Изменения в закон о прокуратур

Внесены изменения в закон о прокуратуре

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «0 прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 февраля 2017 года и одобрен Советом Федерации 1 марта 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон принят в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 2-П, которым взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения – в нарушение требования формальной определённости закона – не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также предусматривают безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, и при этом не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

Федеральным законом в статьи 6, 21, 22 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вносятся изменения, направленные на установление сроков проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а также сроков исполнения проверяемыми органами (организациями) требований прокурора о представлении необходимых документов, материалов, статистической и иной информации.

В целях выполнения требования Конституционного Суда Российской Федерации о ясности и определенности права, установления единых подходов к регламентации требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусматривается, что вводимые федеральным законом сроки представления информации и проведения проверочных мероприятий будут действовать не только в отношении некоммерческих организаций, как это следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации, но и в отношении всех поднадзорных органов и организаций, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

kremlin.ru

Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» 2018

Закон о прокуратуре в последней действующей редакции от 29 апреля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о прокуратуре не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О прокуратуре» устанавливает права и обязанности Прокуратуры Российской Федерации, действующей на территории государства и осуществляющей надзор за исполнением законов. Федеральный закон закрепляет за Прокуратурой РФ полномочия, позволяющие действовать независимо от органов государственной власти, политических и общественных организаций в полном соответствии с законодательством России.

Федеральный закон «О прокуратуре» устанавливает порядок и условия осуществления прокурорского надзора за исполнением законов юридическими лицами, органами государственной власти, оперативно-разыскными, дознавательными и следственными отделами органов внутренних дел, органами принудительного исполнения наказания по решению суда в местах содержания задержанных.

Федеральный закон «О прокуратуре» предусматривает участие представителей прокуратуры в рассмотрении дел судами в качестве государственного обвинителя, осуществляя в соответствии с законом уголовное преследование подозреваемого в совершении преступления. Федеральный закон предусматривает недопустимость вмешательства и воздействия на органы прокуратуры во время осуществления прокурорского надзора со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и средств массовой информации.

dogovor-urist.ru

Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Войти на сайт

  • Ассоциация
  • Информация
  • Форум
  • Контакты
    • Главная
    • Пресс-центр
    • Изменения в законодательстве о прокуратуре
    • Изменения в законодательстве о прокуратуре

      18.03.2017 вступают в силу долгожданные для предпринимательского сообщества изменения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 07.03.2017 № 27-ФЗ.

      Федеральный закон от 07.03.2017 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» принят по инициативе Правительства Российской Федерации в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 февраля 2015 г. № 2-П.

      Напомним, Конституционный суд России признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения закона о прокуратуре, которые не устанавливают общие (предельные) сроки проведения прокурорских проверок и не регламентируют конкретные сроки исполнения требований прокурора.

      Так, после утраты в 2007 году полномочий в части организации уголовного преследования по наиболее тяжким и должностным преступлениям, прокуратура Российской Федерации с целью сохранения авторитета и престижа прокурорской системы в одностороннем порядке расширила функции общего надзора за исполнением законов на территории России.

      Новая политика организации прокурорского надзора нашла отражение в печально известном приказе Генерального прокурора Российской Федерации № 195 от 07.12.2007 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в котором существенно расширены основания прокурорских проверок и восполнены пробелы законодательного регулирования деятельности органов прокуратуры (что в настоящее время расценивается антикоррупционным законодательством как коррупциогенный фактор).

      При этом проект данного документа не проходил публичного обсуждения и опубликован в ведомственном журнале «Законность», малоизвестном большинству граждан.

      В результате сложилась практика, когда территориальные органы прокуратуры вооружаются многочисленными информационными письмами Генпрокуратуры России для организации систематических проверок во всех, без исключения, сферах общественной жизни, включая предпринимательскую деятельность.

      При этом отчетливо заметен явно соревновательный дух руководителей региональных прокуратур по наиболее полному и безотлагательному реагированию на имеющиеся правонарушения.

      Все это приводит к постоянному давлению на бизнес и перегрузке прокурорских работников низшего звена.

      Между тем, рассматриваемый нами законодательный акт помимо конкретной задачи предотвращения необоснованного вмешательства прокуроров в деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, нацелен на изменение надзорной политики прокуратуры с количественных показателей на более качественный уровень работы.

      Итак, разберем основные новеллы закона.

      1. Истребуемые прокурорами статистическая и иная информация, документы могут быть предоставлены в электронном виде при условии электронной подписи (п.2 ст.6).

      В данном случае это направлено против необоснованных требований прокуроров с целью формирования наблюдательных производств с аналитикой государственных, муниципальных и частных организаций в бумажном виде для подтверждения информационно-аналитической работы (ИАР) конкретной прокуратуры. Пресловутая ИАР является тяжким бременем в организации прокурорского надзора в том виде, в каком она реализована.

      2. По требованию прокурора могут быть представлены либо копии документов, либо сами оригиналы документов. Ранее прокуроры могли требовать и оригиналы, и копии. Теперь только на выбор прокурора.

      3. Требования прокурора о предоставлении информации и документов исполняются в течение 5 рабочих дней с момента поступления. Ранее прокурорами, как правило, устанавливалась конкретная дата, к которой надо предоставить документы, и зачастую требования поступали со сроком «вчера».

      Для требований прокурора, которые предъявляются (выдаются на руки) в ходе проверок исполнения законов, установлен срок 2 рабочих дня с момента поступления.

      ВНИМАНИЕ: Для требований, связанных с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии, представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора (п.2.1 ст.6).

      Однако в самом требовании прокурора обязательно должна быть отражена конкретная причина применения данного полномочия. В самом законе это не указано, однако закон подразумевает эту обязанность. Прокуроры об этом знают. Если мотивы однодневного требования неизвестны, следует сразу обжаловать данное требование вышестоящему прокурору, о чем уведомить исполнителя требования. Вышестоящий прокурор обязан принять решение об изменении требования с установлением нового срока для исполнения (Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации).

      4. Установлена обязанность прокуроров о принятии решения об установлении нового срока для представления документов на основании уведомления проверяемой организации о невозможности исполнения требования в установленный срок с изложением объективных причин. Ранее прокурор был вправе привлечь должностное и юридическое лица к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ за неисполнение требования по причине отсутствия механизма продления сроков. Данным полномочием обычно злоупотребляли прокуроры, которые не выполнили в срок задание вышестоящей прокуратуры, чтобы скрыть факт халатности.

      5. Прокурор не вправе требовать информацию, документы и материалы, не относящиеся к целям и (или) предмету проверки (п.2.3 ст.6).

      Цели прокурорской проверки определены в статье 1 закона о прокуратуре:

      обеспечение верховенства закона,

      единства и укрепления законности,

      защиты прав и свобод человека и гражданина,

      а также охраняемых законом интересов общества и государства.

      Тем самым, требование прокурора не должно выходить за рамки прокурорского надзора и соблюдения правил делового оборота. Например, прокурор не вправе требовать личную переписку, сведения об исполнении трудовой дисциплины, наличии любовников и сожителей, предметов первой необходимости, личной гигиены и пр. Многочисленные орфографические ошибки и неправильные ссылки на нормы закона также являются основанием для отказа в выполнении требования прокурора.

      Предмет проверки определен в статье 21 закона о прокуратуре:

      соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов государственными (местными) органами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и должностными лицами,

      соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

      Таким образом, прокуроры не уполномочены на осуществление надзора за гражданами (кроме индивидуальных предпринимателей, которые при наличии зависимых от них работников отнесены к должностным лицам).

      6. Прокуроры не вправе требовать информацию и документы, которые ранее предоставлялись либо которые являются общедоступными (опубликованы в СМИ или на официальном сайте органа или организации, предусмотренном учредительными документами).

      Нововведением прокурорской деятельности в бытность Устинова В.В. на посту Генерального прокурора РФ (2000-2006гг.) стало сравнение результатов прокурорских проверок за аналогичный период прошлого года (опыт из МВД). По указанной причине прокуроры требуют предоставления информации и документов за последние 2-3 года. Теперь эта практика не вполне соответствует новым требованиям закона. В части общедоступности документов необходимо сказать, что не стоит бояться выкладывать публичные документы организации на собственный сайт. Это сэкономит массу времени на выяснение отношений с надзорными ведомствами, которые и без этого имеют доступ к данным документам в порядке межведомственного взаимодействия.

      ВНИМАНИЕ: В случае отказа от предоставления указанных информации и документов в ответе на требование прокурора необходимо указать, когда они были ранее предоставлены и в каких СМИ и сайте они опубликованы (п.2.4 ст.6).

      Кроме того, данные условия на распространяются на требования, связанные с необходимостью назначения исследования, испытания, специальной экспертизы, а также в связи с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.2.5 ст.6).

      Все это, как указано выше, должно найти отражение в мотивированном требовании прокурора. В противном случае оно неисполнимо.

      7. Проверка исполнения законов может проводиться прокурором только на основании поступившей в органы прокуратуры информации о нарушении законов и только в том случае, если проверка по данному факту еще не организована органом, уполномоченным на проведение проверок в указанной сфере (п.2 ст.21).

      Например, если по факту незаконной добычи водных биоресурсов проверка уже организована Приморским теруправлением Росрыболовства надзирающий прокурор не вправе организовывать самостоятельную проверку по данному факту. Но прокурор может организовать проверку в отношении должностных лиц управления, если есть основания считать, что проверка фактически не проводится.

      8. Решение о проведении проверки прокурором либо его заместителем должно быть доведено до проверяемых не позднее даты начала проверки (п.3 ст.6).

      Тем самым, практика, когда помощники прокурора сами определяли кого и когда им проверить, канула в лету. Указанное решение о проведении проверки должно быть в письменном виде и заверено мастичной печатью прокурора (в законе не указано, но это общая практика органов прокуратуры).

      9. Срок проведения прокурорской проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. По решению прокурора либо его заместителя срок может быть продлен еще на 30 суток. Дальнейшее продление только по решению заместителя Генерального прокурора РФ или его заместителя (п.4 ст.21).

      Тем самым, общий срок проверки может составить 60 календарных дней, дальнейшее продление, как правило, может быть только при условии приказа о наказании надзирающего прокурора.

      Ранее в силу перегрузки прокурорских работников различного рода заданиями вышестоящих прокуроров проверка могла эпизодически продолжаться в течение всего года, теперь максимальный срок значительно сужен.

      10. Сроки проверки по одной организации в разных регионах страны назначаются раздельно (п.5 ст.21).

      Ранее Генеральная прокуратуры РФ устанавливала единый срок проверки, что приводило, при запоздании поступления заданий, к значительному сужению сроков проверки и исполнения требований прокурора.

      11. Установлен закрытый перечень случаев приостановки прокурорской проверки (п.6 ст.21):

      — в случае проведения долговременной экспертизы;

      — в случае воспрепятствования проверяемого органа в проведении проверки;

      — в случае неисполнения требования прокурора о предоставлении информации, документов и материалов.

      Данное решение может быть принято только прокурором или его заместителем.

      Общий срок приостановления проверки не должен превышать 6 месяцев (п.7 ст.21), в дальнейшем срок проверки может быть продлен на срок не более 6 месяцев только по решению Генерального прокурора РФ или его заместителя.

      Проведение проверки может быть возобновлено решением прокурора или его заместителя в любой момент (п.8 ст.21).

      В срок проведения проверки не включаются срок приостановления проверки, разница между датой окончания установленного срока для представления информации, документов и материалов и датой реального их представления, разницей, а также период обжалования требования прокурора (п.9 ст.21).

      В случае приостановления проверки ранее истребованные документы и материалы (за исключением информации) возвращаются, при условии если не решен вопрос об уголовном преследовании либо не проводится экспертиза (п.10 ст.21).

      Руководитель либо уполномоченный представитель уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) проверки в течение 2 дней со дня принятия решения (п.11 ст.21).

      Вывод: не препятствуйте прокурорской проверке по формальным основаниям – соблюдение внутриобъектового режима, отсутствие руководителя и пр. Обойдется дороже. Генеральная прокуратура РФ предусмотрела все возможные варианты ответа на противодействие прокурорской проверке.

      12. Проведение повторной прокурорской проверки возможно, если вскрылись новые обстоятельства либо по истечении срока (как правило – 30 дней), установленного в представлении прокурора об устранении нарушений (п.12 ст.21).

      Вывод: ответ на законное и обоснованное представление прокурора должен быть только положительным, полным, всесторонним, подтверждаться письменными фото(видео) доказательствами (при наличии), включая приказ о назначении дисциплинарного взыскания. В случае неустранения каких-либо нарушений в установленный срок по объективным причинам, надо указать причины и уведомить о представлении дополнительного ответа об устранении указанного нарушения в разумный срок. Обязательно в ответе на представление должно быть отмечено участие прокурора в рассмотрении представления.

      В противном случае в ходе повторной проверки может быть решен вопрос о привлечении проверяемых должностного и юридического лица к административной ответственности, установленной ст.17.7 КоАП РФ.

      13. К участию в проверке могут быть привлечены на правах экспертов представители иных государственных органов (п.13 ст.21).

      Тем самым, указанные лица не могут делать выводы о виновности проверяемых органов, поскольку это не входит в их компетенцию, а также самостоятельно проводить проверочные мероприятия и привлекать к административной и уголовной ответственности проверяемых прокурорами лиц.

      14. Действия (бездействия) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке (п.15 ст.21).

      Данные деяния могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд (Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации). Ранее допускалось обжалование только вышестоящему прокурору. Гарантия судебной защиты существенно увеличит объем гражданских прав в том числе у субъектов предпринимательской деятельности.

      Таким образом, перечисленные новеллы законодательства о прокуратуре ясно свидетельствуют о демонтаже установленной в 2007 году системы прокурорского надзора, но окончательное переформатирование произойдет только после отмены либо существенной правки приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 при условии соблюдения процедуры публичного обсуждения проекта документа.

      С полным текстом закона можно ознакомиться здесь:

      www.amkordv.ru

      Изменения в закон о прокуратур

      7 марта президент Владимир Путин подписал поправки в закон «О прокуратуре», которые серьезно ограничивают полномочия ведомства при проверке юридических лиц. Правозащитники надеются, что теперь проверки бизнеса будут носить гораздо менее произвольный характер. «Медиазона» попросила председателя международной правозащитной группы «Агора» Павла Чикова объяснить, в чем смысл изменений в законодательстве, кого они коснутся, и чего теперь ожидать от прокуратуры.

      Самое важное в этом законе то, что впервые регламентируются прокурорские проверки, причем закон «О прокуратуре» был принят в 1992 году, то есть — впервые за 25 лет. Проверки регламентируются в части того, в каких случаях [они должны проводиться], в какие сроки, что может запрашивать прокурор, какое решение он по итогам этого запроса может принять и так далее. Грубо говоря — регламентация прокурорских проверок всех юридических лиц.

      Эта регламентация была в короткий период времени описана в приказе Генеральной прокуратуры, который не очень активно исполнялся, а потом и вовсе был отменен, поскольку он явно доставлял неудобства прокурорам. Именно произвол прокурорских проверок все эти 25 лет был их главным преимуществом: прокурор мог в любой момент любые организации как угодно долго проверять, и это явно не согласовывалось со всеми изменениями последних 15 лет — по крайней мере, когда проверки контролирующих органов стали регламентироваться.

      Нельзя сказать, что важней: в разных ситуациях разные вещи важны. Важна сама прописанность, детализация последовательности шагов, четкость сроков, объем требований, последовательность их итогового решения.

      Как было раньше: приходит прокурор или присылает по факсу требование, в котором написано, что завтра надо к 10 утра принести документы, объем которых в реальности составляет тысячи листов, и грозит ответственностью в случае неисполнения. Список документов не конкретизирован: принесите это, принесите то и так далее, а основания проверки не указаны — просто потому что «принесите», потому что требование прокурора подлежит исполнению безусловно.

      Вы приносили эти документы или часть из них, прокурор вам за них ничего не давал, а результат этой проверки не предоставлял. Что там в итоге — нашли нарушения, не нашли нарушения, куда эти документы пошли… Если же были какие-то нарушения, то прокуратура вносила представление или предостережение или еще какую-нибудь меру прокурорского реагирования применяла. Можете ли вы ознакомиться с материалами проверки? Нет, не можете.

      Как это должно быть теперь: за 10 дней до начала проверки прокурор присылает документ, в котором написан конкретизированный перечень запрашиваемых документов, там же написано, в связи с чем проводится проверка. Основанием проверки может быть информация о нарушении закона, которая там должна быть изложена. Документы, которые есть в распоряжении других государственных органов, прокурор запрашивать не вправе, как и документы, не относящиеся к этой проверке.

      Проверка длится в течение одного месяца, возможно продление. По итогам проверки составляется акт, проверяемая организация вправе ознакомиться с материалами проверки, проверяющие разъясняют их права. По сути дела, это то, как проводятся проверки уже много лет в Налоговой службе, Министерстве юстиции и других контролирующих органах, где есть четкий административный регламент этих государственных функций.

      Проверок будет становиться меньше, потому что теперь их сложнее организовывать и проводить, больше нужно на это времени в силу необходимости исполнять эти бюрократические процедуры. Что ценнее — прокурорские проверки будут более предсказуемыми, и появится меньше рисков для каких-то совсем произвольных инициатив, исходящих из прокуратуры: «А давайте проверим вот этих». Коррупционные составляющие тоже будут снижены, потому что у прокуратуры не так много осталось полномочий, которыми они могут торговать; проверки юридических лиц — одно из этих полномочий, теперь им эту кормушку слегка прижали.

      Прокуратуру уравняли и причесали, грубо говоря, под одну гребенку со всеми остальными контролирующими органами. Прокуратура продолжает терять позиции в сфере общего надзора. Классически, у прокуратуры было три основных функции: следствие (которое у нее изъяли окончательно после выделения Следственного комитета), надзор за соблюдением законности и поддержание государственного обвинения в суде. Общий надзор в силу его общности и произвольности представляет собой явный атавизм такого советского или даже имперского подхода: прокуратура — око государево, вот это вот все.

      Общий надзор сокращается, потому что вытесняется ведомственными надзорами, грубо говоря, в каждой конкретной сфере есть государственный контролер: Роскомнадзор, Рособрнадзор, налоговая служба, Министерство юстиции и так далее.

      Нужно понимать, что поправки к закону «О прокуратуре» были внесены на основании решения Конституционного суда, вынесенного два года назад, тогда была совсем другая внутриполитическая обстановка. Тогда это решение КС выглядело как действие в противоход существовавшему тренду давления на некоммерческие организации.

      Обратиться в КС с жалобами на закон правозащитным организациям стало возможно после массового прокурорского наезда весной 2013 года по закону «Об иностранных агентах». Это такая «ответочка», которая отскочила от правозащитных организаций и ударила по прокуратуре.

      Прокуроры приперлись в тысячу организаций, в том числе в ведущие правозащитные организации, тогда был всплеск правоприменения закона во всех возможных произвольных формах, которые прокуроры могли в рамках своего закона совершить. Прокуроры нарушали все, что только можно; многие организации пошли в суды с жалобами на прокуратуру, а после прохождения судебных инстанций получили право обратиться в Конституционный суд, что и сделали. КС объединил эти жалобы, это оказались жалобы «Агора», «Мемориала» и Комитета «Гражданское содействие».

      Поправки касаются не только НКО. Несмотря на то, что они были приняты в связи с решением по жалобе некоммерческих организаций, изменения в законе коснулись всех юридических лиц, которых гораздо больше. В этом смысле правозащитники принесли пользу для гораздо большего количества юридических лиц, которые тоже страдают от прокурорских проверок. Поэтому привязывать изменения в законе к каким-то сиюминутным конъюнктурным политическим ситуациям нет никаких оснований.

      zona.media

      Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (подготовлен Минстроем России 30.01.2017)

      Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»
      (подготовлен Минстроем России 30.01.2017 г.)

      РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
      О внесении изменений в федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

      Внести в Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; 2000, N 2, ст. 140; 2002, N 26, ст. 2523; N 40, ст. 3853; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 29, ст. 2906; 2007, N 10, ст. 11151; N 24, ст. 2830; N 31, ст. 4011; 2008, N 52, ст. 6235; 2009, N 48, ст. 5753; 2011, N 1, ст. 16; N 45, ст. 6327; N 46, ст. 6470; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2326, 2329; N 27, ст. 3448, 3477; N 30 (часть 1), ст. 4038; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 558; N 14, ст. 1560; N 23, ст. 2930; N 30 (часть 1), ст. 4234; N 52 (часть 1), ст.7538; 2015, N 29 (часть 1), ст. 4395; N 41 (часть II), ст. 5639; N 48 (часть I), ст. 6720; 2016, N 27 (часть II), ст. 4238; N 52 (часть V), ст. 7483) следующие изменения:

      1) пункт 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:

      «1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

      Для обеспечения деятельности органов прокуратуры создаются санаторно-курортные, оздоровительные и другие организации.

      Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных ей организаций.

      Используемые органами и организациями прокуратуры земельные участки, а также здания, нежилые и жилые помещения, сооружения, оборудование и другое имущество органов и организаций прокуратуры, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет средств федерального бюджета и иных источников, являются федеральной собственностью.

      Имущество, закрепленное за органами и организациями прокуратуры, в том числе жилищный фонд Российской Федерации, находится в оперативном управлении, а земельные участки — в постоянном (бессрочном) пользовании.

      Генеральная прокуратура Российской Федерации является уполномоченным федеральным государственным органом в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за органами и организациями прокуратуры, а также осуществляет полномочия собственника указанного имущества и выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности на объекты федеральной собственности, закрепленные за органами и организациями прокуратуры.

      Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом Российской Федерации, закрепленным за органами и организациями прокуратуры, в соответствии с его назначением. Жилые помещения, принадлежащие органам и организациям прокуратуры на праве оперативного управления, включаются в специализированный жилищный фонд и исключаются из него в порядке, определяемом Генеральным прокурором Российской Федерации.»

      2) пункт 4 статьи 44 признать утратившим силу;

      3) дополнить статьей 44.1 следующего содержания:

      «Статья 44.1 Жилищное обеспечение прокуроров

      1. Прокуроры обеспечиваются жилыми помещениями, получают единовременную социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения (далее — социальная выплата) в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета с учетом совместно проживающих с ними членов семьи.

      К членам семьи прокурора в целях настоящей статьи, если иное не установлено ее отдельными положениями, относятся: супруг (супруга), состоящие в браке с прокурором или состоявшие в браке с погибшим (умершим) прокурором на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения по основным образовательным программам; нетрудоспособные лица, находящиеся на полном содержании прокурора или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

      Названные лица учитываются в составе семьи прокурора при предоставлении прокурору жилого помещения или социальной выплаты в соответствии с настоящей статьей.

      В пунктах 3 и 6 настоящей статьи под членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения, а также в пунктах 7 и 8 настоящей статьи под членами семьи прокурора понимаются лица, определенные в качестве членов семьи Жилищным кодексом Российской Федерации.

      2. Прокуроры, не имеющие жилого помещения по месту службы, обеспечиваются служебными жилыми помещениями.

      При невозможности предоставления служебного жилого помещения прокурору ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, определяемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

      3. Не имеющим жилого помещения по месту службы признается прокурор:

      1) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

      2) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, но не имеющий возможности ежедневно возвращаться в указанное жилое помещение в связи с удаленностью места его нахождения от места службы.

      4. Служебные жилые помещения предоставляются прокурорам по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченных им лиц с заключением договора найма служебного жилого помещения.

      Служебные жилые помещения не предоставляются, если прокуроры и (или) члены их семьи совершили по месту службы прокурора намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий, которые привели к возникновению оснований для получения служебного жилого помещения.

      5. Социальная выплата на условиях, предусмотренных настоящей статьей, предоставляется прокурорам, прослужившим в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении на должностях прокуроров, работников научных и образовательных организаций прокуратуры, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, и признанным нуждающимися в жилом помещении, один раз за весь период службы.

      Прокуроры, указанные в абзаце первом настоящего пункта, проживающие в служебных жилых помещениях, вправе по решению Генерального прокурора Российской Федерации вместо социальной выплаты получить бесплатно в собственность жилое помещение при наличии условий и оснований, установленных настоящей статьей.

      Состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях прокуроры, а также лица, указанные в пункте 12 настоящей статьи, имеющие трех и более детей, совместно с ними зарегистрированных и проживающих, либо награжденные нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий, имеют преимущественное право на предоставление социальной выплаты перед прокурорами (а также лицами, указанными в пункте 12 настоящей статьи), принятыми на учет в том же году.

      6. Нуждающимися в жилых помещениях с целью предоставления социальной выплаты или жилого помещения в собственность признаются прокуроры:

      1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

      2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

      3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

      4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

      5) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

      6) проживающие в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке.

      7. Прокуроры, которые с намерением получить жилое помещение в собственность или социальную выплату совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий прокурора, относятся в том числе действия, связанные:

      1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и нетрудоспособных

      2) с обменом жилыми помещениями;

      3) с невыполнением условий договора социального найма или договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

      4) с выделением в натуре доли сособственниками жилых помещений;

      5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

      К намеренным действиям по ухудшению жилищных условий относятся как действия самого прокурора, так и действия членов его семьи.

      8. При наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения (нуждаемость) в целях предоставления жилого помещения в собственность или социальной выплаты осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

      9. При расчете размера социальной выплаты и определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма служебного жилого помещения либо в собственность, применяются следующие нормы предоставления площади жилого помещения: 33 квадратных метра общей площади жилого помещения — на одного человека, 42 квадратных метра общей площади жилого помещения — на семью из двух человек, 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи — на семью из трех и более человек, а также учитывается право прокуроров на дополнительную площадь жилого помещения в размере 20 квадратных метров общей площади жилого помещения.

      При наличии у прокурора и (или) членов его семьи права на дополнительную общую площадь жилого помещения по иным основаниям в соответствии с действующим законодательством, а также в случае если прокуроры являются членами одной семьи, размеры дополнительной площади не суммируются.

      10. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено в собственность общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный на основании пункта 9 настоящей статьи с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.

      11. Жилые помещения могут быть предоставлены прокурорам в собственность с их согласия с превышением размера общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктами 9 и 10 настоящей статьи, при условии оплаты за счет собственных средств общей площади жилого помещения, превышающей этот размер, исходя из показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей размер общей площади жилого помещения, установленный на основании пунктов 9 и 10 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

      12. Права на предоставление социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняются за нуждающимися в жилых помещениях:

      1) лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы, за исключением лиц, уволенных за нарушение Присяги прокурора, совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, и иных проступков, влекущих за собой безусловное увольнение из органов прокуратуры;

      2) проживавшими совместно с прокурором членами его семьи в случае гибели (смерти) прокурора вследствие увечья, заболевания или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, независимо от стажа службы погибшего (умершего) прокурора, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, либо если эти основания имелись на момент гибели (смерти) прокурора и сохранились после его гибели (смерти). За вдовами (вдовцами) прокуроров эти права сохраняются до повторного вступления в брак;

      3) уволенными из органов прокуратуры по состоянию здоровья независимо от стажа службы инвалидами I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья, заболевания или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, если они признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, либо если эти основания имелись на момент их увольнения.

      За лицами, указанными в подпункте 2 настоящего пункта, сохраняется право проживания в служебных жилых помещениях в качестве нанимателей указанных жилых помещений до получения социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность.

      Лица, получившие в соответствии с настоящей статьей социальную выплату, сохраняют право проживать в служебном жилом помещении в течение трех месяцев с даты предоставления социальной выплаты.

      13. Порядок признания прокуроров не имеющими жилых помещений по месту службы, нуждающимися в жилых помещениях, принятия их на учет, ведения такого учета, а также порядок предоставления служебных жилых помещений, жилых помещений в собственность, социальной выплаты устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

      Порядок расчета размера социальной выплаты определяется Правительством Российской Федерации.

      14. Положения пунктов 2, 3, 4, 13 настоящей статьи об обеспечении служебными жилыми помещениями распространяются также на работников, замещающих в научных и образовательных организациях прокуратуры должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов.»;

      4) абзац второй статьи 54 после слов «пунктах 2-5 и 7 статьи 44» дополнить словами «статье 44.1,».

      base.garant.ru