Маркированные налоги это

Маркированные налоги это

1. Территориальный признак:
— Федеральные налоги
— Региональные налоги
— Местные налоги
2. В зависимости от объекта и субъекта обложения налоги подразделяются на два вида.
— Прямые налоги — это налоги на доходы, уплачиваемые производителями. Они непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги являются прогрессивными по ставкам обложения, так как они увеличиваются пропорционально росту доходов. К прямым налогам относятся налоги на прибыль, доходы физических лиц, налог на имущество, налог на доходы от капитала и др.
— Косвенные налоги — налоги на расходы, уплачиваемые потребителями, т.е. это надбавка к цене. Они определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Косвенные налоги являются регрессивными, так как на них влияет стоимость покупки, а не доход потребителя. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, лицензионные сборы и др. Особняком стоят налоги на собственность, например налог на наследование или дарение.
3. Цели взимания налогов:
— Целевые налоги предназначены для финансирования конкретных программ общественных расходов, которые определяются уже в момент введения того или иного налога. Использование поступлений от такого налога в каких бы то ни было иных целях не допускается. Целевые налоги принято называть маркированными.
Чаще всего маркированные налоги зачисляются в государственные и муниципальные внебюджетные фонды. Последние, собственно, и создаются, чтобы обособить средства, собираемые для использования в заранее фиксированных целях, от прочих средств, находящихся в распоряжении государства, которые могут расходоваться на различные цели в зависимости от решений органов, утверждающих бюджет.Примерами маркированных налогов служат платежи в фонды общественного страхования, а также местные целевые сборы на благоустройство территории и т. п. Выполняя свои обязательства по платежам в пенсионный фонд или фонд социального страхования, налогоплательщик твердо знает, на что будут израсходованы уплачиваемые средства. В этом состоит преимущество маркированных налогов.
— Нецелевые (немаркированные) налоги — когда средства, аккумулируемые с помощью налога, могут расходоваться для решения разнообразных задач по усмотрению органа, утверждающего бюджет, такой налог называется немаркированным. К разряду немаркированных относятся налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество и многие другие.
Главное достоинство немаркированных налогов состоит в том, что они позволяют, сохраняя стабильность налоговой системы, осуществлять гибкую бюджетную политику путем перераспределения государственных доходов между различными направлениями их использования. В то же время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что государственные органы в существенной мере автономны по отношению к избирателям (налогоплательщикам) в определении приоритетных направлений развития общественного сектора. Гибкость бюджетной политики государства достигается в значительной степени за счет того, что для принятия каждого отдельного решения не требуется выявлять предпочтения основной массы избирателей.
4. В зависимости от субъекта взимания налогов:
— Регулирующие налоги — это налоги, поступающие в бюджеты разных уровней с целью оптимизации доходной базы этих бюджетов. Расщепление налогов позволяет добиться равной заинтересованности в их мобилизации со стороны всех уровней власти.
— Однако признано, что наиболее эффективными являются закрепленные налоги, которые поступают в бюджеты одного уровня. Они стимулируют увеличение налогового потенциала конкретной территории.
Следует обратить внимание, что и прямые и косвенные налоги могут быть регулирующими и подлежать расщеплению для направления в бюджеты разных уровней.
5. По характеру применяемых ставок:
— налоги, взимаемые в определенном размере за единицу объекта обложения;
— взимаемые в процентах к стоимости единицы обложения.
6. По способу взимания:
— налоги, взимаемые у источника;
— взимаемые по декларации.
7. По характеру использования:
— общие налоги, т.е. предназначенные для решения единых государственных задач;
— специальные, имеющие строго целевое назначение.
8. Данная классификация налогов основана на том, как изменяется удельный вес налогового платежа в доходе с увеличением последнего:
— прогрессивные,
— регрессивные
— пропорциональные налоги.
9. Влияние налогов на эффективность экономического поведения налогоплательщиков:
— аккордный, или паушальный, или неискажающий
Допустим, что каждый взрослый человек обязан уплатить в конце года фиксированную сумму налога, абсолютно не зависящую от имущественного и семейного положения, годового дохода, трудовой и инвестиционной активности и любых других факторов, на которые этот человек способен повлиять.
10. Критерий гибкости налогообложения:
— гибкие налоги
Гибкость налога зависит не только от характера налоговых обязательств как таковых, но и от их надлежащей синхронизации с макроэкономической динамикой. Пусть, например, экономическая конъюнктура была благоприятной в течение трех кварталов, а в четвертом наступил кризис. Если налог на прибыль, о котором шла речь выше, взимается один раз в год по итогам прошедших двенадцати месяцев, то может случиться так, что предприятиям придется осуществить большие выплаты государству именно тогда, когда они наименее к этому способны. В подобных обстоятельствах налог оказал бы дестабилизирующее действие.

Вопросы для повторения

1. Что такое налоговая система и какова ее структура?
2. Что такое налог?
3. Назовите функции налогов.
4. Какие существуют классификации налогов и в чем их суть?

1. Словарь по экономике /Под ред. П.А. Ватника; Пер. с англ. — СПб.: Экономическая школа, 1998.
2. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
3. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. — М.: ЮНИ- ТИ-ДАНА, 2000.
4. Бабич A.M., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. — М.: Изд- во МГУ, 1998.
5. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

1. Налоговая система Российской Федерации состоит:
а) федеральные налоги и сборы;
б) налоги и сборы субъектов РФ — региональные налоги и сборы;
в) местные налоги и сборы
г) все выше перечисленное
2. К федеральным налогам относится:
а) налог на имущество физических лиц;
б) налог на добавленную стоимость
в) налог на доходы физических лиц
г) единый социальный налог
д) налог на прибыль организаций
е) налог на имущество предприятий
ж) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
з) земельный налог;
3. К региональным налогам относится:
а) налог на имущество физических лиц;
б) налог на добавленную стоимость
в) налог на доходы физических лиц
г) единый социальный налог
д) налог на прибыль организаций
е) налог на имущество предприятий
ж) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
з) земельный налог;
4. К местным налогам относится:
а) налог на имущество физических лиц;
б) налог на добавленную стоимость
в) налог на доходы физических лиц
г) единый социальный налог
д) налог на прибыль организаций
е) налог на имущество предприятий
ж) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
з) земельный налог;
5. По характеру использования выделяют виды налогов:
а) прямые и косвенные налоги
б) общие и специальные налоги,
в) прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги
6. В зависимости от объекта и субъекта обложения налоги подразделяются на:
а) прямые и косвенные налоги
б) общие и специальные налоги,
в) прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги

textb.net

Классификация налогов

Налогом называется обязательный безвозмездный платеж , который в принудительном порядке взимается госорганами с субъектов хозяйствования и физических лиц с целью финансирования деятельности государства. Классификация налоговых платежей подразумевает разделение налогов на разнообразные группы, сформированные на основе определенных признаков.

Особенности классификации налогов

Классификация обеспечивает систематизацию налогов, что, в свою очередь, позволяет правильно упорядочить платежи и избежать их дублирования. Благодаря этому обеспечивается оптимальное распределение налогового бремени. Среди основных классификационных признаков можно выделить:

  1. 1. По методу взыскания налогов:
    • Прямые налоговые платежи. Их взимают непосредственно с денежных доходов или имущества налогоплательщика. Например, налоги на прибыль, доходы (НДФЛ), а также имущество (физ. лиц и субъектов хозяйствования);
    • Косвенные налоговые платежи. Их взимают в форме надбавок на стоимость товара или тариф услуги, которые выплачивает конечный потребитель. Этот вид налогов никак не зависит от уровня доходов покупателя. Например, НДС, акцизные налоги, таможенные пошлины.

2. С точки зрения установленных налоговых ставок:

  • Твердые налоги – это платежи, для которых размер ставки устанавливается в абсолютной величине (денежной сумме) на единицу базы налогообложения. Например, акцизный налог на спиртосодержащую продукцию, в котором устанавливается твердая ставка на 1 литр этилового спирта ;
    • Процентные налоги – размер ставок устанавливается в относительной величине (процентах). Они разделяются на:
    • o Пропорциональные налоги – отличаются ставками, установленными в виде зафиксированного процента от денежного дохода или стоимости собственности. Например, налог на прибыль, подразумевающий единую ставку для любого размера прибыли ;

      o Прогрессивные налоги – величина их ставки возрастает вместе с увеличением налогооблагаемого объекта. Например, НДФЛ в США, в котором ставка увеличивается с ростом полученного дохода;

      o Дигрессивные (регрессивные) налоги – размер их ставок снижается с ростом налогооблагаемого объекта. На сегодняшний день прямые регрессивные налоги не используются ни в одной налоговой системе, однако, косвенные налоги наделены регрессивным характером. Например, НДС поглощает значительную часть заработков людей с маленькими доходами (300$ НДС занимает 30% дохода размером в 1000$). В то же время высокодоходные группы налогоплательщиков при таком же уровне потребления уплачивают незначительную сумму по отношению к общим доходам (300$НДС поглощает всего 10% дохода размером в 3000$).

      3. По видам назначения налоговых платежей:

    • Общие налоги – это поступления, не закрепленные ни за какими видами государственных расходов. После аккумулирования в бюджете эти налоги обезличиваются и используются на различные цели, запланированные бюджетом. К ним причисляется большинство налоговых платежей ;
    • Специальные (маркированные) налоги – это поступления, закреплённые за определёнными государственными расходами. Такие налоги используются исключительно на целевые назначения. Например, поступления о т т ранспортного налога должны быть направлены исключительно на финансирования дорожной отрасли.

    4. В зависимости от субъекта налогообложения:

    utmagazine.ru

    Классификация налогов РФ

    Классификация налогов и сборов РФ

    Классификация налогов — это обоснованное распределение налогов и сборов по группам, произведенное на основании определенного разграничивающего признака и обусловленное целями (задачами) систематизации и сопоставлений.

    Из данного определения вытекают два важных требования, предъявляемые к любой классификации. Во-первых, в основе разработки каждой налоговой классификации должен лежать конкретный классифицирующий признак, будь то способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект, предмет, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей и т.п. Во-вторых, каждая классификация должна служить определенным практическим или научным целям (задачам), т.е. должна быть востребована теорией или практикой обложения. Группировка налогов, не отвечающая этим двум требованиям, не может иметь статус классификации.

    Основные классификации налогов представлены в табл. 2.2.

    Таблица 2.2 – Классификация налогов в РФ

    Принадлежность к уровню управления

    • федеральные налоги и сборы

    • налоги с юридических лиц

    • налоги с физических лиц

    • налоги с юридических и физических лиц

    Характер отражения в Системе национальных счетов (СНС)

    • налоги на производство и импорт

    • налоги на доходы и имущество

    Предмет (объект) обложения

    • налоги с имущества

    • налоги с доходов

    • налоги с потребления

    • налоги с использования ресурсов

    • налоги, уплачиваемые «по декларации»

    • налоги, уплачиваемые «у источника выплат»

    • налоги, уплачиваемые «по уведомлению»

    Бухгалтерский источник уплаты

    • налоги, уплачиваемые с выручки от реализации

    • налоги, относимые на себестоимость

    • налоги, относимые на финансовый результат

    • налоги, относимые на оплату труда

    • налоги, уплачиваемые с валовой прибыли

    • налоги общего характера

    • налоги целевого характера

    1. Классификация налогов по принадлежности к уровню управления и власти подразделяет все налоги на федеральные, субъектов РФ и местные. Данная классификация — единственная из всех представленных ниже — имеет прямой законодательный статус: на ней основана вся логика построения и изложения НК РФ. Она имеет не только принципиальное нормативно-правовое, но и существенное практическое значение для решения различных задач налогового федерализма.

    Основу разграничения этих видов налогов и сборов составляет не уровень бюджета, в который они зачисляются, а то, каким уровнем управления они устанавливаются и на какой территории обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК РФ разграничивают федеральные, региональные и местные налоги.

    Федеральными признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

    1) налог на добавленную стоимость (НДС);

    3)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

    4) налог на прибыль организаций;

    5) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

    7) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

    8) государственная пошлина.

    Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

    При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты, а так же могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

    К региональным относятся налоги:

    1) на имущество организаций;

    2) на игорный бизнес;

    Местными признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

    При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты; могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

    К местным налогам и сборам относятся:

    налог на имущество физических лиц;

    Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.

    Наряду с рассмотренной выше совокупностью налогов и сборов НК РФ предусматривается применение специальных налоговых режимов.

    Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Эти режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ и иными законодательными актами о налогах и сборах.

    К специальным налоговым режимам относятся:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    2) упрощенная система налогообложения;

    3) система изменения налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    4) патентная система налогообложения;

    5) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать дополнительные федеральные налоги, определяется порядок их применения и введения в действие. Таковыми следует считать 4 дополнительных федеральных налога: единый сельскохозяйственный налог; единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и патентную систему. Основанием для отнесения этих налогов к федеральным является логика построения НК РФ. Пятый специальный режим не вводит нового налога, а предусматривает только особый порядок налогообложения.

    2. Классификация налогов по субъекту обложения включает налоги, взимаемые с юридических и физических лиц, и смешанные, т.е. и с юридических и с физических лиц. Ранее такая классификация была очень востребованной. Однако в последнее время ее теоретическая и практическая значимость постепенно снижается. Изначально эти группы налогов характеризовали также различные аспекты обложения предпринимательской деятельности, жизнедеятельности домохозяйств и универсального обложения этих видов деятельности. Такое достаточно емкое классифицирующее предназначение теперь представляется в значительной мере условным и размытым в связи с форсированным развитием малого предпринимательства не столько в форме юридических лиц, сколько в форме физических лиц — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Поэтому четко разграничить налоговые платежи по субъектам обложения сейчас не то чтобы сложно (коды бюджетной классификации позволяют сделать это), а скорее теряется однозначность отнесения самих налогов к той или иной группе.

    3. Классификация по степени переложения, разделяющая налоги на прямые и косвенные, известна как исторически наиболее универсальная, но вместе с тем и как наиболее теоретически спорная классификация.

    Прямые налоги — это малопереложимые налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В этом случае основанием для налогообложения служат факты получения налогоплательщиком доходов и владения имуществом, а налоговые отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. В группе прямых налогов выделяют реальные и подоходные.

    Прямые реальные — это налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход от использования того или иного объекта обложения. Но получение такого дохода можно считать условным, поскольку в большинстве случаев он отсутствует. К таковым следует отнести налоги: на имущество организаций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Эти налоги отражают предполагаемую (мнимую) платежеспособность плательщиков.

    Прямые подоходные — это налоги, которыми облагаются действительно полученные доходы (прибыль). Они отражают фактическую платежеспособность плательщиков. К ним относится налог на доходы физических лиц и на прибыль организаций.

    Косвенные налоги — это успешно перекладываемые налоги. Они взимаются в процессе оборота товаров (работ, услуг), при этом включаются в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Производитель товара (работы, услуги) при их реализации получает с покупателя цену и сумму налога в виде надбавки к цене, которую авансом или в последующем перечисляет государству. Таким образом, косвенные налоги изначально предназначаются для существенного перенесения реального налогового бремени их уплаты на конечного потребителя, а данную группу налогов зачастую характеризуют как налоги на потребление (расходы).

    В группе косвенных налогов обычно выделяют индивидуальные, универсальные, фискальные монополии и таможенные пошлины.

    Косвенные индивидуальные — это налоги, которыми облагаются ограниченные группы и виды сырья и товаров. Таковыми являются акцизы, распространяющиеся на специфичные сырье и товары: спирт, табачную и алкогольную продукцию, автомобили, бензин, дизельное топливо, моторные масла.

    Косвенные универсальные — налоги, которыми облагаются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) безотносительно к каким-либо их группам и видам (за исключением некоторого их числа). К таковым относится налог на добавленную стоимость (НДС), в других странах — налог с продаж.

    Фискальные монополии — это исключительные права полной или частичной монополии государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров (работ, услуг). Спектр фискальных монополий, ранее достаточно широкий, в настоящее время неизбежно сужается. В нашей стране монополий по производству товаров сейчас не осталось, сохранилось только монопольное оказание определенных услуг, за которые взимается государственная пошлина.

    Таможенные пошлины — это обязательные сборы, взимаемые таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию, транзите через нее или вывозе товаров с этой территории и являющиеся неотъемлемым условием их ввоза, транзита или вывоза.

    Данная классификация наиболее удобна не только для международных сопоставлений, но и для внутреннего анализа структуры налоговых доходов консолидированного бюджета. Превалирование прямых налогов в этой структуре может свидетельствовать об уровне экономического развития страны, а положительная динамика увеличения с течением времени их доли — о благоприятных структурных сдвигах в экономике. В свою очередь преобладание косвенных налогов может свидетельствовать о доминировании в экономике потребления над сбережением (инвестициями), о диспропорции в распределении налогового бремени на различные слои населения (чрезмерной нагрузке на наименее обеспеченные слои). Увеличение с течением времени доли косвенных налогов говорит о неблагоприятных структурных сдвигах в экономике.

    Следует заметить, что данная классификация, хотя и является востребованной теорией и практикой налогообложения, в том числе в национальном счетоводстве, отнюдь не бесспорна. Во-первых, далеко не все налоги с абсолютной уверенностью можно разнести по этим группам. Например, достаточно спорной будет дилемма отнесения к той или иной группе так называемых ресурсных налогов: на добычу полезных ископаемых, водного налога, сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Можно отнести их к прямым налогам, так как они сопряжены с фактом пользования государственной собственностью (природными ресурсами). Но такое отнесение будет крайне условным, поскольку эти налоги в полной мере перекладываются на потребителя, но не через надбавку к цене, а через саму цену товара. С той же долей условности их можно отнести и к косвенным налогам.

    Во-вторых, сам факт переложимости налогов необходимо воспринимать с определенной долей условности. Не все косвенные налоги в полном объеме перекладываются на потребителя. Определяющим фактором здесь является разная ценовая эластичность различных товаров (работ, услуг). Товары, по которым возможно увеличение цен без уменьшения спроса на рынке, достаточно хорошо переносят бремя косвенных налогов на потребителя. В других случаях бремя этих налогов распределяется между производителем и потребителем, и тогда для производителя данный налог становится прямым. В то же время прямые налоги через возможность повышения цены на какой-либо товар в определенных случаях перекладываются на потребителя не хуже косвенных. Действие ценовых механизмов, а следовательно, объективность реализации целевой фискальной направленности этих налогов (прямых — на производителей, косвенных — на потребителей) во многом определяются также характером рынка данных товаров (работ, услуг): монополией, олигополией, совершенной конкуренции. В наибольшей степени дифференциация фискального предназначения этих групп налогов достигается на рынке совершенной конкуренции, в наименьшей — на моно-полистическом рынке.

    4. Классификация налогов по характеру отражения в Системе национальных счетов (СНС) выделяет две группы налогов: на производство и импорт, на доходы и имущество. Следует отметить, что классификация налогов, используемая в СНС, позволяет производить адекватные международные сопоставления, поскольку построение СНС, реализуемой в России, основано на методических положениях, разработанных и принятых в 1993 г. совместно ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР и Евростатом.

    Налоги на производство и импорт взимаются с хозяйствующих субъектов в связи с производством и импортом товаров (услуг) или использованием факторов производства. Условно их можно назвать косвенными налогами на производство и импорт. В данной группе выделяются налоги на продукты и другие налоги на производство.

    Налоги на продукты — это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами. В частности, к ним относятся НДС, акцизы и таможенные пошлины.

    Другие налоги на производство — это налоги, связанные с использованием факторов производства (труда, земли, капитала), а также платежи за лицензии и разрешения на занятие какой-либо деятельностью или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для деятельности производящей единицы-резидента. В частности, к ним относятся налоги: на имущество предприятий, транспортный и земельный (с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), водный, на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, лицензионные сборы.

    Налоги на доходы и имущество в системе национального счетоводства трактуются как текущие безвозмездные трансферты. Условно их можно назвать прямыми налогами, уплачиваемыми юридическими и физическими лицами из своих доходов. В данной группе выделяются налоги: на доходы, текущие на капитал и прочие текущие.

    Налоги на доходы уплачиваются в зависимости от величины полученного дохода (прибыли). В частности, к ним относятся: НДФЛ, на прибыль организаций, на игорный бизнес, на совокупный доход в связи с применением специальных режимов налогообложения (единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения, патентную систему).

    Текущие налоги на капитал уплачиваются в связи с обладанием капиталом (имуществом), не используемым в производственных целях. К ним относятся налоги: на имущество физических лиц; земельный, уплачиваемый физическими лицами; земельный и на имущество организаций, когда использование земли и имущества не связано с производственным процессом.

    Прочие текущие налоги — это все остальные налоговые платежи, уплачиваемые физическими и юридическими лицами и не связанные с производственной деятельностью. К ним относятся: транспортный налог, уплачиваемый физическими и юридическими лицами, когда использование транспорта не связано с производством; различные сборы и пошлины, уплата которых не связана с производственной деятельностью; НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для собственного потребления.

    Данная классификация, имеющая ярко выраженный прикладной аспект, крайне сложна. Один и тот же налоговый платеж (налог) в зависимости от того, связана ли его уплата с производственной деятельностью или не связана, может входить в состав различных групп.

    5. Классификация налогов по предмету (объекту) обложения, где различают налоги: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вмененные), с потребления (индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные), с использования ресурсов (ресурсно-рентные). Данная классификация важна для теоретического анализа пропорций и уровня налоговой нагрузки на основные объекты обложения.

    Налоги с имущества (имущественные) — это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Следует отметить характерную черту таких налогов: их взимание и размер не зависят от индивидуальной платежеспособности налогоплательщика, а определяются характеристиками имущества: в транспортном налоге — мощностью двигателя, налоге на имущество — стоимостью, в земельном налоге — несколькими характеристиками, например назначением земель, кадастровой оценкой.

    Налоги с дохода — это налоги, взимаемые с юридических и физических лиц при получении ими дохода и в полной мере определяемые платежеспособностью налогоплательщика. Различают налоги с дохода фактические, т.е. взимаемые по фактически полученному доходу, и вмененные, взимаемые по доходу, который устанавливается заранее государством исходя из того, какой доход условно должен получить налогоплательщик, занимаясь данным видом предпринимательской деятельности. К фактическим налогам с доходов можно отнести налог на прибыль организаций, НДФЛ, а также налоги в специальных режимах: единый сельскохозяйственный и в упрощенной системе налогообложения. К вмененным налогам с доходов можно отнести единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также патентную систему.

    Налоги с потребления (аналог группы косвенных налогов) — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные, монопольные и таможенные. Характеристика их была представлена выше.

    Налоги с использования ресурсов (ресурсно-рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды, а рентными их называют также потому, что их установление и взимание связаны в большинстве случаев с образованием и получением ренты. К данной группе следует отнести налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, земельный налог.

    6. Классификация налогов по способу обложения разграничивает налоги в зависимости от способа определения налогового оклада: «по декларации», «у источника» и «по уведомлению». Данная классификация важна в прикладном аспекте для технической организации налогового процесса.

    Налоги, уплачиваемые «по декларации», — это налоги, предусматриваю-щие обязанность налогоплательщика самостоятельно рассчитать налоговый оклад посредством его объявления (декларирования). Такой способ определения налогового оклада заложен в подавляющем большинстве налогов (в частности, в налоге на прибыль организаций, НДС, на имущество организаций и др.).

    Налоги, уплачиваемые «у источника», — это налоги, предусматривающие институт налоговых агентов, на которых возлагается обязанность при выплате до-хода в пользу налогоплательщика произвести удержание и перечисление налога в бюджет до момента его фактической выплаты. Институт налоговых агентов применяется для того, чтобы упростить процедуру уплаты таких налогов и исключит» возможность уклонения налогоплательщика от их уплаты. В чистом виде данный способ реализуется только в НДФЛ, но встречается также ограниченное использование налоговых агентов в НДС и налоге на прибыль организаций.

    Налоги, уплачиваемые «по уведомлению», — это налоги, предусматривающие обязанность налоговых органов по исчислению налогового оклада и уведомлению налогоплательщиков на основе составленного государственными органами полного реестра (кадастра) объектов налогообложения. Такой способ закладывается чаще всего в итогах с немобильными объектами обложения. Налог исчисляйся исходя из сопоставлений внешних признаков объектов налогообложения, например предполагаемой средней доходности Данный способ реализуется в налогах: земельном, на имущество физических лиц, транспортном, где налогоплательщиком является физическое лицо.

    7. Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и ее структурных элементов. В качестве таких источников могут выступать: выручка от реализации; себестоимость продукции; финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли; оплата труда и предпринимательский доход; валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия. Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осуществляющими этой деятельности, данная классификация не применима. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме.

    К налогам и сборам, уплачиваемым из выручки от реализации, относятся НДС, таможенные пошлины, а также единые налоги, уплачиваемые организациями при применении специальных налоговых режимов.

    Налогами и сборами, относимыми на себестоимость продукции, являются: акцизы, государственная пошлина, транспортный и земельный налоги, уплачиваемые в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, НДПИ, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

    К налогам, относимым на финансовый результат деятельности, относятся налог на имущество организаций и на игорный бизнес.

    К налогам, относимым на оплату труда и предпринимательский доход, относятся: НДФЛ (для адвокатов, индивидуальных предпринимателей по собственным доходам), а также единые налоги, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных налоговых режимов.

    Налогом, уплачиваемым с валовой налогооблагаемой прибыли, является налог на прибыль организаций.

    Иногда в качестве отдельного источника уплаты налогов выделяют также чистую прибыль, из которой уплачиваются платежи штрафного характера, например за сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

    8. Классификация налогов по назначению выделяет абстрактные (немаркированные) и целевые (маркированные) налоги.

    Абстрактные (немаркированные) — это налоги, средства от поступления которых аккумулируются в бюджете определенного уровня управления, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета. Поступления от немаркированных налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов.

    Целевые (маркированные) — это налоги, имеющие заранее определенное целевое назначение и строго закрепленные за определенными видами расходов. За счет маркированных налогов формируются бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов. Характерным примером такого налога служат социальные платежи, которые поступают в бюджеты трех государственных внебюджетных фондов РФ: пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования.

    studfiles.net