Методическое пособие для воскресной школы

Приобрести учебные пособия для воскресных школ

По вопросам приобретения обращаться в издательство «Ока-книга» +7(495) 649-18-06,

Адрес ООО «ОКА КНИГА» 119330, г . Москва , Мичуринский проспект, д. 6, корп. 1, кв. 38

Скачать ПРАЙС-ЛИСТ Скачать БЛАНК ЗАКАЗА

Если не получается скачать, пишите на , вышлем бланк и прайс по почте.

Заполненный бланк заказа необходимо отправить в издательство для выставления счёта Далее с издательством обсуждаются условия доставки.

Обращаем внимание на то, что храм не занимается продажей пособий, а только предоставляет информацию о том, где и как их можно приобрести.

За консультацией можно обратиться к автору Захаровой Л.А. по адресу С радостью ответим на все вопросы.

Скачать образец Рабочей тетради (избранные уроки)

Скачать образец Конспекта учителя (избранные уроки)

Скачать образец Сборника тестов (избранные уроки)

Составитель Захарова Л.А.

Издательство «Ока-книга» при содействии Благотворительного фонда Святителя Василия Великого

Комплекты разработаны по следующим предметам:

1. ХРАМОВЕДЕНИЕ (Устройство храма и богослужение. Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)
2. ПРАВОСЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС (Введение в библейскую и церковную историю. Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели).
3. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
4. НОВЫЙ ЗАВЕТ
5. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
6. ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (Всенощное бдение, Литургия)
7. ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС
8. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

УМК «Вертоград» — победитель (I место) Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» — 2011.

Адрес храма: 142290 г.Пущино Московской обл. ул. Михайловский спуск д.1-2 тел +74967731641

Проезд из Москвы: от ст. метро «Южная» авт. № 359 «Москва — Пущино» или с Курского вокзала до ст. «Серпухов», далее авт. № 26 до г. Пущино

armih.ru

Новости отдела

Уважаемые руководители и педагоги Воскресных школ!

Предлагаем Вам обратить внимание на подборку следующих сайтов, где Вы сможете ознакомиться с новинками (и со старыми вариантами) учебников и методических пособий для преподавания в Воскресных школах. На сайтах можно скачать некоторые книги в pdf, а можно заказать нужную вам литературу.

Учебно-методический комплект «Вертоград» включает Конспекты учителя, Рабочие Тетради и Сборники тестов по следующим предметам:

1. ХРАМОВЕДЕНИЕ (Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)

2. ПРАВОСЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС (Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели).

5. ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

6. ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (Всенощное бдение, Литургия)

7. ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

8. ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Эта книга — пособие детям старшего возраста для изучения Закона Божия, состоит из трех частей и приложения.

Первая часть — Объяснение молитв в вопросах и ответах.

Вторая часть — Священная история Ветхого и Нового Завета (с краткими итогами в конце глав).

Третья часть — Объяснение церковного богослужения в вопросах и ответах.

Приложение — рассказы прот. В. Бажанова «Примеры благочестия из житий святых» с рисунками

Паломническая поездка детей из воскресных школ, отдыхающих в лагере «Огонек»

По благословению митрополита Анастасия Отдел религиозного образования и катехизации Симбирской епархии организовал в ДООЛ «Огонек» два православных . [читать далее]

14 июл. 2018 г. 22:49

Завершилась лагерная смена православных отрядов в лагере им.Деева

95 детей, учащихся воскресных школ, отдохнули с 24 июня по 14 июля 2018г. в православных отрядах в Детском оздоровительно-образовательном центре им. Д. [читать далее]

14 июл. 2018 г. 22:47

Встреча, посвященная Семье последнего Российского императора Николая II

8 июля – в день государственного праздника Семьи, любви и верности — руководитель Молодежной академии духовности ОГБУ ДО ДТДМ (опорная площадка села З. [читать далее]

9 июл. 2018 г. 12:04

Концерт учащихся воскресных школ Симбирской епархии, посвященный 1030-летию Крещения Руси, прошел в ДООЛ им.Деева

5 июля 2018 года в ДООЛ им.Деева состоялся концерт посвященный 1030-летию Крещения Руси.

Праздничная программа подготовлена была силами трех право. [читать далее]

5 июл. 2018 г. 22:50

ВАЖНО! информация о проведении ВЕБИНАРОВ для ЕОРОиК

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА во исполнение решений Архиерейских Соборов и Высшего Церковного Совета Русской П. [читать далее]

xn--e1aggoal.xn--p1ai

Издано методическое пособие по проведению уроков трезвости в воскресных школах

Москва, 31 марта 2018 г.

«Главная особенность нашего пособия в том, что оно не идет по проторенному пути антиалкогольной пропаганды. Это не уроки по избавлению от зависимости — занятия проводятся с детьми и подростками, еще сохраняющими свою естественную трезвость, и направлены они на формирование у детей сознательного отношения к трезвому образу жизни, — подчеркивает руководитель проекта, один из авторов пособия, эксперт Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению протоиерей Илия Шугаев. — Мы рассказываем детям о том, как сохранить состояние естественной трезвости в зрелом возрасте и приобрести устойчивость к искушениям окружающего мира. Трезвость мы рассматриваем не только как свободу от алкоголя, но и как реализацию богодарованной свободы выбора между добром и злом».

Среди авторов пособия — кандидат богословия протоиерей Виктор Дорофеев, настоятельница Введенского Владычнего женского монастыря, член отдела по борьбе с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью Московской областной епархии игумения Алексия (Петрова), эксперт Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности, педагог и психолог Ольга Балабанова.

Книга состоит из четырех глав. В первой раскрываются основные понятия, рассказывается о целях и задачах уроков трезвости, методических подходах к их организации, формах, методах обучения. Вторая, третья и четвертая главы посвящены подробному описанию уроков для трех возрастных групп учащихся. В приложении дана историческая справка об истоках трезвенного движения в России, даются ответы на часто задаваемые вопросы, развенчиваются основные мифы об алкоголе.

По словам авторов, несмотря на то, что пособие создавалось для воскресных школ и трезвость рассматривается именно как христианская добродетель, методики, представленные в книге, могут использоваться и в светских школах.

Пособие издано при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017», а также при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Текст пособия можно скачать в разделе «Методики» на сайте Синодального отдела по благотворительности.

Сейчас в России действуют более 500 православных организаций, которые помогают алкоголезависимым и их родственникам, в том числе более 300 обществ, братств и групп трезвости. Помимо помощи зависимым людям, церковные организации занимаются профилактикой алкоголизма и популяризацией идей трезвого образа жизни.

В 2011 году при Синодальном отделе по благотворительности был создан Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. Центр реализует Концепцию Русской Православной Церкви по профилактике алкоголизма, координирует деятельность церковных организаций в сфере утверждения трезвости, разрабатывает, апробирует и внедряет методики профилактики алкоголизма и реабилитации алкоголезависимых.

По инициативе Русской Православной Церкви в России была восстановлена традиция празднования Дня трезвости 11 сентября. Впервые его отметили в 1911 году в Санкт-Петербурге, а ежегодно его начали отмечать с 1914 года. Выбранная дата — 11 сентября — не случайна: в этот день православные христиане вспоминают Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Пророк был обезглавлен царем Иродом во время пьяного пира. В этот день соблюдается строгий пост. В России в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков. Инициатива празднования Дня трезвости была поддержана Минздравом России. В большинстве регионов России в этот день проходят тематические конференции и семинары, спортивные творческие мероприятия, связанные с профилактикой алкоголизма и других видов зависимости, в ряде регионов устанавливается запрет на продажу алкогольных напитков.

pravoslavie.ru

Учебные и методические пособия для воскресных школ

Готовясь к выступлению на епархиальном семинаре педагогов воскресных школ, нигде не смогла найти анализа существующих учебно-методических пособий. Исследовав и проанализировав различные ресурсы, в итоге получила обзор, которым хочется поделиться с теми, кто интересуется вопросами православной педагогики.

Надо отметить, что «линейка» учебников, по которым можно было бы последовательно, не «изобретая велосипеда» работать педагогу на православном приходе с детьми от младенчества до юности пока не создана. В настоящее время разрабатывается Единый учебно-методический комплект (далее — УМК) для воскресных школ, но, к сожалению, этот процесс затягивается на неопределенное время.

На сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации размещено объявление о сборе средств на разработку учебно-методического комплекта к курсу «Закон Божий» для воскресных школ в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах Русской Православной Церкви». Сделать эту разработку планируется исключительно за счет пожертвований благотворителей. Всего необходимо около 4 миллионов, из которых на сегодняшний день собрано около 600 тысяч.

Как долго будут собираться эти деньги, как скоро этот комплект увидит свет и, самое главное, когда по нему смогут работать в отдаленной российской глубинке — вопрос насущный. А еще немаловажен вопрос ценовой доступности: смогут ли малые приходы приобрести этот комплект.

Хорошим вариантом, удобным и доступным для всех педагогов, было бы размещение на сайте Отдела религиозного образования в свободном доступе электронных версий учебников с приложением иллюстраций. Однако пока речи об этом нет. Поэтому вниманию читателей предлагаем обзор существующих пособий, которые можно использовать в воскресной школе уже сегодня. Перечень не претендует на полноту, например, в нем нет учебников по закону Божию, катехизису, церковно-славянскому языку, толкований Священного Писания, и т.д.

Первая ласточка в процессе создания Единого УМК для приходских школ:

(Рис. 1) Основы христианской нравственности. Авторы: священник Андрей Мекрюков, Е.О.Момот. Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2014. Учебное пособие для воскресных школ в 3-х частях (1 часть в двух книгах) и методическое пособие для учителя. Начальная ступень.

Пособие направлено на формирование нравственного поведения и усвоение моральных норм христианина. В первой части пособия главное внимание уделяется разъяснению причины существования в мире добра и зла и необходимости для человека выбора добра для достижения подлинного счастья, возможного только в свободном союзе с Богом.

Во второй части разъясняется понятие христианской добродетели как нравственных поступков, согласных с Божественным нравственным законом, и раскрывается содержание главных христианских добродетелей.

В третьей части рассказывается о добродетельной жизни, согласной с Божественным нравственным законом. Понятие добродетельной жизни раскрывается в отношениях христианина с Богом, с ближними и в самосовершенствовании.

История христианской Церкви: Учебное пособие для воскресных школ. Начальная ступень. Автор: священник Роман Сколота. Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2015.

Пособие призвано дать учащимся понимание того, что Церковь имеет древнее происхождение и богатую историю; опираясь на жизнеописания деятелей Церкви и святых, показать пример любви к Богу, людям и Родине, стойкости в вере; помочь учащимся в приобретении навыков церковной жизни.

Учебники хорошо иллюстрированы, интересная подача материала, в нашей воскресной школе мы используем это пособие на вторых уроках, после первого урока законоучительного (Ветхий или Новый Завет, Катехизис). Пособия доступны во многих интернет-магазинах, в том числе в Издательстве Московской Патриархии. Средняя цена на книгу 300 руб.

(Рис. 2) Следующим хочется отметить Учебно-методический комплект по Закону Божию для Воскресных школ. Автор комплекта — протоиерей Борис Пивоваров, доктор богословия.

Издательство гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского, Новосибирская митрополия. 2016.

Прекрасное, хорошо иллюстрированное, качественно сделанное новое издание. Книги приятно брать в руки, листать, рассматривать, работать с ними. Прекрасно подобран материал для каждого урока — знакомство с темой превращается в увлекательное путешествие в мир Веры и Церкви. Это самое полное пособие для воскресных школ, которое мне довелось видеть.

В состав комплекта входят следующие учебные и учебно-методические пособия:

1. Учебное пособие «Введение в Закон Божий» для учащихся воскресных школ дошкольного возраста (5-6 лет);

2. Учебное пособие «Закон Божий» для учащихся воскресных школ младшего школьного возраста (7-11 лет);

3. Учебное пособие «Закон Божий» для учащихся воскресных школ среднего и старшего школьного возраста (12-15 лет);

4. Учебно-методическое пособие «Закон Божий» для учителей воскресных школ (Книга для учителя).

Цитирую сопроводительное пояснение к пособию:

«Все разделы курса Закона Божия находятся в единой связи с учением о Богослужении и святоотеческим наследием Церкви Христовой. Главный принцип преподавания — христоцентричность. Это основное требование Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

Главная задача обучения — привить вкус и любовь к занятиям по Закону Божию, представить то самое важное, что может побудить обучающихся и после воскресной школы заниматься изучением Богослужения, Священного Писания, церковной истории и святоотеческий творений. А самое главное — приучить воспитанников воскресной школы регулярно посещать церковное Богослужение и полюбить его.

Основной учебный материал содержится в разделах Богослужение, Введение в Литургику, Священная история Ветхого Завета и Священная история Нового Завета. Остальные разделы — по церковной истории, житиям святых, а также сведения об иконах, храмах и монастырях — приводятся кратко.

Для старших школьников важное значение имеет раздел «Душеполезные уроки Аввы Дорофея». Его книга душеполезных наставлений — лучший учебник по основам христианской нравственности.

Учебный материал в книге для младшего школьного возраста расположен по ступеням. В книге — 30 ступеней, каждая из которых содержит материал по 6 разделам курса по Закону Божию:

1. О Богослужении.

2. Священная Библейская история. Ветхий Завет.

3. Священная Библейская история. Новый Завет.

4. Церковная история.

6. Иконы, храмы, монастыри.

Учебный материал в книге для старшего и среднего также делится на 30 ступеней, каждая из которых содержит материал по 6 разделам курса Закона Божия:

1. Введение в Литургику.

4. Страницы церковной истории.

5. Душеполезные уроки аввы Дорофея.

6. Краткий катехизис.

Учебные пособия предполагают принцип обучения детей не по учебным годам и по классам, а по ступеням. Каждая ступень имеет несколько разделов, то есть уроков-занятий. Такое расположение учебного материала даёт возможность последовательного и систематического изучения всех разделов курса Закона Божия, т.к. церковное понимание Священной истории Ветхого Завета невозможно без освоения Евангелия и Священной истории Нового Завета. В духовных школах Русской Православной Церкви (духовных училищах и семинариях) изучение Священного Писания Ветхого Завета и Священного Писания Нового Завета идёт одновременно.

Четырёхлетний курс обучения наиболее удобно проходить, если материал одной ступени детьми будет осваиваться за один месяц, то есть за четыре занятия».

Сугубо личное мнение: это пособие на сегодняшний день является наиболее полным, качественным и интересным. Однако, вызывает большие сомнения эффективность предложенного метода работы по ступеням, когда «смешивается» изучение Ветхого, Нового Заветов, церковной истории, богослужений и житий святых. Есть опасность возникновения «каши» в голове детей, когда у них все события, даты и персоналии будут перепутаны. Впрочем, данный комплект позволяет преподавать материал в привычном формате — не по ступеням, а по разделам.

(Рис. 3) Еще один очень удачный методический комплект «Вертоград». Автор: Л. А. Захарова, директор Пущинской воскресной школы «Вертоград», которой и обязано издание своим названием. На базе этой воскресной школы, автор в течение 10 лет разрабатывала, дополняла и уточняла и проверяла на практике принципы и содержательную часть своего учебно-методического труда. В итоге разработка была удостоена награды победителя регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя — 2011» в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».

Учебно-методический комплект «Вертоград» успешно апробирован более чем в 50-ти воскресных школах. По оценке преподавателей комплект признан педагогически эффективным, удобным в использовании, содержащим в минимальном объеме необходимую информацию, а по отзывам воспитанников — интересным и увлекательным.

Комплект включает рабочие тетради, сборники тестов и книги для учителя — всего 30 книг в мягкой обложке по следующим предметам:

1. Храмоведение (Начальные понятия о Боге, о молитве, о храме)

2. Православный иконостас (Двунадесятые праздники. Лики святых. Подробный разбор устройства иконостаса с использованием бумажной модели).

5. История Церкви

6. Православное богослужение (Всенощное бдение, Литургия)

7. Православный катехизис

8. Церковнославянский язык

Комплект разработан на основе классического учебника протоиерея Серафима Слободского, дополнен современными богословскими и естественнонаучными знаниями, обогащен сведениями по православной культуре. Учебный материал распределен с учетом возрастных особенностей учащихся. Конспекты учителя содержат: краткое описание курса, конспекты уроков в соответствии с календарно-тематическим планом и список литературы. Рабочие тетради включают: краткое содержание темы урока и практическое задание — запись ключевых слов, тезисов, раскраски рисунков, аппликацию, моделирование из бумаги.

Комплект предназначен для воскресных школ, православных гимназий, общеобразовательных школ. Заказ можно сделать на сайте храма Михаила Архангела г.Пущино: http://armih.ru/vert/uchebniki/zakaz. Стоимость одного комплекта примерно 3200 руб.

(Рис. 4) Основы православной культуры. Авторы: Протоиерей Виктор Дорофеев, О.Л. Янушкявичене. Издательство «ПРО-ПРЕСС», г.Москва.

Интернет говорит о том, что созданы учебники для 11 лет обучения в школе, но реально есть в наличии комплекты только для 1-4 классов, включающие в себя учебник, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя.

1-ый класс — Бог Творец. Дни творения. Грехопадение. Обетование Спасителя, Краткая история Нового Завета.

2-ой класс — Церковный календарь. Праздники. Жития чтимых святых.

3-ий класс — Ветхий Завет. Внешнее и внутреннее устройство храма. Богослужение. Церковно-славянская азбука.

4 класс — Новый Завет.

Учебные пособия сделаны добротно, красочно. Высоко оцениваются педагогами и учащимися. Приобрести пособия можно в различных интернет-магазина. Огорчает сравнительно высокая цена при мягком переплете и небольшом количестве страниц.

(Рис. 5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Автор:Шевченко Людмила Леонидовна. Методический комплект. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004-2011

«Добрый мир» — это методический комплект для развития духовно-нравственной культуры в дошкольных учреждениях. Комплект содержит: методическое пособие для педагога, наглядные материалы и CD-диск с музыкальными материалами. Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

В этом году хотим приобрести этот комплект для работы с малышами. По отзывам в интернете и найденным материалам можно судить о том, что это интересное и полезное пособие для детей дошкольного возраста.

(Рис.6) Учебно-методические пособия «Православная культура» для 1-11 классов общеобразовательных школ с методическими пособиями. Автор Шевченко Людмила Леонидовна.

Темы, рассматриваемые в средней и старшей школе:

4 класс. Тема 1. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Святые. Тема 2. Отечество земное и Небесное. Человек преображенный. Герои.

5 класс. Книга 1 — «Введение. Основы православной культуры»; книга 2 — «История христианской Церкви в житиях ее святых».

6 класс. Святая Русь (10-17 века).

7 класс. Святая Русь (18-20 века).

8 класс. Книга 1. Христианская семья. Книги 2-3. Путь святых праздников.

9 класс. Творчество. Православные мастера и их творения.

10 класс. Духовное краеведение.

11 класс. Цель жизни. Азбука духовная. Наследие. Диалог культур и поколений.

Комплект издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это качественный, интересный комплект, выделяется тем, что содержит учебники для старших классов, которые с успехом можно использовать на уроках для подростков в воскресной школе.

(Рис. 7) Большая проблема с пособиями для занятий в воскресной школе для старшеклассников.

Здесь можно предложить пособие: Основы нравственности. Авторы: Р. В. Янушкявичюс, О. Л. Янушкявичене.

В Методических указаниях к пособию его предлагается использовать как основу для курса «Православная этика» для старшеклассников с двумя вариантами поурочного планирования — трехгодичный (9-11 класс) и двухгодичный (10-11 класс).

В пособии проблемы этики, культуры, подростковой психологии сконцентрированы вокруг центрального вопроса — смысла жизни, ее цели и основных ценностей. Тем самым активно включается и формируется мировоззрение подростка, его правильное отношение к себе, семье, коллективу. Родине и миру в целом. Достоинством учебника является органическое сочетание текстов Священного Писания, отрывков из художественных, философских работ и обоснованность суждений.

В нашей воскресной школе пособие получило очень высокую оценку педагогов, работающих с подростками. Приобрети можно в интернет-магазинах. В сети доступна электронная версия.

(Рис. 8) Отдельно есть смысл отметить пособие Открытый урок. Автор: Л.В.Сурова. Книга для педагогов и родителей. М., Новый ключ, 2014.

Бакалавр богословия, член Союза писателей России, педагог Людмила Васильевна Сурова предлагает интересный подход к занятиям, заключающийся в проведении т.н. «длинных уроков» — т.е. все время, выделенное на занятие, используется для изучение одной темы — весь материал строится вокруг нее.

Для изучения темы активно используются шедевры древнерусского искусства — зодчества, иконописи, живописи, литературы, лучшие произведения мировой художественной культуры. Для работы выбираются высокохудожественные образцы, которые являются актуальными для внутреннего мира ребенка, деятельностного участия в жизни.

Грамотное, пластичное сопряжение всех учебных действий, основных, дополнительных и дополняющих является ключом методики данного урока. Будучи правильно выстроенным такой урок дает ребенку возможность не прерывать своего личного переживания, а, наоборот углубить его, сделать частью своего осмысленного опыта.

Опыт работы по программе «Лето Господне» изложен в книге Людмилы Васильевны для педагогов и родителей «Открытый урок». Также можно порекомендовать ее книгу «Мироведение», где описываются различные приемы, методики и программы преподавания в воскресных школах.

В нашей воскресной школе эту методику не используем, но отдельные уроки и обсуждения, изложенные в книгах, а также осмысление самого авторского подхода к изложению материала -окажутся полезными вдумчивому и ищущему педагогу.

Дополнительно хотелось бы обратить внимание педагогов на книги, раскрывающие опыт организации детских объединений на приходе, формирования традиций, организации праздников, совместных дел без которых невозможно по-настоящему сдружить детей, сделать их со- участниками важного процесса созидания приходской общины.

(Рис. 9) Малыши на приходе: Опыт создания детского объединения. Автор-составитель: Евгений Мороз. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В издании представлены принципы составления комплексных программ работы с детьми младшего школьного возраста (6-10 лет) и конкретные рекомендации, которые помогут организовать систему занятий с детьми в церковной общине. Пособие полезно широкому кругу читателей: родителей, священников, студентов, православных педагогов.

Книга обобщает опыт нескольких поколений православных педагогов, которые посвятили свою работу созданию детских, подростковых и молодёжных объединений. Предлагаемые ими программы, принципы составления методик работы с подростками и конкретные рекомендации помогут организовать полезные и интересные занятия для детей в семье и в церковной общине.

Ксения Балакина,

воскресная школа храма Святаго Духа,

с. Майма, Республика Алтай

ruskline.ru

Воскресные школы (для детей)

Воскресная школа — занятия для детей, где детям в доступной, чаще всего игровой форме, рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий — так как обычно они проводятся по воскресеньям.

Церковно-приходская (воскресная) школа: исторический экскурс

В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих жителей нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х — начале 90-х годов ХХ столетия такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью появилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности, воскресных школ.Первые воскресные школы в нашей стране (по крайней мере, в таком звучании) появились в середине XIX века по инициативе представителей демократически настроенной интеллигенции, и появление их связано было прежде всего с именами Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского. Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как немалая часть населения России не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. Основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования.Первая воскресная школа была открыта в 1859 году в Киеве известным российским врачом и педагогом Н.И. Пироговым. Под его руководством студенты Киевского университета стали проводить по воскресным дням занятия с населением. Н.И. Пирогов отмечал тогда «разительное различие между этой воскресной школой и обычными казенными школами и в их приемах, и в их способах учения, и в обхождении учителя с учениками» и делал вывод, что «воскресные школы — предмет необходимости».Воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казенных школ XIX века. Такая форма обучения стала привлекать все большее число учащихся, и к началу 60-х годов того столетия воскресные школы были организованы не только в столичных и губернских городах, но и в уездных, а также в селах. Число их выросло до трех сотен.

В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в Киеве, большая роль в открытии этих школ принадлежала студенчеству. В сентябре того же года Министерство народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Петербурге, издало распоряжение о предоставлении им помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам. Надо отметить, что учредители и преподаватели этих школ в большинстве своем принадлежали к учебному ведомству министерства.

Важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в России ярчайшим деятелем педагогической науки К.Д. Ушинским.

Известно, что занятия как в светских, так и в духовных заведениях того времени носили в большей мере образовательный характер, нежели воспитательный. Это подталкивало ученых-педагогов к поискам новых путей в распространении веры и грамотности, в том числе и в воскресных школах. Статья К.Д. Ушинского «Воскресные школы», напечатанная в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 году, обобщила и систематизировала имевшиеся знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века, при этом автор акцентировал внимание на воспитательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. Так, рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинский выделил основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы.

К.Д. Ушинский формулирует и важнейшие задачи, которые ставит перед собой сама воскресная школа, а именно: «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба».

Очевидно, что без четко продуманной программы реализация таких задач была бы невозможна. В связи с этим К.Д. Ушинский предлагает «во-первых, преподавателю с большой осторожностью относиться к выбору предметов, подходя к нему с особым вниманием; во-вторых, предметы бесед с учащимися выбирать заранее и распределять на весь учебный год, при этом согласовав их с распорядителями школ».

Что касается самих предметов и бесед, то К.Д. Ушинским рекомендовано в его статье «Воскресные школы» восемь тем:

  1. Главнейшие события ветхозаветной истории, главные и второстепенные события истории евангельской и истории Церкви, главнейшие священнодействия и обряды богослужения, главнейшие нравственные обязанности всякого человека.
  2. Крупнейшие события из русской истории и те из всеобщей, которые находятся в связи с русской или историей христианской Церкви.
  3. Главные физические явления: ночь, день, четыре времени года, дождь, снег, гром и так далее.
  4. Различие главнейших пород животных.
  5. Умственное счисление, знакомство с главнейшими геометрическими формами и свойствами этих форм, наглядное решение геометрических теорем.
  6. Рисовка преимущественно с натуры.
  7. Знакомство с различными ремесленными производствами.
  8. Ознакомление с главнейшими техническими изобретениями с помощью моделей и картин.

Нравственное значение воскресных школ было бы несправедливо недооценивать. Во-первых, они позволяли ученикам «проводить время не в кабаке или трактире, а под присмотром воспитанных и образованных людей, которые обращались с ними вежливо и ласково».

Во-вторых, эти учебные заведения давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными.

Именно воскресная школа давала понять, например, рабочему человеку преимущество образования. «Ведь только просвещенный религией и образованием человек, — писал К.Д. Ушинский, — составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство».

Церковно-приходская (воскресная) школа: новые возможности

В конце XX века на приходах Русской Православной Церкви стали возникать группы, где молодым людям рассказывали об основах православного вероучения. Таким образом возникла определенная форма работы с детьми и молодежью, направленная на их духовно-нравственное воспитание. Более чем за два десятилетия подобные группы образовались практически при каждом приходе, при этом за ними закрепилось традиционное название, бытовавшее до 1917 года, — церковно-приходская школа. А поскольку занятия в них проходили чаще всего по воскресеньям после службы, то за ними же закрепилось и второе название — воскресные школы. Постепенно стало понятно, что определяющим в названии «воскресная» является не календарный день, а глубинный духовный смысл — воскресение души человека при обретении им веры, радость обретения в своей жизни чуда встречи с воскресшим Спасителем.

Сегодня церковно-приходская (воскресная) школа является наиболее распространенной школой христианского воспитания. На данный момент на территории России таких школ более десяти тысяч. Отчеты о деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации показывают, что число таких школ с каждым годом только возрастает.

Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:

  • катехизическое; главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;
  • культурно-просветительское, в рамках которого интегрируется просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;
  • социальное, которое призвано способствовать взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);
  • военно-спортивное — способствует морально-волевому и физическому развитию;
  • досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемое участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам Православия);
  • паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам Православия.
  • Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 года был принят пакет документов, регламентирующих деятельность воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации. Это постановление является знаменательным, поскольку такой значительный шаг, направленный на создание системы воскресных школ, сделан впервые за всю историю их существования.

    Утвержденные Священным Синодом документы призваны способствовать повышению качества учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах. Главным новаторством документов является выстроенная типологизация воскресных школ:

  • Воскресная учебно-воспитательная группа;
  • Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица;
  • Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом (православные образовательные центры, действующие при крупных приходах, отличающиеся многообразием педагогической деятельности).

Приведенные типы воскресных школ имеют свои отличия и в той или иной мере подчинены требованиям к материально-техническому обеспечению, к учебно-воспитательной деятельности — ее результатам, организации, структуре и содержанию программы, ее информационному оснащению и так далее.

Отдельного внимания заслуживает третий тип — Центр духовно-нравственного воспитания. Это воскресная школа, которая проходит государственное лицензирование и получает статус учреждения дополнительного образования. В ряде епархий и митрополий уже есть воскресные школы, которые прошли процесс государственного лицензирования и получили соответствующий статус (например, в Тамбовской митрополии). Государственное лицензирование позволяет воскресным школам преодолеть их изоляцию и обособленность в российском образовательном пространстве, дает школам ряд преференций: государственное финансирование и признание трудового стажа педагогов.

Одним из ярких примеров реорганизации воскресной школы в православный центр является школа, созданная в октябре 1991 года при московском храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно по благословению настоятеля храма протоиерея Георгия Бреева. В январе 1996 года на базе действующей воскресной школы был учрежден и юридически оформлен Православный центр «Живоносный Источник» в Царицыно, в состав которого школа вошла как главное структурное звено. Важным шагом в создании школы стала разработка ее концепции. Главная цель деятельности педагогов была сформулирована как «формирование произволения ко спасению у детей и взрослых, духовное обновление и развитие личности учащихся, приводящее к способности созидать свою семью как «домашнюю церковь», оказание помощи родителям в христианском воспитании детей».

Концепция деятельности воскресной школы «Живоносный Источник» существенно трансформировала ее облик: из традиционной детской школы она была постепенно преобразована в школу семейную. Родственники по крови только тогда становятся настоящей семьей, когда становятся близки друг другу духовно, а это требует постоянных духовных и творческих усилий, направленных на поддержание единства и целостности семьи как «домашней церкви».

Усилия педагогов воскресной школы направлены на то, чтобы у детей появилось ясное понимание заповеди о почитании своих родителей и необходимости послушания им, а у родителей, в свою очередь, — осознание необходимости создания христианского брака и своей ответственности за духовное воспитание детей. Именно в этих движениях душ детей и родителей, направленных с помощью благодати Божией навстречу друг другу, и должно происходить духовно-нравственное укрепление семьи. Активное содействие этому созидательному процессу стало главной целью деятельности педагогов воскресной школы «Живоносный Источник».

Внимания заслуживает и опыт воскресной школы храма Рождества Христова в Чернево (район Южное Бутово города Москвы). В 2012 году школе исполнилось 15 лет. Организована она было трудами настоятеля храма протоиерея Игоря Федорова и его ныне почившей супруги отца Игоря матушки Ирины.

«Школа не всегда располагалась в одном и том же помещении, — рассказывает директор школы Галина Алексеевна Горай. — Первоначально для занятий договаривались с директорами общеобразовательных школ о предоставлении нам помещений для занятий. В одной из них нам выделили комнату для рекреации, зал и два класса. Но число детей быстро увеличивалось, и в этом помещении нам стало тесно. Мы перешли в следующую школу, №1863, где в наше распоряжение предоставили девять классов, две рекреационные комнаты и зал. Отношения с директорами складывались прекрасные, а дети этих общеобразовательных школ с радостью посещали наши занятия. Со временем усердием отца Игоря на территории храма Рождества Христова для воскресной школы было выстроено свое здание, в него мы и переехали. Но численность учащихся все увеличивалась. Приходится учиться в две смены: в воскресенье и в субботу. Но несмотря на некоторые трудности, никто не уходит! Говорят: «В тесноте, да не в обиде». Сейчас планируется постройка нового здания для воскресной школы. В нем необходимо расположить не менее десяти классов, музыкальный и физкультурный залы, методический кабинет, библиотеку, мастерские. Все должно способствовать еще большему развитию учебного процесса».

Как рассказала Г.А. Горай, в школе дети с шестилетнего возраста занимаются в подготовительной группе; далее они проходят обучение с первого по восьмой класс. Преподаются такие предметы, как Закон Божий, основы святости, церковнославянский язык, литургика, краеведение, изобразительное искусство, хореография, фольклор. Дополнительно дети могут посещать театральную и хоровую студии, заниматься английским языком, лепкой, росписью по дереву и ткани (мастерская «Батик»), осваивать военно-патриотическое дело (проводятся занятия по боевому самбо), обучаться игре на классической гитаре. Окончив восемь классов, ребята сдают экзамены и получают аттестаты.

«Для успешного обучения ребенка, — продолжает директор воскресной школы, — прежде всего, я думаю, нужна добросовестная и согласованная работа священнослужителей, педагогов, детей и родителей, личная заинтересованность каждого в своем деле и личная ответственность за него. Педагоги школы благословляются священниками, священнослужители, помимо своей основной пастырской деятельности, являются также и педагогами (преподают некоторые предметы), родители не только помогают педагогам в обучении детей, но и сами с удовольствием обучаются в классах для взрослых».

Она сообщила, что от преподавателей требуется тщательная подготовка к каждому занятию; обязательным является составление плана и конспекта урока, подбор игр, музыкального сопровождения, иллюстративного материала, видеофильмов, оформление стенда и листовок для родителей. На специальном стенде для родителей отражаются тема занятия, его краткое содержание и вопросник, ознакомившись с которыми, можно по дороге домой обсудить с ребенком изложенный материал, что помогает его лучше усвоить. В разделе «Читаем вместе» приводится также список рекомендуемой литературы. Наряду со стендом, аналогичная информация содержится и в листовках, раздаваемых родителям.

Как рассказала директор школы, в учебном заведении принят свой «Кодекс педагогической этики». Среди его «заповедей»: «не готовься к урокам всуе»; «не убивай учебное время попусту, так как уроки быстро заканчиваются»; «не завидуй знаниям и мастерству священников и других преподавателей: учись у них и накапливай свой личный опыт»; «почитай отца и мать каждого ученика».

Родители всегда могут ближе ознакомиться с содержанием уроков воскресной школы — все занятия являются открытыми. Родственники учеников имеют возможность присутствовать на этих занятиях, а могут пойти и на свои собственные уроки: после общего молебна перед началом обучения для взрослых проводятся занятия по Закону Божию, христианской этике (эти предметы преподают священники храма Рождества Христова), иконоведению.

Священники, дети, родители, преподаватели и директор вместе посещают святые места, организуют различные праздники, проводят время на природе. В конце каждого месяца в школе поздравляют детей с именинами: выпекают для них праздничный пирог и дарят им подарки.

«Только создавая благоприятную обстановку внутри школы, можно достигнуть цели — воспитать нравственного, разумного трудолюбивого, православного человека в современных непростых условиях, научить ребят отличать плохое от хорошего, правильно относиться друг к другу, почитать старших, помогать младшим. И если дети начинают это понимать, для нас это — высшая награда!» — считает Г.А. Горай.

К вопросу о лицензировании воскресных школ

Что касается лицензирования воскресной школы, то помочь директорам воскресных школ может пособие «Лицензирование образовательной деятельности воскресных школ. Часть I. Нормативно-правовое обеспечение, инструктивно-методические рекомендации, образцы документов» (авторы-составители: протоиерей Игорь Груданов, Шиняева Н. А., Попова А. А./ Тамбовская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), 2010 г.).

Пособие содержит перечень основных нормативных документов, регламентирующих лицензирование и финансирование образовательной деятельности Центров духовно-нравственного воспитания (документы федерального и регионального уровня), порядок получения лицензии, инструктивно-методические рекомендации настоятелю храма для получения лицензии на образовательную деятельность воскресной школы, образцы необходимых заявлений, справок, договоров, образец составления учебного плана, который отражает направления, цели, задачи и принципы деятельности воскресной школы.

Одним из первых условий создания Центра духовно-нравственного воспитания является не только наличие собственного помещения, но и наличие устава (типовой образец его также был утвержден 25 декабря 2012 года). Следующим шагом для учредителей и директора должно стать материально-техническое обеспечение помещений: подготовка классов, закупка необходимого оборудования, устройство гардеробной комнаты, учительского кабинета, санузла, собственной библиотеки и так далее.

При соблюдении перечисленных условий директор собирает необходимый пакет документов для передачи в местные органы управления образования. Если необходима консультация или юридическая помощь, можно обратиться в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, специалисты которого помогут с подготовкой необходимой документации, подробно объяснят этапы прохождения лицензирования.

После предоставления всех необходимых и грамотно составленных документов областное управление образования и науки выдает лицензию, дающую право на ведение образовательной деятельности, что помогает сотрудничать со светскими образовательными учреждениями, развивать систему духовно-нравственного воспитания и образования, организовывать систему культурной и досуговой деятельности учащихся.

После принятия Священным Синодом документов, регламентирующих деятельность воскресных школ: Положения, Типового устава и Стандарта учебно-воспитательной деятельности, задачи, связанные с их организацией, значительно упростились.

Есть ориентиры, выбор, примеры удачного опыта и программы, есть желание детей и родителей, возможность найти заинтересованных педагогов — профессионалов своего дела, есть благословение Священноначалия, выражающее волю Божию о развитии православного образования, и каждый приход может и должен найти свое место в этой общецерковной системе.

Действующее национальное законодательство, так же, как и нормативные акты Русской Православной Церкви, в настоящее время не содержит такого понятия, как «церковно-приходская школа». Образовательные организации должны содержать в своем названии указание на тип образовательных программ, которые ими реализуются (общеобразовательные организации, организации дополнительного образования и т.д.). Общеобразовательные организации, помимо указания на тип реализуемых программ, могут иметь любые наименования и названия, например, «гимназия «Эллада»», «Радонеж», «церковно-приходская школа».

Но в указанном случае церковно-приходская школа будет всего лишь названием, а не отдельным типом образовательной организации и даже не специальным названием, поскольку не несет никакой юридической нагрузки. Согласно действующему законодательству, а также Положению о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви, утвержденному Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, значение имеет лишь наличие у православной школы конфессионального представления Русской Православной Церкви, а название и состав учредителей может быть любым.

Образовательную деятельность возможно осуществлять только на основании лицензии, поэтому деятельность воскресных школ не рассматривается как образовательная, а является «обучением религии» — термин, содержащийся в законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Те воскресные школы, которые в состоянии обеспечить соблюдение условий, необходимых для получения образовательной лицензии, регистрируются как организации дополнительного образования. Рекомендованное для них название — центр духовно-нравственного развития.

Деятельность православных общеобразовательных школ, центров духовно-нравственного развития и воскресных школ (то есть всех видов организаций, осуществляющих сегодня религиозное обучение и воспитание несовершеннолетних) достаточно полно и подробно регламентирована уже действующими актами Русской Православной Церкви: Положением о выдаче конфессионального представления, Стандартом православного компонента начального общего, среднего общего,общего (полного) образования и приложениями к нему, Положением о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.

pravobraz.ru