Индексация пенсии в 2009 году в россии

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

23 марта 2009

Пенсия будет проиндексирована с учетом нового прогноза инфляции.
Базовая часть трудовой пенсии по старости будет проиндексирована с учетом нового прогноза инфляции. Эта мера содержится в Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год.
Так, по словам министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой, базовая часть 1 декабря будет проиндексирована на 31,4 процента вместо запланированных 26,45 процента. В результате средний размер базовой части трудовой пенсии по старости составит не 2 460 рублей, как было запланировано, а 2 562 рубля.
Предыдущая индексация базовой части трудовой пенсии по старости прошла 1 марта 2009 года – её размер был увеличен на 8,7 процента.
Также в течение года дважды будет увеличена страховая часть трудовой пенсии.
1 апреля она будет повышена не на 15,6 процента, как было ранее предусмотрено в бюджете, а на 17,5 процентов. Это стало возможным с учетом того, что доходы ПФР в 2008 году превысили планируемые показатели. 1 августа 2009 года будет проведена внеплановая индексация страховой части трудовой пенсии – ориентировочно на 7,5 процента.
В результате четырех индексаций в 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, которую в России получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5 641 руб. (8,7 процентов сверх роста цен). Размер социальной пенсии, которую получают 2,5 млн. россиян, в конце года достигнет величины прожиточного минимума пенсионера – 4 294 рубля (25,3 процентов сверх роста цен).
Справочно:
Трудовая пенсия по старости состоит из базовой, страховой и накопительной частей.
Базовая часть гарантируется государством. Источник финансирования – федеральный бюджет. Устанавливается в виде фиксированной суммы для граждан, чей трудовой стаж не менее 5 лет, в зависимости от возраста и ряда других факторов. Ее размер ежегодно индексируется.
Страховая часть формируется за счет взносов работодателя от зарплаты. Индексируется по темпам роста инфляции в течение года и дополнительно увеличивается с 1 апреля по темпам роста доходов ПФР, приходящихся на 1 пенсионера.
Накопительная часть сейчас образуется у граждан 1967 года рождения и моложе. Финансируется за счет уплаты работодателем части страховых взносов, которые составляют 6 процентов от заработной платы, а также за счет собственных добровольных взносов.

Социальная пенсия – это пенсия, установленная для нетрудоспособных и пожилых граждан, которые по каким-либо причинам не заработали трудовую пенсию. Основания для установления социальных пенсий различны – это наступление инвалидности (I, II, III группы), наступление инвалидности в детстве, достижение соответствующего возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, смерть одного или обоих родителей ребенка в возрасте до 18 лет.

www.pfrf.ru

Ход реализации в нашей республике положений Послания Президента Российской Федерации, касающихся индексации и увеличения пенсий в 2009 году, обсудили 12 октября участники оперативного совещания в Правительстве Карелии.

Согласно задачам, поставленным в Послании Президента РФ в июне 2008 года, в 2009 году средний размер социальной пенсии должен достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии по старости — превысить прожиточный минимум пенсионера более чем в 1,3 раза. За 9 месяцев 2009 года пенсии были увеличены трижды, сообщила управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Карелия Наталья Вартанова, кроме этого были произведены перерасчет и корректировка страховой части трудовой пенсии работающим пенсионерам. В результате средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 19,4% (c 5 852 руб. до 6 992 руб.). До конца года запланировано еще одно повышение пенсий: с 1 декабря базовая часть пенсии будет увеличена на 31,38% и составит 2562 руб.

С 1 января 2010 г., сообщила Наталья Вартанова, будет осуществлена валоризация пенсий. Особое значение при этом будет иметь продолжительность трудового стажа до 1 января 1991 г. Расчетный пенсионный капитал граждан по состоянию на 1 января 2002 г. будет увеличен на 10%, а также на 1% за каждый полный год общего трудового стажа до 1 января 1991 года. По предварительным данным это увеличение затронет порядка 214 тысяч карельских пенсионеров. Также будет установлена социальная доплата до уровня прожиточного минимума тем неработающим пенсионерам, у которых размер пенсии в совокупности с другими социальными выплатами ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе.

В большинстве случаев гражданину не нужно обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда. Большая часть перерасчетов, как и валоризация, будут произведены без дополнительных заявлений со стороны граждан с учетом всех документов пенсионного дела. Если же пенсионеры захотят представить дополнительные документы о стаже, позволяющие изменить величину расчетного пенсионного капитала или сумм валоризации, это можно будет сделать по 31 декабря 2009 г. включительно и перерасчет размера трудовой пенсии будет произведен с 1 января 2010 года.

В результате всех мероприятий по повышению пенсий, а также с учетом валоризации пенсий и установления социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера, задачи, поставленные Президентом России, будут полностью выполнены, — отметила Наталья Вартанова. Средняя трудовая пенсия по старости уже на сегодняшний день превышает прожиточный минимум в республике более чем на 30%. А с учетом социальной доплаты социальная пенсия на 1 января 2010 г. достигнет уровня прожиточного минимума пенсионера.

На 2010 год также запланирована индексация трудовой пенсии, включая фиксированный базовый размер — с 1 апреля, индексация социальных пенсий запланирована с 1 апреля и 1 июля.

gov.karelia.ru

23 декабря 2009

23 декабря в областном пресс-клубе прошла пресс-конференция управляющего Отделением Пенсионного фонда России по Волгоградской области Владимира Сального, посвященная итогам пенсионного обеспечения граждан в 2009 году.

Общение с журналистами Владимир Сальный начал со слов благодарности в адрес корреспондентов, которые на протяжении уходящего года активно освещали деятельность регионального Отделения ПФР, а также информировали население обо всех изменениях пенсионного законодательства.

– Для нас 2009 год был очень напряженным и ответственным, – обратился к журналистам Владимир Сальный. – И сегодня я бы хотел поговорить о тех главных проблемах, с которыми столкнулось Отделение Пенсионного фонда по Волгоградской области, а также результатах нашей работы.

В 2009 году индексация пенсий проводилась 4 раза:

— с 1 марта на 8,7 % увеличена базовая часть трудовых пенсий и составила 1950 рублей. Изменения размера пенсии коснулись всех получателей пенсий, в том числе и получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению, зависящих от размера базовой части.

— с 1 апреля на 17,5 % увеличена страховая часть пенсии. Индексация произведена более 690 тысяч получателей трудовых пенсий, в среднем размер трудовой пенсии возрос на 405,59 руб. и составил 5022,36 руб.

— с 1 августа на 7,5 % увеличена страховая часть пенсии. Индексация произведена более 690 тысяч получателей трудовых пенсий, в среднем размер трудовой пенсии возрос на 234 руб. и составил 5257 рублей.

— с 1 декабря на 31,4 % увеличена базовая часть трудовых пенсий и составила 2562 руб. Изменение коснулось всех получателей пенсий. Размер увеличения определялся индивидуально в зависимости от вида получаемой пенсии, возраста получателя, наличия иждивенцев, факта работы в определенной местности (РКС или МКС).

Динамика среднего размера пенсий всех видов:

По состоянию на 1 декабря 2009 года средний размер пенсии составил 5869 рублей.

При практически равной средней заработной плате в регионах ЮФО, средний размер пенсии в Волгоградской области традиционно выше, чем в остальных регионах. Так, аналогичный показатель составляет:

— в Краснодарском крае – 5764 руб. (на 105 руб. меньше),

— в Ростовской области – 5736 руб. (на 133 руб. меньше),

— в Ставропольском крае – 5647 руб. (на 222 руб. меньше),

-в Астраханской области – 5570 руб. (на 299 руб. меньше),

— Республике Калмыкия – 5407 руб. (на 462 руб. меньше).

На наш взгляд, это стало возможным в большей степени за счет выбора наиболее выгодного варианта пенсионного обеспечения (скажем, перевода с трудовой пенсии по старости на пенсию по случаю потери кормильца).

Увеличению фактически получаемого пенсионером дохода способствовало и проведение Отделением ПФР активной работы по установлению компенсации на уход определенным категориям граждан. Если за последний год в среднем по России количество получателей компенсации увеличилось в 2,1 раза, то в Волгоградской области более чем в 3,5 раза.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

в 2010 году

ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ

дата

Средний размер трудовой пенсии

Мероприятие

Увеличение базовой части трудовых пенсий 31,4 %

Среднегодовой фактический размер пенсии 5048,73 руб.

Среднегодовой 2010 г. размер пенсии 7343,05 руб.

По среднегодовым показателям прирост трудовых пенсий за 2010 год в Волгоградской области составит 45,4% (показатель рассчитан как отношение среднегодовых размеров пенсий за 2009 год (5048 руб.) и 2010 год (7343 руб.). По России рост составит 46 %.

Трудовые пенсии по старости за период с 1 декабря 2009 г. по 1 апреля 2010 г. возрастут в регионе на 40,7% или суммарно на 2206 руб.

Социальные пенсии индексируются в 2010 дважды: с 1 апреля (12%) и с июля (3,5%). Суммарно – 15,92 %.

Социальная пенсия составит 4542 руб.

В 2010 г. будет проведена валоризация – переоценка денежной стоимости пенсионных прав граждан, направленная на повышение уровня жизни и обеспечение социальной защищенности граждан.

Механизм валоризации будет применен ко всем трудовым пенсиям независимо от их вида и даты назначения.

Сумма валоризации будет составлять 10% величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, и сверх того, 1% расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г. независимо от даты выхода на пенсию.

В рамках валоризации перерасчету подлежит более 688 тыс. пенсий, что составляет 94% от общего числа получателей пенсии в Волгоградской области.

После проведения валоризации пенсий с 1 января 2010 года граждане, имеющие большой стаж работы в советское время, получат существенную прибавку к пенсии, которая составит в зависимости от стажа и заработка:

> для граждан, достигших 70 лет и старше, – в среднем от 1500 до 1700 рублей,

> для граждан моложе 70 лет – в среднем 1020 рублей.

Самый высокий средний размер увеличения по результатам валоризации в Центральном УПФР – 1131 руб., самый низкий – в Новониколаевском районе – 832 руб.

В целях подготовки к валоризации проведена инвентаризация свыше 730 тысяч пенсионных дел, в рамках которой скорректирован стаж по 8749 пенсионным делам, направлены 13,6 тысяч запросов в различные организации для розыска недостающих документов, по результатам которых пересчитан размер пенсии более чем у 4,5 тыс. граждан, размер увеличения составил до 1,8 тыс. руб.

Изменен вариант пенсионного обеспечения у 22686 граждан.

В целях доведения уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров до уровня прожиточного минимума, установленного для пенсионеров на территории региона, Федеральным законом № 213-ФЗ предусмотрено установление социальных доплат к пенсии.

В случае, когда величина прожиточного минимума в регионе меньше прожиточного минимума РФ устанавливается федеральная социальная доплата, которая выплачивается органами Пенсионного фонда.

А если прожиточный минимум в регионе больше чем прожиточный минимум в РФ, устанавливается региональная социальная доплата, которая выплачивается органами социальной защиты населения.

В Волгоградской области величина прожиточного минимума для пенсионера в 2010 году составит 4284 руб. (по РФ – 4780 руб.), а значит, в нашем регионе будет выплачиваться федеральная социальная доплата.

Право на установление социальной доплаты к пенсии будут иметь неработающие пенсионеры, в том числе и получающие пенсию от силовых структур, проживающие на территории РФ, у которых общая сумма материального обеспечения ниже прожиточного минимума пенсионеров, установленного в субъекте РФ.

При определении общего уровня материального обеспечения неработающего пенсионера будут учитываться:

· Пенсии (в том числе и от силовых структур);

· Дополнительное материальное обеспечение (ДЕМО, ДМО);

· Ежемесячные денежные выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

· Иные меры социальной поддержки, установленные законодательством региона (ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам, ежемесячные денежные выплаты взамен льгот по ЖКХ, по квартирной плате и другие).

Разница между размером прожиточного минимума, установленного для пенсионеров Волгоградской области (4284 руб.), и общей суммой материального обеспечения будет составлять сумму федеральной социальной доплаты к пенсии.

В соответствии со сверкой, проведенной 19 ноября 2009 г., предполагаемое количество пенсионеров, которые имеют право на получение социальных доплат к пенсии в регионе (с получателями от силовых ведомств), составляет 76,6 тыс. человек.

Предварительно средний размер доплаты по области составит 813,31 руб. (максимальный – 3,6 тыс. руб.).

В целом, на осуществление социальной доплаты в 2010 году жителям региона ориентировочно потребуется 715 млн. руб. (с учетом предстоящих в 2010 году индексаций размера пенсии и ежемесячной денежной выплаты).

На 23 декабря 2009 г. на территории Волгоградской области проживает 34,7 тыс. потенциальных получателей материнского (семейного) капитала.

Заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал поданы в 100% случаях. Выдано 33,4 тыс. сертификатов (99,9%).

С 1 января 2009 г. лица, получившие сертификат, и желающие использовать средства материнского капитала на погашение кредитов, оформленных на приобретение (строительство) жилья в период по 31.12.2010 г., могут обращаться с заявлениями о распоряжении в любое время после 1 января 2009 г. При этом возраст детей значения не имеет.

На сегодняшний день 1,6 тыс. граждан (4,7% от владельцев сертификатов) пожелали досрочно использовать материнский капитал, из них 1309 семей (84% от обратившихся) частично или полностью погасили свои кредиты. Объем же средств материнского капитала, перечисленный с начала текущего года на эти цели, составил 377,4 млн. рублей.

Кроме того, на 23 декабря 2009 г. 28,4 тыс. семей, обратились с заявлением на получение единовременной выплаты за счет средств материнского капитала, что составляет 85,3% от количества владельцев сертификатов. Более 24 тыс. заявителей уже получили указанную сумму. Общая сумма перечисленных средств составила 290,9 млн. рублей.

Данная мера носит временный характер:

·если право на материнский капитал возникло с 01.01.2007 года по 30.09.2009 г., заявление на единовременную выплату необходимо подать не позднее 31.12.2009 г.;

·если право возникло с 01.10.2009 г. по 31.12.2009 г., заявление на единовременную выплату необходимо подать не позднее 31.03.2010 г.

На 2009 г. размер материнского (семейного) капитала составляет 312162,50 рублей (на начало текущего года он составлял 299731,25 рублей).

На 2010 г. прогнозируемый размер материнского (семейного) капитала составляет 343378, 00 руб.

Законодательством предусмотрено использование материнского капитала (части материнского капитала):

— на улучшения жилищных условий;

— на получение образования ребенком, в том числе первым и последующими детьми, в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг;

— на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, получившей государственный сертификат на материнский капитал.

Распоряжение материнским капиталом может осуществляться одновременно по нескольким основаниям, установленным законодательством.

Чуть более года прошло со дня вступления в силу Федерального закона №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

За это время в регионе проделана серьезная работа, направленная на вовлечение в Программу жителей Волгоградской области. Новая законодательная инициатива государства была поддержана исполнительной властью региона. Буквально через месяц со дня вступления в силу закона Главой Администрации области Николаем Максютой было подписано Постановление о реализации на территории области государственной Программы софинансирования. Губернатор одним из первых вступил в Программу. Его примеру последовали и другие руководители органов законодательной и исполнительной власти, руководители крупных организаций и предприятий области. Участниками программы стали:

  • 20 глав Администраций районов,
  • 52 заместителя главы Администрации районов,
  • 34 главы Администраций сельских поселений,
  • 8 председателей районных Дум,
  • 138 руководителей крупных предприятий.
  • Необходимо отметить, что к реализации закона были привлечены профсоюзные органы.

    В мае этого года Постановлением Исполкома Волгоградского областного Совета профсоюзов внесены дополнения в Соглашение о социальном партнерстве между Советом профсоюзов и Отделением ПФР по организации совместной работы, а также о включении в коллективные договора обязательств, связанных с внедрением закона.

    В тоже время эффективность работы профсоюзов по включению в колдоговора соответствующих дополнений оставляет желать лучшего. Лишь 26 договоров на всю Волгоградскую область. Это, мягко говоря, мало. Такое положение дел заставило нас еще раз обратиться к профсоюзному лидеру региона с предложением активизировать данную работу с первичными организациями.

    По данным на 23 декабря 2009 года в Программу вступили более 29 тысяч граждан области (1,1% от общей численности населения).

    Реальная цифра жителей региона, включившихся в Программу, составляет более 38 тысяч человек (1,46% от населения). Речь идет о 9 тысяч заявлений, которые были вывезены из области представителями ТАЦ других регионов.

    Из общего числа жителей ЮФО, которые стали участниками Программы, волгоградцы составляют 11%.

    Если рассмотреть способы вступления граждан в Программу, то 47% заявлений были представлены в органы фонда непосредственно жителями, 33% заявлений прошло через региональные трансферагентские центры, 20% заявлений поступило от работодателей.

    За год в Программу вступило порядка 17 тысяч человек. Ежемесячно к Программе подключается до 2 тысяч новых участников.

    Возрастной состав участников Программы такой же, как и в других регионах страны.

    Сегодня возрастная структура практически сравнялась:

    50% (14,5 тыс.) участников Программы – граждане 1967 года рождения и моложе;

    50% – 1966 г.р. и старше.

    Женщины как всегда проявляют большую активность (67% от общего числа вступивших в Программу). В свою очередь мужчины не должным образом задумываются о своем будущем (33%).

    Решение увеличить свои пенсионные накопления приняли 456 пенсионеров.

    Самая молодая участница Программы – девятиклассница из Быковского района, которой совсем недавно исполнилось 14 лет. Девочка, имея небольшой доход, приняла осознанное решение инвестировать в свое будущее.

    С начала года на счета органов ПФР поступило 49 млн. руб. дополнительных страховых взносов.

    Суммы перечисляемых взносов варьируются от 10 рублей до 92 тыс. рублей в месяц. Так, сумму в 92 тысячи перечислила неработающая женщина, которой до достижения пенсионного возраста осталось совсем немного. Она приняла решение вложить накопленные средства в Программу, чтобы получить господдержку и более высокий размер пенсии.

    Средний размер платежа на одного участника Программы от числа всех вступивших в правоотношения составляет 1435 руб. (по РФ – 868 руб., по ЮФО – 1036 руб.).

    По фактически уплаченным и разнесенным на лицевые счета средствам величина среднего размера платежа составляет 3485 руб. Данный размер платежа выше, чем средний по РФ и самый высокий в ЮФО.

    Если отслеживать динамику поступлений платежей, то налицо активизация процесса с октября этого года.

    Так, если в период с января по сентябрь в среднем поступало по 3 млн. руб., то:

    в октябре – 6 млн. руб.,

    в ноябре – 8 млн. руб.,

    за декабрь – более 8 млн. руб.

    Наиболее популярным в регионе оказался способ уплаты дополнительных взносов через работодателя. Сегодня таким способом перечисляют взносы 8,5 тысяч участников Программы или 74%.

    Через кредитные организации самостоятельно осуществляют платежи 3 тысячи участников или 26%.

    В регионе 15 организаций уплачивают «взносы работодателя» за своих работников. Ими перечислено 350 тысяч руб., из них наибольшие суммы внесены:

    — ОАО «Информационно Вычислительный Центр ЖКХ и ТЭК Волгограда» (155 тыс. руб.),

    — ООО «Водоснабжение» (43 тыс. руб.).

    Из общего числа участников Программы уплачивают дополнительные страховые взносы более 11 тысяч человек или 39% (средний показатель по РФ – 22%, по ЮФО – 33%.)

    Право на господдержку уже обеспечили себе более 10 тысяч участников (90% от уплативших). Из них 718 уже перечислили более чем 12 тысяч.

    Ожидается, что до конца года право на господдержку получат 97% участников Программы, осуществлявших платежи в течение года.

    На сегодняшний день сумма задолженности действующих предприятий составляет 313 млн. руб., что на 172 млн. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Значительно возросло и количество должников с 2,7 тысяч до 4 тысяч. Набольшую сумму задолженности имеют следующие плательщики:

  • ОАО «Волгоградский бройлер» — 6,5 млн. руб.
  • ОАО «Калачевский порт» — 1,3 млн. руб.
  • ООО «Агрофирма Агро-Елань» — 1,3 млн. руб.
  • ОАО ВЗ ЖБИ № 1 — 24,5 млн. руб.
  • ОАО ТК ВГТЗ — 17,7 млн. руб.
  • ОАО Волгоградский судостроительный завод — 7,7 млн. руб.
  • ОАО «Волгограднефтегазстрой» — 5,6 млн. руб.
  • В целях ликвидации задолженности Отделением применяется весь комплекс законодательных мер.

    Взаимодействие с органами местного самоуправления в целях пополнения доходной части бюджета ПФР эффективно реализуется в работе межведомственных комиссий. По итогам межведомственной комиссии в Администрации области, состоявшейся 22 января 2009 года, в бюджет ПФР поступило 100 млн. рублей.

    Инициативы Отделения по погашению задолженности находят постоянную поддержку у органов прокуратуры. В течение 2009 года органами прокуратуры вынесено более двух тысяч представлений к должникам об устранении нарушений законодательства и постановлений о возбуждении производства об административном правонарушении. Вопросы своевременной уплаты страховых взносов крупными предприятиями региона находятся на постоянном контроле в прокуратуре Волгоградской области. В результате у крупных страхователей отсутствует практически вся задолженность за 3 квартал 2009 года.

    Одним из наиболее важных направлений по обеспечению снижения суммы задолженности является обеспечение максимального поступления средств по исполнительным документам. И в этом направлении нам удалось добиться определенных успехов.

    После ознакомления с материалами исполнительного производства выявлено более 800 нарушений со стороны службы судебных приставов. Все они доведены до руководства данной службы. В некоторых случаях приходилось направлять материалы на неправомерные действия (бездействия) специалистов службы судебных приставов и в прокуратуру.

    В результате проведенных мероприятий эффективность взыскания выросла с 26% до 51%.

    За 11 месяцев этого года по исполнительным документам поступило 150 млн. рублей.

    Приведем наглядные примеры совместной работы специалистов Пенсионного фонда и службы судебных приставов.

    Большая работа проведена по отношению к должнику ООО Агрофирма «Агро-Елань». Руководство предприятия не пожелало предпринять какие-либо действия в целях досудебного урегулирования вопроса задолженности по налогам и страховым взносам. Службой судебных приставов наложен арест на принадлежащую предприятию сельхозпродукцию. В итоге было погашено 1,6 млн. руб. ООО МТС «Ежовское» – после ареста транспортных средств было погашено 300 тысяч руб.; ООО «Хозяин» (строительная компания) – погашено 500 тысяч руб.; ВООО Футбольный клуб «Ротор» – арест наложен на принадлежащие предприятию транспортные средства и стадион (погашено 300 тысяч руб.).

    К 28 руководителям предприятий, которые особо злостно не уплачивают в Пенсионный фонд, применена 315 статья Уголовного кодекса. Практика показала, что как только дело доходит до применения этой статьи, средства для погашения задолженности изыскиваются немедленно.

    Все вышеперечисленные мероприятия по снижению сумм задолженности и своевременной уплаты текущих страховых взносов обеспечат более качественный переход к реализации положений Федерального закона № 212-ФЗ.

    С 1 января 2010 года вступает в силу Федеральный закон № 212, который предусматривает замену единого социального налога страховыми взносами – окончательный переход на страховые принципы.

    Цели передачи администрирования страховых взносов в ПФР

    — повышение качества администрирования страховых взносов и достоверности персонифицированного учета за счет синхронизации финансового и информационного потоков;

    — ежеквартальная передача средств, поступающих на накопительную часть пенсии в УК и НПФ;

    — получение актуальной ежеквартальной информации для назначения или перерасчетов пенсий в течение года и для анализа положения на рынке труда;

    — обеспечение ежеквартального контроля за социальными выплатами

    — упрощение процедур администрирования для страхователей за счет применения современных технологий при их взаимодействии с ПФР.

    Преимущества перехода от ЕСН к страховым взносам

    Страховые взносы будут являться единственным источником финансирования пенсии, что очень важно для перехода всей пенсионной системы на страховые принципы. Это означает, что размер пенсии будет зависеть от объема страховых взносов, которые уплатил работодатель.

    Что изменится с нового года для плательщиков?

    Размер отчислений в Пенсионный фонд составит 20%, из них 6% – на накопительную часть для лиц 1697 года рождения и моложе. С 2011 года тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд составят 26%, а в совокупности – 34%.

    Льготы для отдельных категорий плательщиков

    Для отдельных категорий плательщиков, имеющих по действующему законодательству льготы при уплате единого социального налога, переход на общеустановленные тарифы будет происходить постепенно до 2015 года. В льготную категорию плательщиков входят:

    • сельхозтоваропроизводители;
    • работодатели, применяющие упрощенную систему налогообложения;
    • работодатели, уплачивающие единый налог на вмененный доход;
    • работодатели, производящие выплаты лицам, являющимся инвалидами;
    • работодатели, уплачивающие единый сельхозналог;
    • общественные организации инвалидов.
    • Отмена регрессивной шкалы

      На 2010 год установлено, что страховые взносы выплачиваются с заработка, не превышающего 415 тыс. руб. в год. Данная сумма будет ежегодно индексироваться.

      С 2010 года вводится новая отчетность в Пенсионный фонд, которая заменит отчеты по единому социальному налогу. Для удобства плательщиков разработаны новые формы. Указанные формы можно получить в территориальных органах Пенсионного фонда или на сайте Отделения – www.pfrf.ru/ot_volgrad/.

      Изменение порядка взыскания задолженности

      Согласно изменениям законодательства Пенсионный фонд становится администратором платежей и получает возможность при выявлении недоимки списывать задолженности с банковского счета неплательщика в бесспорном порядке, не затрачивая время на судебную процедуру и процедуру взыскания долга по исполнительным документам.

      Подготовка Отделения к предстоящему администрированию

      Понимая всю полноту ответственности за реализацию данного закона, региональным Отделением проведена серьезная подготовительная работа.

      Во-первых, состоялось поэтапное обучение специалистов как Отделения ПФР, так и территориальных Управлений ПФР.

      Во-вторых, прошло обучение страхователей (более 400 семинаров).

      В-третьих, с налоговыми органами проведена сверка состава страхователей; достигнута договоренность об участии специалистов каждого Управления Пенсионного фонда в выездных налоговых проверках с целью передачи опыта.

      В-четвертых, с фондом обязательного медицинского страхования и фондом социального страхования подписаны Соглашения об информационном взаимодействии.

      В-пятых, в результате проведения целого ряда мероприятий со службой судебных приставов в два раза увеличилось поступление страховых взносов от предприятий-должников.

      Таким образом, в настоящее время региональное Отделение полностью готово к администрированию страховых взносов с 1 января 2010 года.

      Индексация пенсии в 2009 году в россии

      1 февраля 2002 года

      Базовая и страховая часть пенсии индексировались отдельно и по разным правилам

      Индексация базовой части пенсии производилась с учетом темпов роста инфляции, но «в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда РФ на соответствующий финансовый год». Это означало, что запланированная индексация базовой части пенсии отражалась в законе о бюджете ПФР на предстоящий год и основывалась на прогнозе социально-экономического развития страны.

      Могло быть также произведено и дополнительное – как запланированное, так и незапланированное увеличение базовой части пенсии (она устанавливалась отдельными законами) — в целях её поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера [1] .

      Последнее перед 01.01.2010 повышение базовой части пенсии произошло 1 декабря 2009 года, когда она была установлена в размере 2562 рублей в месяц. [2]

      Правила индексации страховой части пенсии были идентичны тем, которые теперь применяются для страховой части трудовой пенсии.

      1 августа 2002 года

      1 апреля 2003 года

      1 августа 2003 года

      1 апреля 2004 года

      1 августа 2004 года

      1 августа 2005 года

      1,06 и 1,048 (коэффициент доп. увеличения)

      1 апреля 2006 года

      1 августа 2006 года

      1 апреля 2007 года

      1,092 (коэффициент доп. увеличения)

      1 февраля 2008 года

      1 апреля 2008 года

      1,075 (коэффициент доп. увеличения)

      1 августа 2008 года

      объединены в Страховую часть

      Начиная с 2010 года

      1 апреля 2010 года

      Фиксированный базовый размер и страховая составляющая страховой части пенсии индексируются одновременно

      1 февраля 2011 года

      1 февраля 2012 года

      1 апреля 2012 года

      1 февраля 2013 года

      Накопительная часть трудовой пенсии (НЧП) не индексируется. Когда трудовая пенсия по старости (в т.ч. ее накопительная часть — как в обычном порядке, так и в виде срочной пенсионной выплаты) назначена, ее размер подлежит ежегодной, с 1 августа, корректировке на специальный, рассчитанный Пенсионным фондом или негосударственным пенсионным фондом (в зависимости от того, где формировалась и кто выплачивает НЧП) корректирующий коэффициент [3] , по результатам инвестирования средств выплатного резерва и (или) пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» [4] . Такая корректировка осуществляется автоматически, то есть для нее не требуется обращение застрахованного лица.

      Перечисленные выше виды индексаций применяются уже тогда, когда пенсия назначена и человек ее получает. А если гражданин еще не вышел на пенсию или вышел, но продолжает при этом работать, у него накапливаются пенсионные права (пенсионный капитал ПК1 и ПК2 , а после 1 января 2010 года в пенсионный капитал еще включается и сумма валоризации СВ). Чтобы до наступления момента, когда он сможет получить их в виде страховой части пенсии (в момент назначения или перерасчета страховой части пенсии), они не обесценились в результате инфляционных процессов, Законом о трудовых пенсиях предусмотрена индексация расчетного пенсионного капитала (суммы ПК1 и ПК2, и после 01.01.2010 г. — СВ). Конкретная величина индексации определяется Правительством РФ, исходя из тех же критериев, что используются для индексации и дополнительного увеличения страховой части пенсии (индекс роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий).

      Таким образом, пока гражданину не назначена страховая часть трудовой пенсии, индексируется его расчетный пенсионный капитал (в соответствии с пунктом 2 статьи 29.1 и пунктом 11 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях). С того момента, как гражданин становится получателем трудовой пенсии, его расчетный пенсионный капитал «преобразуется» в страховую часть его пенсии и с этого момента индексируется уже она (в соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 17) , а не расчетный пенсионный капитал.

      Таблица 7. Коэффициент индексации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц

      Дата, с которой
      производится
      индексация

      Дата вступления в силу нормативного акта, устанавливающего размер коэффициента индексации

      1 января 2011 года

      1 января 2010 года

      1 января 2009 года

      1 апреля 2010 года

      1 января 2008 года

      1 апреля 2009 года

      1 января 2007 года

      1 апреля 2008 года

      1 января 2006 года

      1 апреля 2007 года

      1 января 2005 года

      1 апреля 2006 года

      1 января 2004 года

      1 августа 2005 года

      1 января 2003 года

      1 апреля 2004 года

      1 января 2002 года

      1 апреля 2003 года

      Иногда возникает вопрос, должна ли производиться (и каким образом) индексация расчетного пенсионного капитала работающего пенсионера (состоящего из поступивших за него после назначения пенсии страховых взносов).

      ü Заметим, что данный вопрос в настоящее время регламентирован пунктом 24 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях (до 01.01.2010 – п. 10 ст. 14).

      Разберем данную ситуацию подробно на двух примерах.

      Пример 1. Допустим, продолжающий трудовую деятельность пенсионер отказался от автоматического ежегодного перерасчета размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях . Т.е. на его пенсионном счете постепенно накапливается новый пенсионный капитал , состоящий из поступивших за него после выхода на пенсию, но не ранее 1 января 2002 года, страховых взносов (прежний пенсионный капитал (ПК1, ПК2, сумма валоризации СВ) к этому моменту уже учтен при назначении пенсии – преобразован в страховую составляющую страховой части трудовой пенсии этого гражданина). В этом случае индексации подлежит как страховая составляющая страховой части пенсии этого гражданина (на коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии), так и его еще не «преобразованный» в страховую часть страховой части пенсии расчетный пенсионный капитал (на коэффициенты индексации расчетного пенсионного капитала).

      Индексация сумм уплаченных страховых взносов, принимаемых во внимание при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для назначения трудовых пенсий, производится после включения их в расчетный пенсионный капитал [5] (отметим, что в приведенной по ссылке телетайпограмме речь идет о периоде 2002-2009 гг., когда учет уплаченных за работника страховых взносов был ежегодный; в 2010 году – учет полугодовой; с 2011 года – поквартальный. Более подробно о порядке и сроках учета поступающих за застрахованное лицо страховых взносов – см. в подразделе «Случаи изменения размера страховой составляющей страховой части пенсии (ССП) у работающих пенсионеров» в разделе «Изменение размера трудовой пенсии» ).

      Пример 2. Гражданину была назначена трудовая пенсия 01.05.2003 года. Он продолжал работать и обратился за перерасчетом страховой части как работающий пенсионер (речь идет о периоде 01.01.2002 – 13.07.2009 (дата вступления в силу Федерального закона от 30.06.2009 № 142-ФЗ), когда перерасчет страховой части пенсии работающим пенсионерам производился только в заявительном порядке). Соответствующий перерасчет был произведен 01.07.2004 г.

      Разберемся, как индексировался расчетный пенсионный капитал (ПК) в этом примере.

      Итак, индексация ПК произошла еще до назначения гражданину трудовой пенсии. Смотрим данные в таблице 7. 1 апреля 2003 года был проиндексирован имевшийся у гражданина на 01.01.2002 пенсионный капитал (фактически он состоял только из ПК1). Затем с 01.05.2003 по 01.07.2004 производились индексации уже страховой части пенсии, одновременно на пенсионном счете гражданина формировался новый пенсионный капитал из продолжающих поступать за него страховых взносов.

      1 апреля 2004 года вступило в силу постановление Правительства, предусматривающее индексацию расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, который имелся у них на 01.01.2003 г. Однако, если четко следовать букве закона (в п . 10 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях в ред. до 01.01.2010 пояснялось, что «в случае установления трудовой пенсии по старости…средства,…учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание…при индексации расчетного пенсионного капитала» ) индексация пенсионного капитала, приобретенного с 01.01.02 по 01.01.03 не производится, так как он уже был учтен в страховой части пенсии, которая в этот период и индексировалась. Аналогично не будет индексироваться и пенсионный капитал, приобретенный впоследствии, так как на момент когда такая индексация может быть произведена, он уже будет учтен в страховой части пенсии при ее перерасчете (расчетный пенсионный капитал на 01.01.2004, который проиндексирован с 1 апреля 2005 года, уже учтен при перерасчете страховой части пенсии 01.07.2004 г.).

      С ум м а же пенсионных накоплений ( ПН ), п ока пенсия еще не назначена , не индексируется, она лишь меняется (не обязательно увеличивается) в зависимости от результатов их инвестирования.

      ПРИМЕР РАСЧЕТА ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

      Мужчина – 01.01.1967 г.р.

      З/п – на уровне средней по стране

      Начало работы – 01.01.1987 год

      Дата выхода на пенсию – 01.01.2027 год

      «Период дожития» для подсчета страховой части пенсии (Т) – 228 месяцев

      Величина «периода дожития» (Т), применяемого для расчета накопительной части трудовой пенсии по старости, в примере принимается равной показателю Т, который используется для подсчета страховой части пенсии

      Застрахованное лицо изначально относится к категории «молчунов», т.е. пенсионные накопления остаются в Пенсионном фонде РФ, в расширенном инвестиционном портфеле (управляет ими государственная управляющая компания)

      Ежегодная индексация расчетного пенсионного капитала (ПК) с учетом темпов инфляции и роста средней заработной платы в стране

      Доходность от инвестирования пенсионных накоплений (ПН) не ниже инфляции

      Зарплата работника на протяжении трудовой деятельности находится в таких пределах, что до 1 января 2010 года на подлежащие уплате за работника страховые взносы в ПФР регресс не распространялся, а после 1 января 2010 года облагаемая страховыми взносами также находится в пределах максимальной суммы, облагаемой взносами, идущими на формирование пенсионных прав.

      Кроме того, учитывая планируемые с 2014 года изменения в порядке реализации застрахованным лицом своего права на управление средствами пенсионных накоплений и возможности перераспределения взносов, идущих на страховую и на накопительную часть пенсии [6] , предположим, что работник выразил желание продолжать формировать свои пенсионные накопления в ПФР в расширенном инвестиционном портфеле и за него продолжают и в 2014 году перечисляться взносы в размере 10 % на страховую часть пенсии (ПК2) и 6 % на накопительную часть (ПН).

      Конечный результат (размер пенсии) указан в масштабе цен 2013 года.

      Условные обозначения: ИЛС – индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде РФ, где отражаются данные о поступающих за работника взносах, из которых формируются его пенсионные права (страховая (ПК2) и накопительная часть пенсии).

      Пенсия = СЧ+НЧ

      1. СЧ – страховая часть трудовой пенсии.

      СЧ = Б + ССП

      Б – фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости, определенный на дату назначения пенсии.

      Поскольку конечный результат расчета дан в масштабе цен 2013 года, в данном примере Б рассчитан исходя из величины фиксированного базового размера на 01.02.2013 – 3495 рублей (размер Б на 01.12.2009 — когда он последний раз на сегодняшний день был установлен в абсолютном размере — 2562 рубля умножаем на коэффициенты индексации и дополнительного увеличения страховой части трудовой пенсии за период с 01.12.2009 по 01.02.2013). Учитывая, что начиная с 1 января 2015 года фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости подлежит увеличению на 6 % за каждый полный год страхового стажа сверх норматива стажа (30 лет для мужчин), размер Б составит 5 592 рубля (3495 + 3495 * 6% * 10 лет).

      ü Более подробно о вводимой с 1 января 2015 года зависимости размера Б от страхового стажа пенсионера — см. подраздел «Фиксированный базовый размер страховой части пенсии (Б)» раздела «Размер трудовой пенсии по старости».

      ССП – страховая составляющая страховой части трудовой пенсии по старости.

      ССП = ПК / Т = (сумма расчетного пенсионного капитала по состоянию на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости) / (период дожития Т на момент назначения страховой части пенсии по старости (228 мес.)).

      ПК = (ПК1 (пенсионный капитал, приобретенный до 2002 г.)+СВ(сумма валоризации)+ПК2 (пенсионный капитал, приобретенный после 2002 г.)).

      Окончательный размер ПК считается с учетом индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии с п. 8 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях.

      Индексация расчетного пенсионного капитала на:

      trudprava.ru