Арбитраже и третейском суде

Об арбитраже ad hoc

(третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора)

Понятие «арбитраж ad hoc»

Согласно ст. 2 ФЗ «О арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитраже) третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc) является – третейский суд, осуществляющий арбитраж при отсутствии администрирования со стороны постоянно действующего арбитражного учреждения (ПДАУ) (за исключением возможного выполнения ПДАУ отдельных функций по администрированию конкретного спора, если это предусмотрено соглашением сторон арбитража).

Таким образом, в отличие от институционного арбитража, в рамках которого функции по организационному обеспечению разбирательства выполняют сотрудники секретариата (аппарата) арбитражного учреждения, при арбитраже ad hoc данные функции возлагаются на состав третейского суда (единоличного арбитра или коллегию арбитров).

Порядок формирования состав третейского суда при арбитраже ad hoc

При арбитраже ad hoc состав третейского суда формируется в порядке, согласованном сторонами, в отсутствие такого соглашения – в порядке, предусмотренном ст. 11 Закона об арбитраже. Таким образом, при арбитраже с тремя арбитрами каждая сторона избирает одного арбитра и два назначенных таким образом арбитра избирают третьего арбитра. Если сторона не изберет арбитра в течение одного месяца по получении просьбы об этом от другой стороны или если два арбитра в течение одного месяца с момента их избрания не договорятся об избрании третьего арбитра, по заявлению любой стороны назначение производится государственным судом Российской Федерации, определенным в соответствии с процессуальным законодательством (§ 3 гл. 30 АПК РФ). При арбитраже с единоличным арбитром, если стороны арбитража не придут к соглашению об избрании арбитра, по просьбе любой стороны назначение также производится государственным судом.

Содействие арбитражу ad hoc

Закон об арбитраже (п. 3 ч. 18 ст. 44) допускает, что в рамках арбитража ad hoc возможно содействие (администрирование) со стороны ПДАУ, т.е. выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, но без общего администрирования спора.

В ч. 19 ст. 44 Закона об арбитраже также дополнительно отмечается, что стороны могут своим соглашением поручить выполнение отдельных функций по администрированию арбитража, в том числе функций по назначению арбитров, разрешению вопросов об отводах и о прекращении полномочий арбитров, при осуществлении арбитража третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора, ПДАУ, правилами которого предусмотрено осуществление этих видов деятельности.

Когда применяется арбитраж ad hoc?

Стороны изначально могут договориться о том, что все споры, возникающие из договора, подлежат разрешению в порядке арбитража ad hoc.

Кроме того, Законом об арбитраже предусмотрено, что третейские соглашения о передаче споров в ПДАУ или в постоянно действующий третейский суд (ПДТС), которые лишились права осуществлять свою деятельность, не становятся неисполнимыми, а рассматриваются в качестве соглашений по передаче споров на рассмотрение третейского суда ad hoc.

Так, в соответствии с ч. 8 ст. 48 Закона об арбитраже арбитражные соглашения, которые предусматривают администрирование арбитража ПДАУ или ПДТС, прекратившим свою деятельность, и по которым арбитраж не был начат до даты прекращения указанной деятельности, считаются арбитражными соглашениями по передаче споров на рассмотрение третейского суда ad hoc, если стороны спора не договорятся об иной процедуре разрешения спора. Такое арбитражное соглашение становится неисполнимым, если спор в связи с таким арбитражным соглашением не может быть рассмотрен третейским судом ad hoc (например, корпоративные споры могут рассматриваться только в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ), и стороны своевременно не осуществили выбор иного постоянно действующего арбитражного учреждения либо если имеются иные основания для признания арбитражного соглашения неисполнимым, непосредственно не связанные с прекращением постоянно действующим арбитражным учреждением деятельности в соответствии с настоящей статьей.

Аналогичное правило предусмотрено ч. 16 ст. 52 Закона об арбитраже в соответствии с которой, споры в рамках арбитража, администрируемого ПДАУ и ПДТС, утратившими право администрировать спор, продолжают рассматриваться третейским судом, и все функции по администрированию арбитража подлежат выполнению третейским судом как при арбитраже, осуществляемом третейским судом, образованным сторонами арбитража для разрешения конкретного спора, если стороны спора не договорятся об иной процедуре разрешения спора и если арбитражное соглашение не становится неисполнимым.

Важная информация

03.07.2017
Центр энергетического арбитража при Фонде «Право и экономика ТЭК» станет арбитражным учреждением-правопреемником Третейского суда при НП «ЭНЕРГОСТРОЙ» >>

08.05.2015
Опубликованы разъяснения по вопросу уплаты НДС в составе третейских сборов >>

www.tsenergostroy.ru

Разница между третейским и арбитражным судом

Решение спорных вопросов между частными предприятиями может быть осуществлено при содействии третейского или арбитражного судов. В чем специфика каждого из соответствующих учреждений?

Факты о третейских судах

Под третейским судом принято понимать негосударственную организацию, занимающуюся разрешением хозяйственных споров (их сторонами могут быть юрлица или граждане). Есть два типа учреждений, о которых идет речь:

Первые учреждаются на постоянной основе в целях формирования организации, готовой содействовать разрешению хозяйственных споров в любой момент времени. Вторые организуются сторонами в целях разрешения отдельно взятого спора.

Каждый из третейских судов имеет собственный регламент, утверждаемый в момент подписания третейского соглашения. Которое является к тому же юридическим документом, закрепляющим обязательство за каждым из участников спора подчиниться решению судей после проведения слушаний.

Осуществить учреждение третейского суда стороны гражданских правоотношений могут в любой момент времени. Для этого им нужно, во-первых, подписать вышеописанное соглашение, а во-вторых — уведомить один из государственных судов. Как правило, это арбитраж по месту регистрации сторон спора.

В течение трех месяцев с момента вынесения третейским судом решения участники спора могут его обжаловать. При этом такое право есть только у сторон слушания. Иные лица не управомочены оспаривать решения третейских судов. Основанием для проведения соответствующей процедуры являются чаще всего нарушения в части процессуальных требований. Как правило, пересмотра материалов по существу не происходит.

Следует отметить, что в третейском соглашении может быть установлен прямой запрет на обжалование принимаемых решений по факту проведения слушаний — они становятся окончательными и немедленно вступают в силу.

Исполнение решения третейского суда осуществляется сторонами спора, как правило, добровольно. Но принуждение к этому все же может быть — посредством обращения в государственный суд.

У третейских судей обычно отсутствуют полномочия по истребованию доказательств по рассматриваемым делам. В интересах каждой из сторон — предоставить их самостоятельно.

Состав третейских судей определяют участники спора. Если организация — постоянно действующая, то он зависит от правил, установленных в соответствующем учреждении. Конкретное место проведения третейских слушаний определяется также сторонами спора.

Рассмотрение судебных споров при содействии организаций, о которых идет речь, как правило, носит закрытый характер. Стороны слушаний могут, таким образом, защитить свою конфиденциальность при решении сложных вопросов с партнерами. В третейских судах необязательно ведение протокола.

Срок рассмотрения споров организациями, о которых идет речь, — порядка 30-40 дней.

Факты об арбитражных судах

Под арбитражными судами принято понимать государственные органы, входящие в систему судебной власти. Их основная специализация, как и в случае с третейскими судами, — рассмотрение хозяйственных споров. Работа арбитражных судов в РФ регулируется федеральным законодательством. Стороны споров никак не влияют на их формирование и состав.

Обжалование решений арбитражей может быть осуществлено в любом случае — в течение 1 месяца после проведения слушания. При этом оспорить решение судей способно любое лицо, необязательно кто-либо из участников споров. В ходе обжалования иногда происходит пересмотр дела по существу. Суд вправе истребовать доказательства по рассматриваемому спору.

Сторона, в пользу которой арбитражем было принято решение, может рассчитывать на исполнение оппонентом своих обязательств в принудительном порядке. Для этого ей нужно запросить в соответствующем учреждении исполнительный лист — как только решение вступит в силу.

Арбитражные процессы, как правило, открытые. В рамках судебных слушаний, проводимых судами, о которых идет речь, обязательно ведется протокол.

Срок рассмотрения споров арбитражами — порядка 6 месяцев, если говорить о слушаниях в первой инстанции.

Главное отличие третейского суда от арбитражного — в том, что организации первого типа являются негосударственными, вторые, наоборот, входят в систему органов власти. Отсюда — разница между ними в таких аспектах, как:

  • механизм учреждения и формирования состава судей;
  • порядок обжалования, исполнения решений;
  • степень открытости судебных процессов, протоколирование слушаний;
  • сроки рассмотрения споров.

С точки зрения предмета споров работа третейских судов и арбитражей очень схожа.

Наглядно отобразить, в чем разница между третейским и арбитражным судом, мы можем с помощью небольшой таблицы.

thedifference.ru

Федеральный Арбитражный Третейский Суд Города Москвы

Арбитражный центр при Автономной Некоммерческой Организации «ПРАВОСУДИЕ» является правопреемником Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы. Арбитражный центр — это постоянно действующее арбитражное учреждение, которое осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №382 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Профессиональный арбитраж и разрешение споров физических и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. В Арбитражном центре (третейском суде) представлены специализированные коллегии по многим направлениям, в том числе: хозяйственным, корпоративным, имущественным, земельным, кредитным, строительным, финансовым и международным спорам.

Сроки рассмотрения исков, ускоренная процедура арбитража

Сроки рассмотрения дел в Арбитражном центре при АНО «Правосудие» (правопреемник Федерального Арбитражного Третейского Суда Города Москвы) существенно короче сроков в существующей практике работы арбитражных судов и судов общей юрисдикции.

Бесплатная помощь и консультирование

Сотрудники Отдела досудебного консультирования Арбитражного центра готовы предоставить Вам бесплатные юридические консультации по самому широкому спектру вопросов коммерческого арбитража и подготовки к процессу. Специалисты суда окажут помощь по различным вопросам, связанным с формой и способом подачи исковых заявлений, возможностью включения в договор арбитражной оговорки, согласования даты и времени судебного заседания.

Бесплатная юридическая поддержка и сопровождение

Аппарат Арбитражного центра оказывает бесплатную квалифицированную юридическую поддержку и сопровождение не только на этапе подготовки дела в арбитраже, но и на всех этапах судебного процесса, помощь в получении исполнительного листа и в контроле за его исполнением. Это позволяет сэкономить время и значительные средства на услуги консалтинга, посредников, юристов и адвокатов.

Стоимость арбитража, снижение судебных издержек

Арбитры Арбитражного Центра не взимают никаких дополнительных платежей и сборов, процентов и комиссий, кроме уплаты арбитражного сбора, установленного на уровне государственных пошлин в арбитраже. Ускоренная процедура рассмотрения дел в Арбитражном центре (третейском суде), бесплатное юридическое консультирование и сопровождение позволяют значительно снизить общую стоимость арбитража и всех судебных издержек, как для юридических, так и для физических лиц.

Гарантия конфиденциальности арбитража

Арбитражный центр гарантирует полную конфиденциальность и независимость арбитража. Арбитражное (третейское) разбирательство любого дела в арбитражном центре ведется только в рамках закрытого судебного заседания. Все сведения по материалам дела и судебного процесса закрыты для разглашения и публикаций.

Опыт и профессионализм арбитров, судебного состава

Арбитры Арбитражного центра – это судьи с многолетним опытом работы в Арбитраже и государственных судах Российской федерации. Аппарат суда — это юристы с большим стажем работы. В судебный состав коллегий Арбитражного центра по разным видам споров входят профессиональные арбитры, специализирующиеся на соответствующем виде экономической деятельности.

rossud.ru

Новый закон о третейском суде

При желании спорящие фирмы могут договориться о рассмотрении их дела в третейском суде. С 1 сентября этого года процедуру разрешения спора в третейском суде регулирует новый закон. Рассмотрим, какие преимущества и какие недостатки имеет третейское разбирательство.

Функции третейского суда может исполнять постоянно действующее арбитражное учреждение, созданное при некоммерческой организации. Постоянно действующие арбитражные учреждения вправе осуществлять свою деятельность только при получении лицензии, предоставляемой актом Правительства РФ на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Закон № 382-ФЗ о третейском суде

С 1 сентября 2016 года процедуру разрешения спора в суде, который образуют сами стороны, регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации». Ранее действовал Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». В целях приведения деятельности арбитражных учреждений в соответствие с новыми требованиями в Законе № 382-ФЗ предусмотрен переходный период, в течение которого действующие учреждения, намеренные сохранить свой статус, должны получить разрешения Правительства РФ на осуществление своих функций, по истечении которого учреждения, не получившие разрешение, не вправе продолжать деятельность по администрированию арбитража. Такой переходный период определен Законом № 382-ФЗ на один год со дня принятия Правительством РФ актов, регулирующих порядок получения разрешения.

Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ осуществляют функции постоянно действующего арбитражного учреждения без необходимости предоставления Правительством РФ права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Разрешая спор, третейский суд руководствуется положениями Конституции РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ и Закона № 382-ФЗ. Кроме того, постоянно действующий суд действует в соответствии со своим регламентом или положением. Регламент определяет:

  • порядок деятельности суда;
  • порядок третейского разбирательства;
  • размер арбитражного сбора и расходов третейского суда, а также порядок их распределения между сторонами (иногда указывается в отдельном положении);
  • состав суда, а также список арбитров (третейских судей).
  • Постоянно действующее арбитражное учреждение должно вести и размещать на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» рекомендованный им список арбитров, состоящий не менее чем из 30 человек. Не менее одной трети арбитров должны иметь ученую степень, присужденную на территории России по научной специальности, входящей в перечень, который утверждается Минюстом на основании рекомендаций Совета. Не менее половины арбитров должны обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей (арбитров) или в качестве судей государственных судов в течение не менее 10 лет, предшествующих дате включения в рекомендованный список арбитров.

    Преимущества третейского разбирательства

    Преимущества третейского разбирательства:

  • стороны вправе сами выбрать судью, учитывая его профессиональные навыки;
  • стороны вправе определить, что спор будет разрешаться на основании закона с учетом обычаев делового оборота, то есть с учетом сложившейся практики по сходным делам;
  • стороны вправе выбрать место проведения третейского суда с учетом удобства для сторон;
  • стороны вправе заранее договориться о максимальной сумме, которую должна выплатить проигравшая сторона, а также о разделении расходов по оплате арбитражного сбора между собой;
  • так как в третейском суде только одна инстанция, срок рассмотрения спора значительно короче, чем в арбитражном суде;
  • гибкость третейского суда. Он может проводиться по правилам, которые выработают сами стороны, судьи или совместно;
  • конфиденциальные отношения между сторонами и судьей.
  • Гласность арбитражного разбирательства может причинить ущерб деятельности фирмы – стороны спора, если коммерческая тайна или другая информация, не подлежащие разглашению, в процессе разбирательства станут известны другим лицам.

    Недостатки третейского разбирательства

    Недостатки третейского разбирательства:

  • эффективность всего процесса зависит от степени сотрудничества сторон. Нет строгих правил поведения в ходе судебной процедуры и штрафных санкций за ее нарушение. Сторона, которая не намерена сотрудничать, легко может затянуть весь процесс разбирательства;
  • государственный суд может отменить решение третейского суда, если установит, что рассмотренный спор не может быть предметом третейского разбирательства;
  • статус третейского суда ниже, чем государственного. Принудительное исполнение решения третейского суда происходит после того, как арбитражный суд признает это решение и примет меры к его принудительному исполнению;
  • стоимость разбирательства может оказаться выше, чем в арбитраже. Стороны выплачивают третейскому судье гонорар, иногда специально арендуют помещение для слушаний, а не используют обычные общие залы в судах, оплачивают административные издержки суда, работу секретаря и т. д.
  • Энциклопедия учета, новости в рассылках, аналитика в журналах. Подписываться на бухгалтерские журналы отдельно больше не нужно.
    Все можно получить сразу и по оптимальной цене.

    www.buhgalteria.ru

    Третейское разбирательство (арбитраж)

    Что такое третейское разбирательство (арбитраж)?

    Третейское разбирательство – одна из возможных форм урегулирования споров при помощи негосударственной инстанции, так называемого третейского суда. В большинстве стран для обозначения третейского судопроизводства, как в спорах между национальными, так и между иностранными юридическими лицами широко используется термин арбитраж.

    Третейский суд (арбитраж) состоит из одного или трех третейских судей (арбитров). Третейский суд (арбитраж) рассматривает спор и выносит свое решение, опираясь на нормы права. Как правило, такое решение окончательно и обязательно для исполнения. Оспорить его в государственных судах возможно только в исключительных случаях, например, если договоренность сторон о рассмотрении споров в третейских судах (арбитраже) изначально была недействительной. В большинстве стран мира решения третейских судов или международных арбитражей официально признаны и подлежат исполнению.

    Процедура третейского разбирательства (арбитража):

    Правовым основанием для рассмотрения споров в третейском суде или арбитраже служит предварительное письменное соглашение сторон. Зачастую это один из пунктов договора между сторонами, в котором оговаривается место и способ урегулирования возможных споров. Включая оговорку об арбитраже в договор, стороны тем самым отказываются обращаться в государственные суды, а передают все споры, которые могут возникнуть в ходе исполнения договора, на рассмотрение в третейский суд (арбитраж). Большинство торговых договоров, прежде всего, внешнеэкономические и внешнеторговые контракты, содержат оговорку о международных арбитражах.

    Третейское производство (арбитраж) предлагает как сторонам, так и судьям (арбитрам) достаточную свободу в организации процесса. К примеру, стороны могут договориться о территориальной подсудности споров, а именно, какой международный арбитраж или третейский суд (судьи) будет рассматривать спор, или о месте проведения разбирательства. По желанию стороны также могут оговорить язык, структуру и временные рамки процесса. При этом основополагающие принципы честного производства как-то: соблюдение равенства сторон, право сторон на юридическую помощь (адвоката), право (устно) изложить свою точку зрения – остаются неприкосновенными.

    Третейские суды (арбитражи) могут рассматривать спор как в институциональном порядке, то есть, они действуют на постоянной основе, так и в порядке ad hoc, то есть они создаются для разрешения какого-либо конкретного спора. В первом случае существуют определенные организации, которые исполняет административно-процессуальные функции, например, отвечают за доставку сторонам процессуальных документов и т.п. Однако само рассмотрение и решение спора находится в исключительной компетенции третейского суда (арбитража). В случае ad hoc – производства, то есть, когда третейский суд (судья) или арбитры избираются сторонами только для разрешения конкретного, частного, спора, административно-процессуальные функции исполняет непосредственно сам третейский суд (судья)/арбитр или же он может делегировать эти функции третьему лицу.

    В Гамбурге расположены многие известные международные коммерческие арбитражи, например, Германская морская арбитражная ассоциация (German Maritime Arbitration Association, GMAA), Международный арбитраж при Торговой палате Гамбурга, Китайско-европейский центр арбитража (СЕАС), а также ряд отраслевых товарных арбитражей. Кроме того, многие национальные и международные арбитражные организации, находящиеся в других городах, часто выбирают именно Гамбург местом проведения разбирательств, например, Германская организация арбитража (Deutsche Institution für Schiedsgerichtsbarkeit, DIS) или Международная торговая палата (ICC).

    Гамбург известен также своей особой формой ad hoc — производства, так называемым «дружественным арбитражем». «Дружественный арбитраж Гамбурга» возник на местных торговых обычаях и был закреплен в § 20 Правил гамбургской торговли товарами, опубликованных 13 октября 1958 года в вестнике «Amtlicher Anzeiger» № 237.

    По инициативе гамбургских юристов, практикующих третейских судей и арбитров, в Гамбургу был создан Центр арбитража (Hamburg Arbitration Circle, HAC), основная задача которого состоит в популяризации Гамбурга как места проведения международного арбитража или третейского судопроизводства, а также в организации различных тематических мероприятий.

    www.dispute-resolution-hamburg.com