ВЗИМАНИЕ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА ДОХОДА
Бизнес. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 1998 .
Смотреть что такое «ВЗИМАНИЕ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА ДОХОДА» в других словарях:
ВЗИМАНИЕ НАЛОГА У ИСТОЧНИКА ДОХОДА — (deduction at source) Метод взимания подоходного налога, который предполагает, что лицо, выплачивающее другому лицу доход, вычитает из этого дохода подоходный налог и несет ответственность за перечисление его налоговым органам. Налоговые органы… … Финансовый словарь
взимание налога у источника дохода — Метод взимания подоходного налога, который предполагает, что лицо, выплачивающее другому лицу доход, вычитает из этого дохода подоходный налог и несет ответственность за перечисление его налоговым органам. Налоговые органы полагают, что собирать… … Справочник технического переводчика
ВЗИМАНИЕ НАЛОГОВ ПО ДЕКЛАРАЦИИ И У ИСТОЧНИКА ДОХОДОВ — способы взимания прямых личных налогов (подоходных налогов с физических лиц, корпорационного налога, налогов с наследства и др.). Взимание налога по налоговой декларации предусматривает подачу налогоплательщиком заявления о доходах, полученных им … Энциклопедия российского и международного налогообложения
ВАЛОВОЙ ДОХОД, ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ — (gross income) 1. Доход физического лица или организации до вычета их него понесенных при его получении затрат. 2. Доход, подлежащий налогообложению, налоги из которого, однако, удержаны не были. Для многих видов доходов налоги могут удерживаться … Словарь бизнес-терминов
Налоги — (Taxes) Определение налогов, классификация и виды налогов Информация об определении налогов, классификация и виды налогов Содержание Содержание Определение Доктринальные определения налоги как экономическая категория Генезис категории налог в… … Энциклопедия инвестора
Россия. Политический отдел и финансы: Финансовое хозяйство — 1) Древнейший период. Содержание князя, военные предприятия, примитивное управление и суд как главнейшая составная часть последнего были единственными коллективными потребностями древнейших русских политических союзов. Удовлетворение этих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Налоги — (общая теория). I. Историческое развитие Н. Налоги, ныне составляющие главный источник государственного дохода, возникали и развивались постепенно, заменяя собой прежние способы извлечения доходов. Существование стройной системы Н. есть, поэтому … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Финансы — (финансовое право, финансовая наука, наука о финансах). Слово финансы ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, fonancia, употреблявшегося в XIII и XIV вв. в смысле обязательной уплаты денег и срока уплаты . В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ДОГОВОР БЕЗНАЛОГОВЫЙ — TAX FREE COVENANTФедеральный закон о подоходном налоге 1913 г. содержал положение, предусматривавшее взимание налога по доходам от облигаций у источника , а также требовал от эмитентов, чтобы каждый отрывной купон на получение процентов содержал… … Энциклопедия банковского дела и финансов
Соляной налог — с точки зрении равномерности обложения, крайне нерационален. Размер потребления соли вовсе не стоит в связи с налогоспособностью плательщиков; каждый более или менее нуждается для поддержании своего здоровья в одном и том же количестве соли;… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
dic.academic.ru
Моделирование налоговой политики / Налоги, их виды и функции
Налоги, их виды и функции
Налоги играют решающую роль в доходах государственного бюджета. Налоги представляют собой инструмент перераспределения национального дохода.
Налог (сбор, пошлина) – обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.
Объект налога – то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).
Субъект налога (налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.
Налоговая база – объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.
Налоговая ставка – величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.
Предельная ставка – ставка налога, взимаемая в определенном диапазоне налоговой шкалы.
Средняя (эффективная) ставка – ставка налога, представляющая собой отношение суммы налога к размеру налоговой базы (долю налоговых отчислений в налоговой базе).
Сумма налога – сумма денежных средств, уплачиваемая по данному налогу с определенной налоговой базы.
Существуют три основных формы налогообложения:
Прогрессивный налог – налог, средняя ставка которого увеличивается при увеличении налоговой базы.
Налогоплательщики с более высокими доходами платят не только большую абсолютную сумму, но и большую долю дохода.
В подавляющем большинстве стран подоходный налог, взимаемый с доходов граждан страны, является прогрессивным. Только РФ, Казахстане, Беларуси (с 2009 г.), Словакии и может быть некоторых других странах подоходный налог является пропорциональным.
Регрессивный налог – налог, средняя ставка которого уменьшается при увеличении налоговой базы (например, ЕСН в РФ с 2001 по 2009).
Пропорциональный налог – налог, средняя ставка которого не изменяется при изменении налоговой базы.
Твердый (аккордный) налог фиксируется в абсолютной сумме или в сумме, кратной, например, размеру минимальной оплаты труда.
Некоторые виды налогов с установленной единой ставкой, например, 5-процеитный налог с продаж, являются фактически регрессивными, поскольку затрагивают значительно большую часть доходов бедняков, чем богачей.
В современных условиях налоги выполняют три важнейшие функции:
Фискальная функция налогообложения.
Сбор денежных средств в казну государства или во внебюджетные фонды. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача – обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.
Стимулирующая функция налогообложения.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что прибыль, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других товаров, освобождается от налогообложения.
Перераспределительная функция налогообложения.
Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.
Существуют различные классификации налогов. Основными критериями таких классификаций являются объект обложения налогом, динамика налоговой ставки, органы, взимающие налог и распоряжающиеся им, методы взимания налога. Так, по объекту обложения выделяют подоходные, поимущественные и потоварные налоги. При этом нужно особо подчеркнуть различие между прямыми и косвенными налогами. Критерием такого деления служит возможность переложить фактическую уплату налога на потребителя.
Прямые налоги являются прямыми вычетами из доходов домашних хозяйств и фирм.
Прямые налоги взимаются непосредственно с плательщика налога; объектом обложения являются доходы или имущество налогоплательщика — дома, земли, транспортные средства и т. п.
Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг; объектом налогообложения признаются операции по реализации (продаже) товаров и услуг. Налогоплательщиками выступают продавцы, при этом бремя налогов несут, как правило, покупатели продукции. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины.
В зависимости от органа, который взимает и распоряжается налогом, выделяют федеральные, региональные (республиканские), местные и межгосударственные налоги.
Налоги различаются также по методам исчисления и взимания. Выделяют три основных метода исчисления налогов:
исчисление налога как разницы в оптовой и розничной ценах на товары. Классическим примером является налог с оборота;
исчисление налога в твердых абсолютных суммах с единицы объекта — 1 га земли, 1 т нефти и т. п.;
исчисление налога путем умножения ставки на стоимость объекта. Выделяют шесть основных методов взимания налогов:
у источника — при получении дохода, например при выплате заработной платы, при получении процентов по вкладам;
в момент расходования дохода — при покупке товаров и услуг;
в процессе потребления — налогоплательщик самостоятельно определяет время уплаты налога в течение налогового периода, например транспортного налога;
— кадастровый — при начислении налога используется кадастр, т. е. реестр, который содержит классификацию объектов налогообложения, например земельный кадастр;
административный — налоговые власти определяют примерный размер ожидаемого дохода и начисляют на него налог, например налог на вмененный доход;
декларационный — предусматривает уплату налога при налоговой декларации дохода налогоплательщика.
Появление налогов связано с возникновением государства и необходимостью финансировать его расходы. С помощью налогов пополнялась государственная казна. Назначение налогов как важнейшего источника финансирования государства принято называть фискальной функцией налогов. Фискальная функция объясняет, почему налогами можно обложить все, что имеет стоимостную, количественную или физическую характеристики — сделку, прибыль, доход, имущество, любой объект, входящий в состав имущества. Выражение «деньги не пахнут» возникло из слов римского императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), когда сын упрекнул его в том, что он ввел налог на общественные уборные.
Рассмотрим, как налоги воздействуют на экономику в целом. Предположим, что правительство вводит единовременно выплачиваемый аккордный, паушальный (взятый в целом, без дифференцирования общей суммы на составляющие ее части) налог. Введение налога сократит располагаемый доход домашних хозяйств, что в свою очередь вызовет снижение объемов потребления и сбережений. Насколько уменьшится потребление и сбережение, будет зависеть от того, в какой пропорции каждый дополнительный рубль дохода распадается на потребление и сбережения. Потребление домашних хозяйств является составной частью совокупных расходов в экономике. Изменение исходной величины совокупных расходов порождает цепную реакцию, которая приводит к многократному изменению национального дохода в том же направлении. Таким образом, рост налогов приведет к сокращению совокупного спроса и национального дохода, причем на величину, превышающую сокращение потребления. И наоборот, результатом снижения налогов будет расширение совокупного спроса и кратное увеличение национального дохода. Однако последствия снижения налогов не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд. Если налоги оказывают гораздо большее воздействие на спрос, чем на предложение, то расширение совокупного спроса превзойдет прирост совокупного предложения, что вызовет бюджетный дефицит и ускорение инфляции. Если же налоги создают стимулы к труду, стимулируют сбережения и инвестиции, то снижение налогов приведет к росту производства, расширению предложения, сокращению дефицита бюджета и замедлению инфляции.
Стимулирующая и антиинфляционная функция налогов рассматривается в рамках так называемой «теории экономики предложения». С точки зрения кейнсианский теории, налоги наряду со сбережениями и импортом представляют собой утечку покупательной способности из экономики и, следовательно, оказывают сдерживающий или антиинфляционный эффект. Теория экономики предложения доказывает прямо противоположное: налоги увеличивают издержки предпринимателей и перекладываются на потребителей в виде более высоких цен. Налоги вызывают ускорение инфляции издержек, сдвигая влево/вверх кривую совокупного предложения. Доказательство строится на основе предельных ставок налога. Предельная ставка налога — это налог с каждой дополнительной единицы дохода. Предельные ставки налогов имеют значение для принятия решений о дополнительных затратах труда, дополнительном сбережении и дополнительном инвестировании. Чтобы стимулировать труд, необходимо снизить предельные ставки налогов на заработную плату. Иначе говоря, более низкие предельные ставки увеличивают привлекательность труда и одновременно повышают альтернативную стоимость свободного времени. Следовательно, работники будут предпочитать труд отдыху и развлечениям. Более низкие предельные ставки налогов на доходы от сбережений и инвестиций стимулируют вложение капитала, увеличение выпуска продукции. Рост производительности труда в результате оснащения работников большим количеством техники и оборудования будет сдерживать повышение цен.
Американский экономист Артур Лаффер — сторонник теории предложения, обратил внимание политиков на то, что снижение налогов не должно вызывать дефицит государственного бюджета и оказывать инфляционное давление. Он заявил, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями. Зависимость между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями в бюджет известна теперь как «кривая Лаффера». По мере роста ставки налога от 0 до 100% налоговые поступления будут расти до некоторого уровня (М), а затем снижаться до 0 в результате спада экономической активности и сокращения налоговой базы. Если экономика находится на направленном вниз отрезке, кривой, то снижение ставок может привести к увеличению доходов бюджета. Сокращение бюджетного дефицита будет обеспечиваться еще двумя обстоятельствами. Во-первых, сократятся масштабы уклонения от налогов. Во-вторых, рост производства и сокращение безработицы обеспечат сокращение социальных трансфертов. Предположение Лаффера было критически встречено экономистами. То, что уменьшение ставок налогов может увеличить налоговые поступления, не вызывает сомнений с точки зрения логики и экономической теории, но его фактический эффект труднопредсказуем. Прежде всего, потому, что неизвестно, в каком диапазоне налоговых ставок кривая изменяет наклон. Но самое главное — влияние снижения налогов на стимулы оказывается незначительным, неясным по своей направленности или очень замедленным. Одни работают больше, если давление налогов ослабляется, другие — меньше, так как располагаемый доход увеличивается. Поэтому во взглядах экономистов преобладает кейнсианский подход — налоги оказывают большее воздействие на совокупный спрос, чем на совокупное предложение.
Теперь посмотрим, как налоги влияют на экономическое благополучие участников рынка. На первый взгляд, негативное влияние налогов на благосостояние очевидно. Все налоги, независимо от того, взимаются ли они с дохода, с продукции или с участка земли, в конечном счете выплачиваются из чьего-либо дохода. Бремя налогов измеряется процентным отношением общей суммы налогов к ВВП. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран, в которых нет мощной системы социального обеспечения, характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая. В РФ налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже, чем в Германии).
Однако не менее важен вопрос о распределении налогового бремени — как распределяется налоговая нагрузка на различные группы населения. Налоги не всегда исходят из тех источников, которые подлежат налогообложению согласно государственному законодательству. Например, врачи, юристы, консультанты могут поднять цены на свои услуги, чтобы переложить часть своих подоходных налогов на клиентов. Профсоюзы могут рассматривать подоходный налог как составную часть стоимости жизни и вести переговоры о повышении заработной платы. В случае успеха появляется возможность переложить часть налога на работодателей, которые путем последующего повышения цен перекладывают повышение заработной платы на покупателей. Налоги на имущество могут быть переложены частично или полностью с собственника на арендатора путем повышения арендной платы. Законодатели могут предписать, кому, продавцу или покупателю, следует уплачивать налог, однако они ограничены в своих возможностях распределять налоговое бремя фундаментальными, экономическими силами — силами спроса и предложения.
Примером товаров, спрос, на которые неэластичен, являются алкогольные напитки и сигареты, поэтому бремя акцизного налога несут главным образом потребители. Примером товара, предложение которого неэластично, служит золото и другие предметы роскоши, поэтому бремя акцизного налога скорее всего ляжет на производителей, а не на потребителей.
Введение налогов негативно сказывается на уровне жизни покупателей и продавцов, при этом доходы правительства повышаются. Разумеется, правительство использует эти налоговые поступления на производство общественных благ, социальную поддержку той части населения, которая не обладает платежеспособностью и не участвует в рынке. Однако все налоговое бремя, которое несет общество, превышает полученные государством доходы в виде налогов. Величина этого превышения (площадь треугольника abe на рис.) составляет избыточное налоговое бремя, или безвозвратную потерю эффективности для общества, которая является результатом введения налога. Эта потеря возникает вследствие сужения рынка, падения производства и потребления облагаемого налогом товара ниже их оптимальных уровней. При повышении налога величина избыточного налогового бремени увеличится в большей степени. Если налог повысить в два раза, то безвозвратная потеря вырастет в четыре, если налог увеличить в три раза, то безвозвратная потеря возрастет в девять раз и т. д. При очень большом налоге рынок покидают последние задержавшиеся на нем участники.
Большинство налогов создает избыточное налоговое бремя. Его размер определяется эластичностью спроса и предложения. Чем выше эластичность спроса и предложения, тем больше безвозвратная потеря, связанная с налогообложением.
Таким образом, «налоги — это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе». Налоги дорого обходятся участникам рыночной экономики не только потому, что перемещают ресурсы, доходы к правительству, но и потому, что изменяют мотивы людей и искажают результаты функционирования рынка.
Налоговая система РФ
Налоговая система — это совокупность действующих на территории страны налогов и принципов их взимания.
Правовую базу налоговой системы РФ составляет Налоговый кодекс РФ.
Фундаментальные принципы налогообложения, действующие до сих пор, сформулировал Адам Смит в 1776 году в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». Основным положением налоговой теории А. Смита было рассмотрение налогов как признака свободы, а не рабства. Исходя из этого положения, он сформулировал четыре принципа, известные как «максимы А.Смита»: равенство, определенность, удобство и экономичность.
Современная теория налогов построена на развитии принципов А. Смита, их адаптации к изменившимся экономическим реалиям. К принципам построения налоговой системы относятся:
— принцип способности заплатить налог — налоги должны взиматься в соответствии со способностью индивида нести налоговое бремя. Этот принцип предполагает горизонтальную и вертикальную справедливость. Горизонтальная справедливость означает, что налогоплательщики с равной способностью платить налоги должны вносить одинаковые суммы. Вертикальная справедливость означает, что богатые должны платить пропорционально больше налогов, чем бедные;
определенность — плательщикам необходимо четко знать, когда, сколько и как они должны платить. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения: объект налога, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законов о налогах толкуются в пользу налогоплательщика;
правовой характер налогообложения, стабильность действующей налоговой системы — налоги устанавливаются, изменяются или отменяются законами. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
пропорциональность — установление лимита налогов по отношению к ВВП. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
экономичность и эффективность системы налогообложения — издержки, связанные с взиманием и уплатой налогов, должны быть минимальными. Эффективная налоговая система обеспечивает небольшие безвозвратные потери и незначительное административное бремя налогов. Административное бремя налоговой системы можно облегчить, упростив налоговое законодательство. Однако сложность налогового законодательства есть результат политического процесса, согласования интересов различных групп налогоплательщиков;
неотвратимость — трудности уклонения от уплаты налога;
удобство — налогоплательщикам должно быть максимально удобно платить налоги;
единство — действие налоговой системы на всей территории страны и для всех лиц. Налоги не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Сформулированные выше принципы характеризуют «идеальную» налоговую систему, некий эталон, к которому необходимо стремиться. Принципов недостаточно, чтобы определить лучший способ уравновешивания эффективности и справедливости налоговой системы. Реальная действительность вносит определенные коррективы в эту модель и представляет собой компромисс принципов и интересов конкретных политических сил, находящихся у власти.
Действующая в РФ налоговая система является трехуровневой. Первый уровень — федеральные налоги, второй — налоги субъектов РФ, третий — местные налоги. Трехуровневая система налогообложения дает возможность формирования доходной части бюджета органов управления в центре, в регионах, на местах.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог, налог па добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес. Местные налоги включают земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Действующая в РФ налоговая система обладает рядом особенностей. Наиболее существенное отличие отечественной системы от зарубежных состоит в преобладании косвенных налогов над прямыми. Вторая особенность — ориентация в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов, организаций, а не физических лиц. Основные виды налогов, уплачиваемых гражданами РФ, представлены подоходным налогом, налогом на имущество, транспортным налогом. Доля личного подоходного налога составляет примерно десятую часть налоговых поступлений. Для сравнения, в США на долю личного подоходного налога приходится более 40% доходов федерального бюджета.
Третьей особенностью налоговой системы РФ является слабое развитие имущественного обложения. Доля поимущественных налогов в общих налоговых поступлениях в местные бюджеты невелика, тогда как в США она составляет почти три четверти налоговых поступлений в местные бюджеты. В отличие от других видов налогов, имущественный налог менее всего воздействует на стимулы, не несет безвозвратных потерь и может быть использован как относительно стабильный источник бюджетных доходов.
studfiles.net
Источники уплаты налога
Три этапа в развитии форм и методов взимания налогов. Экономические рычаги воздействия государства на рыночную экономику. Налоги как форма управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов. Структура действующей налоговой системы РФ.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. На втором этапе (16 — начало 19 вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя. И, наконец, третий, современный, этап — государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоговая система в РФ практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Виды классификации налогов РФ
С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы её построения определил закон об «Основах налоговой системы в РФ» от 28.12.91 (введён с 01.01.92).Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными системами.
Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
По действующей налоговой системе налоги впервые разделены на три вида в соответствии с федеративным устройством России. Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом законодательной власти и взимаются на всей её территории.
При этом все суммы сборов от 6-ти до 15-ти видов федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет РФ. Все республиканские налоги (всего 4) являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями записывается в бюджет города, республики, края, автономного образования, а также района, на территории которого находится предприятие.
Из местных налогов (всего 22) общеобязательных только 3 : налог на имущество с физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
В новом налоговом законодательстве много нововведений, соответствующих современной рыночной экономике. Впервые юридические и физические лица, перепродающие автомобили, вычислительную технику и персональные компьютеры будут платить налоги (ставка до 10%). Сбор со сделок, производимых на товарных биржах и при продаже и скупке валюты взимается с участников этих сделок в размере 0.1%. Суммы сделки местными органами власти устанавливаются путём приобретения разового талона или временного платежа и полностью зачисляются в местный бюджет. Ещё один важный налог — на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию и услуги по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций; на социальное страхование и на фонд з/п и рабочую силу; поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные налоги — налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы; на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
1.2.Структура действующей налоговой системы РФ
Законом «Об основах налоговой системы в РФ» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы подразделены на федеральные, региональные и местные.
К федеральным относятся следующие налоги:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог на доходы банков;
г) налог на доходы от страховой деятельности;
д) налог от биржевой деятельности;
е) налог на операции с ценными бумагами;
ж) таможенные пошлины;
з) отчисления из пр-ва материально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;
и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;
к) подоходный налог с физических лиц;
м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;
н) гербовый сбор;
о) государственная пошлина;
п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
р) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образовываемых на их основе слов и словосочетаний.
Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах «а»-«ж» и «р» зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах «к» и «л» являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.
Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах «п» зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соотв. бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.
Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов.
К налогам республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги :
а) налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
б) местный доход;
в) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
г) республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.
К местным относятся следующие налоги :
а) налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соотв. бюджет определяется законодательством о Земле.
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
г) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
д) курортный сбор;
е) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими органами исп. власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;
ж) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно — правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территорий и др. цели. Ставка сборов в год не может превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной месячной оплаты для физического лица, а для юридического лица — размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из установленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами гос. власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходах жителей.
з) налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе;
и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
к) сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;
л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц — 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год, с физических лиц — 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния и др. мероприятия — половины установленного законом размера месячной оплаты труда за каждый день торговли;
м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;
о) сбор за парковку автотранспорта. Сбор вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами гос. власти;
п) сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;
р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сбор вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами гос. власти, на территории которых находится ипподром;
с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;
т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;
у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;
ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок. Сбор
вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов гос. управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами гос. власти;
х) сбор за уборку территорий населённых пунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами гос. власти;
ц) сбор за открытие игорного бизнеса. Плательщиками сбора явл. юридические и физические лица — собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти.
Налоги, указанные в пунктах «а»-«в» устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решением органов гос. власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно — территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Налоги, указанные в пунктах «г» и «д» могут вводится гор. органами власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые, областные бюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находится курортная местность.
Налоги и сборы, предусмотренные пунктами «з»-«ц» могут устанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских орг. власти — в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.
Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах «ж» и «з», «ф» и «х» относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога на себестоимость продукции ( работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счёт части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более чётко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления — Федерального и территориального — в вопросах налогообложения.
Введение местных налогов и сборов, предусмотрено законодательством, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.
И всё же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотнённость, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления.
Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций.
Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов.
Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов.
Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учётом национальных и территориальных особенностей.
Следует отметить, что опыт внедрения описываемого выше Закона привёл к пересмотру ряда его позиций и в конце 1993 года вышел Закон » Об изменениях в налоговой системе РФ «. Очевидно, совершенствование этой системы будет продолжаться.
1. Налоговый кодекс РФ в редакции. Глава 2. Статья 12, 13, 14, 15.
2. Пономарев А.И. Налоги и налогообложение. Р — на -Д., 2001г. (стр.97 -103)
3.Черника Д.Г. Налоги. М., 2001г. (стр. 47 — 54)
4.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М..1999г. (стр. 33 -41)
otherreferats.allbest.ru