Фз 347 от 04112014 земельный налог

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

24 ноября 2014 г.

Принят Государственной Думой 24 октября 2014 года

Одобрен Советом Федерации 29 октября 2014 года

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 5 установлены иные сроки вступления их в силу

Президент Российской Федерации

4 ноября 2014 г.

Изменения касаются налогового администрирования.

Вводится статья о личном кабинете налогоплательщика. Он размещается на сайте ФНС России и может быть использован для реализации налоговых прав и обязанностей.

Гражданин вправе подать в налоговую уведомление о том, чтобы все необходимые документы передавались ему только через личный кабинет. Кроме того, он может воспользоваться данным ресурсом для отправки в инспекцию различных налоговых документов. Последние заверяются усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Отменен обязательный судебный порядок взыскания налогов на сумму до 5 млн руб. с организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства или в финансовых органах регионов (муниципалитетов).

Уточнены основания для признания налоговой недоимки безнадежной ко взысканию, а также порядок постановки на налоговый учет.

При рассмотрении материалов налоговой проверки теперь будут вести протокол.

ИП освобождены от обязанности самостоятельно исчислять земельный налог в отношении участков, используемых в предпринимательской деятельности, и представлять соответствующие декларации. Таким образом, ИП будут уплачивать этот налог так же, как и физлица (1 раз в год по налоговым уведомлениям).

Отдельные поправки затрагивают налог на имущество организаций.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Пункты 5, 6, 15, 16 статьи 1 и статья 4 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 г.

Статьи 2 и 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 5 ноября 2014 г., в «Российской газете» от 7 ноября 2014 г. N 254, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. N 45 ст. 6157

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Изменения по земельному налогу в НК РФ (2015)

Отправить на почту

Земельный налог НК РФ определяет как один из местных налогов. В 2015 году он претерпел некоторые изменения — основные из них мы рассмотрим в данной статье.

Основные статьи Налогового кодекса о земельном налоге

Земельному налогу в НК РФ посвящены ст. 387–398 главы 31. Поскольку земельный налог относится к местным, в НК определяются лишь общие элементы налога:

  • налогоплательщики;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый и отчетный период;
  • предельные налоговые ставки;
  • налоговые льготы.
  • Особенности же уплаты определяются нормативными правовыми актами местных властей.

    Закон о земельном налоге — что это?

    В муниципальных образованиях земельный налог вводится нормативными правовыми актами представительных органов. Как правило, такой акт издается в форме постановления. В городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — роль такого НПА выполняет соответствующий закон субъекта.

    В данных актах (законах) органы:

    1. Определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.
    2. Закрепляют порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-организациями.
    3. Могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
    4. О том, как устанавливается срок уплаты налога для юрлиц, читайте в статье «Порядок и сроки уплаты земельного налога в 2015-2016 годах».

      Основные изменения, внесенные в главу 31 НК РФ по земельному налогу в 2015 году

      Изменения в 2015 г. в главу 31 НК РФ были внесены сразу несколькими законами, в том числе:

      • законом от 02.12.2013 № 334-ФЗ;
      • законом от 04.10.2014 № 284-ФЗ;
      • законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ;
      • законом от 29.11.2014 № 379-ФЗ;
      • законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ;
      • законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ.
      • Остановимся на отдельных новеллах.

      • Изменен срок уплаты земельного налога физическими лицами. В 2015 году «физики», уплачивая налог за 2014 год, должны были сделать это не позднее 1 октября. А для уплаты налога начиная с платежей за 2015 год эта дата отодвинута на более поздний срок — 1 декабря (п. 1 ст. 397 НК РФ).
      • Выведены из-под налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома (подп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ). Мы сообщали об этом в материале«С 1 января 2015 года собственники помещений в многоквартирных домах не будут платить земельный налог».
      • Установлен порядок определения налоговой базы в случае изменения в течение года кадастровой стоимости участка (п. 1 ст. 391 НК РФ). По общему правилу такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Исключениями являются:
    • исправление технической ошибки в кадастре — в этом случае изменение стоимости учитывается начиная с налогового периода, в котором была допущена ошибка;
    • изменение стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда — в этом случае новая стоимость учитывается начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (но не ранее даты внесения в кадастр кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания).
      1. ИП переведены на уплату налога по уведомлениям налоговых органов и освобождены от представления декларации.
      2. О том, как с 2017 года обновится уведомление, направляемое физлицу налоговым органом, читайте в статье «ФНС обновила форму налогового уведомления для плательщиков-физлиц».

        Есть и другие изменения, касающиеся, в частности, территорий Крыма и Севастополя, организаций — участников свободной экономической зоны, физлиц — инвалидов I и II групп, порядка представления документов, подтверждающих право на льготу.

        Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

        nalog-nalog.ru

        Фз 347 от 04112014 земельный налог

        — в случае если кадастровая стоимость земельного участка изменена при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром, измененная кадастровая стоимость в целях исчисления земельного налога применяется начиная с периода, в котором была допущена указанная ошибка (абз. 5 п. 1 ст. 391 НК РФ); >>>

        — если комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суд примет решение о ее изменении, то новая величина учитывается при расчете земельного налога начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр (абз. 6 п. 1 ст. 391 НК РФ); >>>

        — земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, не признаются объектом обложения земельным налогом (пп. 6 п. 2 ст. 389 НК РФ). >>>

        — начиная с периода 2015 г. индивидуальные предприниматели уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, направленных инспекцией (гл. 31 НК РФ) >>>

        Налог на имущество физических лиц

        Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ

        С 1 января 2015 г.:

        — база по налогу на имущество физлиц определяется как кадастровая стоимость объекта при условии, что законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ принял решение об установлении единой даты начала применения на территории субъекта РФ нового порядка исчисления налога (абз. 3 п. 1 ст. 402, п. 1 ст. 403 НК РФ); >>>

        — налог на имущество, право собственности на которое возникло (прекратилось) у физлица в течение календарного года, рассчитывается с учетом коэффициента, определенного исходя из количества полных месяцев нахождения имущества в собственности (п. 5 ст. 408 НК РФ); >>>

        — представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы городов федерального значения) устанавливают налоговые ставки для расчета налога исходя из кадастровой стоимости объекта. Их размер по общему правилу не должен превышать определенных в Налоговом кодексе РФ величин (п. п. 1 и 2 ст. 406 НК РФ); >>>

        — в качестве объектов обложения налогом на имущество физлиц выделены машино-место, объект незавершенного строительства и единый недвижимый комплекс (п. 1 ст. 401 НК РФ); >>>

        — независимо от количества оснований льгота по налогу на имущество физлиц предоставляется в отношении одного объекта каждого вида по выбору налогоплательщика (п. п. 3 и 4 ст. 407 НК РФ); >>>

        — при расчете базы по налогу на имущество физлиц в отношении квартиры, комнаты, жилого дома и единого недвижимого комплекса, в составе которого есть хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), применяются вычеты (п. п. 3 — 6 ст. 403 НК РФ); >>>

        — физлица должны уплачивать налог на имущество не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ). Данное положение необходимо применять уже при уплате налога за 2014 г.; >>>

        — кадастровая стоимость, измененная вследствие исправления технической ошибки, которая была допущена Росреестром, в целях исчисления налога на имущество физлиц применяется начиная с периода, когда была допущена указанная ошибка (абз. 3 п. 2 ст. 403 НК РФ); >>>

        — кадастровая стоимость, измененная на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или на основании решения суда, учитывается при расчете налога на имущество физлиц начиная с периода, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения оспариваемой стоимости в госкадастр (абз. 4 п. 2 ст. 403 НК РФ). >>>

        studfiles.net

        Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

        Раздел Х. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

        Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

        Статья 387. Общие положения

        Комментарий к статье 387

        В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в России является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

        В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.

        В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

        Земельный налог относится к местным налогам.

        В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

        В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

        Так, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74).

        А в г. Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. N 617-105 “О земельном налоге в Санкт-Петербурге”.

        В соответствии с п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 Налогового кодекса РФ, порядок и сроки уплаты налога.

        При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

        Отметим, что с 1 января 2015 г. абз. 1 п. 2 ст. 387 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ “О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц”) предусматривает, что, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 Налогового кодекса РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

        Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положениями гл. 31 Налогового кодекса РФ особо предусматривается, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ не только в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, но и в Севастополе на основании законов указанных субъектов Российской Федерации. Он вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Соответствующие изменения о расширении сферы действия данной главы Налогового кодекса РФ внесены Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя” по всему тексту гл. 31 Налогового кодекса РФ.

        Статья 388. Налогоплательщики

        Комментарий к статье 388

        Комментируемая ст. 388 Налогового кодекса РФ устанавливает лиц, признаваемых налогоплательщиками земельного налога.

        В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:

        а) на праве собственности;

        б) на праве постоянного (бессрочного) пользования;

        в) или на праве пожизненного наследуемого владения.

        В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон N 122-ФЗ) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

        Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 3 Закона N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона N 122-ФЗ, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

        При этом ни объект налогообложения по земельному налогу, ни признание физических лиц налогоплательщиками этого налога не зависят от того, зарегистрированы данные лица по месту жительства на территории муниципального образования, на которой расположены земельные участки, признаваемые объектом налогообложения, либо они зарегистрированы на территориях других муниципальных образований (Письмо ФНС России от 24 января 2014 г. N БС-18-11/80).

        В отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками признаются управляющие компании. При этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

        А вот те, у кого земля находится на праве безвозмездного срочного пользования или же была передана по договору аренды, от уплаты земельного налога освобождены.

        Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 388 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 369-ФЗ “О внесении изменения в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”, действующей с 1 марта 2015 г.) предусматривается, что не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

        Статья 389. Объект налогообложения

        Комментарий к статье 389

        Налоговый кодекс РФ в ст. 389 называет объектом налогообложения земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен налог.

        В ст. 389 Налогового кодекса РФ не признаются в качестве объекта налогообложения земельные участки:

        изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

        ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; из состава земель лесного фонда;

        ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, ограниченные в обороте, в пределах лесного фонда.

        В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы таких земель определяются путем их отграничения от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.

        Также следует обратить внимание на Постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога”, в котором указано, что под земельным участком согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.

        Статьей 11.2 Земельного кодекса РФ определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Законом N 122-ФЗ, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

        Статьей 2 Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ “О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц” (далее – Закон N 284-ФЗ) внесены изменения в п. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ. Новым пп. 6 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса РФ предусматривается, что не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

        Согласно ст. 5 Закона N 284-ФЗ указанное положение, исключающее земельные участки под многоквартирными домами из числа объектов налогообложения по земельному налогу, вступает в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования данного Федерального закона (опубликован 6 октября 2014 г.) и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу.

        Учитывая изложенное, с 1 января 2015 г. собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме не уплачивают земельный налог за находящийся в общей долевой собственности земельный участок, расположенный под многоквартирным домом (Письмо ФНС России от 6 ноября 2014 г. N БС-2-11/[email protected]).

        Статья 390. Налоговая база

        Комментарий к статье 390

        В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ.

        Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон N 135-ФЗ).

        В соответствии со ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

        Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

        Предусмотренные ст. 24.19 Закона N 135-ФЗ полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

        Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 г. N П/531 с 1 марта 2012 г. полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, наделено Федеральное государственное бюджетное учреждение “Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии” (Росреестр) в лице его территориальных органов.

        В соответствии с п. 2 ст. 390 Налогового кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

        Согласно положениям ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев определения рыночной стоимости земельного участка, при которых кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

        Статья 391. Порядок определения налоговой базы

        Комментарий к статье 391

        Налоговая база по каждому земельному участку определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В то же время в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.

        Организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

        До 2015 г. налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяли налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (абз. 2 п. 3 ст. 391 Налогового кодекса РФ). Отметим, что с 1 января 2015 г. это положение Налогового кодекса РФ утратило силу (Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 347-ФЗ)). В связи с этим с 1 января 2015 г. индивидуальные предприниматели так же, как и обычные граждане, уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые должна направить им налоговая инспекция (п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

        Статья 391 Налогового кодекса РФ предоставляет некоторым категориям владельцев земельных участков возможность уменьшать налоговую базу на 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Это касается, в частности:

        1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

        2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. (а с 1 января 2015 г. – инвалидов I и II групп инвалидности (в ред. Закона N 284-ФЗ));

        3) инвалидов с детства;

        4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

        5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в ред. Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;

        6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

        7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

        Статья 391 Налогового кодекса РФ уточняет, что уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

        При этом, если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

        Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ “О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц” (далее – Закон N 284-ФЗ), в соответствии с новыми абз. 4 – 6 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ.

        Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

        В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

        Укажем на еще одно изменение, которое коснулось положения ст. 391 Налогового кодекса РФ с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации” п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ признан утратившим силу.

        А согласно положениям п. 4 ст. 391 Налогового кодекса РФ (в ред. Законов N 284-ФЗ, N 347-ФЗ) для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

        Отметим, что с 1 января 2015 г. новым п. 8 ст. 391 Налогового кодекса РФ предусматривается, что до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

        Статья 392. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности

        Комментарий к статье 392

        Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, в комментируемой ст. 392 Налогового кодекса РФ определяется в равных долях для каждого собственника земли пропорционально его доле в общей долевой собственности.

        Согласно ст. 244 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

        Так, в частности, на основании ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, а также в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

        Пунктом 1 ст. 392 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая база для исчисления земельного налога в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

        Для исчисления земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка. Налоговая база определяется отдельно для долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками являются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

        Налоговая база рассчитывается следующим образом:

        Налоговая база = КСТ x Дуч,

        Дуч – доля налогоплательщика в праве на земельный участок.

        Налогоплательщик – совладелец участка, имеющий право на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, определяет налоговую базу по формуле:

        Налоговая база = (КСТ x Дуч) – НС,

        НС – не облагаемая налогом сумма.

        Налогоплательщик – совладелец земельного участка, имеющий право на льготу в соответствии со ст. 395 Налогового кодекса РФ, определяет налоговую базу так:

        Налоговая база = (КСТ x Дуч) – (КСТ x Дуч) x Дплощ x (1 – К1),

        где КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;

        Дуч – доля налогоплательщика в праве на земельный участок;

        Дплощ – доля необлагаемой площади земельного участка;

        К1 – коэффициент использования налоговой льготы (если льгота применяется неполный период).

        Обратите внимание, что если собственник не распоряжается своей земельной долей более трех лет с момента приобретения прав на нее, то она выделяется в земельный участок. При этом субъект Российской Федерации, а в некоторых случаях муниципальное образование вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта или муниципального образования на этот земельный участок.

        Со смертью налогоплательщика или после признания его таковым решением суда прекращается и его обязанность уплачивать налог. Задолженность по налогам такого умершего погашается в пределах стоимости наследственного имущества. Поэтому уплачивать налоги за земельные доли, принадлежащие умершим пайщикам, должны те, кто унаследовал эти доли.

        Организация, приобретая здание, одновременно получает и право собственности на ту часть земельного участка, на котором оно расположено. Налоговая база по такому участку определяется пропорционально доле организации в праве собственности на землю. Если здание приобретается в общую долевую собственность нескольких организаций, налоговая база рассчитывается пропорционально доле этих организаций в праве собственности на здание. Порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (ст. 35 Земельного кодекса РФ).

        Обратите внимание, что, покупая недвижимость, расположенную на земле, не являющейся собственностью продавца, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и продавец недвижимости (п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса РФ).

        Статья 393. Налоговый период. Отчетный период

        Комментарий к статье 393

        Налоговым периодом по земельному налогу, как установлено ст. 392 Налогового кодекса РФ, является календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря. Отчетными периодами для организаций и индивидуальных предпринимателей (а с 1 января 2015 г. – отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций (п. 2 ст. 393 Налогового кодекса РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ)) признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев.

        Представительные органы муниципального образования и законодательные органы власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, вводя налог, вправе не устанавливать отчетные периоды.

        Отчетными периодами являются первый, второй и третий кварталы.

        Статья 394. Налоговая ставка

        Комментарий к статье 394

        Комментируемая ст. 394 Налогового кодекса РФ устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемые в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:

        – земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;

        – земель, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;

        – земель, отведенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

        – земель, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

        Для прочих же категорий земель действует ставка 1,5%.

        Кроме того, представительным органам муниципальных образований, а также Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.

        В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ.

        В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 налоговые ставки, за исключением налоговых ставок, установленных ч. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74, устанавливаются в следующих размерах:

        1) 0,025 процента от кадастровой стоимости земельного участка – в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования;

        2) 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка – в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

        3) 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка – в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;

        4) 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка – в отношении прочих земельных участков.

        В п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 “О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога” указано, что неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога.

        В Постановлении Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. N 7701/12 отмечено, что применение вида разрешенного использования земельных участков не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

        Статья 395. Налоговые льготы

        Комментарий к статье 395

        Статья 395 Налогового кодекса, устанавливая налоговые льготы, освобождает от земельного налога уголовно-исполнительные организации и учреждения, государственные автомобильные дороги общего пользования, земли религиозных организаций, организаций народных художественных промыслов, а также коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России и их общины. Что касается организаций – резидентов особой экономической зоны, то они могут “забыть” о налоге на 5 лет начиная с момента возникновения права собственности на предоставленный земельный участок.

        Общероссийские общественные организации инвалидов тоже освобождены от налога, но при этом число их членов должно составлять не менее 80% инвалидов и их законных представителей.

        Организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций инвалидов, не уплачивают налог, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%. Эта льгота предоставлена для земельных участков, используемых ими для производства или реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг).

        Учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, не уплачивают налог в отношении земельных участков, используемых ими в образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целях социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

        Льгота по уплате земельного налога предоставляется организациям народных художественных промыслов, физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

        Законодатель также предоставил возможность не уплачивать земельный налог организациям – резидентам особой экономической зоны в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок; организациям, признаваемым управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом “Об инновационном центре “Сколково”; судостроительным организациям, имеющим статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, – в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов здания ми, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет.

        Отметим, что с 1 января 2015 г. ст. 395 Налогового кодекса РФ дополняется новой льготой для организаций – участников свободной экономической зоны. Согласно п. 12 ст. 395 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя”) она предоставляется в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

        Статья 396. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу

        Комментарий к статье 396

        Правила исчисления налога авансовых платежей по земельному налогу закреплены в ст. 396 Налогового кодекса РФ.

        Согласно п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. п. 15 и 16 ст. 396 Налогового кодекса РФ.

        На основании п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение 3-летнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

        В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

        В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего 3-летний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

        В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 16 ст. 396 Налогового кодекса РФ).

        Отметим, что с 1 января 2015 г. положения п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ распространяются только на налогоплательщиков-организации. Из положений указанного пункта Законом N 347-ФЗ были исключены упоминания о налогоплательщиках – индивидуальных предпринимателях.

        Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

        Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

        Налогоплательщики – физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, до 2015 г. исчисляли сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 2 ст. 396 Налогового кодекса РФ). Отметим, что с 1 января 2015 г. положения абз. 2 п. 2 ст. 396 Налогового кодекса РФ утратили силу.

        В связи с этим сумма налога, подлежащая уплате в бюджет и индивидуальными предпринимателями, и налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

        Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками, являющимися организациями, как разница между суммой исчисленного налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

        Земельный налог исчисляется исходя из числа полных месяцев, в течение которых земельный участок принадлежал налогоплательщику на праве собственности (постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения).

        Отметим, что с 1 января 2015 г. положениями п. 7 ст. 396 Налогового кодекса РФ (в ред. Закона N 284-ФЗ) предусматривается, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

        Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.

        Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в п. 7 ст. 396 Налогового кодекса РФ.

        Свои права на налоговые льготы налогоплательщики должны подтверждать, представляя в налоговые органы по месту нахождения земли соответствующие документы (п. 10 ст. 396 Налогового кодекса РФ).

        В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

        По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ).

        В целях реализации положений п. 14 ст. 396 Налогового кодекса РФ Правительство РФ установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно должны предоставлять налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков”).

        Также в данном Постановлении Правительства РФ указано, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет (т.е. на официальном сайте Росреестра).

        Таким образом, информация о кадастровой стоимости земельного участка, размещенная на официальном сайте Росреестра в сети Интернет, может применяться организацией при исчислении земельного налога.

        Статья 397. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

        Комментарий к статье 397

        Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по земельному налогу урегулированы ст. 397 Налогового кодекса РФ.

        Представительные органы муниципальных образований своими нормативно-правовыми актами, а Москва, Санкт-Петербург и Севастополь законами устанавливают, как и когда должны уплачиваться налог и авансовые платежи по нему. Но, хотя они и устанавливают конкретные сроки уплаты, все же не вправе требовать уплаты налога до подачи налогоплательщиками-организациями налоговой декларации, то есть раньше 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, местные органы власти вправе установить сроки уплаты налога начиная с этой даты.

        В свою очередь, срок уплаты налога для налогоплательщиков – физических лиц не может быть установлен ранее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

        Отметим, что Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 334-ФЗ (далее – Закон N 334-ФЗ) в часть вторую Налогового кодекса РФ были внесены изменения в части установления для физических лиц единого срока уплаты земельного и транспортного налогов – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

        Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 334-ФЗ указанные изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 334-ФЗ и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

        Данная норма соответствует положениям абз. 1 п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ и указывает на календарную дату, начиная с которой начинают действовать положения актов законодательства о налогах.

        Учитывая, что Федеральный закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 декабря 2013 г., а также что налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам является календарный год, нормы по изменению сроков уплаты налогов для физических лиц вступают в силу с 1 января 2015 г.

        Таким образом, обязанность уплачивать имущественные налоги по новому единому сроку возникнет у граждан начиная с 2015 г., в том числе при уплате таких налогов за налоговый период 2014 г. Данная позиция согласована с Минфином России (Письмо ФНС России от 23 апреля 2014 г. N БС-4-11/7798 “О разъяснении законодательства о налогах и сборах”).

        Учитывая, что для физических лиц срок уплаты имущественных налогов установлен федеральным законодательством, ФНС России указала, что внесение изменений в нормативные правовые акты органов муниципальных образований и законы субъектов Российской Федерации в части дублирования нового срока не требуется.

        Налог и авансовые платежи только организациями уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектами налогообложения.

        Организация должна уплатить налог и представить налоговую декларацию:

        – по месту нахождения головного офиса в отношении земельного участка по месту нахождения организации;

        – по месту нахождения обособленного подразделения относительно земельного участка, предоставленного ему;

        – по месту нахождения объекта недвижимого имущества. Отметим, что в этом случае по указанному месту могут не находиться ни головной офис, ни обособленное подразделение.

        При этом если указанные земельные участки находятся на территории одного муниципального образования, то налогоплательщик вправе уплатить налог и представить одну налоговую декларацию в налоговую инспекцию, в ведении которой оно находится.

        Налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. При этом такие налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

        Авансовые платежи по земельному налогу включаются в расходы по налогу на прибыль в том отчетном периоде, за который они рассчитаны.

        В случае если суммы земельного налога были излишне уплачены либо взысканы, их возврат (зачет), в том числе в связи с перерасчетом, осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса РФ.

        В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. указано, что исчисление земельного налога, учитываемого в составе расходов, в излишнем размере не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль.

        Статья 398. Налоговая декларация

        Комментарий к статье 398

        В силу ст. 398 Налогового кодекса РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

        Представление расчета по авансовым платежам в течение налогового периода не предусмотрено. В то же время обязанность ежеквартально уплачивать авансовые платежи у налогоплательщиков сохранена.

        Налоговые декларации по земельному налогу в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. А налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

        Отметим, что с 1 января 2015 г. положения п. 1 ст. 398 Налогового кодекса РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ) распространяются только на налогоплательщиков-организации, которые по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Положения о представлении налоговой декларации физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, исключены.

        zakoniros.ru