Доступ к сайту ограничен в соответствии с федеральными законами

Ограничение доступа к информации в Интернете: новые основания

20 декабря Госдумой был принят федеральный закон, предусматривающий введение еще одной категории информации, которая сможет блокироваться во внесудебном порядке (далее – Закон) 1 . Речь идет об информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. При этом процедура ограничения доступа к такой информации значительно отличается от всех предусмотренных российским законодательством. Центральным элементом новой системы должна стать Генеральная прокуратура РФ – именно ее должностные лица смогут единолично принимать соответствующие решения.

Документ был внесен в нижнюю палату ее депутатом Андреем Луговым. Закон вполне предсказуемо породил достаточно широкий общественный резонанс и обсуждение среди экспертного сообщества. В частности, Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в своей официальной позиции отметила недостаточную юридико-техническую и концептуальную проработку закона и сочла документ несвоевременным 2 . Также возможность серьезного ущемления конституционных прав граждан в случае принятия закона в своем официальном заявлении отметил Совет при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества.

В данном материале мы разберемся в предлагаемой депутатами технологии блокировки «информации, распространяемой с нарушением закона» в контексте уже существующих процедур и возможных последствиях вступления документа в законную силу с 1 февраля 2014 года.

Используемые в настоящий момент госорганами процедуры блокировки информации в Интернете


Решения федеральных органов исполнительной власти

На данный момент законодательством уже предусмотрены категории информации, доступ в Интернете может быть ограничен без какого-либо судебного акта по решению федеральных органов исполнительной власти. Это детская порнография, материалы об изготовлении наркотиков, способах совершения самоубийства, информация о детях, пострадавших от противоправных действий и др. (см. ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). В зависимости от компетенции, соответствующее решение принимает Роскомнадзор, ФСКН России или Роспотребнадзор, а действия, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам совершает Роскомнадзор, посредством обращения к хостинг-провайдерам и операторам связи (см. постановление Правительства РФ от 26 октября 2012 г. № 1101).

Подробнее о действующей системе внесудебного ограничения доступа к информации в сети Интернет читайте в нашем материале:
«Критерии оценки запрещенной информации»

Несмотря на очевидные недостатки данной процедуры, законом все же установлены четкие сроки совершения всех необходимых этапов и порядок обжалования соответствующих актов органов исполнительной власти. При этом что немало важно, лицам, разместившим в Интернете соответствующую информацию, представляется возможность обжаловать решение госоргана или устранить выявленные нарушения, до применения процедуры блокировки.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность также имеют право прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (ч. 2 ст. 15 Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»). При этом оказание услуг связи может быть приостановлено операторами связи на основании мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ. Возобновить оказание услуг операторы связи обязаны на основании решения суда или мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей упомянутых органов (см. ст. 64 Федерального закона от 7 июля 2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Также предварительная цензура и контроль за СМИ, в том числе и в Интернете, может быть введена указом Президента РФ, на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение (см. п. 4 ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» и п. «б» ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»).

Ограничения доступа к Интернет-ресурсам судом по инициативе госорганов

Судебный порядок является наиболее приоритетным, так как предполагает не только наличие волевого решения государственного органа, но и необходимость доказывать, что информация является запрещенной. Одновременно оператор связи или владелец ресурса получают возможность убедить суд в обратном.

На данный момент, вступившее в законную силу решение суда о том, что размещенная в Интернете информация является запрещенной для распространения в России, служит основанием для включения ее в специальный реестр и принятия Роскомнадзором действий, направленных на блокировку такой информации (см. ч. 5-7 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Также госорганы в рамках своей компетенции имеют возможность подавать в суд иски непосредственно к операторам связи или владельцам ресурсов с требованием об ограничении доступа к запрещенной информации. Подобный подход активно практикуется прокурорами, несмотря на существование описанного выше механизма блокировки с участием Роскомнадзора. Ограничения также могут на основании определения суда о применении обеспечительных мер, в том числе при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Говоря о судебной блокировке, с учетом планов по наделению Генеральной прокуратуры РФ полномочиями по внесудебному ограничению информации, в частности, содержащей призывы к экстремистским действиям, логично обратить внимание нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». На данный момент, он уже содержит ряд инструментов, позволяющих прокурорам предпринимать действия, направленные на ограничение доступ к экстремистским материалам в Интернете. В основном это происходит в судебном порядке – прокурорами к операторам связи (реже, к владельцам ресурсов или хостинг-провайдерам) подаются иски в интересах неопределенного круга лиц об ограничении доступа к соответствующим ресурсам, содержащим экстремистские материалы.

При этом информационные материалы могут признаваться судом экстремистскими как до предъявления иска в рамках отдельного производства, так и непосредственно в рамках гражданского, уголовного или административного судопроизводства (ст. 13 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»). Одновременно существует возможность условно добровольного удаления материалов – на основании предостережения прокурора, а также предупреждения прокурора или Роскомнадзора (в случае со СМИ или общественной/религиозной организацией), которое может быть обжаловано в суд.

Подробнее о действующем порядке ограничения доступа к сайтам, содержащим информацию, нарушающую исключительные права на фильмы, читайте в материале:
«Антипиратский» закон: первые итоги реализации и перспективы»

Еще один механизм ограничения доступа в судебном порядке предусмотрен в отношении информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы. Определение об ограничении доступа в качестве обеспечительной меры принимает Мосгорсуд, причем он вправе сделать это и до подачи иска. Тем не менее, иск должен быть подан срок, не превышающий 15 дней со дня вынесения определения. Действия, направленные на ограничение доступа к информационным ресурсам совершает Роскомнадзор, посредством обращения к хостинг-провайдерам и операторам связи (см. ст. 15.2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). В этом случае также установлены четкие сроки совершения всех необходимых процедур и порядок обжалования соответствующих актов органов исполнительной власти и судебных актов, а также устранения выявленных нарушений, до применения процедуры блокировки.

Новая модель ограничения госорганами доступа к интернет-ресурсам

Изменения касаются информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Планируется, что в случае ее обнаружения Генеральный прокурор РФ или его заместители будут направлять требование в Роскомнадзор об ограничении доступа к соответствующим интернет-ресурсам. Роскомнадзор в свою очередь будет обязан незамедлительно направить операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу в Интернете, или к информации, размещенной на нем.

Кроме того, ведомство должно незамедлительно определить провайдера хостинга и направить ему уведомление в электронном виде на русском и английском языках о нарушении порядка распространения информации. Дата и время направления уведомления будет фиксироваться Роскомнадзором. Оператор связи незамедлительно обязан ограничить доступ к информационному ресурсу. Провайдер хостинга в свою очередь в течение суток с момента получения уведомления обязан проинформировать об этом обслуживаемого ими владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить информацию, размещаемую с нарушением закона.

В случае если владелец ресурса удалил информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор (сделать это можно в электронном виде). После получения уведомления и проверки его достоверности Роскомнадзор обязан незамедлительно уведомить оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу. После получения уведомления оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу.

Таким образом, в отличие от всех описанных выше механизмов ограничения, в данном случае не прописаны ни возможность обжалования, ни устранения нарушения до блокировки. Не определены и сроки осуществления процедур, связанных с ограничением доступа к информационному ресурсу (используется термин «незамедлительно»). Одновременно Генпрокуратура РФ получает право единолично без решения суда признавать ту или иную информацию содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Таким образом, полномочия Генеральной прокуратуры РФ по ограничению доступа к интернет-ресурсам по широте и степени неурегулированности сравнимы разве что с полномочиями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность или Президента РФ в случае введения военного или чрезвычайного положения.

«Стоит вспомнить, что данный механизм блокировки предлагался обществу как способ ограничить детей от вредной информации. Почти сразу этот закон стал использоваться для ограничения коммерчески или политически неугодного контента. При этом надо заметить, что уже на примере произошедших блокировок эффективность от них весьма сомнительна и приводит к обратному эффекту», – комментирует Закон сопредседатель Ассоциации пользователей Интернета Станислав Шакиров.

По его мнению, с технической точки зрения идеального механизма ограничения не существует в связи с архитектурой Интернета, принципы построения которой таковы, что никакая информация удалена быть не может – к любой информации всегда можно получить доступ.

Цитата

Станислав Шакиров, сопредседатель Ассоциации пользователей интернета

«Интернет спроектирован и функционирует так, что любые блокировки возможно обходить нехитрыми методами, а свойства информации и общества такие, что то, что блокируется, обычно распространяется в разы быстрее. Если блокировки будут касаться, действительно, информации, которая попадает под понятие hate-speech и интересна только узкому кругу граждан, то последствий от этого закона можно и не заметить, но скорее всего здесь мы видим попытку получить рычаги легитимной блокировки информации об акциях протеста а-ля «болотная», «майдан» и т.д. В данном случае распространение информации будет происходить в разы быстрее, нежели чем без блокировок – согласно «эффекту Стрейзанд« [заключается в том, что попытка ограничить информацию приводит к еще большему ее распространению. – Ред.]».

«Существующие блокировки просто усложняют доступ к информации, и, если раньше для этого требовался один «клик», то теперь необходимо будет сделать три. Зато интерес к такой информации повышается», – отмечает Станислав Шакиров.

При этом в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» прописано понятие «экстремистские материалы». Оно, в частности, включает в себя предназначенные для обнародования документы либо информацию, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности. Как уже отмечалось выше, материалы признаются экстремистскими только в судебном порядке. В принятом Законе существует понятие «информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности«. Похоже, что по задумке авторов документа, к экстремистским материалам она по какой-то причине не относится и поэтому может ограничиваться во внесудебном порядке. Таким образом, у Генеральной прокуратуры РФ появляется возможность по своему усмотрению применять судебный или внесудебный порядок признания информации экстремистской и ограничивать доступ к ней, в зависимости от того, будет ли она формально расценена (самой же прокуратурой) как экстремистский материал или информация, содержащая призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

«Текущая судебная правоприменительная практика, касающаяся дел по федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» противоречива, так как отсутствуют четкие критерии отнесения той или иной информации к «экстремистской» или «призывающей к разжиганию национальной розни». Соответственно, предоставление полномочия не судебному органу выносить решения по такого рода делам приведет к еще более широким злоупотреблениям правом», – отмечает Глеб Шуклин, координатор комиссии РАЭК по правовым вопросам.

Кроме того, на сегодняшний день запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение). Также не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний (ст. 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»). Ограничение доступа к информации может быть установлено федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Иными словами, для запрета определенной информации, ее распространение должно являться общественно опасным в соответствии с КоАП РФ или УК РФ либо ограничение доступа к ней должно быть прямо предусмотрено федеральным законом.

Что касается призывов к массовым беспорядкам, то ответственность за совершения таких деяний предусмотрена ч. 3 ст. 212 УК РФ. Таким образом, законодательство уже сейчас предоставляет возможность прокурорам предъявлять иски к операторам связи в интересах неопределенного круга лиц с требованием ограничить доступ к интернет-сайтам в случае размещения на них призывов к массовым беспорядкам. Перевод данных правоотношении во внесудебную плоскость, с учетом отсутствия внятного регулирования, также может привести к значительным злоупотреблениям и формированию неоднозначной практики блокировки такой информации.

Законом предусмотрена возможность ограничения информации, содержащей «призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». При этом в законодательстве такое понятие отсутствует. Применительно к массовым акциям, существуют понятия: «публичные мероприятия», «массовое одновременное пребывание и (или) передвижения граждан в общественных местах». Административная или уголовная ответственность за распространение какой-либо информации, связанной с проведением таких мероприятий, а равно ограничения по ее распространению федеральными законами не предусмотрены. Исключение составляют публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах (ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ). Однако в данном случае присутствует необходимое условие – последствия в виде нарушения общественного порядка или санитарных норм и правил функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи и др. Соответственно, исходя из логики ч. 1 ст. 9 и ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» такая информация не должна подлежать запрету или ограничению, до тех пор, пока не будут внесены необходимые изменения в федеральное законодательство.

«Предлагаемый подход к правовому регулированию интернет-пространства, выдержанный в логике увеличения числа запретов, чреват серьезным ущемлением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, с учетом технологической легкости обхода установленных запретов, предлагаемые изменения будут, с одной стороны, подпитывать рост правового нигилизма, а с другой – создавать иллюзию борьбы с экстремизмом вместо реальной работы по его искоренению», – отмечается в официальном заявлении Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека 3 .

Как отмечает Станислав Шакиров, принятие Закона будет иметь не только юридические, но и экономические последствия – ухудшение инвестиционного и бизнес-климата в российском ИТ-секторе.

«В области рынка хостинга за 2013 год наблюдается падение спроса на услуги отечественных хостинг-компаний и отток клиентов к зарубежным компаниям. Многие отечественные интернет-компании переходят в европейскую юрисдикцию с понятными и предсказуемыми правилами игры. Привлечение денег в российские интернет-стартапы усложняется. В целом, рост интернет-рынка остается положительным, но темпы замедляются и оказываются значительно ниже, чем могли бы быть при отсутствии вмешательства государства», – поясняет он.

Документы по теме:

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

Новости по теме:

1 Законопроект № 380323-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» размещен на официальном сайте Госдумы.
2 С позицией РАЭК по законопроекту №380323-6 можно ознакомиться на официальном сайте ассоциации.
3 Текст заявления размещен на официальном сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

www.garant.ru

Заблокирован сайт.

Добрый день,сегодня захожу на сайт beon.ru,и у меня такая проблема возникла что мне его заблокировали.Пояснения такие:
Уважаемый абонент!
Данный ресурс заблокирован
Доступ к сайту ограничен в соответствии с Федеральными законами №114-ФЗ от 25.07.2002 (О противодействии экстремистской деятельности), №436-ФЗ от 29.12.2010 (О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию), №149-ФЗ от 27.07.2006 (Об информации, информационных технологиях и о защите информации) и Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101.
По всем возникшим вопросам, касающимся работы ресурса, обращайтесь к уполномоченным представителям Роскомнадзора и МинЮста.

И что мне с этим делать я не знаю,просто на этом сайте нет ничего плохого,и почему его закрыли мне я понять не могу.Если кто-то знает что с этим делать подскажите пожалуйста.
И да мой интернет-провайдер Interzet.
Заранее большое спасибо.

У меня этот сайт открывается. Если у Вас не открывается, значит разные интернет-провайдеры по разному относятся к выполнению этих дебильных законов, которые предусматривают блокировку сайта по IP-адресам.

Причины блокировки могут быть следующими:
1.
Блокируют совсем другой сайт, но который находится на том же самом IP-адресе, что и beon . ru. На одном IP-адресе может находиться 20-30 сайтов. Пока хостер не удалит «плохой» сайт и не отрапортует об этом в органы, все сайты на этом IP-адресе будут недоступными.
2.
Может быть и так, что, например, какая-то дура на беоне написала какую-нибудь суицидальную ахинею. В стиле «страшно жить — пойду биться головой о стену, пораскину мозгами по стене». И хотя такой дурости в Интернете целое море, тем не менее обязательно найдётся кто-нибудь, кто стукнет куда надо именно на эту запись, как на запись, которая попадает под Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
По идее, такая проблема должна решаться по длинной-длинной цепочке. Администрация сайта запрашивает хостеров, хостеры запрашивают органы, органы дают ответ хостеру, хостер пересылает ответ админам сайта, админы сайта удаляют «плохой» текст и информируют об этом хостера, хостер информирует органы, органы принимают решение о снятии блокировки. Во всей этой цепочке самая неповоротливая структура, это органы. Поэтому, возможно, Вам придется долго ждать.

otvet.mail.ru

Что делать, если сайт заблокирован

Этот FAQ основан на личном опыте ★ ★ ★ ★ ★. Статья разошлась по сети, став классикой. Данное руководство предназначено скорее для общего развития пользователей и для вебмастеров. Не нужно использовать его для доступа к сайтам негодяев типа темного торча — вам лучше будет.

Что делать, если провайдер блокирует доступ к сайту?

Если при попытке открыть сайт в браузере появляется надпись «Уважаемые пользователи! Мы приносим свои извинения, но доступ к запрашиваемому ресурсу ограничен…», «Уважаемый абонент! Доступ к запрашиваемому Вами Интернет-ресурсу ограничен…», «Ресурс по данному IP-адресу заблокирован…», «Доменное имя этого сайта заблокировано…» или подобное — это значит ваш интернет-провайдер блокирует нехороший сайт. Кроме провайдера, обеспечивающего ваш выход в интернет, вам может доступ запретить администратор сайта, браузер, системный администратор на работе, вирус или антивирус на вашем компьютере. Провайдера как правило легко узнать по сообщению, в отличие от вируса он не попросит отправить СМС. Хотя бывает просто «сертификат сайта недействителен», «сайт временно недоступен», «страница недоступна», «сайт не найден» и до свидания. Но сайт доступен для других людей. Поэтому полезно знать, как обойти блокировку вашего доступа к сайту, конечно если разные другие интернет-ресурсы открываются.
Быстрое решение: кликните эту ссылку — Хамелеон — и введите адрес заблокированного сайта.
Чуть подробнее:
— Если вы не можете открыть заблокированный ресурс из Google, у поисковика в кэше бывает «Сохраненная копия» страницы. Правда без стиля сайта и картинок один текст мало кому интересен.
— Если ограничен доступ к ролику на youtube, можно скачать mp4 видео файл например через savefrom.net и посмотреть его на компе или смарте.
— Если все же нужно зайти на сайт — можно попробовать разные анонимайзеры. Например этот. Но анонимайзеры неполноценные инструменты: многие не поддерживают https протокол, нарушают дизайн сайтов и т.д. Кроме того, Роскомнадзор добился принятия закона, ограничивающего возможности анонимайзеров обеспечивать доступ к запрещенным сайтам с 1 ноября 2017 года.
— Если хочется открыть сайт полноценно — в стационарных браузерах предусмотрены прокси. Cписки прокси серверов регулярно публикуются на специальных сайтах, например spys.ru или freeproxylists.net. Живут общедоступные прокси недолго, зато их очень много — всегда есть выбор.
— Если у вас не получилось открыть сайт сразу — надежнее всего скачать Tor Browser. Тор идеален для анонимной работы в интернете, не требует установки в систему, автообновляется и имеет домен .onion, где сайты не блокируются и обитают настоящие злодеи. Он полноценно откроет любой сайт и скроет от вашего провайдера всю информацию. Для андроида есть например браузер TOR nado, а для айфонов Onion Browser.
— Если хотите скрыть траффик от провайдера на всех своих браузерах, а также в ICQ и Skype — установите на компьютер или смартфон утилиту Виртуальная Частная Сеть (Virtual Private Network — VPN). VPN несложны, включают их при необходимости, они бывают и бесплатными, например SecurityKiss. Специально для андроида есть VPN приложение Orbot (и браузер Orfox), которые соединят ваш смартфон с интернетом через сеть Тор.
— Если интересует самый простой способ — это браузер Opera. Достаточно включить VPN в настройках Оперы — и можно зайти на любой заблокированный сайт. В браузере для мобильных устройств Opera — Мini есть режим экономии трафика. Существует даже приложение для смартфонов Opera VPN. Если в десктопном Яндекс браузере найти и включить режим Турбо — это тоже неплохо работает.
— Если вы привыкли к браузеру Google Chrome — можно установить себе VPN расширение ZenMate для Chrome. Шифрует соединение. Открывает все сайты. Когда оно не нужно, его выключают через кнопку, чтоб не тормозило. Есть версии ZenMate также для Firefox, Opera, Android и iOS. Популярны также прокси-расширения для браузеров anonymoX и friGate.
Еще подробнее: как обойти блокировку сайта — ссылка.

Как проверить, заблокирован ли сайт у других?

Очень просто, для этой цели есть бесплатный сервис проверка доступности сайта из разных частей мира.
Воспользуйтесь — возможно вы откроете для себя нечто интересное.

Почему провайдер блокирует сайт?

Наиболее вероятно сайт содержит информацию, распространение которой запрещено Федеральным законом от 28 июля 2012 N 139-ФЗ «…О защите детей…». Есть еще закон Лугового от 28 декабря 2013 N 398-ФЗ о сайтах с экстремистским содержанием, Федеральный закон от 2 июля 2013 N 187-ФЗ о защите интеллектуальных прав от сайтов, размещающих нелицензионную продукцию и законы октября 2015 года «Об азартных играх» и «О лотереях», определяющие правила работы в сети игровых сервисов и блокировки их нарушителей.
Роскомнадзор обязывает интернет-провайдеров блокировать доступ пользователей к интернет-ресурсу, содержащему запрещенную законодательством информацию.
Блокировка сайтов без суда возможна после решения федерального органа при наличии:
— материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
— информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
— информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
Сам факт блокировки сайтов по решению «компетентных экспертов» организаций, которые на глаз определяют кошерность — определенно произвол и цензура в интернете, благо «нарушителей» хватает. Например, кроме судов, блокировкой многочисленных интернет ресурсов с информацией о наркотиках раньше занимался ГосНаркоКонтроль. Теперь на этой ниве с тем же упорством подвизается МВД.
В соответствии с законом Лугового решение о блокировке сайтов, распространяющих призывы к массовым беспорядкам и содержащих другую экстремистскую информацию, может принимать генеральный прокурор РФ или его заместители. Федеральная Налоговая Служба отвечает за блокировку интернет — казино.
Также подлежат блокировке сайты, содержащие информацию, распространение которой запрещено решением суда (наркотики и онлайн казино, проституция, порнография, подделка документов и другое, вплоть до клеветы и персональных данных граждан). Пиратскими копиями фильмов, нелицензионной музыкальной продукцией и литературой занимается Мосгорсуд. Вначале случаи блокировок по суду были сравнительно редки, да и статистики не было. Провайдеры блокировали сайты по прямому предписанию прокуратуры или решению суда города Мухосранска, короче хаос. Со временем провинциальные прокуроры оценили прелести борьбы с многоликим виртуальным злом в сети не выходя из своего кабинета. Этому способствовала централизация их усилий под эгидой Роскомнадзора, обеспечившего блокировку нечестивых сайтов в масштабах страны. Понятное дело, закон есть закон, а работа есть работа, хотя например законность блокировок анонимайзеров до ноября 2017 года была сомнительна.
Теперь уже на этапе процесса в суде часто присутствует представитель Роскомнадзора, а без Единого реестра не обойтись. Роскомнадзор и сам подает иски в суд, в интересах организаций (дело ФСКН против сайта Кровостока) и даже отдельных обиженных и потерпевших в интернетах граждан (Сюткин против сайта Луркоморье). Тут уж возразить нечего, данный вариант борьбы с информацией на сегодняшний день самый легитимный и модный.
Несмотря на то, что цензура запрещена конституцией РФ, это движение приняло серьезные масштабы и в 2015 году интернет сообщество даже ввело код ошибки 451 специально для обозначения забракованных цензорами страниц. Справедливости ради замечу, что подобная деятельность — явление не уникальное для России, к примеру правообладатели и защитники авторских прав проявляют активность и в других странах. Но только в РФ лоббисты правообладателей при поддержке Роскомнадзора смогли протащить закон об анонимайзерах.

Что такое Единый реестр запрещенных сайтов?

Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено — автоматизированная информационная система и база данных о сайтах, содержащих запрещённую к распространению в России информацию.
Реестр находится в ведении Роскомнадзора. Реестр был создан Федеральным законом от 28 июля 2012 N 139-ФЗ «…О защите детей от информации…», который внес изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Впоследствии этот закон еще не раз дополнялся.

Есть ли официальный сайт у этого чуда?

Для доступа к зачотному реестру была организована работа специального сайта zapret-info.gov.ru.
Увы, обычный пользователь не найдет на сайте Роскомнадзора запрещенные сайты. Полный список запрещенных сайтов могут и должны получать только российские интернет-провайдеры и некоторые другие категории «посвященных». По идее, любой желающий может там узнать, находится ли интересующий его сайт или отдельные страницы сайта в реестре, причем еще до отправки этой информации провайдерам. Это имело бы смысл например для владельцев сайтов, будь информация там достоверной.
Хотя сайты, блокированные Роскомнадзором по решению Генпрокуратуры и за нарушение авторских прав, находятся в других списках, часто их все вместе называют реестром запрещенных сайтов.
Кроме того, Роскомнадзор ведет Реестр организаторов распространения информации и Реестр новостных агрегаторов, но сайты из этих реестров не запрещены и не блокируются.

Где можно найти список всех запрещенных сайтов?

Просмотреть полный список запрещенных сайтов, который получают интернет-провайдеры, историю внесения и удаления интернет-ресурсов из него, а также найти все запрещенные сайты (в том числе заблокированные Роскомнадзором по решению судов) можно здесь: rublacklist.net.
По этому же адресу можно посмотреть и другие реестры Роскомнадзора. Все это находится на сайте Роскомсвободы, я публикую сообщения на нем под ником Леонид Балагуров.

Как провайдер блокирует сайт?

Сперва сайт кто-то должен запретить и известить об этом Роскомнадзор, который вносит в список запрещенных сайтов:
— обычно т.н. единый указатель ресурса — URL страницы сайта,
— иногда сайт целиком (доменное имя),
— кроме того, вносится IP адрес сайта (который одинаков для любой страницы этого сайта).
Затем Роскомнадзор информирует провайдера хостинга и в случае доступности владельца сайта о том, что некошерный контент необходимо удалить. Если его не удаляют, то сайт, включенный в список запрещенных сайтов, передается всем операторам связи (в том числе вашему интернет-провайдеру). Он и должен ограничить ваш доступ к интернет-ресурсу. При этом провайдер сам выбирает способ ограничения доступа к запрещенной информации, в зависимости от имеющихся у него технических средств.
Раньше провайдеры широко практиковали блокировку по IP. В результате блокировались и другие, невиновные ни в чем сайты, которые имели тот же IP адрес. Это вызывало серьезную критику и вынудило большинство провайдеров отказаться от такой порочной практики. Сегодня большинство провайдеров технически способны обеспечить постраничную блокировку http сайтов по URL и даже начали использовать ее вместо более простой блокировки любого сайта целиком. Но по https протоколу домен сайта блокируется целиком, если запрещена хотя бы одна его страница.
Детали уточняйте у вашего провайдера, раз выбрали его. По крайней мере не стесняйтесь написать провайдеру на электронную почту в службу поддержки и выяснить отношения в случае, когда вам не ясна причина блокировки какого-либо сайта. Это к вопросу, что делать, если сайт заблокирован… Предварительно можно проверить, есть ли сайт в списке запрещенных (ссылка выше).
Зарубежные интернет-провайдеры в принципе не должны блокировать доступ гражданам других стран к запрещенным в РФ сайтам, но прецеденты были.

Кто именно осуществляет цензуру в интернете?

При составлении списка запрещенных сайтов Роскомнадзор руководствуется решениями следующих органов:
МВД (наркоторговля) — 2%
Госнаркоконтроль (наркотики) — 20%
Роскомнадзор (детское порно) — 10%
Роспотребнадзор (суицид) — 1%
МосГорСуд (авторское право) — 9%
Суды (всё) — 28%
Генпрокуратура (экстремизм) — 4%
ФНС (онлайн казино) — 26%

Также, согласно закону о зеркалах пиратских сайтов, решение об ограничении доступа к ним может принимать Минкомсвязь.
Вероятно, в большинстве случаев сами цензоры и начинают процесс блокировки сайта, чтобы отчитаться о своей полезной для общества деятельности. А в основном процедуры попадания некошерного сайта в список запрещенных и удаления его из списка соблюдаются.
Судебные разбирательства вообще муторны, поэтому из Реестра редко удаляются страницы, заблокированные судами, сайт Луркоморье пока приятное исключение. А когда запрещается главная страница ресурса, это почти эквивалентно бану домена… Однако широко распространилась и практика смены доменного имени владельцами сайтов после их блокировки. Поэтому был принят закон об оперативной блокировке зеркал пиратских сайтов, то есть их копий, имеющих другое доменное имя.

(с) komok, опубликовано 10 авг 2013, последнее изменение 29 сентября 2017

tor4rus.wordpress.com