Экспертиза игрушек для детей

Методика психолого-педагогической экспертизы

Мы оцениваем игрушку по трем параметрам:

  • Этико-эстетические характеристики и привлекательность
  • Развивающий потенциал игрового действия
  • Операционально-технические характеристики

Главная функция игрушек заключается в
активизации адекватной возрасту деятельности ребёнка.

Этико-эстетические характеристики

Игровые материалы, не отвечающие этико-эстетическим требованиям (игрушки с порнографическими, агрессивными и другими запрещенными для детей моментами) не рассматриваются по другим параметрам и не проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Нейтральные по содержанию игрушки или несущие особые этические и эстетические ценности, например, бережное отношение к людям, животным и предметам, допускаются для дальнейшей экспертизы.

Оценка привлекательности включает первичную (внешнюю) привлекательность и привлекательность игрового действия с игрушкой.

Первичная привлекательность связана с обликом и другими внешними качествами игрушки: красочностью, звучанием, выразительностью и узнаваемостью образа, популярностью в детской субкультуре.

Привлекательность игрового действия предполагает, что ребенок достаточно продолжительное время самостоятельно инициирует игру с игрушкой.

Операционально-технические характеристики

Реализация игрового действия обеспечивается операциональными характеристиками игрушки: качеством материала, качеством исполнения и возрастными операциональными возможностями.

Качество материала – показатель, который обычно отражен в санитарно-гигиеническом сертификате, прилагаемом к игрушке. В случае отсутсвия сертификата или очевидно плохого качества материала (ломкая пластмасса, маслянистый налет и т.п.), игрушка не рассматривается по другим параметрам.

Качество исполнения – это обработка материала, способ соединения элементов, особенности движения деталей и т.п. Этот показатель чаще всего в полной мере определяется в процессе детской игры. Например, способ крепления ног у куклы такой, что ее невозможно посадить или плохо приклеенные бумажные картинки отклеиваются и рвутся, поэтому игра становится невозможной. В случае, если качество исполнения препятствует игре ребенка, игрушка не рассматривается по другим параметрам.

Возрастные операциональные возможности

связаны со способностью ребенка самостоятельно управляться с игрушкой. Такие показатели, как прочность игрушки, размер, вес и пр. рассматриваются как условия, обеспечивающие возможность самостоятельного игрового действия. Например, шнуровка на одежде или обуви куклы затрудняет игру ребенка раннего возраста (период от 1 до 3-х лет), необходимость разбираться в написанных инструкциях – игру-конструирование ребенка дошкольного возраста и т.п.

Операциональные характеристики, не соответствующие возможностям возраста, на который ориентирован развивающий потенциал, являются препятствием для игры. Такая игрушка может получить рекомендацию по доработке.

Игрушка с операциональными возможностями, требующими помощи взрослого на каком-то этапе игры или предполагающими самостоятельную игру ребенка, допускается для дальнейшей экспертизы.

Развивающий потенциал игрового действия

Развивающий эффект игрушки определяется вариативностью игрового действия, его связью с потребностями и возможностями возраста.

Качества игрушки задают характер игры, «подсказывают» направление и возможные варианты игры, т.е. ориентируют ребенка на определенные действия. Ориентиры, заложенные в игрушке, могут быть более или менее открытыми: могут довольно жестко направлять игру, а могут оставлять простор детской самостоятельности. Например, традиционная простая пирамидка предполагает только один способ сборки. В отличие от нее многие современные пирамидки оставляют возможность собирать их по-разному, благодаря форме деталей (дуги вместо колец, наличие нескольких отверстий и т.п.).

Игровые действия, которые можно осуществлять с игрушкой определяют возраст (возрастной диапазон), в котором она может иметь максимальное развивающее значение. Например, кукла, как заместитель человека (партнера по игре) всегда отражает опыт играющего. Поэтому Барби для ребенка раннего возраста (период от 1 года до 3-х лет) слишком сложна : она несет в себе слишком широкий и еще недоступный малышу социальный контекст, который останется невостребованным. Для этого возраста подойдут куклы, с которыми возможно реализовать действия, понятные ребенку – укачивание на руках, кормление с ложечки, наказание за провинности и т.д. (например, пупсы).

Игровые действия, заложенные в игрушке не должны противоречить друг другу. Так, встречаются игры с правилами, ориентированные на дошкольников, но построенные на материале для младших школьников (чтение, счет и т.д.). В результате такие игры не подходят ни тем, ни другим.

Игровые материалы, предполагающие только стереотипные, однообразные действия или ориентирующие на противоречивые игровые действия не проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Игрушки, открывающие широкие возможности для разнообразных игровых действий и отвечающие потребностям и возможностям определенного возраста оцениваются высоко и, при условии положительной оценки по другим параметрам, проходят психолого-педагогическую экспертизу.

Требования к разным видам игрушек

Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для познавательно-исследовательской деятельности является возможность изменять условия и наблюдать результат:

  • В игрушках для манипулирования такая возможность обеспечивается адекватными операционально-техническими характеристиками и достаточным разнообразием сенсомоторных впечатлений.Например, фигурную погремушку можно взять по-разному, что вынуждает ребенка подстраивать руку под ее форму. Звучащий шарик будет звучать не так звонко, если его зажать в ладони; звучать иначе – если покатить. Погремушка из шарообразных деталей позволяет катать ее по необычной траектории.
  • Игрушки для предметной деятельности должны обеспечивать разнообразие проб, позволяющих исследовать признаки предметов (форма, цвет, размер и расположение в пространстве) и их культурный смысл. Например, мисочки с фигурной каемкой надонышке позволяют не только вкладывать их одна в другую, но и строить из них устойчивые пирамидки. Каталка, которая состоит из отдельных деталей-вагончиков и мягких игрушечных животных, позволяет разъединять все детали и играть с ними отдельно.
  • Игрушки и наборы для экспериментирования должны давать базовые представления о скрытых свойствах, закономерностях нашего мира, и стимулировать интерес к их изучению. Например, для ребенка неочевиден механизм, благодаря которому игрушечный бычок «сам» спускается по дощечке. Первые представления о связи веса и скорости ребенок может получить, играя с кугельбаном.
  • Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для сюжетной игры является возможность присваивать им новые значения и наполнять их своим смыслом.

    Разницы в требованиях кразвивающему потенциалу игрушек для ролевой и режиссерской игр нет, в обоих случаях важно:

    • Образы и устройство сюжетных игрушек должны быть достаточно условными, схематичными. Например, кукла с нейтральным выражением лица позволяет приписывать ей различное настроение. Игрушечный телефон, в котором отсутствуют звучащий и световой эффекты, дает возможность представлять все эти эффекты самому.
    • В наборах для сюжетных игр не должно быть чрезмерного количества предметов (одежды, всевозможной посуды, предметов интерьера и т.д.): нехватка предметов провоцирует их поиск и стимулирует замещение, т.е. использование одних предметов взамен других.
    • Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игр с правилами является четкая система правил:

    • Должны быть однозначно прописаны начало игры, очередность хода, игровые действия, конец игры, критерий выигрыша. Игра с правилом, которая не допускает вариативных трактовок, понятна на всех этапах игры, создает наилучшие условия для следования правилу и стремлению к честному выигрышу.
    • Главным психолого-педагогическим требованием к развивающему потенциалу игрушек для продуктивной деятельности является возможность преобразовывать материал в готовый продукт:

    • Материалы для продуктивной деятельности должны допускать создание вариативных поделок или возможность использовать созданный продукт в другой деятельности (игре, экспериментировании, обучении). Например, из конструктора можно сделать любые постройки. Мозаика позволяет создавать не только узоры, но и предметные, и сюжетные изображения. Если из конструктора можно сделать только одну конкретную вещь, например, машинку, то такая машинка должна подходить для игры.
    • psytoys.ru

      Экспертиза игрушек для детей

      Публикации Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек

      «Игра — высший уровень развития дошкольника»

      Игрушка, оказавшаяся в руках ребенка определяет характер и содержание детской игры.

      Понимая все это, неравнодушные педагоги, психологи, производители, авторы-разработчики объединились и создали Межрегиональную общественную организацию «Объединение независимых экспертов, игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей».

      Основной целью Объединения является:

      Одной из основных задач, которую решает Объединение экспертов, является: определение качества продукции для детей на основании различных видов экспертизы.

      Порядок проведения экспертизы.

      Основные критерии психолого-педагогической экспертизы игрушек.

      Анализируя отечественный рынок игрушек можно выделить три злободневные проблемы с точки зрения психолого-педагогической экспертизы:

      Всем нам необходимо понимать, что любая игрушка развивает. Вопрос — «что она развивает»? Агрессию, страх, неврозы или положительные эмоции, а может интеллектуальные и познавательные способности ребенка и т.д.

      Немецкий философ и психолог Эрих Фром много писал о том, что ребенок в игре моделирует и творит свою взрослую жизнь, в игре творит самого себя.

      Задумайтесь, какой будет взрослая жизнь ребенка играющего «классической бензопилой маньяка», вампирами, монстрами и т.п.

      Вот и получается, что из Фрейдовской игрушки, которая лечит, она превращается в игрушку, которая калечит.

      Сегодня возможности игрушки велики. Ее применяют:

      Момент необходимости объединения всех: и тех, кто разрабатывает, производит, поставляет, продает игры и игрушки, и тех, кто воспитывает детей, кто приобретает и дает в руки их детям — настал. От нас сегодня зависит, в какие игры и игрушки играют наши дети. Следовательно, и то, каким станет наше общество через 10-15 лет.

      www.detsad.com

      Санитарную экспертизу игрушек предложили проводить на федеральном уровне

      Проводить социальную, психолого-педагогическую и санитарную экспертизы игровой продукции для детей могут на федеральном уровне.

      Милонов предлагает проверять игрушки на соответствие нормам нравственности

      В сопроводительных материалах к разработанной специалистами Минпромторга инициативе отмечается, что в настоящее время федеральный орган исполнительной власти по определению порядка проведения психолого-педагогической работы не определён, что является значительным законодательным пробелом и влияет на безопасность продукции, предназначенной для детей.

      При этом, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 4 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» подобный орган должен определять процедуру прохождения продукции для детей на соответствие санитарным и другим нормативным правилам.

      Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

      Интересное за неделю

      Популярно в соцсетях

      «Парламентская газета» — официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 года. Учредители газеты — Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсан», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

      Сайт «Парламентской газеты» — это оперативные новости и достоверная информация о принимаемых в стране законах и деятельности депутатов и сенаторов. При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp.ru обязательна.

      В рубрике «Деловая экспертиза» могут публиковаться материалы на правах рекламы

      www.pnp.ru

      Игра «Экспертиза игрушек» в подготовке педагогов дошкольных образовательных организаций

      Аннотация. Описана процедура проведения авторской игры «Экспертиза игрушек», направленной на актуализацию у участников субъектного отношения к выбору детской игрушки. Представлен опыт апробации игры в подготовке студентов педагогического вуза и переподготовке работающих педагогов системы дошкольного образования.
      Ключевые слова: детская игрушка, развивающие возможности игрушек, критерии выбора игрушки, подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций.

      Изучение детской игрушки имеет давнюю историю и традиции. В отечественной и зарубежной науке накоплен богатейший опыт, касающийся понятия, истории возникновения, разновидностей и развивающих возможностей детской игрушки. Тем не менее, обращение к этой теме не теряет своей актуальности из-за стремительно происходящих в обществе изменений, развития новых теоретических исследований по детской психологии, дошкольной педагогике, педиатрии, а также возникающих в современной образовательной практике запросов. Игре, как ведущей деятельности дошкольного возраста, применению в ней игрушек, а также новым требованиям к педагогам, использующим детские игрушки, уделяется большое внимание в новых документах, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации [1], Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации [2], Министерством юстиции Российской Федерации [3]. Решение многообразия профессиональных и личностных задач, которые стоят перед сегодняшними специалистами системы образования невозможно без понимания необходимости грамотного использования игрушки в развитии ребенка-дошкольника. Применение игры для рассмотрения проблемы детской игрушки представляется нам особенно подходящим методом.

      Цели игры: проанализировать развивающие возможности детских игрушек, актуализировать у участников субъектное отношение к выбору игрушки, показать сложность и многокритериальность выбора, обозначить, что представители разных групп имеют разные взгляды на критерии выбора игрушки.

      Форма проведения: игра.

      Материал:

    • разнообразные детские игрушки (как игрушки, однозначно соответствующие возрасту и психологическим особенностям ребенка, так и игрушки, отношение к которым у специалистов достаточно противоречивое);
    • карточки с названием групп и игровым заданием: «Дети», «Родители», «Педагоги, психологи», «Медики», «Представители бизнеса»;
    • тексты научных статей, научно-популярных работ, нормативных документов и пр. материалов, касающихся проблемы выбора детской игрушки.
    • Время проведения: 45 – 90 минут.

      Участники. Оптимальное количество участников играющих в группе – до 30 человек. За период 2012-2014 г.г. игра была проведена почти 30 раз. Всего в ней принимали участие около 700 человек, среди них: студенты педагогического вуза во время освоения ими учебных курсов «Детская психология», «Психология дошкольного возраста» (25 %); а также слушатели курсов академии повышения квалификации в процессе изучения курса «Психология» — воспитатели, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре детских садов (75 %).

      Содержание игры.

      1. Целеполагание, обсуждение этапов предстоящей работы.

      Ведущий знакомит участников с целью предстоящей игры, выясняет ожидания и опасения от предстоявшей работы, вместе с участниками вырабатывает групповые правила и нормы, в соответствии с которыми будет осуществляться игровая деятельность. Также он информирует о продолжительности проводимой работы, при желании помогает участникам провести оценку собственных знаний и умений, связанных с экспертизой детской игрушки. В таблице ниже предложен вариант возможной самодиагностики (в графе «Знания и умения» присутствуют разработанные нами и те, которые обязательны согласно Профессиональному стандарту педагога).

      Таблица 1. Самодиагностика в начале игры

      От предстоящей игры я ожидаю:___________________________________________________________

      Я так оцениваю свои знания и умения по 10-бальной шкале (где 1 – знание и умение развито минимально, а 10 – знание и умение развито максимально):

      Знания и умения

      знание общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (Проф. Стандарт педагога, пункт 3.2.1.) [4]

      знание современных детских предпочтений в выборе игровой атрибутики

      знание родительских ориентиров при выборе детских игрушек

      знание психолого-педагогических ориентиров выбора игрушек для детей раннего и дошкольного возраста

      знание санитарно-эпидемиологических требований к безопасности игрушек, предназначенных для детей до 7 лет

      знание современного ассортимента детских игрушек, представленных в продаже

      умение осуществить грамотных выбор игрушек для детей раннего и дошкольного возраста

      умение организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства (Проф. Стандарт педагога, пункт 3.2.1.) [5]

      умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения (Проф. Стандарт педагога, пункт 3.2.1.) [6]

      2. Разделение участников на группы, получение и обсуждение в группах игрового задания.

      На столы выкладываются подготовленные игрушки. Участники делятся на группы: «Дети», «Родители», «Педагоги, психологи», «Медики», «Представители бизнеса». Каждая группа получает задание оценить представленный игровой материал с точки зрения их соответствия ряду критериев. Причем эти критерии определяются потребностями представителей разных возрастных и социальных групп. Примерное содержание задания представлено в таблице 2:

      Таблица 2. Содержание игровых карточек

      «Вы – представители бизнеса, распространяющие игрушки для детей раннего и дошкольного возраста. Обсудите представленные игрушки, выберите те, которые вы готовы поставлять в продажу. Какие критерии выбора игрушки важны для вас?».

      Как показывает опыт апробации игры, принятие на себя роли меняет особенности поведения и эмоционального реагирования участников. Сама возможность не только обсудить, но и активно использовать в учебном процессе детские игрушки максимально позитивно воспринимается большинством слушателей и студентов. Отмечается эмоциональное возбуждение, ожидание занятия, на которое предстоит принести игрушки. Слушатели, перед которыми выкладываются многочисленные предметы, заметно оживляются и включаются в работу. Разделение участников на группы, меняет поведение особенно тех слушателей или студентов которым досталась роль детей, медиков и предпринимателей, появляется специфическая «ролевая речь».

      3. Знакомство с разнообразной литературой по проблеме детской игрушки для осуществления экспертизы представленных предметов.

      Участникам предлагается разнообразная вспомогательная литература: тексты научных статей, научно-популярных работ, нормативных документов и пр. материалы, касающихся проблемы выбора детской игрушки. С ней участники могут знакомиться в ходе экспертизы детских игрушек или заранее.

      В опыте нашей работы игра проводилась в двух вариантах. Студентам давалось задание подготовиться к предстоящему занятию: принести как можно более разнообразные игрушки и познакомиться со специальной литературой заранее. Слушателям набор игрушек предъявлялся прямо на встрече, там же у них была возможность ознакомиться с многочисленными научными и научно-популярными текстами. Оба варианта работы, на наш взгляд, достаточно продуктивны и интересны.

      4. Выступление участников групп, обсуждение сделанной экспертизы, дискуссия.

      Участники групп по очереди называют выбранные ими игрушки, указывают критерии своего выбора, обосновывают их, в том числе опираясь на предложную вспомогательную литературу. Результаты экспертизы обсуждаются, делаются выводы о том, насколько близки или различны взгляды представителей разных групп. Задача ведущего – помогать участникам сохранять научность диалога с опорой на тексты авторитетных специалистов, официальные документы. В опыте нашей работы редко удавалось ограничиться простым перечислением предпочитаемых игрушек. Чаще всего завязывались дискуссии «из роли» (текст выдержек из таких обсуждений представлен ниже курсивом).

      Дети раннего и дошкольного возраста

      Дети: Мы возьмем игрушечный планшет, телефон и очки — это игрушки, благодаря которым есть возможность подражать взрослому, играть в него.

      Ведущий: Читаем у Л.Ф. Обуховой, что в дошкольном возрасте идеальной формой становится мир взрослых людей. Дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой, с которой ребенок взаимодействует, поэтому единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели – это сюжетно-ролевая игра [7].

      Дети: Еще есть модные игрушки, которые мы выбираем по принципу – такое же, как у соседа по группе детсада. Поэтому берем бакуган, куклу Братс, вот эту сумочку с косметикой, чтобы все обзавидовались… В своей работе В.С. Мухина описывая притязания на признания среди сверстников пишет, что в дошкольном возрасте при стремлении к реализации притязаний на главную роль в игре, на победу в спортивных соревнованиях и в других аналогичных ситуациях у детей может появиться зависть. Она вызывается тем, что у дошкольников на первый план выходят внешние социальные отношения и социальная иерархия — «кто главнее» [8]. В данном случае игрушки могут показать, кто главнее, моднее и пр.

      Бизнесмены: А как же все «розовое», «блетящее» и «про принцесс». Определенные категории детей выбирают именно по таким параметрам. А мы, в свою очередь, сделаем для них такой отдел: розовый, блестящий…

      Дети: Верно, нам нравится все яркое…

      Дети: А еще мы собираем коллекции игрушек (динозавров, жирафов, меджики, маленьких пони, насекомых и пр.).

      Родители: Сейчас мы вам расскажем, как мы вам это все покупаем…

      Родители детей раннего и дошкольного возраста

      Родители: Ну, кроме того, что мы покупаем то, что просят для детей, для нас важно, чтобы игрушки были развивающими… Единственное, не все мы, родители, знаем, какие игрушки по возрасту подойдут. Вот, например, лабиринт с бусами – точно развивающая вещь. И купим мы ее дошкольнику, а она для детей раннего возраста.

      Педагоги и психологи: Об этом возрастном соответствии игрушек детским возможностям говорят многие специалисты. Например, Е.О. Смирнова [9] отмечает, что Барби для ребенка раннего возраста слишком: она несет в себе слишком широкий и еще недоступный малышу социальный контекст, который останется невостребованным. Для этого возраста подойдут куклы, с которыми возможно реализовать действия, понятные ребенку – укачивание на руках, кормление с ложечки, наказание за провинности и т.д. (например, пупсы).

      Бизнесмены: Как вопрос цены игрушек вы решаете? Покупаете недорогие?

      Родители: Покупаем те, в которых хорошо сочетается «цена – качество». Стараемся смотреть страну изготовителя. Хотя не спрашиваем сертификаты качества.

      Медики: А зря мы это не делаем. Международная сеть неправительственных организаций, работающих в области обеспечения химической безопасности, — IPEN — представила в Москве результаты исследования детских игрушек, продающихся в шести странах бывшего СССР, включая Россию. Из 569 закупленных товаров в 169 образцах (в 29%) содержится как минимум один из шести токсичных металлов (свинец, сурьму, кадмий, ртуть, мышьяк, хром) в количестве выше “почвенной” нормы [10].

      Бизнесмены: А как нам обывателям быть? Химический состав игрушки на месте мы не определим…

      Медики: Наше дело — внимательно рассмотреть товар. Эксперты [11] утверждают, что наиболее яркие цвета игрушки, скорее всего, указывают на высокую токсичность краски; — игрушек с резкими запахами стоит избегать вообще. Важно следить за тем, чтобы на игрушке не было повреждений, царапин и сколов: если товар и проверяется контролирующими органами на заводе-производителе, то только самый верхний его слой; не давайте ребенку лишнюю возможность контактировать с внутренними. Лучше выбирать игрушки из натуральных материалов (неокрашенное дерево). Желательно покупать ребенку как можно меньше “игрушек-однодневок”: игрушка должна быть качественной, любимой и храниться долгие годы. Кроме того, чем меньше спрос на игрушечный ширпотреб, тем меньше производители обеспокоены извлечением прибыли с помощью экономии на экологически чистых материалах.

      Родители: Мы еще покупаем игрушки, чтоб другим родителям «нос утереть». Ну-ка, психологи и педагоги, прокомментируйте это…

      Педагоги и психологи: Без комментариев!

      Педагоги и психологи, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста

      Ведущий: Что важно для вас?

      Педагоги и психологи: Мы ценим социальную и психологическую безопасность игрушки. В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу. В игрушке или в её описании не должно быть грубого натурализма, в том числе сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребёнка. Детская игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым и физическим недостаткам людей. И, конечно, детская игрушка не должна вызывать вызывает психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребёнка.

      Медики: Итак, главное, безопасность игрушки.

      Педагоги и психологи: Да. А еще необходимо учитывать развивающие возможности игрушки и ее соответствие возрастным особенностям воспитанника. Например, из этого набора мы советуем взять эту небольшую куклу-пупса. 3-4 летний ребенок может использовать его в простейшей режиссерской игре. Любые сюжеты с ним пройдут: его и кормить, и укладывать можно. Кукла может на машине ездить и дома строить…

      Дети: Кстати, сейчас и мальчики с удовольствием в куклы играют…

      Педагоги и психологи: Так точно. Читаем в работе В.С. Мухиной [12], что ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков.

      Педагоги и психологи: Есть еще и эстетические требования к внешности игрушки. Наш пупс подходит под критерии выбора куклы из статьи Е. Смирновой, Е. Абдуллаевой «Куклы нашего времени» [13]. Итак, у нашего пупса детская внешность. У него не слишком ярко и подробно прорисованы черты лица. Телесные признаки пола отсутствуют. Волосы, правда, просто нарисованы, и их нельзя расчесывать, но куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела. Кроме того, ему можно легко совместно со взрослым сшить одежду, подходящую по возрасту и сезону, а также подобрать домашнее кукольное хозяйство. Материал, из которого пупс сделан – пластмасса. Однако не знаем, насколько полезен и нетоксичен ли он. Пупс на ощупь приятен и хорошо моется, так что по сан пину вроде «пройдет».

      Медики: Одобряем!Читаем в САН ПИНе [14] пункт 17.12: «Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед поступлением в групповые моются проточной водой (температура 37 С) с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей, и затем высушивают на воздухе».

      Педагоги и психологи: А вообще, нам нравится методика психолого-педагогической экспертизы, разработанная Е.О. Смирновой и ее коллегами. Они последовательно оценивают каждую игрушку по трем параметрам: этико-эстетическим характеристикам и привлекательности, операционально-техническим характеристикам и развивающему потенциалу игрового воздействия [15].

      Медики, работающие с детьми раннего и дошкольного возраста

      Медики: Для нас критериями выступают: прочность игрушки, размер, вес и пр. рассматриваются (как условия, обеспечивающие возможность самостоятельного игрового действия) [16], срок годности, точнее хранения игрушки…

      Родители: А у игрушек есть срок годности?

      Медики: Конечно… Продолжаем, нетоксичность игрушки, наличие / отсутствие мелких деталей, возможность игрушку обрабатывать. Так, мы точно не возьмем вот эту овечку с отбитой ножкой. Во-первых, она не проходит требования по безопасности. Вред может нанести – поцарапать может. Читаем выдержку из ФГОС ДО пункт 3.3.4.: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». А, во-вторых, у нее шерсть мягкая. А мы с вами читаем САН ПИН из пункта 6.10: «Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий» [17]. То есть, мы против овцы… И, вообще, против всего, что не моется. Долой мягкие игрушки!

      Бизнесмены: … Не долой! А «использовать только в качестве дидактических пособий»… Хотя по нашим наблюдениям дети дошкольники не очень часто просят купить мягкие игрушки…

      Ведущий: А как к мягким игрушкам относятся педагоги и психологи?

      Педагоги и психологи: А мы «за» мягкие игрушки!

      Дети: И мы!Вы, конечно, помните, как мы любим спать с мягкими игрушками… И в период адаптации к детскому саду любимая мягкая игрушка – незаменимая вещь…

      Педагоги и психологи: Так точно!С любимыми мягкими игрушками разговаривают, делятся радостями и размышлениями, едят, спят, берут их на улицу. По мнению Е.О. Смирновой [18], такая любимая игрушка может стать опорой для становящегося внутреннего мира ребёнка, субъектом его душевной жизни.

      Родители: Только мы помним, что в них скапливается пыль…

      Медики: Мягкие игрушки не будешь же стирать каждый день, в отличие от резиновых и пластмассовых, которые по САН ПИНу (пункт 17.13.) «…моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста — 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается [19]

      Педагоги и психологи: Вот вам и противоречие…

      Представители бизнеса, распространяющие игрушки для детей раннего и дошкольного возраста

      Бизнесмены: Как вы понимаете, для нас важны несколько другие критерии выбора игрушек… Мы приобретем товар, который пользуется спросом. Это яркие игрушки, созданные на основе часто показываемых мультфильмов. М. Соколова, М. Мазурова [20] утверждают, что мультфильмы, соответствующие интересам и психологическим возможностям дошкольника стимулируют достаточно продолжительную и содержательную игровую деятельность… А мы утверждаем, что мультики – хороший способ манипулировать кошельком родителей.

      Дети: Конечно, дети сегодня направляют огромные кармане средства и родительские ресурсы на покупку любимых игрушек. А мультфильмы определяют, какие игрушки станут «делать деньги».

      Бизнесмены. А.Н. Ильин, А.Л. Панищев [21] пишут, что появилась целая индустрия, актуализирующая именно детскую покупательную способность. Медиа-проекты, рекламирующие специально создаваемые для детей продукты питания,DVD, видео-игры, мобильные телефоны, игрушки и т.д. гипнотизируют маленьких покупателей, делая из них настоящих потребителей. Они убеждают детей в том, что смысл жизни заключен в покупках. Продаются не просто рекламируемые продукты, а игрушки, символизирующие персонажей детских мультипликационных фильмов. Так создается привязанность предлагаемой игрушки к полюбившемуся ребенком мультипликационному герою, и эта привязанность играет важную роль в деле продвижения детских продаж. К примеру, после выхода мультфильма «Черепашки-ниндзя» был реализован огромный массив продукции, связанной с этим фильмом; статуэтки героев, комиксы, журналы-раскраски. «Звездные войны» стали тиражироваться не только как фильм, но и как куклы, маски, световые мечи, продукты питания с изображением на упаковках главных героев саги и прочие аксессуары. Чипсы, каши, макароны и другие продукты питания, на упаковках которых красуются полюбившиеся детям персонажи, представляются маленьким покупателям вкуснее, чем не связанные с мультфильмами продукты, хотя на самом деле они бывают одинаковыми по составу и вкусу.

      Медики: САН ПИН отдыхает…

      Бизнесмены: Это не все критерии. Еще мы готовы реализовывать игрушки модные, пользующиеся массовым спросом. Поэтому, дорогие дети, мы внимательно прислушиваемся, присматриваемся к вам и вашим запросам. Именно поэтому, мы тоже стараемся быть в курсе особенностей детской субкультуры… Бакуганы, Бетманы, Винксы, Лего, Братсы, Ангрибертс, Смешарики, Май Литтл Пони, Раппунцель, Трансформеры… Что пожелаете…

      Педагоги и психологи: А наши запросы вы же тоже учитываете?

      Бизнесмены: Конечно. Мы учтем Ваши рекомендации по поводу развивающих возможностей игрушек…

      Дети: Неожиданно для вас…

      Бизнесмены: Ну, что же вы! Мы тщательно отслеживаем изменения, происходящие с системой дошкольного образования, и чутко реагируем на его современные запросы. Мы знакомы со всеми новыми документами. Мы прислушиваемся к мнению педагогов и психологов. Поверьте, продать товар «рекомендовано…» куда проще.

      Медики: Конечно, вы смотрите качество материала, из которого изготовлена игрушка.

      Бизнесмены: Этот показатель обычно отражен в санитарно-гигиеническом сертификате, прилагаемом к игрушке. В случае отсутствия сертификата или очевидно плохого качества материала (ломкая пластмасса, маслянистый налет и т.п.) мы сильно рискуем… А это нам не выгодно. Кроме того, мы изучаем качество исполнения игрушки. Это обработка материала, способ соединения элементов, особенности движения деталей и т.п. Например, способ крепления ног у куклы такой, что ее невозможно посадить или плохо приклеенные бумажные картинки отклеиваются и рвутся, такую игрушку не будем реализовывать. Однако, мы в финансовой ловушке – качество игрушек непременно отражается на их цене.

      Родители: Конечно, вас интересуют наши финансовые возможности…

      Бизнесмены. Мы предлагаем товар на любой кошелек и на любой случай жизни. У нас вы найдете и сезонный товар – санки, елки, елочные игрушки, новогодние костюмы, и «мелочь» всякую – шарики, мыльные пузыри, россыпь животных, и подарочную продукцию – громадные мягкие игрушки…

      Педагоги и психологи: Невнимательно вы изучаете психологическую литературу. Е.О. Смирнова [22] пишет, что мягкая игрушка не должна быть слишком большой, чтобы малыш её мог самостоятельно взять, обнять, перенести и пр. Огромные метровые собаки и бегемоты, которыми сегодня заполняют игрушечные прилавки, совершенно непригодны для этой цели – на них можно только смотреть, удивляться их размерам, или использовать в качестве кресла, подушки или подставки.

      Бизнесмены: Спрос рождает предложение…

      5. Выход из принятой роли, рефлексия участниками итогов работы.

      Участники выходят из предложенной ими роли, анализируют свои мысли, эмоциональное состояние, поведенческие проявления в ходе игры, делятся своими размышлениями по теме игры. На этом отрезке подводят итоги того, какие же критерии важны при выборе детской игрушки. В каждой группе итоги свои, однако, чаще всего участники перечисляют: безопасность игрушки, ее соответствие возрастным особенностям и личным предпочтениям ребенка, эстетичный внешний вид и широкие развивающие возможности. По желанию ведущего и участников, а также исходя из организационных условий, повторно проводится самодиагностика (Таблица 1). Кроме того, для оценки эффективности игры анализируются индивидуальные высказывания участников на заключительном этапе работы. Для их рассмотрения используется классификация рефлексивных суждений студентов и слушателей (Таблица 3), предложенная Т.В. Черниковой [23] для определения уровня восприятия и переживания опыта участия.

      Таблица 3. Классификация рефлексивных суждений участников

      Уровни восприятия и переживания опыта участия

      Степень проявления данного уровня восприятия и переживания опыта участия

      0 степень

      1 степень

      2 степень

      Недифференцированное получение информации:

      «это имеет отношение к будущей жизни», «обсуждались вопросы, которые каждый себе задает»

      Указание на факт получения конкретной информации:

      «узнала, что по САН ПИНу» мягкие игрушки лишь для дидактических задач используются», «узнала, почему дети выбирают дурацкие игрушки»

      Указание на получение информации для себя:

      «выбрала варианты ответов на свои вопросы», «определила для себя, какие игрушки покупать сыну»

      Общая оценка проведенной формы работы:

      «нормально», «понравилось», «хорошая игра, спасибо»

      Выражение собственного интереса к ситуации игры:

      «интересная для меня тема», «интересно, оказывается игрушки должны мыть ежедневно…»

      Описание своих эмоциональных переживаний:

      «разрешила свои сомнения», «пережила тревогу по поводу игрушек, которые выбирают современные дети»

      «смотрел, как они обсуждали», «послушала», «я участвовала в игре»

      Указание на опыт взаимодействия с другими:

      «пообщалась», «мы критерии обсудили»

      Указание на приобретение опыта в реальной жизни:

      «проверила себя в экстремальной ситуации», «испытала себя в позиции педагога, который проводит экспертизу»

      Опыт апробации игры показал, что среди итоговых рефлексивных высказываний участников наблюдались все три уровня восприятия и переживания игрового опыта, но преобладал 1 и 2 уровень. По результатам наблюдения ведущего отмечались позитивные изменения в эмоциональном состоянии студентов и слушателей. Это позволяет предположить, что игра «Экспертиза игрушек» является одним из возможных методов решения профессиональных и личностных задач, стоящих перед современными специалистами системы дошкольного образования. Она может быть эффективно использована при подготовке студентов педагогических вузов и переподготовке педагогов дошкольных образовательных организаций.

      Ссылки на источники

      1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
      2. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
      3. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
      4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
      5. Опасные игрушки. Токсичные мишки и зайчики продолжают наводнять наши магазины.– URL: http://www.solidarnost.org/thems/obshestvo/obshestvo_9484.html – [Дата обращения 06.03.2015].
      6. Смирнова Е., Абдулаева Е. Куклы нашего времени. // Мама и малыш. – № 11, 2005. – URL: http://www.psytoys.ru/articles/kukly-nashego-vremeni – [Дата обращения 02.03.2015].
      7. Методика психолого-педагогической экспертизы. – URL:http://www.psytoys.ru/metodika-psihologo-pedagogicheskoy-ekspertizy – [Дата обращения 06.03.2015].
      8. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564.
      9. Мнение психолога о мягких игрушках. – URL: http://luckytoys.ru/articles/view/8/mnenie_psihologa_o_myagkih_igrushkah_337.html – [Дата обращения 06.03.2015].
      10. Соколова М. Мазурова М. Влияние мультфильмов на игру дошкольников. – URL: http://www.psytoys.ru/vliyanie-multfilmov-na-igru-doshkolnikov – [Дата обращения 06.03.2015].
      11. Ильин А.Н., Панищев А.Л. Культура общества потребления: философские, психологи­ческие, социологические аспекты – URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html – [Дата обращения 06.03.2015].
      12. Черникова, Т.В.Корабль под названием «Жизнь»: игры по содействию социальному самоопределению старшеклассников: учеб-метод. пособие. Волгоград, 1998. – 174 с.
      13. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564.

        Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

        Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.

        Опасные игрушки. Токсичные мишки и зайчики продолжают наводнять наши магазины.– URL: http://www.solidarnost.org/thems/obshestvo/obshestvo_9484.html – [Дата обращения 06.03.2015].

        Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

        Смирнова Е., Абдулаева Е. Куклы нашего времени. // Мама и малыш. – № 11, 2005. – URL: http://www.psytoys.ru/articles/kukly-nashego-vremeni – [Дата обращения 02.03.2015].

        Методика психолого-педагогической экспертизы. – URL:http://www.psytoys.ru/metodika-psihologo-pedagogicheskoy-ekspertizy – [Дата обращения 06.03.2015].

        Мнение психолога о мягких игрушках. – URL: http://luckytoys.ru/articles/view/8/mnenie_psihologa_o_myagkih_igrushkah_337.html – [Дата обращения 06.03.2015].

        Соколова М. Мазурова М. Влияние мультфильмов на игру дошкольников. – URL: http://www.psytoys.ru/vliyanie-multfilmov-na-igru-doshkolnikov – [Дата обращения 06.03.2015].

        Ильин А.Н., Панищев А.Л. Культура общества потребления: философские, психологи­ческие, социологические аспекты – URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/massovaya-kultura.html – [Дата обращения 06.03.2015].

        Черникова, Т.В.Корабль под названием «Жизнь»: игры по содействию социальному самоопределению старшеклассников: учеб-метод. пособие. Волгоград, 1998. – 174 с.

        e-koncept.ru