Морские суда и катастрофы

11 крупнейших катастроф на воде

За сотни лет плавания на различных кораблях, парусниках и баржах по просторам морей и океанов случалось множество всевозможных аварий и кораблекрушений. Про некоторые из них даже сняты фильмы, самый популярный из которых, конечно же, Титаник. Но какие крушения судов были самыми масштабными по размерам корабля и количеству жертв? В этом рейтинге мы даём ответ на этот вопрос, представляя самые крупные морские катастрофы.

11 Лузитания

Открывает рейтинг британский пассажирский лайнер, который был торпедирован германской субмариной U-20 7 мая 1915 года, в зоне, обозначенной кайзеровским правительством, как зона подводной войны. Судно, шедшее с закрашенным именем и не поднявшее над собой никакого флага, затонуло за 18 минут в 13 километрах от берегов Ирландии. Погибло 1198 человек из 1959 бывших на борту. Уничтожение этого корабля настроило общественное мнение многих стран против Германии и способствовало вступлению США в Первую мировую войну два года спустя.

10 Форт Стайкин

Одновинтовый пароход, имел вместимость 7142 регистровые тонны, длину 132 метра, ширину 17 метров, максимальную скорость — 11 узлов. 12 апреля 1944 года пароход с взрывчатыми веществами общей массой более 1500 тонн встал на разгрузку у пирса Бомбейского порта. На борту были и другие грузы — 8700 тонн хлопка, 128 слитков золота, сера, древесина, машинное масло и др. Корабль был загружен с нарушением техники безопасности. Около 14 часов на борту начался пожар, и никакие действия не способствовали его ликвидации. В 16:06 прогремел взрыв, от которого образовалась приливная волна такой силы, что корабль “Джалампада” водоизмещением почти 4000 тонн оказался на крыше 17-ти метрового склада. Через 34 мин. прогремел второй взрыв.

Горящий хлопок разлетелся в радиусе 900 метров от эпицентра и поджог все: корабли, склады, дома. Сильный ветер с моря гнал стену огня на город. Пожары удалось ликвидировать только через 2 недели. На восстановление порта потребовалось около 7 месяцев. Официальная статистика объявила о 1376 погибших, в больницы поступило 2408 человек. Огонь уничтожил 55000 тонн зерна, тысячи тонн семян, масла, нефти; огромное количество военного имущества и почти одну квадратную милю городских кварталов. 6 тысяч фирм разорились, 50 тысяч человек потеряло работу. Было разрушено много мелких и 4 крупных корабля, десятки автомобилей.

Именно с этим кораблём произошла самая известная катастрофа на воде. Британский пароход компании “Уайт Стар Лайн” был вторым из трёх пароходов-близнецов типа “Олимпик” и крупнейшим пассажирским лайнером в мире на момент постройки. Валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66000 тонн. Длина корабля – 269 метров, ширина 28 метров, высота — 52 метра. В машинном отделении было 29 котлов и 159 угольных топок. Максимальная скорость 25 узлов. Во время первого рейса 14 апреля 1912 года он столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 2224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1513. Катастрофа “Титаника” стала легендарной, по её сюжету снято несколько художественных фильмов.

8 Монблан и Имо

В гавани канадского города Галифакс 6 декабря 1917 года произошло столкновение французского военного грузового корабля “Монблан”, который был полностью загружен одной взрывчаткой — тротилом, пироксилином и пикриновой кислотой, с норвежским кораблём “Имо”. В результате сильнейшего взрыва порт и значительная часть города были полностью разрушены. Около 2000 человек погибли в результате взрыва под обломками зданий и из-за возникших после взрыва пожаров. Приблизительно 9000 человек получили ранения, 400 человек лишились зрения. Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человечеством, этот взрыв считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.

Этот французский вспомогательный крейсер служил флагманским кораб¬лем и участвовал в нейтрализации гречес¬кого флота. Водоизмещение — 25000 тонн, длина — 166 метров, ширина — 27 метров, мощность — 29000 лошадиных сил, скорость — 20 узлов, дальность плавания — 4700 миль на 10 узлах. Он затонул в Средиземном море у берегов Греции 26 февраля 1916 после торпедной атаки германской субмарины U-35. Из 4000 человек на его борту погибли 3130, 870 спаслись.

6 Генерал Штойбен

После 1944годы этот немецкий пассажирский океанский лайнер был переоборудован в плавучий госпиталь, участвовал в эвакуации преимущественно раненых военнослужащих и беженцев из Восточной Пруссии от наступающей Красной Армии. Лайнер вышел из порта Пиллау 9 февраля 1945 года и направился в Киль, на борту находилось более 4000 человек — раненные военнослужащиех, солдаты, беженцы, медперсонал и члены экипажа. Ночью 10 февраля в 00:55 советская подводная лодка С-13 торпедировала лайнер двумя торпедами. Корабль затонул спустя 15 минут, при этом погибло 3608, а спасено 659 человек. При торпедировании лайнера командир подводной лодки был убеждён, что перед ним не пассажирский лайнер, а военный крейсер.

5 Донья Пас и Вектор

Зарегистрированный на Филиппинах пассажирский паром “Донья Пас” затонул 20 декабря 1987 года около 22 часов в районе острова Мариндуке после столкновения с танкером “Вектор”. При этом погибло примерно 4375 человек, что делает эту морскую катастрофу крупнейшей в мирное время.

Этот пассажирско-грузовой теплоход типа ”Аджария” был построен на Балтийском заводе в Ленинграде в 1928 году, а 7 ноября 1941 года был потоплен немецкими самолётами вблизи побережья Крыма. Число погибших составило, по разным оценкам, от 3000 до 4500 человек. На теплоходе находились несколько тысяч раненых бойцов и эвакуируемых граждан, в том числе персонал 23-х военных и гражданских госпиталей, руководство пионерлагеря и часть партийного руководства Крыма. Погрузка эвакуируемых шла в спешке, и точное их число не известно. Существует версия, что причиной этой морской катастрофы стали преступные ошибки командования Черноморского флота. Переполненный теплоход, вместо того чтобы совершить переход к Кавказскому, был отправлен командованием в Ялту.

Грузовое судно, построенное в Осло, Норвегия, спущено на воду 4 апреля 1940 года. Оно было конфисковано немцами после занятия Норвегии Германией. Сначала использовалось в качестве условной мишени для подготовки экипажей немецких подводных лодок. Позже судно участвовало в эвакуации людей морем от наступающей Красной Армии. Оно было вооружено боевыми пушками. Этот корабль успел совершить четыре похода, в которых было эвакуировано 19785 человек. В ночь на 16 апреля 1945 года совершавшее пятый поход судно было торпедировано советской подводной лодкой Л-3, после чего “Гойя” затонуло в Балтийском море. В катастрофе погибло более 6900 человек.

2 Кап Аркона и Тильбек

3 мая 1945 года в Балтийском море произошла трагедия, жертвами которой стали приблизительно 8000 человек. Немецкий лайнер “Кап Аркона” и грузовое судно “Тильбек”, перевозившие узников из эвакуирующихся концлагерей, подверглись обстрелу со стороны британской авиации. В результате на “Кап Аркона” погибло более 5000 человек, на “Тильбеке” — около 2800. По одной из версий, этот налет был ошибкой со стороны британский ВВС, полагавших, что на кораблях находятся немецкие войска, по другой — летчикам приказали уничтожать все вражеские суда в этом районе.

1 Вильгельм Густлов

Самая крупная катастрофа на воде произошла с этим германским пассажирским лайнером, который с 1940 года был переобарудован в плавающий госпиталь. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета, общежития 2-ой учебной бригады подводников. Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — по оценкам ряда историков, реальные потери могли составлять более 9000 человек.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые спасательные шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, полную людей. Примерно через час после атаки “Вильгельм Густлофф” полностью затонул.

www.mostrated.ru

Хроника морских катастроф и аварий на Северном морском пути в XX веке

XX век вошел в историю как век выдающихся географических открытий и исследований Арктики. Он как бы увенчал собой многолетние стремления первооткрывателей в высокие широты к самой северной точке земного шара — Северному полюсу, этому веку принадлежат первые сквозные плавания по Северному Морскому пути вдоль побережья России от Белого моря до Берингова пролива и далее — до Владивостока в направлении как с запада на восток, так и с востока на запад. В военно-морской истории России к этому веку относится создание двух могущественных флотов — Северного и Тихоокеанского, сыгравших большую роль во второй мировой войне и навсегда вошедших в историю российского военного флота в послевоенные годы, когда особая роль стала принадлежать подводным лодкам с ракетным вооружением, а позже — атомным подводным крейсерам.

Так уж случилось, что 2000 год, последний год ушедшего тысячелетия, стал годом одной из самых тяжелых трагедий российского флота — 12 августа 2000 года в Баренцевом море во время учений погибла атомная подводная лодка Северного флота К-141 «Курск». На фоне этого события, которое болью отозвалось во всей России, почти незаметным стала последняя драма торгового флота России в XX веке — гибель сухогруза «Рязань» во время шторма в Беринговом море, команда которого была спасена подошедшими на помощь судами.

Многим и до сих пор кажется, что катастрофы атомных подводных лодок К-141 («Курск») и К-278 («Комсомолец») должны были стать следствием каких-то перемен внутри государства и флота именно как последствия драматического перелома истории государства в последние 15 лет. Будет чрезвычайно трудно убедить таких людей в том, что они неправы. Но история объективнее людей. Если обратиться к ее фактам, то выяснится, что первая подводная лодка на Северном флоте погибла еще в далеком предвоенном 1939 году, а на протяжении менее чем одного года в тех же 1940–1941 годах Советский Союз потерял на Северном Морском пути подряд два ледокольных парохода, с которыми связаны многие героические походы моряков и экспедиции полярников — «Малыгин» и «Садко». Одно беглое замечание в повествовании о гибели броненосца «Русалка» на Балтике в 1893 году сообщает о том, что 22 мая 1931 года в Балтийском море после столкновения двух советских подводных лодок — N 4 и N 9 — лодка N 9 затонула в нескольких десятках метров от того места, где предположительно лежит на дне «Русалка». [1] Только катастрофа теплохода «Адмирал Нахимов» на Черном море 1 сентября 1986 года вырвала из забвения самую тяжелую трагедию советского гражданского морского флота — гибель парохода «Индигирка» в 1939 году; событие, которое долгое время было почти неизвестным, стояло на первом месте среди чрезвычайных происшествий в отечественном мореплавании по количеству погибших. Добавим к этому еще один факт: ведь и известный всем «Челюскин», если бы он благополучно пришел через Чукотское море во Владивосток, должен был бы пополнить флот Дальстроя и стал бы наряду с «Джурмой», «Кулу» и другими столь же печально известными судами возить заключенных по маршруту Владивосток-Нагаево (первоначально при строительстве «Челюскин» назывался «Лена» и, судя по названиям, принадлежал к одной серии с «Кулу»). [2]

В истории мирового мореплавания известны катастрофы, связанные с взрывами пароходов и ставшие трагедиями целых городов. Это взрыв французского парохода «Монблан» в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 года, и взрыв английского военного транспорта «Форт Стайкин» 14 апреля 1944 года в Бомбее. [3] Однако почти никто не знает или не вспоминает о том, что в конце 1947 года в бухте Нагаева взорвался груженный взрывчаткой пароход «Генерал Ватутин» — полагаем, что время и место катастрофы красноречивее всего говорят о том, кому именно предназначался груз этого парохода. Мало кому известно, что в конце 1916 и в начале 1917 годов подряд два таких же взрыва пароходов потрясли Архангельск — сначала в Бакарице взорвался пароход «Барон Дризен», а позднее в Экономии — пароход с названием «Семен Челюскин». Бывают странные совпадения в истории — имя Челюскина стало несчастливым не для одного, а для двух судов, погибших в XX веке в Арктике. Но и на этом совпадения не кончаются: следственная комиссия, изучавшая причины взрыва на «Семене Челюскине», проводила заседания на пароходе Добровольного флота, который стоял рядом с взорвавшимся судном в доке на ремонте после подрыва на немецкой мине, и этот пароход назывался «Курск». [4]

Настояшая публикация — это попытка составить хронику морских катастроф и аварий на Северном морском пути в XX веке. Многие из событий, включенных в нее, достаточно хорошо известны — к ним относятся гибель «Челюскина» а также исчезновение полярных экспедиций В. А. Русанова и Г. Л. Брусилова. Многие морские аварии Арктики в наши дни стали сюжетами популярных книг по истории мореплавания или вошли в художественную литературу, как, например, гибель американского парохода «Минеола» в Охотском море в 1904 году [5], которая стала одним из эпизодов блестящего романа В. С. Пикуля «Богатство». О многих драматических эпизодах в российском подводном флоте рассказывают две изданные недавно книги, само появление которых на прилавках говорит о том, что предметом истории являются не только подвиги, но и трагедии. [6] Однако многие драматические события из истории открытия и освоения Северного Морского пути представлены в исторических и географических трудах только беглыми упоминаниями. При этом стоит отметить, что очень подробная четырехтомная «История открытия и освоения Северного морского пути», изданная в 1956–1969 годах [7], доведена только до 1945 года, и весь период истории мореплавания вдоль берегов Арктики в 1946–2000 годах еще ждет своих исследователей. В настоящей публикации нет возможности подробно остановиться и на потерях военных кораблей Северного флота и военных транспортов Советского Союза и его соратников по антигитлеровской коалиции в Арктике в 1941–1945 годах. [8]

В настоящей публикации учтены также аварии и катастрофы на Тихоокеанском флоте и у российского побережья Тихого океана. Это оправдывается по крайней мере тремя причинами. Первая причина — недостаточная изученность материала, вторая причина — неразрывная связь истории плаваний вдоль Тихоокеанского побережья к Северу и плаваний в морях Восточной Арктики. Третья причина — то, что в широком понимании трасса Северного морского пути охватывает все расстояние от Мурманска до Владивостока.

Вполне понятно, что такие разные предметы, как история Северного и Тихоокеанского флотов, арктическое мореплавание в XX веке, научные исследования Северного Ледовитого океана, история гражданского судоходства в морях Российского Дальнего Востока представляют собой самостоятельные сюжеты, достойные многих монографических исследований. Многое в этих областях уже сделано, но многое еще предстоит сделать. Составляя настоящую хронику, автор преследовал две цели — во-первых, представлялось необходимым показать, что трагические страницы истории российского мореплавания и арктических исследований имеют объемную временную перспективу, и аварии и катастрофы последних лет не привязываются ни к рубежу веков, ни к политическим переменам в новой России. Во вторых, и это, пожалуй, более важно — исследования истории открытий и исследований Северного морского пути, истории арктического мореплавания имеют своей неотъемлемой составной частью почитание памяти всех тех, кто погиб в морях, во льдах и на островах Арктики, а также сбережение памяти кораблей российского флота, навсегда вошедших в историю.

1901

У берегов Новой Земли попала в ледяной плен и была покинута экипажем яхта «Мечта» с экспедицией А. А. Борисова. [9]

1904

В Охотском море налетел на подводную скалу и погиб американский пароход »Минеола». [10]

4 июля. На японской минной банке возле острова Скрыплева подорвался и затонул миноносец № 208 Сибирской флотилии. [11]

1905

Осенним штормом была выброшена на берег возле Александровска-Сахалинского первая на Дальнем Востоке китоперерабатывающая база «Михаил», принадлежащая пароходству графа Кайзерлинга. [12]

1906

Май. Следуя «правильным рейсом из Одессы во Владивосток», подорвался на мине и затонул с полным грузом пароход «Князь Горчаков» Северного общества. При этом были спасены судовые журналы и бумаги, а капитаном судна был заявлен морской протест по поводу гибели судна (архив Приморского филиала Русского географического общества). [13]

Октябрь. В бухте Кангауз (ныне Суходол) Уссурийского залива подорвался на мине и затонул, унеся с собой 136 человеческих жизней, пароход «Варягин». В списке груза значилось 60.000 рублей золотом. [14]

1911

В Беринговом море у берегов Камчатки возле мыса Африка на камнях погиб пароход «Транзит». [15]

1912

23 сентября. На Северной Двине затонул пароход «Обновка». Погибло 115 человек. [16]

1913

В Беринговом море в Карагинском заливе сел на мель и погиб пароход Добровольного флота «Кострома». [17]

В Карском море исчезла экспедиция В. А. Русанова на судне «Геркулес». [18]

1913–1914

В высоких широтах исчезла шхуна «Святая Анна» с экспедицией под командованием Г. Л. Брусилова. [19]

1914

Январь. Вблизи острова Геральд в Чукотском море раздавлена льдами и затонула канадская шхуна «Карлук». Большая часть команды погибла при переходе по льдам на материк. [20]

1916

26 октября. В Бакарице возле Архангельска взорвался пароход «Барон Дризен». [21] Как установлено, взрыв был результатом диверсии, предпринятой одним из членов команды, который был завербован немецкой разведкой. [22]

1917

13 января. В Экономии в окрестностях Архангельска взорвался пароход «Семен Челюскин». [23]

1918

В устье Енисея напоролся на скалу и затонул ледокольный пароход «Вайгач». [24]

1921

В Карском море во время гидрографических работ погиб бот «Арктур». [25]

17 сентября и 14 октября. В Карском море на обратном пути из устья Енисея в Архангельск погибли пароходы «Енисей» и «Обь». [26]

1922

26 августа. У берегов Камчатки во время тайфуна затонул японский крейсер «Ниитака». Погибло более 400 человек, спаслось 16 человек. [27]

1929

Август. В Чукотском море раздавлена льдами шхуна «Элизиф», принадлежавшая американскому торговцу О.Свенсону и выполнявшая рейсы в устье Колымы. [28]Команда шхуны благополучно достигла берега.

1930

В устье реки Пясины в Карском море погибла шхуна «Зверобой». [29] Команда шхуны спасена судном «Белуха».

1931

У мыса Северного в Чукотском море погибла шхуна «Чукотка». Экипаж шхуны спасен пароходом «Колыма». [30]

1932

В губе Буор-Хая в море Лаптевых теплоход «Эстафета», выполнявший рейс с Лены на Яну, потерпел аварию на обратном пути. Такая же судьба постигла пароход «Лена», пришедший на помощь «Эстафете». [31]

1933

В Баренцевом море затонул буксирный пароход «Руслан», возвращавшийся с земли Франца-Иосифа. Команда спасена норвежским промысловым судном. [32] По данным Википедии (статья «Малыгин» (ледокол), было спасено всего 3 человека.

19 августа. В море Лаптевых во время перехода с Лены на Колыму погиб пароход «Революционный». [33]

25 сентября. В Карском море во время гидрографических работ напоролась на банку, получила повреждения и затонула шхуна «Белуха». [34]

1934

13 февраля. В Чукотском море раздавлен льдами и затонул теплоход «Челюскин». [35] Команда и пассажиры вывезены самолетами в поселок Ванкарем. Погиб 1 человек – завхоз Борис Могилевич.

В Чукотском море северо-восточнее острова Врангеля была раздавлена льдами шхуна «Крестьянка». Команда шхуны погибла во время перехода по льдам на сушу. [36]

1936

У берегов Новой Земли налетел на подводную скалу и потерпел тяжелую аварию ледокольный пароход «Сибиряков». После длительного и сложного ремонта восстановлен и введен в строй в 1937 г. [37]

1938

В море Лаптевых вблизи о.Бегичева был раздавлен льдами и затонул пароход «Рабочий». [38] Команда парохода высадилась на лед.

1 июня. Пароход «Суман» — затонул возле Камня Опасности. [39]

1939

1 апреля. Пароход «Связьстрой» — выскочил на камни Южного рифа о. Карагинского. [40]

20 октября. В Баренцевом море была разрезана пополам рыболовным траулером подводная лодка «Щ-424». Спаслись командир и несколько членов экипажа. [41]

13 декабря. Пароход «Индигирка» возвращавшийся из Магадана во Владивосток, наскочил на риф у острова Хоккайдо и затонул. Погиб 741 человек. [42] Капитан парохода Н.Лапшин был приговорен к расстрелу, второй помощник В.Песковский — к 10 годам лагерей.

1940

Пароход «Снабженец» — затонул возле Камня Опасности. [43]

27 или 28 октября. В Охотском море во время шторма затонул ледокольный пароход «Малыгин», возвращавшийся из Арктики во Владивосток. [44] Вся команда и пассажиры-полярники – 98 человек — погибли. Поиски велись в продолжение 43 дней, но ни судна, ни людей в море обнаружено не было. С самолета были замечены в районе гибели парохода две пустые шлюпки, в море был выловлен портфель одного из пассажиров.

13 ноября. В Баренцевом море в Мотовском заливе затонула подводная лодка «Д-1» («Декабрист»). [45] В качестве одной из причин гибели лодки считается подрыв на минах, выставленных на подступах к «Базе Норд», сданной советским руководством в аренду Германии в 1939–40 гг.

1941

11–13 сентября. В Карском море наскочил на мель, получил пробоину и через два дня затонул ледокольный пароход «Садко». [46] При аварии погиб 1 человек. Капитан парохода А. Г. Корельский обвинен в аварии, осужден к высшей мере наказания и расстрелян в Архангельске в 1942 г.

4 декабря. Буксир «Республика» — затонул в 25 милях от о. Аскольд в результате столкновения с пароходом «Оха». [47]

Ледокол «Казак Поярков» ДГМП — подорвался и затонул 25 июля 1941 года в районе мыса Южного, залив Ольга;

Краболов «Тунгус» (типа «ЛЕЙК»), принадлежащий «Крабтресту», — подорвался на мине и затонул в июле 1941 года в районе мыса Поворотного;

Подводные лодки ТОФ «М-69» и «М-43» — не вернулись из боевого похода. (Предположительно подорвались на минах заграждения в 1941 году на траверзе залива Посьет.) [48]

1942

18 июля. На стоянке у мола в Николаевске-на-Амуре в результате взрыва торпед на подводной лодке «Щ-138» и полученных из-за этого повреждений (по левому борту в районе 23–30 шпангоутов в прочном корпусе лодки образовалась пробоина размером 5 х 1 метр) подводная лодка «Щ-118». затонула кормой до рубки. 20 человек команды успели забаррикадироваться в корме. Погибло 6 человек, в том числе командир 8-го дивизиона ПЛ ТОФ. А. П.Шатов. [50]

1943

31 августа. Подводная лодка Щ-130 Тихоокеанского флота затонула после столкновения с подводной лодкой Щ-128. Погибли 2 человека. [51]

1944

Пароход «Обь» погиб в 25 милях от Большерецка [52]

25 сентября. В бухте Провидения затонул пароход «Кузбасс». [53]

1945

25 апреля. В бухте Ракушка после взрыва подрывных патронов затонула у причала подводная лодка Тихоокеанского флота Щ-139. Погибло 7 человек. Причиной гибели лодки считается диверсия, осуществленная командиром БЧ-3. [54]

Без вести пропала подводная лодка «Л-19» в районе пролива Лаперуза. [55] Считается последней потерянной подводной лодкой СССР во Второй мировой войне, обычно относится к числу боевых потерь.

1946

31 августа. В восточной Арктике, в Море Лаптевых был раздавлен льдами и затонул пароход «Моссовет». Судьба этого судна поистине драматична: до второй мировой войны «Моссовет» в течение нескольких арктических навигаций совершал плавания по Северному морскому пути, а в годы войны совершил ряд походов по маршруту северных конвоев. К концу войны «Моссовет» оставался одним из немногих транспортных судов советской постройки в составе отечественного торгового флота (потери в составе транспортных судов восполнялись за счет американских транспортов типа «Либерти», получавших в СССР новые наименования). После гибели в 1946 г. само имя парохода «Моссовет» сгинуло в безвестности.

6 октября. В охотском море в районе полуострова Кони пропала без вести баржа «Дукча» с ценным грузом на борту. [56]

1947

На рифах Курильской гряды погиб пароход «Кузнецкстрой» [57]

4 февраля. Льдами в бухте Нагаева был раздавлен пароход «Можа» [58]

Лето. В Находке взорвался груженный взрывчаткой теплоход «Дальстрой». [59]

19 декабря. В бухте Нагаева (Магадан) взорвался груженный взрывчаткой теплоход «Генерал Ватутин» и шедший за ним в кильватере теплоход «Выборг» с грузом взрывателей. [60]

1949

Февраль. Во время шторма у берегов Сахалина затонул теплоход «Ладо Кецховели». [61]

1952

15 декабря. В Татарском проливе исчезла подводная лодка С-117. Погибли 52 человека. [62]

1961

27 января. В Баренцевом море затонула подводная лодка С-80, шедшая во время шторма под РДП. Погибли 68 человек. Лодка была поднята в 1968 г. [63]

1962

11 января. В Баренцевом море в результате взрыва погибла стоявшая у пирса подводная лодка Б-39. Взрывом на этой лодке повреждена стоявшая рядом с ней подводная лодка С-350. Погибло 122 человека. [64]

1965

В Восточной Арктике раздавлен льдами и затонул лесовоз «Витимлес».

1968

8 марта. В Тихом океане затонула подводная лодка К-129. Погибли 98 человек. Носовая часть лодки поднята американцами в 1974 г. [65]

1969

Подводная лодка К-19 столкнулась с американской подводной лодкой «Гэтоу». [66]

1970

12 апреля. Подводная лодка Северного флота К-8 затонула в Бискайском заливе. Погибли 52 человека. [67]

1973

14 июня. Подводная лодка К-56 столкнулась с надводным кораблем. Погибло 27 человек. [68]

1975

1 марта. В Баренцевом море столкнулись две советские подводные лодки — атомная подводная лодка 3-й флотилии и дизельная подводная лодка 4-й эскадры. [69]

1976

18 апреля. На выходе из Авачинской бухты подводная лодка К-116 столкнулась с теплоходом «Вольск». [70]

28 августа. Подводная лодка К-22 столкнулась в Средиземном море с американским фрегатом. [71]

1977

17 февраля. В Баренцевом море в районе полуострова Рыбачий атомная подводная лодка К-462 столкнулась с рыболовным судном. [72]

1978

13 апреля. В Кольском заливе столкнулись две атомные подводные лодки К-308 и К-490. [73]

28 июня. Подводная лодка Тихоокеанского флота К-42 столкнулась с танкером. [74]

19 декабря. На выходе из базы Западная Лица атомная подводная лодка К-313 столкнулась со сторожевым малым противолодочным кораблем (МПК). [75]

1979

Подводная лодка Тихоокеанского флота К-436 столкнулась с кораблем СКР-59. [76]

1980

10 июля. На Тихоокеанском флоте столкнулись две дизельные подводные лодки — Б-88 и Б-833. [77]

1981

20 марта. Столкнулись две атомные подводные лодки — К-43 и К-184. [78]

23 мая. Атомная подводная лодка К-211 столкнулась с иностранной подводной лодкой. [79]

10 сентября. В Тихом океане после столкновения с траулером погибла подводная лодка К-45. [80]

21 октября. Подводная лодка Тихоокеанского флота С-178 столкнулась с «Рефрижератором-13». Погибло 32 человека. [81]

1983

24 июня. В бухте Крашенинникова затонула подводная лодка К-429. Погибли 16 человек. [82]

Осень. В Восточной Арктике раздавлен льдами и затонул сухогруз «Нина Сагайдак».

1986

3 октября. В Атлантическом океане потерпела аварию и затонула атомная подводная лодка К-219. Погибли 4 человека.

1989

7 апреля. В Норвежском море затонула после пожара атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». Погибли 42 человека. [83]

2000

12 августа. В Баренцевом море затонула после взрыва атомная подводная лодка К-141 «Курск». Погибли 118 человек.

7 ноября. В Беринговом море во время шторма затонул сухогруз «Рязань», направлявшийся в Анадырь.

zaimka.ru