Ликвидация иного органа

Оглавление:

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарий к Ст. 61 ГК РФ

1. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в комментируемой статье, не является исчерпывающим.

2. Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось. До недавнего времени к числу таких оснований относилось «признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер» .

———————————
Исключено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.

Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация юридического лица по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются:

— грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

— иные неоднократные или грубые нарушения закона либо иных правовых актов;

— систематическое осуществление некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

— иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

Угроза применения принудительной ликвидации понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

3. Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требований о приведении юридическим лицом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок .

———————————
Пункт 3 ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

В случае подачи иска о ликвидации по такому основанию арбитражный суд может предложить юридическому лицу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке .

———————————
Обзор практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (по этому вопросу см. также Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. N 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» и от 9 декабря 1999 г. N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрения дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Во всех других случаях, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить такому лицу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица.

4. Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду (с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий) принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц .

———————————
Постановление КС РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация».

5. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридического лица могут быть заявлены налоговыми органами (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» ), федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 43 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» ), антимонопольным органом (ст. 23 Закона о защите конкуренции), органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.

6. Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, в виде решения уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления) в случае ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения и др.

7. О банкротстве юридических лиц см. комментарий к ст. 65 ГК РФ.

stgkrf.ru

ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА

  • Собственникам дачных, садово-огородных участков
  • Защита прав потребителя
  • Недвижимость
  • Исполнительное производство
  • Договоры
  • Трудовые отношения
  • Вопросы налогообложения
  • Корпоративное право
    • Регистрация эмблемы некоммерческой органиации
    • Ликвидация юридического лица
    • Стационарный объект торговли
    • Отличия ООО и ЗАО. Что выбрать?
    • Выход участника из общества
    • Наследование доли участника общества
  • О наследстве
  • Жилье: права и обязанности жильцов. Застройщики, ТСЖ и Управляющие компании
  • Семейное право
  • Вопросы кредитования
  • Если у вас возникла проблема или другая причина, по которой вы решили обратиться в нашу компанию, напишите об этом используя данную форму.

    На любом этапе своего существования организация может принять решение о прекращения деятельности путем ликвидации.

    Процедура ликвидации юридического лица регламентируется ст. ст. 61 — 64 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В соответствии со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица есть прекращение его прав и обязанностей без права их перехода к иным лицам (как юридическим, так и физическим, в т.ч. учредителям, участникам, акционерам), т.е. без как такового правопреемства.

    Ликвидация бывает принудительной и добровольной.
    Вне зависимости от основания принудительная ликвидация может быть проведена исключительно по решению суда. Право обращения в суд с таким требованием предоставлено законом уполномоченным государственным органам или органам местного самоуправления.

    Вынося решение о принудительной ликвидации юридического лица, суд вправе возложить обязанности по ее осуществлению на его участников, акционеров, учредителей (собственников).

    Порядок проведения судебной процедуры по принудительной ликвидации юридических лиц подробно раскрыт в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации».

    Если в отношении юридического лица будет возбуждено дело о банкротстве, то ликвидация организации будет проходить с учетом особенностей Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкростве»).
    Добровольная ликвидация проводится по инициативе самого юридического лица. Рассмотрим ситуацию при принятии решения собственников организации о ее ликвидации. Пунктом 2 ст. 61 ГК РФ определено: право принятия решения о ликвидации юридического лица принадлежит его учредителям (участникам) либо органу юридического лица, уполномоченному на то учредительными документами.

    Ликвидация юридического лица — длительный и сложный процесс, требующий согласованных действий учредителей, персонала и иных заинтересованных лиц. Задача ликвидатора — этот процесс организовать, т.е. осуществить управление ликвидацией.

    Первый шаг

    До проведения общего собрания нужно составить баланс организации и оценить ее ликвидность. Для этого достаточно рассчитать стоимость чистых активов. Если стоимость чистых активов имеет положительное значение, имущество ликвидное, то можно говорить о возможности процедуры добровольной ликвидации.

    Второй шаг

    Принятие решения о ликвидации уполномоченным органом управления организации.
    Обычно с принятием такого решения одновременно принимается решение о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора. С момента утверждения ликвидационной комиссии или ликвидатора к ним переходят все обязанности органов управления организацией.

    Третий шаг

    Информирование государственных органов и кредиторов.
    Кредиторы организации должны быть уведомлены о начале процедуры ликвидации, чтобы своевременно заявить о досрочном прекращении договоров и предъявить свои требования. Информирование кредиторов осуществляется не только путем индивидуального их уведомления, но и посредством публикации соответствующего сообщения в специальном СМИ. Такая публикация должна быть произведена дважды. В настоящее время сведения о государственной регистрации юридических лиц (в т.ч. об их ликвидации) подлежат публикации на сайте ФНС России и в учрежденном ею средстве массовой информации — журнале «Вестник государственной регистрации» (Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/[email protected] «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

    Сведения о ликвидационной комиссии (ликвидаторе) должны быть указаны в разделе ЕГРЮЛ, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности: должность «ликвидатор» или «председатель ликвидационной комиссии», их Ф.И.О., а также иные сведения, содержащиеся в Приложении А к форме N Р15002. Поэтому ликвидатор должен позаботиться об уведомлении налогового органа о принятом решении о назначении ликвидатора. Внимание! Нарушение срока представления уведомления в налоговый орган влечет привлечение учредителей юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

    Четвертый шаг

    Инвентаризация имущества организации с целью выявления всех фактически существующих активов, которыми располагает организация, и их оценки, а также кредиторов организации.
    Составление промежуточного ликвидационного баланса.

    Взыскание дебиторской задолженности и продажа имущества с торгов.
    Расчеты с кредиторами.

    Шестой шаг

    Распоряжение имуществом, оставшимся после расчета с кредиторами или неликвидным имуществом.

    Седьмой шаг

    Регистрация факта прекращения деятельности организации и исключение сведений о ней из ЕГРЮЛ.

    На всем протяжении процедуры ликвидации ликвидатору придется также решать текущие вопросы деятельности и производить оплату текущих расходов, регистрировать права на недвижимое имущество и сделки с ним, решать вопросы прекращения трудовых отношений с работниками организации, сдачи личных трудовых дел в государственный архив, сниматься с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах, уничтожать печати, прекращать договоры с обслуживающим банками, закрывать счета и многое другое, в связи с чем ликвидатор должен обладать достаточными знаниями и опытом в решении всех вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации.

    Стоимость услуг по проведению ликвидации «под ключ» от 6 500 рублей.

    ravnovesie-chita.ru

    Ликвидация юридического лица

    Ликвидация юридического лица — прекращение существования юридического лица путём внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.

    Ликвидация юридического лица также рассматривается как юридическая процедура, процесс, порядок осуществления которой определен законом.

    В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Виды ликвидации юридического лица

    Все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные.

    В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

    Принудительная ликвидация юридического лица

    Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица.

    К таковым можно, в частности, отнести:

    Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.

    Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.

    Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.

    Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

    Данный перечень не является исчерпывающим.

    Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица.

    В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

    Добровольная ликвидация юридического лица

    Юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

    Принятие решения о ликвидации юридического лица

    Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.

    После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган.

    Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

    К указанному уведомлению прилагается также решение о ликвидации.

    Получив данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.

    С этого момента запрещено вносить любые изменения в учредительные документы. Кроме того, теперь ликвидируемая компания не может выступать в качестве учредителя прочих юридических лиц.

    Ликвидационная комиссия

    Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа.

    Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

    Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.

    Следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

    В состав ликвидационной комиссии, как правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист,экономист, бухгалтер и так далее), её учредители.

    Официальное объявление о ликвидации юридического лица

    Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации.

    Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании.

    Для этого нужно дать объявление в журнал «Вестник государственной регистрации», уполномоченный публиковать подобного рода сведения.

    Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости

    О предстоящей ликвидации работников компании письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения.

    Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населённого пункта, где расположена ликвидируемая компания.

    Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда.

    В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников до момента увольнения, а также выплатить им выходное пособие.

    Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства на срок от двух до трёх месяцев.

    Уведомление каждого кредитора лично

    Подача объявления в газету о предстоящей ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально.

    Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований.

    Этот срок не может быть менее двух месяцев.

    Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

    Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.

    В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

    Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы.

    Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

    Выявление дебиторской задолженности

    Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников.

    С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними.

    Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.

    Составление промежуточного ликвидационного баланса

    По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме обычного бухгалтерского баланса.

    В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

    Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

    Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган.

    С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ.

    Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс.

    Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

    Инвентаризация

    В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

    Погашение требований кредиторов. Очередность

    После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.

    К кредиторам первой очереди относятся те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.

    Ко второй очереди относятся кредиторы, которым ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате, а также вознаграждения по авторскому праву.

    К кредиторам третьей очереди относятся бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.

    К кредиторам четвёртой очереди относятся все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются денежные или имущественные обязательства.

    Составление ликвидационного баланса

    Удовлетворив все требования кредиторов, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса.

    Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса.

    Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

    Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица

    Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Именно с этой даты юридическое лицо прекращает своё существование.

    Дополнительные способы ликвидации юридического лица

    Ликвидация путём реорганизации (слияние, поглощение, преобразование) влечёт за собой прекращение существовавшего ранее юридического лица.

    Но при собственно ликвидации неисполненные обязательства погашаются и не подлежат дальнейшему исполнению.

    При реорганизации происходит правопреемство и погашения неисполненных на момент реорганизации обязательств не происходит.

    Все обязательства переходят к правопреемнику, которому надлежит их исполнять наравне со своими собственными обязательствами.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    www.audit-it.ru

    Ситуация: Каков порядок ликвидации ТСЖ по решению суда?

    При наличии установленных законом оснований суд может вынести решение о ликвидации ТСЖ по требованию, в частности (п. 2 ч. 6 ст. 20, ч. 1 ст. 141 ЖК РФ; п. 3 ст. 61 ГК РФ; п. 5.7.2 Положения, утв. Постановлением Правительства г. Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП):

  • уполномоченного органа госвласти или местного самоуправления (далее — орган власти). Полномочиями на обращение в суд наделены органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. В Москве в качестве такого органа выступает Мосжилинспекция;
  • члена товарищества.
  • Кроме того, с иском о ликвидации ТСЖ, созданного с нарушением закона, в суд может обратиться прокурор в порядке защиты прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований (п. 3 ст. 35 Закона от 17.01.1992 N 2202-1; ч. 1 ст. 45 ГПК РФ; п. 5 Обзора, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010).

    Основания ликвидации ТСЖ по требованию органа власти

    По иску органа власти ликвидация ТСЖ возможна в следующих случаях (пп. 1, 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ; п. 2 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ; ст. 2, п. 2 ст. 25 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ):

    • признание государственной регистрации товарищества недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения являются неустранимыми. Правом заявить такое требование наделены также налоговые органы (абз. 2 п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506);
    • осуществление ТСЖ деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. При этом неоднократность нарушения закона сама по себе не может служить основанием для ликвидации юридического лица, должны оцениваться нарушение и его последствия (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25);
    • неисполнение в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава ТСЖ или внесенных в него изменений требованиям ЖК РФ.
    • На практике имеются примеры ликвидации ТСЖ по требованию органа государственного жилищного надзора в связи с отсутствием кворума, необходимого для принятия общим собранием собственников жилых помещений решения о создании товарищества, то есть в нарушение ч. 1 ст. 136 ЖК РФ.

      Основания ликвидации ТСЖ по требованию членов ТСЖ

      По иску членов ТСЖ может быть ликвидировано в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе если осуществление деятельности товарищества становится невозможным или существенно затрудняется (пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

      Например, такое требование может быть удовлетворено, если иные участники юридического лица уклоняются от участия в нем, делая невозможным принятие решений в связи с отсутствием кворума. В результате этого становится невозможным достижение целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется ввиду длительной невозможности сформировать органы юридического лица (п. 29 Постановления N 25).

      Иные основания ликвидации ТСЖ

      Список оснований для ликвидации юридических лиц не является исчерпывающим (пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Применительно к ТСЖ иных специальных оснований ликвидации не предусмотрено. Вместе с тем дополнительным основанием ликвидации ТСЖ можно считать признание товарищества банкротом (п. 6 ст. 61, п. 1 ст. 65 ГК РФ; п. 2 ст. 1, абз. 2 ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

      Порядок обращения в суд с требованием о ликвидации ТСЖ

      Если о фактах, которые могут послужить основанием для ликвидации ТСЖ по требованию органа власти, известно гражданину, он может обратиться в этот орган власти с соответствующим заявлением (ст. 2 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

      Если орган власти по результатам проверки посчитает необходимым обратиться в суд, он выступит в качестве истца. При этом следует иметь в виду, что если вопрос о ликвидации ТСЖ ставится в связи с оспариванием решения общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, то обратиться в суд можно в течение шести месяцев со дня выявления органом власти в ходе проверки нарушения (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ; вопрос 5 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2013 г.).

      Если у члена ТСЖ имеются основания для обращения в суд на основании невозможности достижения ТСЖ целей, ради которых оно создано, гражданин может обратиться в суд самостоятельно. Для ликвидации ТСЖ по решению суда нет необходимости в принятии решения о таком обращении всеми членами товарищества.

      В таком случае исковое заявление подается в районный суд по месту нахождения ТСЖ (ст. ст. 24, 28 ГПК РФ; ч. 6 ст. 27 АПК РФ; абз. 3 п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11). При подаче иска необходимо уплатить госпошлину, которая в данном случае составляет 300 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

      По общим правилам искового производства срок рассмотрения дела районным судом не должен превышать двух месяцев (ч. 1 ст. 154 ГПК РФ).

      Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в окончательном виде, если оно не было обжаловано (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

      Правовые последствия вступления в силу решения суда о ликвидации ТСЖ

      После вступления в силу решения суда о ликвидации ТСЖ товарищество не считается ликвидированным. С этого момента начинается процедура его ликвидации. Решением суда эта функция может быть возложена на членов ТСЖ или орган, уполномоченный на ликвидацию ТСЖ его уставом (п. 5 ст. 61 ГК РФ).

      Лица, на которых судом возложена ликвидация ТСЖ, осуществляют, в частности, следующее (ст. 63 ГК РФ):

      1) публикуют в средствах массовой информации сообщение о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами;

      2) принимают меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляют в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица;

      3) после окончания срока предъявления требований кредиторами составляют промежуточный ликвидационный баланс;

      4) осуществляют в случае необходимости продажу имущества ТСЖ;

      5) осуществляют выплаты кредиторам;

      6) составляют окончательный ликвидационный баланс;

      7) решают судьбу оставшегося после расчетов с кредиторами имущества ТСЖ;

      8) подают документы для государственной регистрации ликвидации ТСЖ.

      Ликвидация ТСЖ считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ; п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).

      zakonius.ru