Бухгалтерский учет в организациях учебное пособие

Бухгалтерский учет и аудит — Суглобов А.Е. — Учебное пособие

Год выпуска : 2005

Автор : А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова

Жанр : Бухгалтерский учет

Издательство : «КНОРУС»

Формат : PDF

Качество : Отсканированные страницы

Количество страниц : 496

Описание : Сегодня не только бухгалтеры, но и экономисты должны хорошо знать бухгалтерский учет и аудит, уметь грамотно читать финансовую отчетность и принимать правильные решения. Авторы выражают уверенность, что данное учебное пособие значительно облегчит будущим специалистам процесс получения знаний по финансово-учетным дисциплинам. Учебное пособие «Бухгалтерский учет и аудит» состоит из четырех частей.
В части I рассказано об основах организации бухгалтерского учета, его важнейших понятиях и составляющих.
Часть II посвящена основам организации аудиторской деятельности.
В части III отражена методика бухгалтерского учета и аудита отдельных элементов учета, в этой части содержится также информация о финансовой (бухгалтерской) отчетности экономических субъектов.
В части IV рассмотрены главные условия реальности и достоверности бухгалтерской отчетности, процедура составления отчетного бухгалтерского баланса, особенности каждой из форм финансовой отчетности в отдельности, а также порядок аудита бухгалтерской отчетности.

Цель учебного пособия «Бухгалтерский учет и аудит» — помочь приобрести и усовершенствовать знания по организации бухгалтерского учета, аудиторской деятельности и составлению финансовой отчетности.

Содержание учебника

Глава 1. Основы организации бухгалтерского учета
1.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России
1.2. Общая характеристика хозяйственного учета
1.3. Цели и задачи бухгалтерского учета
1.4. Основные принципы ведения бухгалтерского учета
1.5. Предмет и объекты бухгалтерского учета
1.6. Имущество как объект наблюдения
1.7. Метод бухгалтерского учета
1.8. Документация
1.9. План счетов бухгалтерского учета
1.10. Счета
1.11. Двойная запись
1.12. Оборотная ведомость
1.13. Бухгалтерский учет в организациях различных форм собственности
1.14. Техника бухгалтерский) учета
1.15. Права и обязанности главного бухгалтера
1.16. Формы ведения бухгалтерского учета
1.17. Учетная политика и ее элементы
1.18. Автоматизация бухгалтерского учета
Глава 2. Основы организации аудиторской деятельности
2.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации
2.2. Стандарты аудиторской деятельности
2.3. Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности
2.4. Лицензирование аудиторской деятельности
2.5. Кодекс профессиональной этики аудиторов
2.6. Понятие об аудиторской деятельности
2.7. Цели и задачи аудита
2.8. Виды сопутствующих аудиту услуг
2.9. Документирование аудита
2.10. Этапы аудиторской проверки
2.11. Планирование аудита
2.12. Оценка системы внутреннего контроля
2.13. Аудиторский риск
2.14. Существенность в аудите
2.15. События, произошедшие после даты составления отчетности
2.16. Аудиторские доказательства
2.17. Аналитические процедуры
2.18. Аудиторская выборка
2.19. Использование работы эксперта
2.20. Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности
2.21. Аудиторское заключение по финансовой отчетности
2.22. Контроль качества аудиторской проверки
Глава 3. Бухгалтерский учет и аудит денежных средств
3.1. Законодательные и нормативные документы
3.2. Организация и учет кассовых операций и денежных документов
3.3. Учет операций по расчетным счетам
3.4. Особенности учета операций по валютным счетам
3.5. Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах
3.6. Учет переводов в пути
3.7. Оценка активов, обязательств и операций организаций в иностранной валюте
3.8. Учет курсовых разниц
3.9. Учет операций по обязательной продаже валютной выручки
3.10. Аудит денежных средств и денежных документов
Глава 4. Бухгалтерский учет и аудит расчетов
4.1. Законодательные и нормативные документы
4.2. Понятия дебиторской и кредиторской задолженности
4.3. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
4.4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
4.5. Понятие суммовых разниц и их отражение в учете покупателя и продавца
4.6. Учет резервов по сомнительным долгам
4.7. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
4.8. Учет расчетов с учредителями и акционерами
4.9. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
4.10. Аудит расчетов
Глава 5. Бухгалтерский учет и аудит расчетов с персоналом
5.1. Законодательные и нормативные документы
5.2. Виды, формы и системы оплаты труда
5.3. Учет численности работников, отработанного времени и выработки
5.4. Порядок расчета оплаты труда, доплат, оплаты отпусков
5.5. Учет оплаты труда
5.6. Учет удержаний из сумм начисленной оплаты труда
5.7. Учет выплат начисленной оплаты труда
5.8. Аналитический учет расчетов по оплате труда
5.9. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
5.10. Учет расчетов с подотчетными лицами
5.11. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям
5.12. Аудит расчетов с персоналом
Глава 6. Бухгалтерский учет и аудит заемных средств
6.1. Законодательные и нормативные документы
6.2. Обязательства организации, их классификация и отражение на счетах бухгалтерского учета
6.3. Понятие кредитов и займов, их особенности
6.4. Учет кредитов банка
6.5. Учет займов
6.6. Учет выданных финансовых векселей
6.7. Особенности учета заемных средств в торговых организациях
6.8. Инвентаризация .расчетов по кредитам и займам
6.9. Аудит учета заемных средств
Глава 7. Бухгалтерский учет и аудит долгосрочных инвестиций
7.1. Законодательные и нормативные документы
7.2. Понятие, классификация и оценка долгосрочных инвестиций
7.3. Учет операций по приобретению земельных участков и объектов природопользования
7.4. Учет затрат по строительству объектов
7.5. Учет приобретения основных средств и нематериальных активов
7.6. Аудит долгосрочных инвестиций
Глава 8. Бухгалтерский учет и аудит основных средств
8.1. Законодательные и нормативные документы
8.2. Понятие, классификация и оценка основных средств
8.3. Документальное оформление движения основных средств
8.4. Аналитический учет основных средств
8.5. Синтетический учет наличия и движения основных средств
8.6. Амортизация основных средств в бухгалтерском учете
8.7. Амортизация основных средств в налоговом учете
8.8. Учет ремонта основных средств
8.9. Особенности учета арендованных основных средств
8.10. Учет лизинговых операций
8.11. Переоценка основных средств и отражение ее результатов в учете
8.12. Инвентаризация основных средств
8.13. Аудит операций с основными средствами
Глава 9. Бухгалтерский учет и аудит нематериальных активов
9.1. Законодательные и нормативные документы
9.2. Понятие, классификация и оценка нематериальных активов
9.3. Синтетический и аналитический учет поступления и создания нематериальных активов
9.4. Учет амортизации нематериальных активов
9.5. Учет выбытия нематериальных активов
9.6. Аудит учета нематериальных активов
Глава 10. Бухгалтерский учет и аудит финансовых вложений
10.1. Законодательные и нормативные документы
10.2. Определение, классификация и оценка финансовых вложений
10.3. Учет вкладов в уставные капиталы других организаций
10.4. Учет финансовых вложений в ценные бумаги
10.5.. Учет резерва под обесценение финансовых вложений
10.6. Учет финансовых вложений в займы
10.7. Учет операций, связанных с договором простого товарищества
10.8. Аудит финансовых вложений
Глава 11. Бухгалтерский учет и аудит материально-производственных запасов
11.1. Законодательные и нормативные документы
11.2. Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов
11.3. Документальное оформление поступления и расхода материальных запасов
11.4. Синтетический учет материально-производственных запасов
11.5. Учет материалов в пути и неотфактурованных поставок
11.6. Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов
11.7. Оценка отпущенных в производство материалов
11.8. Учет продажи материалов
11.9. Учет тары
11.10. Аналитический учет движения материалов
11.11. Учёт формирования резервов под снижение стоимости материальных ценностей
11.12. Инвентаризация материально-производственных запасов
11.13. Аудит учета производственных запасаов
Глава 12. Бухгалтерский учет и аудит затрат на производство и калькулирования себестоимости
12.1. Законодательные и нормативные документы
12.2. Понятие о расходах организации
12.3. Классификация расходов организации по обычным видам деятельности
12.4. Калькулирование себестоимости продукции
12.5. Учет прямых расходов
12.6. Учет и распределение косвенных расходов
12.7. Классификация производственных затрат
12.8. Учет, оценка и инвентаризация незавершенного производства
12.9. Вспомогательные производства
12.10. Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости
12.11. Особенности учета расходов на продажу в торговых организациях
12.12. Транспортные расходы организации оптовой торговли
12.13. Учет затрат по содержанию непроизводственной сферы
12.14. Учет расходов будущих периодов
12.15. Учет недостач и потерь от порчи ценностей
12.16. Учет резервов предстоящих расходов
12.17. Аудит затрат на производство и калькулирования себестоимости
Глава 13. Бухгалтерский учет и аудит готовой продукции и товаров
13.1. Законодательные и нормативные документы
13.2. Понятие готовой продукции, работ, услуг
13.3. Документальное оформление движения готовой продукции
13.4. Учет выпуска продукции по фактической себестоимости
13.5. Особенности учета выпуска продукции при использовании счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»
13.6. Учет готовой продукции в местах хранения и в бухгалтерии
13.7. Особенности учета продукции (работ, услуг) при использовании счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам»
13.8. Учет и оценка отгруженной продукции
13.9. Учет товаров
13.10. Товарооборот
13.11. Особенности применения счета 42 «Торговая наценка»
13.12. Виды цен на разных стадиях товарообращения.
13.13. Оценка товарных запасов
13.14. Учет импорта товаров
13.15. Учет товарных потерь
13.16. Учет резервов под снижение стоимости товаров
13.17. Инвентаризация готовой продукции и товаров
13.18. Аудит готовой продукции
Глава 14. Бухгалтерский учет и аудит финансовых результатов и использования прибыли
14.1. Законодательные и нормативные документы
14.2. Понятие и классификация доходов организации
14.3. Учет финансовых результатов от обычной деятельности
14.4. Варианты учета продажи продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета и налогообложения
14.5. Назначение счета 91 «Прочие доходы и расходы»
14.6. Учет операционных доходов и расходов
14.7. Учет внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов
14.8. Учет доходов будущих периодов
14.9. Реформация баланса
14.10. Аудит учета финансовых результатов
Глава 15. Бухгалтерский учет и аудит использования прибыли
15.1. Законодательные и нормативные документы
15.2. Учет нераспределенной прибыли и непокрытого убытка
15.3. Порядок расчета прибыли на одну средневзвешенную акцию
15.4. Особенности расчета разводненной прибыли на акцию
Глава 16. Бухгалтерский учет и аудит собственного капитала
16.1. Законодательные и нормативные документы
16.2. Экономическое содержание собственного капитала
16.3. Учет уставного капитала
16.4. Учет резервного капитала
16.5. Учет добавочного капитала
16.6. Учет государственной помощи и целевого финансирования
16.7. Аудит учета собственного капитала
Глава 17. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
17.1. Законодательные и нормативные документы
17.2. Состав бухгалтерской отчетности
17.3. Процедура составления отчетного бухгалтерского баланса
17.4. Бухгалтерский баланс и методы оценки статей баланса
17.5. Отчет о прибылях и убытках
17.6. Отчет об изменениях капитала
17.7. Отчет о движении денежных средств
17.8. Приложение к бухгалтерскому балансу
17.9. Пояснения к годовому отчету
17.10. Аудит бухгалтерской отчетности
ЛИТЕРАТУРА

institutiones.com

Полещук Т.А. П 49 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, с.

Транскрипт

1 ББК П 49 Рецензент: Л.Ф. Алексеева, доцент каф. бухгалтерского учета и аудита Полещук Т.А. П 49 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, с. Курс предназначен для ознакомления студентов с порядком организации бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы в свете действующих нормативных документов. Показана роль учета в соблюдении режима экономии при расходовании средств Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов, образуемых местными администрациями, министерствами и ведомствами. По каждому разделу учета определены документы и дана система бухгалтерских проводок. Уделено внимание практике учета в медицинских и образовательных учреждениях. Для студентов специальности «Бухгалтерский учет и аудит» всех форм обучения. Печатается по решению РИСО ВГУЭС ББК Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2006

2 ВВЕДЕНИЕ Приказом от 26 августа 2004 года 70н утверждена новая инструкция по бюджетному учету, применение которой предполагается осуществить к 1 октября 2005 года, а также новая бюджетная классификация, утвержденная приказом Минфина РФ от г. 114н. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях всегда имел свои специфические особенности, а с введением в действие новой инструкции изменились методологические принципы организации и ведения бюджетного учета. Переход на новые принципы ведения бухгалтерского учета был вызван рядом причин. Во-первых, в годах стало очевидно, что существующие документы в области бюджетного учета устарели. Во-вторых, появились новые объекты учета природные ресурсы и имущество казны, понадобилось отражать дебиторскую задолженность по доходам. В-третьих, необходимо было создать систему, позволяющую вести учет как по кассовому методу, так и по методу начислений. В-четвертых, следовало соотнести бухгалтерский учет с бюджетной классификацией, так как необходимо обеспечить единство бюджетного учета при исполнении бюджетов всех уровней. В-пятых, формирование через бюджетный учет действительных соотношений активов и обязательств Российской Федерации (баланса государства); В-шестых, ведение бюджетного учета с учетом международных требований; В-седьмых, разграничение государственных финансов от частного капитала. В новой инструкции существенно расширен по сравнению с Инструкцией 107н перечень нормативных документов. Бюджетный учет осуществляется в соответствии Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Все это определило актуальность написания нового учебного пособия по дисциплине «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях». При изложении материала автор исходил из того, что изучающие этот предмет уже знакомы с вопросами экономики, финансового бухгалтерского учета и отчетностью, на которые опирается бухгалтерский учет в бюджетных организациях. 2

3 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ 1.1. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях К бюджетным относятся организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируются за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов. Обязательным условием является открытие финансирования по смете ведения бухгалтерского учета и отчетности в порядке предусмотренном для бюджетных организаций. С 1 января 2005 года введена в действие новая Инструкция по бюджетному учету от г. 70н, которая устанавливает единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. В этих целях применяются следующие определения: главный распорядитель средств бюджета орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим правовым актом о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим правовым актом, по распределителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении; распорядитель средств бюджета орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, получающее ассигнования бюджета от главного распорядителя для их распределения между получателями средств бюджета, находящимися в его ведении; получатель средств бюджета бюджетное учреждение, находящееся в ведении главного распорядителя или распорядителя, имеющее право на получение бюджетных ассигнований. Отнесение организаций к бюджетным определяется уставом, учредительными документами, а также соответствующим финансовым органом. Главное управление федерального казначейства организует и осуществляет сводный, систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств на счетах казначейства, разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности исполнения смет расходов бюджетных учреждений. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет свои специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе [1], инструкцией по бюджетному 3

4 учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от г. 70н, другими нормативными документами, содержащими указания по учету и отражению в балансе операций учреждений и организаций, состоящих на бюджете в различных сферах их деятельности. К этим особенностям нужно отнести: организацию учета в разрезе статей бюджетной классификации; контроль исполнения сметы расходов; выделение в учете кассовых и фактических расходов; отраслевые особенности учета в организациях бюджетной сферы; строгое соответствие учета и отчетности требованиям нормативных документов. Специфические особенности учета в бюджетной сфере вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины. Из-за недостаточного финансирования со стороны государства бюджетные учреждения не в состоянии обеспечить своевременную выплату заработной платы своим работникам, приостановлены работы по текущему ремонту зданий, развитию материальной базы. Хроническое недофинансирование отрицательно повлияло на деятельность бюджетных учреждений. Возникла острая необходимость зарабатывать деньги, а для этого было необходимо изменение нормативных документов. В годах стало очевидно, что существующие документы в области бюджетного учета устарели: во-первых, появились новые объекты учета природные ресурсы и имущество казны, понадобилось отражать дебиторскую задолженность по доходам. во-вторых, необходимо создать систему, позволяющую вести учет как по кассовому методу, так и по методу начислений. в-третьих, следовало соотнести бухгалтерский учет с бюджетной классификацией [18]. В связи с этим с 1 января 2005 года введена в действие новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина РФ от г. 70н, а также новая бюджетная классификация, утвержденная приказом Минфина РФ от г. 114н. Переход на новую инструкцию будет осуществляться по мере организационно-технической готовности до 1 октября 2005 года. Исключение сделано только для нового объекта учета непроизведенных активов, постановка которых на баланс осуществляется в сроки, специально оговоренные в приказах Минфина России [2]. 4

5 Бюджетный учет с введением в действие новой инструкции ориентирован на: формирование через бюджетный учет действительных соотношений активов и обязательств Российской Федерации (баланса государства); ведение бюджетного учета с учетом международных требований; единство бюджетного учета при исполнении бюджетов всех уровней; разграничение государственных финансов от частного капитала. Перечень нормативных документов, регулирующих бюджетный учет в инструкции 70н существенно расширен по сравнению с Инструкцией 107н. К ним относятся: Федеральный закон от ФЗ «О бухгалтерском учете»; бюджетное законодательство; иные нормативные правовые акты Российской Федерации; Инструкция 70н устанавливает основные принципы организации бюджетного учета: Метод начисления. При методе начисления доходами считаются операции, увеличивающие чистую стоимость активов, а расходами операции, уменьшающие чистую стоимость активов. Чистая стоимость активов определяется в виде разницы между активами и пассивами (обязательствами) субъектов сектора государственного управления. Прирост чистой стоимости означает прирост благосостояния государства, а уменьшение чистой стоимости отрицательный результат проводимой государственной финансовой политики. Применение метода начислений позволяет построить систему бюджетного учета, аналогичную системе учета в коммерческом секторе. Это создает основу для добросовестной конкуренции на рынке, участниками которого являются бюджетные учреждения наряду с субъектами реальных секторов экономики. Ориентация бюджетного учета на определение результата по итогам финансового года; Интеграция бюджетного учета с применяемой бюджетной классификацией РФ. Приказом Минфина РФ 114н от 10 декабря 2004 года утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год. Применение журнальной формы учета с использованием установленных форм первичной документации [24]. 5

6 Основными задачами бухгалтерского учета являются: 1. Организация бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными актами. 2. Использование передовых форм и методов бухгалтерского учета в обработке информации на базе широкого применения современной вычислительной техники. 3. Осуществление предварительного контроля за своевременным правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций. 4. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям. 5. Предотвращение отрицательного результата хозяйственной деятельности и образование резервов для обеспечения финансовой устойчивости. 6. Точное утверждение бюджета и целевое использование бюджета. Ответственность за соблюдение правил бюджетной дисциплины и правильную организацию БУ в бюджетных учреждениях несут руководитель учреждения и главный бухгалтер История развития бюджетного учета Возникновение Русского государства принято считать в 862 году и первые полтора века в нем применялись самые примитивные учетные приемы, связанные со сбором дани (налогов), регистрацией торговых оборотов [26]. Государственное хозяйство рассматривалось как частная собственность его владельца князя, размеры податей (дани) не регламентировались. Князь мог взять все, что считал нужным для себя и излишним для податного населения. Эта черта хозяйственного быта оказала огромное влияние на русский учет, сформировав его первый принцип, просуществовавший на протяжении всей нашей истории: Государство является собственником всего или почти всего имущества, находящегося в стране. Должен быть единый орган, регламентирующий порядок учетных записей, в обществе преобладают вертикальные правовые отношения над горизонтальными, частная собственность носит подчиненный характер, каждый человек отдает все князю и все от него получает. Величайший скачок развитию учетной мысли дало принятие Русью христианства, православной религии. Это способствовало созданию множества монастырей, ведущих по тем временам огромную и довольно разнообразную хозяйственную деятельность. Именно в монастырях под влиянием византийской учетной мысли родились многие идеи рус- 6

7 ской бухгалтерии, сформировался ее дух. За монастырскими стенами возник второй принцип русской бухгалтерии: За каждый имущественный объект отвечает строго определенное лицо или группа лиц. Ответственность была не только материальной, но и уголовной личной. Принцип ответственности приводил к созданию весьма изощренной учетной техники, которая требовала строгого разделения учетных регистров, предназначенных для фиксации поступления и отпуска денег и других ценностей, последовательного проведения инвентаризаций. Следующий этап развития учета в России совпал с эпохой татарского ига. Татары, пренебрегая русской традицией, попытались сразу ввести персональное налогообложение подать стала подушной, ее должен был платить каждый мужчина без различия состояния и возраста. Для этого была впервые проведена перепись населения. Она не была статистическим учетом населения, а была бухгалтерской инвентаризацией людей, «положенных в число» [26]. Так возник третий принцип русской бухгалтерии: Человек объект учета, ибо каждый человек так или иначе подотчетен. Привнесенное извне персональное налогообложение и учет расчетов по дани не просуществовали долго. В России возникла новая национальная окладная единица соха. Четвертый учетный принцип гласит: Платеж несет общество, и недоимка любого из его членов возмещается остальными членами мира, общества. С ХV по ХVII в. Россия как бы консервирует политическую, экономическую и культурную жизнь. В учете не заметно каких-либо иноземных влияний, однако развиваются старые и формируются новые принципы. Вводятся твердые задания не только в государственных, но и в частных хозяйствах. Каждому работнику задается урок определенное задание. В связи с этим пятый принцип учета: Каждый работник должен получить урок, т.е. сколько, какой именно работы и в какие сроки он должен выполнить. В средневековой России была развита торговля и поэтому предполагалась коллация выверка всех расчетов один раз в неделю. Шестой принцип учета: Все взаимные расчеты между лицами, участвующими в хозяйственной деятельности, должны быть выверены. В это же время окончательно формируется приоритет вертикальных административно-правовых связей и практически игнорируются горизонтальные гражданско-правовые отношения. Седьмой принцип: Обязательства перед начальником всегда важнее обязательств перед сторонними лицами. Развитие государственного и монастырского хозяйства привело к появлению еще одного принципа экономии. Он выразился в зарожде- 7

8 нии калькуляции, а именно исчислении церковных треб. Цены подобных услуг зависели от затрат на содержание монахов, занятых выполнением треб, а не от спроса и предложения. Так возник восьмой принцип: Цены предметов зависят от затрат, связанных с их производством. Девятый принцип принцип обрядолюбия: Внешний вид документов, их взаимосвязи, порядок и последовательность заполнения являются неотъемлемой частью учета; порядок важнее содержания; казаться важнее, чем быть. Основу учета в государственном хозяйстве составляли инвентаризационные описи, выступавшие в виде дозорных книг. В начале каждого года под руководством опытных дьяков составлялись окладные книги. Каждый приказ ведал сбором налогов и в каждом приказе открывалась самостоятельная окладная книга на ту область государства, которая закреплялась за данным приказом для покрытия его расходов. С 1645 года имеются сведения о существовании городских смет, правил по их отчетности нет. Приказы собирали деньги, расходовали, их остатки находились в Приказах. Если был дефицит, то занимали у другого Приказа. Гласность о состоянии финансовых дел Приказа не допускалась. С 1802 года образовалось Министерство финансов. Стали составлять росписи доходов и расходов на основании смет министров, но общих правил не существовало. В 1811 году был издан указ «Наказ Министерства финансов». В его основу положен план финансов. В нем расходы делились на необходимые, полезные, избыточные, излишние, бесполезные. По «Наказу» к 15 ноября министры давали в Министерство финансов сметы по единой форме. Министерство Финансов составляло сводную смету, вносило ее в Государственный совет, а Государственный совет представлял на утверждение Государю. Недостатки правил «Наказа» и отсутствие гласности привели к хаотическому состоянию государственных финансов. В связи с этим Министерство финансов командировало специальную комиссию для изучения бюджетного дела в Западную Европу. В состав комиссии входили представители всех управлений Министерства финансов. Результатом явились подготовленные комиссией и утвержденные Министерством Финансов «Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи от 22 мая 1862 года». Эти правила предполагали составление смет для всех управлений по единой форме с обязательным обоснованием необходимости тех или иных статей расходов и сумм по ним, разграничением постоянных и временных расходов, специальных расходов по основным направлениям. Для утверждения сметы данные за отчетный период необходимо было представить в соответствии с отчетными данными прошлого периода. Позже было принято дополнение к правилам, которое преду- 8

9 сматривало строгое соблюдение деления доходов и расходов на параграфы и статьи. Бюджетные правила от 8 марта 1906 года предоставили Министерству право возлагать предварительное рассмотрение смет на комиссии Государственной Думы и Государственного Совета. Всякое изменение или новое ассигнование средств на возникающие потребности возможно было лишь при издании соответствующего знака. Если роспись не утверждалась или не рассматривалась, то оставалась в силе роспись предыдущего года. В случае дефицита заключался заем без согласия Государственной Думы. С 1917 года можно выделить следующие этапы: Первый этап: гг. бюджетный учет ведется по простой системе. Учет регламентировался инструкцией по счетоводству и отчетности для правительственных административных учреждений (1923 г.), инструкцией по ведению учета по простой системе (1927 г.), инструкцией о бухгалтерском учете по простой системе в учреждениях, состоящих на государственном бюджете СССР (1932 г.) Текущий учет осуществлялся по трем планам счетов: для учета операции по исполнению сметы расходов по бюджету; для учета операций по внебюджетным средствам; по учету операции в неуставных подсобных хозяйствах. Второй этап: гг. внедряется двойная система учета. 11 ноября 1938 года утверждена инструкция по БУ по двойной системе учета в учреждениях, состоящих на государственном и местном бюджетах. 4 ноября 1938 года инструкция по БУ по простой системе в учреждениях, состоящих на государственном и местном бюджетах. Согласно указанным инструкциям БУ велся по двойной или простой системе в зависимости от объема работы бюджетного учреждения и размера получаемого финансирования. В 1938 году утвержден единый план счетов, содержащий перечень счетов необходимых для отражения всех операций по исполнению смет. Уставные подсобные хозяйства бюджетных учреждений должны были руководствоваться счетными планами, установленными для учета основной деятельности предприятий, соответствующих отраслей народного хозяйства. В связи с этим бюджетные учреждения стали составлять 2 баланса. Третий этап: гг. унификация учета. в 1955 году Министерство финансов СССР утвердило положение о бухгалтерских сметах и балансах в учреждениях, организациях, состоящих на государственном бюджете СССР. Оно определяло права и обязанности главных распорядителей кредитов, правила составления балансов, оценки их статей и другие вопросы. Изданы новые инструкции по ведению учета по двойной и простой системам. в 1958 году Министерство финансов СССР утвердило методические указания. 9

10 Четвертый этап: 1988 год усовершенствование План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях Планом счетов называют систематизирующий по установленным принципам перечень синтетических счетов БУ. План счетов бюджетного учета состоит из 5 разделов плюс группа забалансовых счетов. Разделы плана счетов: 1. Нефинансовые активы. 2. Финансовые активы. 3. Обязательства. 4. Финансовый результат. 5. Санкционирование расходов бюджета. Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов. Достаточно большое количество знаков в номере бюджетного учета предопределило внедрение 20-значной бюджетной классификации. Структура Плана счетов представлена в табл. 1. Структура счета Плана счетов бюджетного учета Таблица 1 Разряд Наименование 1 17 Код классификации доходов, ведомственной функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов 18 Код вида деятельности 0 при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности; 1 бюджетная деятельность; 2 предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход; 3 деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений Код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета Код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета Код классификации операций сектора государственного управления 10

11 Также введены новые объекты бюджетного учета (табл. 2). Объекты бюджетного учета Таблица 2 Объекты бюджетного учета Главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств (администратор) Орган казначейства, финансовый орган Нефинансовые активы + — Финансовые активы + + Обязательства + + Доходы + — Расходы + — Кассовые поступления — + Кассовые выбытия — + Финансовый результат + + Санкционированные расходы + + Юридические обязательства + + В новую инструкцию заложены три критерия бюджетного учета, постоянно упоминаемые на протяжении последних лет в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, а также названные в Постановлении Правительства РФ от года 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»: объединение бухгалтерского учета исполнения бюджетов и бухгалтерского учета в бюджетных организациях, а именно объединение Инструкции по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов, утвержденной приказом Минфина РФ от г. 15н и Инструкцию по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от г. 107н; применение метода начислений; интеграция плана счетов бюджетного учета с бюджетной классификацией. Реформирование бюджетной классификации и бюджетного учета тесно связано с проводимыми реформами в бюджетной сфере: разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными орга- 11

12 нами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, реформой системы федеральных органов исполнительной власти, изменением системы предоставления социальных льгот, преобразований в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора. На первом этапе внесения изменений в бюджетную классификацию решается ряд задач по еѐ совершенствованию, а именно: необходимость переориентации бюджетных средств путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса, приведение в соответствие структуры функциональной классификации расходов с основными функциями, согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и создание предпосылок для введения интегрированного с бюджетной классификацией единого Плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего оценку деятельности сектора государственного управления. С целью соблюдения единых признаков формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ приказом Минфина РФ от г. 114н утвержден единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов РФ. Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств. Вторая часть представляет собой функциональную структуру (раздел, подраздел, статья, подстатья, вид, группа, подгруппа) соответствующей бюджетной классификации. Три последних знака 20-значного кода являются классификацией операций сектора государственного управления, одобренной Постановлением Правительства РФ от года 249. В рамках бюджетной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами). Бюджетная классификация включает: классификацию доходов бюджетов РФ; функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов муниципального долга; классификацию видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета [3]. В начале 90-х годов прошлого столетия в российской бюджетной системе сложилась очень тяжелая ситуация. Серьезно были ослаблены банковский учет движения бюджетных средств и контроль за их ис- 12

13 пользованием. Отсутствовал стабильный порядок распределения поступающих доходов между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней. В результате сложилась ситуация, при которой исполнение бюджета практически вышло из-под контроля Правительства РФ. Поэтому необходимым и обоснованным стал переход на казначейскую систему исполнения бюджета, а также формирование новой структуры финансового контроля. Государственная учетная политика реализуется через: план счетов бюджетного учета, порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета. Статьей 215 Бюджетного Кодекса с 1 января 2000 года в Российской Федерации казначейское исполнение бюджетов признано единственно допустимым. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Органы федерального казначейства открывают лицевые счета главным распорядителям, распорядителям, получателям средств федерального бюджета, которые включены в Реестр получателей средств федерального бюджета. Поименованные лица являются клиентами федерального казначейства. Бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой, и представляется в орган исполнительной власти в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Затем доводится уведомление о бюджетных ассигнованиях до получателей бюджетных средств. Планирование и исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации это принцип прозрачности бюджета. Необходимо отметить, что бюджетная классификация Российской Федерации, обеспечивающая детализацию расходов бюджетов, постоянно совершенствуется. Так, Федеральным законом от 5 августа 2000 года 115-ФЗ «О внесении изме- 13

14 нений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» введена единая структура расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Причем им дано право производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения единства классификации. Отражение операций по исполнению бюджета учреждениями осуществляется в соответствии с новым Планом счетов бюджетного учета. Проект классификации операций сектора государственного управления, представленный в Постановлении Правительства РФ от 22 мая 2004 г. 249, предусматривает группировку операций по их экономическому содержанию с возможностью еѐ применения для учета операций как по кассовому методу, так и по методу начислений [32]. Другими словами, классификация операций сектора государственного управления это такая группировка операций с бюджетными средствами, которая позволяет отражать в учете одинаковые по экономическому содержанию операции как в органах федерального казначейства, ведущих учет по кассовому методу, так и в учреждении-бюджетополучателе, ведущим учет по методу начисления. Всего восемь основных групп операций сектора государственного управления: 100 «Доходы»; 200 «Расходы»; 300 «Поступление нефинансовых активов»; 400 «Выбытие нефинансовых активов»; 500 «Поступление финансовых активов»; 600 «Выбытие финансовых активов»; 700 «Увеличение обязательств»; 800 «Уменьшение обязательств». В свою очередь, группы классификаций операций сектора государственного управления (КОСГУ) имеют определенную детализацию в зависимости от операций с конкретными объектами бюджетного учета. Например, классификация операций сектора государственного управления 300 «Поступление нефинансовых активов» имеет следующую детализацию: 310 «Увеличение стоимости основных средств»; 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»; 330 «Увеличение стоимости земли»; 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Согласно Плану счетов бюджетного учета классификация операций сектора государственного управления соответствует 24, 25, 26 разрядам каждого счета. Наличие классификации операций сектора государственного управления в счете позволяет организовать сквозной аналитический 14

15 учет доходов и расходов, активов и обязательств соответствующего бюджета. Например, классификацию операций сектора государственного управления 310 «Увеличение стоимости основных средств» можно обнаружить в следующих счетах: «Основные средства»; «Вложение в нефинансовые активы»; «Основные средства в пути»; «Прочие расчеты с кредиторами»; «Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов» [31]. Благодаря классификации операций сектора государственного управления можно проследить движение бюджетных средств, направленных на увеличение стоимости основных средств, и определить эффективность использования бюджетных средств по операциям одинакового экономического содержания [14]. Новый План счетов бюджетного учета, как уже отмечалось, состоит из пяти разделов: Раздел I «Нефинансовые активы» включает в себя сведения обо всех основных средствах, о непроизведенных (земля, недра и др.) и нематериальных активах, о начисленной амортизации (понятие «износ» больше не применяется), о материалах, готовой продукции и о капитальных вложениях. В новом Плане счетов теперь по аналогии с «коммерческим» учетом основными средствами в бюджетном учете будет признаваться любое имущество, предназначенное для использования в деятельности учреждения более 12 месяцев независимо от стоимости. Категория «Малоценные предметы» из Плана счетов исключена. Раздел II «Финансовые активы» объединяет в себе информацию обо всех денежных средствах и документах учреждения, о его финансовых вложениях (депозиты, акции других предприятий, ценные бумаги), а также обо всех видах дебиторской задолженности, включая бюджетную. Раздел III «Обязательства» учитывает все виды кредиторской задолженности учреждения. Раздел IV «Финансовый результат» предназначен для отражения положительной либо отрицательной разницы между доходами и расходами учреждения. Помимо результатов деятельности за текущий год в этом разделе показываются финансовые итоги предыдущих лет, доходы будущих и сведения по кассовому исполнению бюджета. Раздел V «Санкционирование расходов бюджетов». В нем фиксируется информация о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях. В основном вести учет на счетах этого раздела будут распорядители бюджетных средств и казначейства. 15

16 В разделе «Забалансовые счета» появилось несколько новых позиций. В частности, предусмотрены счета для учета обеспечения исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, расчетных документов, ожидающих исполнения (табл. 3). Забалансовые счета Таблица 3 Наименование счета Номер счета Арендованные основные средства 01 Материальные ценности, принятые на ответственное хранение 02 Бланки строгой отчетности 03 Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов 04 Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности Переходящие награды, призы и кубки 07 Путевки неоплаченные 08 Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных 09 Обеспечение исполнения обязательств 10 Государственные и муниципальные гарантии 11 Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками 12 Экспериментальные устройства 13 Расчетные документы, ожидающие исполнения 14 Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок Поступления денежных средств на банковские счета учреждения 17 Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения 18 16

17 Всего в новом Плане около 2000 счетов. Такое «изобилие» обусловлено структурой нового бюджетного учета. По сути, абсолютное большинство этих счетов представляют собой не синтетические, а субсчета первого, второго и третьего порядка. В работе бухгалтер будет использовать последние 9 знаков в коде: 18 разряд источник финансирования; 19, 20, 21 разряды синтетический счет; 22, 23 разряды аналитический счет; 24, 25, 26 разряды коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Таким образом, организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти. Отражение операций по исполнению бюджета осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, который предполагает ведение учета в соответствии со своей структурой, интеграцией с бюджетной классификацией, порядком формирования номера и кода счета, появлением счетов для учета новых видов активов и обязательств. Счета бюджетного учета построены по принципу вложенности показателей Формы учета, применяемые в бюджетных организациях Государственная учетная политика реализуется через: план счетов бюджетного учета, порядок отражения операций по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на счетах бюджетного учета, корреспонденцию счетов бюджетного учета. Все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами. Для ведения бухгалтерского учета применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели. Формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Принятые к учету первичные документы систематизируются по датам совершения операций и отражаются накопительным способом в регистрах бюджетного учета журналах операций: журнал операций по счету «Касса»; журнал операций по банковскому счету; журнал операций расчетов с подотчетными лицами; журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками; журнал операций расчетов с дебиторами и кредиторами; 17

18 журнал операций расчетов по заработной плате, денежному довольствию и стипендиям; журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов; журнал по прочим операциям; Главная книга [2]. Записи в Журнале операций осуществляются по мере совершения операций как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в Журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. По истечении месяца данные оборотов по счетам из Журналов операций записываются в Главную книгу. В органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и в органах, организующих исполнение бюджетов, ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно. При кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, учет операций ведется в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах [2]. Журналы операций подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а при централизации учета, кроме того, и руководителем группы учета. Контрольные вопросы 1. Какие организации относятся к бюджетным? 2. Назовите специфические особенности бюджетного учета? 3. В каком году был издан «Наказ Министерства финансов»? 4. По какому принципу построен новый план счетов? 5. Какие основные группы операций сектора государственного управления? 6. По какой форме ведется учет в бюджетных организациях? 7. Какие разряды показывают синтетический счет? 8. Какие обязанности возлагаются на главного бухгалтера в бюджетных организация? 18

19 2. УЧЕТ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И РАСХОДОВ 2.1. Учет финансовых активов Основными задачами бухгалтерского учета являются точный, полный и своевременный учет средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств. Учет денежных средств организации осуществляется в разделе «Финансовые активы» на счете «Финансовые активы», который состоит из: счет «Денежные средства учреждения»; счет «Средства на счетах бюджетов»; счет «Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов»; счет «Финансовые вложения»; счет «Расчеты с дебиторами по доходам»; счет «Расчеты по выданным авансам»; счет «Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам»; счет «Расчеты с подотчетными лицами»; счет «Расчеты по недостачам»; счет «Расчеты с прочими дебиторами». Рассмотрим некоторые из них Учет денежных средств Счет «Денежные средства учреждения» предназначен для учета учреждением движения денежных средств на банковских счетах, в кассе, а также для учета движения денежных документов. Для учета операций по движению денежных средств применяются следующие счета: «Денежные средства учреждения на банковских счетах»; «Денежные средства учреждения во временном распоряжении»; «Денежные средства учреждения в пути»; «Касса»; «Денежные документы»; «Аккредитивы»; «Денежные средства учреждения в иностранной валюте». Рассмотрим, как учитываются денежные средства на банковских счетах. Для этих целей используется счет «Денежные сред- 19

20 ства учреждения на банковских счетах». На счете учитываются операции по движению денежных средств учреждения в случае проведения указанных операций не через органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Также на счете учитываются операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Учет операций по движению средств на счете ведется в Журнале операций по банковскому счету на основании документов, приложенных к выпискам со счетов. Операции по поступлению денежных средств оформляются бухгалтерскими записями, представленными в табл. 4. Операции по поступлению денежных средств Содержание операции Дебет Кредит Таблица 4 Поступление денежных средств главному распорядителю, распорядителю, получателю для осуществления платежей в соответствии с бюджетной росписью Поступление денежных средств, связанное с возникновением долговых обязательств Поступление денежных средств в отчетном году на восстановление расходов в погашение дебиторской задолженности Поступления денежных средств учреждения на банковские счета Поступления денежных средств учреждения на банковские счета Поступления денежных средств учреждения на банковские счета Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств Увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам, Увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам Расходы учреждения, Выбытия из кассы, Расчеты по выданным авансам Расчеты по платежам в бюджеты 20

21 1 2 3 Поступление денежных средств, связанное с зачислением администрируемых учреждением доходов Поступления денежных средств учреждения на банковские счета 21 Окончание табл Расчеты с дебиторами по доходам, Доходы учреждения Операции по выбытию средств со счета оформляются бухгалтерскими записями, представленными в табл. 5. Операции по выбытию средств денежных средств Содержание операции Дебет Кредит Перечисление денежных средств учреждениям, находящимся в ведении главного распорядителя (распорядителя) Перечисление авансов в соответствии с заключенными договорами на закупку товаров, выполнение работ, услуг, осуществление других выплат Перечисление денежных средств в оплату счетов поставщиков за поставленные материальные ценности, оказанные услуги Погашение долговых обязательств Суммы, оплаченные учреждением путем безналичных расчетов Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств Расчеты по выданным авансам Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам Расчеты по платежам в бюджеты Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы Таблица Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов

22 1 2 3 Получение наличных денежных средств в кассу учреждения Поступления в кассу Окончание табл Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов Денежные средства учреждения во временном распоряжении учитываются на счете Счет применяется для учета денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения (например, средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия, и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которое может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества; средств, полученных на ответственное хранение). Указанные денежные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке. Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций по банковскому счету на основании документов, приложенных к выпискам со счетов. В табл. 6 представлены операции по поступлению денежных средств во временное распоряжение и их выбытию. Таблица 6 Движение денежных средств по счету «Денежные средства учреждения во временном распоряжении» Содержание операции Дебет Кредит Поступление денежных средств Возврат денежных средств владельцу или передача их по назначению в установленном порядке Поступления денежных средств во временное распоряжение учреждения Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение Выбытия денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение 22

23 На счете «Денежные средства учреждения в пути» учитывается движение денежных средств учреждения в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в пути. Денежными средствами в пути являются денежные средства, перечисленные учреждению, но полученные им в следующем месяце, а также средства, переведенные с одного счета в банке на другой счет. Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в Журнале операций по банковскому счету. В табл. 7 представлены операции по поступлению и выбытию средств. Операции по поступлению и выбытию средств Содержание операции Дебет Кредит Таблица 7 Перечисление средств на конвертацию у получателей, а также у главного распорядителя (распорядителя), как получателей, предоставленные из бюджета средства, но не поступившие на отчетную дату Выбытие средств: Поступление средств по конвертации Выбытие средств: Поступление средств, перечисленных в прошлом отчетном периоде Поступления денежных средств учреждения в пути Поступления денежных средств учреждения в пути Поступления денежных средств учреждения на банковские счета, Поступления денежных средств учреждения на счета в иностранной валюте Поступления денежных средств учреждения на банковские счета Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов, Выбытия денежных средств учреждения со счетов в иностранной валюте Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств Выбытия денежных средств учреждения в пути Выбытия денежных средств учреждения в пути

24 Учет денежных средств в кассе осуществляется по тем же нормативным документам, что и в коммерческих организациях, т.е. по Инструкции Центрального банка РФ от 4 октября 1993 года 18 «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». Счет «Касса» предназначен для учета движения наличных денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кассе учреждения. При оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным Центральным банком Российской Федерации с учетом следующих особенностей. Прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по бланкам строгой отчетности Квитанциям (ф ) и Приходным кассовым ордерам (ф ). В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами, последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные Реестром сдачи документов с приложением квитанции (копий). При выдаче из кассы наличных денежных средств раздатчикам, определенным приказом руководителя учреждения и с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности, учет ведется кассиром в Книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий. При выдаче наличных денежных средств из кассы в подотчет нескольким лицам взамен индивидуальных Расходных кассовых ордеров (ф ) применяется Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам (ф ). Учет кассовых операций в учреждениях как в валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах ведется в Кассовой книге (ф ). Поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте ведется на отдельных листах Кассовой книги (ф ) по видам иностранных валют. Учет операций по движению наличных денежных средств на счете «Касса» ведется в Журнале операций по счету «Касса» на основании кассовых отчетов. Операции по поступлению и выбытию наличных денежных средств по кассе оформляются бухгалтерскими записями, представленными в табл

25 Таблица 8 Операции по поступлению и выбытию наличных денежных средств по кассе Содержание операции Дебет Кредит Поступление наличных денежных средств с банковского счета учреждения Поступление наличных денежных средств со счета бюджета учреждения, открытого в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов Поступление наличных денежных средств, полученных во временное распоряжение, со счета денежных средств во временном распоряжении Прием наличных денежных средств во временное распоряжение Поступление наличных денежных средств от подотчетного лица Выбытие наличных денежных средств: Внесение наличных денежных средств на счет бюджета учреждения, открытый в органе, осуществляющем кассовое обслуживание исполнения бюджетов Поступления в кассу Поступления в кассу Поступления в кассу Поступления в кассу Поступления в кассу Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов, Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов Выбытия денежных средств учреждения, поступивших во временное распоряжение Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение Расчеты с подотчетными лицами Выбытия из кассы

26 1 2 3 Окончание табл. 8 Внесение наличных денежных средств на счет учреждения в банке Внесение наличных денежных средств, полученных во временное распоряжение, на счет учреждения в банке Выдача наличных денежных средств, находящихся во временном распоряжении учреждения Выдача наличных денежных средств под отчет Выдача заработной платы и денежного довольствия из кассы учреждения Выдача стипендии из кассы учреждения Выдача сумм оплаты труда лицам, не состоящим в штате учреждения по договорам гражданско-правового характера Выдача депонентской задолженности Поступления денежных средств учреждения на банковские счета Поступления денежных средств во временное распоряжение учреждения Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение Расчеты с подотчетными лицами Погашение кредиторской задолженности по оплате труда Погашение кредиторской задолженности по прочим расходам Погашение кредиторской задолженности по прочим услугам Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами Выбытия из кассы Выбытия из кассы Выбытия из кассы Выбытия из кассы Выбытия из кассы Выбытия из кассы Выбытия из кассы Выбытия из кассы На счете «Денежные документы» учитываются различные денежные документы: оплаченные талоны на бензин и масла, на 26

docplayer.ru