Конспекты уроков по закону божию

З. Вы знаете, что весь мир сотворил Бог, и потому все в мире не наше, а Божие. Мы все делаем из готового. Из ничего мы ничего сделать не можем. Значит, все нам дал кто?

З. За что Он нам дал и теперь дает все?

З. Кому дарят: кого любят или кого не любят? Значит, Бог любит всех людей; Он дает им все, что нужно: воздух, пищу, питье, ум, память. Мы поэтому тоже не можем не любить Бога. А чем мы можем показать Ему свою любовь?

У. Мы должны делать то, что Он велит[2].

З. Какие дела велел нам делать Бог?

З. Поэтому нужно всегда делать только добро, а кто грешит, тот делает зло и не показывает своей любви к Богу.

Мы сейчас говорили, что все в мире не наше, а Божие. Можно ли брать что-нибудь в чужом доме без спроса?

У. Нельзя. Нужно спросить позволения у хозяина.

З. Хозяин всего мира Бог; у Него мы и должны прежде всего просить позволения на всякое дело. Когда мы говорим с Богом?

У. Когда молимся.

З. Молитвой нам и нужно просить позволения у Бога на всякое дело. Припомните, какие молитвы следует читать перед началом дела. Но нам необходимо не только просить всего у Бога, а следует Его благодарить и хвалить за все Его добро. Вы учили и такие молитвы. Припомните, в каких мы благодарим и в каких хвалим Бога.

У нас всегда найдется то, о чем мы можем говорить Богу. Мы любим говорить с теми, кто нас любит и кого мы любим. А Бог любит нас больше всех наших товарищей и друзей, поэтому можно всегда говорить с Богом. Святые люди так и делали: они всегда во время работы читали про себя молитвы или думали о Боге. Когда уставали работать, опять молились и с молитвой же и отдыхали. От этого у них всякое дело спорилось. И всякий человек, если хочет себе добра, должен всегда молиться.

Когда мы разговариваем с неизвестным нам человеком, что мы стараемся прежде всего сделать?

У. Узнать, кто он.

З. Мы спрашиваем его об этом. Также мы должны знать и Бога, но Его Самого мы спросить не можем, да это и не нужно. Бог Сам знает, что людям нужно. Он дал веру всякому человеку, а некоторым людям и Сам о Себе говорил. Припомните, когда Бог говорил с людьми.

Ученики припоминают под руководством законоучителя о явлениях Бога в раю, Ною, Аврааму, о даровании закона через Моисея и о земной жизни Спасителя. На два последних события обращается особенное внимание как на пути Божественного откровения.

Бог говорил людям о Себе, а мы сами голоса Божия не слышим и верим тем людям, которым Он Сам говорил. Значит, мы верим кому?

У. Людям, которые…

З. Мы верим в Бога, верим, что Он существует, хотя мы Его не видим и не слышим сами. Верим, что Бог делает только одно добро, что Бог любит людей и все дает для их пользы и для их счастья, верим, что за добрые дела будет непременно награда, а за худые — наказание от Бога.

Повторим все, что мы говорили. Весь мир и нас самих сотворил Бог. Бог нас любит и все нам дает даром. Поэтому нам грешно и стыдно не любить Бога. Свою любовь к Нему мы можем показывать тем, что будем любить всех людей и делать одни только добрые дела.

Сами мы можем только хотеть делать добро, а силы для добрых дел дает всем людям Бог. Поэтому нам нужно просить помощи на добро у Бога. Просим Бога мы молитвой[4]. Стало быть, нужно молиться Богу. Но прежде молитвы нужно знать, кому мы молимся: надобно верить в Бога. Кто верит в Бога, молится Ему и делает добрые дела, тому Бог даст Царство Небесное.

На какие дела смущает людей диавол?

З. Зачем он смущает людей на зло?

У. Он злой, хочет погубить людей.

З. От погибели Бог спасает тех, которые веруют в Бога, молятся Ему и хотят делать добрые дела. Значит, для нашего спасения нужно что?

У. Верить, молиться и делать добрые дела.

З. Запомним это так: для нашего спасения нужны вера, молитва и добрые дела.

Эта формула заучивается учащимися сначала хором, а потом поодиночке.

З. Все ли люди веруют в Бога, веруют ли татары, немцы, евреи?…

З. Одинаково ли все люди веруют?

З. Вера на свете не одна, а их много. Но не все веры правильные. Наша вера называется какой?

У. Христианской православной[5].

З. Почему она называется христианской? Почему православной? Как мы можем отличить веру одного человека от веры другого?

У. Можно спросить его о вере.

З. Кто может лучше всех из нас, людей, сказать о христианской вере?

З. Лучше других может сказать о вере священник потому, что священники учатся знать веру Христову. А выше священника из духовных кто?

З. О вере лучше других знают архиереи, священники, диаконы и ученые люди. Один человек знает меньше, чем два, три, четыре. Хотя все знает только один Бог, но чем больше соберется знающих людей, тем вернее они могут сказать про всякое дело. Было время, когда православные архиереи, священники и диаконы собирались со всего света в одно место и говорили о вере Христовой, а Сам Бог невидимо учил их. Когда люди собираются в одно место для общего дела, то это называется как?

З. Сходка, собрание или собор. Как по-другому называется сходка? Запомните слово собор. Православные архиереи, священники и диаконы собирались на что? Весь свет, где поселились люди, называется вселенной[6]. На некоторые соборы собирались духовные люди со всей вселенной, а потому такие соборы зовутся Вселенскими. Архиереи, священники и диаконы называются по-другому — пастыри Церкви. Пастыри Церкви собирались со всего света и составляли Вселенские Соборы. Что же называется Вселенским Собором?

У. Собрание пастырей Церкви со всего света.

З. Пастыри Церкви со всего света знают о православной вере всех лучше и могли сказать о ней всех лучше. Не припомните ли, как называется во всяком деле самое лучшее, чему нужно подражать? Например, как называются буквы, напечатанные в прописях?

З. Во всяком деле самое лучшее называется образцом. Пастыри Церкви сказали, а потом и написали всех лучше о православной христианской вере, поэтому они, значит, написали образец православной христианской веры[7]. Пастыри Церкви собирались со всей вселенной семь раз. Значит, сколько было всего Вселенских Соборов?

З. Пастыри Церкви написали образец веры на Первом и Втором Вселенских Соборах. Первый Собор был в Никее, а второй — в Константинополе. Оба эти города были греческие, а потому и образец веры был назван греческим словом символ. Это слово перешло и к нам, русским, и мы называем образец нашей веры «Символом православной христианской веры».

Все люди веруют в Бога, но не все веруют одинаково. Вер на свете много. Наша вера называется христианской православной. Нашу веру дал людям Бог Иисус Христос, а Он Сам о Себе знает все, поэтому христианская вера самая правильная из всех вер. Если мы захотим узнать и отличить веру одного человека от веры другого, мы можем спросить тех людей про их веру. Сказать о нашей вере лучше простых людей могут архиереи, священники, потому что они этому учатся. Всех лучше могут сказать о вере архиереи, священники и диаконы или, по-другому, пастыри Церкви со всего света. Весь свет, где поселились люди, называется вселенной. Было время, когда пастыри Церкви собирались со всей вселенной и составляли Вселенские Соборы. Они написали очень хорошо про христианскую веру, примерно или образцово, на Первом и Втором Вселенских Соборах. Эти Соборы были в греческих городах: первый — в Никее, а второй — в Константинополе, а потому образцовое писание о вере, или образец православной веры, называется греческими словами — Символ веры.

Кто всех лучше знает о нашей вере? Что такое Собор? вселенная? Что называется Вселенским Собором? Как называются архиереи, священники и диаконы? Как называется во всяком деле самое лучшее? Образец чего написали пастыри Церкви? Сколько было Вселенских Соборов? На которых написан образец нашей веры? Где был Первый Вселенский Собор? Второй? Чьи были эти города? Как называется образец нашей веры?

Пастыри Церкви написали «Символ веры», а все православные христиане подтвердили во всей вселенной его: сказали, что действительно православные все, всегда и везде верили так, как сказано в «Символе веры». Поэтому… кто верит по-другому, того и православным христианином считать нельзя, тот отделяется или отлучается от Православной Церкви.

  1. Ученики дают полные ответы, а здесь они излагаются сокращенно. Точно так же здесь имена существительные заменяются местоимениями, что при ведении урока не рекомендуется. Изложение полных ответов и повторение имен существительных в конспектах не представляется нужным.^
  2. Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, то их можно навести на него вопросом же: «Чем мы показываем свою любовь к отцу с матерью?» Это ученикам известно из уроков младшего отделения и повторения пятой заповеди во втором.^
  3. Необходимо разграничить два понятия: верить кому и верить в кого. Это разграничение может служить заменой непонятного для детей толкования: верить — значит иметь живую уверенность.^
  4. Другие побуждения для молитвы выясняются при изучении молитвы Господней.^
  5. Этот и следующие ответы предполагаются на основании 12-го урока в младшем отделении.^
  6. Это объяснение не противоречит отождествлению вселенной с Римской империей, обычному во времена первых Вселенских Соборов, так как по тогдашним воззрениям границы Римской империи совпадали с границами земли.^
  7. Слово символ явилось в актах Второго Вселенского Собора, в актах же первого стоят Изложение веры, поэтому перевод позднейшего термина символ русским словом образец нам представляется наиболее соответствующим существу дела в смысле примерного, образцового изложения веры. Обычно произносится символ с ударением на втором слоге от конца, но в наших богослужебных книгах печатается симв!ол, с ударением на последнем слоге. В греческом языке существует два си-номических слова — и, поэтому то и другое произношение имеет свои основания. Хотя следует заметить, что в Деяниях Второго Вселенского Собора стоит слово.^

www.eparhia-saratov.ru

Конспекты уроков по закону божию

Уроки по закону Божию для детей младшего возраста. Урок 8. Урок 9. Урок 10

Урок 8. Рождество Христово (Лк, 2, I — 16. 21)

Наступило время родиться Сыну Божию. Царь римский, который тогда владел и еврейским народом, приказал переписать всех людей, ему подвластных. Для этого каждый житель должен был записаться в своем родовом месте, откуда происходили его предки. Пресвятая Дева Мария и Иосиф жили в городе Назарете, а предки их были из Давидова города Вифлеема; в Вифлеем и пошли они записаться. Пришедши в город, они не нашли себе приюта в нем. Там было много народа, Иосиф же и Мария были люди бедные. Они остановились в пещере близ города, недалеко оттого места, где пастухи пасли свои стада. В пещере от Пресвятой Девы Марии родился Сын Божий, Спаситель. Пресвятая Дева Мария спеленала Младенца и положила Его в ясли. Когда родился Сын Божий, вдруг предстал пастухам Ангел Господень и слава Господня осияла их. Пастухи испугались, но Ангел Божий сказал им: «Не бойтесь! Я вам возвещаю великую радость, которая будет всем людям: в городе Давидове родился Спаситель Христос. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Затем на небесах явилось множество Ангелов, которые пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение!»

Пастухи говорили между собою: «Пойдем посмотрим, что случилось», пошли, нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях, и первые поклонились родившемуся Сыну Божию. В восьмой день Младенец был обрезан по закону и дано было ему имя Иисус, что значит Спаситель.

Рождество Христово событие спасительное и радостное для всех людей. Оно светло и радостно празднуется Святою Церковью 25-го декабря (Старый стиль). Мы слышим тогда пение: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума. «, т.е. «Рождество Христово просветило мир светом истинного разумения», и еще слышим: «Христос рождается, — славите, Христос с небес — срящите. «, т.е. встречайте. Вместе со Святою Православною Церковью, как дети ее, будем и мы всегда радостно встречать и благочестиво праздновать светлый день Рождества Христова.

Урок 9. Сретение Господне (Лк. 2, 22 – 38)

У евреев был закон — первого новорожденного младенца мужского пола в 40-й день приносить во храм, приносить за него и жертву Богу. Пресвятая Дева Мария в 40-й день по рождении принесла Младенца Иисуса во храм, а с ним вместе и жертву — молодых голубей. В то время жил в Иерусалиме благочестивый старец Симеон. Бог обещал ему, что он не умрет до тех пор, пока не увидит обещанного Спасителя мира. Старец Симеон, по внушению Божию, пришел в храм в то время, когда в него входила Матерь Божия с Младенцем Иисусом. Он встретил Божественного Младенца, взял Его на руки и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое. «, т.е. «Господи, теперь я могу спокойно умереть, потому что глаза мои увидели Спасителя». Симеон назвал Младенца Иисуса светом для язычников и славою Израиля. Тут же была престарелая вдова, благочестивая Анна пророчица. Она тоже говорила о Младенце, что Он есть Спаситель мира. Это событие называется «Сретением Господним», Старец Симеон радостно встретил Младенца Иисуса во храме, радостно встречает и празднует и Святая Церковь день Сретения Господня 2-го февраля (Старый стиль).

Урок 10. Крещение Господне (Мф. 3, 2. 13 — 17; Ин. 1, 27. 29 – 34)

Святой Иоанн, Пророк, Предтеча и Креститель, был на полгода старше Господа Иисуса Христа. Когда Иоанну исполнилось 30 лет, он начал проповедовать народу: «Покайтесь! Приблизилось Царство Небесное. Идет в мир Сын Божий, Спаситель». Кто каялся во грехах, тех Иоанн крестил в реке Иордане. Много народа приходило к Иоанну слушать его проповедь, и многие принимали от него крещение. Пришел к нему креститься и Господь наш Иисус Христос. Иоанн знал, что Иисус Христос безгрешен и потому отказывался крестить Его, говоря; «Мне надобно креститься от Тебя, Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус Христос отвечал ему: «Оставь теперь, нам нужно исполнить всякую правду». Тогда Иоанн не противился более и крестил Господа во Иордане. Когда Иисус выходил из воды, отверзлись небеса, Дух Божий сошел на Него в виде голубя и слышен был с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!»

Крещение Господне есть событие радостное для людей, как начало нашего крещения, установленного Самим Господом. Это событие Святая Церковь торжественно празднует 6-го января (Старый стиль), причем мы ходим с крестным ходом на реку, называя это «хождением на Иордан». Праздником Крещения, а особенно крестным ходом, мы вспоминаем, как Господь Спаситель ходил на Иордан и принимал крещение. Называем мы этот праздник и Богоявлением, потому что во время крещения Господня все Три Лица Пресвятой Троицы явились миру: Бог Отец — голосом с неба. Сын Божий принимал крещение. Дух Святой сходил на Него в виде голубя.

www.portal-slovo.ru

План-конспект урока (4 класс) по теме:
Заповеди Божии

Конспект по основам православной культуры. Тема. Десять заповедей Закона Божия. 1—4-я заповеди.

Предварительный просмотр:

Тема. Десять заповедей Закона Божия. 1—4-я заповеди.

Цели и задачи. Познакомить с заповедями; объяснить смысл 1—4-й заповедей; как должен вести себя христианин.

I. Организационный момент

II. Сообщение цели урока

Учитель. Сегодня мы поговорим о законах. Какие бывают законы?

У. Что обозначает слово «закон»?

Дети. Определенные правила, которые необходимо соблюдать.

У. Кто составляет законы?

Д. Государство, правительство.

У. Я хочу рассказать вам о самом главном для нас законе – Законе Божием.

У. Бог дал людям Десять заповедей (правил). Давайте вспомним, как это произошло.

Д. Господь повелел пророку Моисею вывести свой народ из египетского плена. Моисей повел еврейский народ через пустыню, и, когда они подошли к горе Синай, Господь возвестил пророку: «Скажи народу: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом». Моисей передал людям волю Божию, и они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». Господь повелел готовиться к принятию Закона Божия постом и молитвой. Через три дня густое облако покрыло вершину горы. Сверкали молнии, гремел гром, от горы шел дым, и вся она колебалась. Моисей взошел на гору, и там Бог дал ему две скрижали (каменные доски), на которых были написаны Десять заповедей.

У. Давайте вспомним эти заповеди и запишем их на доске.

Десять заповедей Божиих.

1) Я Господь, Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2) Не сотвори себе кумира.

3) Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

4) Помни день субботний.

5) Почитай отца своего и мать свою.

7) Не прелюбодействуй.

9) Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10) Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

IV. Изучение нового материала

У. Вы помните, на чем были написаны заповеди?

Д. На двух скрижалях.

У. На первой скрижали были написаны заповеди, которые учат, как мы должны вести себя по отношению к Богу. Какие это заповеди?

Д. С первой по четвертую.

У. На второй скрижали были написаны заповеди, которые учат, как мы должны относиться к другим людям. Прочитайте их.

У. Сегодня мы поговорим о первых четырех заповедях. Что их объединяет?

Д. Все четыре заповеди учат нас правильному почитанию Бога.

У. Прочитайте первую заповедь.

Д. Я Господь, Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.

У. Господь говорит, что мы должны почитать Его, Единого Истинного Бога. В чем это должно выражаться?

У. Как мы должны молиться?

Д. Внимательно, не отвлекаясь.

У. Когда мы молимся?

Д. Утром, перед сном, перед и после едой, перед началом всякого дела, в особых и важных случаях.

У. В чем еще выражается почитание Бога?

Д. Надо читать книги, в которых говорится о Боге, о христианской жизни.

У. Какие книги для нас самые важные?

Д. Евангелие, Библия.

У. Какие еще обязанности накладывает на нас первая заповедь?

Д. Мы должны ходить в церковь, соблюдать пост.

У. Кто может назвать постные дни?

Д. Среда и пятница.

У. Какие посты существуют в Православной Церкви?

Д. Рождественский, Великий, Петровский, Успенский.

У. Прочитайте вторую заповедь.

Д. Не сотвори себе кумира.

У. Кумир – идол – это какой-то человек, какая-то вещь, которую мы любим больше Бога. Эта заповедь говорит нам о том, что нельзя верить в разные гороскопы и гадания. Кумиром для человека могут стать деньги, еда, развлечение и собственные достоинства; голос, красота, ум, – если человек уделяет им большое внимание.

Прочитайте третью заповедь.

Д. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

У. Эта заповедь запрещает произносить имя Божие в пустых разговорах, шутках и играх, а также дерзкие слова против Бога и Церкви. А как мы должны произносить имя Божие?

Д. Благоговейно, внимательно, неторопливо, с верой.

У. Прочитайте четвертую заповедь.

Д. Помни день субботний.

У. В этой заповеди говорится о почитании праздников. В Ветхом Завете почиталась суббота (седьмой день недели), так как в этот день «Бог почил от дел творения», то есть закончил сотворение мира. Но сейчас мы почитаем воскресный день, а почему?

Д. В этот день воскрес Иисус Христос.

У. Итак, воскресные дни мы должны посвящать Богу. А что это значит, что мы должны делать в эти дни?

Д. Ходить в церковь, читать духовные книги, в этот день нельзя работать, нельзя устраивать шумное веселье.

У. Еще в эти дни принято совершать дела милосердия. Какие, например?

Д. Навестить больного или старого, поиграть с младшим, подать милостыню.

У. Четвертая заповедь призывает нас соблюдать не только воскресные дни, но и великие праздники, назовите их.

Д. Пасха, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица, Рождество (7 января), Крещение (19 января), Сретение (15 февраля), Благовещение (7 апреля), Преображение (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).

V. Закрепление материала

У. Послушайте рассказы и скажите, какие заповеди они иллюстрируют.

«В автобус втиснуться нелегко: давка, толчея. Бабушка хотела пройти в переднюю дверь, но какой-то человек спортивной внешности легко отодвинул плечом несколько человек, крякнул и ввинтил в освободившееся пространство свое натренированное тело.

– О Господи! – прошелестел чей-то голос. Бабушка, еще более старая, чем Аленкина и Ванина, обреченно смотрела на штурм автобуса. Малыш, стоящий рядом с мамой, что-то сказал ей. Женщина раздраженно воскликнула:

– Боже мой, нашел, когда говорить!

И все-таки они съездили куда надо и вернулись вовремя, к обеду.

– Ваня, твоя очередь мыть посуду! – сказала Аленка.

Ваня пробормотал нечто невразумительное.

– Ах ты, Боже мой! Ну и помощничек растет! – воскликнула Аленка.

И здесь произошло нечто неожиданное. Вместо того чтобы поругать Ваню, бабушка сказала жестко и властно:

– Аленка, я тебе запрещаю говорить на каждом шагу то, что должно быть на сердце, а не на языке!» (Из книги С.Е. Шамаевой «Ваня, Аленка и бабушкины молитвы».)

– Почему рассердилась бабушка?

Д. Потому что Аленка нарушила третью заповедь: «Не произноси имени Господа напрасно».

У. Кто еще в рассказе нарушал эту заповедь?

Д. Бабушка, мама малыша.

У. Слушаем следующую историю.

“Одна женщина строго соблюдала пост в среду и пятницу. И вот однажды она отправилась на базар, чтобы продать корову. На обратном пути она остановилась в соседней деревне переночевать. Когда хозяева узнали, откуда идет старушка, то пришла им в голову злая мысль – ее убить, а деньги забрать. Но вдруг в окно постучали. Хозяин выглянул и видит: стоят двое юношей и говорят:

– Да никакой матери нет здесь! – отвечает хозяин.

– Выпустите! – говорят они снова и очень строго. – Бабушка, выходи, мы не хотим, чтобы тебе причинили зло!

Пришлось хозяевам выпустить старушку.

Женщина упала спасителям в ноги: «Скажите, сыночки, как звать вас, буду за вас молиться». Один говорит: «Мое имя Пятница», а другой: «Мое имя Среда».

Господь послал двух ангелов, и они спасли старушку, так как никакое доброе дело не бывает забыто Богом. (По Т. Ковальской.)

– Какую заповедь соблюдала старушка?

Д. Первую. Она почитала Бога: соблюдала пост, установленный Им.

У. “– Я так беден, – говорил один ремесленник, – что должен работать и по праздникам.

– Если ты работаешь по праздникам, – сказал ему на это священник, – то нет ничего удивительного, что ты беден. Как будет Бог благословлять твой труд, когда ты нарушаешь его святую заповедь? Перестань работать по праздникам, и если что-нибудь потеряешь, я обещаю все тебе возместить.

Через пять месяцев священник снова увиделся с ремесленником.

– Я исполнил ваш совет, – сказал ремесленник.

– Сколько же должен я тебе заплатить? – спросил священник.

– Ничего, – отвечал мастеровой. – С тех пор как я перестал работать по праздникам, я стал счастливее и не понес никакого убытка”. (Из книги С. Успенского «Катехизис в рассказах».)

О какой заповеди говорится в этом рассказе?

Д. О четвертой: помни день субботний.

VI. Подведение итогов

У. О чем мы сегодня говорили? Назовите первые четыре заповеди. Что их объединяет? Дома найдите или придумайте рассказы, иллюстрирующие эти заповеди.

1. Закон Божий // Сост. протоиерей Серафим Слободской. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993.

2. Первая исповедь. – М.: Рекламно-информационная фирма, 1996.

3. Успенский С. Катехизис в рассказах. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

4. Шамаева С.Е. Ваня, Аленка и бабушкины молитвы. – Воронеж, 1996.

nsportal.ru

«Всякая школа должна не только сообщать детям тот или иной круг знаний, но вместе с тем должна воспитывать учащихся. Средством воспитывающего обучения должен служить всякий предмет, включенный в курс школы, но главным предметом воспитывающего обучения, бесспорно, является Закон Божий, так как религиозное знание обнимает собою все стороны духовной жизни человека. Законоучитель в школе является не просто преподавателем Закона Божия, но и проповедником; уроки его должны действовать не столько на ум ребенка, сколько на его чувство, т. е. не только обогащать детей знанием основных христианских догматов, но увлекать детей к делам, сообразным с требованиями христианской нравственности. Добро делается не по расчету, а по порывам и влечениям сердца. В воспитательной стороне преподавания Закона Божия заключается главная цель изучения его в школе как особого предмета. Живя в доброй христианской семье, дети еще до школы получают начала религиозного знания, но в большинстве случаев дошкольные религиозные сведения детей бывают крайне сбивчивы и неправильны. Вследствие этого законоучитель в школе должен прежде всего заняться обучением детей, т. е. сообщением им определенных знаний о Боге и Его некоторых свойствах, об Ангелах, о душе человеческой и т. д. Без сообщения детям этих начальных, основных религиозных сведений никакое воспитательное влияние законоучителя на своих питомцев не может иметь места, и все его назидательные речи не могут задеть сердце ребенка, так как учение о нравственности не будет иметь под собой твердого основания».

Священник Сосунцов Е.Ф.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Методические указания и конспекты уроков по Закону Божию

Курс младшего отделения начальной школы

Предисловие к третьему изданию

О преподавании Закона Божия в начальной школе

Порядок и способ изучения молитв. Часть I

Порядок и способ изучения молитв. Часть II

Урок 1. Единство Бога по существу и Его духовность

Урок 2. Всемогущество и вечность Бога

Урок 3. Необходимость молитвы, понятие о молитве. Объяснение молитвы «Господи, благослови»

Урок 4. Свойства Божии: вездесущий, всеведение, премудрость и благость

Урок 5. Крестное знамение, перстосложение, значение последнего как символического изображения догмата Святой Троицы

Урок 6. Равенство Лиц Святой Троицы. Научение молитве «Во имя Отца…»

Урок 7. Научение молитвам «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»

Урок 8. Поклоны и благословение

Урок 9. Сотворение мира невидимого. Падение ангелов. Молитва «Свят, Свят…»

Урок 10. Понятие о грехе. Падение ангелов. Душа. Мздовоздаяние за гробом

Урок 11. Сотворение человека. Грехопадение людей

Урок 12. Обетование о Спасителе и исполнение этого обетования

Урок 13. Научение молитвам «Господи, помилуй» и «Святый Боже…»

Урок 14. Научение молитве «Боже, милостив буди ми грешному»

Урок 15. Научение молитве «Пресвятая Троице…»

Урок 16. Молитва Иисусова и молитва «Буди имя Господне…»

Урок 17. Рассказ о Рождестве Божией Матери и Введении Ее во храм

Урок 18. Научение молитве «Достойно есть…»

Урок 19. Благовещение Божией Матери

Урок 20. Посещение Богоматерью праведной Елизаветы. Научение молитве «Богородице Дево…» и повторение молитвы «Достойно есть…»

Урок 21. Научение молитве Господней

Урок 22. Окончание молитвы Господней

Урок 23. Повторение молитвы Господней и выяснение ее содержания

Урок 24. Рассказ о Рождестве Христовом и поклонении волхвов

Урок 25. Крещение Господне

Урок 26. Научение молитве Ангелу-хранителю

Урок 27. Окончание молитвы Ангелу-хранителю

Урок 28. Молитва после обеда и ужина

Урок 29. Объяснение праздника Сретение Господне

Урок 30. Беседа перед говением о посте, говении и исповеди

Урок 31. Беседа о таинстве причащения

Урок 32. Молитва за живых и умерших

Урок 33. Молитва святым

Урок 34. Вход Господень в Иерусалим

Урок 35. Страдания Иисуса Христа

Урок 36. Суд над Христом у Пилата

Урок 37. Крестные страдания, смерть и погребение Спасителя. Научение молитве благоразумного разбойника

Урок 38. Воскресение Христово

Урок 39. Вознесение Господне и изложение вкратце истории земной жизни Спасителя

Урок 40. Сошествие Святого Духа. Молитва Святому Духу

Прибавление (Приложение). Молитва утренняя

Окончание утренней молитвы

Окончание вечерней молитвы

Конспекты уроков по Закону Божию

Курс старшего отделения начальной школы

Урок 1. Необходимость для нашего спасения веры, молитвы и добрых дел. Вселенские Соборы. Понятие о «Символе веры»

Урок 2. О Священном Предании и Священном Писании. Первый член «Символа веры»

Урок 3. Второй член «Символа веры»

Урок 4. Третий член «Символа веры»

Урок 5. Четвертый и пятый члены «Символа веры». Четвертый член

Урок 5. Четвертый и пятый члены «Символа веры». Пятый член

Урок 6. Шестой и седьмой члены «Символа веры». Шестой член

Урок 6. Шестой и седьмой члены «Символа веры». Седьмой член

Урок 7. Восьмой член «Символа веры»

Урок 8. Девятый член «Символа веры»

Урок 9. Десятый член «Символа веры». Объяснение крещения и понятие о таинстве вообще

Урок 10. Раскрытие понятия о таинствах и объяснение таинства миропомазания

Урок 11. О таинствах причащения и покаяния

Урок 12. О таинствах священства, брака и елеосвящения

Урок 13. Одиннадцатый и двенадцатый члены «Символа веры»

Урок 14. Психологическое основание молитвы и ее определение

Урок 15. Виды молитвы и условия ее действенности

Урок 16. Переход к молитве Господней и объяснение призывания

Урок 17. Первые три прошения молитвы Господней

Урок 18. Четвертое и пятое прошения молитвы Господней

Урок 19. Окончание молитвы Господней

Урок 20. Первая заповедь Десятословия

Урок 21. Вторая и третья заповеди Десятословия. Вторая заповедь

Урок 21. Вторая и третья заповеди Десятословия. Третья заповедь

Урок 22. Четвертая заповедь Десятословия

Урок 23. Пятая и шестая заповеди Десятословия . Пятая заповедь

Урок 23. Пятая и шестая заповеди Десятословия. Шестая заповедь

Урок 24. Седьмая, восьмая и девятая заповеди Десятословия. Седьмая заповедь

Урок 24. Седьмая, восьмая и девятая заповеди Десятословия. Восьмая заповедь

Урок 24. Седьмая, восьмая и девятая заповеди Десятословия. Девятая заповедь

Урок 25. Десятая заповедь и обобщение Десятословия

Урок 26. Учение о Блаженствах.

Урок 27. Окончание объяснения Блаженств

Урок 28. Краткое повторение «Символа веры», молитвы Господней, заповедей Десятословия и Блаженств

Урок 29. О храме и принадлежностях храма

Урок 30. Понятие о богослужении, смысл его. Церковные службы

Урок 31. Всенощное бдение

Урок 32. Утреня и понятие о всех ектеньях

Урок 33. Проскомидия

Урок 34. Литургия оглашенных

Урок 35. Литургия верных

Урок 36. Окончание и повторение Литургии верных. Понятие о Литургии Преждеосвященных Даров

Урок 37. Об обрядах при совершении таинств крещения, миропомазания, причащения и покаяния

Урок 38. Обряды при таинствах священства, брака и елеосвящения. Молебны и панихиды

blagoslovenie.su