Федеральный закон 193 о сельскохозяйственной кооперации

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ
«О сельскохозяйственной кооперации»

С изменениями и дополнениями от:

7 марта 1997 г., 18 февраля 1999 г., 21 марта 2002 г., 10 января, 11 июня 2003 г., 3 ноября, 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 3 декабря 2008 г., 19 июля 2009 г., 1 июля, 3 декабря 2011 г., 2, 23 июля, 21 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 20 апреля, 28 ноября 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 23 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года

Одобрен Советом Федерации 28 ноября 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций).

Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

О плане организационных мероприятий по реализации настоящего Федерального закона см. приказ Минсельхозпрода РФ от 9 февраля 1996 г. N 45

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

8 декабря 1995 г.

Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации РФ. Он гарантирует физическим и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций). Отношения, связанные с их созданием и деятельностью, регулируются Законом, ГК РФ, земельным законодательством РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Под сельскохозяйственной кооперацией понимается система различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей. А сельскохозяйственный кооператив определяется как организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Он может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива на основе принципов добровольности членства, взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, доступности информации о деятельности кооператива и др.

В целях образования кооператива граждане и юридические лица, изъявившие желание его создать, формируют организационный комитет, который, помимо исполнения других обязанностей, подготавливает и проводит общее организационное собрание членов кооператива. Собрание принимает решение о приеме в члены кооператива, утверждает устав и избирает органы управления (правление; наблюдательный совет — во всех потребительских кооперативах, в производственных — с числом членов не менее 50). Кооператив подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента такой регистрации. Рассмотрены особенности образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций.

Определен перечень сведений, обязательных для Устава кооператива, а также порядок внесения изменений в Устав и дополнений к нему.

Членами производственного кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Членами потребительского кооператива могут быть граждане РФ и иностранные граждане и (или) юридические лица — сельскохозяйственные товаропроизводители, признающие устав потребительского кооператива и участвующие в его хозяйственной деятельности. Рассматриваются вопросы ассоциированного членства (внесение паевого взноса и получение по нему дивидендов без права голоса в кооперативе, за исключением некоторых случаев), приема и исключения членов, прекращения членства.

Самостоятельная глава Закона посвящена органам управления кооператива, их структуре, полномочиям, порядку деятельности. Кооперативы в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов по их выбору (такой союз вправе создать 2 и более кооператива). В противном случае кооператив подлежит ликвидации по решению суда.

Определены источники формирования имущества кооператива, рассмотрены вопросы паевых взносов его членов, распределения прибыли и имущественной ответственности кооператива.

Кооператив и его члены могут заключать договоры, обязывающие членов кооператива в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, продавать исключительно кооперативу или создаваемым им филиалам всю производимую ими сельскохозяйственную продукцию или ее часть. Для осуществления своей деятельности кооперативы вправе нанимать работников. Кооператив обязан правильно вести бухгалтерскую отчетность, а также протоколы общих собраний членов кооператива, заседаний правления и наблюдательного совета кооператива.

Закреплены вопросы реорганизации и ликвидации кооператива.

Юридическое лицо не имеет права использовать слова «сельскохозяйственный кооператив» как часть своего наименования, если оно не отвечает требованиям Закона.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г., N 50, ст. 4870, в «Российской газете» от 16 декабря 1995 г. N 242

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июня 2015 г., за исключением изменений, для которых установлены иные сроки вступления

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 73-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 18 февраля 1999 г. N 34-ФЗ

Федеральный закон от 7 марта 1997 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Закон о сельскохозяйственной кооперации

Сельское хозяйство представляет собой одну из наиважнейших экономических отраслей Российской Федерации. В целях структурирования и повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, создаются содружества и кооперации.

Описание закона 193

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ был принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года и одобрен Советом Федерации 28 ноября 1995 года. Настоящий закон вступил в силу 8 декабря того же года. Рассматриваемый нормативный акт регламентирует юридические и экономические принципы основания и деятельности сельскохозяйственных объединений и коопераций. Нормативами 193-ФЗ координируются социально-экономические отношения, возникающие при создании сельскохозяйственных ассоциаций, определяется непосредственное право на их создание.

Кооперации (ассоциации) формируются и действуют, основываясь на следующих принципах:

  • Члены сельхозкооператива взаимодействуют, обеспечивая взаимную выгоду и оказывая посильную помощь друг другу в рамках производственной деятельности;
  • Вступление в сельхозкооператив происходит на добровольной основе;
  • При разделении убытков и прибыли между членами ассоциации, учитывается участие каждого в хозяйственной и трудовой деятельности кооператива;
  • Деятельность в кооперации физических лиц, не являющихся его участниками, ограничивается;
  • Акционерная прибыль по паевым взносам членов кооператива ограничивается;
  • В сельхозкооперативах возможно только демократичное управление;
  • Открытый информативный доступ к производственной и хозяйственной деятельности для всех участников.

Закон о сельхозкооперации 193 определяет функции и структуру деятельности сельхозкооперативов. Производственная кооперация представляет собой сельскохозяйственную ассоциацию, являющуюся коммерческим предприятием и основывающуюся на совместном труде её участников (ст. 4, п.1). Основной деятельностью коопераций является изготовление и сбыт продукции сельского хозяйства. В производственный кооператив может входить не более пяти членов.

А что вы знаете о жилищно — строительных кооперативах. Подробности в законе 215.

Виды сельхозкооперативов:

  • Сельскохозяйственная артель (колхоз);
  • Рыболовецкая артель (рыбхоз);
  • Кооперативное хозяйство (коопхоз).
  • При создании, новая сельскохозяйственная кооперация регистрируется в государственном реестре, как юридическое лицо (ст. 9, п.1). Решившие объединиться в ассоциацию физические и юридические лица создают организационный комитет, в обязанности которого входит:

  • Формулирование технического и экономического обоснования проекта по созданию кооперации, включая информацию о паевых фондах;
  • Разработка проекта и утверждение кооперативного устава;
  • Приём заявок на членство, решение о приёме или отказе в членстве;
  • Выбор управленческих органов ассоциаций.
  • ФЗ о производственных сельскохозяйственных кооперативах уполномочивает участников коопераций совершать сделки и заключать договора по мере необходимости (ст. 38, п. 1). Заключение договора обязывает членов ассоциации продавать производимую сельскохозяйственную продукцию исключительно кооперациям. Длительность действия подобного контракта не превышает десятилетнего срока.

    Не признаётся законной сделка, вторым лицом в которой являются родственники участников, председатель или другие члены коопхоза, или паевые владельцы. Таковая сделка предусматривает частные интересы граждан, не связанные с экономическими интересами сельхозкооператива (ст. 38, п. 4).

    Деятельность сельскохозяйственных кооперативов структурирует управленческий орган, избираемый участниками на основе демократического голосования (ст. 19, п. 1). Управление может осуществляться как одним уполномоченным лицом (председателем), так и наблюдательным советом. Наблюдательный совет формируется, если в членство сельскохозяйственной кооперации входит не менее 50 участников. Полномочия управляющего кооперативного органа определяются действительным Федеральным законом.

    Согласно пункту 8 статьи 41 действительного Федерального закона о сельхозкооперативах, производственная кооперация может быть переоформлена в хозяйственное товарищество при наличии следующих условий:

  • Соответствующее решение принято всеми участниками сельскохозяйственной ассоциации, имеющими право голоса;
  • Члены сельскохозяйственной кооперации, имеющие право голоса, но не смогшие проголосовать, выражают своё согласие в письменной форме, скрепляя документ личной подписью;
  • Обязательное присутствие на данном собрании главы сельскохозяйственного ревизионного союза.
  • Согласно настоящему закону 193-ФЗ, председатель или наблюдательный совет не уполномочены единолично принимать решение о реорганизации или упразднении ассоциации. Кооператив реорганизуется только при соответствующем решении всех его членов, принятом на всеобщем голосовании (ст. 41, п. 1, 2). В отдельных случаях сельхозкооператив претерпевает процесс реорганизации или ликвидируется решением суда.

    Как и остальные законы Российской Федерации, закон об СПК 193-ФЗ периодически претерпевает изменения, связанные с изменениями политической и экономической обстановки в стране. Последние поправки были внесены 3 июля 2016 года.

    Скачать закон о сельскохозяйственной кооперации

    В рамках более подробного ознакомления с нормативами Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ, актуальный текст нормативного акта можно скачать по ссылке:

    Изменения ФЗ о кооперации

    Последние поправки в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ были внесены 3 июля 2016 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 292 ФЗ. Ст. 1 дополнена абзацем, гласящим о создании СРО в области сельскохозяйственной кооперации, согласно тексту 223-ФЗ, принятого 13 июля 2015 года.

    Подпункты 2 и 3 статьи 40.2 претерпели поправки, согласно которым контроль за финансовыми операциями сельскохозяйственной деятельности осуществляется внутренним руководством на основе предписаний действующего закона, банковских актов и нормативов, указанных в статье 40.3 рассматриваемого нормативного акта. Подпункт 8 статьи 40.2 признан недействительным и упразднён.

    В новой редакции подпункта 11 рассматриваемой статьи утверждается, что отказ сельскохозяйственной кооперации от обязательного вступления в СРО является нарушением регламента, предусмотренного в 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Согласно п. 5 рассматриваемой статьи, сельхозкооперативы не вступившие в СРО и с членством в более 3000 физических и юридических лиц, обязаны направлять уведомление в Банк России за 10 суток до проведения общего собрания. Также Банк РФ должен уведомляться о смене места нахождения руководства подобных коопераций.

    Действительный закон дополнен статьёй 40.3, положение которой раскрывает и регламентирует порядок вступления сельскохозяйственной ассоциации в СРО. Саморегулируемая организация регламентирует соблюдение кооперативами нормативных актов, принятых в действительном законе и регулирует финансовые и экономические отношения в области сельского хозяйства.

    210fz.ru

    «Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. n 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (постатейный) (Байтенова А.А.) («Юстицинформ», 2010)

    КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
    ОТ 8 ДЕКАБРЯ 1995 Г. N 193-ФЗ
    «О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ»
    (Постатейный)
    А.А. БАЙТЕНОВА
    Байтенова Анна Ароновна, юрист, автор более десяти книг и нескольких десятков статей по проблемам защиты прав потребителей, развития кредитной кооперации, страхования жизни и имущества пайщиков кредитных потребительских кооперативов, арбитражных споров субъектов малого предпринимательства с регистрирующими, налоговыми, правоохранительными органами, в том числе комментариев к Федеральным законам «О кредитных потребительских кооперативах граждан», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Имеет опыт экспертной, адвокатской, законотворческой деятельности.
    8 декабря 1995 года N 193-ФЗ

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
    О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ
    (в ред. Федеральных законов от 07.03.1997 N 47-ФЗ,
    от 18.02.1999 N 34-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
    от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ,
    от 11.06.2003 N 73-ФЗ, от 03.11.2006 N 183-ФЗ,
    от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ,
    от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ)
    Комментарий к преамбуле
    1. Слово «кооперация» имеет латинскую основу и обозначает совместное ведение дел. В широком смысле слова кооперация — это сотрудничество людей, организаций, публичных образований (муниципальных образований, регионов, государств) в каком-либо виде деятельности для реализации совместных целей, удовлетворения взаимных интересов. Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI «О кооперации в СССР» определил кооперацию как форму общественно полезной деятельности.
    «. Кооперация есть действительно метод или форма хозяйственной деятельности, характеризуемая прежде всего совместным участием в ней заинтересованных в этой деятельности лиц», — писал один из наиболее ярких отечественных теоретиков кооперации Н. Озерецковский (см.: Озерецковский Н. Правовая организация советской кооперации. М.: Книгосоюз, 1927). Он выделял такие признаки кооперации, как ее частнохозяйственный характер, организованность деятельности, ее направленность на удовлетворение собственных интересов участников кооперации (в этом отличие кооперативов от общественных организаций), ее сущность как объединения лиц в отличие от хозяйственных обществ, представляющих собой объединение капиталов, а также ее служебную роль по отношению к объединяющимся в кооператив хозяйствам и лицам: кооператив создается для организации «известной хозяйственной функции, свойственной хозяйствам членов», при этом сам не вовлекаясь активно в рыночный оборот. «Это устремление деятельности кооперативных объединений внутрь, на обслуживание хозяйственных потребностей членов и составляет специфическую черту кооперации, обособляющую ее от сферы коллективных капиталистических организаций» (см.: Озерецковский Н. Указ. соч. С. 8, 9). Он называл кооперацию «общим делом», что близко смыкается с такой принятой в англоязычных странах характеристикой кооперации, как «common bond» — в буквальном переводе «общая связка» или то, что в России называли «общий котел».
    Социальные черты кооперации являются не менее важными, чем хозяйственные: это добровольность участия в деятельности кооператива, самоуправление, демократизм, равноправие членов кооператива (одно лицо — один голос, недопустимость преимущества отдельных членов кооператива в зависимости от имеющихся у них паев).
    Н. Озерецковский выделял и такую функцию кооперации, как поднятие общей культурности трудящихся.
    По определению российского историка кооперации Л.Е. Файна, кооперация показывала и показывает себя как своего рода «цивилизатор» рыночных отношений, связующее звено между мелкими, индивидуальными собственниками и хозяйствами и рынком.
    Кооперативные организации стали появляться в Европе в середине XIX в. (в Англии, Франции, Германии, Италии), несколько раньше появились теоретические работы Роберта Оуэна, Шарля Фурье и др. Роберт Оуэн — английский экономист, общественный деятель, философ и теоретик кооперации — первым употребил понятие кооператива и кооперации в начале 1820-х годов.
    В России кооперация имеет свою интереснейшую историю. Она началась за 30 лет до отмены крепостного права и связана с пребыванием на забайкальской каторге декабристов: после поражения вооруженных восстаний против самодержавия 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге и 29 декабря на Украине большая группа участников была сослана. Среди них: С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, А.З. Муравьев, А.И. Якубович, братья А.П. и П.П. Борисовы, В.Л. Давыдов, Е.П. Оболенский и другие. Созданный в 1827 г. в Читинском остроге первый потребительский кооператив можно считать началом истории российского кооперативного движения. Когда в 1830 г. в поселке Петровский Завод завершилось строительство тюремного здания, декабристы были отправлены туда, и 2 марта 1831 г. в присутствии всех декабристов был зачитан проект Устава, одобренный генералом Лепарским, комендантом Петровского Завода. Устав был принят и вступил в действие. На третий день состоялись выборы должностных лиц. Устав определил цели и задачи «Большой артели» как потребительского общества, поставив во главу угла основные принципы кооперативного устройства: добровольность членства, равноправие, продажа товаров за наличные деньги, выборность органов управления и контроля путем тайного голосования.
    С 1834 г. начал действовать другой кооператив — «Малая артель». Так декабристы назвали свое «Общество взаимного вспомоществования», созданное для оказания денежной помощи нуждающимся декабристам после их выхода из тюрьмы. Свою кооперативную деятельность бывшие члены кооператива не прекращали и после того, как в 1839 г. покинули Петровский Завод и разъехались по Забайкалью на постоянное поселение. (См. подробнее: Вахитов К.И. История потребительской кооперации России. М., 1998; Коряков И.А., Корякова Л.Х. Очерки истории потребительской кооперации Забайкалья. Чита, 1993.)
    Кооперативные идеи развивали М.В. Петрашевский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, позднее — М.И. Туган-Барановский, А.В. Чаянов, С.Н. Прокопович, Н.Д. Кондратьев и др.
    Идеи кооперации на селе во многом опирались на традиции крестьянской общины, но необходимую свободу предпринимательской инициативе крестьян дала отмена крепостного права — после этого сельская кооперация стала развиваться быстрее. Особое развитие получили кооперативы льноводов, табаководов, кооперация в дегтярном производстве, молочная, маслодельная, птицеводческая кооперация. Столыпинская аграрная реформа также способствовала развитию сельскохозяйственной кооперации.
    1 января 1914 г. сельскохозяйственных товариществ было 1254, накануне Первой мировой войны оборот сельскохозяйственной кооперации составлял около 20 млн. руб. Россия в 1913 г. была вторым в мире после Дании экспортером сливочного масла, основу экспорта составляла высококачественная продукция кооперативной маслодельной промышленности.
    Развивалась кооперация и в городах — в целом в 1905 г. в стране насчитывалось 1629 ссудо-сберегательных и кредитных товариществ и 1100 потребительских обществ, а спустя всего лишь три года, накануне Первого всероссийского кооперативного съезда, действовало соответственно 4261 товарищество и 3499 обществ. Такая же динамика роста наблюдалась в производственной кооперации.
    Был разработан типовой устав потребительских обществ, в 1911 г. был основан Центральный кооперативный банк, названный Московским народным банком.
    Лучшими теоретиками и практиками кооперации был подготовлен текст кооперативного закона, который после четырех лет обсуждения был принят IV Государственной Думой в апреле 1916 г., но так и не вступил в силу, так как на него наложил вето Государственный Совет. Однако практически сразу после прихода к власти Временного правительства оно 20 марта 1917 г. своими распоряжениями вводит в действие этот закон, а затем еще несколько общих законодательных актов о кооперации. (Интересно, что эти законы после приобретения Финляндией государственного суверенитета остались на ее территории действующими и помогли ей значительно развить свою систему кооперации.) Представители кооперации вошли во Временное правительство. В сентябре 1918 г. был открыт Московский кооперативный институт. Все эти меры помогли увеличить число вовлеченных в кооперативное движение людей в два — три раза.
    После октября 1917 г. появились декреты о кооперации, фактически ликвидировавшие основные принципы ее самостоятельности, добровольности, материальной заинтересованности. Однако с начала 1920-х гг., во многом благодаря трудам теоретиков кооперации, отношение государства к этой сфере хозяйствования меняется к лучшему: 16 августа 1921 г. появляется Декрет о сельскохозяйственной кооперации, 28 декабря 1923 г. — Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома СССР «О реорганизации потребительской кооперации на началах добровольного членства», 22 августа 1924 г. — Закон о сельскохозяйственной кооперации, 24 января 1924 г. — Декрет «О кредитной кооперации», 15 декабря 1924 г. — Закон «О трудовых артелях» и т.д. Утверждаются положения об отдельных видах кооперативов — торфяных товариществах (утверждено СНК СССР 2 марта 1924 г.), переселенческих товариществах (Декрет СНК РСФСР от 9 августа 1924 г.), промысловой кооперации (Закон о промысловой кооперации 7 июля 1921 г.) и т.д. Выходят книги А.В. Чаянова с его идеями «кооперативной коллективизации», то есть постепенным, ненасильственным переходом крестьянских хозяйств к простейшим формам кооперации, книги Н.Д. Кондратьева с его принципами сочетания на базе нэпа рыночных и плановых начал, рыночной проверки методов государственной политики. В 1922 г. в СССР было 22 тыс. сельскохозяйственных кооперативов, в 1925 г. — почти 55 тыс. (цит. по кн.: Вопросы теории и истории кооперативного движения в России / Сост. О.А. Безгина. Самара, 2008).
    В 1926 г. положение дел в стране в корне меняется: государство отказывается от нэпа, от свободной социально-экономической деятельности, экономика страны становится жестко централизованной. Кооперация превращается в полугосударственную систему, с 1930-х гг. на нее распространяются действия централизованных планов и заданий. Роль пайщиков сводится к пассивному наблюдению за деятельностью кооператива. 3 октября 1937 г. А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев и ряд других виднейших теоретиков сельской кооперации приговорены к расстрелу.
    Сельская кооперация продолжала существовать, однако ее потенциал использовался далеко не полностью, по сути, к ее помощи государство активно прибегало лишь в период стабилизации экономики после Великой Отечественной войны.
    В послевоенные годы проводились съезды уполномоченных представителей кооперации, принимались планы, росли цифры, Центросоюз СССР вступил в Международный кооперативный альянс. Реальный импульс развитию кооперации дало принятие в 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР»; массовым стало образование на селе кооперативных организаций после выхода Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и начала реформирования колхозов и совхозов.
    Новым стимулом развитию сельскохозяйственной кооперации стало принятие в 1992 г. Закона РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», в 1995 г. — Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», затем Федеральных законов «О развитии сельского хозяйства», «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др., а также ряда федеральных целевых программ.
    2. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее — Федеральный закон «О СХК», Закон) развивает и конкретизирует применительно к сельскохозяйственным кооперативам нормы Конституции РФ о свободе экономической деятельности, признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8), использовании и охране земли и других природных ресурсов, возможности их нахождения в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. ст. 9, 36), праве граждан на объединение и свободе деятельности объединений (ст. 30), праве на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), охране права частной собственности (ст. 35), свободе труда (ст. 37) и т.д. Реализация конституционных прав и свобод обеспечивается, в частности, принятием специальных государственных программ в поддержку села.
    Из действующих на сегодняшний день следует назвать, в частности: Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 — 2012 годы, принятую Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446; Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года», принятую Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 858; Федеральную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2012 года», принятую Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 99, и др.
    На поддержку развития сельскохозяйственных кооперативов, как финансовую, так и организационную и методическую, направлен целый ряд нормативных правовых актов Министерства сельского хозяйства РФ (подробнее см. комментарий к ст. 7).
    3. Правовое регулирование сельскохозяйственных кооперативов не сводится только к Федеральному закону «О СХК»: Гражданский кодекс РФ устанавливает общие основы правового положения производственных и потребительских кооперативов как участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, обязательственных прав, определяет общие положения договорного права и конкретные характеристики отдельных видов договоров, регулирует вопросы личных неимущественных прав кооператива, например, права на защиту деловой репутации, права производственного кооператива на фирменное наименование и т.д.
    Земельные отношения с участием сельскохозяйственных кооперативов регулируются Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и рядом иных правовых актов.
    Особенности государственных закупок сельскохозяйственной продукции наряду с Гражданским кодексом РФ устанавливает Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
    Кооперативы — как производственные, так и потребительские — могут быть объявлены банкротами, основания и порядок этих процедур устанавливает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    www.lawmix.ru