Арбитражные суды в системе судебной власти

Оглавление:

Арбитражные суды, их место и роль в судебной системе РФ

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

Арбитражный суд впервые был создан в соответствии с Законом РСФсР от 4 июля 1991 г. «Об арбитражном суде». В настоящее время арбитражный суд – это суд, осуществляющий правосудие в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.

Особенности арбитражного судопроизводства:

  • большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;
  • область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;
  • принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).

Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству.

be5.biz

Ответы на экзаменационные билеты

Судебная система в рф: понятие, виды судов, структура судебной власти.

Судебной системой называется упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами.

Согласно законодательству, судебная система РФ представляет собой совокупность всех установленных конституцией и федеральными законами РФ судов, наделенных полномочиями осуществлять судебную власть.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимается управлением. Судебные органы осуществляют государственную власть в особой форме — форме правосудия.

Правосудие — это деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Однако суды не изолированы от других ветвей власти: они применяют законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует решения, принятые судьями.

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в:

Федеральной Конституции (гл. 1, 2, 7);

Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» (декабрь 1996 г.);

Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О статусе судей в Российской Федерации»»;

Федеральном конституционном законе 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»».

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся :

Конституционный суд Российской Федерации.

Конституционный суд Российской Федерации согласно Конституции РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 125 Конституции).

Он рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных актов, принятых федеральным собранием РФ, президентом РФ, правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Верховный судРФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Высший арбитражный судявляется высшим судебным органом по разрешению экономических споров, осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

— конституционные (уставные) суды субъектов Федерации;

— мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

Система судов общей юрисдикции построена на основе централизованной организационной модели в условиях федеративного государства. Федеральные суды и суды субъектов Федерации находятся в единой иерархической судебной системе, при этом они выступают в качестве вышестоящих судов по отношению ко вторым, которые являются судами первой либо второй инстанции.

Первым звеном федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды, вторымверховные суды субъектов Российской Федерации. Высшим, третьим, звеном выступает Верховный суд РФ.

Судебной инстанцией называется суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел.

В зависимости от полномочий по рассмотрению конкретных дел все суды подразделяются на суды первой инстанции, второй (кассационной) инстанции и надзорной инстанции.

Судом первой инстанции называется суд, который уполномочен принимать решения по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.

Решение суда по уголовному делу называется приговором.

Суд второй (кассационной) инстанции призван проверять законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Задачей судов надзорной инстанции является проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу.

Система арбитражных судов делится на три уровня:

— Высший арбитражный суд РФ;

— федеральные арбитражные суды округов;

— арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Следовательно, в системе арбитражных судов низовым звеном выступают арбитражные суды субъектов, вторым звеномфедеральные арбитражные суды округов, третьим звеномвысший арбитражный суд РФ.

Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судами общей юрисдикции. Отличие в том, что суды общей юрисдикции создаются в самых малых административно-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению, а система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению.

По Закону «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. мировой судья избирается на пять лет населением или назначается органом законодательной власти субъекта Федерации.

Мировые судьи могут действовать в пределах судебных участков, которые создаются в соответствии с законами субъектов Федерации из расчета один участок на 15-30 тыс. жителей.

Мировым судьям закон дал статус судей общей юрисдикции, они входят в единую судебную систему России, но относятся к судам субъектов Федерации. Их постановления, распоряжения, требования, поручения и вызовы обязательны для всех юридических и физических лиц и органов власти.

В компетенцию мировых судей входят дела о расторжении брака и разделе нажитого за время совместной жизни имущества, другие дела в сфере семейно-правовых отношений (за исключением дел об оспаривании отцовства и материнства, лишении родительских прав и усыновлении); дела, связанные с трудовыми отношениями (за исключением дел о восстановлении на работе); споры в отношении собственности по имущественным искам, если сумма иска не превышает 500 минимальных окладов, и дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другой недвижимостью. Кроме того, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых предусмотрено наказание не более двух лет лишения свободы.

eksdan.ru

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ

Судебная власть в соответствии с теорией разделения властей – одна из трех ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ.

Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.

Одна из важнейших функций судебной властиосуществление правосудия,т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

Контролирующие полномочия судебной властиреализуются в первую очередь в форме контроля за соответствием федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней положениям Конституции РФ, осуществляемым Конституционным Судом РФ. Широко осуществляется нор-моконтроль и судами общей юрисдикции всех уровней.

Контролирующие функции судебной власти реализуются также в форме контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении путем:

– рассмотрения жалоб граждан и организаций на действия и решения органов (должностных лиц), нарушения их прав и свобод, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;

– проверки при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования;

– рассмотрения жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления;

– проверки при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела.

Контрольная деятельность также представляет собой:

– обеспечение исполнения приговоров, иныхсудебных решений;

– разбирательство и решение дел об административных правонарушениях подведомственным судам;

– разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;

– реализацию Верховным Судом РФ права законодательной инициативы.

Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания подозреваемых в совершении преступлений, их ареста, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т. д., свидетельствуют о том, что судебная власть – равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

7.5.1. Понятие судебной власти.Судебная система Российской Федерации

Судебная власть. В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов — судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

Термин «судебная власть» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, судебная власть — это деятельность судебных органов по осуществлению возложенных на них полномочий. Во-вторых, под судебной властью часто понимают совокупность судебных органов, судебную систему. В-третьих, с точки зрения принципа разделения властей, судебная власть — это определенная отрасль государственной деятельности, совокупность функций, решаемых государством в области разрешения правовых конфликтов.

Таким образом, предназначение судебной власти — разрешать различные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством. Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами — судами. Суды в Российской Федерации в совокупности образуют судебную систему;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти.

Сфера осуществления судебной власти складывается из двух главных элементов (форм осуществления судебной власти):

1) правосудие, под которым понимается деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных дел, а также дел из административных правонарушений;

2) судебный контроль. Судебная власть осуществляет судебный конституционный контроль (конституционная юстиция) и судебный административный контроль (административная юстиция). Конституционная юстиция заключается в контроле за соответствием законов, иных нормативных актов Конституции РФ. Конституционную юстицию в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. * В рамках административной юстиции суд контролирует законность актов и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. **

studopedia.ru

Место и роль арбитражных судов в системе организации судебной власти в России тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.11, кандидат юридических наук Пирумова, Юлия Анатольевна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Пирумова, Юлия Анатольевна

Глава 1. Понятие, этапы развития и система арбитражных су- 11 дов в России

§ 1. Арбитражный суд — как инструмент разрешения экономических 11 споров в условиях развития рыночных отношений

§ 2. Основные этапы развития арбитражных судов в России

§ 3. Система арбитражных судов Российской Федерации на совре- 45 менном этапе

Глава 2. Совершенствование правового статуса арбитражных 65 судов России

§ 1. Правовой статус арбитражного суда первой инстанции и его 65 роль в развитии законодательства в сфере экономики

§ 2. Окружные и апелляционные суды и их роль в осуществлении 91 арбитражного судопроизводства

§ 3. Повышение роли Высшего Арбитражного Суда России в систе- 108 ме федеральных судов

§ 4. Основные направления развития законодательства о системе 125 арбитражных судов России

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Место и роль арбитражных судов в системе организации судебной власти в России»

Актуальность темы диссертационного исследования. Экономическая деятельность физических и юридических лиц является основой благосостояния любой страны. Одним из основных факторов, оказывающих воздействие на « здоровье » экономики, является стабильность экономического оборота, в свою очередь в огромной степени зависящая от состояния законодательства. Большинство конфликтов, возникающих при осуществлении экономической деятельности, разрешается участниками оборота самостоятельно, с учетом взаимных интересов, на компромиссной основе. Однако немалая часть конфликтов остается неурегулированной . В таком случае участник конфликта, полагающий, что его права нарушены, обращается в суд с целью защиты права и урегулирования спора .

Право на судебную защиту провозглашено в ч.1 ст.46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод .

Изменения социально-политического и экономического характера, произошедшие в России, внедрение рыночных отношений в экономику, отказ от административно-плановых методов управления экономическими процессами, конституционное закрепление права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, обусловили формирование, в качестве специализированных, арбитражных судов.

Основной целью деятельности арбитражных судов является осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то есть разрешение споров и вынесение от имени государства решений — вердиктов , основным содержанием которых является приказ, как подтверждение властного характера данного акта государственной власти.

Вступление России на путь демократизации во всех областях общественной жизни вызвало бурное развитие экономики, что в свою очередь обусловило развитие законодательства, регламентирующего отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Необходимость защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности явилось причиной совершенствования судебной системы государства, как в аспекте судоустройства , так и с точки зрения судопроизводства .

Существенное увеличение гражданского оборота в связи с введением начал рыночной экономики требует создания эффективной юрисдикцион-ной системы разрешения возрастающего количества экономических споров, адекватно отражающей потребности общества и, прежде всего, предпринимателей.

Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы о месте и роли арбитражного процессуального права в системе права, о необходимости существования арбитражной процессуальной формы, о месте и роли Арбитражных судов в системе организации судебной власти в России неоднократно анализировались отечественными правоведами .

Общетеоретической основой исследования места и роли Арбитражных судов в системе организации судебной власти в Российской Федерации послужили работы таких ученых как М.В. Баглай , М.И. Брагинский,

A.А. Власов , А.Н. Гуев, А.А.Добровольский, Г.А. Жилин , Н.И. Клейн, К.И. Малышев, А.А. Мельников , B.C. Поздняков, М.К. Треушников, Д.А. Фурсов , М.С. Шакарян, К.С. Юдельсон, В.В. Ярков и других.

Отдельные вопросы рассматривались в работах ученых-правоведов, исследовавших аспекты становления и развития системы госарбитражей , а затем системы арбитражных судов РФ, в судоустройственной науке, науке арбитражного процесса: Абовой Т.Е., Андреевой Т.К., Бойкова О.В., Борисовой Е.А., Каллистратовой Р.Ф., Ковалева М.А., Логинова П.В., Шерстюк

B.М., Юкова М.К., Яковлева В.Ф. и других.

При написании диссертационного исследования диссертант использовал непреходящие по своей ценности труды российских дореволюционных цивилистов : С.Н. Братуся, С.В. Бранденбургского, Е.В. Васьковского , А.В. Бенедиктова, А.Б. Венгерова, А.Г. Гойхбарга , Ф.М. Дмитриева, В.Н. Лебедева, И.М. Тютрюмова , Г.Ф. Шершеневича и других ученых.

В ходе работы над обозначенной темой автор обращался к специальной научной литературе, посвященной вопросам законодательства и законотворческого процесса, проблемам развития российской правовой системы, проблемам совершенствования единой судебной системы РФ.

Разработкам ученых, их методологии, сущности, понятийным элементам диссертант уделяет особое внимание. Многие теоретические выводы, положившие начало переосмыслению процедурных действий в системе организации судебной власти в Российской Федерации, не утратили своей актуальности и сегодня. В то же время широкий круг вопросов, связанных с исследованием места и роли Арбитражных судов в системе организации судебной власти в Российской Федерации, нуждается в научном осмыслении.

Целью и задачами исследования является изучение места и роли Арбитражных судов в системе организации судебной власти в Российской Федерации, комплексное изучение законодательства Российской Федерации, рассмотрение актуальных теоретических и практических проблем связанных с организацией судебной власти в Российской Федерации.

В прикладном плане целью исследования является разработка научных рекомендаций по совершенствованию законодательства в данной области.

Достижению поставленной цели способствовало решение следующих основных задач:

— изучение норм действующего российского законодательства, определяющих Арбитражный суд — как инструмент разрешения экономических споров в условиях развития рыночных отношений;

— исследование основных этапов развития арбитражных судов в России;

— рассмотрение основных направлений развития законодательства о системе арбитражных судов России;

— выявление пробелов и недостатков законотворческого и правоприменительного характера;

— выдвижение конкретных предложений и рекомендаций по совершенствованию российского законодательства;

Предметом диссертационного исследования являются общественные отношения, определяющие место и роль арбитражных судов в системе организации судебной власти в России.

Объектом исследования является совокупность материальных и процессуальных норм различных отраслей права, регламентирующих статус арбитражных судов в системе организации судебной власти.

Методологической основой диссертационного исследования стали научные методы познания общественных процессов, сочетание системно-структурного, сравнительно-правового, конкретно-социологического, ис-торико-правового подходов. Кроме того, при написании работы использованы формально-юридический, лингвистический, статистический и другие, более частные методы исследования. Их применение позволило диссертанту исследовать рассматриваемые объекты во взаимосвязи, целостности, всесторонне и объективно.

Эмпирическая база диссертационного исследования. В основу выводов, сделанных автором по итогам настоящего диссертационного исследования, положены результаты анкетирования 8 судей Высшего арбитражного суда, 12 судей арбитражного суда Пермского края, б судей Федерального арбитражного суда Уральского округа.

Кроме того, диссертантом проведен опрос 7 работников Судебного департамента РФ. Исследована практика работы 3 арбитражных судов (87 дел) за период 2002-2005гг. Р

Проведен анализ работы Министерства юстиции РФ и Управления Генеральной прокуратуры РФ по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является одним из первых правовых исследований, раскрывающих место и роль арбитражных судов в системе организации судебной власти России на современном этапе развития судебной системы России.

В диссертации определено место арбитражных судов в системе организации судебной власти, показана их роль как инструмента разрешения экономических споров в условиях стабилизации рыночных отношений в России. В работе раскрыта система арбитражных судов Российской Федерации, их иерархия, особенность деятельности апелляционных судов, предложены пути повышения роли Высшего Арбитражного Суда России в системе федеральных судов и развития законодательства о системе арбитражных судов России.

Выявлены пробелы и недостатки законодательного и правоприменительного характера, высказаны предложения, направленные на их устранение.

Результатом исследования являются теоретические выводы и прак-^ тические предложения по совершенствованию действующего законодательства в указанной области.

Положения, выносимые на защиту:

1. Вывод о том, что главное отличие арбитражной процессуальной формы от гражданской процессуальной состоит не в различии отдельных процессуальных институтов, а в том, что именно такая форма, в силу специфики материальных правоотношений , являющихся объектом судебного рассмотрения и разрешения в арбитражном суде, позволяет эффективно защитить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц (преимущественно юридических), осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

2. Заключение о том, что система арбитражных судов:

— самостоятельна — не связана с иными системами судебной власти;

— развивающаяся — определяется развитием рыночных отношений;

— имеет особую процедуру финансирования. В связи с чем представляется обоснованным осуществлять финансирование арбитражных судов через Судебный департамент.

3. В последнее время возрастает интерес к судам англо-американской правовой семьи отчасти потому, что российский судебный процесс (арбитражный, гражданский, уголовный) стремится развиваться по пути укрепления состязательности . И именно арбитражный процесс более других подготовлен к развитию и расширению состязательности.

4. Представляется, что судебная практика вообще и арбитражных судов в частности, является в настоящее время источником гражданского права.

Устранение пробелов в праве путем применения аналогии закона или права — одна из важнейших функций судебной практики, которая и определяет особую роль этой практики в правовой системе государства.

5. Вывод о необходимости устранения коллизии между ст. 118 Конституции РФ, которая не предусматривает арбитражное судопроизводство и Арбитражным процессуальным кодексом России, двумя способами:

— путем внесения дополнения в ч.2 ст. 118 Конституции РФ: «арбитражное судопроизводство ».

— ликвидации арбитражного судопроизводства как такового: исключение ст. 127 из текста Конституции РФ с адекватным последующим изменением судебной системы России.

Диссертант поддерживает первый способ.

6. Представляется обоснованным закрепить в Главе 7 Конституции РФ право юридических лиц на обращение за судебной защитой, дополнив ч.4 ст.46 Конституции России фразой «юридические лица имеют право на обращение в суд наряду с гражданами за защитой своих интересов».

7. Допустимо внесение изменения в п.4 ст.27 Арбитражного процессуального кодекса РФ: «Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности , должно быть рассмотрено им по существу независимо от последующих изменений в субъектном составе участников».

8. Дополнить ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ частью 3 следующего содержания: «3. Лицо, участвующее в деле , считается надлежащим образом извещенным о времени и месте разбирательства дела при наличии в деле на момент проведения судебного заседания адресованного этому лицу почтового уведомления с отметкой органа связи».

Теоретическое значение диссертации заключается в том, что полученные в ходе исследования выводы и предложения могут существенно дополнить теорию организации судебной власти в Российской Федерации, и деятельность системы ее органов. Развивают и дополняют сложившийся понятийный аппарат, учение об организации судебной власти, позволяют пересмотреть ряд правовых положений, приводящих к новым доктриналь-ным выводам.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные в ходе исследования выводы и практические положения могут стать основой для совершенствования российского законодательства о судебной системе.

Содержание исследования может служить дополнительным методическим материалом в преподавании учебного курса « Правоохранительные и судебные органы РФ».

Материалы диссертации могут быть использованы для последующих научных исследований и в практике работы Судебного департамента РФ и системы арбитражных судов.

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и материалы настоящего исследования, а также выводы и рекомендации прошли апробацию в правотворческой , научной и научно-педагогических сферах. Результаты исследования нашли отражение в трех публикацияхавтора; внедрены в учебный процесс Московского гуманитарного университета; докладывались на научно-практических конференциях и « круглых столах », посвященных вопросам судебной власти в Российской Федерации, в частности:

— Научно-практической конференции « Прозрачность правосудия: международные стандарты и российская практика », состоявшейся 10-11 октября 2000г., организатор — Московский клуб юристов .

— Всероссийской научно-практической конференции «Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ 2002 года: сравнительный анализ и актуальные проблемы правоприменения », организованной Российской академией правосудия.

— Интернет-конференции Председателя Высшего арбитражного суда РФ В.Ф.Яковлева, состоявшейся 18 декабря 2002г.

— Конференции « Право и суд в современном мире », прошедшей 8,9 апреля 2004г. В Российской академии правосудия.

— Международной конференции «Международный коммерческий арбитраж : Опыт России и Швеции», состоявшейся в Школе бизнеса « Статут » 22 июня 2005г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, семи параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка использованной литературы.

Заключение диссертации по теме «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура», Пирумова, Юлия Анатольевна

Результаты проведенного научного исследования места и роли Арбитражных судов в системе организации судебной власти в России позволяют сформулировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию российского законодательства.

Развитие системы хозяйственной юрисдикции , завершившееся преобразованием органов государственного арбитража в систему арбитражных судов, отражает процесс становления в России независимой и эффективной судебной власти. Создание арбитражных комиссий — естественный процесс, вызванный развитием многоукладной экономики в условиях НЭПа и необходимостью разрешения экономических споров с участием негосударственной собственности. Преобразование хозяйственных судов -естественная реакция на развитие рыночных отношений.

В последнее время возрастает интерес к судам англо-американской правовой семьи отчасти потому, что российский судебный процесс (арбитражный, гражданский, уголовный) стремится развиваться по пути укрепления состязательности . И именно арбитражный процесс более других подготовлен к развитию и расширению состязательности.

Необходимость поддержания стабильности экономического оборота путем стимулирования партнерских отношений между его участниками, и реальная возможность судебных органов способствовать устранению спора не только силой государственного принуждения , но и силой своего авторитета — предоставляют судам уникальную возможность выступать в качестве примирителей , способствующих угасанию конфликта.

Главное отличие арбитражной процессуальной формы от гражданской процессуальной состоит не в различии отдельных процессуальных институтов, а в том, что именно такая форма, в силу специфики материальных правоотношений , являющихся объектом судебного рассмотрения и разрешения в арбитражном суде, позволяет эффективно защитить нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц (преимущественно юридических), осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Система арбитражных судов:

— имеет свои особенности — единственная четырехзвенная система;

— имеет особую процедуру финансирования. Однако, представляется обоснованным при наличии Судебного департамента финансировать арбитражные суды из Судебного департамента.

Суды первой инстанции рассматривают и разрешают по существу большинство хозяйственных споров. Количество и содержание споров, возникших в конкретных субъектах Федерации различно, что является причиной разного объема работы и состава судов.

Судам первой инстанции присуще ординарное производство, сводящееся только к рассмотрению первичных споров.

Апелляционное производство — институт, предназначенный для проверки законности и обоснованности решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.

Кассационное производство — самостоятельная стадия ( правоприменительный цикл) арбитражного процесса, сущность которой заключается в проверке федеральными арбитражными судами округов законности вступивших в законную силу решений, постановлений , определений арбитражных судов субъектов РФ.

Основное отличие апелляции от двух других вышестоящих инстанций заключается в том, что она по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Апелляционный суд принимает новое решение на основе обстоятельств дела, установленных по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам , не направляя дело на новое рассмотрение.

Процессуальная цель кассации в арбитражном процессе, в отличие от других способов пересмотра, это, прежде всего, проверка законности судебных актов без установления новых обстоятельств дела (что возможно в суде апелляционной инстанции) с правом изменить решение суда первой инстанции или постановление апелляционной инстанции, отменить принятые судебные акты и принять новое решение без направления дела на новое рассмотрение.

В первой инстанции объектом, подлежащим рассмотрению, является спорное правоотношение , которое следует разрешить, то есть привести в соответствие с законодательством. Объектом апелляции будет судебный акт первой инстанции, не вступивший еще в законную силу. Если говорить об объекте кассационного рассмотрения, то это уже вступившее в силу решение первой или апелляционной инстанции.

Задача Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ — не дублировать деятельность кассационной инстанции, а выполнять особую возложенную на него законом функцию, осуществление которой должно обеспечиваться через пересмотр судебных актов первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Представляется, что Высший арбитражный суд РФ:

— является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами;

— осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, а также пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

— изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

— разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своего ведения; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражными судами, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, и осуществляет иные полномочия , предоставленные ему Конституцией России и федеральными конституционными законами.

С учетом специфики арбитражных судов, отличного порядка процессуальной формы их деятельности наряду с конституционным , гражданским, административным и уголовным формами судопроизводства выделяется особая форма судопроизводства при рассмотрении и разрешении экономических споров и иных подведомственных арбитражным судам дел — арбитражное судопроизводство .

Представляется, что судебная практика вообще и арбитражных судов в частности, является в настоящее время источником гражданского права.

Устранение пробелов в праве путем применения аналогии закона или права — одна из важнейших функций судебной практики, которая и определяет особую роль практики в правовой системе государства.

В российской правовой системе сложилась парадоксальная ситуация, когда официально в нормах позитивного права прецедент отсутствует, а в судебной деятельности никто не отрицает правового значения судебной практики.

Помимо теоретических выводов диссертантом сформулирован ряд практических предложений по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере:

В связи с тем, что существует коллизия со ст.118 Конституции РФ: Конституцией России арбитражное судопроизводство не предусмотрено в качестве отдельного вида, представляется необходимым ее устранение.

Существует возможность устранения данной коллизии путем:

1. Внесения дополнения в ч.2 ст.118 Конституции РФ: « арбитражное судопроизводство ».

2. Ликвидации арбитражного судопроизводства как такового: исключение ст.127 из текста Конституции РФ с адекватным последующим изменением судебной системы России. Однако, в ходе исследования было выявлено, что при выборе данного способа устранения коллизии будет создана ситуация, при которой при наличии Высшего арбитражного суда не существует Арбитражного процессуального кодекса РФ, следовательно, Высший арбитражный суд в своей деятельности должен будет руководствоваться Гражданским процессуальным кодексом, что в настоящий момент не возможно.

Поскольку Конституция РФ никак не определяет статус юридических лиц, включая их право на обращение за судебной защитой, необходимо в Главе 7 Конституции РФ закрепить данное право, дополнив ч.4 ст. 46 Конституции фразой «юридические лица имеют право на обращение в суд наряду с гражданами за защитой своих интересов».

Представляется обоснованным внести изменения в п.4 ст.27 Арбитражного процессуального кодекса РФ: «Заявление, принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности , должно быть рассмотрено им по существу независимо от последующих изменений в субъектном составе участников».

Дополнить ст. 123 частью 3 следующего содержания: «3. Лицо, участвующее в деле, считается надлежащим образом извещенным о времени и месте разбирательства дела при наличии в деле на момент проведения судебного заседания адресованного этому лицу почтового уведомления с отметкой органа связи».

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Пирумова, Юлия Анатольевна, 2005 год

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26 января 1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002г. № 95-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. №138-Ф3 // СЗ РФ. 2002. №46. Ст.4532.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

8. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

9. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. №1- ФКЗ « О Конституционном Суде РФ » // СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

10. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе РФ» // СЗ РФ. 1997. №1. Ст.1.

11. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995г. №1

12. ФКЗ «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1589.

13. Федеральный закон от 08 августа 2001г. № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей » // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33 (часть 1). Ст. 3431.

14. Федеральный закон от 17 декабря 1998г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51.Ст. 6270.

15. Федеральный закон от 28 мая 2001г. №61-ФЗ «Об увеличении штатной численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в РФ» // СЗ РФ. 2001. №23. Ст.2279.

16. Федеральный Закон от 26 октября 2002г. №127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве) » // СЗ РФ. 2002. №43. Ст.4190.

17. Федеральный Закон от 24 июля 2002г. №102-ФЗ «О третейских судах в РФ» // СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3019.

18. Закон от 26 июня 1992г. № 3132-1 « О статусе судей » // Российская юстиция . № 11. 1995.

19. Закон РФ от 7 июля 1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже » // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №32. Ст.1240.

20. Закон г.Москвы от 9 октября 2002г. №51 « О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве » // « Ведомости Московской городской Думы». N 11.10.12.2002.

21. Указ Президента РФ от 2 марта 2005г. №241 « О назначении судей Арбитражных судов » // СЗ РФ. 2004. №50. Ст.5051.

22. Распоряжение Мэра от 28 июля 1997г. №609-РМ «О выделении денежных средств федеральному Арбитражному суду Московского округа» // Документ опубликован не был.

23. Решение Правления Московской Торгово-промышленной палаты от 26 июня 2001г. №1-4.1 « Утверждение положения об Арбитраже иего регламенте » // Документ опубликован не был.

24. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 36, Пленума ВАС РФ N 6 от 7 июня 1999г. «О регламенте совместных заседаний Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ» // Документ опубликован не был.

25. Постановление Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996г. №7 « Об утверждении регламента Арбитражных судов » // « Вестник ВАС РФ ». N 11. 1996.

26. Постановление Пленума ВАС РФ от 24 сентября 1999г. №13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел в Арбитражном суде кассационной инстанции» // « Вестник ВАС РФ ». №11. 1999.

27. Постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004г. №30 «Об определении места постоянного пребывания Пятого арбитражного апелляционного суда» // « Вестник ВАС РФ ». №2. 2005.

28. Постановление Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2004г. №28 «Об определении мест постоянного пребывания арбитражных апелляционных судов» // « Вестник ВАС РФ ». №1. 2005.

29. Постановление Президиума ВАС РФ №6429/04 «О регламенте совместных заседаний пленума Верховного суда РФ и пленума Высшего арбитражного суда РФ» // « Вестник ВАС РФ ». N 1. 2005.

30. Письмо Президиума ВАС РФ от 7 июля 2004г. №78 «Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер» // « Вестник ВАС РФ ». №8. 2004.

31. Письмо Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2004г. №76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» // « Вестник ВАС РФ ». 2004. №4.

32. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004г. №82 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса РФ» // « Вестник ВАС РФ ». №10. 2004.

33. Письмо МНС РФ от 22 сентября 2004г. №05-1-05/501 «Об использовании арбитражной практики» (документ не носит нормативный характер и является разъяснением по запросу) // « Экономика и жизнь ». №41. 2004.

34. Письмо ЦБ РФ от 9 марта 1999г. № 86-Т « О подготовке материалов для обращения в Арбитражный суд » // Консультант Плюс.

35. Письмо ЦБ РФ от 22 мая 1996г. №283 « О порядке обращения в Арбитражный суд » // Финансовая газета. 1996. №25.

36. Нормативно-правовые акты, утратившие силу

37. Конституция СССР (Основной закон) 1977 г. // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617.

38. Декларация прав и свобод человека и гражданина , утвержденная Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991г. № 1920-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. №52. Ст.1865.

39. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 406.

40. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 5 мая 1995г. №79-ФЗ // СЗ РФ. 1995. №19. Ст. 1709.

41. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2004г. №152 «О представлении интересов Правительства Российской Федерации в судах общей юрисдикции и Арбитражных судах» // СЗ РФ. 2004. №15. Ст. 1444.

42. Научная и иная специальная литература

43. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М., 1985.

44. Анохин B.C., Завидов Б.Д., Сергеев В.И. Защита договорных обязательств. М., 1998.

45. Арбитраж в СССР / Под ред. М.С. Шакарян . М., 1981.

46. Арбитраж в СССР / Под ред. К.С. Юдельсона . М., 1984.

47. Арбитражный процесс / Под ред. А.А. Добровольского. М., 1973.

48. Арбитражный процесс / Под ред. М.К. Треушникова . М., 1995.

49. Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. В.В. Ярков . М., 2003.

50. Архипов И.В. Коммерческое судоустройство и судопроизводство России в XIX веке (проблемы модернизации). Саратов, 1999.

51. Баглай М.В. Конституционное право России. 4-е изд. М. Норма.2003.

52. Бойков О.В. Гражданское право. Учебник. М. РАГС . 2003.

53. Борисова Е.А. Апелляция в гражданском и арбитражном процессе. М., 1997.

54. Брагинский М. В кн.: Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 1995.

55. Братусь С.Н., Венгеров А.Б. Понятие, содержание и форма судебной практики. М., 1975.

56. Брунцева Е.В. Международный коммерческий арбитраж. Учебное пособие для высших юридических учебных заведений. СПб. 2001.

57. Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. T.l. М., 1913.

58. Венедиктов А.В. Избранные труды по гражданскому праву. М. Статут . 2004.

59. Власов А.А., Максуров А.А. Гражданское исполнительное право. М. Экзамен. 2004.

60. Гойхбарг А.Г. Курс гражданского процесса. M.-JL, 1928.

61. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. С постатейно систематизированными материалами / Сост. С.В. Бранденбургский и В.Н. Лебедев. М., 1928.

62. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.,1996. 4.1.ф 60. Гражданское процессуальное право России / Под ред. М.С. Шакарян. М., 1999.

63. Гражданский процесс / Под ред. К. Комиссарова и Ю. Осипова. М., 1996.

64. Гражданский процесс / Под ред. М. Шакаряна . М., 1993.

65. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.,2000.

66. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». М. Дело. 2004.

67. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник. М. Зерцало-М. 2003.

68. Дмитриев Ф.М. Сочинения Ф.М. Дмитриева. Статьи и исследования. Т. 2 / Дмитриев Ф.М. М.: Т-во Тип. А.И. Мамонтова , 1900.

69. Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права. М., 1979.

70. Жилин Г.А. Комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный. М. Проспект. 2003.

71. Жуйков В. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., 1997.Г70.3агайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М., 2002.

72. КаллистратоваР.Ф. Государственный арбитраж. М., 1973.

73. Комиссаров К.И. Полномочия суда второй инстанции в советском гражданском процессе. М., 1962.

74. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.А. Жилина. М., 2003.

75. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий 2 изд., перераб. и доп. / Под ред. Б.Н. Топорнина . М.: Юрист, 2001.

76. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. СПб.: Лань,2001.

77. Лебедев С.Н. Международное сотрудничество в области коммерческого арбитража . М., 1979.

78. Лебедев С.Н. Международный торговый арбитраж. М., 1965.

79. Лесницкая Л., Клейн Н. Концепция развития гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства / Правовая реформа: концепция развития российского законодательства. М., 1995.

80. Логинов П.В. Сущность государственного арбитража. М., 1968.

81. Малышев К.И. Курс гражданского судопроизводства. Т.З. М.,1879.

82. Мельников А.А. Правовое положение личности в советском гражданском процессе. М., 1969.

83. Поздняков B.C. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации. Закон. Регламент. Комментарии . М., 1996.

84. Пушкар Е.Г. Конституционное право на судебную защиту. Львов,1982.

85. Светланов А.Г. Конкуренция юрисдикции арбитражных судов РФ и третейских судов // Международное частное право: современная практика / Под ред. М.М. Богуславского и А.Г. Светланова. М., 2000.

86. Семенов В.М. Конституционные принципы гражданского судопроизводства . М., 1*982.

87. Тараненко В.Ф. Арбитраж орган разрешения хозяйственных споров . М., 1982.

88. Треушников М.К. Относимость и допустимость доказательств в гражданском процессе.

89. Тютрюмов И.М. Устав гражданского судопроизводства с законодательными мотивами, разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов. Т.1. Рига, 1923.

90. Фурсов Д.А. Процессуальный режим деятельности арбитражного суда первой инстанции. М., 1997.

91. Шакарян М. Защита прав человека и гражданина в порядке гражданского судопроизводства / Общая теория прав человека. М., 1996.

92. Шерстюк В.М. Новые положения проекта третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. М., 2001.

93. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М., 2000.

94. Штанке Э. Предварительная судебная защита прав в гражданском процессуальном праве Германии. СПб., 2002.

95. Юдельсон К.С. Советский гражданский процесс. М., 1956.

96. Яковлев В.Ф., Юков М.К. Вступительная статья к «Комментарию к Арбитражному процессуальному кодексу РФ». М., 1995. С. XVIII.

97. Ярков В.В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права.

98. Статьи в периодических изданиях

99. Абсалямов А., Ярков В. Правила подведомственности арбитражному суду споров, возникающих из административно правовых отношений. // « Вестник ВАС РФ ». 2001. №6.

100. Адамайтис М. Когда допрашивать свидетелей в апелляционной инстанции. // Российская юстиция. 2003. №10.

101. Андреева Т.В. Вопросы компетенции арбитражных судов в новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 2002. N 9.

102. Андреева Т.В. России появятся арбитражные и апелляционные суды. //Бизнес-адвокат. 2003. №6.

103. Брук Б. Определение обоснованности затрат. // «ЭЖ-Юрист». 2004. №40.

104. Витрянский В.В. Новый гражданский кодекс и суд // Хозяйство и право. 1997. N6.

105. Вилкова Н. Применение ИНКОТЕРМС в практике Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ. // « Международный коммерческий арбитраж ». 2004. №1.

106. Гаврилов Э. Замена судьи в гражданском и арбитражном процессе. // Российская юстиция. 2001. №7.

107. Горбунова Д., Кузнецов С. Некоторые вопросы продажи имущества должника в ходе конкурсного производства. // « Арбитражный и гражданский процесс ». 2003. №11.

108. Громова Н. Судебное усмотрение и административная юрисдикция арбитражных судов. 2001.№5.

109. Гук П. Судебная практика Верховного Суда РФ: актуальность применения. // « Арбитражный и гражданский процесс ». 2004. №2.

110. Добрачев Д. Роль судебной практики в современном арбитражном процессе. // « Арбитражный и гражданский процесс ». 2003. №9.

111. Ельевич М.И. Арбитражные комиссии // Уч. зап. Ленинградского юрид . ин-та НКЮ СССР. Вып.2. Л., 1940.

112. Завидов Б.Д. Арбитражный процессуальный кодекс: основные идеи и принципы // Российская юстиция. 1996. N 3.

113. Завидов Б.Д. Основные идеи, принципы и положения арбитражного процессуального законодательства РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 1998. N12.

114. Завидов Б.Д. Основные проблемы, противоречия и пробелы арбитражного процессуального законодательства // Арбитражный и гражданский процесс. 1999. N 1.

115. Зайцева В. Новый порядок рассмотрения дел арбитражным судом. // « Законность ». 2002. №9.

116. Зимненко Б. Международное право в судебной практике России: арбитражное судопроизводство. // Российская юстиция. 2004. №1.

117. Карасева С., Киселева С. Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, возникающих из договора страхования (за III квартал 2004 года). // КонсультантПлюс . 21.12.2004.

118. Клеандров М. Как ускорить арбитражное судопроизводство. 2000. №7.

119. Кожемяко А. Надзорная инстанция — лишнее звено в арбитражном процессе. // Российская юстиция. 2001. №7.

120. Кокк Е. Правомочия под вопросом. // «ЭЖ-Юрист». 2004. №48.

121. Комаров А.С. Международный коммерческий арбитраж и государственный суд // Закон. 2003. N 2.

122. Комарова Г. Решение иностранное исполнение российское (признание и приведение в исполнение арбитражных решений в практике Арбитражного суда г. Москвы). // «Бизнес-Адвокат». 2003. №21.

123. Комментарий судебно-арбитражной практики. Выпуск 9. // Юридическая литература. 2002.

124. Моргунов С. АПК РФ: отдельные статьи нуждаются в конкретизации. // Российская юстиция, 1996, N 8.

125. Муховатова А. Судейский шлагбаум на исковом пути // Домашний адвокат . 2003.

126. Насыров Р.В. О коммерческих судах в России // Российский юридический журнал. 1996. N2.

127. Никоноров С. Задачи и цели стадии проверки судебных постановлений в порядке надзора в гражданском процессе. // « Арбитражный и гражданский процесс ». 2004. №2.

128. Осипов Ю.К. Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права // Проблемы применения норм гражданского процессуального права. Свердловск, 1976.

129. Пацация М. Надзор в арбитраже: вопросы остаются. // « Законодательство и экономика ». 2004. №10.

130. Пиксин Н., Оксюк Т. Практика применения арбитражными судами обеспечительных мер. // «Бизнес-Адвокат». 2004. №18.

131. Попов П. Создать апелляционную инстанцию для пересмотра решений районных судов. // Российская юстиция. 2002. №9.

132. Решетникова И.В. Судебная реформа в сфере гражданской юрисдикции // Хозяйство и право. 1997. N 3.

133. Рожкова М. Предмет и основание иска в судебно арбитражном процессе. // « Вестник ВАС РФ ». 2000. №9.

134. Рожкова М., Новоселова JI. К вопросу о силе судебных актов арбитражного суда. // « Вестник ВАС РФ ». 2003. №5.

135. Сапожников С. Принцип диспозитивности в арбитражном процессе. // Российская юстиция. 2003. №1.

136. Скуратовский М. Определение апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших в законную силу. Образец. // «Гражданский и арбитражный процесс, нотариат , обязательственные отношения». «БЕК». 2000.

137. Соловьев В.Ю. Понятие судебной практики // Законодательство и экономика. 2002. N 12.

138. Сорокин В.В. Судебная практика как источник права: за и против // Сибирский юридический вестник. 2002. N3.

139. Струнская О. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. // Российская правовая газета. 2005. №15.

140. Тимохов Ю. Рассмотрение в российских судах ходатайств о признании, исполнении и отмене решений международного коммерческого арбитража // Хозяйство и право. 2001. N 6.

141. Трубников П. Судопроизводство в надзорной инстанции. // « Законность ». 1997. №10.

142. Федоренко Н. Работа апелляционной инстанции в арбитражных судах субъектов Федерации (итоги пятилетней деятельности). // « Вестник ВАС РФ ». 2001. №12.

143. Федоренко Н., Пипник Т. Обзор практики пересмотра апелляционной инстанцией судебных актов по спорам с участием органов государственного управления и местного самоуправления . // « Вестник ВАС РФ ». 1999. №11.

144. Фоков А. О некоторых проблемных вопросах собственности в судебной практике. // « Арбитражный и гражданский процесс ». 2004. №2.

145. Фурсов Д. Отрасль арбитражного процессуального права в системе права // Законодательство и экономика. 1999. N 1.

146. Фурсов Д.А. Из истории арбитражного судоустройства и судопроизводства // ВВАС РФ. 1996. N 1.

147. Шерстюк В.М. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ: Общие положения // Хозяйство и право. 1995. N 10.

148. Яковлев В.Ф. Арбитражным судам 10 лет // Прил. к ВВАС РФ. 2002. N 5.

149. Яковлев В.Ф. Бизнес получил новые правила решения спорных вопросов // Российская газета. 30 июля 2002 г.

150. Яковлев В.Ф. Об итогах работы арбитражных судов в 2001 году и о задачах по реализации судебной реформы и Федеральной целевой программы развития судебной системы России в 2002-2006 годах // ВВАС РФ. 2002. N 4.

151. Яковлев В.Я. Новые правила решения хозяйственных споров // Российская газета. 2002. 27 июля.1. Сборники, энциклопедии

152. Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах. Советская энциклопедия. М., 1969 1978.

153. Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Д.Зорькина, В.Е.Крутских. М., 1997.

154. Обзор арбитражной практики. Комментарий арбитражной практики по применению налогового законодательства (сентябрь-декабрь 2003г., часть2). // КонсультантПлюс. 10.12.2004.

155. Статистика. Сведения о поступлении в федеральный бюджет сумм госпошлины по делам, рассмотренным арбитражными судами Российской Федерации в 1999 2003 годах. // « Вестник ВАС РФ ». 2004. №4.

156. Статистика. Итоги работы арбитражных судов Российской Федерации в 2003 году. // «Бизнес-Адвокат». 2004. №5.

157. Статистика от 25 января 2005г. Об утверждении мировых соглашений судами Российской Федерации в 2001-2004гг. // « Вестник ВАС РФ ». №2. 2005.

158. Диссертации и авторефераты

159. Абсалямов А.В. Проблемы административного судопроизводства в арбитражном процессе. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

160. Витрянский В.В. Проблемы арбитражно-судебной защиты гражданских прав участников имущественного оборота: Дисс. докт. юрид. наук. М. 1996.

161. Машутина Ж.Н. Судебная защита и проблема соотношения материального и процессуального. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Томск, 1972.

162. Митина М.Г. Принципы арбитражного судоустройства. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.

163. Сердитова Е.Н. Конкурсное производство как форма реализации решения арбитражного суда. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.

164. Федоров С.И. Некоторые особенности рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве). Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2001.

165. Чудиновских К.А. Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002.

www.dissercat.com