Должностной состав суда общей юрисдикции

Районный суд, его состав и полномочия

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.1.

Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 №1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных суда в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст.1589; 2003. №27. Ст. 2699 (ч. 1).

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах российской Федерации» //СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3170.

Федеральный закон РФ от 17 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст.6270.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4824.

Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) «О Верховном Суде Российской Федерации»

Федеральный закон от 23.06.2014 № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Учебная литература:

Авдонкин В.С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. 5-е изд., исправ. и доп.– М.: Эксмо, 2010.

Правоохранительные и судебные органы. Учебник. / Под ред. Н.А.Петухова и А.С. Мамыкина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо. 2010.

Суд и правоохранительные органы : учебник для вузов / под общ. ред В.В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во Юрайт, 2013.

Четвериков В.С. Правоохранительные органы: Учебник / В.С. Четвериков. — 3-e изд. — М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 378 с.

Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» /Под. ред. В. И. Радченко. — М., 2001.

Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т. Г. Морщаковой. — М.: Юристъ, 2003.

Районный суд, его состав и полномочия.

Согласно ст. 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

2) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

3) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

4) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Районные суды – это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции и является её основным звеном. Районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел, является второй (апелляционной) инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, и осуществляет другие процессуальный функции судебной власти.

Деятельность районного суда регламентируется ФКЗ «О судах общей юрисдикции» от 07.02.2011 №1-ФКЗ.

Федеральный закон от 23.06.2014 N 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Районные суды наиболее доступны для населения. По последним данным на территории РФ действуют – 2239 (+ 24 районных (городских) суда РКрым и 4 районных суда г. Сев.: Балаклавский, Гагаринский, Ленинский, Нахимовский). Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. В некоторых случаях районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает смежные границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ (например, Джанкойский районный суд охватывает г. Джанкой и Джанкойский район).

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Предложение о создании или об упразднении районных судов вносит в ВС РФ Судебный департамент. Эти предложения и проект закона обсуждаются на Пленуме ВС РФ, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».

Компетенция районного суда:

1) Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2) в случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3) вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, о применении к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания);

4) вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;

5) вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;

6) жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в случаях и порядке, предусмотренных ст. 125 УПК;

7) принимаются в ходе досудебного производства решения:

— об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога;

— о продлении срока содержания под стражей или срока домашнего ареста;

— о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

— о возмещении имущественного вреда;

— о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

— о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

— о производстве выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи;

— о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК;

— о производстве выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

— о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

— о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

— о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст. 114 УПК;

— о реализации или об уничтожении вещественных доказательств, указанных в подп. «в» подп. 1, подп. «б», «в» подп. 2 и подп. 3 ч. 2 ст. 82 УПК;

— о контроле и записи телефонных и иных переговоров;

— о получении информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами.

8) вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

9) рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

10) в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Состав районного суда:

— председатель районного суда,

— его заместителя (заместителей)

— судьи районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В зависимости от числа судей, районные суды подразделяются на малосоставные (до 3-х судей) и многосоставные. На 1.01.2012 – действовало 557 малосоставных судов.

Структура суда зависит от его состава (малосоставной или многосоставной суд). Структура и штатное расписание каждого районного суда разрабатывается в соответствии с Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде РФ, утв. Приказом Генерального директора Судебного департамента при ВС РФ от 02.04.2011 №61.

Структура и штатное расписание районного суда утверждается председателем суда по согласованию с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда – это организационное постороение суда, отражающее взаимодействие, подчиненность подразделений и должностей.

Штатное расписание – документ, который описывает структуру суда и включает перечень наименований должностей и их количество, классные чины, размеры должностных окладов, тарифных ставок.

Структура районного суда с численностью работников от 15 до 25 единиц включает: председателя суда, помощника председателя суда, заместителя председателя суда (при численности судей от 7 единиц), судей, помощников судей, отделы (общий – делопроизводство, материально-техническое обеспечение, кадровые вопросы), отдел обеспечения судопроизводства (м.б. по гражданским делам, по уголовным делам). Администратор суда подчиняется председателю суда и выполняет его распоряжения , но в штат суда не включен.

Структура районного суда с численностью работников от 26 до 45 единиц также включает отдел информационно-правового обеспечения и кадров (консультанты суда, отдел кадров, завхоз).

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия (ч. 2 ст. 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции»).

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей субъекта Российской Федерации сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Количественный состав судей районного суда определяется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Полномочия председателя районного суда делятся на судейские и организационные.

Организационные полномочия:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

1. В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

2. В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

3. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьей этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

Организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и аппаратом соответствующего суда.

Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Руководство деятельностью аппарата федерального суда общей юрисдикции осуществляется председателем соответствующего суда.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата федерального суда общей юрисдикции определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период.

Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции можно разделить на две группы:

— федеральные государственные гражданские служащие

— работники, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

К первой группе относятся:

Начальники отделов, их заместители, помощник председателя суда, помощник заместителя председателя суда, помощники судей, консультант, главный специалист, старший специалист 1, 2 категории, специалист 1 категории, секретари судебного заседания, секретарь суда. Права и обязанности, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

Ко второй – персонал по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства, курьер, иные работники. Их права и обязанности устанавливаются трудовым законодательством.

Перечень должностей сотрудников аппарата суда указан в УП РФ от 31.12.2005 г. №1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы».

Аппарат суда общей юрисдикции:

1) принимает и выдает документы;

2) удостоверяет копии судебных документов;

3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов;

4) контролирует уплату пошлин и сборов;

5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию;

6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия;

7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний;

8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде;

9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений;

10) осуществляет хранение дел и документов;

11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу;

12) осуществляет прием граждан.

Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

Полномочия помощника председателя суда (судьи) определяются должностными инструкциями и Типовыми должностными регламентами помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, утвержденных приказом Судебного департамента от 06.1.2010 №272.

Должности федеральной государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи» учреждаются для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих федеральные государственные должности «председатель федерального суда» и «судья федерального суда».

Должности «помощник председателя суда (судьи)» районного суда и гарнизонного военного суда соответствуют классные чины юстиции «советник юстиции 2 класса» («советник юстиции 3 класса»).

Назначение лица на должность «помощник председателя суда (судьи)» районного суда и гарнизонного военного суда, а также освобождение от должности осуществляется приказом председателя федерального суда общей юрисдикции.

Помощник председателя суда подчиняется председателю суда.

Помощник судьи подчиняется непосредственно судье, помощником которого он является, а также председателю суда, заместителю председателя суда.

Лица, претендующие на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы «помощник председателя суда» и «помощник судьи», должны иметь высшее юридическое образование и соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе Российской Федерации.

2.2. Помощник председателя суда (судьи) должен иметь стаж государственной гражданской службы не менее двух лет или не менее четырех лет стажа работы по юридической специальности.

(Указ Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 29.07.2014) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»).

Помощник председателя суда (судьи) должен уметь:

— эффективно и последовательно организовать работу по направлениям своей деятельности;

— обобщать и анализировать поступающую информацию;

— работать с законодательными и нормативными правовыми актами, применять их на практике;

— разрабатывать план конкретных действий;

— оперативно принимать и осуществлять принятые решения;

— адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем;

— взаимодействовать с работниками структурных подразделений суда для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

— правильно распределять рабочее время;

— владеть приемами межличностных отношений;

— владеть навыками работы с подсистемами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по направлениям деятельности;

— пользоваться компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением.

3.2. Помощник председателя суда (судьи) должен выполнять обязанности, предусмотренные статьями 15 и 18 Федерального закона о государственной гражданской службе, а также:

— оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

— оказывать помощь председателю суда (судье) в подготовке ответов на обращения и запросы, поступающие в адрес председателя суда (судьи), в том числе и в связи с находящимися в его производстве делами;

— готовить информацию по вопросам, входящим в его должностные обязанности;

— осуществлять информационно-правовое и кодификационное обеспечение деятельности председателя суда (судьи);

— готовить материалы для обобщений, докладов, выступлений председателя суда (судьи);

— соблюдать единые требования работы с документами, в том числе с использованием технических средств;

— выполнять иные поручения председателя суда (судьи), связанные с профессиональной деятельностью.

Помощник районного судьи:

5.5. В сфере обеспечения процессуальной деятельности судьи осуществляет помощник судьи:

— оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса без права выполнения функции по осуществлению правосудия;

— оказывает помощь судье в подготовке проектов процессуальных документов и проектов судебных актов по делам, находящимся в производстве судьи;

— участвует в изучении поступивших на рассмотрение судье заявлений (исковых заявлений) в рамках гражданского судопроизводства, дел (материалов), жалоб в рамках уголовного судопроизводства, дел об административных правонарушениях и жалоб по ним;

— вносит предложения судье о совершении действий, предусмотренных процессуальным законодательством и инструкцией по судебному делопроизводству, на стадии подготовки дела (материала) к судебному разбирательству;

— готовит в устной (письменной) форме предварительное заключение по заявлению (исковому заявлению) в рамках гражданского судопроизводства, по делу (материалу), жалобе в рамках уголовного судопроизводства, делу об административных правонарушениях, жалобе по нему, находящимся в производстве судьи;

— вносит по поручению судьи сведения в соответствующие подсистемы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» по судебным делам (материалам), обращениям граждан, находящимся в производстве судьи;

— подбирает федеральные законы, иные нормативные правовые акты, материалы судебной практики, необходимые для рассмотрения дел;

— составляет проекты процессуальных документов;

— выполняет другие функции, связанные с обеспечением процессуальной деятельности судьи.

Администратор районного суда в штат суда не включается. Назначается на должность и и освобождается начальником управления (отдела) Судебного департамента соответствующего субъекта РФ по представлению председателя районного суда и выполняет его поручения. Администратор суда обеспечивает организацию деятельности районного суда. Он взаимодействует с адвокатурой и правоохранительными органами, осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива, материально-техническое и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда, организует охрану зданий и помещений суда.

Секретари судебных заседаний:

— ведут протоколы судебных заседаний при рассмотрении конкретных дел во время судебного разбирательства;

— обеспечивают техническую подготовку судебного заседания;

— осуществляют вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц;

— проверяют их явку в суд;

— выполняют иные поручения судьи.

Консультант суда ведет прием граждан, осуществляет справочную информацию по законодательству и судебной практике, следит за изменениями, доводит их до судей, участвует в повышении квалификации сотрудников аппарата суда.

Заведующий канцелярией организует делопроизводство в суде, распределяет работу между сотрудниками канцелярии, оформляет служебную переписку суда с другими судами и правоохранительными органами, ведет книгу приказов и распоряжений.

Секретарь районного суда осуществляет делопроизводство по судебным делам, ведет журналы и учетно-статистические карточки, отражающие движение дела, обеспечивает хранение вещественных доказательств, иные полномочия.

Обеспечением установленного порядка деятельности суда занимаются судебные приставы, которые входят в ФССП (находится в ведении Минюста).

Судебные приставы:

— обеспечивают безопасность судей, участников судебного процесса, свидетелей;

— обеспечивают охрану зданий суда, совещательных комнат, судебных помещений в рабочее время;

— поддерживают общественный порядок в судебных помещениях;

— во время судебного заседания выполняет распоряжения председательствующего, обеспечивает должный порядок в зале судебного заседания;

— исполняют решения суда о применении к подсудимому и иным лицам мер процессуального принуждения (привод лиц, задержание правонарушителей с последующей передачей органам полиции).

studopedia.ru

Функциональные обязанности секретаря судебного заседания

Во время судебного разбирательства одну из ключевых ролей играет секретарь. Многие приравнивают эту профессию к обычному делопроизводителю, что является ошибкой. В соответствии с законом № 79-ФЗ, секретарь причисляется к старшей группе государственных гражданских служащих. Должностные обязанности секретаря судебного заседания включают в себя множество важных аспектов, от которых зависит ход слушания.

Роль секретаря заседания в судебной системе России

Согласно Федеральному конституционному закону № 1-ФКЗ, суды общей юрисдикции подразделяются на районный, суд субъектов РФ, военный и Верховный суд. Также есть мировые судьи, которые ведут дела в рамках судебных участков и назначаются на должность региональной властью или избираются населением. Термина «мировой суд» не существует.

  • председатель суда с помощником;
  • главный судья с помощником;
  • администратор судебного заседания;
  • эксперт;
  • главный специалист;
  • секретарь. Иногда на одном слушании могут присутствовать до 3 секретарей.
  • Секретарь подчиняется главному судье, председателю и помощникам. Должностная инструкция обязывает сотрудников обеспечивать организацию слушания, поэтому на практике секретарь выполняет все служебные поручения членов суда.

    Основные служебные обязанности секретаря

    Базовый должностной регламент секретаря судебного заседания утвержден Приказом Судебного департамента № 272 от 06.12.2010. Основные полномочия служащего перечислены ниже.

    1. Уведомление участников процесса о дате слушания дела и выявление причины их неявки в суд. Оповещать участников судебного слушания секретарь должен в письменном виде за 3-5 дней до намеченной даты. Извещение направляется почтой с уведомлением о получении. Если участник процесса не получил извещение, то секретарь должен выявить причину.
    2. Ведение протокола судебного заседания. По окончании слушания, если участники дела обратились с ходатайством, сотрудник должен ознакомить их с составленным протоколом.
    3. Подготовка зала судебного заседания к слушанию. Это проверка работы аппаратуры и обеспечение членов судебного заседания необходимыми канцелярскими принадлежностями.
    4. Формирование списка дел. Список вывешивается на информационный стенд и должен отображать реальный график слушаний.
    5. Подшивка документов и формирование томов дел.
    6. Опись архивных документов согласно графику.
    7. Написание и выдача исполнительных листов.
    8. Своевременная сдача документации в архив суда.

    Типовой регламент может быть дополнен должностной инструкцией, которая устанавливает порядок работы секретаря. Помимо исполнения основных обязанностей, вне зала суда служащий подчиняется секретарю канцелярии.

    Как стать секретарем судебного заседания

    В соответствие с действующим законодательством, претендовать на должность можно лишь при наличии высшего юридического образования. Согласно Приказу Судебного департамента № 69, сотрудник без опыта работы может быть принят на работу. Поэтому, это хороший старт для выпускников юридических вузов.

    Помимо профильного образования, служащий должен уметь оперировать нормами действующего законодательства и обладать навыками делового общения. В зависимости от принятого метода ведения делопроизводства, от сотрудника может потребоваться безупречное владение компьютерной техникой.

    Чтобы стать секретарем судебного заседания, достаточно подать резюме на соответствующую вакансию. Вне зависимости от региона, в России наблюдается нехватка кадров. Это объясняется достаточно низкой зарплатой служащих. В Москве средняя зарплата секретаря составляет порядка 20-25 тысяч рублей. В Сибири — от 10 до 15 тысяч. Наибольшую зарплату получают секретари в Магаданской области и на Камчатке — от 40 тысяч.

    По сравнению с коммерческими структурами, подобный уровень заработной платы несоизмерим с возлагаемыми обязанностями. У секретаря ненормированный график работы. Время на подшивку документов, оформление протоколов и написание исполнительных листов ограничено, поэтому работники часто вынуждены засиживаться допоздна в канцелярии.

    Очевидно, что служба секретаря значительно отличается от стандартной работы в офисе. Нагрузка достаточно большая, а мера ответственности сравнима с руководящей должностью. Если секретарь допустит ошибку или вовремя не оповестит участников дела о грядущем слушании, то это грозит вычетом из зарплаты или административным наказанием.

    Большинство секретарей не выдерживает испытания скромной зарплатой и ненормированным рабочим днем. Однако на эту должность идут не за комфортной обстановкой, а за мечтой о карьерном росте. Плох тот секретарь, который не мечтает стать судьей. Мечта вполне осуществима. Для служащих предусмотрены специальные курсы повышения квалификации, которые необходимо проходить в обязательном порядке.

    Через несколько лет успешной службы секретарь может претендовать на должность помощника судьи. Чтобы получить это звание, важно выстроить хорошие отношения с судьей, так как от него напрямую зависит назначение потенциального помощника. Через 3 года работы в должности помощника можно сдать квалификационные экзамены. Претендент, прошедший проверку, назначается на должность мирового судьи или включается в состав районного суда.

    Какие ограничения накладывает профессия

    Прежде чем соглашаться на должность, необходимо знать о запретах, которые накладывает работа секретаря. Кандидатура будет отклонена в следующих случаях:

    • приобретение гражданства другой страны. Исключение составляют страны, заключившие международный договор с Россией;
    • во избежание предвзятости, близкое родство с членами состава судебного заседания запрещено;
    • предоставление ложных данных при устройстве на работу;
    • признание виновным в уголовном правонарушении.

    Полный перечень ограничений регламентирован служебной инструкцией и законом о государственной гражданской службе. В случае нарушения правил, сотрудник подлежит немедленному увольнению. Соответствующая запись заносится в личное дело и трудовую книжку. После того как сотрудник приступил к исполнению обязанностей, категорически запрещено:

    • становиться учредителем компании;
    • оказывать какие-либо услуги коммерческим организациям;
    • выезжать за пределы страны за счет средств юридических лиц (кроме служебных командировок);
    • быть представителем участников действующего судебного процесса;
    • предавать огласке сведения, полученные в ходе работы;
    • избираться в органы самоуправления;
    • допускать какие-либо высказывания о действующих или прошедших судебных слушаниях, в которых секретарь принимал участие. Запрет распространяется на заявления в СМИ и социальных сетях.
    • Кроме установленных запретов, существует понятие «моральный облик государственного служащего». Оно подразумевает пристойное поведение вне стен суда. Если секретарь будет скомпрометирован какими-либо фотографиями, видео или аморальными поступками, то он увольняется в связи с утратой доверия.

      Секретарь не имеет права совмещать трудовую и коммерческую деятельность. Близкое родство с членами состава суда — причина увольнения сотрудника или перевода его на другую службу. В случае родства с одним из участников процесса, сотрудник обязан заблаговременно оповестить об этом судью.

      sovetyuristov.ru