Брачно-семейное право законов 12 таблиц

Брачно-семейное право по Законам 12 таблиц.

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родствовозникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатомстановился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца).

Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом — со всеми связанными с тем правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родствоимело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы заключения браков: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под власть мужа. В первом случае (confarreatio) брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма (coemptio) брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака — «sine manu» — то есть «без власти мужа«. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака — sine manu — женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном браке»). С разводом женщина забрала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, как равно и благоприобретенное после вступления в брак.

С течением времени именно браку sine manu было обеспеченно наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака все более захиревали, сохраняясь главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях.

Специфической особенностью брака sine manu было то, что его следовало возобновлять ежегодно, иначе на основании Законов супруг получал все права как в браке conventio in manum в силу давности владения. Для сохранения брака в форме sine manu жена в положенный день на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности (VI.4.).

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, по мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

По преданию, первый развод в Риме имел место в 231 г. до н.э., однако, очевидно, что семьи в Риме распадались и раньше. Так в Законах XII таблиц уже встречается статья, регулирующая эту сферу семейно-брачного права.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке sine manu. Для формального развода мужу достаточно было произнести жене «Бери свои вещи и иди прочь» и отнять ключ (IV.3.).

mylektsii.ru

Вопрос. Законы 12 таблиц: семейно-брачное право

Брачно-семейное и наследственное право в законах ти таблиц. В семьях был патриархальный склад. В законах были 2 нормы фиксирующие право отца над жизнью и смертью своего сына, и его право продать своего сына в рабство. Нормы установлены ещё первым рисским царём Ромулом.

Отец мог признать или не признать законным сына. Ребёнок до 3 лет признанный уродом мог быть выброшен отцом.

Отец властвовал над сыном всю жизнь или до 3-ей продажи, но он не мог продавать женатого сына. Положение сына уподоблялось положению роба. С освобождением сын терял права наследника. Жена так же находилась под властью мужа. Ей было запрещено распоряжаться своим имуществом. Исключение было для «весталок» В законах было право о «3 ночах» жена не была под властью мужа, потому что она была под опекой родителей.

Запрещалось продавать жену в рабство и если муж прогонял жену без причины он обязан был отдать часть имущества. За нецензурную брань перед женщиной римлянин наказывался казнью. В римском праве существовало два способа наследования — наследование по закону и наследование по завещанию.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило ближайшему агнату, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца. Имущество вольноотпущенника наследовалось патроном и переходило из семьи вольноотпущенника в семью патрона, в случае, если первым не оставлено формального завещания.

Долги и невозвращенные покойному ссуды распределялись между наследниками пропорционально их долям в наследстве. Вещное право Вещное право свидетельствует о утверждении принципов частной собственности.

В 5 таблице содержится норма о завещании. В древнем Риме завещание утверждалось на народном собрании или в войске. Норма Законов разрешила отцу семейства самостоятельно определять наследника в завещании. В тоже время контроль коллектива римского по распределению имущества по смерти хозяина сохранялся, о чём свидетельствует норма об очерёдности наследования при отсутствии наследника.

Был архаичный принцип наследования членов одного рода. Законы утверждают право кредиторов на наследство их должников. Так же были способы приобретения вещей по средству nexum и mancipium которые относятся с манципацией и судебной уступкой.

Это так же понимается как торжественные способы отчуждения манципируемых вещей с помощью особых процедур в присутствии свидетелей или претора. Отчуждение манципируемой вещи — это или передача её другому лицу по средству nexum, или уступка в суде, с помощью которого это отчуждение может быть признанно в гражданском праве. Устанавливались не только способы передачи но и обязательства. Nexum — сделка по средству меди и весов. Законы словом «купля» охватывали всякое отчуждение вещи. Isukapio — приобретение вещи по давности владения, то есть если человек владел добросовестно вещью никому не принадлежащей, то через 1 год эта вещь становилась его собственностью земля через 2 года.

Если вещь ворованная, то срок давности на неё не распространяется. Иностранцам было запрещено приобретать собственность по давности владения. Сервитуты ограничивали права несобственника в чужой вещи, особенно это касалось земли. Нормы о сервитутах не только защищали права собственников, но и ограничивали их, защищая интересы соседей. Были сервитуты на право проезда, проведение воды, право на солнечный свет и система размежевания участка. Распространены формы коллективной собственности.

Государственная земля была общественной собственностью. Ercto non cito — нормы об архаической общей собственности. Главным юридическим основанием ответственности должника — Fides — нарушение верности клятве.

Древнейшими формами договора были Nexum и Mancipium. Для заключения денежных займов был институт стипуляции — устная форма договора клятва. Была норма от произвола кредиторов. Были форма поручительство и залог. Некоторые лица могли сами захватывать залог. Находятся нормы о деликтах — правонарушения уголовные: Караемое либо по принципу Талиона, либо штрафом.

Был так же институт Наксальной ответственности животного за ущерб нанесенный чужому имуществу. Ряд норм о воровстве и причинении имущественного ущерба. Здесь же есть номы о лжесвидетельстве злом умысле обман.

restaurant-most.ru

Брачно-семейное право. Правовое положение основных групп населения Древнего Рима по Законам XII таблиц;

Правовое положение основных групп населения Древнего Рима по Законам XII таблиц

По текстам Законов XII таблиц студенту необходимо проследить сословную, социальную и экономическую дифференциацию римского архаического общества. Осо­бенно важно рассмотреть нормы, указывающие на ос­новное деление римского общества: на свободных и ра­бов. Следует охарактеризовать положение рабов (VII. 12; VIII. 3; 14; XII. 2), особо выделив категорию долговых рабов— «nexi» (III. 4—5; VI. 1), остановиться на основ­ных источниках рабства. При характеристике рабства в Законах XII таблиц следует учитывать, что в V в. до н. э. оно носило довольно патриархальный характер и поло­жение раба еще не столь сильно отличалось от положе­ния свободного, как это было в период классического Рабства во II—I вв. до н. э. С одной стороны, увечье раба наказывалось штрафом в два раза меньшим, чем сво­бодного (VIII.3), за воровство раб также наказывался гораздо более сурово (VIII. 14). Это указывает на прини­женное положение рабов в обществе. С другой стороны, правонарушения рабов приравнивались к правонаруше­ниям подвластных сыновей (XII. 2Ь), да и в имуществен­ном отношении положение их мало чем отличалось. Как пишет греческий историк II в. н. э. Плутарх (Марций, 24), «к рабам тогда относились с большой снисходительнос­тью». Вообще переход от рабства к свободе и наоборот еще не был столь затруднителен, как в позднереспубли-канском Риме, после того как Закон Петелия 313 г. до н. э. запретил обращать гражданина в рабство, а рабу стало труднее стать гражданином даже при освобожде­нии из рабства.

Далее Законы XII таблиц фиксируют деление рим­лян на сословия патрициев и плебеев, запретив заклю­чение браков между ними (XI. 1). Эта несправедливая норма уже через год после ее принятия была отменена плебсом, что лишний раз указывает на антагонизм этих сословий. Пристальное внимание следует обратить на социальные категории патронов, клиентов (VIII. 21) и вольноотпущенников (V. 8). Отношения патронов и кли­ентов очень древнего происхождения, и Законы XII таб­лиц указывают на то, что не только клиент обязан был помогать своему патрону в военных операциях, на вы­борах и в политической борьбе своего клана, но и пат­рон нес ответственность перед клиентом, защищая его интересы, в частности, в суде. Неисполнение обязанно­стей по отношению к своему клиенту сурово каралось Законами XII таблиц. Положение вольноотпущенника внешне уподоблялось положению клиента, однако со­циально и экономически вольноотпущенник гораздо больше зависел от своего патрона. Об этой зависимости свидетельствует, в частности, ст. 8 V таблицы, согласно которой имущество вольноотпущенника, умершего без завещания и не имевшего прямого наследника, возвра­щалось его патрону.

Следует также обратить внимание на норму, фикси­рующую деление римских граждан на адсидуев и проле­тариев (I. 4). Адсидуи — это состоятельные римляне, от­носившиеся к первым четырем богатым имущественным разрядам. Пролетариями называли лиц, входящих в пя­тый, один из беднейших имущественных разрядов по реформе Сервия Туллия, не способных предложить го­сударству почти ничего, кроме своих детей от­сюда и их название — «пролетарии» (дословно — «про­изводители детей»). Чаще всего это были мелкие аренда­торы чужой земли. Были еще так называемые capite censi (дословно «оцененные головой») — бобыли, не имев­шие не только имущества, но и семьи. Они обычно ра­ботали поденщиками (см.: Авл Геллий. Аттические ночи. XVI. 10. 10).

Особо следует выделить категорию латинских союз­ников римлян — форктов и санатов (I. 5; VI. 4). Форкты и салаты — это ближайшие соседи римлян (прежде всего латины), имеющие с римским государством договорные отношения. Статья 5 I таблицы соответственно узакони­вает право союзников заключать любые сделки, в том числе приобретать собственность на римской земле. В ст. 4 VI таблицы речь идет о признании нерушимости правовых соглашений с hostis, т. е. с иностранцами, и о том, что иностранец не мог приобрести вещь в Риме в собственность по давности владения.

Из дошедших до нас положений Законов XII таблиц студент может прийти прежде всего к аргументирован­ному выводу о патриархальном характере древнеримс­кой семьи. К сожалению, до нас дошли далеко не все нормы Законов XII таблиц по семейному праву, однако такой важнейший институт архаического права, как отцовская власть, и некоторые нормы о власти мужа над Женой представлены в сохранившихся отрывках Зако­нов достаточно полно. Для оценки характера отцовской власти (patria potestas) студенту необходимо изучить IV таблицу Законов, обратив внимание на две нормы, фиксирующие право отца над жизнью и смертью своего сына (IV. 1—2а) и его право продать своего сына в раб­ство (IV. 2Ь). Обе эти нормы были установлены еще пер­вым римским царем Ромулом и впоследствии перенесе­ны в Законы XII таблиц. Комментируя первую норму, Дионисий Галикарнасский поясняет, что за отцом со­хранялось право признать или не признать рожденного своим законным сыном, а вплоть до трехлетнего возра­ста ребенок, имеющий врожденное уродство, мог быть выброшен или уничтожен отцом. Комментируя вторую норму, Дионисий Галикарнасский (Римские древности. II. 26—27), в частности, пишет: «Ромул передал отцу полную власть над сыном на протяжении всей его жиз­ни и право бичевать его, держать в оковах на полевых работах и даже, если захочет, убить, даже если сын уже занимается государственными делами, если исполняет высшие должности, если добился наград на почетном государственном поприще. . Он также позволил отцу продавать сына. и разрешил отцу обогащаться за счет сына вплоть до третьей его продажи. а после третьей продажи сын освобождался от отца». Таким образом, почти неограниченная власть над сыном сохранялась на протяжении всей жизни отца. Единственное ограниче­ние — это запрет продавать женатого сына. Следует об­ратить внимание на то, что положение сына в имуще­ственном отношении уподоблялось положению раба (XII. 2Ь), т. е. имущественной самостоятельности подвластный сын не имел и все, что он приобретал, поступало в отцовское имущество. В то же время статья о троекрат­ной манципации уже в Законах XII таблиц использова­лась как формальный способ освобождения сына из-под власти отца и приобретения им дальнейшей имуществен­ной самостоятельности. Однако с освобождением он те­рял и права законного наследника.

Жена также находилась под властью своего мужа, что следует из ст. 3 IV таблицы. Согласно этой статье и ком­ментариям к ней греческого историка и философа II в. н. э. Плутарха (Ромул. 22) брак мог быть расторгнут только по воле мужа, имевшего право выгнать жену, если она была уличена в отравительстве, подмене детей или прелюбодеянии. Известно, что ее положение в браке сит тапи уподоблялось положению подвластной дочери. Ей, как и подвластному сыну или дочери, запрещено было распоряжаться своим имуществом (V. 1—2). Даже осво­бодившись из-под власти мужа, она не могла самостоя­тельно распоряжаться своим имуществом, так как вся­кое отчуждение ею недвижимого имущества без согла­сия опекуна признавалось незаконным. Исключение делалось лишь для весталок, давших обет девственности и почти всю жизнь посвятивших служению государствен­ному культу богини Весты. Дионисий Галикарнасский (II. 25. 4) писал, что еще Закон Ромула «вынуждал му­жей владеть женами как необходимым и неотчуждаемым имуществом». В то же время уже в Законах XII таблиц существовало положение «о трех ночах» (VI. 5), позво­лявшее жене не переходить под власть мужа, оставаясь под опекой своего родителя. Кроме того, Закон Ромула запрещал продавать жену в рабство, а если муж прого­нял жену без уважительной причины, он обязан был отдать ей часть своего имущества (Плутарх. Ромул. 22). Наконец, издревле мужчины должны были оказывать женщинам известное уважение. Так, еще в Законе Рому­ла было оговорено, что за нецензурную брань в присут­ствии женщины римлянин наказывался смертной каз­нью (Плутарх. Ромул. 20).

studopedia.su

uristinfo.net

§ 5.4. Семейное право Древнего Рима

Римское право знало два вида брака: cum manu — брак, устанавливающий власть мужа над женой, и sine manu — брачное сожительство с равноправием супругов. Вступление в брак cum manu неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была персоной своего права, то, вступив в такой брак, она становилась персоной чужого права. Если она была под властью своего отца и агнаткой всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца семейства, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатиче- ской семьи мужа.
Второй вид брака — это брак sine manu, не порождал власти мужа над женой и первоначально не устанавливал вообще юридической связи между мужем и женой: юридически чужая мужу и своим детям, жена пребывала в том же семейном положении, в каком она была до вступления в брак; со старой семьей ее связывала агна- тическая связь. Законы XII таблиц допускали установление власти мужа над женой путем своеобразной «приобретательной давности» — истечение года непрерывной совместной жизни с женой. Но женщина, вступившая в брак без совершения брачных формальностей, могла предупредить возникновение manus, покинув на три ночи дом мужа, таким образом она прерывала срок давности.
Заключение брака cum manu требовало совершения определенных обрядов, это был акт формальный. Брак sine manu рассматривался как некоторые фактические отношения, с которыми связывались определенные юридические последствия (в отношениях отца с детьми, позднее и в некоторых отношениях между мужем и женой), но для того, чтобы эти последствия возникли, нужно было одно: вступление жены в дом мужа при наличии согласия брачующих- ся, а при соответствующих условиях также и лиц, осуществляющих над ними отеческую власть. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Брак cum manu мог быть расторгнут только по инициативе мужа, для расторжения брака sine manu достаточно было инициативы жены.
Lex Iulia de adulteriis (18 г. до н.э.) установил уголовную ответственность за нарушение супружеской верности (adulterium), карая при этом не только виновных, но и попустителей, к числу которых относились отец и муж виновной жены, не возбудившие против нее обвинения. Карая супружескую измену, Август исключил наказание за внебрачное сожительство лиц, между которыми брак был воспрещен законом, как, например, браки между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками. Такое сожительство с намерением установить брачные отношения, если одна из сторон не состояла в законном браке, называлось конкубинатом и рассматривалось как неполноценный брак. Дети, рожденные от такого сожительства, имели право наследовать имущество после смерти своих родителей.
В целях стимулирования рождаемости Lex Iulia et Papia Popea в 4 г. н.э. установил для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоящих в браке и не имевших детей, ряд ограничений в имущественных правах; также состоящие в браке не могли получать имущество по завещаниям, а состоящие в браке, но бездетные могли получать только половину от завещанного им. При этом понятие бездетности являлось условным и различным для мужчин и для женщин: мужчина не бездетен, если у него один ребенок, женщина — только если у нее трое, а у вольноотпущенницы даже четверо детей.
Заключению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось их paterfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias сторон.Обручение проходило в форме стипуляции — устной обязанности paterfamilias передать невесту жениху. В случае нарушения обязательства противная сторона имела право потребовать возмещения причиненного ущерба. Виновная сторона лишалась чести и не могла представлять чужие интересы в суде. Виновной стороне не возвращались подарки, сделанные во время обручения. В случае смерти жениха невеста и ее наследники сохраняли половину обручальных подарков.
Римское право знало три способа установления manus:
а) confarreatio (брак патрициев),
б) coemptio,
в) usus.
Церемония confarreatio совершалась в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, быть может, древнейшие 10 курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного с соблюдением сакральной процедуры, и состоящий в таком браке, мог стать жрецом.
Coemptio — это плебейская форма брака, совершаемая как «воображаемая» покупка жены мужем. Вероятно, в архаические времена присутствовала подлинная покупка жены. Coemptio производилось в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи — а именно, земля и рабы (в форме mancipacio).Usus представлял своеобразное применение приобретательной давности к области брачных отношений. Условия вступления в брак.
1. Достижение брачного возраста, который в Риме совпадал с возрастом совершеннолетия. После некоторых колебаний брачный возраст для мужчин был определен в 14 лет, а для женщин в 12 лет.
2. Согласие на брак. В древнейшие времена согласие давали отцы семейств. Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак лицам, подвластным домовладыкам, нужно было получить не только согласие paterfamilias, но и согласие того лица, кто мог занять место paterfamilias жениха в будущем. Так, согласие на брак внука давал не только его paterfamilias, — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключенного брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агна- тическую семью своего мужа.
3. Брак запрещался между близкими родственниками. В древнейшие времена вплоть до седьмого колена.
Личные и имущественные отношения супругов были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинялась власти мужа, который мог продать ее в кабалу, наложить любое взыскание — вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишалась правоспособности в области имущественных отношений. Все, что жене принадлежало до брака, становилось собственностью мужа. Это бесправное положение жены юридически уравнивалось только тем, что она являлась наследницей мужа на равных правах с его детьми. Кроме того, обычаи значительно смягчали бесправное положение жены. Традиции обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав суждения совета, состоявшего, как думают, из членов ее старой семьи. Наконец, почет, связанный с общественным положением мужа, распространялся и на жену.
Совершенно иначе были построены отношения мужа и жены в браке sine manu, так как он не менял юридического положения, в котором находилась жена до вступления в брак. Она по-прежнему являлась агнаткой своих старых агнатов. Имущество в таком браке управлялось раздельно в своих частях как мужем, так и женой. Жена могла вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещались лишь дарения между супругами. Издержки общей семейной жизни, содержание детей и т.п. лежали на муже. Но уже со времен появления брака sine manu вошло в обычай давать мужу особое приданое — dos, в целях облегчения ему бремени семейных расходов. Основания прекращения брака. Кроме смерти одного из супругов римский брак прекращался:
1) в случае обращения одного из супругов в рабство;
2) с утратой одним из супругов римского гражданства;
3) с изменением семейного положения, устанавливающего недопустимую степень родства между супругами. Например, при усыновлении отцом невесты ее мужа;
4) по воле мужа или его домовладыки в браке cum manu;
5) по воле одного из супругов в браке sine manu.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность договора нексум?
2. Охарактеризуйте виды древнеримского права?

Вопросы для подготовки к семинару

1. Общая характеристика законов XII таблиц.
2. Правовой статус рабов по законам XII таблиц.
3. Обязательственное право по законам XII таблиц.
4. Семейное право по законам XII таблиц.

Список рекомендуемой литературы

1. Всеобщая история государства и права / Под ред. К.И. Батыра. — М., 2005.
2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. — М., 2000.
3. История государства и права зарубежных стран в 2-х ч. / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. — М., 2005.
4. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. В 2-х ч. — Ростов-н/Д, 1994.
5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. — М., 1994.
6. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 2003.
7. Черниловский З.М. Лекции по римскому частному праву. — М., 1991.

uristinfo.net

22. Брачно-семейное и наследственное право в законах 12-ти таблиц.

В семьях был патриархальный склад. В законах были 2 нормы фиксирующие право отца над жизнью и смертью своего сына, и его право продать своего сына в рабство. Нормы установлены ещё первым рисским царём Ромулом. Отец мог признать или не признать законным сына. Ребёнок до 3 лет признанный уродом мог быть выброшен отцом. Отец властвовал над сыном всю жизнь или до 3-ей продажи, но он не мог продавать женатого сына. Положение сына уподоблялось положению роба. С освобождением сын терял права наследника.

Жена так же находилась под властью мужа. Ей было запрещено распоряжаться своим имуществом. Исключение было для «весталок» В законах было право о «3 ночах» жена не была под властью мужа, потому что она была под опекой родителей. Запрещалось продавать жену в рабство и если муж прогонял жену без причины он обязан был отдать часть имущества. За нецензурную брань перед женщиной римлянин наказывался казнью.

Наследственное право. В римском праве существовало два способа наследования – наследование по закону и наследование по завещанию. После смерти домовладыки, имущество семьи переходило ближайшему агнату, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались на ее попечении после смерти отца. Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сооб­ща, как это было при отце. Имущество вольноотпущенника наследовалось патроном и переходило из семьи вольноотпущенника в семью патрона, в случае, если первым не оставлено формального завещания. Долги и невозвращенные покойному ссуды распределялись между наследниками пропорционально их долям в наследстве.

23. Вещное право

Вещное право свидетельствует о утверждении принципов частной собственности. В 5 таблице содержится норма о завещании. В древнем Риме завещание утверждалось на народном собрании или в войске. Норма Законов разрешила отцу семейства самостоятельно определять наследника в завещании. В тоже время контроль коллектива римского по распределению имущества по смерти хозяина сохранялся, о чём свидетельствует норма об очерёдности наследования при отсутствии наследника. Был архаичный принцип наследования членов одного рода. Законы утверждают право кредиторов на наследство их должников.

Так же были способы приобретения вещей по средству nexum и mancipium которые относятся с манципацией и судебной уступкой. Это так же понимается как торжественные способы отчуждения манципируемых вещей с помощью особых процедур в присутствии свидетелей или претора. Отчуждение манципируемой вещи — это или передача её другому лицу по средству nexum, или уступка в суде, с помощью которого это отчуждение может быть признанно в гражданском праве. Устанавливались не только способы передачи но и обязательства. Nexum — сделка по средству меди и весов. Законы словом «купля» охватывали всякое отчуждение вещи. Isukapio — приобретение вещи по давности владения, то есть если человек владел добросовестно вещью никому не принадлежащей, то через 1 год эта вещь становилась его собственностью (земля через 2 года). Если вещь ворованная, то срок давности на неё не распространяется. Иностранцам было запрещено приобретать собственность по давности владения. Сервитуты ограничивали права несобственника в чужой вещи, особенно это касалось земли. Нормы о сервитутах не только защищали права собственников, но и ограничивали их, защищая интересы соседей. Были сервитуты на право проезда, проведение воды, право на солнечный свет и система размежевания участка. Распространены формы коллективной собственности. Государственная земля была общественной собственностью. Ercto non cito — нормы об архаической общей собственности.

Главным юридическим основанием ответственности должника — Fides — нарушение верности клятве. Древнейшими формами договора были Nexum и Mancipium.

· Nexum — договоры частной земли.

· Mancipium — договоры по аренде государственной земли.

Для заключения денежных займов был институт стипуляции — устная форма договора (клятва). Была норма от произвола кредиторов. Были форма поручительство и залог. Некоторые лица могли сами захватывать залог.

В 8 табл. Находятся нормы о деликтах — правонарушения (уголовные): клевета, колдовство, членовредительство. Караемое либо по принципу Талиона, либо штрафом. Был так же институт Наксальной ответственности животного за ущерб нанесенный чужому имуществу. Ряд норм о воровстве и причинении имущественного ущерба. Здесь же есть номы о лжесвидетельстве злом умысле (обман).

studfiles.net