Формирование юриста в вузе

Формирование личности юриста в вузе;

Профессиограммы юридических профессий.

Разработка юридических профессиограмм необходима для решения ряда задач:

— правильного подбора и расстановки кадров;

— повышения качества юриста не возможна без учета индивидуальных особенностей его личности и соответствия личностных качеств объективным требованиям данной профессии. В результате психологического анализа юридической деятельности и создается профессиограмма.

Юридическая профессиограмма – это комплексное отражение сторон юридической деятельности, а также личностных качеств, навыков и умений юриста.

Включает следующие стороны:

1)социальная деятельность. Она охватывает политический аспект в деятельности следователя, прокурора, оперативного работника, воспитателя ИТУ и т. д. как организаторов борьбы с преступностью на порученном им участке. Деятельность эта включает профилактические мероприятия, правовую пропаганду, участие в перевоспитании преступника и возвращения его к социальной норме поведения.

2)поисковая деятельность заключается в собирании исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Удельный вес этой деятельности наиболее высок в профессиограммах следователя, оперативного работника, судьи.

3)реконструктивная деятельность. Это текущий и завершающий анализ всей собранной информации по делу и выдвижение на базе ее синтеза, анализа и специальных знаний рабочих версий (гипотез). Планирование работы есть также результат реконструктивной деятельности.

4)коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информации в процессе общения. Особенно большой удельный вес эта деятельность имеет при допросах, а также в деятельности адвокатов. Оперативных работников, воспитателей ИТУ.

Организационная деятельность заключается в волевых действиях по реализации и проверке рабочих версий и планов. Она подразделяется на два аспекта: самоорганизованность и организация людей в коллективном решении профессиональной задачи.

Удостоверительная деятельность — приведение всей полученной информации по делу в специальную, законом предусмотренную форму (постановление, протокол, приговор и т. Д.).

В различных юридических профессиях с разной интенсивностью проявляются те или иные стороны деятельности. У каждой конкретной личности, занятой юридическим трудом, та или иная сторона может доминировать на базе развития личностных качеств.

Процесс подготовки человека к юридической деятельности состоит из следующих последовательных этапов: профориентации, профотбора, профессионального воспитания, обучения и усовершенствования. Профориентация — это знание особенностей профессии юриста, а также профессионально необходимых и противопоказанных для нее качеств и свойств личности специалиста. Существенную роль может сыграть профессиональная консультация абитуриента прокурором, следователем, судьей.

Профессиональный отбор предполагает целенаправленную деятельность вузов, органов прокуратуры и МВД по отбору абитуриентов и распределению студентов по специализации на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определенной юридической профессии качеств и свойств личности. На завершающем этапе профотбора с абитуриентами рекомендуется проводить собеседование, в процессе которого анализируются и оцениваются различные стороны личности абитуриента и оказывается помощь в правильном выборе специальности.

При проведении собеседования изучаются склонности, способности и направленность личности поступающего, его готовность к овладению юридической профессией.

В области социальной деятельности от будущего юриста требуется стремление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципиальность.

В поисковой деятельности необходимо обращать внимание на наблюдательность и концентрацию внимания на профессионально значимых объектах, на устойчивости наблюдения.

В коммуникативной деятельности следует обратить внимание на общительность, эмоциональную устойчивость, выдержку, такт, умение отстаивать свою точку зрения, способность ясно излагать свои мысли.

В области удостоверительной деятельности наряду с развитой письменной речью необходимо отметить способность быстрого обобщения информации, навыки перевода устной речи в письменную, умение дать письменное описание события преступления.

В организаторской деятельности требуется обращать внимание на настойчивость, целеустремленность, организованность и т. п.

В области конструктивной и реконструктивной деятельности необходимо обращать внимание на способность анализировать получаемую информацию, формирование гипотез, творческий, оригинальный подход к решению задач, проницательность.

Одной из важных задач органов прокуратуры, юстиции и вузов является координация своих действий по отбору абитуриентов, а также организация их обучения и воспитания.

Потребность в самовоспитании органически входит в общую структуру отношений личности к окружающему миру, людям, к себе, своей деятельности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление к знаниям, к трудовой и общественной деятельности побуждает человека к дальнейшему совершенствованию своих способностей, к активным действиям во имя долга как осознанной необходимости выполнения своих обязанностей перед обществом, коллективом, самим собой.

Велика и ответственна в процессе обучения и воспитания роль юридического вуза, который должен в ходе отбора абитуриента его задатки развить в систему качеств, навыков и умений, необходимых личности будущего следователя или прокурора. Качество профессиональной подготовки юристов в большей степени определяет эффективность деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, поэтому организация системы подготовки кадров нуждаемся в самом пристальном внимании и постоянном совершенствовании.

studopedia.su

Формирование речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Самохина, Наталия Викторовна

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Самохина, Наталия Викторовна

ГЛАВА I. Теоретические аспекты формирования речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза

1.1 Речевая компетентность специалиста как психолого-педагогическая проблема.14

1.2 Структура речевой компетентности студента-юриста.24

1.3 Модель формирования речевой компетентности студентаюриста в образовательном процессе вуза .43

Выводы по I главе.78

ГЛАВА II. Анализ результатов педагогического эксперимента по формированию речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза

2.1 Педагогические условия формирования речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза

2.2 Программа формирования речевой компетентности студентаюриста в образовательном процессе вуза . 100

2.3 Содержание и результаты педагогического эксперимента по формированию речевой компетентности студента-юриста.109

Выводы по II главе.128

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Формирование речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза»

Актуальность исследования. Формирование речевой компетентности является неотъемлемой частью обучения’любого специалиста и приобретает особую актуальность в современных экономических условиях, поскольку она обеспечивает возможность карьерного* роста и профессиональный успех. Конкурентоспособность выпускника вуза во многом определяется его умением устанавливать контакты, организовывать и осуществлять.общение, и зависит от наличия грамотной устной и письменной речи,.знания приемов речевого воздействия, умения эффективно общаться.

Для современной’ педагогической науке. Большинство; исследователей рассматривают речевую компетентность в; лингвистическом аспекте (Е. В. Арцишевская , А. А. Волков, М. К. Кабардов^Е. А. Смирнова ,

Е. М: Решетникова и другие), или в отношении к профессиональной педагогической^ деятельности (Т. В. Иванчикова , Н. В. Кузьмина, Л.К. Маркова , С.Б. Серякова, В. Н. Яиушевский и другие). Этим?обусловлена неоднозначность, толкования: термина « речевая компетентность »: часть исследователей выделяют ее: как компетентность, включающую1 определенные структурные; компоненты (А.Л. Волков , Д. Е. Дэвидсон, Л. И; Кирилина, ,0>. Д: Митрофанова;: В!. Н:. Янушевскиш и другие). Д]ругие исследователи» говорят о речевой:; компетенции; как о компоненте: коммуникативной ! компетентности? (Е. В. Арцишевская, М. К. Кабардов . Е. А*-Смирнова, Е.Мо Решетникова и другие).

Анализ исследований и практики формирования * речевой компетентности студентов-юристов позволил выявить, ряд. противоречий между:: \ ■ ; возрастающими требованиями: ю уровню^ владения-языком: как средством общения, средством; усвоения * форм социального? и профессионального взаимодействия и. недостаточной разработанностью теориш и; практики: формирования; речевой компетентности в процессе подготовка специалистов;

— объективной необходимостью- формирования речевой1 компетентности: студентов-юристов1 и сложившейся1 системой их речевой подготовки^ недостаточной: для продуктивного общения в профессиональной сфере.

Необходимость решения вышеуказанных противоречий определила проблему, которая заключается в разработке модели и педагогических условий формирования речевой компетентности студентов-юристов в образовательном процессе вуза ;

Актуальностью рассматриваемой проблемы обусловлен выбор темы диссертационного исследования: «Формирование речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза».

Объект исследования — формирование личностно-профессиональной компетентности студента.

Предмет исследования — формирование речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза.

Цель исследования — выявление и обоснование педагогических условий, разработка модели’ формирования речевой компетентности студента-юриста в образовательном процессе вуза.

В соответствии с указанной целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить содержание понятия «речевая компетентность студента-юриста» и’ определить ее структуру.

2. Разработать модель формирования речевой компетентности, критериально-уровневую характеристику сформированное™ речевой компетентности студента-юриста и экспериментально проверить эффективность разработанной модели; определить этапы формирования речевой компетентности-студента-юриста в образовательном процессе вуза.

3. Разработать и диагностика уровня сформированности речевой компетентности« студентов-юристов, которая способствует своевременному выявлению пробелов! в знаниях и лингвокультурология : теория и практика преподавания : тез. конф.-семинара. Екатеринбург, 2001. — С. 85-92.

50. Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу / Ю.Н. Емельянов. -Л.: ЛГУ , 1991. 107 с.

51. ЖураковскийВ. Компетентность. Инициатива. Ответственность / В. Жураковский // Высшее образованием России. 1997. — № 3; — С. 5-11;.

52. Запорожец А. О подготовке юриста / А. Запорожец // Высшее образование в России. 1999. — № 5. — С. 71-77.69; Зарецкая Е. II. Риторика : Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. 4-е: изд. — М. : Дело, 2002. — 480 с.

53. Захарова Е. П. Коммуникативно-речевые стереотипы и коммуникативные нормы / Е.Ш Захарова // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2006. — С. 41-46.

54. Зеер Э. Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер . 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Акад. проект : Мир, 2006. — 329 с.

55. Зимняя И. А. Воздейственность выступления лектора / И.А. Зимняя. М. : Знание, 1975. — 44 с.

56. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Зимняя И.А; М: : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -130 с.

57. Зимняя И: А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного’образования-: электронный ресурс. / И.А. Зимняя //

58. Эйдос : Интернет-журнал. 2006. — URL: http://www.eidos.ru/joumal/2006/0505.htm (дата обращения: 18.08.2010).

59. Зимняя И. А. Личностно-деятельностный подход в^ обучении русскому как иностранному / И.А. Зимняя // Русский язык за рубежом. -1985.-№5.-С. 49-53.

60. Зимняя И. А: Педагогическая психология : учеб. пособие для вузов пед. и психол. направлениям и специальностям / И.А. Зимняя 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2002. — 383 с.

61. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку / И.А. Зимняя. М. : Рус. яз., 1989. — 219 с.78: Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. Воронеж : МОДЭК , 2001. — 232 с.

62. Знаменская С. В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : дис. . канд. пед. наук. 13.00. 08. / С.В. Знаменская. -Ставрополь, 2004. 212 с.

63. Ивакина Н. Русский язык российского права / И: Ивакина // Российская юстиция. 2000. — № 7. — С. 28.81.. Ивакина Н. Н. Культура судебной речи / H.H. Ивакина. М. : Изд-во БЕК, 1995:-323 с.

64. Ипполитова Н. А. Риторика: методология и практика : сб. программ / H.A. Ипполитова . М.; Ярославль : МГПУ-Ремдер, 2003. — 669 с.

65. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О.С. Иссерс. 4-е изд., стер. — М. : КомКнига, 2006. — 284 с.

66. Кабардов М. К. О диагностике языковых способностей / М.К. Кабардов // Психолого-педагогические и психофизиологические исследования речи. М., 1985. — С. 176-202.

67. Кабардов М. К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций Текст./ М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Вопросы психологии. 1996., №1 С. 35-49

68. Казарцева О. М. Культура речевого общения : теория и практика обучения : учеб. пособие / О.М. Казарцева. М. : Флинта : Наука, 1998. — 496 с.

69. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев . М. : Педагогика, 1982. — 704 с.

70. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н: Караулов. М. : Наука, 1987. — 261 с.

71. Кирилина Л. И. Лингвистический анализ текста как средство развития творческих способностей школьников / Л.И. Кирилина // Сибирский учитель : регион, науч.-метод. журн. 2001. — № 3 (13). — С. 18.

72. Колтунова М. В. Язык и деловое общение : нормы, риторика, этикет : учеб. пособие для вузов / М. В. Колтунова. М. : ОАО «НПО «Экономика»», 2000.-271 с.

73. Комплексная деловая игра : метод, пособие/ ред. И. Г. Абрамова , М.В. Брагинский. М. : Мысль, 1991. — 64 с.

74. Коммуникативная культура: от коммуникативной компетентности к социальной ответственности / под ред. С. В. Титовой. -СПб.: Питер, 2009. 174 с.

75. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования : документы и> материалы. М. : Изд-во ВШЭ , 2002. — 320 с.

76. Косянова О. Ш. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов как один* из факторов устойчивого формирования системы, профессионального образования / Косянова О.М. URL: http://www.gramota.ru/expertiza.html702.htm (27.12.2008).

77. Косянова О. М. Государственный образовательный стандарт о качестве подготовки коммуникативно-компетентной личности юриста-профессионала / О.М. Косянова // Наука и школа. 2008. — № 4. -С. 8-11.

78. Косянова О. М. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов как один из факторов устойчивого формирования системы профессионального образования : дис. . д-ра пед. наук. 13.00.02 / Косянова О.М. М., 2008. — 524 с.

79. Кочкина Н. JI. Формирование речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза : дис. . канд пед. наук. 13.00.02 / Н.Л. Кочкина. М., 2008. — 192 с.

80. Кубрякова Е. С. Нормативный аспект речевой деятельности / Е.С. Кубрякова. М. : Наука, 1986. — 158 с.

81. Кузин Ф. А. Культура делового общения : практ. пособие / Ф.А. Кузин. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2002. — 320 с.

82. Кузьмина Е. М. Формирование коммуникативной компетентности студентов вуза : дис. . канд. пед. наук. 13.00.08 / Кузьмина Е. М. Н. Новгород, 2006. — 181 с.

83. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.- 144 с.

84. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. М. : Высш. шк., 1990.- 119 с.

85. Культура русской речи : учебник для вузов / под ред. JI.K. Граудиной , Е. Н. Ширяева. М. : Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 1999. — 560 с.

86. Культура русской речи : энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова и др.. М. : Флинта : Наука, 2003. — 840 с.

87. Левитан К. М. Юридическая педагогика : учебник / K.M. Левитан . М. : Норма, 2008. — 432 с.

88. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М. : Политиздат, 1975. — 304 с.

89. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности / A.A. Леонтьев. -Изд. 3-е, стер. М. : КомКнига, 2006. — 243 с.

90. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психолого-педагогические труды / A.A. Леонтьев. М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та ; Воронеж : Модек, 2004. — 536 с.

91. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцева. М. : Сов. энциклопедия, 1990. — 685 с.

92. Лисоченко Л. В. Лингвистический анализ художественного текста : учеб.-метод. пособие / Л.В. Лисоченко. Таганрог : Таганрог, гос. пед. ин-т, 1997.-223 с.

93. Лукьянова Н. Ф. Развитие эффективных деловых коммуникаций : учеб.-метод. пособие / Н.Ф.Лукьянова, М.В. Талан . Изд. 3-е, доп. и перераб.- М. : ИПК госслужбы. 128 с.

94. Лурия А. Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. М. : Изд-во Моск. унта, 1979.-320 с.

95. Луцева Е. А. Тестирование речевых умений и навыков как средство в общей системе дидактического контроля : электронный ресурс. — URL: http://wecomm.ru (дата обращения: 24.01.2010).

96. Мазур Т. В. Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе : дис. . канд. пед. наук. 13.00.02. / Т.В. Мазур.-М., 2001.-266 с.

97. Майоров В. И. Введение в юридическую специальность : учеб: пособие / В.И. Майоров. Челябинск : Изд-во ЧГПУ , 2005. — 146 с.

98. Макаренко А. С. Сочинения / A.C. Макаренко . 5-е изд. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 558 с.

99. Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А.К. Маркова // Сов. педагогика. 1990. — № 8. -С. 25-31.

100. Маркова А. К. Психология профессионализма / А.К. Маркова -М. : Междунар. гуманитар, фонд « Знание », 1996. 308 с.

101. Масленников И. С. Обратная связь в педагогическом дискурсе и речевая компетентность педагога : точки соприкосновения / Масленников И. С. // Вюник ЛНУ мет Тараса Шевченка. 2010. — № 2 (189). — С. 92-97.

102. Масловская С. В. Современные технологии обучения : общая характеристика, особенности реализации : электронный ресурс. / Масловская C.B. URL: http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped (дата обращения: 27.02.2010).

103. Матюшкин А. М. Актуальные проблемы психологии в высшей с.школе / А. М. Матюшкин . М. : Педагогика, 1977. — 44 с.

104. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения / Е.Л. Мельникова// Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации М. : Баласс, 1999: — №3. — С. 85-93.

105. Меркулова Л. В. Технология формирования речевой компетентности аспирантов / Меркулова Л.В. // Высшее образование сегодня. 2009. — № 7. — С. 29-31.

106. Надибаидзе О. Ш. Речевая компетенция говорящего : учеб. пособие / О.Ш. Надибаидзе. М. : Флинта : Наука, 2009. — 192 с.

107. Наумова А. Е. Индивидуализация профессионально-педагогической подготовки студентов : электронный ресурс. / А.Е. Наумова. URL: http://www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagokaipsichoIogiy/125/ (дата обращения: 6.09.2010).

108. Нестеров А. В. О компетенции и компетентности /A.B. Нестеров // Актуальные проблемы юридической экспертологии на современном этапе : сб. материалов конф. М. : ГУ-ВШЭ, 2010. — С. 85-92.

109. Нечаев Н. Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / H.H.

110. Нечаев, Г.И. Резницкая // Вестник УРАО. 2002. — № 1. — С. 3-21.1

111. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. М. : Эгвес , 2000. -272 с.

112. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова . -М. : АЗЪ, 1993. 960 с.

113. Остин Дж. Л. Слово как действие / Дж. Л. Осгин // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов / общ. ред. Б.Ю. Городецкого. М:: Прогресс, 1986. — С. 22-129.

114. Панов М. Профессионально ориентированная риторика в вузе / М.Панов, А.Тумина // Высшее образование в России. 2001. — № 2. — С. 142— 146.

115. Панфилова А. П: Игровое моделирование в деятельности педагога : учеб. пособие / А.П. Панфилова ; под общ. ред. В.А. Сластенина , И.А. Колесниковой. М. : Изд. центр « Академия », 2006. — 368 с.

116. Педагогика : учеб. пособие / под ред. Ю.К. Бабанского . 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1988. — 478 с.

117. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Рос. энциклопедия, 2003. — 528 с.

118. Петренко М. В. Психология и педагогика / М.В. Петренко. М. : Эксмо, 2007. — 32 с.

119. Петровская JT. А. Компетентность в общении . Социально-психологический тренинг / JI.A. Петровская. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1989.-216 с.

120. Платов В. Я. Деловые игры : разработка, организация/ проведение / В.Я. Платов. М. : Профиздат, 1991. — 191 с.

121. Погребная Е. В. Психолого-педагогические основы активных методов обучения : электронный ресурс. / Е.В. Погребная. URL: http://tnaia.narod.ru/sk/ (дата обращения: 9.09.2010).

122. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 456 с.

123. Постовалова В. И. Язык как деятельность : Опыт интерпретации концепции В.Гумбольдта / В.И. Постовалова. М. : Наука, 1982. — 221 с.

124. Потебня A.A. Мысль и язык / A.A. Потебня. Киев : СИНТО, 1993.-365 с.

125. Проект образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку // Русский язык. 2002. — № 33. — С. 13-30:

126. Психологические тесты-: в.2 т. / под ред. A.A. Карелина. М. : Гуманит . изд. центр « ВЛАДОС », 1999. — Т. 1. — 248 с.

127. Пучков О. А. Самоорганизация учебной деятельности в юридическом вузе : методологические основы / O.A. Пучков, Н. С. Солопова . // Правоведение. 1991. -№ 4. — С. 71-75.

128. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация : пер. с англ. / Равен Дж. М. : Когито-центр, 2002. -396 с.

129. Рахманкулова Н. Ф. Роль языка как средства общения и фактора формирования личности / Н.Ф. Рахманкулова. М. : Моск. гос. ун-т, 1989. -96 с.

130. Решетникова Е. М. Игровая деятельность как средство развития речевой компетенции будущих преподавателей профессионального обучения : дис. . канд. пед. наук. 13.00.08 / Решетникова Е.М. Саратов , 2007. — 149 с.

131. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб. пособие : в 2 кн. / Е.И. Рогов. 2-е изд., перераб.’ и доп. — М. : ВЛАДОС , 2002. — Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 476 с.

132. Родченко И. О речевой компетенции руководителя / И. Родченко // Справочник по управлению персоналом. 2009. — № 9. — С. 96-98.

133. Рубинштейн С. JI. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб: : Питер, 2001. — 720 с.

134. Рябкова Н. И. Формирование языковой личности студента / Н.И. Рябкова // Пути обновления педагогического образования. Сургут : Изд-во СурЕПИ, 2001. — Ч, 1. — С. 87-89.

135. Савкова 3. В. Искусство оратора : электронный ресурс. / З.В. Савкова. 1ЖЬ: www.ritorika.igro.ru (дата обращения: 18.08.2010).

136. Сборник деловых игр , конкретных ситуаций и практических задач : метод, пособие / под ред. В.И. Матирко. М. : Высш. шк., 1991. -255 с.

137. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г.К. Селевко . М! : Народное образование, 1998. — 256 с.

138. Сериков В. В. Личностно/ ориентирование образование : к разработке дидактической концепции / В.В. Сериков // Педагогика. 1994. -№5.-С. 16-21.

139. Серякова С. Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования / С.Б.Серякова. М. : МГПУ , 2005. — 324 с.

140. Сиротинина О. Б. Русский язык и культура общения для нефилологов / О.Б.Сиротинина. Саратов : Слово, 1998. — 118 с.

141. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи / Л.И. Скворцов. М.: Наука, 1980. — 350 с.

142. Сковородников А. П. О формировании речевой культуры студента высшего учебного заведения : (в аспекте компетентностного подхода) / А.П. Сковородников, Г.А. Копнина // Мир науки, культуры и образования. 2008. — № 4(11). — С. 30-34.

143. Скребнев Ю. М Очерк теории стилистики : учеб. пособие для студентов и аспирантов филологических спец. / Ю.М. Скребнев. Горький : ГПИ , 1975. — 175 с.

144. Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ . высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин , И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М. : Изд. центр « Академия », 2002. — 576 с.

145. Смирнова Е. А. Теоретические основы межпредметных связей / Е.А. Смирнова // Наука, образование, общество : Интернет-журнал СахГУ . -URL: http://iournal.sakhgu.ru. (дата обращения: 12.09.’2009).

146. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов в условиях непрерывного образования : автореф. дис. . д-ра пед. наук. КФ ГОУ — ВПО Моск. гос. индустриал, ун-та / Е.А. Смирнова. М., 2007. — 39 с.

147. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохорова. 2-е изд. — М. : Сов. энциклопедия, 1983. — 1600 с.

148. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр ; пер. с фр. под ред. A.A. Холодовича; вступ. ст. A.A. Холодовича. М. : Прогресс, 1977. -695 с.

149. Степанов С.Ю. Развитие рефлексивной компетентности кадров управления : (метод, рекомендации) / С.Ю Степанов, O.A. Полищук , И.Н. Семенов. Mi: РАГС, 1996. — 80 с.

150. Стернин И.А. Можно ли культурно формировать культуру в современной России? : электронный ресурс. / И.А. Стернин. URL: http://sternin.adeptis.ru/artides rus.html. (дата обращения: 15.07.2010).

151. Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработки документов по обновлению общего образования / под ред. A.A. Пинского. М. : Мир книги, 2001. — 119 с.

152. Стяжкина, О. В. Компетенция и компетентность: к вопросу терминологии : электронный ресурс. / О.В. Стяжкина. URL: www.auditorium.ru/aud/discuss. (дата обращения: 9.08.2010).

153. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. -2004.-№3.-С. 20-26.

154. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б.М. Теплов. М. : Изд-во акад. пед.наук РСФСР , 1961.-534 с.

155. Учебный суд : общая информация, подготовка и методические рекомендации по проведению гражданского процесса, форма оценки : электронный ресурс. URL: http://law.edu.ru/ (дата обращения: 17.08.2010).

156. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Политиздат, 1991. — 560 с.

157. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе : методология, целили содержание, творчество : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин. М. : Изд. центр « Академия », 2002. — 224 с.

158. Фоменко Ю. В. Язык и речь : учеб. пособие / Ю.В. Фоменко. -Новосибирск : Изд-во НГПИ , 1990. 79 с.

159. Фомина JI. Ю. Нормативная правовая терминология : современное состояние и вопросы унификации : электронный ресурс. / Л.Ю. Фомина. URL: http://www.gramota.ru/expertiza.html702.htm (дата обращения: 27.12.2009).

160. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н.И Формановская. М. : Высш. шк., 2000. — 159 с.

161. Формановская Н.И. Функциональные и категориальные сущности устойчивых формул общения : Дис. . докт. филол. наук / Н.И. Формановская. М., 1979. — 411 с.

162. Харламов И. Ф. Педагогика : учеб. пособие / И.Ф. Харламов. -М. : Юристь, 1997.-512 с.

163. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1972. — 260 с.

164. Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательных стандартов : проект « Стандарт общего образования » / A.B. Хуторской . М., 2002.- 164 с.

165. Шмелева Т. В. Императивные речевые жанры / Т.В. Шмелева // Культура русской речи : энциклопедический словарь-справочник. М. : Флинта-наука, 2003. — 840 с.

166. Шмелева Т. В. Так что же такое речь? / Т.В. Шмелева // Речеведение : науч.-метод. тетради . № 1. Великий Новгород : НРЦРО , 1999 — 100 с.

167. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. / Л.В.Щерба. Л. : Наука, 1974 — 428 с.

168. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь : более 2000 единиц /А.Н. Щукин . М. : Астрель, 2007. — 746 с.

169. Юнина Е. А. Общая риторика : (современная интерпретация) / Е.А. Юнина , Г.М. Сагач. Пермь : Зап.-Урал. учеб-науч. центр, 1992. — 195 с.

170. Языковая норма и эстетический канон / отв. ред. В.Я. Порхомовский , H.H. Семенюк. M : Яз. славян, культуры, 2006. — 334 с.

171. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов / В.А. Якунин . -М. : Логос, 1994. 155 с.

172. Якиманская И. С. Разработка технологий личностно-ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. -1995.-№2.-С. 26-31.

www.dissercat.com

Формирование гуманистической направленности личности будущего юриста в образовательном процессе вуза Муравьева Людмила Вячеславовна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Муравьева Людмила Вячеславовна. Формирование гуманистической направленности личности будущего юриста в образовательном процессе вуза : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 Белгород, 2005 182 с. РГБ ОД, 61:05-13/1680

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования гуманистической направленности будущих юристов 14

1.1. Гуманизм в праве и правоприменении как детерминанта профессиональной юридической деятельности 14

1.2. Взаимосвязь профессиональной и гуманистической направленности личности будущего юриста 34

1.3. Гуманизация юридического образования как основа формирования гуманистической направленности личности будущих юристов 56

Глава 2. Содержание и организация процесса формирования гуманистической направленности личности будущих юристов в вузе 79

2.1 Состояние подготовки юристов в образовательном процессе и организация экспериментальной работы по формированию гуманистической направленности студентов — будущих юристов 77

2.2 Психолого-педагогические условия формирования гуманистической направленности у студентов 126

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистической направленности личности будущих юристов

Библиографический список 149

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования

Высшее юридическое образование занимает особую нишу в системе высшей школы, так как подготовка высококвалифицированных юристов оказывает существенное воздействие на самые важные стороны жизни российского общества, в том числе на экономику, культуру, социальные и политические факторы. Процесс реформирования российского общества, проявляющийся в становлении новой государственности, повлек за собой преобразования во всех областях жизнедеятельности нашего общества, соответственно усилив востребованность грамотных, хорошо образованных юридических кадров. Перед высшим юридическим образованием встали задачи подготовки специалистов-юристов, отвечающих новым требованиям времени.

Анализ статистических данных и сама жизненная практика свидетельствуют, что молодые люди, выбирая юридическую профессию, руководствуются разными мотивами. Одни искренне стремятся способствовать укреплению законности и правопорядка в своей стране, других привлекают материальные блага и перспективы определенной обеспеченности, третьи поступают на юридическую службу, чтобы удовлетворить свои авантюристические наклонности, стремление к обладанию властью (79, 54-58).

В социологических и психолого-педагогических исследованиях наблюдается тенденция возрастающего прагматизма молодежи в оценках и мнениях относительно будущей работы: в нынешней структуре мотивов выбора профессии в области права реже отмечаются романтические и общественные мотивы, но зато преобладают прагматические (60, 107 -115).

Несмотря на престижность юридической профессии, уровень доверия и уважения российских граждан к работникам юридического труда довольно низок. Так, из средств массовой информации, а также исходя из личного опыта, можно сделать вывод, что непонимание, душевная черствость, откровенная

4 грубость работников юридического труда совместно со слабодействующей и малоэффективной системой юстиции вызывают неверие у большинства людей в закон и негативную реакцию в адрес отечественных юристов.

В таких условиях решение проблемы формирования гуманистической направленности личности студента — будущего юриста и достижения им соответствующего высокого профессионализма становится социально -значимым делом. Успех в решении этой задачи требует специального исследовательского внимания ко всей системе подготовки юриста в вузе.

Это обусловлено рядом факторов, определяющих проблемное поле заявленного исследования:

во — первых, наличием зримых противоречий между содержанием традиционного юридического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время обществом и государством к личностным качествам и уровню профессиональной компетентности современного юриста;

во — вторых, недостаточной разработанностью технологий формирования заданных специальных и профессионально-значимых качеств личности юриста, приобретения ими постоянства и одновременно гибкости в рамках признанной обществом системы ценностных координат;

в — третьих, неразработанностью психолого-педагогических механизмов и условий построения образовательного процесса в вузе, обеспечивающих формирование гуманистической направленности личности будущих юристов;

в — четвертых, неразработанностью критериально — показательной базы оценки успешности подготовки будущего юриста. В настоящее время данные критерии центрируются лишь на знаниях, умениях и навыках, но вместе с тем упускаются такие важные показатели, как мотивация труда, ценностные ориентации.

Степень научной разработанности темы

Идея формирования гуманистической направленности личности — это далеко не новая научная проблема. Сформулированная С.Л. Рубинштейном, получившая свое развитие в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, ЛИ.

5 Божович, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, она была конкретизирована в педагогических исследованиях З.И. Васильевой, А.В. Зосимовского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова.

Процесс подготовки юриста, особенности формирования специалиста в системе профессионального обучения и воспитания рассмотрены в работах С.С.Алексеева, И.В. Биочинского, И.В. Горлинского, А.Э. Жалинского, В.Г. Колюхова, А.П. Коренева, НС. Кравчуна, А.В. Пищелко, A.M. Столяренко, Н.А.Тюгаева, Н.И. Элиасберг и др.

Проблемы теории и методики подготовки будущих юристов отражены в работах М.М. Гасанова, У.А.Омаровой и др.

Существенной предпосылкой нашего исследования стали труды по общим вопросам гуманизации образования.

Педагогические проблемы гуманизации образования рассматривали Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Барышников, М.Н. Берулава, B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, В.Б. Ежеленко, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, Е.Н. Шиянов, О.Е. Лебедев, В.Н. Максимова, А.П. Тряпицина и др.

Фундаментальные проблемы гуманистической педагогики плодотворно изучали А.И. Акулова, Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, СИ. Григорьев, М.П. Гурьянова, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин, В.Д. Семёнов, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов, И.Ф. Исаев, Л. С. Подымова, Г.Н. Филонов, Т.Ф. Яркина и др. Следует назвать и зарубежных специалистов, прежде всего таких, как Д. Барнз, Г. Бернлер, Б. Герни, Р. Рамзей, Д. Сноу, Л. Юссон и др.

Изучению зарубежного опыта разработки идей гуманизации юридического образования посвящены труды И.Ф. Колонтаевской, И.Ч. Шушкевич, Л.Т. Морозовой, В.И. Черненилова и др.

Проведенный нами анализ имеющейся научной литературы показывает, что попытки углубленного изучения вопроса формирования гуманистической направленности личности юриста остаются практически единичными. Исследования, посвященные этой проблеме, весьма скудные и по целевым постулатам и по задачам, а концепция гуманизации юридического образования

отличается бедностью содержания. Но, несомненно то, что эта проблема продолжает оставаться чрезвычайно актуальной и должна решаться.

Цель исследования — выявление психолого-педагогических условий и разработка технологических основ образовательного процесса в вузе, обеспечивающих формирование гуманистической направленности личности будущих юристов.

Объектом исследования является процесс вузовской подготовки студентов — будущих юристов к профессиональной деятельности.

Предмет исследования — формирование гуманистической направленности личности будущего юриста в образовательном процессе вуза.

Гипотеза исследования: гуманистическая направленность личности будущего юриста является качественной характеристикой профессиональной направленности, ее формирование будет осуществляться успешно при:

а) интеграции в системе предметно — специальной и психолого-
педагогической подготовки студентов профессионально-значимых и
гуманистических знаний, формирующих мотивационно-ценностный каркас
взглядов, суждений и предпочтений будущего юриста в системе его
личностных и профессиональных ориентации в обществе и юридической
деятельности.

б) организации системы профессиональной подготовки на условиях
содержательно — технологической взаимосвязи принципов интеграции,
социальной обусловленности и гуманизации, определяющих действенность
личностно-деятельностного, диалогического и индивидуально-творческого
подходов.

в) реализации в образовательном процессе ряда психолого-
педагогических условий, обеспечивающих программно-содержательный,
организационный и личностный компоненты подготовки будущих юристов.

Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы, в исследовании поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы константного проявления

7 гуманистической направленности личности у специалистов, работающих в сфере права, правоотношений.

Раскрыть сущность гуманистической направленности личности юриста, структурно — содержательно описать ее.

Выявить существующие в настоящее время тенденции и подходы к гуманизации высшего юридического образования.

Обосновать содержательно и технологически теоретические подходы к формированию гуманистической направленности личности будущего юриста в образовательном процессе вуза.

Выявить совокупность психолого-педагогических условий организации образовательного процесса в вузе, определяющих успешность формирования гуманистической направленности личности будущих юристов.

Экспериментально проверить эффективность разработанной системы формирования гуманистической направленности личности юриста в образовательном процессе вуза.

Научно-теоретической основой исследования послужили труды ученых, принадлежащих к различным направлениям и школам, в которых существенное концептуальное значение имеют:

— методология и методы исследования профессионального образования,
управления подготовкой и повышением квалификации специалистов (Ю.К.
Бабанский, Б.С. Гершунский, А. Л. Денисова, Н.И. Думченко, ВИ.
Загвязинский, И.В. Кузнецова, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, В.А. Сластёнин,
А.Г. Соколов и др.);

— теоретические постулаты о видах деятельности, теории познания,
формировании личности, становлении профессионала (А.П. Беляева, П.Я.
Гальперин, В.В. Давыдов, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, В. М. Розин, С.Л.
Рубинштейн, А.Д. Урсул, Г.П. Щедровицкий, П.Г. Щедровицкий и др.);

— общедидактические исследования профессионального образования (В.А.
Бодров, А.В. Барабанщиков, B.C. Безрукова, А.А. Вербицкий, Г.М.
Зарековский, Г.Л. Ильин, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков и др.);

теоретические положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю.П. Азаров, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.П. Битинас, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, ВС. Ильин, Г.Д. Кириллова, В.М. Коротов, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, Л.Ф. Спирин, А.В. Петровский, Г.И. Щукина);

содержание и психолого-педагогическую сущность профессиональной подготовки (А.В. Барабанщиков, В.Г. Булавчик, В.П. Давыдов, Н.Ф. Гейджан, А.Т. Иваницкий, Н.И. Конюхов, Н. И. Мороз, В.П. Сальников, А. Г. Шестакова, А.В. Щеглов и др).

Методологическую основу исследования составили аксиологический и
личностно-ориентированный подходы к проблеме построения

образовательного процесса; принципы научной объективности и системности; всеобщий принцип диалектического материализма, отказ от монополии на педагогическую истину; реалистический и всесторонний подход к анализу теории и методики развития педагогической мысли в области подготовки юристов; гуманистические и демократические ценности отечественной и зарубежной социально-педагогической мысли, а также труды классиков отечественной и зарубежной педагогики.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы автором использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ состояния проблемы, а также нормативной, правовой, философской, психологической, педагогической, методической литературы и результатов научных исследований; экспериментальные: педагогическое наблюдение, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперименты; методы качественного и количественного анализа результатов исследования, статистическая обработка и интерпретация полученных данных.

Базой исследования является: Невинномысский филиал института управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону). Исследование осуществлялось с 1998 по 2005 год. Им было охвачено 134 студента юридического факультета.

9 Исследование выполнялось в три взаимосвязанных этапа: Первый этап (1998 — 1999 гг.) — подготовительный.

Основной целью данного этапа явилось обоснование проблем, изучение уровня ее разработанности в теоретических исследованиях и педагогической практике. В процессе анализа философской, методической, психологической и педагогической литературы были выявлены теоретические основы формирования гуманистической направленности будущих юристов. Это позволило нам обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи. Результатом этого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования. Второй этап (1999 — 2004 гг.) — опытноэкспериментальный.

На данном этапе в ходе экспериментальной работы, сочетавшийся с анализом и осмыслением педагогического опыта по формированию гуманистической направленности личности будущего юриста, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались технологии обучения, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилось выявление наиболее эффективных психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование гуманистической направленности личности будущих юристов.

Третий этап ( 2004 — 2005 гг.) — заключительно — обобщающий.

Он включал обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, апробацию основных результатов исследования на практике, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

1. Обоснованы сущность и содержание гуманистической направленности
личности будущего юриста, рассматриваемой в качестве качественной
характеристики профессиональной направленности.

2. Доказана и практически применена разработанная система
формирования гуманистической направленности личности будущего юриста в
образовательном процессе вуза.

3. Определена совокупность психолого-педагогических условий
построения и функционирования образовательного процесса вуза,
обеспечивающих формирование гуманистической направленности личности
будущих юристов.

4. Разработаны и опробованы критерии проверки эффективности
образовательного процесса в аспекте формирования личности будущего юриста

Сформулированные автором выводы и предложения могут быть отнесены к среднему уровню новизны исследования — дополнению и конкретизации.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении знаний об организации образовательного процесса, направленного на формирование гуманистической направленности личности будущих юристов; обосновании эффективности комплекса психолого — педагогических условий формирования гуманистической направленности личности будущих юристов; обобщении и углублении представления о гуманизации образования; осуществлении решения научной задачи, имеющей важное значение для теории и методики профессионального образования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что проведено совершенствование процесса юридической подготовки в аспекте формирования гуманистической направленности личности будущих юристов; сформулированы психолого-педагогические условия, позволяющие повысить эффективность формирования гуманистической направленности личности будущих юристов; определены и апробированы критерии и качественные показатели эффективности процесса формирования гуманистической направленности личности; разработан и апробирован спецкурс «Основы виктимологии» для студентов юридической специальности.

Полученные результаты и выводы могут быть использованы в научных исследованиях по проблеме оптимизации процесса подготовки юриста; при разработке учебных планов профессионального образования, ориентированных на стандарты юридической специальности; при подготовке лекций, проведении семинарских занятий по специальности «Юриспруденция»; при подготовке

специальных курсов по проблемам формирования гуманистической направленности будущего юриста

Основные положения, выносимые на защиту:

Гуманистическая направленность личности будущих юристов представляет собой систему динамических тенденций, включающую в себя: доминирующий мотив — активную гуманистическую позицию (установки); общественно-направленные мотивы; гуманистическое мировоззрение и идеалы; общественно-направленные интересы; цели и перспективы общественного значения. Общественно-значимой перспективой является создание условий для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности путем защиты интересов всего общества и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали.

Гуманистическая направленность личности юриста призвана регулировать и направлять профессиональную юридическую деятельность в русло понимания и бережного отношения к общечеловеческим ценностям, жизни и здоровья человека; обеспечивать уважение к его правам и свободам.

Система профессиональной юридической подготовки позволит осуществить формирование гуманистической направленности личности будущих юристов при взаимосвязи в образовательном процессе принципов интеграции, социальной обусловленности, а также принципа гуманизации, реализуемого в личностно — деятельностном, диалогическом и индивидуально-творческом подходах.

Процесс формирования гуманистической направленности личности
будущих юристов характеризуется взаимосвязью профессиональной

психолого — педагогической подготовки и специально-юридической
обученности; включает в себя программно-содержательный, организационный
и личностно-деятельностный блоки видов и направлений работы, и
определяется следующими психолого-педагогическими условиями:
акцентирование гуманистической составляющей содержания теоретических и
практико-ориентированных курсов учебного плана; внедрение

12 гуманистических подходов к обучению и ориентация обучения на ценностно-смысловое и нравственно-этическое развитие студентов; реализация личностно-ориентированных моделей в обучении, включающих в себя сотрудничество, сотворчество педагогов и студентов, создание индивидуальных траекторий профессионального развития студентов; создание нравственно-позитивной среды в учебном коллективе; повышение психолого-педагогической грамотности преподавателей юридического факультета; пропаганда ярких профессиональных образцов — юристов с устойчивыми гуманистически ориентированными нравственными убеждениями, активно реализующими их в своей юридической практике и др..

Достоверность исследования обеспечена совпадением положений, выносимых на защиту, и практических результатов, полученных в итоге диссертационного исследования; использованием комплекса теоретических и экспериментальных методов, адекватным цели, задачам, логике проведения исследования; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных. Достоверность исследования подтверждена введением в вузовскую практику разработанной системы формирования гуманистической направленности личности и положительной оценкой ее эффективности преподавателями вуза и самими студентами.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода работы над кандидатской диссертацией. Этим обеспечивались достоверность гипотезы и полноценность оснований для каждого последующего этапа научного поиска.

Приведем лишь основные формы апробации и внедрения в практику полученных результатов.

Теоретические и эмпирические результаты, полученные в процессе исследования, легли в основу постановлений и распоряжений Невинномысского филиала института управления, бизнеса и права (г. Ростов -на — Дону).

Результаты исследования легли в основу учебной и научно-

13 информационной литературы, разработанной для студентов юридического факультета Невинномысского филиала института управления, бизнеса и права (г. Ростов-на-Дону), обучающихся по специальности «Юриспруденция».

Материалы исследования нашли применение при организации учебных, специализированных и преддипломных практик; при выполнении курсовых и дипломных работ; при составлении учебных планов на юридическом факультете НФ ИУБиП.

Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных и краевых научно-практических конференциях (Ставрополь, Невинномысск, Ростов — на — Дону); на заседаниях кафедры прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института, аспирантских семинарах и практических конференциях этого института (г. Ставрополь, 2002 — 2004 гг.)

Структура диссертации. Предмет, цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Гуманизм в праве и правоприменении как детерминанта профессиональной юридической деятельности

Формирование нравственно совершенной личности было и остается одним из актуальных направлений научно-педагогических исследований. Для юридической профессии этот вопрос имеет особое значение, а тенденции изменений в сфере правопорядка, расширение и усложнение задач, стоящих перед юристом, повышенные требования к эффективности правоохранительной деятельности при строгом соблюдении законности и уважении прав граждан еще более повышают его роль.

Для определения степени разработанности темы исследования мы выявили, изучили и проанализировали научную литературу, которая дала обоснованное и объективное представление о проделанной нынешним поколением учёных-педагогов исследовательской работе.

Специальные исследования и практика показывают, что проблема формирования и константного проявления гуманистической направленности личности специалиста, работающего в сфере права, правоотношений и правоохранительной деятельности, имеют в своем основании две взаимосвязанные подпроблемы:

— гуманистические детерминанты в праве;

— гуманистические детерминанты в профессиональной деятельности правоохранительных органов.

Мы убеждены в том, что рассмотрение этих подпроблем позволит раскрыть причины, породившие актуальные проблемы современности. Выявление этих причин может и должно стать условием устранения их причин. Рассмотрение этих подпроблем станет отправной точкой для исследования вопроса формирования гуманистической направленности личности.

Разработке понятия и проблем гуманизма уделено достаточно большое внимание, как в отечественной, так и зарубежной философской и социологической литературе. Изучением данного вопроса занимались МИ. Петросян, З.Г. Нигматов, СИ. Попов, СМ. Ковалев, В.А. Лекторский, ЮГ. Волков, а также Г.В. Гигишвили ( 125; 111; 82; 92; 44; 45; 54; 55 )

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) в широком смысле определяется как исторически изменяющаяся система воззрений, признающих ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми (155,63).

Существует множество определений данного понятия, но настоящее время общепризнанной стала идея о гуманизме как фундаментальном принципе мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества ( 74; 79; 113; 121; 122 ).

Поэтому сторонники гуманизма провозглашают человека центром мироздания, венцом природы.

В общеупотребительном смысле гуманизм означает «отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботам об его благе, уважении к человеческому достоинству» (143, 87 ).

Основные, принципиальные черты гуманизма имеют давнее происхождение. Фактически самые древние, известные человечеству источники уже отражают идеи гуманизма. Философская мысль на протяжении всей истории человечества развивает, адаптирует эти идеи к условиям времени и ставит задачи перед обществом и государством по отношению к личности, определяет ее место в обществе.

Гуманистические философские идеи всегда тесно связаны с правом, так как последнее является важным инструментом воздействия на общественные отношения, без которого идеалы гуманизма невозможно провести в жизнь. Гуманистические идеалы, имея корни в нравственности общества, воздействуют на право и находятся с ним в такой же связи, как и нравственность. На соотношение нравственности и права указывали многие исследователи. Например, П. Новгородцев отмечал, что «вынуждаясь из самой природы к жизни общественной люди не могут обойтись без взаимных недоразумений и столкновений. Они не могут жить разрозненно, а живя вместе, не могут оставаться постоянно в мире. Свойство потребности заставляет их соединяться в общество, но оно же вызывает их и на споры. Их желания порождают стремление к обладанию одними и теми же предметами, а это естественно влечет за собой пререкания и споры» ( 112, 103 — 108 ).

Взаимосвязь профессиональной и гуманистической направленности личности будущего юриста

Гуманистическая направленность личности рассматривается нами как качественная характеристика профессиональной направленности личности юриста. В данном случае формирование гуманистической направленности личности является формированием профессиональной направленности личности юриста в соответствии с современными требованиями общества к профессиональной деятельности юриста и ее гуманистическим характеристикам.

До последнего времени основные понятия, характеризующие формирование гуманистической направленности личности юриста не были предметом специального исследования. Недостаточно раскрыты их методологические и регулятивные функции. А любая научная теория должна начинаться с понятий, в которых в сконцентрированной форме представлены средства и способы познания объективного мира. Ещё Сократ говорил, что точное логическое определение понятий — главнейшее условие истинного знания ( 119, 33 ).

Анализ нормативной, научной и справочной литературы позволил выделить ряд ключевых понятий, составляющих содержание вопроса формирования гуманистической направленности: «личность юриста», «направленность личности», «ценности», «ценностные ориентации», «гуманистическая направленность», «профессиональная направленность».

Личность юриста находится в центре внимания нашего исследования, поэтому нам важно уточнить это понятие. Понятие личности, ее структура, содержание и другие, связанные с личностью проблемы широко обсуждаются в философской, правовой, социологической и психологической литературе. Здесь принимается, что личность юриста — это субъект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, собственное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели.

Личность юриста понимается и как личность человека, обладающего определенными качествами или свойствами, которые так или иначе отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении ( 64, 17 ).

В настоящее время в науке нет безусловной ясности относительно процессов личностного становления. В гуманистической психологии (А. Маслоу, Д. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм) (103; 118; 134; 157 ) центральной характеристикой личности является её непременное единство и общность. Личность целостна, динамична, автономна, субординационна (иерархична), и таким же должен быть процесс её развития в образовательном пространстве. Идея внутренней самодетерминации человека, как «универсального стремления человека к самосовершенствованию» (А. Адлер), индивидуальности (Э. Фромм) была конкретизирована в теории самоактуализации (А. Маслоу).

Становление личности представлено в терминах иерархии потребностей: низшие (более основные) потребности человека должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Самоактуализация, как высший уровень «пирамиды» потребностей, по Маслоу — это желание человека стать тем, кем он может стать, полное использование своих талантов, способностей, личностных потенциалов. «Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе» ( 103, 54 )

Причем самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Каждый человек может актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что он делает, специфические формы самоактуализации очень разнообразны.

Исследования Маслоу привели его к заключению, что побуждение к реализации потенциалов естественно и необходимо (хотя самоактуализации достигает всего 1% населения). Отчасти это происходит потому, что многие люди не осознают своих потенциалов, не понимают преимуществ самосовершенствования. Кроме того, социальное и культурное окружение часто подавляет тенденции к актуализации определенными нормами, принятыми в данной среде. То есть для актуализации высших потенциалов людям нужно «способствующее» общество, в котором можно максимально раскрыть свой человеческий потенциал.

В работах отечественных психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) потребности рассматриваются в качестве движущей силы, источника активности деятельности (93; 136; 168).

По мнению А.Г. Асмолова, если индивид не будет вовлечен в соответствующую его природным задаткам деятельность, то они останутся нереализованными (19). Продолжая мысль исследователя можно отметить, что личность, как динамическая структура, не может застыть на месте — она либо развивается, либо деградирует.

Таким образом, ценность деятельности для личности связана с возможностью применения своих способностей, возможностью самопроявления, самовыражения.

Состояние подготовки юристов в образовательном процессе и организация экспериментальной работы по формированию гуманистической направленности студентов — будущих юристов

Опытно — экспериментальная работа строилась на основе определенных в теоретической части исследовании подходов и условий формирования гуманистической направленности личности будущих юристов. Нами учитывались гуманистический аспект данной проблемы, специфика формирования гуманистической направленности личности студентов в свете современных образовательных концепций, особенности содержания и структуры формирования гуманистической направленности личности.

Опытно-экспериментальная работа (ОЭР) проводилась на базе юридического факультета Невинномысского филиала института управления, бизнеса и права (г. Ростов — на — Дону) и включала ряд этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап предусматривал разработку критериев и определение исходного уровня наличия гуманистической направленности у студентов-юристов с помощью различных исследовательских методов.

Формирующий этап предполагал апробацию разработанной системы подготовки юристов с целью формирования у них гуманистической направленности, реализацию психолого-педагогических условий функционирования этой системы.

Контрольный этап включал подведение итогов опытно-экспериментальной работы: выявление достигнутого по результатам формирующего этапа уровня сформированности гуманистической направленности у будущих юристов и сравнение их с исходным уровнем.

Ниже рассмотрим более подробно содержание Опытно экспериментальной работы на каждом этапе.

Всеобщий педагогический опыт свидетельствует, что без четкого определения критериев трудно определить наличие необходимого качества у личности и создать адекватную модель подготовки будущих юристов в сфере высшего образования. Это, в свою очередь, нацелило нас на конкретизацию критериев, их качественных показателей и уровней сформированности гуманистической направленности личности будущего юриста.

Учитывая то, что гуманистическая направленность является сложной системой мотивационных побуждений, мы полагаем, что компоненты этой системы — мотивы, мировоззрение, интересы и установки — могут выступать в качестве показателей сформированной гуманистической направленности личности будущих юристов.

Для исследования вышеуказанных компонентов мы использовали следующие методики.

Методика «Ценностные ориентации». Для исследования системы ценностных ориентации будущих юристов в структуре профессионально значимых личностных качеств нами была использована методика М. Рокича (RVS — Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым (177).

В нашем исследовании использовалась форма «Е», модифицированная Д. А. Леонтьевым (смотрите приложение 3). Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: терминальных (ценностей-целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18.

Терминальные ценности — это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Добавим, что подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных.

Мы разработали и апробировали в студенческих группах анкету (см. приложение 4), в которую включили вопросы о мотивах, взглядах, убеждениях, составляющих основу мировоззрения; потребностей и интересов.

В анкете были предоставлены разные варианты ответов, которые должны были выбрать студенты, исходя из собственных предпочтений и убеждений.

Наблюдения за деятельностью студентов в различных организационных формах обучения (лекции, семинары), в период непрерывной производственной практики, беседы с ними позволили провести качественный анализ полученных количественных данных.

Зная критерии и уровни сформированности, можно оценить профессиональные и личностные качества студентов, а также методику, применяемую преподавателями при обучении. С другой стороны, это позволяет определять и научно обосновать содержание соответствующих этапов обучения, на которых формируется качество или умение до заданного уровня. Определение верхнего (высшего) уровня необходимо для осознанной, целенаправленной работы преподавателя по формированию умения до заданного уровня, и для видения перспективы в развитии данного качества или умения.

Критерии сформированности гуманистической направленности личности мы составили исходя из того, что направленность — это сложное свойство личности, состоящее из системы мотивационных побуждений. Исходными положениями для критериев послужили: концепция С.Л. Рубинштейна о направленности личности (136, 518-532); обоснованное в разных научных трудах содержание профессиональной направленности личности юриста (39, 214); прописанные в профессиональной деонтологии (141, 212) и в профессиональной этике (81, 99) нравственные качества и моральные требования к работнику правоохранительной системы.

Качественные показатели определены нами, исходя из существующего в психологической науке и юридической психологии эталона важнейших качеств и свойств личности, которые должны быть присущи юристу-профессионалу.

1. Мировоззрение, обеспечивающее глубокое и правильное понимание вопросов моралей и этики профессионального поведения. Они включают освоение идей гуманизма, выступающего ныне как общечеловеческое мировоззрение, и обеспечивают понимание того, что ни мораль, ни гуманизм не ограничивают его возможности, не «мешают ему работать» (как это ошибочно полагает часть практиков), а, напротив, требуют от него по-настоящему защищать добро и наказывать зло, обеспечивать справедливость и полностью реализовывать принцип неотвратимости наказания.

www.dslib.net