Мисс и закон

Краткое содержание законов 44-ФЗ и 223-ФЗ о госзакупках

Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  • Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  • Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
  • Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  • В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  • Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  • Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.
  • Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

    Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

    Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

    По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

    • государственный орган или орган муниципальной власти;
    • орган управления государственным внебюджетным фондом;
    • бюджетное или казенное учреждение;
    • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
    • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).
    • При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

      1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
      2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
      3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
      4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
      5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
      6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.
      7. Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

        Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

        1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6–12):
        • открытость и прозрачность в сфере информации;
        • обеспечение конкуренции;
        • профессионализм заказчиков;
        • единство контрактной системы;
        • другие.
        • Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

        • Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
        • Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
          • общие основы проведения закупок;
          • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
          • закрытые способы определения поставщика;
          • порядок закупок у единственного поставщика;
          • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.
          • Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

          • Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
          • В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
            • установление перечня контролирующих органов;
            • определение форм проведения контроля;
            • порядок осуществления контроля;
            • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
            • Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
            • В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
            • Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
              • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
              • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
              • положения о вступлении закона в силу.
              • Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

                223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

                Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

              • государственные корпорации, естественные монополии, публично-правовые компании, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50-процентным участием публичных органов власти;
              • организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере ресурсоснабжения (водоснабжения, электроснабжения и т. п.);
              • дочерние хозобщества с госучастием в капитале более 50%;
              • дочерние хозобщества, более 50% уставного капитала которых принадлежит дочерним хозобществам с госучастием в капитале более 50%.
              • Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

              • Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
              • Закупки производятся:
                • за счет грантов;
                • за счет субсидий из бюджетов;
                • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
                • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
                • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
              • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
              • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

                В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

                Нормы закона 223-ФЗ определяют:

              • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
              • правовые основы закупки;
              • принципы и основные моменты при проведении закупки;
              • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
              • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
              • ответственность за нарушение законодательства о закупках.
              • Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

                Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

                Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.

                nsovetnik.ru

                ElektroMaster.org Ремонт и обслуживание бытовых электроприборов своими руками
                Советы, руководства.

                Основные законы электротехники

                ЗАКОН ОМА (по имени немецкого физика Г. Ома (1787-1854)) – единица электрического сопротивления. Обозначение Ом. Ом – сопротивление проводника, между концами которого при силе тока 1 А возникает напряжение 1 В.

                Закон Ома гласит: Сила тока в однородном участке цепи прямо пропорциональна напряжению, приложенному к участку, и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению этого участка.

                И записывается формулой: R=U/ I. (Где: I — сила тока (А), U — напряжение (В), R — сопротивление (Ом).)

                Следует иметь в виду, что закон Ома является фундаментальным (основным) и может быть применён к любой физической системе, в которой действуют потоки частиц или полей, преодолевающие сопротивление. Его можно применять для расчёта гидравлических, пневматических, магнитных, электрических, световых, тепловых потоков и т. д., также, как и Законы Кирхгофа, однако, такое приложение этого закона используется крайне редко в рамках узко специализированных расчётов.

                Взаимосвязь между падением напряжения на проводнике, его сопротивлением и силой тока легко запоминается в виде треугольника, в вершинах которого расположены символы U, I, R.

                Самый главный закон электротехники – закон Ома

                Закон Джоуля — Ленца

                В словесной формулировке звучит следующим образом – Мощность тепла, выделяемого в единице объёма среды при протекании электрического тока, пропорциональна произведению плотности электрического тока на величину электрического поля

                Математически может быть выражен в следующей форме:
                где w — мощность выделения тепла в единице объёма, — плотность электрического тока, — напряжённость электрического поля, σ — проводимость среды.

                Закон также может быть сформулирован в интегральной форме для случая протекания токов в тонких проводах:

                Количество теплоты, выделяемое в единицу времени в рассматриваемом участке цепи, пропорционально произведению квадрата силы тока на этом участке и сопротивлению участка

                В математической форме этот закон имеет вид:
                где dQ — количество теплоты, выделяемое за промежуток времени dt, I — сила тока, R — сопротивление, Q — полное количество теплоты, выделенное за промежуток времени от t1 до t2.

                В случае постоянных силы тока и сопротивления:

                Законы Кирхгофа

                Законы Кирхгофа (или правила Кирхгофа) — соотношения, которые выполняются между токами и напряжениями на участках любой электрической цепи. Правила Кирхгофа позволяют рассчитывать любые электрические цепи постоянного и квазистационарного тока. Имеют особое значение в электротехнике из-за своей универсальности, так как пригодны для решения любых электротехнических задач. Применение правил Кирхгофа к цепи позволяет получить систему линейных уравнений относительно токов, и соответственно, найти значение токов на всех ветвях цепи.

                Для формулировки законов Кирхгофа, в электрической цепи выделяются узлы — точки соединения трёх и более проводников и контуры — замкнутые пути из проводников. При этом каждый проводник может входить в несколько контуров.
                В этом случае законы формулируются следующим образом.

                Первый закон (ЗТК, Закон токов Кирхгофа) гласит, что алгебраическая сумма токов в любом узле любой цепи равна нулю (значения вытекающих токов берутся с обратным знаком):

                Иными словами, сколько тока втекает в узел, столько из него и вытекает. Данный закон следует из закона сохранения заряда. Если цепь содержит p узлов, то она описывается p − 1 уравнениями токов. Этот закон может применяться и для других физических явлений (к примеру, водяные трубы), где есть закон сохранения величины и поток этой величины.

                Второй закон (ЗНК, Закон напряжений Кирхгофа) гласит, что алгебраическая сумма падений напряжений по любому замкнутому контуру цепи равна алгебраической сумме ЭДС, действующих вдоль этого же контура. Если в контуре нет ЭДС, то суммарное падение напряжений равно нулю:

                для постоянных напряжений:

                для переменных напряжений:

                Иными словами, при обходе цепи по контуру, потенциал, изменяясь, возвращается к исходному значению. Если цепь содержит ветвей, из которых содержат источники тока ветви в количестве , то она описывается уравнениями напряжений. Частным случаем второго правила для цепи, состоящей из одного контура, является закон Ома для этой цепи.
                Законы Кирхгофа справедливы для линейных и нелинейных цепей при любом характере изменения во времени токов и напряжений.

                На этом рисунке для каждого проводника обозначен протекающий по нему ток (буквой «I») и напряжение между соединяемыми им узлами (буквой «U»)

                Например, для приведённой на рисунке цепи, в соответствии с первым законом выполняются следующие соотношения:

                Обратите внимание, что для каждого узла должно быть выбрано положительное направление, например здесь, токи, втекающие в узел, считаются положительными, а вытекающие — отрицательными.
                В соответствии со вторым законом, справедливы соотношения:

                Если направление тока совпадает с направлением обхода контура (которое выбирается произвольно), перепад напряжения считается положительным, в противном случае — отрицательным.

                Законы Кирхгофа, записанные для узлов и контуров цепи, дают полную систему линейных уравнений, которая позволяет найти все токи и напряжения.

                Существует мнение, согласно которому «Законы Кирхгофа» следует именовать «Правилами Кирхгофа», ибо они не отражают фундаментальных сущностей природы (и не являются обобщением большого количества опытных данных), а могут быть выведены из других положений и предположений.

                ЗАКОН ПОЛНОГО ТОКА

                ЗАКОН ПОЛНОГО ТОКА один из основных законов электромагнитного поля. Устанавливает взаимосвязь между магнитной силой и величиной тока, проходящего через поверхность. Под полным током понимается алгебраическая сумма токов, пронизывающих поверхность, ограниченную замкнутым контуром.

                Намагничивающая сила вдоль контура равна полному току, проходящему сквозь поверхность, ограниченную этим контуром. В общем случае напряженность поля на различных участках магнитной линии может иметь разные значения, и тогда намагничивающая сила будет равна сумме намагничивающих сил каждой линии.

                Закон Джоуля — Ленца — физический закон, дающий количественную оценку теплового действия электрического тока. Открыт в 1840 году независимо Джеймсом Джоулем и Эмилием Ленцом.

                В словесной формулировке звучит следующим образом:

                Мощность тепла, выделяемого в единице объёма среды при протекании электрического тока, пропорциональна произведению плотности электрического тока на величину электрического поля

                Математически может быть выражен в следующей форме:

                где w — мощность выделения тепла в единице объёма, — плотность электрического тока, — напряжённость электрического поля, σ — проводимость среды.

                ЗАКОН ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ

                ЗАКОН ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ, закон Фарадея – закон, устанавливающий взаимосвязь между магнитными и электрическими явлениями. ЭДС электромагнитной индукции в контуре численно равна и противоположна по знаку скорости изменения магнитного потока сквозь поверхность, ограниченную этим контуром. Величина ЭДС поля зависит от скорости изменения магнитного потока.

                ЗАКОНЫ ФАРАДЕЯ (по имени английского физика М.Фарадея (1791-1867)) – основные законы электролиза.

                Устанавливают взаимосвязь между количеством электричества, проходящего через электропроводящий раствор (электролит), и количеством вещества, выделяющегося на электродах.

                При пропускании через электролит постоянного тока I в течение секунды q = It, m = kIt.

                Второй закон ФАРАДЕЯ: электрохимические эквиваленты элементов прямо пропорциональны их химическим эквивалентам.

                Правило буравчика

                Правило Буравчика (также, правило правой руки) — мнемоническое правило для определения направления вектора угловой скорости, характеризующей скорость вращения тела, а также вектора магнитной индукции B или для определения направления индукционного тока.

                Определяет направление индукционного тока в проводнике, движущемся в магнитном поле

                Правило правой руки

                Правило правой руки

                Правило буравчика: «Если направление поступательного движения буравчика (винта) совпадает с направлением тока в проводнике, то направление вращения ручки буравчика совпадает с направлением вектора магнитной индукции».

                Правило правой руки: «Если ладонь правой руки расположить так, чтобы в нее входили силовые линии магнитного поля, а отогнутый большой палец направить по движению проводника, то четыре вытянутых пальца укажут направление индукционного тока».

                Для соленоида оно формулируется так: «Если обхватить соленоид ладонью правой руки так, чтобы четыре пальца были направлены вдоль тока в витках, то отставленный большой палец покажет направление линий магнитного поля внутри соленоида».

                Правило левой руки

                Правило левой руки

                Если движется заряд, а магнит покоится, то для определения силы действует правило левой руки: «Если левую руку расположить так, чтобы линии индукции магнитного поля входили в ладонь перпендикулярно ей, а четыре пальца были направлены по току (по движению положительно заряженной частицы или против движения отрицательно заряженной), то отставленный на 90° большой палец покажет направление действующей силы Лоренца или Ампера.»

                Автор: Виктор

                Количество статей, опубликованных автором: 197.

                elektromaster.org

                Значение слова Закон по Ефремовой:
                Закон — 1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. // перен. Правосудие, судебные органы.
                2. Объективно существующая необходимая связь между явлениями, внутренняя существенная связь между причиной и следствием.
                3. устар. Система нравственных и обрядовых правил какого-л. религиозного учения; религия.
                4. устар. Брачный союз; церковное венчание.
                5. см. также законы.

                Значение слова Закон по Ожегову:
                Закон — Вероучение, свод правил какой-нибудь религии Закон Связи и взаимозависимость каких-нибудь явлений действительности; необходимое и устойчивое отношение между явлениями Закон Общеобязательное и непреложное правило Закон Постановление государственной власти

                Закон в Энциклопедическом словаре:
                Закон — в праве — нормативный акт, принятый высшим органом государственнойвласти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридическойсилой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям идр.). Основной источник права в современном обществе. необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношениемежду явлениями в природе и обществе. Понятие закон родственно понятиюсущности. Существуют три основные группы законов: специфические, иличастные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для большихгрупп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, законестественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познаниезакона составляет задачу науки.

                Значение слова Закон по Бизнес словарю:
                Закон — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.

                Значение слова Закон по Финансовому словарю:
                Закон — Закон допускает также создание филиалов и представительств с правамиобособленных подразделений ПРЕДПРИЯТИЯ. По законодательству РФ на добровольной основе могут создаваться объединения ПРЕДПРИЯТИЙ (союзы, ассоци ации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения).

                Значение слова Закон по словарю Ушакова:
                ЗАКОН, закона, м. 1. Постоянное и необходимое отношение, связь между явлениями, существующая в объективном мире независимо от человеческого сознания (филос.). Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса. Ленин. Закон природы. Законы мышления. Законы диалектики. || Общее положение какой-н. науки, являющееся результатом осмысления и обобщения отдельных наблюдений, исследований (науч.). Закон сохранения энергии. Закон всемирного тяготения. Законы рынка. Фонетический закон. 2. Установленное государственной властью общеобязательное правило, регулирующее какую-н. область общественно — правовых отношений (право). Кодекс законов о труде. Новый закон о подоходном налоге. Действовать согласно закону. Нельзя отговариваться незнанием законов. Нарушение законов преследуется по суду. || Предписание, веление, обладающее безусловной авторитетностью и имеющее значение нормы жизненного поведения (книжн.). Решение партии — закон для каждого коммуниста. Слово отца было для меня законом. для старика была закон ее младенческая воля. Пушкин. || Общепринятое правило общественного поведения, обычай социального быта (книжн.). Законы гостеприимства, вежливости. 3. преимущ. мн. Основные правила, вытекающие из свойств какого-н. дела и необходимые для его выполнения (книжн.). Соблюдать законы грамматики. Изучать законы контрапункта. Мастерское знание законов полемики. Маэстро объяснил любителям основные правила и законы шахматной игры. Законы стрельбы в цель. 4. только ед. Система нравственных и обрядовых правил,

                Значение слова Закон по словарю Даля:
                Закон
                м. (чем дело закончено) предел, постановленный свободе воли или действий; неминучее начало, основание; правило, постановление высшей власти. Закон Божий, откровение, составляющее сущность веры; закон христианский, христианская вера. Закон

                Определение слова «Закон» по БСЭ:
                Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. З. выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть З. Связь может быть необходимой и случайной. З. — это необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Это З. функционирования. Так, например, З. всемирного тяготения гласит: все тела притягиваются друг к другу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Наряду и в единстве с З. функционирования существуют З. развития, выражающие тенденцию, направленность или порядок следования событий во времени. Так, общество закономерно развивается от одной общественно-экономической формации к другой.
                «. Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 135). В системе объективного идеализма З. трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. С точки зрения субъективного идеализма З. привносится познающим субъектом в реальный мир: разум даёт законы природе. Например, согласно неопозитивизму, З. — это чисто логический феномен; З. не присуща объективная необходимость; он обладает лишь логической необходимостью. Диалектический материализм исходит из того, что З. носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей, а также их отражение в сознании. З. могут быть менее общими, действующими в ограниченной области и изучаемыми отдельными конкретными науками — физикой, химией, биологией (например, З. естественного отбора); более общими (например, З. сохранения энергии, циркуляции информации), изучаемыми рядом областей знания, и всеобщими, универсальными (законы диалектики, например переход количественных изменений в качественные и др.), которые исследуются философией.
                Одни З. выражают строгую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическими формулами (например, З. всемирного тяготения); другие З. не поддаются математическому выражению (например, З. естественного отбора). Различают также динамические и статистические З. Динамические З. выражают необходимую причинную связь, при которой взаимоотношение между причиной и следствием однозначно. Зная начальное состояние той или иной системы (например, движение Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли), можно точно предсказать солнечное или лунное затмение. В отличие от динамической, статистическая закономерность представляет собой диалектическое единство необходимых и случайных событий. В этом случае из начального состояния системы её последующие состояния следуют не однозначно, а с определённой вероятностью, характеризующей меру осуществимости того или иного случайного события (например, выигрыша по лотерейному билету).
                Реализация З. зависит от соответствующих необходимых условий, наличие которых обеспечивает переход следствий, вытекающих из З., из состояния возможности в действительность. В природе З. действуют как стихийная сила. Общественно-исторические З., будучи равнодействующей сознательных человеческих действий, есть законы самой человеческой деятельности: они создаются и реализуются только людьми. Но действие общественных З., так же как и З. природы, объективно: в основе исторического процесса лежит развитие способа производства.
                На основании познания З. достигается предвидение будущего, осуществляется претворение теории в практику. Посредством познанных З. оказывается возможным управление как природными, так и социальными процессами. Отражённые в мышлении З. составляют ядро науки. Власть человека над окружающим миром измеряется объёмом и глубиной знания его З. См. также Закономерность общественная.
                Л. Г. Спиркин. Закон — Закон (юридический)
                нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой по отношению к актам других государственных органов и общественных организаций. З. — основная форма выражения права в современном обществе.
                Высшая юридическая сила З. проявляется в его непререкаемости (никакой другой орган, кроме законодательного, не может отменить или изменить З.), З. должны соответствовать акты всех государственных органов. З. занимает главенствующее положение в системе правовых актов государства; содержащиеся в З. нормы регулируют обычно основные, наиболее важные общественные отношения; в З. наиболее полно выражается государственная воля правящего класса, его экономические и политические интересы.
                По значению и характеру содержащихся в З. правовых норм различают конституционные и обыкновенные З. Конституционные З. предопределяют содержание текущего законодательства, закрепляют основные начала и принципы общественного и государственного строя, порядок образования и деятельности, а также компетенцию государственных органов, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Принятие и изменение конституционных З. требует обычно квалифицированного большинства (І/3 или і/4) в законодательном органе, а иногда и Референдума.
                В социалистических государствах З. — основной правовой инструмент решения политических задач, важное орудие хозяйственного и культурного строительства, обеспечения внутренней и внешней безопасности государства, защиты социалистической собственности, расширения и укрепления социалистической демократии. По Конституции СССР право принятия З. СССР принадлежит исключительно Верховному Совету СССР, З. союзных и автономных республик — Верховным Советам этих республик. В зарубежных социалистических странах право принятия З. также является прерогативой высших представительских органов власти (например, Народного собрания в Болгарии). Определяющая роль З. по отношению к иным правовым актам государственный органов — один из основных принципов социалистической законности.
                Основной З. в СССР — Конституция СССР 1936. Особое место среди советского З. занимают Основы законодательства Союза ССР и союзных республик, содержащие общие принципиальные положения для законодательства всех союзных республик по отдельным отраслям советского права. Большое значение имеют З. о государственном плане развития народного хозяйства и З. о государственном бюджете. В законодательстве союзных республик важную роль играют кодексы.
                Конституции большинства современных буржуазных государств официально признают высшую юридическую силу за З., принимаемым парламентом. фактически всё большее значение имеют акты главы государства и акты правительства по вопросам, относящимся к компетенции парламента (см. Делегированное законодательство). Для оправдания этой практики в буржуазной правовой науке выделяются два вида З.: З. в формальном смысле (как акт, издаваемый парламентом) и в материальном смысле (акт, издаваемый правительством и имеющий общенормативный характер). См. Также Законодательство, Законодательный процесс.
                А. Ф. Шебанов.

                Закомуристый Закон Закон Ассоциативности

                tolkslovar.ru