Какие налоги уплачивают юридические лица

Налоги взимаемые с юридических лиц (организаций)

Налоги взимаемые с юридических лиц (организаций) — перечень налогов, которые уплачивают юридические лица (организации), как налогоплательщики Российской Федерации.

Комментарий

Юридические лица (организации) являются налогоплательщиками по следующим налогам и сборам (в России):

Юридические лица (организации) вправе, по своему выбору, применять специальные налоговые режимы:

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Юридические лица могут также уплачивать Страховые взносы с выплат работникам и физическим лицам.

Дополнительно

Налоги взимаемые с физических лиц — перечень налогов, которые уплачивают физические лица, как налогоплательщики Российской Федерации.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации — перечень налогов и сборов России, их классификация.

Прямой налог — налог, который взимается государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций, налог на доходы физических лиц и т.д.

Косвенный налог — налог на товары, работы или услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. К косвенным налогам относятся Налог на добавленную стоимость (НДС), Акциз.

Общая система налогообложения (ОСН) — система налогообложения, предусмотренная ст. 13 — 15 НК РФ, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов. Помимо общей системы налогообложения существуют специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы — устанавливаются Налоговым кодексом России и предусматривают особый (в сравнении с общим) порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

taxslov.ru

— Основы предпринимательства (ЦРК)

3. Налогообложение юридических лиц

Основным источником налоговых поступлений в бюджет государства являются налоги, которые уплачивают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Юридическим лицом признается организация, наделенная обособленным имуществом на правах собственности или оперативного управления. Эта организация отвечает по своим обязательствам перед другими участниками экономических отношений. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В рамках данного курса мы рассмотрим общую систему налогообложения и все применяемые специальные режимы.

Наиболее распространенной является традиционная или общая система налогообложения (ОСНО).

ОСНО предусматривает уплату наибольшего количества налогов:

  • налога на прибыль, уплачиваемого юридическими лицами;
  • НДФЛ для ИП и физических лиц (юридические лица выступают налоговыми агентами);
  • НДС;
  • прочие налоги и сборы.
  • ОСНО применяется в обязательном порядке теми налогоплательщиками, которые либо не подпадают ни под одну другую систему налогообложения, либо не приняли решения о применении других систем налогообложения, своевременно уведомив об этом налоговые органы.

    При постановке на учет организации в ИФНС, «по умолчанию» компаниям устанавливается основная система налогообложения.

    Данная система не имеет ограничений по применению.

    Компании, применяющие ОСНО, обязаны уплачивать следующие налоги в соответствии с положениями Налогового кодекса:

    Налог на добавленную стоимость рассчитывается и уплачивается в соответствии с положениями главой 21 НК РФ.

    Постановка и ведение налогового учета по НДС является одним из самых сложных и трудоемких.

    Налоговые ставки по НДС в соответствии со ст.164 НК РФ устанавливаются в зависимости от особенностей предпринимательской деятельности налогоплательщика в следующих размерах:

  • 0% (экспорт, транспортные услуги с ним связанные и пр.).
  • 10% (некоторые виды: продовольственных товаров, товаров для детей, печатных изданий и медицинской продукции).
  • 18% (во всех остальных случаях).
  • Порядок налогообложения НДФЛ регламентирован главой 23 Налогового кодекса.

    Не смотря на то, что НДФЛ является налогом на доходы физических лиц, исчислять, удерживать и перечислять данный налог обязаны организации, выплачивающие доходы физическим лицам.

    Налоговые ставки по данному налогу в соответствии со ст.224 НК РФ составляют:

  • 9% (с дивидендов, уплачиваемых физическим лицам – резидентам РФ).
  • 13% (в подавляющем большинстве случаев).
  • 15% (с дивидендов, уплачиваемых физическим лицам – нерезидентам РФ).
  • 30% (с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением случаев применения ставок 13% и 15%).
  • 35% (со стоимости любых выигрышей и призов, экономии на процентах и пр.)
  • 3. Налог на прибыль организаций

    Налог на прибыль рассчитывается и уплачивается в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

    Из-за множества различий между бухгалтерским и налоговым учетом доходов и расходов организации, налоговый учет по налогу на прибыль может быть (в зависимости от видов хозяйственной деятельности компании) чрезвычайно сложным и трудоемким.

    Налоговые ставки по налогу на прибыль в соответствии со ст.224 НК РФ составляют:

    • 0% (при соблюдении установленных НК РФ условий: с дивидендов, полученных российскими организациями, при осуществлении образовательной или медицинской деятельности).
    • 9% (с дивидендов, полученных от российских и иностранных организаций российскими организациями, если ставка 0% не применяется).
    • 10% (с доходов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов и пр., в связи с осуществлением международных перевозок).
    • 15% (дивидендов, полученных от российских организаций иностранными организациями).
    • 20% (во всех остальных случаях).
    • 2% — зачисляются в федеральный бюджет.

      18% — в бюджеты субъектов РФ (эта ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%).

      4. Налог на имущество организаций

      30 глава Налогового Кодекса регламентирует расчет и уплату налога на имущество организаций.

      Его плательщиками являются те организации, которые владеют движимым и недвижимым имуществом, учитываемом на их балансе в качестве объектов ОС (в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета).

      Налог уплачивается с остаточной стоимости ОС.

      Ставка налога на имущество в соответствии со ст.380 Налогового кодекса устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2.2%.

      Упрощенная система налогообложения (Глава 26.2. НК РФ «Упрощенная система налогообложения») организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

      Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.

      Преимущества упрощенной системы налогообложения:

    • для организации – не платит налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации), налог на имущество организаций, НДС;
    • Ø для индивидуального предпринимателя – не платит налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации), налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), НДС.
    • Ø Объектом налогообложения признаются:
    • Ø доходы;
    • Ø доходы, уменьшенные на величину расходов.
    • Ø Налоговая ставка:
    • в случае если объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы – 6 процентов;
    • в случае если объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов – 10 процентов (Областной закон от 10.05.2012 № 843-ЗС).
    • С 1 января 2013 года за организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, закреплена обязанность ведения бухгалтерского учета (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

      С 1 января 2006 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД; Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов.

      С 1 января 2013 года переход на ЕНВД по отдельным видам деятельности осуществляется по желанию налогоплательщика (Федеральный закон № 94-ФЗ). Кроме того, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности действует до 1 января 2018 года.

      Условия применения ЕНВД:

    • Ø средняя численность наемных работников – не более 100 человек;
    • Ø 14 видов деятельности (глава 263 Налогового кодекса).
    • С 1 января 2013 года на территории Ростовской области вводится патентная система налогообложения, призванная способствовать выводу из тени некоторых сфер бизнеса и дальнейшему стимулированию развития малого предпринимательства.

      Плательщики: индивидуальные предприниматели.

      Юридические лица (ООО и ОАО) не могут применять патентную систему налогообложения.

      Преимущества патентной системы:

    • не платят НДС, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц (в части доходов и имущества, связанных с видами деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);
    • вправе не применять контрольно-кассовую технику;
    • не представляют налоговую отчетность.

    Условия применения патентной системы налогообложения:

  • объем выручки не должен превышать 60 млн. рублей за календарный год;
  • средняя численность наемных работников – не более 15 человек;
  • 47 видов деятельности (глава 265 Налогового кодекса) и 6 дополнительных видов деятельности (Областной закон от 25.10.2012 № 955-ЗС).
  • Налоговая ставка: 6 процентов

  • Ø потенциально возможный к получению годовой доход (установлен Областным законом от 25.10.2012 № 955-ЗС).
  • С 1 января 2013г. в раздел VIII НК РФ, регулирующего налогообложение предприятий, выбравших специальные режимы, введены изменения (Федеральный закон от 25 июня 2012 г. № 94-ФЗ).

    moodle.careercentr.sfedu.ru

    Тема 7. НАЛОГИ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    Налогоплательщиками в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» являются юридические лица, другие организации, например, филиалы, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги.

    Юридические лица уплачивают следующие налоги и сборы:

    * федеральные налоги (особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль предприятий и организаций; государственная пошлина; таможенные доходы; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов и др.)

    * региональные (субъектов федерации) налоги включают в себя платежи трех групп:

    1. установленные федеральными законами с определением основных элементов налога: круга плательщиков, объекта налога и максимально возможной ставки налога), взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ (например, налог на имущество предприятий, плата за воду). Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как их органы представительской власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы;

    2. так называемые факультативные налоги, которые тоже устанавливаются федеральными законами (с определением круга плательщиков, максимальной ставки, объекта налога), но вводятся органом представительной власти субъекта РФ по его усмотрению и только тогда приобретают обязательную силу (например, сбор на нужды образовательных учреждений);

    3. налоги, устанавливаемые органами представительной власти субъектов РФ по собственному усмотрению.

    Местные налоги — это налоги, которые в основном поступают в местные бюджеты. Перечень этих налогов, предусмотренных ст. 21 Закона об основах налоговой системы, самый большой: он включает более 24 налогов и сборов. Это земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции; на благоустройство территорий; на нужды образования и другие цели; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей; вычислительной техники, персональных компьютеров; лицензионный сбор за право торговли вино-водочными изделиями; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.

    2. Федеральные налоги

    Налог на добавленную стоимость

    Налог на добавленную стоимость (НДС) введен в действие Законом Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями). Налог представляет собой в соответствии с Законом форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

    НДС — косвенный налог, то есть надбавка к цене товара.

    Плательщиками НДС являются:

    а) предприятия и организации, имеющие согласно законодательству Российской Федерации статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

    б) полные товарищества, реализующие товары (работы, услуги) от своего имени;

    в) индивидуальные (семейные) частные предприятия, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;

    г) филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории Российской Федерации и самостоятельно реализующие товары (работы, услуги);

    д) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации (п.1 ст. 2 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»).

    Все они в соответствии с Законом (п. 2 ч. 2) именуются — предприятиями.

    Фактическими налогоплательщиками являются потребители — покупатели товаров (работ, услуг).

    Объектами налогообложения являются:

    а) обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг;

    б) товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона).

    Давая определение объекту налога на добавленную стоимость, необходимо сказать, что с экономической точки зрения им является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и определяемая как разница между стоимостью реализуемых товаров, работ, услуг и материальными затратами, отнесенными на издержки производства и обращения.

    Подробный перечень объектов налогообложения также приводится в Законе.

    Ст. 5 Закона определяет товары, работы и услуги, освобождаемые от НДС:

    * услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

    * операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции, за исключением операций по инкассации;

    * операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и других), за исключением брокерских и иных посреднических услуг;

    * действия, выполняемые уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям или физическим лицам определенных прав; услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов; платежи за пользование недрами, лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие виды платежей в бюджет и внебюджетные фонды за пользование природными ресурсами;

    * услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации;

    * услуги учреждений культуры и искусства, архивной службы, религиозных объединений, театрально — зрелищные, спортивные, культурно — просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ;

    * обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах;

    * ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями;

    * платные медицинские услуги для населения, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника;

    * товары, работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и реализуемые предприятиями, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общей численности работников.

    * товары, ввозимые на территорию Российской Федерации:

    * оборудование и приборы, используемые для научно-исследовательских целей; товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему; транспорт общественного пользования, комплектующие и запасные части к нему; специальные транспортные средства для нужд медицинской скорой помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел и многие другое.

    Налог исчисляется по ставкам:

    10 процентов — по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

    10 процентов — по зерну, сахару — сырцу; рыбной муке, рыбе и морепродуктам, реализуемым для использования в технических целях, кормопроизводства и производства лекарственных препаратов;

    20 процентов — по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

    Указанные ставки применяются также при исчислении налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации (ст. 6 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость»).

    НДС уплачивается не позднее 20 — го числа каждого месяца.

    Данный налог рассматривается в параграфе, рассказывающем о налогах с юридических лиц, но плательщиками налога, помимо юридических лиц, с 10 января 1997 года стали и индивидуальные предприниматели, производящие, реализующие и ввозящие подакцизные товары.

    Подакцизные товары определяются ч. 2 ст. 1 закона РФ «Об акцизах» от 7 марта 1996 г. Это: спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного и спирта-сырца), спиртосодержащие растворы в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта более полутора процентов от объема единицы алкогольной продукции, за исключением виноматериалов), пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин автомобильный, легковые автомобили (за исключением автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на территорию РФ, реализуемых инвалидам в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации), а также отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации (далее — подакцизные товары).

    Состав плательщиков акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, определяется таможенным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Закона).

    По товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, объект налогообложения также определяется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона).

    Объект налогообложения — стоимость товаров, исчисляемая в соответствии с Законом и объем добытого сырья в натуральном выражении.

    Ставки акцизов устанавливаются в следующих размерах (Ставки акцизов устанавливаются в следующих размерах):

    Алкогольная продукция, за исключением вин и слабоалкогольных напитков

    45 тыс. рублей за литр стопроцентного этилового спирта, содержащегося в готовой алкогольной продукции

    Вина натуральные, слабоалкогольные напитки

    2 тыс. рублей за литр

    Пиво (за исключением разлитого в жестяные банки)

    500 рублей за литр

    Пиво, разлитое в жестяные банки

    900 рублей за литр

    5 тыс. рублей за штуку

    Сигареты с фильтром

    5,5 — 21 тыс. рублей за 1000 штук в зависимости от длины и класса

    30 процентов от стоимости

    Организации, производящие и реализующие спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащие растворы, водку и ликероводочную продукцию, пиво, бензин автомобильный уплачивают в бюджет акцизы исходя из фактических оборотов в следующие сроки:

    15-го числа текущего месяца — за первую декаду;

    25-го числя текущего месяца — за вторую декаду;

    5-го числа следующего за отчетным месяца — за остальные дни отчетного месяца.

    Все остальные плательщики уплачивают акцизы ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1994 г. с 1 марта 1995 г. введен порядок торговли подакцизными товарами, подлежащими маркировке, только с марками подакцизного сбора.

    Налог на прибыль предприятий

    Налог на прибыль предприятий и организаций введен с 1 января 1992 г. Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

    Как и всем налогам налогу на прибыль свойственны две функции: фискальная и регулирующая.

    Налог на прибыль активно используется правительствами зарубежных стран в качестве инструмента, стимулирующего деловую активность. Фискальное значение налога на прибыль не столь велико: доля поступлений от его взимания в ВНП ФРГ, США, Франции, Швеции не превышает 2%, для Великобритании этот показатель составляет 4%, а для Японии — 6%. При этом необходимо иметь в виду, что помимо налогов на прибыль корпорации выплачивают в бюджет значительные суммы из своих доходов на социальное страхование и обеспечение. Последние могут в несколько раз превышать налоги на прибыль.

    В РФ доля поступлений от налога на прибыль в бюджете очень велика. Регулирующую роль налог на прибыль выполняет слабо в силу неустойчивой экономической ситуации.

    Плательщиками налога на прибыль являются, по общему правилу, все юридические лица, а также все филиалы и обособленные подразделения юридических лиц, включая иностранные юридические лица и их филиалы и представительства. При этом Закон устанавливает, что для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства, порядок уплаты налога устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Закона).

    Из-под действия Закона и из-под налога на прибыль выводятся предприятия любых организационно — правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Они платят налог на прибыль, полученную от других видов деятельности (п. 5 ст. 1 Закона).

    Объект налогообложения — валовая прибыль, определяемая законодателем, как сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

    Таким образом, валовая прибыль состоит из трех частей:

    1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

    2. Прибыль (убыток) от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций;

    3. Доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по ним.

    Первая часть — прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении прибыли исключают из выручки от реализации продукции (работ, услуг) уплаченные экспортные пошлины. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость (утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552).

    Затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием:

    1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных расходов);

    2. затраты на оплату труда;

    3. отчисления на социальные нужды;

    4. амортизация основных фондов;

    Вторая часть — прибыль (убыток) от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации .

    По предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости.

    В случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции.

    При осуществлении предприятиями обмена продукцией (работами, услугами) либо ее передачи безвозмездно выручка для целей налогообложения определяется исходя их средней цены реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором осуществлялась указанная сделка.

    Третья часть — доходы от внереализационных операций включают доходы:

    * получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий;

    * от сдачи имущества в аренду;

    * доходы (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

    * другие доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией, определяемые федеральным законом, устанавливающем перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли;

    * суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности, за исключением средств, зачисляемых в уставные фонды предприятий учредителями.

    Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

    Не включаются в налогооблагаемую базу:

    * стоимость оборудования, безвозмездно полученного атомными электростанциями для повышения их безопасности;

    * стоимость основных производственных фондов, а также средств, предусмотренных на капитальные вложения по развитию их производственной и непроизводственной базы, и другого имущества, безвозмездно полученного для осуществления производственной деятельности одними железными дорогами, предприятиями и организациями от других железных дорог, предприятий и организаций (переданных по решению Министерства путей сообщения Российской Федерации, управлений и отдельных железных дорог);

    * по банкам — материальные, нематериальные и денежные средства, передаваемые в пределах одного юридического лица .

    В целях налогообложения валовая прибыль уменьшается на суммы:

    o доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию — акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия — эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;

    o доходов от долевого участия в деятельности других предприятий, кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации;

    o доходов (включая доходы от аренды и иных видов использования) казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видео салонов (видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них, определяемых в сумме разницы между выручкой и расходами (включая расходы на оплату труда) от этих услуг и т. д.

    Ставки налога на прибыль устанавливаются Федеральным Собранием РФ — 13% (поступает в федеральный бюджет) и органами государственной власти субъектов РФ в размере не более 22% (поступает в местный бюджет), а для предприятий по прибыли, полученной от посреднических операций и сделок, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций и страховщиков — не более 30%.

    При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:

    * направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения (включая капитальные вложения на создание и модернизацию очистных сооружений), жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;

    * взносов на благотворительные цели;

    * направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении.

    Ставки налога на прибыль предприятий понижаются на 50 процентов, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50 процентов.

    В первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) — при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.

    В третий и четвертый год работы указанные предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

    Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.

    При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

    Не подлежит налогообложению прибыль:

    * религиозных объединений, предприятий, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, от культовой деятельности, производства и реализации предметов культа и предметов религиозного назначения, а также иная прибыль указанных предприятий и хозяйственных обществ в части, используемой этими объединениями на осуществление религиозной деятельности.

    * общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов;

    * специализированных протезно-ортопедических предприятий;

    * от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;

    * предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов;

    * от производства продуктов детского питания;

    * государственных и муниципальных музеев, библиотек, филармонических коллективов, театров, архивных учреждений, цирков, зоопарков, ботанических садов, дендрологических парков и национальных заповедников, полученная от их основной деятельности;

    * предприятий всех организационно — правовых форм, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, входящей в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

    В течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Авансовые взносы налога производятся не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы налога.

    По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

    Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Что же касается переплаченных сумм налога они засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления. Необходимо отметить, что оговорка о процентной ставке Центробанка РФ законодателем здесь не сделана.

    Предприятия обязаны до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налога в бюджет, которые исполняются в первоочередном порядке.

    Начиная с 1 января 1997 года все предприятия, за исключением бюджетных организаций, малых предприятий и иностранных юридических лиц, имеют право перейти на ежемесячную уплату в бюджет налога на прибыль, исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц и ставки налога.

    Исчисление фактической суммы налога на прибыль производится предприятием на основании расчетов налога по фактически полученной прибыли, составляемых ежемесячно нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной ими прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом начисленных ранее сумм платежей. Указанные расчеты представляются предприятием в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

    Порядок уплаты налога на прибыль определяется предприятием и действует без изменения до конца года.

    Уплата налога на прибыль производится по месячным расчетам не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, по квартальным расчетам — в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год.

    Законом РФ от 20 декабря 1991 года «О подоходном налоге с предприятий» предусмотрено постепенное введение еще одного вида налога — подоходного налога с предприятий. Пока данный налог не взимается.

    3. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов

    Данные налоговые платежи по механизму исчисления и взимания мало чем отличаются от других косвенных налогов, однако они носят целевой характер и служат главным образом источником финансирования проводимых государством мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения и соответственно зачисляются не в доход бюджета, а в специализированные целевые внебюджетные фонды — Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.

    В настоящее время действующим законодательством предусмотрено взимание следующих налогов: налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, акцизов на легковые автомобили и налога на приобретение автотранспортных средств.

    4. Таможенная пошлина

    К числу налогов на потребление следует отнести и таможенные пошлины. Основной целью таможенных пошлин является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

    Как правило, таможенные пошлины взимаются с цены товара. Но иногда применяются специфические критерии: вес, площадь и т.п. Такие виды пошлин применяются к напиткам, табачным изделиям, кинофильмам.

    5. Региональные налоги

    Налог на имущество предприятий и организаций

    Данный налог введен Законом РФ от 13 декабря 1991 года «О налоге на имущество предприятий».

    * предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;

    * филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

    * компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 1 Закона).

    Объект налогообложения — основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика (ст. 2 Закона).

    В соответствии со ст. 3 Закона определяется среднегодовая стоимость объектов налогообложения. В этой связи необходимо отметить, что, учитывая темпы инфляции, в РФ ежегодно принимаются постановления Правительства РФ «О переоценке основных фондов предприятий и организаций». Последнее такое постановление было принято 25 ноября 1995 г. В него внесены изменения и дополнения 12 апреля и 13 августа 1996 г.

    В законе дается большой перечень имущества, не подлежащего налогообложению, в частности, имущество:

    * используемое исключительно для нужд образования и культуры;

    * религиозных объединений и организаций, национально — культурных обществ;

    * жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ;

    * общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность;

    * общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников;

    * используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет;

    * предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (ст. 4).

    Налоговая ставка не может превышать 2 % от налогооблагаемой базы (ст. 6 Закона). Размер ставки может быть уменьшен, но не увеличен, решением представительного органа власти субъекта РФ.

    Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а конце года производится перерасчет.

    6. Местные налоги

    Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, а также нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земляным налогом. За земли, переданные в аренду , взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

    Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.

    Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам (сельскохозяйственные угодья; земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства, жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности и иных целей; земли промышленности, транспорта, связи, других отраслей материального производства и непроизводственной сферы).

    Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование, включая площадь, занятую строениями и сооружениями, а также с земельных участков необходимых для содержания строений и сооружений.

    От уплаты земельного налога полностью освобождаются:

    * заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады;

    * предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования;

    * научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля;

    * учреждения искусства и кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет госбюджета либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений);

    * предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), в первые десять лет пользования;

    * участники Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующих армий;

    * инвалиды войны, труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от их групп инвалидности;

    * учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) не зависимо от источника финансирования;

    * высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств РФ по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

    * государственные предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющее деятельность в интересах обороны РФ;

    * санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

    Не облагаются земельным налогом:

    * земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы РФ к которым относятся земельные полосы шириной 30-50 метров, как в пограничной полосе, так и за ее пределами, а также 5-метровая полоса вдоль государственной границы РФ, предоставленные в бессрочное пользование погранвойскам для обеспечения государственной безопасности;

    * земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, к которым относятся земли, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, проезды, дороги, набережные), для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи и т.д.), полигонов для захоронения не утилизированных промышленных отходов, бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и другие земли, служащие для удовлетворения нужд города, поселка, сельского населенного пункта.

    Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента предоставления им земельных участков. При этом за земельные участки, используемые для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные в населенных пунктах, налог взимается на общих основаниях. При использовании не по целевому назначению (не для сельскохозяйственного производства) земли, предоставленной гражданам для создания крестьянских (фермерских) хозяйств, указанная льгота не применяется.

    Кроме того, от уплаты земельного налога в части, поступающей в республиканский бюджет России, военнослужащие, которым земельные участки предоставлены для строительства индивидуального жилья.

    Местные органы государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.

    Земельный налог и арендная плата за землю не взимаются с юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. При этом период освоения контролируется местными органами государственной власти.

    Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении.

    Основанием для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

    Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка , облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по эти земельным участкам.

    Ставки земельного налога утверждаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ «О плате за землю» , которая дифференцируется по зонам различной ценности. При этом общая сумма земельного налога, исчисленного исходя из конкретных ставок, установленных местными органами государственной власти в каждой территориально-оценочной зоне.

    Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и индивидуальным) в границах городов и поселков городского типа, исчисляется юридическим лицам и гражданам в размере 3% ставки земельного налога, установленной городскими и поселковыми органами власти для соответствующих зон данного города или поселка.

    Налог за земли под дачными участками, кооперативными и индивидуальными гаражами в границах городской, поселковой черты исчисляется в размере 3% ставки земельного налога, установленной в городах и поселках городского типа.

    Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в государственные налоговые инспекции по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей налога в текущем году по установленной форме.

    Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня.

    Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопросам, касающимся земельного налога, в порядке, установленном законодательством РФ.

    Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению не более чем за два предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения.

    Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета соответствующих органов государственной власти.

    Доля средств от налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых республиками в составе РФ, краями, областями, автономной областью, автономными округами на специальный бюджетный счет РФ, устанавливается законодательными органами исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные ст.24 Закона РФ «Оплате за землю «.Изменение указанных долей производится по представлению Правительства России одновременно с утверждением проекта бюджета на предстоящий финансовый год .

    Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели: финансирование мероприятий по землеустройству. Ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; инженерное и социальное обустройство территории; фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества.

    textbook.news