Информация об авторе учебного пособия

Информация об авторе учебного пособия

Библиографическая ссылка на статью:
Овчинникова Е.Н. К определению терминов «учебник» и «учебное пособие» // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/05/1189 (дата обращения: 07.06.2018).

Новый этап развития образования в России, связанный с переходом на вариативное и профильное образование, сопровождается разнообразием учебной литературы как на федеральном и региональном уровнях, так и в рамках отдельных учебных заведений. В данных условиях правомерен вопрос о необходимости четкого определения значения и функций каждого типа учебной книги, в частности, учебника и учебного пособия.

Рассмотрим последовательно определения терминов «учебная книга», «учебная литература», «учебник», «учебное пособие», которые приводятся в специальной книговедческой, исследовательской и педагогической литературе.

В.С. Цетлин приводит следующее определение понятия «учебная книга»: «Учебная книга – средство обучения, которое предоставляется для преподавания и учения в общеобразовательных школах в виде книги или брошюры. Учебные книги отвечают требованиям программ, содержат дидактически и методически обработанный материал (как правило) одного учебного предмета для одного учебного года. В большей мере, чем другие средства обучения, учебные книги служат для развития духовных способностей, прививают умения учиться по книгам. Они служат основой для самообразования и непрерывного образования. Учебные книги необходимы учителю и ученику, как на уроке, так и дома» [8, с. 274].

К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, учебно-методические пособия, задачники, справочники и другие печатные материалы, используемые на учебных занятиях. Учебная литература является важнейшим элементом методического обеспечения учебного процесса [5, с. 149].

В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие» отмечено, что «Учебник – это основная учебная книга по конкретной дисциплине. В нем излагается система базовых знаний, обязательных для усвоения обучающимися. Содержание учебника должно удовлетворять требованиям государственного образовательного стандарта и полностью раскрывать примерную программу по конкретной дисциплине».

В работах других исследователей учебник определяется как:

1. «Массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей» [2, с. 330].

2. «Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1, с. 10].

3. «Совокупность редуцированных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарата организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания»[7].

4. «Книга или другой носитель информации, в которой содержится систематический учебный материал, необходимый для организации образования по определенному учебному курсу» [4, с. 214].

Если обобщить указанные определения термина «учебник», то можно сделать вывод, что учебник – это:

— основной и ведущий вид учебной литературы.

Для учебника характерно систематическое изложение учебного материала в соответствии с учебной программой. Кроме того, учебник должен содержать не менее 75% объема учебного материала, предусмотренного программой [5, с. 150].

Учебное пособие, наряду с учебником, является разновидностью учебной литературы. В письме Минобразования Российской Федерации от 23.09.2002 г. «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»» отмечено, что «Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме. В случае, когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия».

Для того чтобы выделить сущностные признаки учебного пособия, рассмотрим ряд определений понятия «учебное пособие».

1. «Пособиями называют те книги, которые помогают более быстрому и более плодотворному пользованию учебниками» [3, с. 320].

2. «Учебное пособие – это вид учебной книги, решающий отдельные задачи, важные для развития самостоятельности учащихся и их духовных сил. К учебным пособиям относятся справочники, библиографии, повторительные книги» [8, с. 280].

3. «Учебное пособие является дополнением к учебнику, если он (учебник) не охватывает всех вопросов учебной программы или не отражает последних достижений науки и практики по отдельным вопросам» [5, с. 150].

4. «Учебные пособия (хрестоматии, сборники задач и упражнений, словари, справочники, книги для внеклассного чтения и др.) являются значительным дополнением к учебнику. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера» [6, с. 254].

5. «Учебное пособие следует рассматривать как источник учебной информации и средство обучения, которое дополняет учебник и способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний» [7].

6. «Учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания» [1, с. 10].

Нельзя не отметить, что последнее из рассмотренных определений, вносит неопределенность в трактовку понятия «учебное пособие», приводит к смешению понятий «учебник» и «учебное пособие» за счет введения в определение признака «частично (полностью) заменяющее учебник».

Обобщив приведенные определения термина «учебное пособие», можно сделать вывод, что учебное пособие – это:

средство обучения;

— источник учебной информации;

— вид учебной литературы, дополняющий учебник.

Для наглядности представим результаты анализа схематично (рис.1).

human.snauka.ru

Гриф учебных пособий, учебников, курса лекций

Вы написали и хотите издать книгу учебной направленности? Чтобы книгу или пособие можно было использовать в учебных заведениях, изданию необходимо присвоить гриф.

Что такое гриф учебного издания

Гриф — это надпись на титульном листе, свидетельствующая об успешном прохождении экспертизы и соответствии данного учебного издания современным требованиям образования в определенной области. Гриф присваивается на основании рецензий авторитетных специалистов по имеющемуся предмету.

Учебные издания, подлежащие грифованию:

Виды грифов учебных изданий

Существует два вида грифов для учебных изданий:

  • «Допущено…» — для ранее не издававшихся работ.
  • «Рекомендовано…» —используется, когда требуется переиздание ранее изданных учебных материалов, уже испытанных в образовательном процессе.
  • Для каждого учебного издания составляется свой специфический гриф, включающий:

    Автор или издательство не имеют права изменять текст грифа.

    Куда нужно обратиться за получением грифа учебного издания

    Для получения грифа вы можете обратиться в «Федеральный институт развития образования» (ФИРО), «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» (МГУП), либо в Учебно-методическое объединение (УМО). На эти учреждения возложены обязанности по организации экспертизы, которая будет проведена в уполномоченном госучреждении согласно специализации учебного издания.
    Прошедшая экспертизу работа получает рекомендации (допуск) или отказ в применении в образовательных процессах по соответствующей дисциплине.

    Что необходимо предоставить

    Для получения грифа автор или его представитель (издательство) должен предоставить в уполномоченное учреждение следующие материалы:

    • два или три (в соответствии со спецификой литературы) оригинал-макета либо изданные экземпляры (при переиздании) подлежащей рецензированию работы.
    • письмо с краткой характеристикой учебного издания, указанием адресной аудитории и его выходными данными;
    • информация об авторе (должность, ученая степень, наличие изданных работ);
    • примерная программа дисциплины.
    • Срок действия грифа учебного издания

      После получения грифа у автора есть год на издание книги. Если же по каким бы то ни было причинам этого не произойдет, гриф придется получать заново.
      Подтверждение грифа необходимо, если после издания учебной литературы прошло более пяти лет и требуется её переиздание. Это нужно для приведения содержания учебной литературы в соответствие с обязательным образовательным минимумом.

      Копирование информации возможно лишь с разрешения владельца сайта.

      dpk-press.ru

      В учебнике излагаются основные положения курса «Основы теории национальной безопасности», изучаемого в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации руководящих работников и государственных служащих. Автор стремился учесть те новые требования, которые предъявляет к теории национальной безопасности современная международная обстановка, порожденные ею опасности и угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В учебнике отражен опыт изучения теории и практики обеспечения национальной безопасности, накопленный как в зарубежной, так и отечественной научной и высшей школе, а также ранее подготовленных научных и учебных изданий по данной проблематике. При написании работы использован широкий круг оригинальной мировой литературы, а также практика многих иностранных государств, международных, региональных и национальных организаций по обеспечению безопасности человека (личности), общества и государства.

      Книга рассчитана на студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений, а также на всех интересующихся и изучающих проблему теории национальной безопасности.

      The textbook presents the main provisions of the course «fundamentals of the theory of national security», studied in higher educational institutions, courses of improvement of professional skill of executives and public servants. The author has sought to incorporate those new requirements, which makes the theory of national security in the modern international situation, generated by it danger and threats to the national security of the Russian Federation. In the textbook reflects the experience of studying the theory and practice of national security, gained in both foreign and domestic research and higher education, and previously prepared scientific and educational publications on the subject. When writing a work used by a wide range of original world literature, as well as the experience of many foreign States, international, regional and national organizations in ensuring human security (of the individual), society and the state.

      The book is intended for students, undergraduates and postgraduates of higher educational institutions, and anyone interested in and studying the theory of national security.

      В учебном пособии излагаются основные положения курса «Социология», изучаемого в высших и средних учебных заведениях, на курсах повышения квалификации руководящих работников, государственных служащих и юристов. В темах учебного пособия дается общее представление о современной социологии и проблемах ее развития. Освещаются важнейшие темы, имеющие интерес для современного общества: общество, социальные общности и группы, социальные институты и организации, личность, социальный контроль и девиантное поведение, социальная стратификация, социальное взаимодействие, социальный конфликт и другие. Работа базируется на учебно-методической и справочной литературе по социологии, материалах, раскрывающих мировой и отечественный опыт, реалиях нынешнего этапа общественного развития.

      Пособие рассчитано на студентов и преподавателей, а также всех, кто интересуется жизнедеятельностью общества.

      The textbook presents the main provisions of the course «Sociology» is taught in higher and secondary educational institutions, courses of improvement of qualification of managers, civil servants and lawyers. The topics in the training manual gives an overview of modern sociology and development issues. Covering important topics of concern to modern society: society, social communities and groups, social institutions and organizations, personality, social control and deviant behavior, social stratification, social interaction, social conflict and others. The work is based on educational methodical and reference literature in sociology, the materials that reveal the global and domestic experience, the realities of the present stage of social development. The manual is designed for students and teachers, and anyone interested in the life of society.

      zelenkov.ucoz.ru

      Институт социологии
      Российской академии наук

      117218, г. Москва,
      ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
      Тел.: 8 (495) 719-09-40
      Факс: 8 (495) 719-07-40
      E-mail:[email protected]
      www.sociology-institute.ru

      • Главная
      • >
      • Образование
        • В этом разделе
        • Научно-образовательный центр
        • Диссертационные советы
        • Учебники и учебные пособия
        • Социологический факультет ГАУГН
        • Дополнительное образование и повышение квалификации
        • > Учебники и учебные пособия
        • Учебники и учебные пособия

          Здесь представлены учебники и учебные пособия, подготовленные сотрудниками Института социологии РАН.

          Политическая социология : учебник для академического бакалавриата / Ж. Т. Тощенко [и др.] ; под ред. Ж. Т. Тощенко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 526 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-89563-6.

          В учебнике предмет политической социологии представлен с позиций четкого определения ее места и роли в структуре социологического знания. Оригинальность данного учебного издания в том, что оно предлагает посмотреть на мир политики глазами простого человека. Политическая жизнь, в конечном счете, складывается не по официальным документам, а по воле и устремлениям большинства людей. И если их позиция, оценки и ориентации учитываются в процессе политического руководства, то это является залогом согласованного развития без социальных кататроф и катаклизмов. Учебник построен на обширных эмпирических данных, полученных ведущими социологическими центрами России.

          Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 200 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).
          Адамьянц Т.З.

          Учебник является адаптированным для восприятия студентов изложением ключевых теоретических и практических аспектов семиосоциопсихологической парадигмы, разработанной в рамках российской академической науки выдающимся ученым Т.М. Дридзе (1930-2000). В самом наименовании этой парадигмы легко “прочитывается” ее главное достоинство: междисциплинарность, исследовательский поиск и возможности кругозора “на стыке наук”. Основными точками отсчета при этом оказываются такие скрытые, невидимые без специального инструментария “пружины”, как мотивационно-целввые, или интенциональные, первопричины общения, а также – направленность на поиск оптимальных форм и способов создания диалогического коммуникативного пространства между общающимися сторонами. В работе много иллюстративного материала, представляющего собой данные исследований, проведенных под руководством автора. В пособии предлагаются методы и подходы, знакомящие с комплексными социально-диагностическими и социально-проектными технологиями, направленными на совершенствование коммуникативных навыков людей, на реализацию задач социально ориентированного управления коммуникационными процессами. Учебник рекомендован для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям, а также для студентов технических, экономических и т.д. вузов в качестве в рамках дисциплин общеобразовательного и дополнительного образования.

          Тощенко, Ж. Т. Социология труда : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ж. Т. Тощенко, Г. А. Цветкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 472 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06737-8.

          В учебнике предлагается принципиально новый подход в поиске наиболее рационального решения актуальных проблем труда и производства. Авторы анализируют их в единстве генезиса идей, их изменения, использования и применения. Особое место отводится изучению поведения человека в условиях новых технологий. Теоретическая часть сопровождается практикумом, содержащим тесты для самопроверки, контрольные вопросы, итоговый тест.

          Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов : учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 343 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат).
          Чумиков А.Н., Бочаров М.П.

          В максимально приближенном к потребностям практики учебнике описывается полный цикл действий по связям с общественностью (PR-действий), необходимых как в работе самих государственных и муниципальных организаций, так и при реализации подрядными организациями государственных и муниципальных информационно-коммуникационных проектов. Книга адресована профильным сотрудникам этих организаций, специалистам бизнес-структур и общественных формирований — исполнителям PR-проектов, студентам и преподавателям специальности «Реклама и связи с общественностью». Книга оперирует главным образом примерами конца первого — начала второго десятилетия XXI в. Ряд разделов книги вместе с методикой работы над ней предлагается массовой аудитории впервые. Соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

          Коррупция в России: информационно-правовые методы противодействия : учебное пособие / отв. ред., кандидат юридических наук, доктор социологических наук Иса­кова Ю.И. Ростов-н/Д.: Фонд науки и образования. 2017.- 128 с.
          Печкуров И.В.

          Обеспечение национальной безопасности общества выступает приоритетным направлением каждого государства, и с этой точки зрения проблемы коррупции привлекают пристальное внимание общественности, так как коррупция обладает чрезвычайно разрушительным эффектом воздействия на все сферы общественной жизни. В развиваемой в данном учебном пособии концепции приоритетная роль в борьбе с коррупцией отводится методам информационно-правового воздействия как наиболее адекватным в современной информационной реальности, в которую вступило общество в начале третьего тысячелетия. В учебном пособии подробно анализируются теоретические аспекты исследования коррупции в выбранном ракурсе, а также предлагается широкий массив эмпирических и статистических данных, в совокупности обосновывающих и демонстрирующих размах коррупции в стране, источники сс распространения и причины воспроизводства в современном информационном пространстве. Учебное пособие ориентировано на широкий круг читателей: прежде всего обучающихся в высших учебных заведениях (бакалавров, магистрантов и аспирантов)^ преподавателей социологических дисциплин, а также всех тех, кто интересуется проблемой коррупции в современном обществе. Обеспечение национальной безопасности общества выступает приоритетным направлением каждого государства, и с этой точки зрения проблемы коррупции привлекают пристальное внимание общественности, так как коррупция обладает чрезвычайно разрушительным эффектом воздействия на все сферы общественной жизни. В развиваемой в данном учебном пособии концепции приоритетная роль в борьбе с коррупцией отводится методам информационно-правового воздействия как наиболее адекватным в современной информационной реальности, в которую вступило общество в начале третьего тысячелетия. В учебном пособии подробно анализируются теоретические аспекты исследования коррупции в выбранном ракурсе, а также предлагается широкий массив эмпирических и статистических данных, в совокупности обосновывающих и демонстрирующих размах коррупции в стране, источники сс распространения и причины воспроизводства в современном информационном пространстве. Учебное пособие ориентировано на широкий круг читателей: прежде всего обучающихся в высших учебных заведениях (бакалавров, магистрантов и аспирантов) преподавателей социологических дисциплин, а также всех тех, кто интересуется проблемой коррупции в современном обществе.

          Реклама и связи с общественностью: профессиональные компетенции: учебное пособие. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 520 стр.
          Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Самойленко С.А.

          В настоящем учебном пособии впервые в российской практике комплексно представлены содержательные аспекты рекламы и связей с общественностью, а также других видов современных маркетинговых коммуникаций. Описываются направления деятельности, где специалист по PR и рекламе должен иметь навыки (компетенции) для самостоятельного выполнения операций, а также сопряженные сферы, где профессиональный коммуникатор формулирует заказ и контролирует его исполнение. За основу разделов книги взяты направления развития профессиональных компетенций, содержащиеся в утвержденных вариантах и проектных разработках Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Реклама и связи с общественностью». В учебном пособии аккумулированы теоретические разработки, а также многочисленные примеры из современной российской, европейской, американской практики. Книга предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей, прикладных специалистов, работающих в области рекламы и связей с общественностью, других видов маркетинговых коммуникаций.

          Социальная диагностика и социологическая экспер­ тиза : учебное пособие / Ю.Г. Волков. — М. : КНОРУС, 2015. — 240 с. — (Бакалавриат).
          Волков Ю.Г.

          Освещаются недостаточно исследованные российскими социологами вопросы социальной диагностики и социологической экспертизы. Автор книги полагает, что разработка концептуальных и прикладных проблем указанного направления социологической мысли может способствовать повышению статуса социологии и как академической дисциплины, и как социально полезного знания, включенного в процесс формирования стратегии социального развития российского общества. Учебное пособие можно считать пропедевтикой в новое социологическое поле, так как предлагает читателям понять логику перехода социологии к диагностическому и экспертному знанию. Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования нового поколения. Для студентов вузов, обучающихся по направлению «Социология», а также специалистов в области социальной диагностики и экспертизы. Освещаются недостаточно исследованные российскими социологами вопросы социальной диагностики и социологической экспертизы. Автор книги полагает, что разработка концептуальных и прикладных проблем указанного направления социологической мысли может способствовать повышению статуса социологии и как академической дисциплины, и как социально полезного знания,включенного в процесс формирования стратегии социального развития российского общества. Учебное пособие можно считать пропедевтикой в новое социологическое поле, так как предлагает читателям понять логику перехода социологии к диагностическому и экспертному знанию.Соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования нового поколения. Для студентов вузов, обучающихся по направлению«Социология», а также специалистов в области социальной диагностики и экспертизы.

          Учебник по социологии управления // Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. — М.: КРАСАНД, 2015. — С. 412-414.
          Тихонов А.В.

          Словарная статья об учебнике по социологии управления.

          Учебное исследование по эмпирической социологии. Учебное пособие. 2-е издание дополненное и переработанное. М. Издательство МГИМО-Университет, 2015. — 252 с.
          Темницкий А.Л.

          В учебном пособии рассматриваются все необходимые этапы проектирования, проведения и анализа данных социологического исследования. Комплексно увязываются лекционные материалы, практические задания и компьютерные занятия. Данная работа предназначена для студентов, преподавателей и практиков, всех интересующихся технологией проектирования, проведения и анализа данных и подготовки отчета по результатам социологического исследования.

          Черноморско-Каспийский регион и проблемы национальной безопасности России: учебное пособие / отв. ред. Ю.Г. Волков. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2015. — 214 с.

          Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения. В данном пособии рассматриваются проблемы междисциплинарного научного исследования вопросов национальной безопасности России в контексте актуальных геополитических, георелигиозных и геоэкономических угроз в Черноморско-Каспийском регионе. Пособие выполнено по Гранту Южного федерального университета на тему «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи». Адресовано студентам, обучающимся по специальностям «Регионоведение», «Конфликтология», а также всем, интересующимся проблемами национальной безопасности РФ. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения. В данном пособии рассматриваются проблемы междисциплинарного научного исследования вопросов национальной безопасности России в контексте актуальных геополитических, георелигиозных и геоэкономических угроз в Черноморско-Каспийском регионе. Пособие выполнено по Гранту Южного федерального университета на тему «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и моделиагрессивного и враждебного поведения молодежи». Адресовано студентам, обучающимся по специальностям «Регионоведение», «Конфликтология», а также всем, интересующимся проблемами национальной безопасности РФ.

          Корпоративная культура. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2014. — 168 с.
          Давыденко_ В.А., Воронов В.В., Черноморченко С.И.

          Исследуются сущность понятия корпоративная культура, типология копроративных культур, рассматривается влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организаций. Учебное пособие адресовано студентам, обучающимся по всем профиля направления Менеджмент.

          Социология : учебник / Ю. Г. Волков — Изд. 3-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2014. — 667, [1] с. — (Высшее образование).
          Волков Ю.Г.

          Книга представляет собой учебник по общей социологии, написанный в соответствии с новым Государственным стандартом. Объем учебного пособия охватывает базисные понятия курса социологии. Обилие примеров из жизни, служащих разъяснению теоретических положений, простота и доступность изложения, многочисленные современные социологические эмпирические данные ориентированы на непроизвольное запоминание и обеспечивают легкость усвоения учебных тем. В конце каждого раздела даются вопросы и задания. В основу учебника положен многолетний опыт преподавания социологических дисциплин, а также обширные теоретические наработки автора. Некоторые материалы, почерпнутые из иностранных источников, впервые вводятся в отечественный научный оборот. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, всех интересующихся социологией. Книга представляет собой учебник по общей социологии, написанный в соответствии с новым Государственным стандартом. Объем учебного пособия охватывает базисные понятия курса социологии. Обилие примеров из жизни, служащих разъяснению теоретических положений, простота и доступность изложения, многочисленные современные социологические эмпирические данные ориентированы на непроизвольное запоминание и обеспечивают легкость усвоения учебных тем. В конце каждого раздела даются вопросы и задания.В основу учебника положен многолетний опыт преподавания социологических дисциплин, а также обширные теоретические наработки автора. Некоторые материалы, почерпнутые из иностранных источников, впервые вводятся в отечественный научный оборот. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, всех интересующихся социологией.

          Социология в 2-х тт. Т.1. Классические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 1. М.: Юрайт, 2014. — 584 с.
          Кравченко С.А.

          Автор в концентрированной форме излагает суть творчества ведущих представителей мировой социологической мысли, начиная от основания социологии Огюстом Контом и заканчивая эпохой конца «больших» теории, ассоциируемой с именем Толкота Парсонса. Особое внимание уделено тому, чтобы у читателя сложилось целостное представление о динамике социологической науки, обусловленной ускоряющимся, а главное усложняющимся развитием социума.

          Изложение социологического знания осуществляется через призму сравнения не только теоретико-методологического инструментария, но и особенностей социологического мышления и социологического воображения рассматриваемых ученых, что апеллирует к активной позиции студента, предполагает развитие творчески-критического отношения к социальному знанию. Практическая польза от подобной подачи материала заключается в ориентации читателей на комплексное и одновременно избирательное использование различных теорий, их методологического инструментария, учит на этой основе принятию более гибких жизненных, политических и управленческих решений.

          Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей, а также всех, кто интересуется проблемами развития социального знания, его валидности в контексте усложняющихся процессов социальной и культурной динамики.

          Социология в 2-х тт. Т.2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. Учебник для академического бакалавриата. Издание 2. М.: Юрайт, 2014. — 636 с.
          Кравченко С.А.

          Данный Учебник является логическим продолжение первого тома. Автор в концентрированной форме излагает суть творчества ведущих представителей мировой социологической мысли, начиная от теории среднего уровня Роберта Мертона и заканчивая междисциплинарными поворотами в социологии, ассоциируемые с именами Дж. Урри, У. Бека, Дж. Александера. Особое внимание уделено тому, чтобы у читателя сложилось целостное представление о динамике социологической науки после Второй мировой войны вплоть до наших дней, теоретических разработках, совершенных уже в XXI веке.

          Факторный анализ потребительских настроений в экономике. Учебное пособие. Издание второе дополненное и исправленное. Даугавпилс: Daugavpils Universitātes Akadēmiskais apgāds «Saule», 2014. 102 с.
          Воронов В.В., Гришин А.А., Краско В.Д.

          Математические методы и компьютерные технологии – необходимые инструменты деятельности современного специалиста, решающего актуальные задачи исследования в экономике, маркетинге, социологии, других социальных науках. Один из таких методов – факторный анализ – позволяет находить скрытые на поверхности явлений взаимосвязи, определяющие и направляющие функционирование, развитие исследуемых объектов социально-экономической действительности. Структура учебного пособия предусматривает изложение сущности и методики проведения факторного анализа, возможностей его практического применения, в том числе и на примере факторного анализа потребительских настроений в экономике, с использованием программы SPSS.

          Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе высших учебных заведений при подготовке студентов, магистрантов по дисциплинам «Макроэкономика», «Маркетинг», «Социология», «Статистика», «Экономическая социология», а также докторантов экономического направления и всех тех, кто интересуется применением прикладных математических методов в современных социальных науках.

          Зарубежное регионоведение (евразийские исследования): Россия и страны Черноморско-Каспийского региона: учебник / отв. ред. Ю.Г. Волков. — М.; Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2013. — 528 с.
          Волков Ю.Г.

          Учебник подготовлен в соответствии с требованиями общей образовательной программы «Зарубежное регионоведение (евразийские исследовании): Россия и страны Черноморско-каспийского региона». В учебнике в русле геопространственного подхода с учетом современных научных достижений в области евразийских исследований рассматривается геоисторическая, географическая, геополитическая, геоидеологическая, георелигиозная, геокультурная и геоэкономическая специфика Черноморско- Каспийского региона как геопространственной области конфликтов и сотрудничества. Анализируются основные геостратегические проекты, определяющие геопространственные тренды в Евразии. Предназначается преподавателям, студентам высших учебных заведений и всем кто интересуется проблемами регионалистики Учебник подготовлен в соответствии с требованиямиобщей образовательной программы «Зарубежное регионоведение (евразийские исследования): Россия и стран Черноморско-каспийского региона». В учебнике в русле геопространственного подхода сучетом современных научных достижений в областиевразийских исследований рассматриваетсягеоисторическая, географическая, геополитическая,геоидеологическая, георелигиозная, геокультурная игеоэкономическая специфика Черноморско-Каспийского региона как геопространственнойобласти конфликтов и сотрудничества.Анализируются основные геостратегические проекты,определяющие геопространственные тренды в Евразии.Предназначается преподавателям, студентам высших учебных заведений и всем кто интересуется проблемами регионалистики.

          Политическая социология 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 623 с.

          Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. Особое внимание уделено основному критерию, определяющему специфику социологии жизни, в основе анализа которой — политическое сознание и политическое поведение людей в условиях конкретной социально-экономической ситуации на основных его уровнях макро-, мезо- и микросреды. Через человека, его мировоззрение рассматриваются эволюция политической социологии, основные социальные институты — государство и его структурные элементы (парламент, местное самоуправление, бюрократия, элита, политический лоббизм и политическая оппозиция, а также армия как гарант стабильности) и гражданское общество (общественные объединения, политические партии, этнонациональные и молодежные организации и сообщества, средства массовой информации и мнение людей о международных отношениях). Также большое внимание уделено механизму реализации политических отношений через политические технологии и его конкретные формы -политические социализацию и идеологию, поведение людей в процессе избирательных кампаний, роль общественного мнения.

          Для бакалавров, магистров и аспирантов вузов, преподавателей социальных дисциплин, а также читателей, интересующихся политической жизнью общества.

          Социология труда. Учебник для вузов. – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012, – 464 с.
          Тощенко Ж.Т., Цветкова Г.А.

          Это третье издание учебника, включающее в себя полный комплекс учебно-методических материалов по социологии труда. Курс раскрывает принципиально новое прочтение теории и практики использования социальных резервов труда. Изложение материалов построено на объективной логике всестороннего раскрытия социального потенциала работника, когда по мере развития производства обращалось внимание на определенные аспекты человеческих возможностей и как это воплощалось в сфере труда. Социальные проблемы труда анализируются в единстве генезиса идей, их изменения и применения.

          Учебник позволяет наиболее эффективно организовать изучение курса, поскольку теоретический материал дополнен практикумом, определяющим органическое сочетание широкого спектра лекционных тем с разнообразными формами практических занятий, апробированных в различных вузах.

          Учебник рассчитан на широкий круг читателей. Он необходим студентам, аспирантам и преподавателям, а также полезен руководителям и специалистам предприятий, и организаций и учреждений различных уровней.

          www.isras.ru