Госслужащий не имеет право заниматься

Оглавление:

Имеет ли право госслужащий заниматься предпринимательской деятельностью

Можно ли открыть ИП, если официально трудоустроен: зависимость между открытием и видом трудоустройства

Часто бывает, что несмотря на наличие постоянной работы, появляются мысли о дополнительном доходе. Источником такого дохода может стать собственное дело .

но, чтобы не нарушать закон, любую предпринимательскую деятельность необходимо регистрировать.

Одним из способов является оформление ИП. Возраст от 18 лет. Отсутствие признанного судом факта недееспособности по причине психических заболеваний или наркологической, алкогольной зависимости.

Вот что еще. Этот конкретный человек специально оформил фиктивный развод с женой, т.к. согласно каким-то правовым нормам, им нельзя было занимать руководящие должности в одной организации.

Такую норму я нашел в ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Ограничения, связанные с гражданской службой 1.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае .

Предпринимательская деятельность

3 ч. 1 ст. 17Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ

гражданскому служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ в соответствии с федеральными законами или законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Права и обязанности госслужащих

ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей; · в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ; · хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Допускается ли совместительство государственных и муниципальных служащих?

Сотрудники государственной гражданской службы и правоохранительных органов нередко с целью увеличения своего заработка желают устроиться на работу по совместительству.

Однако служба в государственных органах носит особый характер, регулируется специальными нормами законодательства и не всегда возможно осуществление дополнительной работы. В представленной статье подробно рассмотрим нормы, устанавливающие возможность и порядок работы по совместительству отдельных государственных служащих.

Основы государственной службы и кадровой политики

По своему содержанию запреты близки к правоограничениям гражданского служащего, но имеют свою специфику.

В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором — императивно запрещаются.

Запреты, связанные с гражданской службой, — это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие гражданскому служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее.

juridicheskii.ru

Может ли госслужащий иметь акции ОАО «Газпром»

Может ли госслужащий иметь акции ОАО «Газпром» если акции приобретены в 2010,2009 годах и деятельность госслужащего не связана с проведением проверок? Если нет ,то каков порядок перевода акций в доверительное управление, а также отрицательные стороны доверительного управления, чем оно чревато? Может ли под доверительным управление скрываться какая либо афера?

Ответы юристов 1

Бухтиярова Наталья Наталья

Здравствуйте, Людмила,согласно п.2 ст.17 закона № 79-ФЗ акции запрещено иметь, если это ведет к конфликту интересов, но поскольку есть еще закон о «Противодействии коррупции», то госслужащему лучше передать акции в доверительное управление. Если правильно заключить договор доверительного управления,то это не будет аферой.

В газпромбанке, где покукпала акции, сейчас хочу оформить поручение на доверительное управление на мать. В данному случае мать будет в реестре акционеров и распоряжаться моими акциями. Может ли этом случае столкнуться с аферой или другими негативными моментами?

В чем заключается доверительное управление? управляет, но сможет продать , подарить и т.д.

Дивиденты в этом случае начисляются тоже доверительному управляющему?

Здравствуйте, Людмила,определение доверительного управления дано в ст. 1012 ГК РФ, согласно которому одна сторона (учредитель управления,как я понимаю — вы) передает другой стороне (доверительному управляющему) свое имущество в управление на определенный срок. Доходы, полученные в ходе управления, передаются учредителю или иному назначенному вами третьему лицу (выгодоприобретателю).Согласно п. 3 ст. 1012 ГК РФ доверительный управляющий, совершая сделки с имуществом учредителя, действует от своего имени, но с припиской «ДУ». Если доверительный управляющий заключил договор без пометки «ДУ», то будет считаться, что он заключил договор от себя лично.Есть еще Приказ ФСФР РФ от 03.04.2007 N 07-37/пз-н

«Об утверждении Порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами». Самое глвное правильно составить договор доверительного управления, доверительный управляющий вправе совершать только такие распорядительные сделки с ценными бумагами, которые прямо указаны в договоре доверительного управления.

Похожие вопросы

Имеет ли право государственный служащий иметь акции ОАО «Газпром», которые приобретены на ваучеры

Имеет ли право государственный служащий владеть акциями ОАО «Газпром», полученными в результате приватизации (обмен на ваучеры). Жена государственный служащий (работает в таможне). Во время.
Показать полностью…

Имеет ли право государственный служащий владеть акциями ОАО «Газпром», полученными в результате приватизации (обмен на ваучеры). Жена государственный служащий (работает в таможне). Во время приватизации вложила свой ваучер в ОАО «Газпром». При поступлении на службу обязательно указала, что имеет акции ОАО «Газпром», полученные в результате приватизации. Ежегодно подает сведения о наличии таких акций и полученных диведентах по месту службы. Органы транспортной прокуратуры таможни начали ее проверку и сообщили, что на основании статьи 17 Федерального закона 79 «О гражданской службе. » она не имеет права владеть данными акциями. На основании нарушения ФЗ-79 ей грозит увольнение. Что необходимо сделать, чтобы жена сохранила место работы.

Может-ли госслужащий заниматься индивидуальным предпринимательством?

Здравствуйте. Может-ли госслужащий заниматься индивидуальным предпринимательством? Моя супруга работает в госучреждении бухгалтером. Также она зарегистрированна как ИП (индивидуальный пр.
Показать полностью…

Может-ли госслужащий заниматься индивидуальным предпринимательством?

ИП — это граверная мастерская, в ней работаю я.

При последнем визите в налоговую ее предупридили, что госслужащий не имеет права заниматься

Разьясните пожалуйста серьезность нашего с ней положения.

Может ли госслужащий работающий в органах самоуправления работать библиотекарем?
Может ли госслужащий получить квартиру по договору дарения?

может ли госслужащий получить квартиру по договору дарения от сестры своей бабушки?

Можно ли военнослужащим иметь акции компаний

Можно ли военнослужащим иметь акции компаний?

xn--h1abiilhh6g.xn--80asehdb

Что запрещено госслужащему в России?

Что запрещено госслужащему в России? Последнее обновление — 24.06.2014 В ближайшем будущем российские госслужащие, скорее всего, перестанут иметь возможность открывать счета в банках за пределами России, а также хранить ценности и денежные средства за границей. Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о запрете государственным чиновникам иметь счета в зарубежных банках. Закон, прежде всего, коснется государственных чиновников, которые участвуют в решении вопросов национальной безопасности и суверенитета страны. В 2013 году Владимир Путин подписал аналогичный закон в отношении членов правительства РФ – им было запрещено иметь иностранные счета и ценные бумаги за границей. АиФ.ru рассказывает, что на сегодняшний день запрещено госслужащим России. Счета за рубежом: чиновникам; госслужащим; депутатам; сенаторам; судьям; заместителям руководителей федеральных органов власти (заместителям министров); мэрам городов; главам муниципальных районов; кандидатам в депутаты Госдумы РФ. Запрещено иметь за рубежом: иностранные счета; облигации; ценные бумаги; дорожные чеки. Также чиновникам запрещено хранить в зарубежных банках не только деньги, но и любые ценности. Ценные бумаги Российские чиновники могут владеть ценными бумагами только в случае, если не возникает конфликта интересов между госслужащим и законными интересами граждан, организаций или государства.

Консультация онлайн — Можно ли заниматься предпринимательской деятельностью если я не являюсь госслужащим, но занимаю руководящую должность?

Консультация онлайн — Можно ли заниматься предпринимательской деятельностью если я не являюсь госслужащим, но занимаю руководящую должность ? Город: Килия. Одесская область Здравствуйте. Я являюсь начальником государственной ветеринарной лечебницы в Килийском районе Одесской области. Подскажите, пожалуйста, могу ли я открыть ветеринарную аптеку, если я занимаю руководящую должность, но при этом не являюсь госслужащим?

Не попадаю ли я под Закон «О коррупции»? На данный момент я нахожусь в декретном отпуске.

госслужащим нельзя заниматься коммерческой деятельностью Спасибо. Очень жаль, что просто наемный работник. Вот что еще. Этот конкретный человек специально оформил фиктивный развод с женой, т.к. согласно каким-то правовым нормам, им нельзя было занимать руководящие должности в одной организации. Такую норму я нашел в ФЗ от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Статья 16.

Обсуждения Прошу помочь разобраться в следующем вопросе. Согласно пункту 3 части третьей статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. С учетом изложенного, вправе ли госслужащий работать по внешнему совместительству в должности тренера в муниципальном бюджетном учреждении, не имеющего образовательной лицензии, но реализующего федеральные стандарты спортивной подготовки? Обращаю внимание, что деятельность в должности тренера, если судить формально, является не преподавательской, а «физкультурной», поскольку данная должность предусмотрена разделом «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н. Павел.

Госслужащим нельзя заниматься коммерческой деятельностью

Государственный служащий не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педа­гогической, научной и иной творческой деятельности; 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) состоять членом органа управления коммерческой организа­ций, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредствен­но подконтролен ему; 6) использовать в неслужебных целях средства материально — тех­нического, финансового и информационного обеспечения, другое го­сударственное имущество и служебную информацию; 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлече­ний, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; 9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; 10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных команди­ровок, осуществляемых в соответствии с международными договора­ми Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; 11) принимать участие в забастовках; 12) использовать свое служебное положение в интересах поли­тических партий, общественных, в том числе религиозных, объедине­ний для пропаганды отношения к ним.

1 предмет метод источники гражданского процессуального права

имеет ли право госслужащий заниматься предпринимательской деятельностью в рк Имеет ли право госслужащий открыть ип дороже 3000 руб. Имеет ли жена госслужащего заниматься предпринимательской деятельности. А в чом Государственный служащий не вправе: — заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой; — заниматься лично предпринимательской деятельностью, а также использовать свое служебное положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения в любой форме; — быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо который ему непосредственно подчинен или подконтролен; — использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства, другое государственное имущество и служебную информацию; — получать от физических и юридических лиц вознаграждения в виде подарков, денег и услуг за осуществление действия или бездействия, связанных с исполнением служебных полномочий; заниматься лично предпринимательской деятельностью, тк рф.

Меню Госслужащий имеет право заниматься предпринимательской деятельностью Имеет ли право госслужащий открыть ип дороже 3000 руб. Имеет ли жена госслужащего заниматься предпринимательской деятельности. А в чом Мы наблюдаем ежегодный рост числа женщин, находящихся в декретном отпуске. Как правило, это молодые женщины в среднем возрасте от 18 до 40 лет, из которых немалый % — государственные служащие.

Закон о государственной гражданской службе

Закон о государственной гражданской службе В соответствии с ФЗ РФ №79 «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой, Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Вопрос: есть ли соответствующий международный договором между Российской Федерацией и Израилем, т.е.

Ограничения для госслужащих

Ограничения для госслужащих Кроме прав и льгот, которые государственный служащий получает, занимая определенную государственную должность, он в добровольном порядке принимает соответствующие ограничения и запреты, которые устанавливаются действующим законодательством. Вступая в широкие ряды государственных служащих, человек не может заниматься любой другой деятельностью, которая способна приносить доход, кроме научной деятельности, педагогики и творческой деятельности.

Данный вопрос регламентируется ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой 1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается: 1) утратил силу с 1 января 2015 года 2) замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; 6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Тема: Госслужба и ценные бумаги

Святослав Иванов 2011-02-26 11:41:00 проверяются и точно проверят 2НДФЛ и сведения об имуществе. А т.к. брокер как агент все платит и декларирует, то шума будет на ровном месте пипец сколько. Оптимально все перевести на родителей. Т.к. супруга и детей надо декларировать тоже. Если декларирование родственников (супруг и ребенок) не напрягает, то можно брокерку на ребенка открыть — закон позволяет с любого возраста, а на вас будет от него (супруга или ребенка) доверка (вы же можете денежку на счет докинуть или снять или бумажку какую донести — ему-то иногда бывает некогда).

Основа административно-правового статуса госслужащих

Основа административно-правового статуса госслужащих. Правовой статус – это совокупность прав и обязанностей, кто-то сюда относит ответственность. Когда мы говорим о госслужащих, здесь акценты смещаются. Государство, учреждая гос. должности, создаёт их для реализации каких-то гос. функций. Лица, которые поступают на госслужбу, должны реализовывать определённую волю государства. Правовое положение госслужащих определяется кругом обязанностей.

Ограничения и запреты для госслужащих

Ограничения и запреты для госслужащих Ограничения и запреты, связанные с государственной службой, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27.07.2004 №79-ФЗ) Статья 16. Ограничения, связанные с гражданской службой 1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.

Чиновники могут заниматься бизнесом

Опубликовано 20 Сен 2012 в Экономика Есть некоторые «истины», которые традиционно считаются очевидными и не подлежащими сомнению и переосмыслению. Например, «совершенно очевидно», что чиновники не должны заниматься бизнесом. Наличие у государственного служащего свечного заводика, инвестиционной компании, авторемонтной мастерской или собственного издательского дома, а уж тем более участие в управлении ими, с точки зрения любого здравомыслящего человека — признак коррупции, страшное нарушение писаных и неписаных законов и вообще «такое недопустимо в нормальном государстве». А, собственно, почему? Во-первых, «чиновник» — понятие крайне растяжимое.

simplelegal.ru

Может-ли госслужащий заниматься индивидуальным предпринимательством?

Моя супруга работает в госучреждении бухгалтером.

Также она зарегистрированна как ИП (индивидуальный предприниматель).

Что на нее могут наложить штрафные санкции и уволить с работы.

Может-ли бухгалтер или другой госслужащий работать как ИП?

Безруков Виктор Олегович

Государственный служащий не имеет права заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью (в том числе, предринимательством), кроме преподавательской, научной и иной творческой.

Действительно могут уволить.

Если Вам так нужно, зарегистрируйте ИП на себя, а супруга должна немедленно ликвидировать свое ИП.

Ищете ответ на свой вопрос? Спросить юриста проще!

Может ли госслужащий иметь акции ОАО «Газпром»

Может ли госслужащий иметь акции ОАО «Газпром» если акции приобретены в 2010,2009 годах и деятельность госслужащего не связана с проведением проверок? Если нет ,то каков порядок перевода .
Показать полностью…

Подскажите, могут ли уволить госслужащего за наличие акций?

может ли госслужащий работающий в органах самоуправления работать библиотекарем?

Может ли гражданин занимать должность муниципального служащего на полставки

Может ли гражданин занимать должность муниципального служащего на полставки?

Может ли он заниматься педагогической деятельностью?

Здравствуйте!Мой сын учится в школе. Мне стало известно, что директор школы был ранее судим в 1996 году по ст. 206 часть 2( хулиганство).Приговор:4 года условно.В 1998 году амнистирован. В .
Показать полностью…

Здравствуйте!Мой сын учится в школе. Мне стало известно, что директор школы был ранее судим в 1996 году по ст. 206 часть 2( хулиганство).Приговор:4 года условно.В 1998 году амнистирован. В настоящее время преподает физическую культуру в школе и является директором данной школы. Вопрос таков: может ли он заниматься педагогической деятельностью?В каких документах это можно проверить(справка о судимости, кодекс и др)?Спасибо

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой.

1. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально — технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
11) принимать участие в забастовках;
12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Комментарий к статье 11

1. В статье установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями государственной службы.

Их назначение:
— обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;
— установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих;
— создать условия для независимости служебной деятельности;
— и вместе с тем гарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав.

Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей.

Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственного служащего.

Установленные правоограничения можно рассматривать в двух основных аспектах:
— несовместимости должности государственного служащего с другими видами деятельности;
— обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе.

Закон (подп. 3 п. 2 ст. 25) за несоблюдение правоограничений обоих видов предусматривает лишь одно последствие — прекращение государственно — служебных отношений, что, на наш взгляд, не совсем правильно.

Прокомментируем сначала запреты на некоторые виды деятельности, не совместимые с государственной службой.

1) В подп. 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривается, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что он не может занимать иную должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Такое требование имеет безусловный характер и не связано с подконтрольностью, подотчетностью или какой-либо иной «связанностью» с компетенцией государственного органа, в котором работает государственный служащий. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности.

Закон (подп. 1 п. 1 ст. 11) предусматривает лишь одно исключение из этого правила: государственным служащим разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Как видно из содержания комментируемой статьи, право государственных служащих заниматься преподаванием заменено правом на педагогическую деятельность, которая в отличие от понятия «преподавание» законодательно определена.

В Федеральном законе «Об образовании» установлено, что педагогическая деятельность осуществляется:
— в форме индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст. 48);
— в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст. 53).

Образовательное учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации уполномоченным органом (п. 5 ст. 33); право на ведение образовательной деятельности возникает у него с момента получения лицензии (разрешения) (п. 6 ст. 33); государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации (п. 6 ст. 12).

В соответствии со ст. 48 Закона «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит обязательной государственной регистрации. В свою очередь в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 комментируемого Закона государственному служащему предпринимательская деятельность запрещена. Следовательно, государственный служащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

Таким образом, право на занятие оплачиваемой педагогической деятельностью государственный служащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. При этом он не обязан проверять наличие регистрационного свидетельства, лицензии, аккредитации. За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности ответственность несет образовательное учреждение.

Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует. Опираясь на неофициальные мнения, высказанные в различного рода публикациях, можно сделать вывод, что под научной деятельностью следует понимать подготовку и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, симпозиумах, «круглых столах», научно — практических семинарах и т.п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т.д.

Исходя из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, предусматривающей свободу научного творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется официального статуса научного сотрудника. Каждый государственный служащий независимо от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе.

Если свое право на педагогическую деятельность государственные служащие могут реализовать исключительно в форме сотрудничества с образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, то в своей научной деятельности они вправе сотрудничать с любыми организациями, которые проводят научные исследования; организуют конференции, симпозиумы, семинары; осуществляют издание и публикацию научных работ и т.п.

В отличие от образовательной научная деятельность не лицензируется.

Что касается понятия «иной творческой деятельности», то его законодательного определения, кроме сферы культуры, также не существует.

Согласно ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей и их интерпретация. Под культурными ценностями понимаются произведения культуры и искусства, результаты исследований в этой сфере и т.д.
———————————
ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
Для реализации государственными служащими права на занятие оплачиваемой творческой деятельностью важно подчеркнуть, что она может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. При этом не требуется официального статуса творческого работника. Профессиональные и непрофессиональные творческие работники равноправны в области авторского и смежных прав на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства и т.д.

Защита авторских, издательских и иных прав на интеллектуальную собственность осуществляется на основе специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности: Патентный закон, Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, Закон об авторском праве и смежных правах и др. .
———————————
ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2319, 2322, 2328, 2325; 1993. N 32. Ст. 1242.
Государственные служащие имеют право заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью только вне служебного времени.

Могут ли быть установлены ограничения государственному служащему для занятия научно — исследовательской, творческой и педагогической деятельностью на условиях штатного совместительства? На наш взгляд, могут. Если государственный служащий по роду своих должностных обязанностей непосредственно и существенно участвует в принятии решений, создающих правовые последствия для организации или сотрудников организации, в которой он совместительствует; если руководитель органа, в котором работает государственный служащий, обоснованно считает, что совместительство повредит интересам службы; если организация подконтрольна, подотчетна или регулируется органом, в котором государственный служащий работает. В указанных случаях государственный служащий имеет право обжаловать запрет вышестоящему начальнику либо в суд.

Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью не исключает выполнение государственным служащим дополнительной работы в соответствии с законодательством о труде. Наряду с выполнением обязанностей по своей должности руководитель государственного органа может поручить ему другие обязанности по иной государственной должности или обязанности временно отсутствующего государственного служащего, если это соответствует его образованию или профессиональной подготовке. При этом размер доплат за совмещение государственных должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего государственного служащего устанавливается в размерах, предусмотренных нормами трудового законодательства.

Хотя запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью и относится к числу занятий, не совместимых с должностью государственного служащего (это специфическое правило государственной службы для развитых стран), он может быть временно и ослаблен. Такой фактор, как низкий уровень оплаты труда, может в какое-то время настоятельно потребовать допуска госслужащих к другой оплачиваемой работе, если государство в рамках своей обязанности по их материальному обеспечению не может установить им соразмерные оклады.
2) Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает одновременно и запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления (подп. 2 п. 1 ст. 11 Закона). Это непосредственно вытекает из ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, согласно которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Государственные служащие, избранные депутатами Государственной Думы, законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, приостанавливают свою службу на весь период депутатских полномочий.

Приостановление, как и восстановление на службе оформляется приказами соответствующих руководителей государственных органов, полномочных зачислять этих служащих на государственные должности и увольнять их, на основании заявлений (рапортов) и документов, подтверждающих соответственно избрание их депутатами или прекращение депутатских полномочий.

Граждане по окончании периода приостановления их государственной службы в случаях, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 11 Закона, вправе продолжить государственную службу или уволиться с нее.

3) Подп. 3 п. 1 комментируемой статьи запрещает государственному служащему заниматься предпринимательской деятельностью.

На какие конкретно виды предпринимательской деятельности налагается запрет? Госслужащим запрещено: заниматься производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно: зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Им запрещено приобретать имущественные права на нематериальные объекты — товарные знаки, промышленные образцы, «ноу — хау», торговые секреты, фирменные наименования

www.lawmix.ru