Гражданство признак государства

Ответы на экзаменационные билеты

Государство: понятие, признаки, формы. Гражданство

Понятие государства и признаки

Государство — это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны.

Любое государство характеризуется целым рядом признаков.

Во-первых, любое государство имеет свою территорию. Территория государства может изменяться (увеличиваться в результате присоединения новых земель или, наоборот, уменьшаться в результате поражения в войне), однако совсем без территории государство существовать не может. На территории государства проживает его население, действуют законы данного государства. В рамках территории того или иного государства создаются административно-территориальные единицы. Каждое государство имеет право защищать свою территорию от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Во-вторых, государственная власть осуществляется специальным аппаратом управления и принуждения, который состоит из людей, организованных для профессионального выполнения данных функций и располагающих для этого материальными средствами. Таких людей называют чиновниками, или бюрократами.

В-третьих, ни одно государство не может существовать без сбора общеобязательных платежей в бюджет государства, т. е. налогов. Их уплачивают физические лица и организации, имеющие доходы, получаемые на территории государства. Налоги необходимы государству для содержания своего аппарата и осуществления государственных функций.

Еще одним важнейшим признаком государства является суверенитет.

Суверенитетом называется верховенство государственной власти по отношению к любым лицам и организациям внутри общества и одновременно ее независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Суверенитет характеризуется двумя сторонами — верховенством и независимостью. Верховенство означает способность государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок. Независимость характеризует самостоятельность государства на международной арене.

Наконец, еще один признак государства — это его монополия на правотворчество, подразумевающая исключительное право государства издавать законы и иные нормативные акты, общеобязательные для населения всей страны.

Форма государства

Формой государства называется совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Она включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политико-правовой режим.

Под формой правления понимают организацию высших органов власти в том или ином государстве и порядок их образования. Различают две разновидности формы правления — монархию и республику.

Монархия — это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха — и передается им по наследству.

Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (monos — один, единый и arche — главенство, власть).

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок (само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело»).

Форма государственного устройства — это способ национального и административно-территориального деления государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти.

Если форма правления характеризует государства с точки зрения порядка формирования и организации высших органов государственной власти, то форма государственного устройства отражает национально-территориальную структуру страны.

По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство — это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований.

Федерация представляет собой сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований субъектов федерации, обладающих относительной политической самостоятельностью.

Конфедерация — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

В последние десятилетия в мире возникло множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество и др.

К их числу относится Европейский союз, который ранее назывался экономическим сообществом, затем — просто сообществом. В результате усиления интеграционных процессов это объединение эволюционирует в сторону конфедерации. После распада СССР на его геополитическом пространстве возникло Содружество Независимых Государств, в которое входило 12 членов — бывших союзных республик.

eksdan.ru

Понятие и признаки государства

  • Теория государства и права в системе наук
  • Формы правления и государственного устройства
  • Государство и право

Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.
  • Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого «класса чиновников» посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.
  • Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

    Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

    Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

    В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

    В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

    Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

    Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

    Признаки государства

    Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

    Признаки, которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

    Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

    Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

    Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

    Стремление к представительству интересов всего общества — государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

    Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

    Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

    Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

    Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

    В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

    Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

    Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

    Правительство — только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

    Общие признаки государства

    Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

    К числу таких признаков относятся следующие:

    • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
    • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
    • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
    • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
    • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
    • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
    • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.
    • Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

      При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции, государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

      www.grandars.ru

      Понятие государства

      Основные признаки:

      Территориальная организация государственной власти

      Наличие публичной власти

      Право на легальное насилие

      Сбор налогов

      Сомалиленд
      Пунтленд
      Джубаленд
      Галмудуг
      Химан и Хеб
      Авдаленд
      Азания

      Непризнанные государства возникшие на территории государства Мальта:
      Государство Ва
      Государство Шан
      Частично признанные государства:

      Абхазия
      Южная Осетия
      Китайская Республика
      Турецкая Республика Северного Кипра
      Сахарская Арабская Демократическая Республика

      Собственная национальная валюта

      Государства использующие чужую национальную валюту:
      Использующие Доллар США:

      Эквадор
      Сальвадор
      Маршалловы Острова
      Микронезия
      Палау
      Панама
      Зимбабе
      Восточный ТиморИспользующие Евро:

      Республика Косово
      Черногория
      Сан-МариноИспользующие Австралийский Доллар:

      Гражданство признак государства

      Суверенитет

      Создание законов

      Достоевский Ф. М.

      Дополнительные признаки

      Наличие собственной государственной символики

      Гражданство

      Обладание определенными материальными средствами

      Международное признание

      Непризнанные государства — общее название регионов, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления, но в то же время не имеют дипломатического признания.

      Непризнанные государства возникшие после распада СССР:

      Преднестровская Молдавская Республика
      Нагорно-Карабахская Республика
      Непризнанные государства возникшие на территории государства Сомали:

      www.studysocial.ru

      Понятие и основные признаки гражданства

      Государство создано для гражданина, гражданин – для государства. Эта аксиома касается всех принятых в стране гарантий и прав, обязанностей и обязательств. Это комплекс, который определяет почти незаметную, но очень прочную связь каждого гражданина со своим Отечеством или государством – кому как нравится. Система, включающая основные признаки гражданства, является чертой и фактором этих отношений. Какие признаки у российского гражданства? Как они оформляются и чем подкреплены?

      Понятие и признаки гражданства РФ

      В странах с монархическим устроем граждане — подданные. Конечно, прав в подданстве ничуть не меньше, чем в гражданстве, основное отличие этих форм правления в признаках.

      Понятие гражданства емкое и однозначное. Это правовая связь человека и государства, в котором он проживает, имеющая систему обоюдных прав и обязательств. Она базируется на их исполнении и обеспечивает гражданину ответный набор преимуществ и свобод.

      В российском государствоведении население определили как «граждан» в 1917 г. В ноябре того года был издан специальный декрет, который провозглашал ликвидацию сословий и штатских чинов. В тексте декрета появилось определение «гражданин Российской республики». Углубляться в историю не станем, рассмотрим понятие и признаки гражданства в современной России.

      Правоотношение после 90-х было описано в Законе «О гражданстве» в 1991 г. Документ постоянно дополнялся и трансформировался в формулировках, пока в 2002 г. не был заменен полностью. Впрочем, и после он подвергался редакции, однако они касались лишь статей о мигрантах.

      Гражданство – это связь государства и отдельно взятого лица в юридическом обосновании их отношений. То есть это прежде всего не ментальная принадлежность человека к Отечеству, а правовые взаимоотношения. Именно в этой области, и с учетом юридических норм, и формируются основные признаки гражданства.

      Некоторые путают признаки и принципы гражданства. Есть разница:

    • признаки гражданства – это его характеристики;
    • принципы гражданства – это его идеи.
    • Не только факт

      Связь гражданина и государства оформлена юридически, что гарантирует постоянство этих отношений и соблюдение обоюдных обязанностей. Первый документ, который мы получаем как граждане – свидетельство о рождении. После 14-летнего возраста юным россиянам выдают паспорт. Его привыкли воспринимать только как основной документ, удостоверяющий личность. Это, безусловно, важно внутри страны и за ее пределами, но, вообще, паспорт говорит о нашей принадлежности к РФ. Именно поэтому без паспорта гражданина России нельзя оформить ни один другой документ для организации международных связей: визу, загранпаспорт и т. д.

      Федеративный характер гражданства

      Россия – многосубъектное государство. И некоторые республики указывают республиканское гражданство. Однако российская Конституция не делает различий, говоря только об общероссийском гражданстве. И этот признак единства действует за пределами РФ. То есть калмык, житель Тувы или Волгоградской области за границей — россиянин и только.

      Однако посмотрим, как принадлежность к определенной республике вписывается в общероссийское гражданство:

      1. Конституции республик Башкортостан и Карелия отождествляют статусы гражданина республики и России.
      2. Бурятия, Дагестан, Коми, Северная Осетия и Тува общероссийское гражданство и республиканское в своих Конституциях закрепляют формулой «одновременно».
      3. В Конституциях Ингушетии и Якутии граждане республики являются россиянами.

      Безграничное и навсегда

      Признаки гражданства РФ закрепляют статус гражданства на территории страны и за ее пределами. И у этого статуса нет срока действия и ограничений. Что это значит? Человек может заключить брак с иностранцем или не проживать постоянно в России, но это не станет предлогом для лишения его гражданства. Например, много людей, которые живут и работают за границей, создают там семьи и не планируют возвращаться в Россию, при этом не отказываются от российского паспорта. В этом есть особенность: отношения гражданства не определяются в пространстве. Также в России проживают иностранцы, лица без гражданства, но само по себе их нахождение на территории РФ не делает их россиянами, сколько бы они здесь ни были. Это понятие относится к определению категории населения, и не имеет плоскость правовую, а характеризует демократический строй государства.

      На основании этого не лишаются российского гражданства и переселенцы в другие страны.

      Гражданство может быть приобретенным или данным при рождении, прекратиться произвольно оно не может. К тому же выход из этой связи с государством, то есть отказ от гражданства, возможен только по Указу Президента РФ.

      Политическая связь

      Признаки гражданства Российской Федерации являются признаками суверенного государства. Статус не зависит от оснований приобретения российского паспорта. В этом есть отличия с другими странами, которое формирует мнение о нечестной риторике их правителей о ценностях демократии. Например, есть ограничения в США, где разграничивают права «коренных» граждан и «приобретенных». В Латвии введена категория «неграждане», закрепленная законодательными актами и обязывающая получить специальный паспорт негражданина. Эти люди ограничены в демократических правах. «Балтийский апартеид» работает и в Эстонии.

      В России один из принципов гражданства – не делать различий в статусе. То есть с одинаковыми гражданскими правами оказываются люди, родившиеся в современной России, граждане бывшего СССР и принявшие или восстановившие российское гражданство.

      Еще один фактор демократизации

      Гражданин России может быть одновременно гражданином и другой страны, сохраняя при этом свои права россиянина. Его отношения с государством будут так же контролироваться и гарантироваться российским законодательством. Или международными соглашениями. Если ситуация потребует вмешательства России для защиты интересов своего гражданина и его покровительства за границами страны, государство это сделает. Это одна из сторон связи человека и государства – организация защиты на основе законодательно оформленных прав и обязанностей.

      Закон о гражданстве по «праву почвы»

      Этот законопроект внесли в Госдуму в марте. Авторы: депутаты Константин Затулин и Наталья Поклонская. Предложение пока обсуждается. В чем суть данного законопроекта и зачем он нужен, когда и так упрощена процедура оформления гражданства для рожденных в Советском Союзе и желающих стать россиянами?

      По мнению Поклонской и Затулина, нужно расширить это упрощение для всех людей, которые проживают на территории, входящей в границы бывшей Российской империи. По законопроекту, стать россиянином по «праву почвы» может любой иностранец, родившийся на территории Советского Союза или Российской империи. Кроме территориальной принадлежности, кандидат должен быть носителем русского языка.

      Рассмотрение законопроекта затянулось, да и Кремль не определил свою позицию по отношению к такой идее депутатов.

      Реакция общества

      Интересно мнение общественности: позиции разделились. Одни считают, что, если закон будет принят, россиянами станут миллионы советских граждан. Другие не желают упрощения, тем более что процедура и без того не «драконовская», материально не затратная, а то, что подождать придется – такая система действует во всех странах. Кто действительно и обдуманно хочет стать гражданином России, терпеливо выполнит все условия и получит российский паспорт. Есть и другое мнение: депутаты «лоббируют» украинцев, а потому в случае введения закона в силу необходимо тщательно проверять каждое лицо на связь с националистическими и террористическими организациями. По мнению населения, Госдума должна больше заниматься полезными делами и чаще советоваться с людьми.

      Вообще, в законопроекте есть непонятное лукавство, касающееся части преимуществ, которые получат жители республик бывшего СССР. Президентские поправки в закон «О гражданстве» ранее депутаты уже приняли и внесли. Касались поправки именно упрощения процедуры получения российского гражданства гражданами бывшего Советского Союза. Зачем авторам законопроекта по «праву почвы» потребовалось дублировать уже одобренные Госдумой положения? Константин Затулин входит в Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками, и он не мог не знать об упрощении. Мотивы Поклонской обществу более очевидны: ее монархические взгляды шире президентских поправок о гражданстве. Только ожидания депутата того, что поляки и финны кинутся за российским паспортом, люди считают напрасными, как и необходимость в таких гражданах для общества РФ.

      businessman.ru