Единый закон о связи

Статья 16. Сети связи специального назначения

1. Сети связи специального назначения предназначены для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Эти сети не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Связь для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, ее обеспечение является расходным обязательством Российской Федерации.

3. Подготовка и использование ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования сетей связи специального назначения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3.1. Сети связи специального назначения могут быть присоединены к сети связи общего пользования без перевода в категорию сети связи общего пользования.

Владельцу сети связи специального назначения может быть выделен ресурс нумерации из ресурса нумерации сети связи общего пользования.

В случае присоединения сетей связи специального назначения к сети связи общего пользования на основании указанного в пункте 1 статьи 18 настоящего Федерального закона договора стороны такого договора обеспечивают пропуск трафика по указанным сетям связи в рамках исполнения такого договора с учетом ограничения использования сетей связи специального назначения, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

4. Центры управления сетями связи специального назначения обеспечивают их взаимодействие с другими сетями единой сети электросвязи Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Комментарий к ст. 16 Закона о Связи

1. В п. 1 комментируемой статьи определено аналогично ст. ст. 13 — 15 комментируемого Закона предназначение сетей связи специального назначения. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи сети связи специального назначения предназначены для обеспечения нужд государства в целом, а именно для следующих его аспектов:

1) нужд органов государственной власти;

2) нужд обороны страны;

3) безопасности государства;

4) обеспечения правопорядка.

Характеристика данных аспектов — см. комментарий к ст. 1 комментируемого Закона.

В п. 1 комментируемой статьи установлен запрет на использование сетей связи специального назначения для оказания услуг связи на возмездной основе. Это означает, что сети связи данной категории могут использоваться исключительно для безвозмездного оказания услуг связи государству в целом, государственным органам, но только для обеспечения вышеуказанных нужд. В то же время в п. 1 комментируемой статьи содержится оговорка о том, что такой запрет действует, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Иными словами, если в законодательстве РФ будет предусмотрено исключение из данного общего положения, то, соответственно, в отдельных случаях связь для вышеуказанных нужд будет предоставляться на возмездной основе.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, определяющую, что порядок осуществления связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка определяется законодательством РФ. Такой порядок определен Правилами подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 103. В свою очередь, в указанных Правилах имеется ссылка на Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», согласно которому оказание услуг для государственных нужд осуществляется на основании государственного контракта.

Также в п. 2 комментируемой статьи указано, что обеспечение данной связи является расходным обязательством Российской Федерации. В соответствии с БК РФ расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. С учетом положений п. 1 комментируемой статьи о том, что для обеспечения указанных нужд связь предоставляется на безвозмездной основе, представляется неопределенным вопрос о том, на каком основании будет реализовываться расходное обязательство Российской Федерации в виде предоставления денежных средств из федерального бюджета. С другой стороны, п. 1 комментируемой статьи предусматривает исключение из общего правила — иное не предусмотрено законодательством РФ. Таким образом, в случае если в законодательстве РФ будет в отдельных случаях предусмотрено предоставление связи для обеспечения вышеуказанных нужд либо отдельных нужд из числа вышеуказанных на возмездной основе, то именно в этих случаях и будет реализовано расходное обязательство Российской Федерации.

3. В п. 3 комментируемой статьи содержится бланкетная норма, которая отсылает к тому же нормативному акту, что и п. 2 комментируемой статьи, — Правила подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 103. Но здесь бланкетная норма определена в части, касающейся подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования сетей связи специального назначения. Согласно данным Правилам подготовка и использование ресурсов сети электросвязи осуществляются на основании государственного контракта на выполнение работ и (или) оказание услуг связи в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения, заключаемого федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся такие сети связи, с оператором связи. Государственный контракт заключается оператором связи со спецпользователем в приоритетном порядке по отношению к другим пользователям. Спецпользователь, ответственный за организацию президентской и правительственной связи, имеет первоочередное (по отношению к другим спецпользователям) право на заключение государственного контракта.

В государственном контракте предусматриваются:

1) порядок взаимодействия центров управления сетями связи специального назначения с центрами управления сетями связи оператора связи в соответствии с порядком, установленным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

2) порядок эксплуатационно-технического обслуживания средств и линий связи, используемых для оказания спецпользователю услуг связи;

3) порядок принятия мер по обеспечению устойчивого функционирования сетей связи оператора связи;

4) порядок оповещения спецпользователя об использовании в составе линий связи радиоэлектронных средств;

5) порядок изменения объемов оказания услуг связи для обеспечения проведения неотложных мероприятий в области государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;

6) обязательство оператора связи обеспечить непрерывность оказания услуг связи, в том числе при вводе в эксплуатацию новых средств и линий связи, модернизации средств связи, внедрении новых технологических решений и выводе из эксплуатации средств и линий связи.

4. Пункт 4 комментируемой статьи, так же как и п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, содержит бланкетную норму относительно порядка обеспечения центрами управления сетей связи специального назначения их взаимодействия с другими сетями единой сети электросвязи Российской Федерации. Под центрами управления следует понимать специальные юридические лица, либо структурные подразделения оператора связи, являющегося юридическим лицом, либо специально созданные индивидуальным предпринимателем, являющимся оператором связи, отделы, которые осуществляют управленческие и регулирующие функции в отношении сетей связи специального назначения. Отметим, что на сегодняшний день вышеуказанный порядок не определен.

Статья 12. Единая сеть электросвязи Российской Федерации

Ст. 12 Закон о связи в последней действующей редакции от 1 января 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 12. Единая сеть электросвязи Российской Федерации

1. Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:

  • сеть связи общего пользования;
  • выделенные сети связи;
  • технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;
  • сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.
  • 1.1. Порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации.

    • определяет порядок их взаимодействия, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях — порядок централизованного управления сетью связи общего пользования;
    • в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования) устанавливает требования к их проектированию, построению, эксплуатации, управлению ими или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию;
    • устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательные метрологические требования к измерениям, выполняемым при эксплуатации сети связи общего пользования, и к применяемым средствам измерений в целях обеспечения целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования.
    • 2.1. Требования к применяемым средствам связи, управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию устанавливаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

      dogovor-urist.ru

      сеть связи общего пользования;

      выделенные сети связи;

      технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

      сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

      2. Для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи:

      определяет порядок их взаимодействия, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях — порядок централизованного управления сетью связи общего пользования;

      в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования) устанавливает требования к их проектированию, построению, эксплуатации, управлению ими или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию;

      устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательные метрологические требования к измерениям, выполняемым при эксплуатации сети связи общего пользования, и к применяемым средствам измерений в целях обеспечения целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования.

      3. Операторы связи всех категорий сетей связи единой сети электросвязи Российской Федерации обязаны создавать системы управления своими сетями связи, соответствующие установленному порядку их взаимодействия.

      Комментарий к ст. 12 Закона о Связи

      1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет категории сетей электросвязи, которые образуют единую сеть электросвязи Российской Федерации. При этом п. 1 комментируемой статьи содержит оговорку о том, что перечисленные в нем категории сетей электросвязи должны находиться на территории РФ. Между тем с точки зрения преамбулы комментируемого Закона такое решение федерального законодателя представляется не в полной мере ясным, так как в преамбуле комментируемого Закона закреплено, что он устанавливает правовые основы деятельности в области связи, в том числе и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях. В то же время исходя из п. 2 ст. 3 комментируемого Закона можно сказать, что в отношении сетей электросвязи, находящихся на указанных территориях, комментируемый Закон будет распространяться только в части, касающейся порядка выполнения работ и оказания услуг связи.

      Итак, к категориям сетей электросвязи, образующим единую сеть электросвязи Российской Федерации, относятся:

      1) сеть связи общего пользования (ст. 13 комментируемого Закона);

      2) выделенные сети связи (ст. 14 комментируемого Закона);

      3) технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования (ст. 15 комментируемого Закона);

      4) сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем (ст. 16 комментируемого Закона).

      2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи в отношении сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, а именно — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

      Прежде всего к полномочиям Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации относится определение порядка взаимодействия сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации. Под порядком взаимодействия необходимо понимать совокупность процедур, направленных на упорядочение действий организации и государственных органов, осуществляющих и обеспечивающих функционирование сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации. В то же время п. 2 комментируемой статьи определяет еще одно полномочие — определение порядка централизованного управления сетью связи общего пользования, устанавливая при этом, что федеральный орган исполнительной власти определяет такой порядок в случаях, предусмотренных законодательством РФ. Между тем в федеральном законодательстве конкретные случаи установления такого порядка не определены.

      Что же касается порядка взаимодействия сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, то такой Порядок установлен Приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 26 сентября 2007 г. N 112, согласно которому реализация абонентом и (или) пользователем права выбора оператора связи, оказывающего услуги междугородной и международной телефонной связи, осуществляется следующими способами:

      1) предварительный выбор оператора связи;

      2) выбор оператора связи при каждом вызове.

      При предварительном выборе оператора связи взаимодействие сетей связи осуществляется с использованием значений категорий пользовательского (оконечного) оборудования, назначенных для обеспечения маршрутизации вызовов на сети связи операторов связи, оказывающих услуги междугородной и международной связи.

      Следующее полномочие предоставляет федеральному органу исполнительной власти право устанавливать требования к проектированию, построению, эксплуатации сетей связи, управлению сетями связи или нумерации сетей связи. Под проектированием необходимо понимать создание схемы, чертежа, образа, в целом проекта, на основании которого в дальнейшем создается (формируется) сеть связи. Под построением соответственно создание (формирование), строительство на основе созданного проекта сети связи. Эксплуатация представляет собой использование созданных сетей связи в целях оказания услуг связи. Управление — совокупность действий, направленных на регулирование эксплуатации (использования) сетей связи в целях оказания услуг связи. Понятие нумерации дано в подп. 9 ст. 2 комментируемого Закона.

      Также за федеральным органом исполнительной власти закреплено полномочие по установлению требований к применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи. Под организационно-техническим обеспечением следует понимать совокупность действий по упорядочению функционирования сетей связи и предоставлению необходимых технических средств для такого функционирования. Данное полномочие, исходя из п. 2 комментируемой статьи, применяется и при чрезвычайных ситуациях, под которыми согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

      Также к полномочиям федерального органа исполнительной власти относится полномочие по установлению требований к защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации и порядку ввода сетей связи в эксплуатацию. Под несанкционированным доступом следует понимать доступ к информации вопреки требованиям законодательства либо с нарушением порядка такого доступа, установленного законодательством. В свою очередь, под порядком ввода сетей связи в эксплуатацию понимается процедура, предусматривающая требования, соблюдение которых обеспечит использование созданных (сформированных) сетей связи.

      Вышеуказанные полномочия в соответствии с п. 2 комментируемой статьи устанавливаются в зависимости от категорий сетей связи. В то же время п. 2 комментируемой статьи устанавливает исключение в отношении отдельных категорий сетей связи, на которые данные полномочия не распространяются, и к которым относятся:

      — сети связи специального назначения;

      — выделенные сети связи;

      — технологические сети связи.

      В отношении двух последних категорий сетей связи установлено, что данные полномочия осуществляются, если указанные сети связи не присоединены к сети связи общего пользования. В этой связи представляется неясной позиция федерального законодателя о формулировке нормы п. 2 комментируемой статьи относительно указания на зависимость от категорий сетей связи, если все категории сетей связи кроме сетей связи общего пользования исключены из сферы реализации этих полномочий, а в отношении выделенных и технологических сетей связи установлено требование о присоединении к сетям связи общего пользования. В то же время с учетом таких исключений возникает закономерный вопрос о том, какой субъект будет реализовывать вышеуказанные полномочия в отношении «исключенных» категорий сетей связи.

      В целом же отметим, что в рамках данного полномочия, в частности, приняты такие акты, как Приказ Министерства связи массовых коммуникаций РФ от 2 марта 2009 г. N 31 «Об утверждении Требований к построению сети связи общего пользования в части системы обеспечения тактовой сетевой синхронизации», Приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 9 января 2008 г. N 1 «Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации». В то же время отметим, что такой федеральный орган власти, как Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации упразднен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 418.

      В ноябре 2011 г. за федеральным органом исполнительной власти в области связи было закреплено еще одно полномочие — установление метрологических требований к измерениям, выполняемым при эксплуатации сети связи общего пользования, и к применяемым средствам измерений в целях обеспечения целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования. На сегодняшний день данное полномочие вышеуказанным органом еще не реализовано. Вместе с тем отметим, что под метрологическими требованиями следует понимать совокупность обязательных к исполнению условий к порядку проведения измерений при эксплуатации сетей связи общего пользования и испытаний сетей связи общего пользования. Под целостностью функционирования сетей связи общего пользования необходимо понимать согласованное и взаимосвязанное функционирование всех элементов сетей связи общего пользования. В свою очередь, под устойчивостью функционирования сетей связи общего пользования необходимо понимать непрерывное функционирование в определенном режиме всех элементов сетей связи общего пользования.

      2.1. Пунктом 2.1 комментируемой статьи устанавливается условие в отношении такого полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи, как установление требований к применяемым средствам связи, управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию. Данное условие заключается в том, что указанные требования устанавливаются только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В соответствии с федеральным законодательством таких органа два: Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Вместе с тем из п. 2.1 комментируемой статьи представляется неопределенной процедура такого согласования. Считаем, что на практике такое согласование может осуществляться путем направления в один из вышеуказанных органов в зависимости от компетенции проекта соответствующих требований с целью получения положительного письма на официальном бланке от одного из указанных федеральных органов либо положительной визе на соответствующем проекте требований.

      3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит императивную норму, обязывающую операторов связи всех категорий сетей связи единой сети электросвязи Российской Федерации, то есть не только сетей связи общего пользования, но и иных категорий сетей связи, создавать системы управления своими сетями связи. Под такими системами следует понимать совокупность приемом, способов, разработку методологий, регулирующих порядок функционирования сетей связи, а также обеспечение деятельности необходимых приборов и технологических систем в целях бесперебойного функционирования сетей связи. При этом, как указано в п. 3 комментируемой статьи, такие системы управления должны соответствовать порядку взаимодействия сетей связи, который установлен федеральным органом исполнительной власти в области связи. Данное требование введено федеральным законодателем для обеспечения единых либо определенным образом подобных систем управления сетями связи с целью установления бесперебойного и устойчивого функционирования сетей связи, с учетом того, что порядки взаимодействия соответствующих категорий сетей электросвязи устанавливаются одним федеральным органом.

      www.zakonrf.info

      Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»

      Документ является поправкой к

      Изменения и поправки

      Комментарии Российской Газеты

      Принят Государственной Думой 21 июля 2017 года

      Одобрен Советом Федерации 25 июля 2017 года

      Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 28, ст. 2895; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 10, ст. 1069; № 31, ст. 3431; 2007, № 7, ст. 835; 2010, № 7, ст. 705; № 27, ст. 3408; № 31, ст. 4190; 2011, № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4291; № 45, ст. 6333; № 50, ст. 7351; 2012, № 31, ст. 4328; № 53, ст. 7578; 2013, № 19, ст. 2326; № 30, ст. 4062; № 43, ст. 5451; № 44, ст. 5643; № 48, ст. 6162; 2014, № 6, ст. 560; № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4229, 4273; № 49, ст. 6928; 2015, № 29, ст. 4383; 2016, № 10, ст. 1318; № 15, ст. 2066; № 24, ст. 4213, 4221; № 26, ст. 3873; № 28, ст. 4558) следующие изменения:

      1) статью 2 дополнить подпунктом 3 2 следующего содержания:

      «3 2 ) идентификационный модуль — электронный носитель информации, который устанавливается в пользовательском оборудовании (оконечном оборудовании) и с помощью которого осуществляется идентификация абонента, и (или) пользователя услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, и (или) пользовательского оборудования (оконечного оборудования) и обеспечивает доступ оборудования указанных абонента или пользователя к сети оператора подвижной радиотелефонной связи;»;

      2) в абзаце двенадцатом пункта 3 статьи 19 слова «пункта 3 настоящей статьи» заменить словами «настоящего пункта»;

      бзац пятый дополнить словами «, либо договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме»;

      дополнить абзацами следующего содержания:

      «Услуги подвижной радиотелефонной связи предоставляются абоненту — физическому лицу или абоненту — юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю и пользователю услугами связи такого абонента, достоверные сведения о которых предоставлены оператору связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Абонент — юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель обязаны предоставить оператору связи сведения о пользователях услугами связи в соответствии с правилами оказания услуг связи. Требования настоящего абзаца не распространяются на договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

      Правилами оказания услуг связи могут устанавливаться случаи, при которых не требуется предоставление оператору связи сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя.»;

      б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

      «6. Лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязано внести в него достоверные сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи, и направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрен указанным договором.

      Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора связи, в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами оказания услуг связи.

      Проверка достоверности сведений об абоненте — физическом лице, сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя осуществляется путем установления фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, а также других данных документа, удостоверяющего личность абонента или пользователей услугами связи, подтверждаемых одним из следующих способов:

      предоставление документа, удостоверяющего личность;

      использование федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

      использование усиленной квалифицированной электронной подписи;

      использование единого портала государственных и муниципальных услуг;

      использование информационных систем государственных органов при наличии подключения оператора связи к этим системам через единую систему межведомственного электронного взаимодействия.

      В случае неподтверждения достоверности сведений об абоненте, сведений о пользователях услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя, представленных лицом, действующим от имени оператора связи, оператор связи приостанавливает оказание услуг связи в порядке, установленном правилами оказания услуг связи.

      В случае ликвидации абонента — юридического лица или прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя абонентские номера, выделенные таким абонентам по договорам об оказании услуг связи, могут быть переоформлены на фактического пользователя услугами связи путем заключения договора об оказании услуг связи с этим пользователем в порядке, установленном правилами оказания услуг связи.

      Оператор связи предоставляет абоненту с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о заключенных им с абонентом договорах об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

      4) абзац восьмой пункта 1 статьи 46 изложить в следующей редакции:

      «прекратить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, или предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, сформированного по результатам контрольных мероприятий, в случае неподтверждения в течение пятнадцати суток соответствия персональных данных фактических пользователей сведениям, заявленным в абонентских договорах;»;

      5) пункт 1 статьи 53 дополнить абзацем следующего содержания:

      «Не требуется согласие пользователя услугами связи абонента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя на передачу таким абонентом его персональных данных оператору связи в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

      6) статью 54 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

      «6. Оплата услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых абонентам — юридическим лицам либо индивидуальным предпринимателям, осуществляется только в форме безналичных расчетов посредством перечисления денежных средств с расчетных счетов таких абонентов в коммерческих банках и других кредитных организациях, имеющих лицензию Центрального банка Российской Федерации.
      Ограничения, установленные настоящим пунктом, не применяются в отношении оплаты услуг подвижной радиотелефонной связи, оказываемых пользователям услуг связи абонентов — юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, сведения о которых переданы такими абонентами оператору связи в соответствии с настоящим Федеральным законом.».

      1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 года.

      2. Действие положений пункта 6 статьи 54 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

      Президент Российской Федерации В.Путин

      rg.ru