Достаточные данные указывающие на признаки преступления это

Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков преступления

Непосредственное обнаружение органом дознания, следова­телем, прокурором или судом признаков преступления в качестве повода характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сооб­щения или заявления в процессе выполняемой правоохранитель­ной деятельности обнаруживают готовящееся или совершенное преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело.

Так, органу дознания при осуществлении служебных функций становятся известны факты преступных действий. Прокурор, про­водя проверку соблюдения законов в учреждении, организации, вскрывает случаи нарушений, носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело, становится извест­но о совершении другими лицами преступных деяний, не связан­ных с расследуемым им делом.

Приведенный перечень поводов к возбуждению уголовного дела является исчерпывающим, и каждый из них именуется законным поводом. Но одного законного повода для возбужде­ния уголовного дела еще недостаточно. Необходимо, чтобы было также основание, под которым закон понимает наличие факти­ческих данных, указывающих на признаки преступления.

Согласно ст. 108 УПК «дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления». При этом, как правило, не требуется полного знания о преступлении. Обычно бывает достаточно ука­зания на объект и объективную сторону преступления.

В этих случаях уголовное дело возбуждается по факту события преступления ( in rem ), а не в отношении конкретного лица ( in personam ), что, однако, при известных условиях, не исключает возможности возбуждения уголовного дела в отношении опреде­ленного лица, например при задержании преступника на месте преступления либо в силу специфики преступления (например, при самовольной отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов или от содержания детей). Но тогда лицо, в отношении действий которого возбуждено дело, должно получить процессуальный статус подозреваемого или обвиняемого в уста­новленном порядке.

bibliotekar.ru

Понятие и признаки преступления. Наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, как основание для возбуждения уголовного дела.

Действующее уголовное зак.под преступлением понимает «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания»(ст 14 УК )

Терм. «преступление» охватывает широкий круг деяний, в который входят оконченные преступления, действия направленные лишь на создание условий для их совершений, именуемые приготовлением, а также деяния совершаемые неск. лицами при соучастии. Внешним проявлением преступления выступает деяние. Деяние мб в форме действия или бездействия. Бездействие являетя разновидностью деяния в силу того что в нем находит свое воплощение волевое пассивное поведение человека, сознательно отказавшегося от необходимости совершить определенные действия, возложенные на него в силу закона,исполнение проф.долга и пр..

Одно деяние (действ.,бездейств) может в результате воплощаться в двух и более деяниях . Деянию присущ волевой момент. Неконтролируемые, рефлекторные поступки людей, а так же телодвижения, производимые при определенных болезненных состояниях не могут быть преступными и уголовно-наказуемыми.

Поведение становиться преступлением только в том случае, если оно обладает всеми четырьмя признаками, указанными в законе:

1. Общественная опасность деяния(материальный признак)

2. Противоправность деяния, которая является нормативным выражением общественной опасности. (формальный признак)

3. Виновность деяния;

4. Наказуемость деяния;

Общественная опасность такое свойство деяния, в результате которого наступают определенные отрицательные последствия как для конкретного человека или группы лиц, общества и государства в целом, так и для отдельных его институтотов.

Общественная опасность имеет качественную и количественную характеристику.

Качественной характеристикой общественной опасности является характер преступного деяния, например, посягательства на здоровье человека обладают одной типовой общественной опасностью, а посягательство на собственность обладают другой типовой направленностью.

Характер общественной опасности также зависит от способа посягательства на один и тот же объект преступления, например, хищение имущества или его уничтожение имеют разный характер общественной опасности, хотя имеют один объект посягательства — собственность.

Количественная характеристика общественной опасности называется степенью общественной опасности.

Степень общественной опасности определяется тяжестью совершенного преступления, способом совершения преступления, формой вины, видом умысла или неосторожности, а также другими обстоятельствами, учитываемыми при оценке социальной вредности преступления. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого — либо деяния, предусмотренного уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Общественная опасность деяния материальный признак в силу того что ее можно как правило конкретизировать.

Противоправность означает то, что совершенное деяние может быть признано преступлением лишь в том случае, если оно предусмотрено в уголовном законе в виде запрета на определенное действие либо бездействие. Противоправность, следовательно, представляет собой запрет определенных деяний под угрозой наказания. На противоправность как обязательный признак преступления непосредственно указывается в ч. 1 ст. 14 УК, в которой определяется, что преступлением признается только деяние, запрещенное уголовным законом.

Отсутствие противоправности деяния лишает его общественной опасности. Поэтому противоправность деяния как признак преступления служит юридическим выражением общественной опасности содеянного. Общественная опасность и противоправность деяния, признаваемого преступлением, тесно связаны друг с другом.

Виновность означает то, что общественно опасное и противоправное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если оно было совершено виновно, то есть осознанно. При невиновном совершении деяния, независимо от наступивших последствий, содеянное не является преступлением. Виновным может быть признано только такое лицо, которое в силу своего возраста и психического состояния способно осознавать свои действия, а также руководить ими. Поэтому не могут быть признаны преступлением деяния, совершенные малолетними и невменяемыми лицами. Наказуемость- еще один признак преступления, сопутствующий и вытекающий из признака противоправности. Наказуемость не является сущностью самого общественно опасного деяния, но означает, что за предусмотренное в уголовном наказании преступление следует наказание, адекватное характеру и степени его общественной опасности. Не всегда наказание является неизбежным последствием совершенного преступления.

Наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, как основание для возбуждения уголовного дела. Под основанием к возбуждению уголовного дела следует понимать полученные из источников, перечисленных в ч.1 ст. 140 УПК, достаточные данные о наличии признаков преступного деяния и отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

Что касательно ч 1 ст 140 УПК,то это поводы дл возбуждения уг.дела.

1.Заявление о преступлении;

2.Явка с повинной;

3.Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении ,полученное из иных источников;

4.Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварит, расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Основание одно и это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Для возбуждения уголовного дела кроме повода необходимо основание — на­личие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК). Исходя из этого определения можно сделать несколько важных выводов.

1. Закон не требует, чтобы на момент принятия решения по вопросу о возбужде­нии уголовного дела обязательно были выявлены все признаки состава преступле­ния — это, главным образом, задача последующих стадий процесса. Как показывает практика, имеющиеся данные должны, как минимум, указывать на наличие собы­тия (деяния), содержащего все или некоторые признаки преступления, т. е. иметь отношение к объективной стороне и объекту преступления. При этом не обязатель­но и то, чтобы были установлены все без исключения признаки даже самой объек­тивной стороны или объекта преступления — достаточно и некоторых из них, если они заставляют предполагать наличие прочих признаков преступления. В частно­сти, механизм преступного деяния, точный характер и размер причиненного вре­да; обстоятельства, относящиеся к субъекту и субъективной стороне состава пре­ступления, иногда могут здесь лишь предполагаться. Например, обнаружение трупа человека с признаками насильственной смерти является основанием для возбуждения дела по факту обнаружения трупа — вне зависимости от установле­ния конкретного способа лишения жизни, лица, совершившего данное преступле­ние, его возраста, вменяемости, формы вины, мотивов и т. д. То есть основание для возбуждения дела может иметь фрагментарный характер, если за целое принять всю совокупность признаков состава преступления. Однако, с другой стороны, на момент возбуждения уголовного дела нередко уже может быть известен подозрева­емый (в этом случае говорят о возбуждении дела против конкретного лица) либо

даже выявлены все основные искомые по делу обстоятельства (тогда речь идет о возбуждении дела в условиях так называемой очевидности).

2. Данных должно быть достаточно хотя бы для вероятностного вывода о нали­чии преступления. Решение о возбуждении уголовного дела является вспомога­тельным, промежуточным, поэтому может быть основано и на предположительно установленных фактах. Это, конечно, не исключает, что дело может быть возбуж­дено и при достоверном установлении события преступления и других обстоя­тельств, более того, такой вариант является наиболее предпочтительным.

Таким образом, понятие достаточности данных для возбуждения уголовного дела охватывает как круг (объем) выясняемых здесь обстоятельств, так и глубину знаний о них (достоверность — вероятность). Возможный фрагментарный и веро­ятностный характер основания нередко ведет к тому, что при возбуждении уго­ловного дела дается приблизительная квалификация преступления, которая мо­жет изменяться в ходе дальнейшего расследования.

Достаточные данные иногда могут содержаться уже в самом поводе (например, в рапорте оперативного сотрудника с приложенными материалами проверки, про­веденной оперативно-розыскными методами). Однако, как правило, достаточные данные появляются в результате процессуальной проверки повода к возбужде­нию дела в порядке ч. 1 ст. 144 (из протокола осмотра места происшествия, объяс­нений очевидцев, акта ревизии и т. д.).

По общему правилу возбуждение дела начинает этап общего расследования (inquisitio generalis — лат.), которое часто ведется в отношении пока что неизвест­ного преступника. В этом случае уголовное дело возбуждается in rem — лат., по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Как уже было сказано выше, процессуальный закон не связывает возбуждение дела с обязатель­ным установлением лица, совершившего деяние. Однако в ряде случаев закон предусматривает возбуждение уголовного дела inpersonam — лат., в отношении конкретного лица (п. 1 ч. 1 ст. 46; п. 2 ч. 3 ст. 49; ч. 4 ст. 146; ч. 3 ст. 154; ч. 2 ст. 223; ч. 6 ст. 318; ч. 1 ст. 448). Бланки соответствующих постановлений (приложения 12-14 к ст. 476 УПК) предусматривают возбуждение дела как «по признакам пре­ступления», так и в отношении лица, в деянии которого усматриваются признаки преступления.

Если уголовное дело возбуждается в отношении лица, то основанием для его возбуждения являются достаточные данные, указывающие на совершения деяния данным лицом. Возбуждение дела в отношении конкретного лица ставит под угро­зу его конституционные права и свободы. Поэтому для обеспечения права на за­щиту, при наличии данных о причастности лица к совершению преступления, орган дознания, следователь или прокурор обязаны возбуждать дело в отношении лица, а не по факту. Тогда соответствующее лицо приобретет статус подозревае­мого (ч. 1 ст. 46). Практически это означает обязанность указать фамилию подо­зреваемого в постановлении о возбуждении уголовного дела, когда в момент его вынесения есть сведения об участии данного лица в совершении преступления (например, в заявлении пострадавшего прямо указан предполагаемый преступ­ник). Уголовное дело всегда должно возбуждаться в отношении конкретного че­ловека по признакам таких преступлений, которые могут быть совершены лишь определенным лицом (например: злостное уклонение от уплаты средств на содер-

жание детей или нетрудоспособных родителей — ст. 157 УК; присвоение или рас­трата — ст. 160 УК; уклонение физического лица от уплаты налога — ст. 198 УК; получение взятки — ст. 290 УК; заведомо ложный донос — 306 УК; заведомо лож­ные показание, заключение эксперта или неправильный перевод — 307 УК; отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний — 308 УК и др.).

Возбуждение дела в отношении конкретного лица означает возникновение подозрения, поэтому смысл данного института более точно отражается в терми­не «возбуждение уголовного преследования», употребляемом в ч. 2 ст. 459, или «привлечение к уголовному преследованию», используемом в названии ст. 23 УПК. Решение о возбуждении уголовного преследования может быть обжаловано по­дозреваемым в суд (Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.02 г. № 300-О).

Основания для возбуждения дела отражают наличие фактических предпосы­лок у головного преследования, составляющих условие движения уголовного дела. Этим условием является установленность события преступления, а обычно на более поздних стадиях — и совершение его определенным лицом. В то же время необходимо иметь в виду, что для возбуждения дела необходимо наличие и юри­дических предпосылок — отсутствие оснований для отказа в возбуждении дела.

Дата добавления: 2015-09-07 ; просмотров: 2197 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su

Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Порядок возбуждения уголовного дела

Повод к возбуждению уголовного дела – факт получения органом дознания, дознавателем, следователем информации о совершенном или подготавливаемом деянии с признаками преступления.

Основание для возбуждения уголовного дела – достаточные данные, указывающие на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК).

В этом предписании закона следовало бы обратить внимание на два момента:

1) в нем говорится не о доказательствах, а о «наличии достаточных данных». Тем самым подчеркивается, что в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не может быть в полном объеме уголовно-процессуальных доказательств;

2) указанное предписание ч. 2 ст. 140 УПК РФ ориентирует на то, чтобы в момент возбуждения уголовного дела соответствующее должностное лицо располагало данными, указывающими «на признаки преступления», но не требует установления состава преступления.

В статье 140 УПК РФ дан перечень поводов для возбуждения уголовных дел:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Наиболее распространенным поводом является заявление о преступлении.

В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявления могут быть устными и письменными. Согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимные заявления не могут рассматриваться в качестве поводов к возбуждению уголовных дел.

Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, которое фиксируется в протоколе, подписываемом явившимся и соответствующим должностным лицом.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, является весьма распространенным поводом для возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст. 143 УПК РФ оно должно быть представлено в форме рапорта об обнаружении признаков преступления.

Дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. Данный срок может быть продлен до 10 суток, а в определенных законом случаях до 30 суток.

Порядок и сроки (продления сроков) проверки сообщения о преступлении регламентируется ст. 144 УПК РФ.

Заявление потерпевшего по уголовным делам частного обвинения рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 УПК РФ.

По итогам рассмотрения сообщения о преступлении принимается одно из решений, предусмотренных ст. 145 УПК РФ:

1) о возбуждении уголовного дела.

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

При наличии повода и основания орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Копия постановления руководителя следственного органа, следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору.

В случае, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление, копию которого незамедлительно направляет должностному лицу, возбудившему уголовное дело. О принятом решении руководитель следственного органа, следователь, дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Уголовные дела частного и частно-публичного обвинения (предусмотренные в ч.2 и ч.3 ст. 20 УПК РФ) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке.

lektsii.org

Достаточные данные указывающие на признаки преступления это

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Комментарий к статье 143

1. Указанный повод позволяет инициировать начало уголовно-процессуальной деятельности на основе максимального количества поступивших информационных сигналов. В качестве сообщений о преступлении могут быть использованы результаты деятельности органов, ведущих уголовный процесс, а также иных правоохранительных органов. К ним могут быть отнесены материалы, полученные в ходе осуществления деятельности правоохранительных органов, в задачи которых входит борьба с преступностью.

2. В рамках рассматриваемого повода может быть реализована оперативно-розыскная информация. Уголовно-процессуальный закон не раскрывает процедуры возбуждения уголовного дела на основании оперативно-розыскной информации. Основываясь на ведомственных нормативных актах, разработанных правоохранительными ведомствами, имеющими оперативно-розыскные структуры, можно сделать вывод, что результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности. Критерием оценки готовности оперативных материалов для возбуждения уголовного дела является наличие в них достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в том числе время, место и способ совершения, ущерб, конкретные обстоятельства, сведения о лицах, причастных к преступлению.

Сроки проверки и перепроверки информации, полученной оперативно-розыскным путем, законом жестко не установлены. Формально эта информация получит статус повода лишь в случае официальной констатации того, что установлены достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие сведения могут содержаться в рапорте оперативного сотрудника либо в иных оперативно-служебных документах. Как правило, этот документ подытоживает собой серию оперативно-розыскных проверок и не требует дальнейшего исследования при помощи дополнительных проверочных действий.

3. К числу иных источников информации, могущих служить поводом для возбуждения уголовного дела, относятся данные, добытые в ходе реализации прочих (нежели оперативно-розыскная) правоохранительных функций. К сведениям такого рода могут быть причислены, например, результаты административной деятельности, в ходе которой были обнаружены признаки преступления.

4. В качестве сообщений о преступлении следует рассматривать и информацию, поступившую от граждан, представителей общественных организаций и должностных лиц по телефону (телефаксу), телеграфу и иным средствам связи. Сообщения по Интернету вряд ли могут быть расценены как источник для возбуждения уголовного дела.

5. Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати и других средствах массовой информации, содержащие сведения о преступлениях, тоже следует рассматривать как сообщения о преступлении.

6. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем заявление о преступлении и явка с повинной, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт — это основной документ, посредством которого материализуется данный повод.

7. Рапорт составляется в момент получения первичной информации. Указанная информация может быть подразделена на два вида: а) не нуждающаяся в проверке и б) требующая дополнительных проверочных действий. Не подлежит проверке, как правило, информация, полученная в результате специальной познавательной деятельности правоохранительного органа (например, административная и оперативно-розыскная деятельность). В остальных случаях информация должна быть проверена. Это необходимо для принятия обоснованного решения.

8. Рапорт об обнаружении признаков преступления обретает статус повода для возбуждения уголовного дела, т.е. выступает как юридический факт, обязывающий орган дознания и дознавателя принять решение, предусмотренное уголовно-процессуальным законом.

9. Форма рапорта об обнаружении признаков преступления определена в прилож. 1 к ст. 476 УПК. В соответствии с этой формой в указанном рапорте подлежат отражению наименование начальника органа предварительного следствия или дознания, которому адресован рапорт, наименование документа, доклад и его процессуальное основание, содержательная часть — обстоятельства совершенного деяния и источник информации, должность, звание, фамилия и инициалы лица, получившего сообщение; число, месяц и год составления рапорта, подпись должностного лица, составившего рапорт. Рапорт составляется должностным лицом, получившим сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и обязанным принять это сообщение.

10. Должностное лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении и составившее рапорт об обнаружении признаков преступления, не всегда полномочно проверять это сообщение и принимать по нему решение. В силу этого начальник органа дознания, которому адресован рапорт, назначает конкретного исполнителя для проверки и принятия решения по материалам проверки.

ugolovno-processualniy-kodeks-rf.com

2.1. Прием, регистрация и рассмотрение информации о преступлении

Возбуждение уголовного дела – это начальная стадия производства по уголовному делу, на которой происходит прием, регистрация и проверка информации о совершенном или готовящемся преступлении и принимается одно из следующих решений: 1) о возбуждении уголовного дела; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст.

Значение данной стадии заключается в том, что акт возбуждения уголовного дела служит отправным моментом расследования и юридическим основанием для производства следственных действий и применения мер процессуального принуждения. С другой стороны, посредством выполнения процессуальных действий, присущих стадии, государство в лице компетентных органов и должностных лиц выполняет возложенную на него обязанность немедленно реагировать на любые случаи выявления признаков преступления, принимать все предусмотренные законом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК).

Содержание стадии составляют следующие мероприятия: получение и проверка одного из предусмотренных законом поводов к возбуждению дела; принятие необходимых мер, направленных на пресечение совершаемого преступления или на предупреждение подготавливаемого деяния; установление круга лиц, которые могут владеть информацией о преступлении и об иных обстоятельствах, подлежащих доказыванию, с целью последующего их допроса; оказание помощи физическим лицам, которым в результате преступления причинен вред; оказание помощи юридическому лицу в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации; проверка сообщений о любых совершенных или готовящихся преступлениях; разрешение- вопроса о возможной передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения – в суд; принятие одного из итоговых решений – о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Данная стадия начинается с момента поступления в компетентный орган информации о совершенном или готовящемся преступлении. Часть 1 ст. 140 УПК устанавливает следующие поводы для возбуждения уголовного дела.

1. Заявление о преступлении. Заявления могут подаваться как в письменном, так и в устном виде. Письменное заявление подписывает гражданин, который его подал. Должностное лицо , при приеме заявления разъясняет гражданину возможность его уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК. Если заявление было направлено по почте, то оно также должно быть подписано лично заявителем.

Устное заявление заносится в протокол принятия устного заявления о преступлении (приложение 2 к УПК). Протокол должен содержать следующие сведения:

1) место и время составления протокола; 2) должность и фамилию лица, принявшего заявление; 3) данные о заявителе; 4) предупреждение об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, что удостоверяется подписью заявителя; 5) информацию, сообщенную заявителем; 6) отметку о том, что протокол прочитан заявителю вслух (или им лично) и с его слов записан правильно; 7) подписи заявителя и должностного лица, принявшего данное заявление.

Заявления и сообщения могут поступать и в другие органы, которые не вправе разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела. Такие письменные источники информации направляются в компетентные органы, после чего они приобретают значение поводов.

Непосредственно в суд направляется заявление лица о том, что в отношении него совершено одно из преступлений, по которым в силу ч. 2 ст. 20 УПК уголовные дела возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Жалоба потерпевшего о возбуждении дела частного или частно-публичного обвинения должна содержать прямую просьбу к компетентным органам о привлечении виновного к уголовной ответственности. Не может рассматриваться как подача жалобы о возбуждении уголовного дела объяснение лица с изложением фактических обстоятельств, данное по требованию должностного лица, или показания при допросе.

При задержании подозреваемого на месте совершения преступления или с поличным особое значение приобретает не только факт задержания, но и сопутствовавшие ему обстоятельства. Фактическое задержание и доставление лица в компетентный орган до возбуждения уголовного дела не влечет процессуальных последствий для задержанного. В случае возбуждения дела вопрос о задержании лица в плане меры принуждения разрешается при наличии достаточных оснований в общем порядке (гл. 12 УПК).

2. Явка с повинной. Данный повод представляет собой добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол (приложение 3 к УПК). В протоколе отражается информация о совершенном преступлении, а также факт добровольного обращения лица в орган.

Явка с повинной может расцениваться в качестве повода только в случае, если до ее появления компетентные органы не имели сведений о событии преступления и лице, его совершившем. В ситуациях, когда дело было возбуждено ранее, добровольное сообщение лицом сведений о своей причастности к совершению преступления является фактом, свидетельствующим о деятельном раскаянии и желании способствовать раскрытию преступления.

Гражданин, подающий заявление, должен добровольно явиться в соответствующий орган и лично сообщить о совершенном им преступлении. Информация, переданная с использованием средств связи или через других лиц, не может рассматриваться в качестве явки с повинной.

При получении явки с повинной следует выяснить личность заявителя, а также мотивы явки с целью недопущения оговора или самооговора.

Явка с повинной, поданная в письменном виде, должна быть подписана лицом, его подавшим. Если в заявлении сообщаются сведения о совершении преступления группой лиц, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в отношении других членов группы по ст. 306 УК.

Явка с повинной о совершении лицом, находящимся в местах лишения свободы, ранее неизвестного преступления может быть оформлена администрацией учреждения исполнения наказания. После этого протокол направляется для проверки в соответствующий компетентный орган.

Явка с повинной в ряде случаев, предусмотренных УК, служит основанием для освобождения граждан от уголовной ответственности.

3. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Под иными источниками закон понимает любые носители информации о совершенном или готовящемся преступлении, получение которых компетентными органами порождает обязанность принять одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК. Перечень данных источников законом не установлен, поскольку содержащаяся в них информация в результате проверки преобразуется в сведения, закрепляемые в рапорте об обнаружении преступления (ст. 143 УПК). Форма рапорта определена в приложении 1 к УПК.

Другая информация, не относящаяся к перечисленным в УПК поводам, требует дополнительных проверочных действий с целью установления признаков преступления или отсутствия таковых.

Если сообщение о преступлении было распространено в средствах массовой информации, то в силу ч. 2 ст. 144 УПК его проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Данные сообщения могут быть выражены в форме любых публикаций независимо от их наименования (статьи, заметки, письма, очерки, фельетоны, интервью и т. п.). Не признаются сообщениями в СМИ тексты в стенной печати, а также в изданиях, не прошедших государственную регистрацию, даже если при этом применялся типографский способ изготовления.

Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

Рапорт составляется также в случаях, когда должностные лица, осуществляя возложенную на них законом деятельность, устанавливают признаки совершенного или готовящегося преступления.

Следователь, обнаружив признаки преступлений в ходе предварительного расследования, должен составить рапорт об обнаружении преступления. Если при проведении оперативно-розыскных мероприятий были установлены факты, свидетельствующие о совершении преступления, данная информация может использоваться в качестве повода.

Прокурор обнаруживает признаки преступления в процессе осуществления надзора за исполнением законов в сфере защиты прав и законных интересов граждан, в ходе надзора за законностью дознания, досудебного следствия, а также при рассмотрении дел в судах и при исполнении мер уголовного наказания.

При поступлении вышеперечисленной информации дежурный по РОВД обязан принять меры по ее незамедлительной проверке. К ним относятся: 1) выезд на место происшествия; 2) принятие мер по обеспечению сохранности следов, кинофотосъемки и видеозаписи; 3) проведение оперативно-розыскных мероприятий; 4) назначение ревизий или контрольных обмеров; 5) получение объяснений; 6) производство других проверочных действий.

Анонимные письма не регистрируются, а подлежат уничтожению. Исключение составляют анонимные письма, содержащие сведения о готовящихся и совершенных преступлениях. Такие письма без регистрации передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступлений.

Вместе с тем наличие поводов само по себе означает, что уголовное дело должно быть непременно возбуждено. Для принятия соответствующего решения требуется, чтобы в поводах содержались достаточные данные, указывающие на наличие в деянии признаков определенного преступления.

Таким образом, для возбуждения дела необходимо установить, признакам какого конкретного преступления, предусмотренного определенной статьей, частью и пунктом статьи УК, соответствует деяние, а также определить, являются ли имеющиеся данные достаточными для разрешения вопроса о возбуждении дела или об отказе в его возбуждении.

Указание на необходимость установления такой совокупности данных содержится в ч. 2 ст. 140 УПК. Закон не требует, чтобы такие обстоятельства были установлены достоверно, так как это является задачей последующих стадий. На момент возбуждения дела требуется лишь наличие информации, которой будет достаточно для предположительного вывода об уголовной наказуемости деяния.

Вместе с тем уже в стадии возбуждения дела признаки должны быть сопоставлены с элементами состава преступления, предусмотренного определенной уголовно-правовой нормой.

1. Объект преступления. Следует выявлять наличие преступных последствий, которые представляют собой общественно вредные изменения в объекте, охраняемом уголовным правом. Наряду с определением родового объекта должен быть установлен и непосредственный объект посягательства.

При разрешении вопроса о возбуждении уголовного дела особое внимание следует обращать на отграничение объекта посягательства от общественных отношений, регулируемых иными отраслями права (гражданским, административным, трудовым и др.).

2. Объективная сторона преступления. Признаки, составляющие объективную сторону, должны свидетельствовать о противоправном преступном характере действия (бездействия) и о возможном наступлении уголовной ответственности.

Необходимая и достаточная точность в установлении обстоятельств, составляющих объективную сторону, зависит от характера преступления. Так, при совершении мошенничества в местах большого скопления народа в постановлении о возбуждении уголовного дела достаточно указать примерное место совершения деяния (например, юридический адрес рынка); если же произошло ДТП, сопряженное с причинением вреда здоровью, требуется указать максимально точные координаты места происшествия.

Следует отграничивать уголовно наказуемые деяния от действий, порождающих иные виды юридической ответственности.

Кроме того, установлению подлежит причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями. Иногда такая связь определяется предположительно, поскольку окончательный вывод может быть сделан только в результате следственных действий, большинство из которых производится только по ранее возбужденному делу.

Кроме того, нужно иметь в виду, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, т.

3. Субъект преступления. При возбуждении уголовного дела субъект можно считать установленным только в случаях, когда уже в данной стадии имеются сведения о том, что наступивший вред является следствием противоправного поведения конкретного лица. Эти сведения могут содержаться как в самом поводе, так и в материалах проверки.

Достоверное установление субъекта преступления происходит на последующих стадиях производства по делу. На момент возбуждения дела данные о лице должны быть установлены в обязательном порядке только в случае, когда в его действиях усматриваются признаки индивидуально-определенного преступления – злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК), побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК), дезертирство (ст. 338 УК) и др.

4. Субъективная сторона. Признаки, составляющие субъективную сторону преступления, могут быть достоверно установлены только в результате судебного рассмотрения уголовного дела. Когда на момент возбуждения дела лицо, совершившее деяние, не установлено, вопрос об определении субъективной стороны не возникает. Однако, если в поводе или проверочных материалах имеются сведения о лице, совершившем деяние, необходимо отграничивать целенаправленные действия человека от случайного стечения не зависящих от воли людей обстоятельств, причинивших сходные последствия.

Должностные лица при получении информации о преступлениях обязаны принять экстренные меры по их пресечению, устранению вредных последствий, а также по охране места происшествия и сохранению следов. Затем они связываются с ближайшим подразделением соответствующего органа и выполняют указания Дежурного.

При подаче заявления лицо может пользоваться как официальным языком судопроизводства, так и любым другим языком, которым оно владеет.

Поступившая информация подлежит обязательной и немедленной регистрации в учетной документации органа, в который поступил повод. Информация регистрируется без согласования с руководством. При этом на лицевой стороне заявлений, сообщений и иных документов проставляются специальный штамп учреждения, дата регистрации, порядковый номер поступившего документа и фамилия дежурного, принявшего информацию.

Информация о преступлениях и происшествиях, которая поступила в канцелярию правоохранительного органа по каналам связи, регистрируется в качестве входящей корреспонденции. Руководитель органа дает письменное указание о ее регистрации в журнале учета, после чего принимает решение о порядке ее проверки.

Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации в дежурной части категорически запрещена.

Если разрешение информации не входит в компетенцию органа, соответствующий повод после регистрации направляется по подследственности или в суд, о чем делается запись. Одновременно принимаются меры по пресечению или предупреждению преступления, а также по обеспечению сохранности следов на месте происшествия.

Информация о преступлениях, которая поступила из иных органов, подлежит обязательной регистрации. При этом срок ее разрешения исчисляется с момента последней записи в учетных документах.

Категорически запрещено списывать поступившие заявления и сообщения через секретариат соответствующего органа, а также принимать по ним какие-либо иные решения, кроме предусмотренных уголовно-процессуальным законом.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК (подробно об этом см. разд. 5.5).

Прокурор, осуществляющий надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК).

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Перед принятием решения должностное лицо проверяет повод на предмет его доброкачественности, достаточности содержащейся в нем информации для разрешения вопроса о возбуждении дела или вопроса о наличии оснований отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24 УПК).

Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя или дознавателя продлить срок принятия решения до 10 суток.

Дополнительная проверка повода происходит в срок до 10 суток в случаях, когда в источнике информации отсутствуют достаточные данные, свидетельствующие о наличии признаков уголовно наказуемого деяния. Ходатайство должно содержать обоснование реальной необходимости продления срока, а также перечень проверочных действий, которые необходимо выполнить в течение дополнительного срока.

При проверке возможно производство процессуальных действий, оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, направленных на получение достаточной информации.

Основной формой проверки является получение объяснений от граждан и должностных лиц. Объяснение оформляется протоколом, содержащим следующие реквизиты: 1) место и время (дата, время начала и время окончания составления); 2) должность, звание, фамилия лица, составившего протокол; 3) информация, сообщенная лицом, у которого отбирается объяснение; 4) отметка о том, что протокол прочитан лицу вслух (или им лично) и с его слов записан правильно; 5) подписи гражданина и должностного лица, составившего протокол.

Перед дачей объяснения лицо не предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложные показания. С другой же стороны, ему необходимо разъяснить положение ч. 1 ст. 51 Конституции РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определен в п. 4 ст. 5 УПК.

Объяснение следует составлять от первого лица и по возможности дословно. В ходе составления протокола должностное лицо может задавать уточняющие вопросы.

Назначение объяснения – установить обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии оснований для возбуждения дела. Поэтому при его получении основное внимание следует уделять установлению именно признаков преступления, а не полного объема обстоятельств, подлежащих доказыванию (см. ст. 73 УПК). При возбуждении уголовного дела данные обстоятельства будут устанавливаться в ходе допросов и иных следственных действий.

При отказе в возбуждении уголовного дела закрепленная в протоколе информация носит окончательный характер, так как следственные действия в дальнейшем производиться не будут.

Находясь на месте происшествия, следователь до возбуждения уголовного дела:

1) осуществляет руководство следственно-оперативной группой, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованную деятельность всех ее членов, направленную на установление очевидцев, пострадавших и лиц, совершивших преступление, фиксацию и изъятие следов преступления, формирование доказательственной базы;

2) через дежурного привлекает к участию в осмотре специалистов различного профиля, а также лиц для оказания помощи при осмотре больших по площади территорий;

3) совместно с членами следственно-оперативной группы изучает первоначальные материалы, изъятые следы и иные вещественные доказательства. На основе полученной информации планирует и осуществляет неотложные мероприятия по раскрытию преступления;

4) дает поручения и указания оперативным сотрудникам и работникам других служб о производстве розыскных и поисковых мероприятий;

5) несет персональную ответственность за качество, полноту и результативность осмотра, применения криминалистических средств и методов, сбор, упаковку и сохранность изъятых следов и иных вещественных доказательств;

6) по результатам осмотра места происшествия принимает решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;

7) при отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, через начальника ОВД направляет материал в орган дознания для дополнительной проверки.

Когда для разрешения вопроса о возбуждении дела требуется установить факт причинения вреда здоровью субъекта, на данной стадии с участием специалиста может производиться осмотр трупа в рамках осмотра места происшествия, который в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, может быть произведен до возбуждения уголовного дела.

В соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. (в ред. ФЗ от 20 марта 2001 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, федеральных органов государственной охраны, органов пограничной службы Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки РФ, Министерства юстиции РФ вправе представлять результаты ОРД для разрешения вопроса о возбуждении уголовного дела. Рапорт об обнаружении преступления служит поводом к возбуждению уголовного дела (п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК), а наличие в поводе и материалах проверки достаточных данных, указывающих на признаки преступления, – основанием для возбуждения такого дела (ч. 2 ст. 140 УПК).

В соответствии с п. 5 Инструкции от 13 мая 1998 г. «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» результаты ОРД, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно; сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место обнаружение признаков преступления, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), очевидцах преступления (если они известны), о месте нахождения следов преступления, документов и предметов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сведения, содержащиеся в представляемых результатах, должны позволять сделать вывод о наличии события и его противоправности (подробно об этом см. разд. 29).

К числу проверочных относятся также действия по оценке свойств и меры различных объектов. Например, это может быть экспресс-анализ вещества на предмет содержания в нем наркотических средств, определение его массы, оценка возможности применять определенные приспособления в качестве огнестрельного или холодного оружия и т. п.

К иным действиям, производство которых возможно на данной стадии, относится истребование материалов из учреждений, предприятий, организаций, а также от должностных и физических лиц. Материалы представляют собой официальные и неофициальные документы (справки, акты ревизий, характеристики, копии приказов, личная переписка и др.). Возможно назначение дополнительных ведомственных проверок, результаты которых также отражаются в документах.

Поскольку проверочные действия ограничены сроками, каждый раз следует определять оптимальное соотношение между достаточностью полученных данных и необходимостью своевременно начать производство по делу.

До возбуждения уголовного дела категорически запрещено производить допросы, выемки и иные следственные действия, не проставляя при этом дату и время их начала и окончания. Такие действия противоречат основному назначению данной стадии и придают ей характер предварительного расследования, незаконно производимого помимо возбужденного производства.

Недопустимо производство каких-либо следственные действий лицами, которые не имеют на то процессуальных полномочий, действуют до возбуждения уголовного дела и без поручений следователя. Например, если уголовное дело было возбуждено следователем ОВД, а допрос свидетеля был проведен участковым уполномоченным до возбуждения дела и в отсутствие поручения следователя, протокол допроса должен быть признан не имеющим юридической силы.

textbook.news