Федеральный закон об обращениях граждан в рф

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ ст 13 (ред. от 27.11.2017)

Статья 13. Личный прием граждан

1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

7. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.

fzrf.su

Что нового в федеральном законе о порядке рассмотрения обращений граждан РФ ФЗ-59

Любое государство создает коммуникационную связь между властью и обществом. Народ доводит до государства свои интересы, потребности, и, в свою очередь, влияет на функционирование государственных органов всех уровней власти.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 507-63-03 (Санкт-Петербург)

Это быстро и бесплатно!

Государство также создает механизм защиты основных свобод граждан через гарантированное конституционное право на непосредственное обращение в ведомственные структуры.

Понятие и краткое содержание

Каждый гражданин Конституцией наделен законным правом на обращение в органы власти. Закон 59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» установил основные гарантии и пути реализации этого права. Посредством обращения общества к власти непосредственно осуществляется оптимизация процессов управления в государстве.

По нормам ФЗ-59

Каждый гражданин вправе обращаться в госорганы, выражать свою волю.

Обращение гражданина выражается в форме:

  • предложения (рекомендуемых улучшений, совершенствования государственных органов, законодательства, социальной сферы);
  • заявления (например, о недостатках в работе госорганов, их критика, либо просьба обратившегося в обеспечении реализации прав);
  • жалобы (конкретная просьба защиты или восстановления нарушенных прав самого гражданина или третьих лиц);
  • Правом подавать обращения в госорганы наделены:

    • граждане РФ;
    • объединения граждан (такие, как юрлица – коммерческие и некоммерческие);
    • граждане иных государств, лица без гражданства;
    • Важно! Рассмотрение обращений граждан гарантированно осуществляется бесплатно.

      Куда граждане РФ могут направлять

      Граждане, их объединения (коммерческие и некоммерческие юрлица) вправе направлять обращения:

    • напрямую в органы власти, муниципалитеты, их руководителям;
    • в государственные, а также муниципальные организации, учреждения, непосредственно их должностным лицам;
    • в осуществляющие публично значимые для граждан функции организации (сюда относятся организации государственного транспорта, почта, организации здравоохранения, культуры, науки);
    • Важно! Закон наделяет субъектов РФ своими законодательными актами расширять сферу действия настоящего закона.

      Содержание ФЗ-59

      ФЗ-59 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» содержит положения:

      • кто непосредственно наделен правом обращаться;
      • в какие госорганы и каким должностным лицам адресуются обращения, в зависимости от вида;
      • о гарантированном праве объективного рассмотрения обращения, а также гарантии гражданина в безопасности;
      • о видах обращений ;
      • о требованиях к содержанию письменного и устного обращения, к принятым на личном приеме обращениям;
      • о порядке, обязательном для соблюдения при рассмотрении, сроках рассмотрения;
      • о контроле над рассмотрением обращений, ответственности госорганов;
      • об убытках и расходах, причиненных при рассмотрении обращений, порядке взыскания;
      • Видео: Сокращен срок

        Что регулирует и когда применяется

        Сфера регламентации ФЗ-59 универсальная, затрагивающая все сферы деятельности госорганов и муниципалитетов, взаимодействия с ними граждан.

        Государственный орган выступает частью государственного аппарата и наделен государством властными полномочиями.

        Муниципалитет — выбираемый населением непосредственно или создаваемый через представителей орган для решения вопросов местного значения.

        Настоящий закон универсален. Адресованные обращения граждан в госорганы, должностным лицам подлежат обязательному рассмотрению по правилам настоящего норматива.

        Как получить полис ОМС безработному? Ответ в статье.

        Когда не применяется

        Не включены в сферу регулирования настоящего Закона обращения, имеющие свою специфику, для которых конституционными, иными федеральными законами определен особый порядок и процедуры рассмотрения:

      • заявления в суд, арбитраж, Конституционный суд (применяются ГПК РФ, АПК РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»);
      • заявления о возбуждении уголовного дела (рассматриваются по нормам УПК РФ);
      • Основные положения и характеристика

        Основу ФЗ-59 составляют неотъемлемые права граждан и их объединений обращаться к государству, а также обязанности госорганов по рассмотрению и реагированию на обращения.

        Устанавливаются две формы обращений:

      • личное обращение (оставляется непосредственно на приеме в госоргане, на приеме у должностного лица);
      • письменное (направляется адресату почтой, вручается нарочным и т.д.);
      • К письменному виду относится и электронное обращение. Государство развивает и продолжает внедрять эффективную систему электронного правительства.

        Граждане могут реализовать конституционное право на обращение :

      • индивидуально (от одного конкретного лица);
      • коллективно (от группы лиц);

      В некоторых законах субъектов РФ содержится понятие «петиция» — особый вид коллективного обращения граждан с законодательной инициативой. Оно может быть принято на митинге, собрании и подписано всеми его участниками.

      Содержание

      Закон устанавливает требования к содержанию письменного обращения. Оно обязательно содержит:

    • госорган, которому адресовано сообщение, или должностное лицо, адрес госоргана;
    • данные заявителя, его адрес, контактные телефоны;
    • суть проблемы, доводы, просьбы и предложения;
    • дата обращения;
    • копии любых документов и материалов в обоснование доводов;
    • Электронные обращения адресуются в электронные приемные государственных органов. Оно должно включать:

    • полное фамилию, имя, отчество заявителя;
    • адрес электронной почты и почтовый адрес заявителя;
    • Устные обращения принимаются через личный прием гражданина руководителем или уполномоченными лицами госоргана или госучреждения. Адресатом обращения выступает госорган (не его должностное лицо).

      Регистрация

      В силу закона все обращения (письменные, устные, электронные) в обязательном порядке регистрируются.

      Каждый государственный орган и учреждение издает регламент документооборота, позволяющий контролировать сроки рассмотрения обращений и их движение.

      Права заявителя-гражданина

      Подав обращение в любой госорган или должностному лицу, заявитель имеет право:

    • дополнительно приобщать документы, относящиеся к теме вопроса;
    • ознакамливаться с материалами (кроме составляющих гостайну);
    • быть письменно уведомленным о результатах рассмотрения его обращения;
    • направлять вышестоящим инстанциям или в суд жалобы на действия(бездействия) должностного лица(госоргана), рассмотревшего обращение;
    • отозвать свое обращение;
    • осуществлять свои права через представителя;
    • Этапы рассмотрения

      Закон устанавливает, что рассмотрению обращения предшествуют этапы его направления и регистрации.

      Направление означает, что адресатом обращения выступает уполномоченный госорган или должностное лицо.

      Это не подразумевает, что ответ заявителю даст именно тот госорган, куда адресовано его обращение. Если оно направлено с нарушением компетенции, получивший орган направит его по подведомственности в течение 7 дней.

      О перенаправлении по подведомственности в обязательном письменном порядке уведомляется заявитель.

      Регистрация обращения обязательна в течение 3 дней со дня поступления.

      В ходе рассмотрения обращения рассматривающий орган:

    • уполномочен привлекать заявителя к рассмотрению;
    • запрашивает все необходимые документы у иных госорганов (кроме судов и органов следствия), может осуществить выезд на место;
    • если установлен факт нарушения прав – принимает меры по их восстановлению (внесение предписания и т.д.);
    • письменно уведомляет заявителя о результатах рассмотрения обращения;
    • Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан РФ 59 ФЗ

      Нередко в госорганы поступают обращения оскорбительного, нецензурного характера, содержащие брань, а также анонимные обращения.

      Анонимные и повторные

      Анонимные сообщения не содержат фамилии обратившегося лица, адреса для направления ответа. Государственный орган освобождается от обязанности давать ответ на анонимное обращение. Если же оно содержит сведения о преступлении, они подлежат проверке.

      Если в обращении текст или почерк не позволяет установить содержание, об этом сообщается адресату в 7-дневный срок со дня регистрации.

      При неоднократных обращениях госорган выясняет:

    • направлялось ли оно в компетентный орган неоднократно;
    • идентичны ли поднимаемые вопросы;
    • давались ли ответы на все вопросы;
    • При признаках неоднократного обращения переписка может быть прекращена на законном основании. Об этом уведомляется заявитель неоднократного обращения.

      Закон устанавливает 30-дневный срок для работы с обращением со дня его регистрации. Он продлевается руководителем органа, рассматривающим обращение.

      Продление срока необходимо при получении дополнительных документов, большом объеме проверки и т.д. В обязательном порядке заявителю направляется промежуточный ответ с указанием причин продления.

      Контроль над рассмотрением обращений и ответственность

      Контроль над сроками, качеством рассмотрения, принятыми мерами осуществляется как внутри органа, так вышестоящими органами и должностными лицами, а также органами прокуратуры.

      Нарушения ФЗ-59 влекут для виновных лиц наступление административной, уголовной и гражданской ответственности.

      Нужна ст 25 закона о защите прав потребителей? Она здесь.

      Нужно краткое содержание ФЗ 131? Подробности далее.

      Положения ФЗ-59 обязательны для соблюдения всеми государственными и муниципальными инстанциями. Устанавливая строгий порядок регистрации обращений, сроки рассмотрения, обязательный внутриведомственный контроль за ходом работы с обращениями граждан, государство обеспечивает механизм ответственности чиновничьего аппарата перед гражданами государства, правовой барьер произволу бюрократии госаппарата.

      zakonmaster.ru

      Федеральный закон об обращениях граждан в рф

      Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

      1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

      2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

      3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

      4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

      5. Электронное обращение не рассматривается при:
      — отсутствии фамилии и имени заявителя;
      — указании неполного или недостоверного почтового адреса;
      — наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
      — наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
      — использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
      — отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
      — наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

      6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

      7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

      8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

      www.minstroyrf.ru

      Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

      2 мая 2006 года № 59-ФЗ

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

      О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      Принят
      Государственной Думой
      21 апреля 2006 года

      Одобрен
      Советом Федерации
      26 апреля 2006 года

      (в ред. Федеральных законов от 29.06.2010 № 126-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

      Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

      Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

      Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

      Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

      Статья 2. Право граждан на обращение

      Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

      Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.p>

      Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

      Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

      Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

      Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

      Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

      Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

      1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

      2) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

      3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

      4) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

      5) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

      Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

      При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

      1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

      2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

      3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

      4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

      Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

      Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

      При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

      Статья 7. Требования к письменному обращению

      Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

      В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

      Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
      (часть 3 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

      Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

      Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

      Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

      Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

      В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

      Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

      Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

      В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

      Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

      Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

      В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

      Статья 10. Рассмотрение обращения

      Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

      1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

      2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
      (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

      3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

      4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

      5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

      Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

      Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

      Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
      (часть 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 227-ФЗ)

      Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

      В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

      Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2010 № 126-ФЗ)

      Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

      В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
      (в ред. Федерального закона от 29.06.2010 № 126-ФЗ)

      В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

      В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

      В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

      Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

      Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

      В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

      Статья 13. Личный прием граждан

      Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

      При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

      Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

      Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

      В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

      В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

      Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

      Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

      Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

      Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

      Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

      Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

      В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

      Статья 17. Признание не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов Союза ССР

      Признать не действующими на территории Российской Федерации:

      1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, № 17, ст. 144);

      2) Закон СССР от 26 июня 1968 года № 2830-VII «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, № 27, ст. 237);

      3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года № 1662-X «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 11, ст. 192);

      4) Закон СССР от 25 июня 1980 года № 2365-X «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 27, ст. 540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»»;

      5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года № 8422-XI «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 6, ст. 94);

      6) Закон СССР от 26 мая 1988 года № 9004-XI «Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в законодательные акты СССР» (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, № 22, ст. 361) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР «О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан»».

      Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

      Президент
      Российской Федерации
      В.ПУТИН

      Москва, Кремль
      2 мая 2006 года
      № 59-ФЗ

      archives.ru