов животного мира, в отношении недр в действующем законо­дательстве требования о нормировании не установлены.

              Законом определен юридический критерий уровня проектиро­вания предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.

              Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государст­венного контроля в области охраны окружающей среды и функ­ций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).

              Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоре­тическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.

              Устанавливаемые Законом общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:

            • экологическое нормирование и стандартизацию,
            • оценку воздействия планируе­мой деятельности на окружающую среду,
            • экологическую экспер­тизу,
            • экологическую сертификацию, экологический аудит,
            • лицензирование,
            • меры экономичес­кого стимулирования, планирование, финансирование, страхова­ние,
            • мониторинг,
            • экологический контроль
            • и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к охране природы в целом, так и к охране отдельных природных ресурсов (объектов).

              4. Иные федеральные законы источники экологического права:

              Федеральные законы, регулирующие общие институты экологического права (общая часть)

              Федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экологической безопасности

              • Федеральный закон от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицида­ми и агрохимикатами»

              • Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

              • Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

              Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу охраны отдельных природных объектов

              • Федеральный закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных тер­риториях»;

              • Федеральный закон от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, ле­чебно-оздоровительных местностях и курортах»;

              • Федеральный закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации»;

              • Федеральный закон от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;

              • Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, терри­ториальном море и прилежащей зоне»;

              Природоресурсное законодательство

              (Федеральные законы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны различных видов природных ресурсов)

              Значительный удельный вес в системе экологического законо­дательства занимает природоресурсное законодательство. В от­личие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, по­скольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодатель­ство в России развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

              Природоресурсное законодательство это — совокупность зако­нов, регулирующих отношения по использованию и охране от­дельных природных ресурсов. Оно включает:

              • Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;

              • Федеральный закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель»;

              • Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;

              • Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;

              • Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»;

              4. Подзаконные нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

              • Акты Президента РФ.
                • УКАЗ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»
                • УКАЗ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 «О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ»
                • УКАЗ Президента РФ от 04.06.2008 N 889 «О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»
                • Акты Правительства РФ
                  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 «О НОРМАТИВАХ ПЛАТЫ ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ СТАЦИОНАРНЫМИ И ПЕРЕДВИЖНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ, СБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ПОВЕРХНОСТНЫЕ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ»
                  • Акты федеральных органов исполнительной власти — весьма многочисленны:
                    • акты Главного государственного санитарного врача РФ (ими утверждаются гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы и другие нормативные документы);
                    • акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (утверждаются различные правила в сфере компетенции Службы, например, Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», Приказ Ростехнадзора от 05.03.2008 N 131 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению идентификации опасных производственных объектов», Постановление Ростехнадзора от 10.12.2007 N 4 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций. НП-082-07» и т.п.);
                    • акты Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (также в сфере полномочий Службы, например: Приказ Росприроднадзора от 03.12.2007 N 490 «О договорах купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд»);
                    • иные акты федеральных органов исполнительной власти.
                  • Акты субъектов РФ
                  • Новые лекции добавляются 1-2 раза в неделю. Чтобы первым получать лекции по экологическому праву, подпишитесь на БЕСПЛАТНУЮ рассылку лекций, вписав в форму ниже свой электронный адрес и нажав «Подпишись!». Подписаться также можно, используя форму на первой странице сайта или пройдя на страницу рассылки.

                    sites.google.com

                    ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ КОММОНЕРА

                    Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .

                    Экологический словарь , 2001

                    Смотреть что такое «ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ КОММОНЕРА» в других словарях:

                    «Законы» экологии Коммонера — сформулированы в начале 70 х годов XX в. американским ученым Б. Коммонером. Первый закон. Все связано со всем. Это закон об экосистемах и биосфере, обращающий внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе. Он призван предостеречь… … Экологический словарь

                    Коммонер, Барри — Коммонер Барри Commoner Barry Дата рождения: 28 мая 1917(1917 05 28) Место рождения: Бруклин, США Дата смерти: 30& … Википедия

                    Закон экологический — свод фундаментальных положений экологии и природопользования. Экологические законы и правила были обобщены и сведены в единую систему Н.Ф. Реймерсом, по мнению которого экологические законы представляют собой теоремы, которые могут быть доказаны … Экология человека

                    Бэрри Коммонер — Коммонер Барри Commoner Barry Файл:(изображение) (описание изображения) Дата рождения: 28 мая 1917 Место рождения: Бруклин Гражданство: США Научная сфера: Биология Место работы: Квинз Коллидж … Википедия

                    Коммонер — Коммонер, Барри Коммонер Барри Commoner Barry Дата рождения: 28 мая 1917(1917 05 28) (92 года) Место рождения: Бруклин Гражданство … Википедия

                    Коммонер, Бари — Коммонер Барри Commoner Barry Файл:(изображение) (описание изображения) Дата рождения: 28 мая 1917 Место рождения: Бруклин Гражданство: США Научная сфера: Биология Место работы: Квинз Коллидж … Википедия

                    Коммонер Б. — Коммонер Барри Commoner Barry Файл:(изображение) (описание изображения) Дата рождения: 28 мая 1917 Место рождения: Бруклин Гражданство: США Научная сфера: Биология Место работы: Квинз Коллидж … Википедия

                    Коммонер Бари — Коммонер Барри Commoner Barry Файл:(изображение) (описание изображения) Дата рождения: 28 мая 1917 Место рождения: Бруклин Гражданство: США Научная сфера: Биология Место работы: Квинз Коллидж … Википедия

                    Коммонер Барри — Commoner Barry Файл:(изображение) (описание изображения) Дата рождения: 28 мая 1917 Место рождения: Бруклин Гражданство: США Научная сфера: Биология Место работы: Квинз Коллидж … Википедия

                    dic.academic.ru

                    Закон об экологии

                    Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.

                    Какие в России есть законы об экологии?

                    Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.

                    Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:

                    • полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
                    • проведение государственной экологической экспертизы;
                    • права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
                    • финансовое обеспечение, международные договоры;
                    • ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.
                    • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:

                    • полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
                    • общие требования к обращению с отходами;
                    • нормирование, государственный учет и система отчетности;
                    • экономическое регулирование поставленных задач;
                    • регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
                    • система государственного надзора за исполнением предписаний;
                    • ответственность за нарушения.
                    • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:

                    • права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
                    • санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
                    • обеспечение профилактических мероприятий;
                    • государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
                    • ответственность за нарушение предписанных норм.
                    • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:

                    • формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
                    • организация соответствующей деятельности;
                    • государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
                    • обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
                    • права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
                    • ответственность за нарушение данного закона;
                    • международные договора и сотрудничество РФ.
                    • Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.

                      Описание закона об экологии

                      Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:

                    • общие положения, регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
                    • основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
                    • права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
                    • принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
                    • нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
                    • оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
                    • требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
                    • процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
                    • учет объектов природы, которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
                    • лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
                    • государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
                    • государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
                    • определение принципов проведения научных исследований экологии;
                    • основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
                    • ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
                    • ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
                    • принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.
                    • В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.

                      Изменения в законе по экологии

                      Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:

                    • в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы» были добавлены слова «, федеральные нормы и правила» в соответствующих падежах;
                    • статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
                    • была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
                    • в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах, дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
                    • в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.
                    • Скачать закон об экологической безопасности РФ

                      Скачать Федеральный закон 7 «Об охране окружающей среды» можно здесь. В качестве основного закона об экологической безопасности данный документ наиболее актуален для изучения.

                      Иные документы, указанные в статье, можно скачать по следующим ссылкам:

                    • Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ – здесь;
                    • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ – здесь;
                    • Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ – здесь;
                    • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ – тут.
                    • Все документы представлены в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2017 года.

                      210fz.ru