Как называется закон о правах детей

Уполномоченный по правам человека в Калужской области

Библиотека

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2011 Автор: Красильникова А.С.; ФГБОУ ВПО Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева (Калужский филиал).

В марте 2009 г. на совещании, посвященном предотвращению насилия в отношении детей, президент РФ Д.А. Медведев сказал: «России нужна современная система защиты детства. Сегодня системы просто нет ».

22 ноября 2011 г. вопрос о защите прав детей стал одной из основных тем на встрече премьер-министров России и Франции.

В ходе проводимых в современной России социально-экономических реформ общественное положение детей оказалось неблагополучным, а сами дети — незащищенными.

По данным МВД РФ в 2009 г. было зарегистрировано порядка 106 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних, также были признаны потерпевшими более 108 тыс. детей и подростков, более половины из них, а это около 68 тыс., пострадали от насильственных посягательств. При этом 4 тыс. преступлений данного вида были совершены родителями в отношении своих детей.

Ситуация в сфере детства, связанная с постоянным ухудшением материального положения, алкоголизмом, наркоманией, детской безнадзорностью и беспризорностью, ростом посягательств на права детей, на сегодняшний день на государственном уровне реально рассматривается как угроза национальной безопасности России.

«Именно от благополучия наших детей зависит будущее и всего российского общества, и в целом нашего государства », — подчеркнул министр МВД Р.Г. Нургалиев. Поэтому защита прав ребенка в современной России относится к числу самых актуальных проблем.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Целью работы является изучение проблемы защищенности детей в российском обществе.

Работа включает рассмотрение содержания прав детей как в международных актах, так и в актах РФ, а также правовое обеспечение защиты прав ребенка, в том числе на примере Калужской области.

Права ребенка и их защита

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он достигает совершеннолетия ранее. [1]

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать «. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Федеральный закон «Об образовании»;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. [2] Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права управомоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Задача омбудсманов — обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

3 декабря 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что подписал закон о внесении изменений в целый ряд законодательных актов, которые направлены на защиту детства в нашей стране, в частности, в закон об основных гарантиях прав ребёнка, по которому вводится целый ряд новых норм, предоставляющие дополнительные полномочия Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка и региональным омбудсменам детства .

Теперь получен доступ к информации, которая была закрыта грифом конфиденциальности. Например, к сведениям о правах на недвижимость и производимых с ней сделках. Закон дает право правозащитникам беспрепятственно посещать закрытые спецучреждения, колонии и следственные изоляторы, где содержатся несовершеннолетние, а также места лишения свободы, в которых находятся беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при исправительных колониях. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны предоставлять уполномоченным по правам ребенка по их запросу сведения, документы и другие материалы. За чинение препятствий правозащитникам в их работе законом предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, подписан второй закон, который вносит изменения в ст. 22 закона об основных гарантиях прав ребёнка, касающихся порядка представления государственного доклада о положении детей и семей, которые имеют детей в Российской Федерации.

Таким образом, нормативная основа для деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, а также вообще системы защиты прав и интересов детей совершенствуется.

Нельзя забывать и о том, что благосостояние детей, соблюдение и защита их прав, зависит не только от действий государства как такового, но и от «негосударственного сектора»: средств массовой информации, частных предприятий, правозащитных организаций.

Кроме того, без поддержки обычных людей — каждого человека в отдельности — Конвенция не достигнет своих целей. С момента ратификации Конвенции, правительства стран-участниц, в том числе и России, могут быть подвергнуты внутреннему давлению со стороны, как частных лиц, так и неправительственных организаций, которые имеют право обосновывать свои действия обязательствами, взятыми на себя государством в рамках Конвенции.

Такие действия могут включать в себя мониторинг соблюдения государством прав, гарантированных Конвенцией, доведение до сведения широкой общественности информации о выявленных нарушениях, а также требования о выделении средств из государственного бюджета на поддержку программ по обеспечению прав и интересов детей.

При этом, несмотря на активную деятельность российских неправительственных организаций и требования Комитета по правам ребенка, без заинтересованности в защите прав ребенка в России сотен и тысяч граждан, выступающих в любом качестве — ученых, государственных служащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных социальных и политических перемен будет невозможно.

Защита прав детей в Калужской области

В рамках инспекционной поездки по Калужской области Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов проинспектировал Обнинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие», Кондровский детский дом-школу, Полотняно-Заводский дом-интернат для умственно отсталых детей, приют для детей и подростков «Мечта», специализированный дом ребенка, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат им. Ф.А. Рау.

Цель поездки Павла Астахова и его «детского спецназа» — проверка жалоб, детских домов, приютов, больниц, спецшкол, домов ребенка.

В Калужской области сейчас проживают 164 540 детей. Из них 2 796 дети-инвалиды. В основном дети принимаются под опеку — всего в области принято 1 644 ребенка, в приемных семьях находятся 1 080 детей, усыновлены 1 403 ребенка (в том числе 332 — иностранными усыновителями). Институт патронатных семей в Калужской области популярностью не пользуется.

В области реализуется целевая программа «Право ребенка на семью 2010-2014 гг.» Каждый год в Калужской области выявляются сотни детей- сирот. Их число в 2010 г. уменьшилось в полтора раза (по сравнению с 2007 годом), но одновременно снизилось и число детей, оставшихся без попечения родителей, которые были устроены в новые семьи. В 2010 г. из детдомов были устроены в семьи 103 ребенка.

Сложнее всего устраивать в семьи ребят старше 10 лет, а это свыше двух третей (77%) от всех детей-сирот в области. Затрудняет этот процесс и наличие у детишек родных сестер и братьев.

В связи с этим Павел Астахов обратился к интернет-сообществу через свой микроблог в Твиттере: «В Региональном банке данных детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на 1 января 2011 г. состоит 752 человека. Эти дети очень ждут свои новые семьи!»

В 2009 г. в Калужской области было 77 отказных детей, а в 2010 — лишь 46. По словам Павла Астахова в последние годы среди отказных детей преобладают дети, рожденные мигрантами и переселенцами с юга, из Средней Азии и Кавказа, а также цыгане и мулаты. Тогда как в анкетах по подбору ребенка кандидаты в приемные родители обычно указывают желательность «славянского происхождения/внешности ребенка».

Уполномоченный также обратил внимание на большую проблему Калужской области — детскую преступность. В 2010 г. органами внутренних дел было выявлено и поставлено на учет 1503 подростка-правонарушителя и 326 родителей. Это больше, чем в 2009 г., когда на учет были поставлены 1389 подростка 289 взрослых.

Особую тревогу вызвал чрезвычайно высокий рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так в Калужской области число преступлений в форме развратных действий с 47 в 2009 г. резко выросло до 253 в 2010 г.

Возможность повлиять на детскую преступность станет подписание соглашения «О порядке взаимодействия по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка в Калужской области» руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области В.В. Ефременковым и Уполномоченным по правам ребенка в Калужской области О.А. Копышенковой .

Цель соглашения — это объединение усилий ведомств в деле защиты детства. Стороны примут на себя обязательства по обмену информацией и оказанию взаимного содействия в деле защиты детей. Помимо этого предполагается возможность разработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Под лозунгом «Поможем, подскажем, поддержим» 1 июня 2011 г., в Международный день защиты детей, в Калужской области состоялись благотворительные акции, проводимые под эгидой регионального Уполномоченного по правам ребенка.

Региональный детский омбудсман в своей работе руководствуется тремя принципами: «в любой ситуации главное — учитывать интересы ребенка», «все дети имеют одинаковые права», «права и обязанности родителей в отношении ребенка равны».

Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников также включился в общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми в Калужской области.

В рамках плана мероприятий этой компании были изданы памятки по правам и безопасности детей. Осуществлялось дальнейшее развитие института уполномоченных по правам участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях и оказание им методической помощи по вопросам профилактики жестокости и насилия к детям и реагирования по выявленным фактам. Так, в 2011 году был проведен семинар-практикум для уполномоченных по правам обучающихся школ города Калуги по теме: «Конфликты в школе. Помощь детям при насилии» .

Как известно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на дополнительную социальную защиту жилищных прав. Данный факт узаконен и в нашей области.

На основании Закона Калужской области от 30.09.2008 № 465-03 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» данной категории лиц, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения.

Этот долгожданный Закон, на принятии которого активно настаивал калужский Уполномоченный по правам человека, стал настоящим спасением для сирот региона. Он дал возможность реализовать жилищные права не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Также областным Законом впервые была установлена компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг этой категории лиц в сумме 500 рублей ежемесячно.

На реализацию данного Закона в 2009 году из областного бюджета впервые была выделена весьма значительная сумма — 114,5 млн. руб., из них — 111,5 млн. было выделено сиротам на приобретение жилья. В сравнении с предыдущими годами (в 2007 году выделено 15,6 млн. руб., в 2008 год — 20 млн. руб.), это существенное увеличение. В результате жильем было обеспечено 107 лиц из числа данной категории (в 2007 жилье получили 28 чел., в 2008 — 27). Из федерального бюджета в 2009 году поступило 12,5 млн. рублей.

Данное существенное увеличение денежных средств стало возможным при непосредственном участии Уполномоченного по правам человека.

На 01.12.2009 г. 111 человек из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа получили компенсацию расходов на оплату закрепленных за ними жилых помещений и коммунальных услуг. Средства в сумме 10 млн. 152 тыс. рублей предусмотрены на эти цели в областном бюджете на 2010 год.

В 2010 г. для решения жилищного вопроса указанных категорий лиц Калужской областью планируется не снижать планку финансирования и направить 114,5 млн. рублей на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

21 октября 2010 года на заседании сессии Законодательного Собрания Калужской области получил поддержку законопроект о доплатах матерям-одиночкам. С 1 января 2011 года на территории Калужской области в силу вступил закон о дополнительных социальных гарантиях малообеспеченным одиноким матерям.

В соответствии с этим законом предлагается установить пособие в 5000 рублей одиноким матерям, у которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области (за III квартал 2010 г. величина прожиточного минимума на душу населения составляет 5038 рублей). Пособие будут платить до достижения ребенком 7-летнего возраста.

Дополнительно социальную поддержку также получили малообеспеченные семьи, имеющие двух и более детей. Им планируется установить пособие по уходу за ребенком на второго и последующих детей от 1,5 до 3 лет в размере 4000 рублей. Данной социальной поддержкой смогут воспользоваться матери, у которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области.

В Калужской области в летний период 2011 года в планировалось организовать детский отдых в 459 лагерях с дневным пребыванием и лагерях труда и отдыха, в которых отдохнут более 33 тыс. детей, в 89 палаточных лагерях отдохнут 6980 детей, в 19 загородных и санаторных лагерях — 13110 детей, в 7 санаториях и санаторных оздоровительных базах — более 6 тыс. детей, планируется организовать отдых 2500 калужских детей за пределами области, на Чёрном и Азовском морях и Подмосковье. Всего в летнюю оздоровительную кампанию будет оздоровлено более 62 тыс. детей. В целом в 2011 году планируется оздоровить более 80 тыс. детей и не менее 7 тыс. охватить трудовой деятельностью.

С момента принятия Конвенции о правах ребенка в 1989 году прошло более двадцати лет. Тем не менее, интерес к этому документу во всем мире не угасает. В настоящее время Конвенция является наиболее широко признанным международным документом по вопросам прав человека.

Особую актуальность Конвенция приобретает для России.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Дети являются неоценимым капиталом современного общества, поскольку связь поколений и взаимопонимание поколений — залог будущего — непременное условие стабильности мира, а значит ответственности сегодняшнего поколения перед потомками.

Существующий в государстве механизм защиты прав ребенка — это система социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Обеспечение функционирования данного механизма в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту прав ребенка, и реализуемых ими форм.

На сегодняшний день проблему нарушения прав детей в обществе нельзя назвать полностью решенной. Политику по этому вопросу необходимо развивать и дальше, пересмотром и дополнением уже действующего законодательства, ужесточить наказание за насильственные действия над детьми, чаще проводить мероприятия по профилактике детского насилия среди взрослых, родителей и персонала, задействованного в сфере работы с детьми.

Новому составу Госдумы РФ нужно принять Концепции: государственной семейной политики до 2025 года и духовно-нравственного воспитания и защиты детей.

Список используемой литературы:

1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 44\25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

2. Конституция РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Гражданский кодекс РФ

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

6. Закон РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.

9. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»

10. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. №272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2010 г. «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калужской области в 2010 г».

12. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Калужской области «О деятельности органов местного самоуправления Калужской области, выполняющих полномочия по опеке и попечительству, по защите прав несовершеннолетних» — Калуга, 2010

13. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право. 2006. №4

14. Куликова А. А. Защита прав ребенка / А. А. Куликова. — М. : Эксмо, 2005. — 192 с.

15. Права человека : сборник документов / сост. О. О. Миронов. — М. : Экзамен, 2007. — 125 с.

16. Нечаев A.M. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная политика — sprinter.ru/books/

17. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред Т.Е. Абовой, ММ. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М. :Юрайт-Издат, 2005

18. «Российская газета» от 11 сентября 2011 года

19. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Права детей

20.Официальный сайт телекомпании «Ника ТВ» www.kaluga.rfii.ru

21. Официальный сайт прокуратуры Калужский области www.prokuror.kaluga.ru

22. Портал органов власти калужской области www.admoblkaluga.ru

[1] Конвенция о правах ребенка, ст. 1

[2] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

www.ombudsman.kaluga.ru

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан

Конвенция о правах ребенка для детей

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО.
Краткое содержание Конвенции о правах ребенка
Конвенция — это международный юридический
документ, признающий все права человека в отношении детей от 0 до 18 лет.
Конвенция принята 20 ноября 1989 года.

На территории нашей страны
Конвенция о правах ребенка
вступила в законную силу
15 сентября 1990 года.
Это значит, что наше государство
должно соблюдать все положения данной Конвенции.

Статья 1
Определение ребенка

Каждый человек до 18 лет считается, в соответствии с законом своей страны, ребенком и обладает всеми правами, заключенными в данной Конвенции.

Статья 2
Предотвращение дискриминации

Каждый ребенок, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, достатка и социального происхождения, обладает всеми правами, предусмотренными данной Конвенцией. Никто не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3
Наилучшее обеспечение интересов ребенка

Государство, при принятии решений, должно наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка и предоставлять детям особую защиту и заботу.

Статья 4
Осуществление прав

Государство должно делать все возможное, чтобы осуществлять все права ребенка, признанные данной
Конвенцией

Статья 5
Воспитание в семье и развитие способностей ребенка

Государство должно уважать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребенка с учетом его развития.

Статья 6
Право на жизнь, выживание и развитие

Каждый ребенок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать выживание и здоровое развитие ребенка, поддерживая его психический, эмоциональный, умственный, социальный и культурный уровень.

Статья 7
Имя и гражданство

Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на их заботу.

Статья 8
Сохранение индивидуальности

Государство должно уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая имя, гражданство и семейные связи, и должно помогать ребенку в случае их лишения.

Статья 9
Разлучение с родителями

Ребенок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его интересах.
Например, когда родители не заботятся о ребенке или жестоко обращаются с ним. Если ребенок разлучается с одним или обоими родителями, он имеет право регулярно встречаться с ними (Кроме тех случаев, когда это противоречит его интересам). Если. в результате государственного решения ребенок разлучается с одними или обоими родителями, то государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребенку).

Статья 10
Воссоединение семьи

Если ребенок и его родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран и въезжать в собственную, чтобы поддерживать личные отношения

Статья 11
Незаконное перемещение и возвращение

Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12
Взгляды ребенка

Ребенок, в соответствии со своим возрастом и зрелостью, имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам. С этой целью он может быть заслушан на любом судебном или административном заседании.

Статья 13
Свобода выражения мнения

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию любого рода, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14
Свобода мысли, совести и религии

Государство должно уважать право ребенка на свободу мысли, совести и религии. Родители или опекуны ребенка должны разъяснить ему это право.

Статья 15
Свобода Ассоциации

Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16
Защита права на личную жизнь

Каждый ребенок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения. Ребенок имеет право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Статья 17
Доступ к соответствующей информации

Каждый ребенок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.

Статья 18
Ответственность родителей

Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей, а также обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19
Защита от злоупотреблений и небрежного отношения

Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы
и плохого обращения со стороны родителей или других лиц, а также помогать ребенку,
подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20
Защита ребенка, лишенного семьи

Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту и помощь
со стороны государства. Государство может передать ребенка на воспитание тем людям,
которые уважают его родные язык, религию и культуру.

Статья 21
Усыновление

Государство должно следить за тем чтобы при усыновлении ребенка неукоснительно
соблюдались его наилучшие интересы и обеспечивались гарантии его законных прав.
При усыновлении ребенка как внутри страны, так и за рубежом должны применяться
одинаковые правила, гарантии и нормы.

Статья 22
Дети-беженцы

Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам — оказывать
им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать
воссоединению с семьей.

Статья 23
Дети-инвалиды

Каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении,
имеет право на особую заботу и достойную жизнь.
Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться,
готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью

Статья 24
Здоровье и здравоохранение

Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи,
чистой питьевой воды и полноценного питания.
Государства должны обеспечивать сокращение детской смертности
и проводить информационные кампании по распространению знаний о здоровье.

Статья 25
Периодическая оценка при попечении

Государство должно регулярно проверять условия жизни ребенка, находящегося на попечении.

Статья 26
Социальное обеспечение

Каждый ребенок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе и социальным страхованием.

Статья 27
Уровень жизни

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического,
умственного, и духовного и нравственного развития.
Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить
своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28
Образование

Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование
должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее — доступным для всех детей.
В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение
к его человеческому достоинству.
Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29
Цели образования

Образовательные учреждения должны развивать личность ребенка, его таланты,
умственные и физические способности, а также воспитывать его в духе понимания,
мира, терпимости, культурных традиций, уважения к своим родителям.

Статья 30
Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению

Если ребенок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству,
он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи,
исповедовать свою религию

Статья 31
Отдых, досуг и культурная жизнь

Каждый ребенок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной
и творческой жизни.

Статья 32
Детский труд

Государство должно защищать ребенка от опасной, вредной и непосильной работы.
Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому
развитию ребенка.

Статья 33
Незаконное употребление наркотических средств

Государство должно сделать все возможное, чтобы уберечь детей от незаконного
употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей
в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34
Сексуальная эксплуатация

Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35
Торговля, контрабанда и похищение

Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36
Другие формы эксплуатации

Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37
Пытки и лишение свободы

Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам,
жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей
семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38
Вооруженные конфликты

Государство не должно позволять детям до 1 5 лет вступать в армию или напрямую
участвовать в военных действиях.
Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту и уход.

Статья 39
Восстановительный уход

Если ребенок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток, пренебрежения или эксплуатации,
то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство
собственного достоинства.

Статья 40
Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей

Каждый ребенок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии,
правовую и другую помощь.

Статья 41
Применение наивысших норм

Если законодательство отдельной страны защищает права ребенка лучше,
чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42
Соблюдение и вступление в силу

Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

rtdety.tatarstan.ru