Антитрестовских законов

Антитрестовский закон в США: основные моменты

Если рассматривать основы антитрестовского законодательства, то можно обнаружить ряд закономерностей. В основе лежит борьба с монопольной властью в какой-либо сфере бизнеса, промышленности, торговли. Североамериканское общество столкнулось с этой проблемой в конце XIX века, когда ряд монополистических объединений, существовавших в виде трестов, занимались установкой необходимых для себя цен, не допуская никакой конкуренции в отдельном сегменте рынка. Государственная политика того времени не следовала каким-либо единым законам в сфере рыночных отношений. Все это вызывало ожидаемое недовольство в обществе. В число особо недовольных входили мелкие и средние предприниматели, фермеры, рабочие. Все это постепенно превращалось в организованное политическое движение, ставившее для себя задачу возродить здоровую конкуренцию и убрать с рынка монополистические тресты.

Закон Шермана как начало антитрестовской борьбы

Первым законодательно оформленным актом, направленным против монополизма, стал закон Шермана. Запущенный в делопроизводство в 1890 году, он регламентировал заключение контрактов, запрещая те, которые могли быть направлены на ограничение свободной торговли. Основной смысл данного закона был заложен в 2-х параграфах:
— объявление незаконными любых соглашений, направленных на ограничение производства и торговли;
— если заключенное соглашение нарушает данный закон, то стороны, заключившие его, признаются виновными в совершении преступления.
В качестве мер наказания были предусмотрены возмещение убытков и штрафы. В более серьезных случаях могло доходить до ареста отдельных лиц и даже расформирования данной фирмы. К основным недостаткам закона Шермана можно было отнести слабую сформулированность законодательных определений, что давало определенные лазейки для нарушения данного закона. К тому же не было предусмотрено наличие специального органа, который бы контролировал совершение сделок. Эти нюансы не позволяли работать закону Шермана с полной эффективностью.
Через 20 лет государственные структуры пришли к выводу, что существующий закон не может в полной мере справляться с монополизмом. Требовался новый закон, более конкретно проработанный, с учетом появившихся за последние годы нюансов. 1914 год стал в этом отношении судьбоносным. Именно в этом году были приняты два закона, в какой-то степени дополнявшие друг друга. Это закон Клейтона, в котором более конкретно уточнялись основные законодательные понятия, касающиеся антитрестовского закона. К тому же, если сравнивать законы Шермана и законы Клейтона, то можно заметить, что при всей их схожести, главное различие заключалось в том, что в новом законе было выбрано направление по предупреждению возникновения возможных монополий. Тогда как по закону Шермана власти боролись с уже существующими трестами. Так же был принят закон о Федеральной Торговой Комиссии (ФТК). В перечень должностных обязанностей ФТК входил контроль за исполнением антитрестовских законов.
В 1938 году появился новый, более проработанный закон, получивший имя Уилера – Ли. Данный закон чётко регламентировал подачу заведомо ложной рекламной информации о качестве товара и его содержании. Данный закон базировался на более ранних, с существенным дополнениям в плане рекламной деятельности. Далее, в 1950 году, появился закон Селлера – Кефовера, который был направлен на запрет слияния фирм, путём приобретения активов более слабой фирмы.

www.istmira.com

АНТИТРЕСТОВСКИЕ ЗАКОНЫ

Исторически американская экономика, пропитан­ная философией свободных конкурентных рынков, представляет собой плодородную почву для разви­тия подозрительного и полного опасений отноше­ния общества к промышленной концентрации. Не слишком явное в первые годы существования госу­дарства это принципиальное недоверие к монопо­лии расцвело пышным цветом в десятилетия, по­следовавшие за Гражданской войной. Перерастание местных рынков в национальные по мере совершен­ствования транспортных средств, постоянно возра­ставшая механизация производства и получавшая все более и более широкое распространение акци­онерная форма делового предприятия оказали мощ­ное воздействие на развитие трестов, или монопо­лий, в 1870-е и 1880-е годы. В этот период тресты развивались в нефтяной промышленности, произ­водстве консервированного мяса, на железных до­рогах, в производстве сахара, свинца, угля, виски и табачных изделий, а также в других отраслях.

Помимо того, что в процессе монополизации различных отраслей использовалась сомнительная тактика, полученная в результате власть на рынке почти постоянно применялась в ущерб всем, кто имел дело с этими монополиями. Фермеры и не­большие предприятия, будучи особенно уязвимы­ми для действий растущего числа гигантских акци­онерных монополий, были среди первых, кто осу­дил их развитие. Потребители и профсоюзы неда­леко отстали в выражении своего неодобрения мо­нопольной власти.

В таких условиях развития некоторых отраслей, когда рыночные силы больше не обеспечивали кон­троль, достаточный для поддержания общественно терпимого порядка, были приняты два способа кон­троля, заменяющие рынок или дополняющие его.

1. Регулирующие агентства. На тех немногих рынках, где сложилось экономическое положение, препятствующее эффективному функционированию рыночного механизма, то есть там, где имеется тен­денция к естественной монополии, были созданы общественные регулирующие агентства для контро­ля за экономическим поведением.

2. Антитрестовское законодательство. На боль­шинстве других рынков, где благодаря экономиче­ским и техническим условиям монополия не стала неотъемлемым элементом, общественный контроль принял форму антимонопольного, или антитрес­товского, законодательства, предназначенного для сдерживания или предотвращения развития моно­полий.

Давайте сначала рассмотрим главные элементы антитрестовского законодательства, которые — усо­вершенствованные и дополненные различными поправками — составляют основной закон страны, касающийся размера корпораций и уровня концен­трации.

Закон Шермана 1890 г.

Наивысшей точкой острого общественного возму­щения трестами в 1870-е и 1880-е годы стало при­нятие в 1890 г. антитрестовского закона Шермана. Этот краеугольный камень антитрестовского зако­нодательства составлен на удивление кратко и, на первый взгляд, прямо касается существа дела. Суть закона воплощена в двух основных параграфах. Параграф 1 гласит:

«Любое соглашение, объединение в форме тре­ста или в иной форме либо тайный сговор, имею­щие целью ограничение производства или торгов­ли между несколькими штатами либо с иностран­ными государствами, настоящим объявляются не­законными. »

Параграф 2 гласит:

«Любое лицо, которое попытается или монопо­лизировать* или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом либо лицами, чтобы монополи­зировать какую-нибудь часть производства или тор­говли между несколькими штатами либо с иност­ранными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления. »

Результатом принятия этого закона стало пре­вращение монополии и ограничений торговли — например, тайных сговоров в области ценообразо­вания или раздела рынков между конкурентами — в уголовные преступления против федерального пра­вительства. По закону Шермана как Министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от монопо­лий и неконкурентного поведения, могли предъя­вить им иск.

пострадавшие от незаконных объединений или тай­ных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба. Казалось, чтоэакон Шермана обеспечивал прочное основание для уверенных действий правительства против монополий.

Однако первые же судебные истолкования зако­на Шермана вызвали серьезные сомнения в его эффективности, и стало ясно, что нужна более точ­ная формулировка антитрестовских законов. Кро­ме того, деловое сообщество стремилось к более четкой формулировке того, что является законным или незаконным.

Закон Клейтона 1914 г.

Необходимое уточнение закона Шермана приняло форму закона Клейтона 1914 г. Следующие парагра­фы закона Клейтона были призваны усилить и уточ­нить смысл закона Шермана:

Параграф 2 объявляет вне закона ценовую дис­криминацию покупателей, когда такая дискрими­нация не оправдана разницей в издержках.

Параграф 3 запрещает исключительные, или принудительные, соглашения, в соответствии с ко­торыми производитель продавал бы некий товар покупателю только при условии, что последний приобретает другие товары у того же самого про­давца, а не у его конкурентов.

Параграф 7 запрещает приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции.

Параграф 8 запрещает формирование «пере­плетающихся» директоратов — когда руководитель одной фирмы является также членом правления конкурирующей фирмы — в крупных корпора­циях, где результатом было бы уменьшение кон­куренции.

Фактически в законе Клейтона было немного такого, что не подразумевалось бы уже в законе Шермана. Закон Клейтона — это просто попытка заострить и пояснить общие положения закона Шермана. Более того, закон Клейтона пытался объ­явить вне закона способы, которыми монополия могла бы развиваться, и в этом смысле был превен­тивной мерой. Закон Шермана, напротив, был на­целен в большей степени на наказание существую­щих монополий.

Закон о Федеральной комиссии по торговле 1914 г.

По Закону о Федеральной комиссии по торговле была создана комиссия из пяти членов; и на нее была возложена ответственность за проведение в жизнь антитрестовских законов, и закона Клейтона в осо­бенности. Комиссия была наделена властью рассле­довать нечестные конкурентные действия по собст­венной инициативе или по требованию понесших ущерб фирм. Комиссия могла устраивать публич­ные слушания по таким искам и при необходимос­ти издавать запретительные предписания в тех слу­чаях, когда были раскрыты «нечестные методы кон­куренции в коммерческой деятельности».

Закон Уилера — Ли 1938 г. возложил на Федераль­ную комиссию по торговле дополнительную ответ­ственность за осуществление контроля над «вводя­щими в заблуждение поступками или действиями в торговле». В результате комиссия также взяла на себя задачу защиты публики от ложной или вводя­щей в заблуждение рекламы и предоставления ис­каженной информации о качестве продуктов.

Закон о Федеральной комиссии по торговле име­ет двойное значение: 1) он расширил диапазон неза­конного делового поведения; 2) он предоставил не­зависимому антитрестовскому органу полномочия по проведению расследований и возбуждению судебных дел. Сегодня Федеральная комиссия по торговле и Министерство юстиции США совместно разрабаты­вают антитрестовское законодательство.

Закон Селлера — Кефовера 1950 г.

Этот закон внес поправку в параграф 7 закона Клей­тона, который, как вы помните, запрещает фирме приобретать акции конкурентов, если такое приоб­ретение ослабило бы конкуренцию. Фирмы могли обойти параграф 7 путем приобретения веществен­ных элементов активов (основных производствен­ных фондов и оборудования) конкурирующих фирм, а не их акций. Закон Селлера — Кефовера закрыл эту лазейку, запретив одной фирме приобретать ве­щественные элементы активов другой фирмы, если результатом данной операции будет ослабление кон­куренции. (Ключевой вопрос 2.)

textbook.news

Антитрестовских законов

Антитрестовские законы в США. Антитрестовские законы в США ограничивают максимальную долю рынка, которой может располагать компания. В результате наиболее крупные корпорации США сосредоточили свое внимание на международном секторе. [c.130]

Однако среди компаний существует и дух сотрудничества. Это становится заметно, когда промышленность в целом пытается разрешить свои проблемы, ведет переговоры с правительством, чутко реагируя на колебания спроса и действия антитрестовских законов. Например, оказавшись перед недавним глубоким спадом, 17 ведущих компаний, производящих основные промышленные материалы, образовали Ассоциацию предприятий по производству основных материалов. Эта группа проявила большую активность, направляла отчеты правительству и правящей либерально-демократической партии (ЛДП) об ухудшении условий рынка и их влиянии на показатели деятельности компаний. Она также подавала петиции как в правительство, так и в ЛДП с требованием изменить антитрестовские законы, заставить власти принять более гибкую политику по отношению к терпящей бедствие отрасли промышленности. [c.242]

Фирмы получили бы более высокие прибыли, если бы договорились поднять цены, но антитрестовские законы запрещают это. Все фирмы могли бы установить высокую цену без сговора, каждая по одиночке, надеясь, что ее конкуренты поступят так же, но перед ними стоит дилемма заключенных, которая делает это маловероятным. Каждая фирма захочет обмануть своих конкурентов, снижая свою цену и захватывая рынок сбыта. [c.362]

В ответ на вызов ОПЕК нефтяные концерны объединились, чтобы действовать единым фронтом. Им удалось даже добиться согласия не применять по отношению к ним антитрестовские законы США, действие которых распространяется на операции американских компаний не только внутри страны, но и за рубежом. [c.162]

С тех пор не утихают споры между правительством, профсоюзами и представителями компаний. Между прочим, профсоюзы оказались одними из первых мишеней этого антитрестовского закона. Трест — это просто другое название монополии. Утверждалось, что профсоюзы пытались контролировать предложение труда в некоторых отраслях. Этот спор продолжается и по сей день. [c.13]

Что такое заказ Что такое проект Что такое договор Различие между ними невелико. Как мы видим, бухгалтерская фирма может использовать договор при проведении аудита. Все же аудит местного клуба можно рассматривать как «заказ», а аудит мультинациональной компании как «проект». В основном проект — это комплексная работа, которая требует для выполнения месяцы или годы согласованной работы различных отделов, подразделений или заключения субконтрактов. В целях изучения мы остановимся на долгосрочном проекте в области строительства (т.е. мосты, торговые центры, ядерные подводные лодки) создания и внедрения новой модели продукции (автомобили, компьютеры) сопровождения сложного судебного процесса (по антитрестовскому закону) отправки космического экипажа. Заметьте, что последнее описывается как «миссия», а не «проект». [c.350]

Согласно американским антитрестовским законам ценообразование не должно носить демпинговый характер. Демпинг включает временное снижение цен с целью разорения конкурентов и захвата рынка сбыта, а затем — повышение цен. Во многих случаях считается, что цена, установленная равной или выше средних переменных затрат, не является демпинговой. [c.337]

Государство через финансовую политику, регулирование кредита и денежного обращения, а также через систему государственных заказов оказывает влияние на хозяйственную деятельность предприятий и монополий. Так, стремление правительства США поддержать мелкие и средние предприятия нашло свое выражение в стабилизации цен на сельско-хозяйственные продукты, выразившееся в установлении минимально допустимого уровня цен на основные продукты, поддержке коллективных договоров, законодательстве о минимальной заработной плате, гарантированном минимуме дохода, утверждении льготных тарифов и т.д. В США были приняты антитрестовские законы, направленные против сговора отдельных компаний, а также против монопольного положения одной компании. Объединение их или согласование ими действий объявляются вне закона, даже если цель состоит в том, чтобы обеспечить мелким фирмам возможность эффективно работать с крупными. [c.61]

Как известно, ни в одной стране мира — при всем разнообразии экономических и политических условий и их развития в разных капиталистических странах — процесс концентрации капитала сам по себе, помимо войн и социальных потрясений, не приводил к слиянию всех капиталистических фирм данной страны в единый бюрократический аппарат. Бывало так, что в единую монополию сливались все фирмы в отдельных отраслях экономики той или иной капиталистической страны однако тенденция к образованию таких монополий была неустойчивой и легко пресекалась буржуазным государством, которое шло на это хотя и под давлением широких пролетарских и мелкобуржуазных масс, но без очень уж сильного сопротивления этому давлению. Принятие антитрестовских законов явно не противоречило коренным интересам монополистической буржуазии. Так, из восьми полных отраслевых монополий, существовавших в США в начале века, к настоящему времени не осталось ни одной (34) — и ничего, капиталисты этих отраслей не плачут. [c.195]

Добавим почему верховные собственники такого рода фирм, в совокупности составляющие верхушку класса монополистической буржуазии, весьма легко смиряются с антитрестовскими законами — законами [c.312]

В большинстве учебников по курсу экономической теории пишется, что спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи предоставленной самой себе , превращается в конкуренцию несовершенную. Поэтому еще в конце XIX века в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего в США, была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации. В 1890 г. в США был принят закон Шермана, запрещающий тайную монополизацию торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах. Антитрестовские законы принимались и впоследствии. [c.39]

Однако необходимо помнить, что законодательные ограничения (так называемые антитрестовские законы) серьезно ограничивают формальные связи между депозитными учреждениями. Хотя депозитные учреждения и могут пользоваться какими-то общими информационными и операционными центрами, им запрещено работать вместе с целью максимизации общей прибыли. Создание подобных объединений, в основе которых лежат соглашения о ценах, или картелей, запрещено в США. В главе 11 мы расскажем, что все еще остается актуальным вопрос, существуют ли скрытые картели, создаваемые депозитными учреждениями. [c.224]

Установление рационального соотношения монополии и конкуренции, предотвращение разрушительных последствий монополизма достигаются путем антимонопольного законодательства. Впервые в мире такой документ, известный под названием Антитрестовского закона или Закона Шермана (1890 г.), был принят в США в конце прошлого столетия. Этим законом конкуренция была взята под защиту государства. [c.254]

США. Правовой основой государственного регулирования цен являются антитрестовские законы. Органами, осуществляющими контроль за ценами (кон- [c.256]

После принятия в США антитрестовского закона, запрещающего горизонтальную концентрацию производства, финансовый капитал стал расширять сферу деятельности. Начался процесс вертикальной концентрации. Возникла новая форма организации производства — диверсифицированная многоотраслевая компания — система комбинатов, ориентированных на основную отраслевую деятельность и расширяющих отраслевую специализацию компании. [c.30]

Основной вопрос, связанный с законодательством о предпринимательской деятельности, заключается в следующем когда затраты на регулирование начинают превышать выгоды Ведь законы не всегда честно используются теми, кто призван их защищать и соблюдать. Законодатели могут повести себя чересчур рьяно или непоследовательно, а правительственными организациями руководят в основном юристы и экономисты, которые на практике мало знакомы с бизнесом и маркетингом. Жесткие антитрестовские законы подвергаются критике за то, что они лишают американские фирмы возможности занять благоприятные позиции на международном рынке. Каждый новый закон, бесспорно, может быть юридически оправдан, но одновременно с этим он может иметь и непредвиденные последствия в виде ослабления предпринимательской инициативы и замедления экономического роста. [c.221]

Как мы увидим в главе 32, чиновники, занимающиеся антитрестовскими законами, иногда пользуются индексом Херфиндаля для определения того, следует ли одобрить или отвергнуть предложенное слияние корпораций. [c.571]

Обвинение в великом электрическом тайном сговоре , который нарушил американские антитрестовские законы, было предъявлено приблизительно 29 производителям и 46 служащим компаний. Окончательным результатом были значительные штрафы, тюремные наказания и судебные иски со стороны пострадавших покупателей. [c.578]

В других бесчисленных примерах тайные соглашения являются еще менее официальными. Так называемые джентльменские соглашения часто заключаются на коктейльных вечеринках, во время игры в гольф или на собраниях торгово-промышленных ассоциаций, где конкурирующие фирмы устно договариваются о цене на продукт, определяя рыночную долю каждого продавца, что выражается в неценовой конкуренции. Хотя подобные джентльменские соглашения тоже приходят в столкновение с антитрестовскими законами, их трудно обнаружить, для того чтобы успешно предъявить иск. [c.578]

Правовые препятствия антитрестовское законодательство. Американские антитрестовские законы (см. гл. 32) запрещают образование картелей и тот вид тайного соглашения об установлении цен, который мы обсуждали. Именно в силу этих причин в США получило развитие такое менее явное средство регулирования цен, как ценовое лидерство. [c.579]

Неопределенности, присущие не основанному на тайном соглашении ценообразованию, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих в тайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общих прибылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов. Различия в спросе и издержках, наличие большого числа фирм, мошенничество посредством ценовых скидок, экономические спады и антитрестовские законы являются препятствием для основанной на тайном сговоре олигополии. [c.588]

Наивысшей точкой острого общественного возмущения трестами в 1870-е и 1880-е годы стало принятие в 1890 г. антитрестовского закона Шермана. Этот краеугольный камень антитрестовского законодательства составлен на удивление кратко и, на первый взгляд, прямо касается существа дела. Суть закона воплощена в двух основных параграфах. Параграф 1 гласит [c.706]

Однако первые же судебные истолкования закона Шермана вызвали серьезные сомнения в его эффективности, и стало ясно, что нужна более точная формулировка антитрестовских законов. Кроме того, деловое сообщество стремилось к более четкой формулировке того, что является законным или незаконным. [c.707]

По Закону о Федеральной комиссии по торговле была создана комиссия из пяти членов и на нее была возложена ответственность за проведение в жизнь антитрестовских законов, и закона Клейтона в осо- [c.707]

Подобным образом и суды активнее или пассивнее относились к истолкованию антитрестовских законов. Временами суды решительно применяли их, близко придерживаясь духа и целей этих законов. В других случаях суды так истолковывали законы, чтобы все их использовать, но при этом полностью выхолостить содержание. Имея это в виду, давайте рассмотрим два главных спорных вопроса, которые возникают при толковании антитрестовских законов. [c.708]

Каждый из этих компромиссов сам по себе содержит противоречие. Применение антитрестовского законодательства становится более сложным, когда оно приходит в противоречие с другими социальными целями. Некоторые утверждают, что выигрыш от антитрестовской политики надо сравнивать с влиянием данной политики на противоречащие ей цели. Другие утверждают, что избирательное применение антитрестовских законов — это аспект правительственной промышленной политики (обсуждающейся ниже), которая безрассудно вмешивается в рыночный процесс. Очевидно, что различные политики могут по-разному оценивать эти соображения и компромиссы. [c.709]

Были ли эффективными антитрестовские законы Ответить на этот вопрос трудно. Но можно кое-что понять, если разобраться в том, как применялись данные законы к существующим рыночным структурам, слияниям и фиксации цен. [c.709]

Существующие рыночные структуры. Применение антитрестовских законов к существующим рыночным структурам было мягким. Вообще говоря, фирма будет преследоваться в судебном порядке, если она обладает более чем 60% соответствующего рынка и имеются факты, свидетельствующие о том, что фирма прибегла к злонамеренному поведению, чтобы достичь или поддержать свое рыночное господство. Наиболее знаменательной победой над существующей рыночной структурой было внесудебное соглашение 1982 г. между правительством и AT T. В 1974 г. AT T было предъявлено обвинение в нарушении закона Шермана путем совершения ряда антиконкурентных акций, направленных на сохранение ее монополии на телефонную связь внутри страны. Одним из пунктов соглашения было решение об отделении от AT T 22 региональных телефонных компаний. Однако с тех пор федеральное правительство не подало никаких важных антитрестовских судебных исков против существующих рыночных структур. [c.709]

Контрнападение на акции захватчика. Возбуждается судебное разбирательство против захватчика за нарушение антитрестовского закона или закона о ценных бумагах. [c.928]

АНТИТРЕСТОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — направлено на ограничение монополистической мощи и в наибольшей степени развито в США. Наиболее известны законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914 г.), Кейлера-Кефовера (1950 г.), а также постановления министерства юстиции США и судов. Оно делает незаконными объединения или сговоры с целью ограничения конкуренции, связанные контракты (фирма принуждает покупателя или продавца иметь дело исключительно с ней), взаимопереплетающиеся директораты, приобретение акций конкурирующей фирмы. Запрещается вводящая в заблуждение реклама. В 30-е годы суды США начали возбуждать дела против фирм на основе не только рыночного поведения последних, но и рыночной структуры. Сам размер объединения и степень его контроля над рынком могут быть причиной наказания.. При этом степень контроля над рынком, при которой вступали в действие антитрестовские законы, может колебаться от 60 до 5—7%. В 80—90-е годы применение антитрестовского законодательства становится все более неопределенным и либеральным. Юристы склоняются к использованию принципа разумности (незаконными объявляются лишь неразумные ограничения торговли). Закон Клейтона, исходя из того, что труд не является това-pojyi, установил, что рабочие организации не могут быть квалифицированы как сговор для ограничения торговли и их действия не подпадают под действие антитрестовского законодательства. АПОРТЫ — имущество, поступающее акционерному обществу в уплату за акции. А. могут быть представлены в виде товаров, торговых и промышленных предприятий, оцениваемых и приравниваемых к определенной сумме денежного капитала. Часто учредители передают акционерным обществам в виде А. свои предприятия и товары по завышенной оценке, получая значительно большее количество акций, чем соответствующее стоимости имущества. [c.18]

Предприятие Джона Д. Рокфеллера, внедрившееся во всех штатах, обрело такую власть, что в конце концов это обеспокоило многих американских политиков. Против хозяина Стандард Ойл , вызывавшего просто невероятную ненависть, возбуждались судебные процессы по обвинению в использовании принуждения и угроз и в противозаконной коммерческой деятельности. Наконец в 1890 г. американский Конгресс принял закон Щермана, более известный как антитрестовский закон, главной целью которого была ликвидация империи Джона Д. Рокфеллера. Пятнадцатого ноября 1911 г. Верховный суд Соединенных Штатов постановил прекратить деятельность треста, квалифицированного как опасная корпорация и заговор . Приговор обязал Стандард Ойл дать автономию всем своим филиалам, что, впрочем, нисколько не уменьшило власти его владельца, так как он сумел позаботиться о том, чтобы прекращение деятельности оказалось чисто теоретическим. 174 [c.102]

Однако на триумфальном этом пути возникла помеха, которая не в столь необыкновенной жизни могла бы показаться незначительной, но именно она, похоже, изменила судьбу миллиардера. В 1966 г. федеральные власти возбудили против Хьюза судебный процесс из-за нарушения им пресловутого антитрестовского закона. Поводом послужили кок-тракты, заключенные между T.W.A., компанией, принадлежащей ему, и Хьюз Эйркрафт , компанией, владельцем которой был тоже он. И случилось для Хьюза непредвиденное он проиграл этот процесс. Решение приходит мгновенно — ни годы, ни слава не изменили его — Хьюз не утратил былой стремительности. Через несколько дней после объявления вердикта он выбрасывает на Нью-Йоркскую биржу 77 % принадлежащих ему акций T.W.A. Момент выбран удачно курс ценных бумаг идет на повышение. В результате он получает 546549771 доллар, с которыми решает купить город, да, целый город, как другие покупают новый автомобиль или телевизор. И причем не какой-нибудь, а Лас-Вегас. Систематически, методично он скупает отель за отелем, супермаркет за супермаркетом, казино за казино, ипподром за ипподромом и становится владельцем [c.135]

Едва осела пыль после распада Standard Oil в 1911 году, как началась Первая мировая война, и нефтепромышленников призвали к выполнению патриотического долга. Соединенные Штаты немедленно ввели военный коллективизм, полностью планируемую экономику, в которой интересы большого бизнеса реализуются средствами центрального правительства 1. По иронии судьбы, антитрестовский закон, столь драматически примененный в деле Standard Oil, теперь запрещал подобную кооперацию на частных рынках. [c.152]

Антимонопольные законы. Почти на всех рынках ффективность производства может быть достигнута лишь при высоком уровне конкуренции. Поэтому федеральное правительство приняло ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов, начи-лля с Закона Шермана 1890 г., призванных поддерживать и укреплять конкуренцию как регулятор .еловой активности. [c.90]

Четверть века спустя в Деле Al oa в 1945 г. суд изменил позицию и признал даже несмотря на то, что поведение фирмы может быть законным, простое обладание монопольной властью (Al oa обладала 90% рынка алюминиевых болванок) является нарушением антитрестовских законов. [c.708]

Со времени принятия решения по Делу Al oa в 1945 г. суды вновь склоняются к правилу разумного подхода. Общие настроения и среди экономистов, придерживающихся антитрестовских взглядов, и среди тех, кто несет ответственность за прояедз-ние в жизнь антитрестовских законов, также качнулись в сторону от структуралистской точки зрения. Например, в 1982 г. правительство прекратило длившееся 13 лет судебное дело о монополизации против корпорации /ВЛ/на том основании, что IBM обоснованно ограничивала торговлю. [c.708]

Торговый баланс. Значительный торговый дефицит в последнее время заставил правительство искать способы увеличения американского экспорта. Действия антитрестовского закона, направленные на то, чтобы запретить слияние двух химических фирм, подорвать силу доминирующего производителя самолетов или предовратить появление монополиста в области программного обеспечения, могут ослабить затронутые фирмы, снизив их конку- [c.708]

Конгломератные слияния в целом разрешены. Если производитель автомобилей приобретает пивоваренный завод, антитрестовские законы не работают, так как в результате ни одна из фирм не увеличивает долю на своем рынке, то есть индекс Герфиндаля в обеих отраслях не изменится. [c.711]

Смотреть страницы где упоминается термин Антитрестовский закон

Курс экономической теории Изд5 (2006) — [ c.7 ]

economy-ru.info