Диплом на тему налог на имущество организации

Налог на имущество организации (3)

В условиях рыночных отношений налоги, как и вся налоговая система, являются одним из важнейших экономических регуляторов. Первоначально налоги взимались в натуральной форме. С развитием товарно-денежных отношений они приобрели преимущественно денежный характер. В российской Федерации налоговая система практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (принят 27 декабря 1991 г.), «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (от 12.12.91 № 2020-1) и другие. 31 июля 1998 г. Президентом РФ была подписана первая часть Налогового кодекса, предусматривающая существенные корректировки действующих налогов. В соответствии с данным кодексом в Российской Федерации устанавливаются и взимаются следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.

Целью данной курсовой работы является детальное рассмотрение налогов с имущества организаций и физических лиц, а так же налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Будут рассмотрены сущность и значение налогов, плательщики налогов и объекты налогообложения, а так же порядок учета и уплаты данных налогов в бюджет.

При написании работы использованы нормативные и законодательные акты федеральных и местных органов власти.

1. Налог на имущество организаций

1.1. Сущность и назначение налога на имущество организаций

Налоги являются неотъемлемой составной частью общих налоговых поступлений в бюджет.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоговый платеж юридического лица с экономической точки зрения представляет собой форму отчуждения принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. При этом учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости.

Налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. На организации не может быть возложена уплата налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Плательщики налога на имущество

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество регулирует гл. 30 «Налог на имущество» НК РФ. Налогом на имущество облагается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база по налогу на имущество определяется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению торговой организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства организации):

1) в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

2) в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства организации;

3) в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам 1 .

К плательщикам налога на имущество относятся:
— предприятия (включая банки и другие кредитные учреждения) и организации, в том числе, с иностранными инвестициями, которые считаются юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;
— филиалы и другие подразделения предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный или текущий счет;
— компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации и объединения, обособленные их подразделения, которые имеют имущество на территории России, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Центральный банк России и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество.

1.3. Объекты налогообложения

Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ в новой редакции изложены пункты 1-3 ст. 374 НК РФ, которыми устанавливается состав имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество организаций.

В соответствии с новой редакцией объектами налогообложения признаются:

— для российских организаций — движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;

— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению;

— для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.

Кроме того, Законом N 108-ФЗ текст главы 30 НК РФ дополнен ст. 378.1 «Особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений». Согласно новой статье имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

Не признаются объектами налогообложения 2 :

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налог на имущество организаций вводится в действие в соответствии с НК законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

1.4. Порядок учета и уплаты налога в бюджет

1.4.1. Определение налоговой базы

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объектов сведения об их инвентаризационной стоимости в течение десяти дней со дня оценки или переоценки объектов.

Налоговая база определяется отдельно:

— в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации);

— в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

— в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации;

— в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Если подлежащий налогообложению объект недвижимого имущества имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ, то в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговая база в отношении каждого объекта недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости данного объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база в рамках договора простого товарищества определяется исходя из остаточной стоимости признаваемого объектом налогообложения имущества, внесенного налогоплательщиком по договору простого товарищества, а также исходя из остаточной стоимости иного признаваемого объектом налогообложения имущества, приобретенного или созданного в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе простого товарищества участником договора простого товарищества, ведущим общие дела. Каждый участник договора простого товарищества производит исчисление и уплату налога в отношении признаваемого объектом налогообложения имущества, переданного им в совместную деятельность. В отношении имущества, приобретенного и (или) созданного в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками договора простого товарищества пропорционально стоимости их вклада в общее дело.

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику — участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) — сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

works.doklad.ru

Дипломная работа: Налог на имущество в бюджетных орагнизациях

Потребность в исследовании налогообложения имущества образовательных учреждений обусловлена необходимостью рационализации использования имущества, находящихся в их собственности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налог на имущество является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты.

Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера, и имеет массу недостатков, которые затрудняют эффективное использование земель имущества. Налог на имущество предприятий не стимулирует внедрение новых технологий, инвестиции в модернизацию основных фондов.

Все это свидетельствует об актуальности темы дипломной работы.

Степень разработанности проблемы. Различные аспекты теории налогов детально представлены в работах зарубежных ученых-экономистов: Д. Кейнса, А. Маршалла, А. Смита, Д. Рикардо.

В современной отечественной литературе теория налогов и налогообложения, совершенствования налогового механизма отражена в трудах А.В. Брызгалина, Л.А. Дробозиной, Н.В. Милякова, С.Г. Пепеляева, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной.

Теория финансового, налогового контроля и отдельных вопросов налогообложения получила освещение в работах С.В. Барулина, Е.В. Паньшиной, Л.В. Перекрестовой, Г.Я. Чухниной.

Проблема государственного регулирования процессов налогообложения недвижимости освещены в работах В.Б. Балкизова, М.Ю. Березина, Б.В. Гусева, А.З. Дадашева, Е.В. Лобановой, Д.А. Смирнова, З.И. Усовой, Ю.В. Фокина, которые исследовали социально-экономические и экономико-правовые аспекты налогообложения, широко известны труды В.Г. Князева, Л.Э. Лимонова, А.П. Починка, и др., обобщивших зарубежный опыт налоговой политики и определивших основные направления его адаптации в России.

Проблемы теории и практики оценки имущества по рыночной стоимости в России исследовались в работах М.Ю. Березина, В.А. Горемыкиной, А.Г. Грязновой, В.В. Григорьева, А.В. Ульянина, М.А. Федотовой и др.

В настоящее время недостаточно разработана теоретическая и методологическая основы имущественного налогообложения (в экономической литературе отсутствует единство в вопросе отнесения тех или иных объектов к имуществу, нет четких критериев, на основе которых возможно определить, какие виды имущества должны относиться к объектам имущественного налогообложения, а также не определен состав платежей, которые можно отнести к имущественному налогообложению).

Представленные в дипломной работе научные положения, рекомендации и выводы, основанные на использовании экономических теорий, методологических положений работ отечественных авторов, вносят свой вклад в развитие методологии анализа и налогообложения имущества образовательных учреждений в экономической системе недвижимости, в том числе для целей управления, учета, налогообложения в современных финансово-экономических отношениях России.

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование системы налогообложения имущества образовательных учреждений в Российской Федерации. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:

– исследовать теоретические основы налогообложения имущества образовательных учреждений, выявить экономическую сущность налога на имущество;

– уточнить имеющиеся на сегодняшний день в научной литературе определения понятий «имущество для целей налогообложения»;

– проанализировать практику налогообложения налогом на имущество организаций для оценки возможности ее адаптации в России;

– исследовать современное состояние налогообложения имущества образовательных учреждений на примере детского сада, обозначить необходимость оптимизации налогообложения;

Предметом дипломной работы являются отношения между бюджетными организациями и налоговыми органами по поводу налогообложения налогом на имущество.

Объектом дипломной работы являются структурообразующие составляющие налоговой системы, в частности элементы налога на имущества.

Теоретическую основу и методологическую базу исследования составили позиции, положения и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых. Методологическую базу работы создали категории материалистической диалектики «форма – содержание». Работа выполнена с использованием методов экономического анализа, методов сравнительного анализа и синтеза, использован диалектический метод в исследовании экономических и нормативных особенностей предмета исследования. В работе применялись методы группировки, сравнения, другие общепринятые экономико-статистические и аналитические методы.

Информационную и эмпирическую основу дипломной работы составили действующие федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ (законодательные и нормативные акты органов власти РФ), Государственные целевые программы, директивные и аналитические материалы центральных органов власти и управления, другие нормативно-правовые акты, данные Госкомстата России, региональные нормативно-правовые акты, периодические издания и ресурсы сети Интернет.

Работа состоит из трех глав.

Первая глава работы раскрывает основные характеристики налога на имущество образовательных учреждений. В ней дается описание плательщиков налога, порядка его исчисления, ставок, порядка и сроков уплаты. Таким образом, эта часть носит как теоретический, так и частично методический характер.

Во второй главе проводится анализ имущественного налогообложения в Российской Федерации.

В третьей главе сделан упор на льготы по налогу на имущество муниципального дошкольного учреждения детский сад №448 комбинированного вида «Серебряный колокольчик». Здесь дана характеристика, классификация имущества детсада, расчет и заполнение декларации, а так же направления оптимизации налога на имущество.

Для определения сущности имущественного налогообложения в Российской Федерации следует обратиться к истории формирования российской налоговой системы. При построении налоговой системы предусматривалось, что имущественные налоги должны были относиться к ведению региональных и местных органов власти и, соответственно, быть одними из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Данный подход обуславливался тем, что вышеуказанные органы власти могли реально обеспечивать эффективный контроль за накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.

В первую очередь, такая доходообразующая роль отводилась налогу на имущество предприятий.

При введении указанного налога преследовалось несколько целей: создать у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества и стимулировать эффективное использование имущества, находящегося у них на балансе.

Таким образом, с точки зрения экономики этот налог должен был выполнять стимулирующую и контрольную функции, а с точки зрения финансов – фискальную функцию.

С 1 января 2004 г. все организации, состоящие на государственном бюджете, получающие финансирование из бюджетов всех уровней на осуществление деятельности по смете доходов и расходов в сфере государственного управления, образования, культуры и искусства, здравоохранения и иных областях, признаются согласно ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на имущество организаций.

Признание бюджетных организаций плательщиками налога на имущество организаций производится на основании государственной регистрации в качестве юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица производится в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 №129‑ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц [24, c. 12].

Таким образом, бюджетные организации признаются плательщиками налога на имущество организаций на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, а вновь созданные бюджетные организации – со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

www.rc-p.ru

Налог на имущество предприятий (3)

I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий 5

1.2. Характеристика налога на имущество 8

1.3. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество 14

II. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАСЧЕТА И УПЛАТЫ НАЛОГА В БЮДЖЕТ

2.1. Правила формирования объекта налогообложения и налоговой базы 21

2.2. Определение налоговой базы по налогу на имущество 24

2.3. Льготы по налогу 31

2.4. Исчисление и уплата налога на имущество 36

III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ

3.1. Проблемы практического применения налога на имущество 43

3.2. Схемы минимизации налога 48

3.3. Перспективы развития налогообложения имущества 58

Список использованных источников 68

Налог на имущество предприятий – это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия 1 .

Налог на имущество юридических лиц является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому он, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, требует особого подхода при его рассмотрении.

Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; форму отчетности по налогу.

Кроме того, при установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться региональные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты данного налога на основе зарубежного опыта, а также изменений, ожидаемых в области замены налога на имущество юридических и физических лиц, а также земельного налога, на налог на недвижимость.

Несомненно, что определенную сложность вызывает практическое применение порядка и правил налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на территориях различных субъектов Российской Федерации, поскольку им необходимо учитывать соответствующие региональные особенности налогообложения. При этом, произвольная, часто расширительная трактовка терминологии закона приводит налогоплательщиков к грубым ошибкам и налоговым правонарушениям.

Вышеизложенное обусловливает актуальность темы данной работы, посвященной вопросам имущественного налогообложения организаций в соответствии с нормами действующего налогового законодательства.

Кроме этого, немаловажен и тот факт, что глава 30 НК РФ, устанавливающая новые правила расчета и уплаты налога на имущество предприятий, вступила в действие 1 января 2004 года, существенно изменив некоторые важные положения порядка рассматриваемого вида налогообложения.

Объектом исследования является комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием природы налога на имущество и порядка имущественного налогообложения организаций в свете действующего налогового законодательства.

Предмет исследования – нормы Налогового кодекса Российской Федерации об основах налогообложения и налоге на имущество предприятий.

Цели исследования – теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.

Для достижения целей ставились следующие задачи:

— определить принципы и дать характеристику имущественного налогообложения;

— установить субъектный и объектный состав процесса расчета и уплаты налога на имущество;

— проанализировать особенности порядка имущественного налогообложения;

— исследовать вопросы оптимизации налога на имущество;

— рассмотреть перспективы развития налогообложения имущества.

Структура и объем работы обусловлены логикой и результатами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

В первой главе выявлены сущность и значение налога на имущество предприятий. Вторая глава посвящена особенностям порядка расчета и уплаты налога в бюджет. В третьей главе исследованы проблемы и перспективы налогообложения имущества предприятий.

I. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГА

НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1. Принципы имущественного налогообложения предприятий

Рассматривая принципы налогообложения имущества предприятий, нельзя не обратиться к основным началам налогообложения в целом.

Так, в соответствии со ст.3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Все налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные данным Кодексом.

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

На основании изложенных принципов базируются и основные начала процесса расчета и уплаты налога на имущество, уплачиваемого юридическими лицами, которые, в соответствии со ст.19 НК РФ, являются налогоплательщиками.

Согласно положениям главы 30 НК РФ, все организации, независимо от формы собственности, обязаны уплачивать налог на имущество.

Налоговая ставка налога на имущество установлена в едином размере – не более 2,2%.

В главе 30 НК РФ определены все элементы налогообложения: субъекты налога, налоговая ставка, налоговая база, льготы по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество. При этом особенностью налога на имущество является то, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога и состав предоставляемых по налогу льгот, определяются законодатель­ством региона.

Еще при формировании современной налоговой системы предусматривалось (и впоследствии было осуществлено), что имущественные налоги должны относиться к ведению региональных и местных органов власти, а также стать одним из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов.

Как верно указал Б.Х.Алиев, данный подход обусловлен тем, что эти органы власти могут реально обеспечивать эффективный контроль за накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот 2 .

В связи с переходом к реальной оценке имеющегося в собственности предприятий имущества, значение и роль налога на имущество бюджетах регионов, несомненно, повысилась и будет повышена еще. Ведь главное назначение налога на имущество, с точки зрения экономики, состоит в стимулировании предприятий эффективно использовать имеющееся в их распоряжении имущество; ускорении оборачиваемости оборотных фондов и полной эксплуатации основных фондов; снижении ресурсо- и материалоемкости в экономике; с точки зрения финансов – в обеспечении бюджетов регионов стабильным источником дохода.

Преимуществом данного вида налога является высокая степень стабильности налоговой базы в течение налогового периода и независимость от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Законом установлено, что налог на имущество предприятий являет­ся региональным налогом. Это значит, что сумма платежей по налогу зачисляется равными долями в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевой, областной бюджеты края, области, областной бюджет автономной области, окружной бюджет автономного округа, в район­ный бюджет района или городской бюджет города по месту нахождения предприятия.

Вообще же, налогообложение имущества, в том числе недвижимого, общепринято в развитых странах. Поимущественный налог был известен с древнейших времен, когда-то рассматривался как самый справедливый из возможных налогов. Во все времена делалась попытка облагать имущество налогом в соответствии с его стоимостью.

В России налог на имущество предприятий в его современном виде – это прямой налог, который берется от имущественного состояния юридического лица.

При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались следующие основополагающие цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия.

То есть, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.

С точки зрения начал имущественного налогообложения, налог на имущество предприятий является новым во взаимоотношениях предприятий с государством. Новизна этого платежа в бюджет заключается не только в том, что он носит налоговый характер. При исчислении данного налога в состав налогооблагаемой стоимости имущества попадают принципиально новые стоимостные элементы, присущие рыночным условиям хозяйствования.

К таким элементам относится рыночная стоимость основных фондов, нематериальных активов; применение механизма ускоренной амортизации и использование индексации в переоценке основных средств с учетом инфляционных процессов; залог имущества и другие формы его движения, обусловленные конъюнктурными колебаниями и поиском путем стабилизации финансового состояния.