Этапы развития арбитражных судов в россии

Арбитражный суд Ульяновской области

Информация о результатах конкурса на замещение вакантной должности секретаря судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства, обобщения судебной практики и статистики

9 июня 2018 года канцелярия суда (каб.101 и 101б) ведет прием документов, исковых заявлений, заявлений с 9:00 до 12:00 час.

Информация о втором этапе конкурса, объявленного 28 апреля 2018 года

История возникновения и развития Арбитражных судов

Самые ранние сведения о существовании третейского суда восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. У римлян третейский судья назывался «арбитр». История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, уходит также в глубину веков.

Первое упоминание об особых судах для торгового сословия России встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом. Особые таможенные суды, состоявшие «из лучших торговых людей», были учреждены по Ново-Торговому Уставу в 1667 году.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами.

На смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате высшей судебной инстанцией стал Сенат. Его IV Департамент, бывший высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, отчасти можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819 г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.). Исторической вехой в развитии коммерческих судов стал Указ российского императора Николая I от 14 мая 1832 года «Об учреждении коммерческих судов». Этим же Указом был утвержден Устав торгового судопроизводства. Открываются коммерческие суды в Санкт-Петербурге (1832 г.), Москве (1833 г.), Новочеркасске (1835 г.), других городах. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены.

21 сентября 1922 года утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями. Согласно этому Положению создаются арбитражные комиссии: в центре — при Совете Труда и Обороны (Арбитражная комиссия при СТО) и на местах — при областных экономических совещаниях.

В ряде наркоматов и других ведомствах действовали свои арбитражные комиссии для разрешения имущественных споров между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства, получившие название ведомственных арбитражных комиссий.

3 мая 1931 года утверждено Положение о Государственном арбитраже. В нем указывалось, что Госарбитраж «учреждается для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета».

Единой системой в масштабе СССР органы Госарбитража стали 17 августа 1960 года с утверждением положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. После принятия Конституции СССР 1977 года арбитраж признан конституционным органом. Организация и порядок его деятельности стали определяться Законом «О государственном арбитраже в СССР».

С началом глубоких экономических преобразований и формированием рыночных отношений возникла потребность в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. 17 мая 1991 года Верховный совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: «О Высшем Арбитражном суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР».

4 июля 1991 года Верховным Советом был принят закон РСФСР «Об Арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.

В апреле 1995 года бы приняты закон «об Арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс РФ, закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации». Федеральный конституционный закон « об Арбитражных судах в Российской Федерации» 1995 года ввел в систему арбитражных судов третий уровень – окружные федеральные суды, ставшие промежуточной инстанцией между областными судами и Высшим арбитражным судом Российской Федерации. Дальнейшее развитие системы арбитражных судов в Российской Федерации выразилось в создании самостоятельных арбитражных судов апелляционной инстанции.

С момента образования Ульяновской области в январе 1943 года в регионе стали действовать территориальные органы государственного арбитража при Ульяновском облисполкоме.

В контексте современной российской судебной реформы Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 20 марта 1992 года № 2559-1 был создан Ульяновский областной арбитражный суд. Согласно архивным документам, коллектив состоял из 18 человек, 9 из которых были судьями, трое из них работают в суде по сегодняшний день.

25 октября 1995 года Ульяновский областной арбитражный суд был преобразован в арбитражный суд Ульяновской области.

В 2003 году Арбитражный суд Ульяновской области занял первое в своей истории автономное здание площадью 2731 кв.м.

В настоящее время коллектив суда составляет 30 судей и 84 сотрудника аппарата. С увеличением коллектива усложнялась и организационная структура суда, появлялись новые отделы.

На сегодняшний день арбитражные суды и их практика являются, по существу, точным индикатором экономики, зеркалом происходящих в ней процессов. Сегодня система арбитражных судов работает и выполняет свою немаловажную роль в механизме государства, без которой представить современную российскую экономику и государство уже невозможно.

ulyanovsk.arbitr.ru

Этапы становления и развития арбитражных судов в России

Органы рассмотрения экономических споров в досоветский период

Возникавшие между участниками хозяйственных и торговых отношений споры еще в давние времена стали разрешаться арбитрами. Слово «арбитр» (лат. arbiter) означает «посредник», «третейский судья». «В Древнем Риме должности арбитров занимали умудренные опытом старцы, и их деятельностью снискало себе славу арбитражное правосудие» [1] .

В России о судах для торгового сословия впервые упоминается в Уставной грамоте князя Всеволода Мстиславовича (1135), но не как законодательное введение, а как указание на обычное общеизвестное установление [2] . Первую попытку создать постоянно действующий суд для купечества предпринял царь Алексей Михайлович в 1667 г.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом. Специализированные торговые суды были созданы при ратушах и таможнях.

Указом Императора Николая I от 14 мая 1832 г. были утверждены Учреждение коммерческих судов и правила судопроизводства для них – Устав торгового судопроизводства. Коммерческие суды были созданы в Санкт-Петербурге (1832), Москве (1833), Новочеркасске (1835) и других городах России. Коммерческим судам были подведомственны три категории дел (ст. 40, 43 Устава торгового судопроизводства): 1) торговые дела на сумму свыше 150 руб. (под торговыми делами понимались иски, вытекающие из торговых отношений и сделок торгового оборота); 2) вексельные дела на сумму свыше 500 руб.;

3) дела о торговой несостоятельности (неоплата долгов, явившаяся результатом торговых операций лица, взявшего купеческое или промысловое свидетельство) [3] .

В результате судебной реформы 1864 г. все торговые суды, за исключением коммерческих, были упразднены. Коммерческие суды остались лишь в столицах и Одессе. В остальных местностях дела, подведомственные коммерческим судам, разрешались общими судами.

Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 г.

Органы разрешения хозяйственных споров в период 1917–1991 гг

Декретом ВЦИК от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» коммерческие суды были упразднены, а все споры, возникающие между организациями, предприятиями и учреждениями, переданы па рассмотрение общих судов. Однако вскоре Декретом ВЦИК от 7 марта 1918 г. № 2 «О суде» было установлено, что «судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются». Разногласия, возникавшие между предприятиями и организациями, разрешались в административном порядке вышестоящими органами управления.

С развитием хозяйственных отношений в период новой экономической политики возникла необходимость в создании специальных органов по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. Такими органами стали арбитражные комиссии, образованные в 1922 г. [4] Дела в арбитражных комиссиях рассматривались коллегиально в составе трех членов комиссии, причем один из арбитров должен был быть юристом, второй – хозяйственным руководителем. Эта организационная процедура явилась истоком двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов правосудия, и как органов хозяйственного управления [5] .

Административные методы регулирования хозяйственных отношений в конце 1920-х гг. диктовали необходимость упразднения арбитражных комиссий. Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929 г. и 4 марта 1931 г. были ликвидированы ведомственные и государственные арбитражные комиссии соответственно.

3 мая 1931 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР утверждено первое Положение о государственном арбитраже, установившее трехзвенную систему государственного арбитража: Государственный арбитраж при Совете Министров СССР; государственный арбитраж при советах министров союзных республик; государственный арбитраж при советах министров автономных республик, областных, краевых, городских (в Москве и Ленинграде) советах.

В Положении указывалось, что государственный арбитраж учреждается для разрешения имущественных споров между предприятиями, организациями в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины.

Ведомственные арбитражи предназначались для разрешения преддоговорных и имущественных споров между организациями, входившими в состав одного ведомства, министерства, кооперативной системы. Ведомственный арбитраж по своему характеру являлся органом государственного управления, а если он организовывался в составе кооперативной системы – то органом общественного управления [6] .

С принятием Конституции СССР 1977 г. арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража стали определяться Законом СССР «О государственном арбитраже в СССР» от 30 ноября 1979 г., а также Правилами рассмотрения хозяйственных споров, утвержденных постановлением Совета Министров СССР 5 июня 1980 г. Система органов государственного арбитража осталась прежней. Организация органов ведомственного арбитража также не изменилась.

В правовой науке существовали разные взгляды на сущность арбитража: как суд (особый, хозяйственный, специальный или третейский); как вспомогательное образование при органах государственного управления; как орган государственного, хозяйственного или функционального управления; как орган руководства народным хозяйством; как орган, являющийся одновременно и судом, и органом управления [7] . Неясная правовая природа арбитража ставила перед специалистами задачи приведения ее в соответствие с какими-либо существующими структурами, выдвижения различных идей о реорганизации арбитража.

С началом глубоких экономических преобразований и формированием рыночных отношений к концу 1980-х гг. возникла необходимость в создании взамен ведомственного и государственного арбитража независимой системы специализированных арбитражных судов, приспособленных для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Образование и развитие системы арбитражных судов в России

В 1991 г. в Конституцию РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми органы государственного и ведомственного арбитража преобразовывались в арбитражные суды. 4 июля 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде». С 1 октября 1991 г. арбитраж и иные аналогичные органы в системе министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях упразднялись. Производство в арбитражном суде стало осуществляться по правилам, установленным АПК РФ.

Арбитражные суды осуществляли судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления с участием юридических лиц и граждан – индивидуальных предпринимателей.

Систему арбитражных судов образовывали: Высший Арбитражный Суд РСФСР; высшие арбитражные суды республик в составе РСФСР; краевые арбитражные суды; областные арбитражные суды; городские арбитражные суды; арбитражный суд автономной области; арбитражные суды автономных округов.

Необходимость дальнейшего совершенствования арбитражного процессуального законодательства и системы арбитражных судов привела к разработке и принятию АПК РФ 1995 г. и Закона об арбитражных судах в РФ от 28 апреля 1995 г. Система арбитражных судов России превратилась в трехзвенную – были созданы 10 федеральных арбитражных судов округов.

В 2002 г. был принят новый АПК РФ, значительно усовершенствовавший и более тщательно регулирующий порядок судопроизводства в арбитражных судах, учитывающий международно-правовые стандарты справедливого и доступного правосудия [8] .

4 июля 2003 г. был принят Федеральный конституционный закон № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”», согласно которому поэтапно должны были образовываться 20 арбитражных апелляционных судов в целях «обеспечения лучших условий для судебной деятельности и независимости судей при осуществлении правосудия» [9] .

6 декабря 2011 г. Федеральным конституционным законом № 4-ФКЗ в систему арбитражных судов был включен специализированный арбитражный суд – Суд по интеллектуальным правам.

В целях совершенствования судебной системы РФ и укрепления ее единства Законом РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был упразднен Высший Арбитражный Суд РФ, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

studme.org

История развития арбитражных судов РФ

Арбитражный суд — государственный орган, относящийся к судебной ветви власти, который наделен исключительным правом осуществления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В истории нашего государства наряду с судами общей юрисдикции существовали отдельные судебные присутствия для рассмотрения споров, связанных с коммерческой деятельностью. Система коммерческих судов в России появилась в начале 19 века. Первый коммерческий суд, разрешавший торговые споры был основан в Одессе в 1808 году. Указом императора Николая 1 от 14 мая 1832 года были учреждены Учреждения коммерческих судов, рассматривающие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и Устав торгового судопроизводства. Судебная реформа 1864 г. в России коммерческих судов организационно не коснулась. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава гражданского судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств, все виды торговых судов, за исключением коммерческих были упразднены. Коммерческие суды действовали до 1917 года.
Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 года содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Тем самым было проведено разграничение в компетенции органов хозяйственного управления и органов правосудия. С началом хозяйственной реформы 1921 г., с переходом к коммерческому расчету и имущественной самостоятельности взаимоотношения между предприятиями стали строиться на договорных началах. Полную натурализацию эпохи военного коммунизма сменили товарно-денежные отношения. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.
В 1922 г. в Российской Федерации были созданы арбитражные комиссии. Дела рассматривались в составе трёх членов с обязательным участием юриста и хозяйственного руководящего работника по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом, с учётом особенностей работы арбитражных комиссий.
Система органов государственного арбитража была образована в 1931 г., когда в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж, разрешающий споры между учреждениями, предприятиями, организациями и предприятиями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета. Арбитраж существовал в двух формах — государственный и ведомственный. С самого начала своего существования органы государственного и ведомственного арбитража выполняли судебные функции, разрешали экономические, имущественные споры в соответствии с законодательством, договорами и по существу были правопреемниками дореволюционных коммерческих судов.

В связи с принятием в 1991-1992 гг. Закона Российской Федерации «Об арбитражном суде» и АПК система государственного ведомственного арбитража была упразднена и преобразована в арбитражные суды. Возникновение новой судебной системы арбитражных судов было связано с вполне объективными причинами. Стали происходить коренные преобразования в экономике, появились разнообразные формы собственности. В этих условиях главным регулятором отношений собственности, производства и обмена между производителями и потребителями продукции и товаров становится закон и договор в их единстве и рыночной взаимосвязи.
С принятием Конституции РФ 1993 г. и введением в действие нового Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) были приняты в 1995 г. новый Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и АПК.

studopedia.ru

Публикации

Современная система арбитражных судов появилась вслед за новым хозяйственным законодательством, основанным на рыночных принципах экономической деятельности, — закон СССР от 26 мая 1988 года N 8998-ХI «О кооперации», закон РСФСР от 24 декабря 1990 года N 443-I «О собственности в РСФСР», закон РСФСР от 25 декабря 1990 года N 445-I «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и др.

В связи с внедрением в экономику частноправовых регуляторов и стимулов, появлением частной собственности, развитием частной инициативы и многоукладной экономики, а, следовательно, и с увеличением количества субъектов предпринимательства возникла необходимость в реформировании органов, осуществлявших юрисдикцию в этой области, в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами различных форм собственности.

Организационно арбитражные суды созданы на кадровой и материальной базе бывших арбитражей, но коренным образом отличаются от них. Арбитражи представляли собой государственно-властные органы, действующие в совершенно ином экономико-правовом пространстве и на принципиально иной процессуально-правовой основе. Главной целью создания арбитражных судов являлось обеспечение в равной степени полноценной судебной защитой прав всех хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности.

Первым арбитражным судом, созданным в 1991 году, стал Высший арбитражный суд (ВАС) СССР. Позже, в 1992 году, был образован Экономический суд СНГ, который должен был заменить ВАС СССР. Он, к сожалению, не начал достаточно четко функционировать и не смог сыграть той роли, которая ему предназначалась, последовав судьбе СНГ, в рамках которого не удалось сохранить в полной мере единое экономическое пространство.

4 июля 1991 года был принят закон РСФСР N 1543-I «Об арбитражном суде». Статья 1 этого закона устанавливала, что арбитражный суд осуществляет судебную власть при разрешении споров, возникающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления). Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР «О введении в действие закона РСФСР «Об арбитражном суде» с 1 октября 1991 года госарбитражи и арбитражи различных ведомств упразднялись.

5 марта 1992 года был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ), который был введен в действие с 15 апреля 1992 г., что является фактическим началом деятельности Высшего арбитражного суда РСФСР и системы арбитражных судов.
В развитии современной системы арбитражных судов можно выделить три этапа.

Первый этап начался с ее создания в 1992 году. Система арбитражных судов была двухзвенной. Первое звено — арбитражные суды субъектов Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), второе — Высший арбитражный суд РСФСР.

Арбитражные суды субъектов Федерации разрешали дела по экономическим спорам, по спорам, возникающим в сфере управления, по проверке в кассационном порядке законности и обоснованности решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу.

Высший арбитражный суд РСФСР являлся высшим экономическим судебным органом Российской Федерации и осуществлял надзор за судебной деятельностью арбитражных судов в России.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связан с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации и развивающих ее федеральных законов.

В соответствии с Конституцией были подготовлены и приняты в 1995 году Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 мая 1995 года. В последующем был принят Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации». Этими законами на конституционном уровне закреплена система арбитражных судов, а вся территория России законодательно разделена на десять федеральных арбитражных округов, что явилось качественно новым принципиальным этапом в развитии конституционного права на судебную защиту в экономической сфере. Двухзвенная система арбитражных судов была заменена трехзвенной. Промежуточным звеном между Высшим арбитражным судом РФ и арбитражными судами субъектов Федерации стали десять федеральных арбитражных судов округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ.

Причиной изменения арбитражно-процессуального законодательства явился не только большой объем дел, рассматриваемых арбитражными судами, но и постепенно накапливаемый опыт экономического правосудия, потребности приведения его в соответствие со стремительно изменяющейся экономической сферой. Закономерно возникла потребность расширения системы арбитражных судов в целях повышения эффективности и доступности правосудия в экономической сфере.

Федеральные арбитражные суды округов по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Федерации являются вышестоящими судебными инстанциями лишь в процессуальном значении. В организационном, кадровом и прочих отношениях вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов Федерации является Высший арбитражный суд РФ.

Появление самостоятельной инстанции в лице федеральных арбитражных судов округов обеспечило более высокую степень независимости суда, чем прежняя система, в частности при взаимодействии с другими ветвями власти на местах. В арбитражном судопроизводстве эта проблема стоит гораздо острее, чем в сфере компетенции судов общей юрисдикции, в силу того, что здесь чаще затрагиваются экономические интересы конкретных носителей исполнительной и законодательной власти, подведомственных им учреждений.

Образование судебной инстанции вне административно-территориального деления практически устраняет эту проблему, позволяет федеральному арбитражному суду округа чувствовать себя более свободным по отношению к местным властям, связанным только законом при принятии любого решения, что является одной из гарантий реализации права на судебную защиту.

Положения о создании трехзвенной системы арбитражных судов в полной мере соответствуют утвердившимся мировым стандартам правосудия. Классическая судебная система состоит из трех составляющих. Суд первой инстанции рассматривает основную массу дел и разрешает их. Второе звено существует для того, чтобы обжаловать решения суда первой инстанции, т.е. для проверки их законности и обоснованности. И наконец, высшая судебная инстанция во всех странах в качестве основной задачи стремится обеспечить единообразие судебной практики.

Повышению уровня обеспечения гарантий судебной защиты способствовало и введение апелляционного порядка пересмотра решений арбитражных судов в каждом арбитражном суде субъекта Федерации.

Третий этап развития системы арбитражных судов связан с принятием третьего по счету Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 года и совершенствованием системы арбитражных судов России, в которой апелляционная инстанция была изъята из структуры арбитражных судов субъектов Федерации и превращена в самостоятельный орган судебной власти. В России появились 20 арбитражных апелляционных судов. Тем самым была выстроена четырехзвенная структура по разрешению экономических споров – первая инстанция, апелляция, кассация и надзорная инстанция — ВАС. Это одно из самых значимых достижений судебной реформы.

rapsinews.ru

7. Основные этапы развития российской судебной системы

Обращаясь к краткому обзору основных исторических этапов развития судебной системы России, можно проследить непростой путь становления судебной власти от одного из рядовых инструментов борьбы с преступностью, функционирующего под непосредственным руководством партийных структур и органов исполнительной власти, до независимого, демократически организованного и действенного органа правосудия.

Положение о народном суде РСФСР 1918 г. и принятое позже Положение о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. предусматривали образование единого народного суда, которому поручалось рассмотрение в первой инстанции всех дел, не входящих в компетенцию революционных и военно-революционных трибуналов.

В целом на данном этапе развития судебной системы значительное влияние на осуществление правосудия оказывала исполнительная власть (Наркомат юстиции).

Очередной этап связан с Положением о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. Была установлена единая система общегражданских судов: народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФсР. В новых условиях тенденция вмешательства в правосудие исполнительной власти не ослабла.

В период репрессий (1930–1950 гг.) суды осуществляли карательные функции в условиях отсутствия защиты, без права на обжалование, негласного процесса и немедленного приведения приговора в исполнение.

Основные направления реформирования системы судебной власти в 1960–1980 гг. связаны с проведением мер по реабилитации жертв политических репрессий и устранением из судопроизводства наиболее одиозных норм, ущемляющих независимость суда и нарушающих элементарные демократические принципы правосудия.

После внесения в 1957 г. изменений в Конституцию СССР Верховный Совет СССР принял 25 декабря 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. Закон о судоустройстве РСФСР, принятый в 1960 г., был пересмотрен и уточнен в 1981 г.

Корректировка законодательства послужила правовой основой демократического обновления судебной системы, внедрения принципов осуществления правосудия только судом, гласности процессов, расширения прав обвиняемых на защиту.

Однако отсутствовали реальные гарантии независимости суда, на законодательном уровне устанавливались надзор и вмешательство прокуратуры в деятельность суда. Не обеспечивались реальная состязательность и равенство сторон в процессе.

Радикальные изменения, связанные с ролью суда в системе правоохранительных органов, относятся к периоду распада СССР и реформирования российской государственности.

В Конституцию РСФСР в 1990–1992 гг. были внесены следующие изменения, связанные с регулированием судебной системы:

– об образовании Конституционного Суда РСФСР и системы арбитражных судов;

– о возможности бессрочного наделения судейскими полномочиями;

– о рассмотрении отдельных категорий дел судьями единолично, а также с участием присяжных заседателей;

– о расширении права суда по контролю за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти.

Конституция РФ 1993 г. закрепила роль и место судов в системе органов государственной власти как самостоятельной и независимой ее ветви, исчерпывающе определила принципы организации и деятельности суда.

studfiles.net