Инкассация законы

Инкассация законы

КТО ИМЕЕТ ПРАВО ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ ИНКАССАЦИИ

Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно — правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно — правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
(п. 2.1, п. 2.2, п. 2.5, «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 N 14-П)

Инкассация и доставка наличных денежных средств и ценностей осуществляется на договорных условиях с организациями, предоставляющими услуги по инкассации и входящими в банковскую систему Российской Федерации.
(«Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» утв. ЦБ РФ 09.10.2002 N 199-П)

В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации ( РОСИНКАС ), которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
( ст. 34, ст. 83, Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-Ф3 «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)

Организации, имеющие право осуществлять инкассацию и доставку наличных денежных средств и ценностей:

— Российское объединение инкассации ( РОСИНКАС ) Банка России;
(ст. 83, Федеральный Закон от 10.07.2002 N 86-Ф3 «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)»)
— Инкассаторские службы учреждений банков;
— Специализированные инкассаторские службы — небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей;
— Предприятия Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России)..
(п. 2.1, п. 2.2. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, от 05.01.1998 N 14-П)

Инкассация денежных средств — банковская операция.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии, если получение такой лицензии является обязательным, влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
(Статья 13. Федеральный Закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»)

«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Статья 172. Незаконная банковская деятельность
1. Осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере,
— наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

www.novorosrosinkas.narod.ru

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 426-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Принят Государственной Думой 18 декабря 2015 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года

Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790; 2004, № 27, ст. 2711; № 31, ст. 3233; 2005, № 25, ст. 2426; 2008, № 44, ст. 4982; 2010, № 45, ст. 5756; 2011, № 48, ст. 6728; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4084; № 49, ст. 6336; 2014, № 30, ст. 4219; № 52, ст. 7543) следующие изменения:

1) часть третью статьи 7 изложить в следующей редакции:

«Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров. Официальным опубликованием нормативного акта Банка России считается первая публикация его полного текста в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.cbr.ru). Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.»;

2) пункт 13 части первой статьи 18 дополнить словами «, положение об организации охраны объектов Банка России и перечень охраняемых объектов Банка России»;

а) в части первой слова «и обеспечения стабильности функционирования» исключить;

б) в части второй слова «и обеспечения стабильности функционирования» исключить;

в) в части третьей слова «и обеспечения стабильности функционирования» исключить;

4) пункт 1 части второй статьи 51.1 дополнить словами «, Многосторонним меморандумом о взаимопонимании по сотрудничеству и обмену информацией Международной ассоциации органов страхового надзора»;

5) дополнить статьей 86.1 следующего содержания:

«Статья 86.1. Российским объединением инкассации осуществляются функции по перевозке (транспортированию) денежных средств и ценностей (в том числе по инкассации наличных денег), по обеспечению безопасности объектов Банка России, охране мест хранения денежных средств, ценностей и драгоценных металлов.

На работников Российского объединения инкассации, осуществляющих указанные в части первой настоящей статьи функции, распространяются права и обязанности работников ведомственной охраны, предусмотренные статьями 6, 7, 11 — 18 и 20 Федерального закона от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране». Российское объединение инкассации имеет право получать во временное пользование в органах внутренних дел Российской Федерации боевое ручное стрелковое оружие в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».».

Москва, Кремль
30 декабря 2015 г.
№ 426-ФЗ

Обзор документа

Закреплены положения об охране объектов мегарегулятора Российским объединением инкассации. При этом работники последнего, возможно, получат права сотрудников ведомственной охраны. Им разрешено иметь боевое ручное стрелковое оружие.

Дополнительно уточнен порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов ЦБ РФ.

Скорректирован ряд положений о международной и внешнеэкономической деятельности органа.

www.garant.ru

Закон об инкассации: ситуация назрела

Еще в Думе прошлого созыва готовился законопроект об инкассационных услугах. Но он не дошел даже до первого чтения, законодательная инициатива была отклонена. Причин тому несколько: наспех подготовленный текст документа, сопротивление структур-монополистов и в целом отсутствие заинтересованности в подобном законе. на данный момент ситуация изменилась. Подробнее об этом законопроекте нам рассказывает депутат Госдумы Г.В. Гудков

— Геннадий Владимирович, какими основными документами регулируется в настоящее время сфера инкассации?

— есть Закон «О банковской деятельности»; на на данный моментшний день это единственный документ, который хоть как-то регулирует инкассацию в России.

Он предоставляет право осуществлять эту деятельность либо банкам, либо кредитным организациям, которые создаются для ограниченного количества операций. на данный момент на рынке (по крайней мере, на московском) существуют 6-7 компаний, работающих в сфере инкассации. Часть из них оформлена как специальные кредитные организации.

Все остальные участники рынка — это инкассация самих банков и, естественно. Центрального банка, которая осуществляется через сеть филиалов, работающих в Москве и Московской области.

Насколько мне известно, не так давно создан один из крупнейших центров пересчета и обработки наличных денег, оборудованный по последнему слову техники. Этот работающий на данный момент в Москве центр основан бывшими акционерами банка «Столичный». Его пропускная способность такова, что может полностью удовлетворить потребность в обработке и пересчете наличных денег в Москве и даже в соседних регионах. Но надо понимать, что с ростом экономики потребность в инкассации будет возрастать, поскольку в России весьма слабо развита культура использования населением пластиковых карточек, банкоматов и вообще безналичных форм платежей. Инкассация для нас — это актуальная проблема.

— Расскажите, пожалуйста, о предпосылках к созданию законопроекта об инкассации и работе над законопроектом Думой прошлого созыва.

— В свое время было предпринято несколько попыток внести в порядке законодательной инициативы законопроект, регулирующий вопросы инкассации. На моей памяти таких попыток бы ло как минимум три. Все они оказались неудачными, поскольку весьма узко трактовали понятие инкассации и были наспех подготовлены. и законодательные инициативы были отклонены так же до начала их рассмотрения в Государственной думе.

По сути дела, у банковского сообщества так же не было заинтересованности в принятии такого закона. К тому же «РОСИНКАС» и подобные ему структуры никак не хотели делить с потенциальными конкурентами сферу своей деятельности, практически ее монополизировав.

Вся проблема заключается в том, что наша банковская система признает инкассацию банковской операцией. все — таки инкассация — это не только перевозка денег. Если бы речь шла лишь об этой деятельности, то на данный момент было бы достаточно документов, регламентирующих ее, в частности, законы «Об охранной деятельности» и «О вневедомственной охране».

Очень важной частью инкассации является пересчет наличных денег, их упаковка, выбраковка купюр и т.д. Для этого нужно создавать специальный узел пересчета. В России традиционно считается, что это банковская операция. В Европе другой взгляд — такая операция анализируется не как банковская, а как техническая, соответственно ее могут выполнять те же охранные предприятия.

Поэтому на данный момент «РОСИНКАС» испытывает серьезнейшие юридические трудности. Он попытался получить права государственной службы, являясь коммерческим предприятием. Но опасения, что такое исключение может породить расширение прав других коммерческих организаций, повлекли за собой отказ всех инстанций, начиная от правового управления Государственной думы и заканчивая Президентом и Правительством РФ. Когда мы зашли в тупик при внесении поправок к закону о ведомственной охране, на которых настаивал «РОСИНКАС», стало совершенно очевидно, что России необходим закон об инкассации. По решению Комитета по безопасности Госдумы была создана рабочая группа для разработки такого закона, которая собиралась только несколько раз.

— Кроме Комитета по безопасности в рабочую группу входил какой-нибудь другой комитет?

— Поскольку этот законопроект оказывается на стыке компетенций двух комитетов Госдумы, вторым профильным комитетом был Комитет по кредитным организациям. Совместно мы решили, что Сбербанк России подготовит концепцию закона, его основные положения.

А затем рабочая группа, основываясь на указанных положениях, начнет отрабатывать этот закон.

— Какова была главная задача при разработке закона?

— Нашей целью было вывести операции по пересчету, выбраковке, упаковке купюр и их перевозке из перечня банковских услуг и сформировать определенные критерии для компаний, желающих работать на рынке инкассации. Мы намеревались создать равные условия для всех организаций, чтобы обеспечение инкассации не было прерогативой специально созданных кредитных учреждений. Новый закон должен был обеспечить принцип. возможность развития конкуренции, создания системы гарантий, страхового обеспечения. Сейчас ясно, что без страхового договора ничто не спасет участника рынка инкассации в случае, когда необходимо компенсировать потерю, а это, к сожалению, время от времени приходится делать.

— Практически во всем мире компании, работающие на рынке безопасности могут участвовать в инкассаторской деятельности. Например, компания «Труп 4 Фальк», предоставляющая комплексные услуги по охране и безопасности, является одним из главных инкассаторов во множественных странах Европы. В Венгрии компания имеет огромный центр пересчета, в котором обслуживается 80% наличных денег Венгерской Республики. Все банки Бельгии являются клиентами Труп 4 Фальк» по вопросам инкассации. На самом деле сейчас это сверх-компания, появившаяся в результате объединения нескольких компаний и представленная в 85 странах мира.

Самый опасный момент — когда инкассатор несет деньги в машину, в это время на него могут напасть. После того как он опускает деньги в специальный шлюз в машине, ни водитель машины, ни сам инкассатор уже не могут их оттуда достать. Так устроены броневики, которые приходят к нам с Запада. Эти машины не подвержены ни сверлению, ни намагничиванию, в них существуют специальные системы защиты колес, ходовой части. У нас пока такого нет, потому что нападения на инкассаторов — единичные случаи. И то нападают не на броневики, а на те машины, которые осуществляют инкассацию без брони и без охраны. Просто наше разгильдяйство позволяет на данный момент совершать такие преступления.

В Великобритании совершается более 5 тысяч нападений в год. В Бельгии, в благополучной Голландии также совершаются тысячи нападений на грузовики, перевозящие деньги. В Бразилии два основных преступления — нападения на банковские отделения и нападения на инкассаторские автомобили. Я думаю, что у нас будет наблюдаться рост преступлений в этой сфере, по-скольку сейчас в России можно легко заработать, совершая иные, более «легкие» преступления. Но при наведении порядка, при улучшении качества следствия, при росте профессионализма в правоохранительной системе (я надеюсь на это) будет все сложнее совершать такие преступления. участятся нападения на инкассаторов. Я не должен быть пророком в данном вопросе, просто логика и западный опыт пишут о том, что число преступлений в этой сфере вырастет многократно. Это означает, что нам придется создавать систему защиты и систему страховок. Что касается Запада, то там так же применяется вариант приведения купюр в негодность. Они могут быть, например, пробиты. Если вы официально приходите с такими купюрами в банк, вам одну бумажку меняют на другую — и никаких проблем. Но преступник не может прийти в банк, а использовать их никак нельзя. Стоит ли охранять перевозку подобных купюр? Возможно, нет. удешевляется стоимость инкассационных работ.

— Мы уже заложили в новую редакцию Закона «Об охранной деятельности» в качестве услуг, которые могут оказывать охранные предприятия, транспортировку денежных средств и ценностей. значит один шаг на пути включения услуг перевозки денег в сферу деятельности охранных предприятий уже сделан. Следующий шаг — принятие закона, который определит, кто может иметь узлы пересчета, как это должно быть оформлено, кто и какую ответственность будет нести и так далее.

— Компании, которые претендуют на оказание услуг по инкассации, должны иметь принцип. возможность использовать специальное оборудование по требованию, по сертификату, они должны иметь соответствующую лицензию и экипировку. Кстати говоря, во множественных странах государство позволяет всем участникам этого рынка иметь автоматическое боевое оружие и использовать его в случае нападения на транспортное средство или на узлы пересчета денег.

Наличие опыта, соответствующей квалификации, принцип. возможность использования узлов пересчета — вот основные критерии, которые должныбыть заложены в законе. Но на на данный моментшний день существуют ограничения по формированию уставного капитала. И это останавливает множественных потенциальных участников рынка инкассационных услуг, особенно это заметно в регионах. Возьмем такие не весьма богатые регионы, как Воронежская или Тверская области. Там сформировать специальную структуру, которая должна иметь 1-2 миллиона уставного капитала, — это проблема. ограничивается число участников рынка, происходит монополизация его крупными структурами.

— Какой в таком случае выход?

— Выход в отмене требований к уставному капиталу, потому что не в нем дело. Если уставной капитал компании — миллион долларов, а она перевозит десятки миллионов, разве ей это поможет?

Глупо рассчитывать, что из уставного капитала фирма способна покрыть ущерб. Во всем мире инкассация обеспечивается договорами страхования и перестрахования. Это — общепринятая практика.

— А механизм страхования будет оговорен в законе?

— Какие структуры будут выдавать лицензии на инкассационную деятельность?

— Каков же будет разрешительный механизм?

Но и это не обязательно. Не важно лицензируется деятельность или нет, важно как осуществляется контроль заэтой деятельностью.

Есть также различные центры подготовки за рубежом, например в Восточной Европе, в Америке, поэтому проблем с подготовкой кадров не возникнет. Никто не допустит к перевозке необученного специалиста, это — огромный риск. Что касается специального оборудования и экипировки, тут тоже наблюдается прогресс: появились одноразовые пломбы, специальные сумки, камеры, шлюзы, развивается связь. На на данный моментшний день у нас работают броневики, в которых организована оперативная связь с диспетчером. В крупных компаниях используются диспетчерские пункты, ведется мониторинг. Если в машине возникает техническая неисправность, немедленно производится замена, для этого существуют резервные возможности.

В инкассации важна также правильная проработка маршрутов. Если броневик делает в одну сторону только одну операцию-это нерентабельно. Такое могут себе позволить только начинающие компании, которые работают на перспективу. на данный момент конкуренция на рынке достаточно жесткая: расценки, прямо скажем, невысокие, поэтому за него так же надо бороться.

— Я думаю, что закон серьезно на стоимости услуг не отразится, поскольку конкуренция реально уже существует, правда, не такая, какой она должна быть. Поэтому, возможно, цены весьма незначительно снизятся. Но главное — это то, что рынок инкассации будет развиваться. на данный момент настоящий рынок есть только в нескольких крупных городах России, в остальной части страны он монополизирован, расценки там, естественно, выше. Такая ситуация была и в Москве так же лет 10 назад, но с ростом рынка, расценки упали.

— Можно спрогнозировать время появления закона?

— Такой прогноз я дать сейчас не могу. В Государственной думе были перевыборы, надо окончательно утвердить структуру комитетов, в том числе Комитета по безопасности. Когда это будет сделано, можно вновь приниматься за разработку закона. на данный момент уже нет сомневающихся в его необходимости, потому что ситуация назрела. Когда мы возобновим работу, то поймем, с какими сложностями и трудностями можем столкнуться, поймем позиции наших сторонников и возможных оппонентов. Вот можно будет делать прогнозы.

Беседу провела Екатерина Овчарова

Депутат Государственной думы
Г.В. Гудков

sio.su

Инкассация Центрального банка изменит статус

На рассмотрение Государственной Думы поступил законопроект № 218310-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», разработанный Правительством для устранения правовой неопределенности статуса Российского объединения инкассации Центрального банка РФ.

В настоящее время Объединение «РОСИНКАС» является юридическим лицом с особыми уставными задачами обеспечения деятельности Банка России по организации наличного денежного обращения и входит в единую централизованную систему ЦБ. Но, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, организационно-правовая форма Объединения «РОСИНКАС» не относится к какой-либо из предусмотренных действующим законодательством организационно-правовых форм юридических лиц.

Законопроектом предусматривается преобразование Объединения «РОСИНКАС» в акционерное общество «Российское объединение инкассации» с долей участия Банка России в его уставном капитале в размере 100%, устанавливается срок проведения такой реорганизации не позднее 1 января 2018 г.

Преобразование Объединения «РОСИНКАС» в акционерное общество, по мнению Правительства, необходимо для обеспечения управления его деятельностью Банком России в рамках корпоративных процедур, предусмотренных законодательством об акционерных обществах. На аналогичных подходах базируется контролирующее участие Банка России в ПАО «Сбербанк России», АО «Национальная система платежных карт» и АО «Российская национальная перестраховочная компания».

На балансе Объединения «РОСИНКАС» находится 830 объектов недвижимого имущества, в отношении которых зарегистрировано право собственности Российской Федерации (248 объектов), право хозяйственного ведения (340 объектов), право оперативного управления (58 объектов), право собственности Объединения «РОСИНКАС» (184 объекта). При этом в отношении 36 объектов недвижимости, права на которые в настоящее время не зарегистрированы, продолжается работа по регистрации права.

Законопроектом устанавливаются порядок и особенности передачи имущества в качестве вклада Банка России в уставный капитал акционерного общества «Российское объединение инкассации», поскольку опыт создания схожих по масштабам юридических лиц (РЖД и Росатом) показал, что вопросы, связанные с передачей имущества создаваемым юридическим лицам, наиболее эффективно решаются при принятии федерального закона, устанавливающего особенности такой передачи. Передача имущества будет осуществляться по решению Совета директоров Банка России.

www.eg-online.ru

Еще в Думе прошлого созыва готовился законопроект об инкассационных услугах. Но тогда он не дошел даже до первого чтения, законодательная инициатива была отклонена. Причин тому несколько: наспех подготовленный текст документа, сопротивление структур-монополистов и в целом отсутствие заинтересованности в подобном законе. Сегодня ситуация изменилась. Подробнее об этом законопроекте нам рассказывает депутат Госдумы Г.В. Гудков

— Существует Закон «О банковской деятельности»; на сегодняшний день это единственный документ, который хоть как-то регулирует инкассацию в России.

Он предоставляет право осуществлять эту деятельность либо банкам, либо кредитным организациям, которые создаются для ограниченного количества операций. Сегодня на рынке (по крайней мере, на московском) существуют 6-7 компаний, работающих в сфере инкассации. Часть из них оформлена как специальные кредитные организации.

Насколько мне известно, не так давно создан один из крупнейших центров пересчета и обработки наличных денег, оборудованный по последнему слову техники. Этот работающий сегодня в Москве центр основан бывшими акционерами банка «Столичный». Его пропускная способность такова, что может полностью удовлетворить потребность в обработке и пересчете наличных денег в Москве и даже в соседних регионах. Но надо понимать, что с ростом экономики потребность в инкассации будет возрастать, поскольку в России очень слабо развита культура использования населением пластиковых карточек, банкоматов и вообще безналичных форм платежей. Инкассация для нас — это актуальная проблема.

— В свое время было предпринято несколько попыток внести в порядке законодательной инициативы законопроект, регулирующий вопросы инкассации. На моей памяти таких попыток бы ло как минимум три. Все они оказались неудачными, поскольку очень узко трактовали понятие инкассации и были наспех подготовлены. Именно поэтому законодательные инициативы были отклонены еще до начала их рассмотрения в Государственной думе.

По сути дела, у банковского сообщества тогда еще не было заинтересованности в принятии такого закона. К тому же «РОСИНКАС» и подобные ему структуры никак не хотели делить с потенциальными конкурентами сферу своей деятельности, практически ее монополизировав.

Вся проблема заключается в том, что наша банковская система признает инкассацию банковской операцией. Ведь инкассация — это не только перевозка денег. Если бы речь шла лишь об этой деятельности, то сегодня было бы достаточно документов, регламентирующих ее, в частности, законы «Об охранной деятельности» и «О вневедомственной охране».

Очень важной частью инкассации является пересчет наличных денег, их упаковка, выбраковка купюр и т.д. Для этого нужно создавать специальный узел пересчета. В России традиционно считается, что это банковская операция. В Европе другой взгляд — такая операция рассматривается не как банковская, а как техническая, соответственно ее могут выполнять те же охранные предприятия.

Поэтому сегодня «РОСИНКАС» испытывает серьезнейшие юридические трудности. Он попытался получить права государственной службы, являясь коммерческим предприятием. Но опасения, что такое исключение может породить расширение прав других коммерческих организаций, повлекли за собой отказ всех инстанций, начиная от правового управления Государственной думы и заканчивая Президентом и Правительством РФ. Когда мы зашли в тупик при внесении поправок к закону о ведомственной охране, на которых настаивал «РОСИНКАС», стало совершенно очевидно, что России необходим закон об инкассации. По решению Комитета по безопасности Госдумы была создана рабочая группа для разработки такого закона, которая собиралась только несколько раз.

— Нашей целью было вывести операции по пересчету, выбраковке, упаковке купюр и их перевозке из перечня банковских услуг и сформировать определенные критерии для компаний, желающих работать на рынке инкассации. Мы намеревались создать равные условия для всех организаций, чтобы обеспечение инкассации не было прерогативой специально созданных кредитных учреждений. Новый закон должен был обеспечить возможность развития конкуренции, создания системы гарантий, страхового обеспечения. Сейчас ясно, что без страхового договора ничто не спасет участника рынка инкассации в случае, когда необходимо компенсировать потерю, а это, к сожалению, время от времени приходится делать.

— Вы сказали, что в Европе связанные с инкассацией операции не считаются банковскими. Расскажите, пожалуйста, подробнее о зарубежном опыте.

— Практически во всем мире компании, работающие на рынке безопасности могут участвовать в инкассаторской деятельности. Например, компания «Труп 4 Фальк», предоставляющая комплексные услуги по охране и безопасности, является одним из главных инкассаторов во многих странах Европы. В Венгрии компания имеет огромный центр пересчета, в котором обслуживается 80% наличных денег Венгерской Республики. Все банки Бельгии являются клиентами Труп 4 Фальк» по вопросам инкассации. На самом деле сейчас это сверх-компания, появившаяся в результате объединения нескольких компаний и представленная в 85 странах мира.

Сами технологии инкассации на Западе гораздо современнее, чем у нас. Там не используется такое количество охранников и оружия. Дело в том, что за рубежом перевозка денег организована технически совершенно по-другому, начиная от применения специальных шлюзовых камер в броневиках и заканчивая системой страховых договоров. Есть ограничения на то, сколько денег за один раз может быть в сумке у инкассатора. В разных странах суммы, проносимые инкассатором, конечно, разные.

Самый опасный момент — когда инкассатор несет деньги в машину, в это время на него могут напасть. После того как он опускает деньги в специальный шлюз в машине, ни водитель машины, ни сам инкассатор уже не могут их оттуда достать. Так устроены броневики, которые приходят к нам с Запада. Эти машины не подвержены ни сверлению, ни намагничиванию, в них существуют специальные системы защиты колес, ходовой части. У нас пока такого нет, потому что нападения на инкассаторов — единичные случаи. И то нападают не на броневики, а на те машины, которые осуществляют инкассацию без брони и без охраны. Просто наше разгильдяйство позволяет сегодня совершать такие преступления.

В Великобритании совершается более 5 тысяч нападений в год. В Бельгии, в благополучной Голландии также совершаются тысячи нападений на грузовики, перевозящие деньги. В Бразилии два основных преступления — нападения на банковские отделения и нападения на инкассаторские автомобили. Я думаю, что у нас будет наблюдаться рост преступлений в этой сфере, по-скольку сейчас в России можно легко заработать, совершая иные, более «легкие» преступления. Но при наведении порядка, при улучшении качества следствия, при росте профессионализма в правоохранительной системе (я надеюсь на это) будет все сложнее совершать такие преступления. Тогда участятся нападения на инкассаторов. Я не хочу быть пророком в данном вопросе, просто логика и западный опыт говорят о том, что число преступлений в этой сфере вырастет многократно. Это означает, что нам придется создавать систему защиты и систему страховок. Что касается Запада, то там еще применяется вариант приведения купюр в негодность. Они могут быть, например, пробиты. Если вы официально приходите с такими купюрами в банк, вам одну бумажку меняют на другую — и никаких проблем. Но преступник не может прийти в банк, а использовать их нельзя. Стоит ли охранять перевозку подобных купюр? Возможно, нет. Таким образом, удешевляется стоимость инкассационных работ.

— Расскажите, как будет реализован новый закон на практике?

— Мы уже заложили в новую редакцию Закона «Об охранной деятельности» в качестве услуг, которые могут оказывать охранные предприятия, транспортировку денежных средств и ценностей. То есть один шаг на пути включения услуг перевозки денег в сферу деятельности охранных предприятий уже сделан. Следующий шаг — принятие закона, который определит, кто может иметь узлы пересчета, как это должно быть оформлено, кто и какую ответственность будет нести и так далее.

— По каким критериям будет определяться, какие компании могут заниматься инкассацией, а какие — нет?

— Компании, которые претендуют на оказание услуг по инкассации, должны иметь возможность использовать специальное оборудование по требованию, по сертификату, они должны иметь соответствующую лицензию и экипировку. Кстати говоря, во многих странах государство позволяет всем участникам этого рынка иметь автоматическое боевое оружие и использовать его в случае нападения на транспортное средство или на узлы пересчета денег.

Наличие опыта, соответствующей квалификации, возможность использования узлов пересчета — вот основные критерии, которые должны быть заложены в законе. Но на сегодняшний день существуют ограничения по формированию уставного капитала. И это останавливает многих потенциальных участников рынка инкассационных услуг, особенно это заметно в регионах. Возьмем такие не очень богатые регионы, как Воронежская или Тверская области. Там сформировать специальную структуру, которая должна иметь 1-2 миллиона уставного капитала, — это проблема. Таким образом, ограничивается число участников рынка, происходит монополизация его крупными структурами.

— Думаю, что да. Хотя это не так важно, потому что любая организация, заключающая контракт на инкассацию, вправе потребовать от своего контрагента соответствующую гарантию на обеспечение рисков. Надо сказать, что в Законе «Об охранной деятельности» отсутствует обязательное страхование рисков профессиональной деятельности.

Но многие крупные российские компании уже много лет страхуют свою профессиональную ответственность добровольно, а некоторые иностранные компании, работающие в России, выдвигают в качестве условий проведения тендера наличие страхового полиса у таких компаний. Поэтому страхование может регулироваться как законом, так и рынком.

— Дело в том, что нынешняя политика Президента и Правительства РФ направлена на сокращение видов лицензирования. В принципе можно обойтись и без лицензии.

— Каков же тогда будет разрешительный механизм?

— Сейчас многие видят будущее в саморегулирующихся организациях. Это — цеховая ответственность: мы возвращаемся к системе торговых палат, гильдий, когда самостоятельно обеспечиваются лицензирование, сертификация и т.д. Необходимо уйти от бюрократического разрешительного механизма. Хотя я думаю, что можно было бы поручить лицензирование либо Минфину, либо Минюсту, либо части охранных предприятий МВД России.

— Какие организации будут готовить кадры для инкассации?

— В России подготовка осуществляется на базе ЦБ, крупных компаний, банков.

Есть также различные центры подготовки за рубежом, например в Восточной Европе, в Америке, поэтому проблем с подготовкой кадров не возникнет. Никто не допустит к перевозке необученного специалиста, это — огромный риск. Что касается специального оборудования и экипировки, тут тоже наблюдается прогресс: появились одноразовые пломбы, специальные сумки, камеры, шлюзы, развивается связь. На сегодняшний день у нас работают броневики, в которых организована оперативная связь с диспетчером. В крупных компаниях используются диспетчерские пункты, ведется мониторинг. Если в машине возникает техническая неисправность, немедленно производится замена, для этого существуют резервные возможности.

В инкассации важна также правильная проработка маршрутов. Если броневик делает в одну сторону только одну операцию-это нерентабельно. Такое могут себе позволить только начинающие компании, которые работают на перспективу. Сегодня конкуренция на рынке достаточно жесткая: расценки, прямо скажем, невысокие, поэтому за него еще надо бороться.

— Как принятие закона отразится на стоимости инкассаторских услуг?

— Я думаю, что закон серьезно на стоимости услуг не отразится, поскольку конкуренция реально уже существует, правда, не такая, какой она должна быть. Поэтому, возможно, цены очень незначительно снизятся. Но главное — это то, что рынок инкассации будет развиваться. Сегодня настоящий рынок есть только в нескольких крупных городах России, в остальной части страны он монополизирован, расценки там, естественно, выше. Такая ситуация была и в Москве еще лет 10 назад, но с ростом рынка, расценки упали.

— Такой прогноз я дать сейчас не могу. В Государственной думе были перевыборы, надо окончательно утвердить структуру комитетов, в том числе Комитета по безопасности. Когда это будет сделано, можно вновь приниматься за разработку закона. Сегодня уже нет сомневающихся в его необходимости, потому что ситуация назрела. Когда мы возобновим работу, то поймем, с какими сложностями и трудностями можем столкнуться, поймем позиции наших сторонников и возможных оппонентов. Вот тогда можно будет делать прогнозы.

Беседу провела Екатерина Овчарова

Депутат Государственной думы
Г.В. Гудков

www.secuteck.ru