Федеральный закон его границы

Статья 11 131-ФЗ — Границы муниципальных образований

1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями и городскими округами. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

2) территории всех поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью сельского населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения;

3.1) территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа;

4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью сельского населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью сельского населения — менее 3000 человек каждый);

6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, городских округов, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений, городских округов;

7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности сельского населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

9) утратил силу. — Федеральный закон от 25.12.2008 N 281-ФЗ;

10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), расположенный на территории городского округа, имеющего с муниципальным районом общую границу;

11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы городского округа, муниципального района — с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений (населенных пунктов), входящих в их состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, городского округа;

13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

15.1) границы городского округа устанавливаются с учетом необходимости создания условий для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, обеспечения органами местного самоуправления городского округа единства городского хозяйства, а также для осуществления на всей территории городского округа отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

1.1. Разделение населенных пунктов, влекущее несоответствие границ и (или) статуса муниципальных образований, существующих на день такого разделения, положениям настоящей статьи, должно осуществляться одновременно с изменением границ и (или) преобразованием таких муниципальных образований в соответствии с положениями пункта 5 части 1 настоящей статьи.

2. Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных статьей 16 настоящего Федерального закона вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих) муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 настоящего Федерального закона вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При наделении городского поселения статусом городского округа учитываются перспективы развития городского поселения, подтвержденные генеральным планом данного городского поселения.

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 365-ФЗ.

3. К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

4. К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

5. Сроки, установленные частями 3 и 4 настоящей статьи, не применяются в случае отнесения территории нового субъекта Российской Федерации, образованного в составе Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в таком субъекте Российской Федерации к территориям с низкой плотностью сельского населения или территориям с высокой плотностью сельского населения.

kodeks.systecs.ru

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I
«О Государственной границе Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 20 апреля, 15 июня, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 4 декабря 2007 г., 14 июля, 3, 25, 30 декабря 2008 г., 31 мая, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 5, 21 апреля, 3 июня, 30 ноября, 8 декабря 2011 г., 25 июня 2012 г., 7 июня 2013 г., 28 июня, 22, 31 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г.

См. постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 г. N 4731-I «О повторном рассмотрении Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

1 апреля 1993 года.

Государственная граница — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Государственной границей РФ является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Установление и изменение прохождения границы, установление и поддержание правоотношений на границе осуществляется в соответствии с принципами: обеспечения безопасности РФ и международной безопасности; взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами; взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.

Охрана Государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности РФ и заключается в осуществлении соответствующих политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер.

Закреплен порядок установления и изменения прохождения Государственной границы. На местности граница обозначается ясно видимыми пограничными знаками в соответствии с международными договорами и решениями Правительства РФ.

Законом предусмотрено 3 типа режимов, представляющих собой совокупность определенных правил: режим государственной границы; пограничный режим и режим в пунктах пропуска через Государственную границу. Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы. В пограничную полосу включаются полоса местности шириной до 5 километров вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на указанных водоемах.

При осуществлении пограничного контроля взимается сбор за пограничное оформление (с физических лиц — 0,8 МРОТ, с владельцев транспортных средств и грузов — в зависимости от транспортного средства и количества груза). Порядок взимания сбора определяется Правительством РФ.

В сфере охраны Государственной границы определены полномочия органов государственной власти и управления (на федеральном уровне и уровне субъектов РФ), а также полномочия пограничных войск, войск ПВО, ВМФ, иных войск и воинских формирований РФ. Регламентированы вопросы их взаимодействия, применения оружия, боевой техники и спецсредств. В охране Государственной границы могут принимать участие органы МСУ, предприятия и их объединения, учреждения, организация, общественные объединения и граждане.

Кроме того, рассмотрены вопросы правовой и социальной защиты военнослужащих и других граждан, участвующих в охране Государственной границы, ответственности за правонарушения на Государственной границе и ее ресурсного обеспечения.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 4 мая 1993 г. N 84, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 29 апреля 1993 г. N 17 ст. 594

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 253-ФЗ

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 468-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 504-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 110-ФЗ

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 344-ФЗ

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 72-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 48-ФЗ

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 291-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 15 июня 2006 г. N 89-ФЗ

Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. N 55-ФЗ

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступившего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования)

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу через три месяца со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 106-ФЗ

Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. N 148-ФЗ

Федеральный закон от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Какой порядок согласования акта местоположения границ земельных участков с соседями и администрацией по новому закону?

Согласование границ земельных участков с соседями является одним из важнейших вопросов при оформлении правоспособности надела. В статье даны основные правовые положения, которые помогут его решить.

Что это такое?

Простыми словами — это согласование местоположения земельного участка с соседями с учетом документации и не в ущерб кому-либо.

Процедура согласования границ земельного участка удостоверяет проведение кадастровых работ и утверждение личными подписями согласия собственников на место расположения межевых границ.

После уточнения границ, правомочие составленной кадастровым инженером документации, приобретает юридическую силу и определяет соблюдение нормативов законодательства, с отсутствием нарушения имущественных прав соседей.

Акт согласования границ земельного участка с соседями: образец, бланк

Составляется в форме официального документа, отражающего нормы оформления актов. Допускает свободную форму составления, с обязательным указанием:

  • Адреса или места расположения ЗУ.
  • Сведений о собственнике.
  • Сведений о собственниках смежных наделов.
  • Причин составления.
  • Факта ознакомления соседей с расположением границ.
  • Сведений о том, что соседи согласны с представленной информацией.
  • Фамилий соседей и адресов их ЗУ.
  • В заключение ставятся:

  • подписи всех участников;
  • кадастрового инженера;
  • дата составления.
  • Готовый документ удостоверяется печатью кадастрового инженера и выдается собственнику ЗУ на бумажном носителе, прилагая к межевому делу земельного участка. Электронный вариант передается в Росреестр, где вносятся сведения о согласовании границ межеванием.

    Ниже вы можете скачать:

    Согласование границ земельного участка с соседями по новому закону

    «Новый закон» это, конечно, громко сказано, но так его называют очень многие, в том числе и сотрудники гос. органов, поэтому мы решили придерживаться общей тенденции.

    С 2007 года, когда был принят закон о ГКН, собственникам земель, выступающим с инициативой межевания, вменяется в ответственность процедура организации и удостоверения обозначенного акта. До 2007 года подписание этого документа не требовалось.

    На принятие данного положения повлияли нормы главы 17 Гражданского законодательства о соблюдении имущественных интересов собственников. Так как каждая межа принадлежит двум собственникам, требуется соблюдать имущественные интересы обеих сторон, что регулируется составлением акта согласования местоположения границы земельного участка, образец которого находится тут.

    Если вы уже провели межевание, то узнать границы своего участка можно несколькими способами, описанными в этой статье.

    Когда не требуется?

    Так как данное правило распространяется только на вещные права собственников земель, оно не предусмотрено для соседей, владеющих землями на ином законном основании. Например, арендаторы не имеют право подписывать акт согласования границ земельного участка с соседями (бланк для скачивания находится здесь), удостоверение должно проводиться законным собственником, в лице которого выступает местная администрация.

    Некоторые ситуации предусматривают приложение соответствующей документации, вместо подписи собственника. Это допускается, если собственник утратил правоспособность, а его правопреемник не приобрел ее. Например:

  • тяжелое заболевание;
  • утрата дееспособности;
  • отбывание наказания в местах лишения свободы;
  • смерть владельца;
  • его исчезновение и невозможность установить место нахождения.
  • В таких случаях вместо личной подписи прилагается соответствующий документ в виде выписки из решения суда, справки из отделения миграционного учета или выписки из поликлиники.

    В принципе, согласование границ земельного участка не требуется только тогда, когда границы установить невозможно. Например, к участку прилегает территория государственной границы. Или он граничит с зоной лесного, водного массива. Так же допускается, что по краю надела проходит обрыв и иные препятствия. Также не требуется согласование, если планируется уточнение границ с изменением площади ЗУ, которая бесхозная.

    Если у вас возникают споры с соседями и они не дают своего согласия на проведение межевания, тогда наша инструкция поможет вам.

    Пошаговая инструкция согласования границ ЗУ

    О планировании межевых работ требуется оповестить собственников смежных участков. Оповещение должно произойти не позднее, чем за один месяц до наступления даты, запланированной для общего собрания собственников смежных ЗУ.

    Правила и нормы извещения

    Согласно регламенту допускаются формы извещения о согласовании границ земельного участка:

  • лично под роспись;
  • по электронной почте;
  • заказным письмом;
  • публикацией в СМИ.
  • В первом и во втором случаях оповещаются лица, которые гарантированно подойдут и удостоверят акт, а также поставят подпись в извещении о проведении согласования границ земельного участка или ответят по электронной почте, что послужит доказательством добросовестного уведомления.

    Заказным письмом удобно известить граждан, чье местонахождение известно, но которые настроены недоброжелательно к планируемой процедуре. Если они будут уведомлены троекратно и проигнорируют извещения, не явившись, то к акту вместо подписи подшиваются документы о почтовом отправлении, полученные у оператора почтового отделения, и удостоверенные его подписью и печатью.

    Лица, чье местонахождение неизвестно, уведомляются через СМИ – подачей объявления о собрании собственников, с указанием адресов участков.

    Куда обратиться?

    После того, как соседи уведомлены о планируемой процедуре, нужно подать заявку в геодезическую компанию по месту расположения ЗУ. Заявка подается кадастровому инженеру, уполномоченному на проведение соответствующих услуг.

    В течение месяца, установленного в качестве регламента оповещения соседей, кадастровый инженер выполняет работы:

  • по подготовке предварительного плана ЗУ;
  • топографические замеры на участке;
  • подготавливает окончательный план границ ЗУ;
  • составляет акты о координатах поворотных точек;
  • устанавливает временные межевые знаки.
  • Если граница земельного участка установлена не по правилам или с ошибкой, тогда следует обратится в геодезическую компанию повторно.

    Предоставление документации

    При оформлении заявки требуется предъявить:

    На собрание собственники смежных наделов подходят с паспортом и свидетельством о собственности, из которых кадастровый инженер выписывает реквизиты и вносит в акт согласования.

    Допускается присутствие представителей, осуществляющих доверительное управление на основании нотариально удостоверенной доверенности.

    Стоимость услуги

    По преимуществу геодезические компании не взимают отдельной платы за согласование, а используют стандартный ценовой диапазон, который выражается в установленной фиксированной сумме 5-7 тысяч рублей. Стоимость межевания зависит от:

    • населенного пункта;
    • статуса компании;
    • категории земель;
    • конфигурации и площади участка.
    • Обозначенная стоимость распространяется на земли прямоугольной формы, размером 6-8 соток, предоставленные под дачи или земли населенных пунктов.

      При сложной конфигурации, расчет производится по числу поворотных точек. В этом случае ценовой диапазон услуги может определяться суммировано, то есть – при сложении отдельных видов работ.

      С учетом норм, предусматривающих извещение соседей за месяц до подписания акта, порядок согласования местоположения границ земельных участков не выполняется менее 30 дней, а по преимуществу достигают полутора месяцев. Если компания обеспечена большим числом клиентов, исполнение услуги может задержаться с учетом очередности.

      Разъяснение от Минэкономразвития о согласовании границ ЗУ смотрите в следующем видео:

      Особенности согласования с администрацией

      Если расположенные по соседству земли принадлежат муниципалитету, то необходимо согласование границ земельного участка при межевании с администрацией. Этот момент требует соблюдения следующих нормативов законодательства:

      1. Ответственным лицом за составление и удостоверение акта согласования является кадастровый инженер.
      2. Он обязан лично проинформировать уполномоченное должностное лицо о правилах и нормах проведенных расчетов при определении межевых границ.
      3. Администрация в лице уполномоченного представителя не имеет права отказаться от участия в согласовании границ.
      4. Все отказы от присутствия исполком обязан представить в официальной форме, требующей объяснения.
      5. Все спорные вопросы по установлению границ стороны вправе решать только в суде, в соответствии с нормами законодательства.

      По усмотрению сторон допускается личное посещение уполномоченного лица кадастровым инженером, для экспертного представления информации и получения подписи.

      В статье показан порядок согласования границ земельного участка. Все возникающие нюансы требуется решать при консультировании с опытным юристом или кадастровым инженером.

      myrealproperty.ru

      Дела об установлении границ земельного участка

      Исковые заявления об установлении границ земельного участка подаются в случае межевых споров со смежными землепользователями. Споры могут проистекать из нарушения постройками или сооружениями смежного землепользователя границ земельного участка, отказа подписать акт согласования границ в процессе межевания, наложения смежных участков на кадастровой карте.

      Стороны в спорах об установлении границ земельного участка

      Заявить иск об установлении границ земельного участка вправе гражданин, который обладает этим земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет (ч. 3 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). То обстоятельство, что весь земельный участок при доме не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, не является препятствием для предъявления иска об установлении границ земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности.

      Надлежащим ответчиком по спору об установлении границ земельного участка является правообладатель смежного земельного участка, с которым возник межевой спор.

      Соответчиком по иску также может выступать администрация соответствующего муниципального района/городского округа Московской области, садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение.

      В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, обычно привлекается государственное учреждение, осуществляющее кадастровый учет — ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра». С 01.01.2017 действует Приказ Росреестра от 18.10.2016 N П/0515, в соответствии с которым ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено отдельными полномочиями органа регистрации прав, в том числе в сфере государственного кадастрового учета. Третьими лицами также могут быть Управление Росреестра по Московской области, кадастровый инженер, а также садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое объединение. Кроме того, в качестве третьего лица может привлекаться администрация муниципального района/городского округа/сельского поселения Московской области.

      Встречный иск

      В рассматриваемой категории споров ответчик может заявить встречные исковые требования (встречный иск) об установлении границ земельного участка другим способом и по другим точкам, чем те, которые предлагает истец. Также ответчик может требовать во встречном иске:

      — признать наличие кадастровой ошибки в сведениях ГКН (до 01.01.2017)/ошибки в сведениях ЕГРН (с 01.01.2017) в части описания границ его земельного участка, признать правильными и внести изменения в сведения ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) о координатах поворотных точек и размере границ участка согласно заключению землеустроительной экспертизы, определить порядок пользования участком между истцом и ответчиком;

      — признать право собственности на земельный участок с установлением сервитута;

      — признать недействительными сведения о координатах характерных точек границ земельных участков и исключить их из ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017);

      — исключить из ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) сведения об описании местоположения границ земельного участка, установить границу земельного участка.

      Установление границ земельного участка

      С 01.01.2017 признана утратившей силу ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»), которая устанавливала требования к межевому плану.

      С указанной даты требования к межевому плану предусмотрены в ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а его новая форма, состав включаемых в него сведений и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921. Как и ранее, к текстовой части межевого плана относится акт согласования местоположения границ земельного участка. Случаи и порядок оформления акта согласования определены в п. п. 82 — 87 Требований к подготовке межевого плана (Приложение N 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).

      Возможно установление границы земельного участка по фактическому землепользованию, если площадь участка в фактических границах не нарушает требований п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017) и участок соответствует требованиям ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017).

      С 01.01.2017 ст. ст. 27, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности») признаны утратившими силу (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, который действует с 01.01.2017, приведены нормы, аналогичные нормам, содержащимся в п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ. В ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, который действует с 01.01.2017, содержатся нормы, аналогичные нормам, приведенным в ч. 9 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.

      При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленных истцом и ответчиком межевых планов, составленных разными кадастровыми инженерами, а также на основании вариантов, предложенных судебной землеустроительной (в том числе дополнительной) или судебной землеустроительной и строительно-технической экспертизой. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, рассматривает вероятность кадастровой ошибки (до 01.01.2017)/ошибки в ЕГРН (с 01.01.2017), учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его правопредшественником и установление кадастровых границ участка ответчика без согласования с истцом.

      При отсутствии иных оснований для установления границ, кроме фактического пользования, проведение землеустроительной экспертизы является обязательным, так как одно только фактическое пользование не может служить достаточным доказательством для установления границ. Суд может установить границы земельного участка по результатам проведенной по делу землеустроительной экспертизы и в том случае, если истец просит определить их по фактическому пользованию, представив постановление администрации городского округа об утверждении схемы расположения участка на кадастровом плане по результатам фактического замера площади участка, а также акт согласования местоположения границы участка, подписанный ответчиком и должностными лицами администрации.

      По делам об установлении границ земельного участка не предусмотрен обязательный досудебный (в том числе претензионный) порядок их разрешения. Вследствие этого судья не вправе возвратить исковое заявление на основании несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

      Срок исковой давности

      На споры об установлении границ земельного участка из недействительности материалов межевания или об отказе подписать акт согласования границ распространяется общий срок исковой давности — три года. Начальным моментом отсчета срока является момент, когда истец узнал о нарушении своего права. Это может быть, например, момент предъявления акта согласования границ для подписания, из которого истец должен был узнать о нарушении своего права. Для споров об установлении границ, возникших вследствие занятия участка истца ограждением, сооружениями, зданиями ответчика, исковая давность не применяется в силу ст. 208 ГК РФ, так как они являются спорами об устранении нарушения прав собственника.

      Государственная пошлина

      Иски об установлении границ являются негаторными: препятствия в пользовании земельным участком в данном случае выражаются в занятии части участка истца чужими объектами или ограждением, невозможности осуществить процедуру межевания надлежащим образом и т.д. Соответственно, при подаче физическим лицом иска об установлении границ земельного участка подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 руб. как за имущественные требования, не подлежащие оценке (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

      Информация истцу для подготовки к процессу

      Так как требования об установлении границ вытекают из конкретного нарушения прав собственника земельного участка, необходимо заявлять их в совокупности с требованием об устранении данного нарушения. Тогда для суда будут очевидны нарушение прав истца и необходимость установления границ в судебном порядке. В противном случае велик риск отказа в иске, так как порядок установления границ предусмотрен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.01.2017)/Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (с 01.01.2017), для самого по себе установления границ обращение в суд не требуется.

      При межевом споре в случае, когда ответчику по данным земельного кадастра (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017) принадлежит участок большей площади, чем в действительности (как дополнительное требование заявляется признание недействительными материалов межевания), рекомендуется применение обеспечительных мер с целью предупредить реализацию ответчиком смежного земельного участка. Смена собственника повлечет необходимость процессуального правопреемства в порядке ст. 44 ГПК РФ и затянет рассмотрение дела, так как производство по нему приостанавливается во исполнение ст. 215 ГПК РФ. В качестве обеспечительной меры по иску об установлении границ можно заявить запрет на совершение любых действий на спорной территории, запрет на совершение сделок со смежным земельным участком ответчика.

      При подборе документов, подтверждающих позицию истца, стоит учесть, что, несмотря на частое проведение по таким делам судебной экспертизы, суд считает допустимыми доказательствами и оценивает также заключение специалиста, из которого усматриваются следующие обстоятельства: несоответствие границ в правоустанавливающей и кадастровой (до 01.01.2017)/реестровой (с 01.01.2017) документации и фактических границ, нахождение ограждения ответчика на территории истца, высокая стоимость переноса строения истца, после кадастровых работ оказавшегося на территории ответчика, и т.п. Следовательно, желательно приобщить к исковому заявлению заключение специалиста по землеустройству/строительству.

      С 01.01.2017 действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), в состав которого входят, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), реестровые дела и кадастровые карты (ст. ст. 1, 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). С указанной даты признаны утратившими силу положения гл. 2 «Ведение государственного кадастра недвижимости» Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).

      С 15.07.2016 проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверялась только выпиской из ЕГРП, а не свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП по выбору правообладателя, как предусматривалось ранее (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признан утратившим силу с 01.01.2017 согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 361-ФЗ). С 01.01.2017 государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Формы выписок из ЕГРН утверждены Приказами Минэкономразвития России от 20.06.2016 N 378, от 25.12.2015 N 975.

      С 01.01.2017 признаны утратившими силу нормы ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (до 01.01.2017 — Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») (Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ). В ч. 2 ст. 14 этого Закона предусматривалось, что внесенные в ГКН сведения предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также в виде копии документа, на основании которого сведения об объекте внесены в ГКН, и в другом виде.

      xn--b1agzhfj2f.xn--p1acf