Налог на алкоголь и табак

Налог на алкоголь и табак

Эксперты в области здравоохранения призвали правительства ввести потребительский налог на табак, алкоголь и безалкогольные прохладительные напитки и перераспределить полученные средства на развитие медицинских услуг. По мнению ученых, таким образом государства смогут стимулировать граждан отказаться от вредных привычек, в связи с чем снизится смертность от так называемых болезней образа жизни — неинфекционных заболеваний, связанных с нездоровым образом жизни (сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, диабет). Эту тему затронули сразу несколько исследований, опубликованных в одном из самых старых и авторитетных медицинских журналов The Lancet. Мнения специалистов собраны в материале AFP.

В новых исследованиях подробно описана связь между бедностью и неинфекционными заболеваниями, спровоцированными нездоровым образом жизни. По данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от неинфекционных заболеваний умирает 38 млн человек, почти половина из них — в возрасте до 70 лет. Большой процент этих смертей спровоцирован курением, чрезмерным употреблением спиртного или нездоровой пищей.

Как подсчитали ученые, малообеспеченные люди чаще состоятельных потребляют нездоровую продукцию, при этом доступ к медицине у них, наоборот, ограничен. «Каждый год около 100 млн человек оказываются за гранью нищеты из-за необходимости оплачивать медицинские услуги из собственного кармана», — заявил глава ВОЗ Аданом Гебрейсус.

Одной из мер, которая, по мнению исследователей, заставит людей отказаться от курения, потребления алкоголя и вредной пищи, является повышение налога на продажу этих товаров. Против такого решения выступают промышленность и многие политики, утверждая, что такие сборы оказывают наибольшее воздействие на бедных.

Однако в ходе недавних исследований в 13-и развивающихся и развитых странах выяснилось, что в случае повышения цен на алкоголь и сахаросодержащие напитки семьи с низким доходом более склонны к экономии, чем состоятельные. Такое потребительское поведение способно привести к постепенному улучшению показателей здоровья, если обеспечить людям доступ к качественной медицине. При этом дополнительные налоговые поступления должны быть зарезервированы для реализации медицинских программ в интересах бедных.

Как заявила председатель целевой группы по неинфекционным заболеваниям The Lancet, вице-президент некоммерческого института политики здравоохранения RTI International (Сиэтл) Рейчел Нуджент, многие цели устойчивого развития, запланированные ООН к 2030 г., невозможно будет реализовать, если правительства не будут создавать стратегию, которая разрушит связь между нездоровыми привычками населения и неинфекционными заболеваниями. В частности, одной из целей ООН является снижение смертности от неинфекционных заболеваний на треть.

Материал предоставлен проектом «+1».

tass.ru

Акцизы на алкоголь, табак и топливо вырастут в России в 2017 году

РИАМО – 1 янв. Акцизы на алкогольные напитки, табачную продукцию и топливо вырастают в России в 2017 году, также вводится акцизы для электронных сигарет и нагреваемого табака, сообщает «Российская газета».

«В Госдуме решено поднять ставки акцизов на вина и шампанское (кроме отечественного), сидр и медовуху, пиво, крепкий алкоголь, а также на все виды табака, автомобильный бензин пятого класса, дизельное топливо и средние дистилляты. Акцизы вводятся в отношении электронных сигарет и нагреваемого табака (ранее они не облагались акцизами). Безалкогольное пиво по-прежнему не войдет в список подакцизных товаров», — говорится в сообщении.

Что касается алкоголя, то вырастают акцизы на шампанское, изготовленное из иностранного сырья — до 36 рублей за литр (на 10 рублей). Однако ставки акциза на шампанское из российского винограда не повысятся больше, чем предусмотрено в ранее действующей редакции Налогового кодекса — до 14 рублей за литр (на 1 рубль), отмечается в материале.

Размер акциза на неигристые вина из российского сырья остается неизменным — 5 рублей за литр, а ставка акциза на вина иностранного производства вырастает с 9 до 18 рублей за литр. Ставки акцизов на сидр, пуаре и медовуху вырастают на 12 рублей (с 9 до 21 рубля за литр) на весь период 2017-2019 годов. Акцизы на пиво также вырастают. По сравнению с 2016 годом повышаются акцизы на крепкий алкоголь (свыше 9% доли спирта) — с 500 рублей до 523 рублей за литр и на алкоголь со средним содержанием спирта (до 9%) — с 400 до 418 рублей, добавляется в сообщении.

Газета отмечает, что ставки акцизов на сигареты составят 1562 рублей за тысячу штук + 14,5% расчетной стоимости в 2017 году. Также вырастают ставки на все виды табака — до 2520 рублей в 2017 году. С 1 января 2017 года расширится список подакцизных товаров: облагаться акцизом будут электронные сигареты — как само устройство (со ставкой 40 рублей за штуку в 2017 году), так и жидкость для электронных систем доставки никотина (10 рублей за 1 миллилитр в 2017 году). Нагреваемый табак также становится подакцизным товаром; ставка составляет 4800 рублей за 1 килограмм в 2017 году.

Что касается топлива, то рост ставки акциза затронул автомобильный бензин пятого класса — с 10130 рублей за тонну до 10535 рублей. На дизельное топливо депутаты установили ставку 6800 рублей в 2017 году против прошлых 5293 рублей за тонну, заключается в материале.

riamo.ru

Ударим алкоголем и табаком по дефициту бюджета

Повышение акцизов на социально вредные товары должно быть системным

ФОТО: Юрий Инякин

Акцизы на алкоголь и табак исправно и безотказно пополняют госбюджет. Очередное повышение запланировано Минфином в ближайшие три года. Какие последствия для экономики стоит ожидать? Об этом шла речь на круглом столе в «Парламентской газете».

Контрафакт наступает

Ведущий Круглого стола — политолог Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации, предваряя дискуссию подчеркнул, что необходим комплексный подход, чтобы правильно формировать эффективную величину акцизов, учитывая все возможные последствия и не только фискальные, но и социальные.

С этим утверждением трудно спорить, равно, как и трудно опровергать факт того, что проекты федерального бюджета последних лет не страдают избыточной системностью. Однако нельзя не отдать должное нынешним проектировкам Минфина: принцип единства и преемственности в трехлетнем бюджетном планировании выдержан.

Во всяком случае, в его налоговой части, формируемой Налоговым кодексом РФ. А это крайне важно для потенциальных инвесторов в табачную и алкогольную отрасли, как подчеркнула Елена Перминова, представляющая в Совфеде Курганскую область: бизнес любит стабильность и предсказуемость, необходимую, чтобы рассчитывать возможные риски.

В противном случае можно получить эффект бумеранга: вместо ожидаемых поступлений в бюджет — ощутимое выпадение доходов. Особенно это злободневно для акцизов на социально вредные, но и социально весьма популярные и потому чувствительные к малейшим колебаниям цены товары — алкоголь и табак, изготовление которых достаточно примитивно технологически и оставляет широкий простор производителям контрафакта.

Анастасия Гафарова, заместитель Генерального директора Центра политической информации, рассказала об опыте Австралии, где введение жестких регулятивных мер привело к тому, что легальные продажи сигарет резко упали. Бюджет не досчитался около 700 миллионов американских долларов, а в страну хлынул поток контрафакта из Юго-Восточной Азии, которому полиция не могла противостоять. Итог — ни бюджетного эффекта, ни успехов в борьбе за здоровый образ жизни.

Можно ли избежать такого развития событий в нашей стране, учитывая, что прошлогоднее повышение акцизов на алкоголь, к примеру, привело к тому, что до 30 процентов от общего объёма реализации спиртного ушли в тень или начали поступать на законных основаниях из стран Таможенного союза, прежде всего Казахстана и Белоруссии? Можно, уверен Максим Довгялло, руководитель аналитической группы Общественной Палаты РФ. Для этого и законодателям, и правительственным разработчикам важнейших финансовых документов необходимо учитывать опыт практиков, тех, кто производит и продает алкогольную продукцию. Опыт применения законодательных новшеств в реальной жизни даст необходимую информацию.

Грабли как инструмент познания

К сожалению, в правительстве составляют важнейшие финансовые документы, в том числе бюджет, исходя из своих ведомственных приоритетов: в данном случае — фискальных интересов. Об этом свидетельствуют итоги выполнения бюджетов предшествующих лет и соответствующие контрольные проверки Счётной Палаты России.

«Забили» в доходную часть соответствующие показатели, опираясь на налоговые новшества, — и на этом посчитали миссию выполненной. Только результаты оказываются иными. А сумма налоговых недоимок возросла до полутора триллионов рублей! Последний пример — прошлогоднее повышение алкогольных акцизов: в итоге, несмотря на мощную контрольную систему ЕГАИС бюджет получил на треть меньше денег, чем рассчитывали — производители и торговые сети нашли способы обойти возросшие платежи.

Не повторится ли ситуация вновь, в соответствие с поговоркой о граблях? Сергей Катасонов, первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам, уверен, что в этой части Госдума отработала проект налоговых изменений тщательно, несмотря на то, что сроки были максимально сжаты. И уходить в неплательщики производителям подакцизных товаров будет невыгодно: ставки достаточно щадящие, ЕГАИС работает без сбоев, а возможные «вывихи» Минфина удалось исправить на стадии парламентских чтений. В частности, по инициативе самого Катасонова смягчили налог на так называемые не горящие виды табака: жевательный, нюхательный и так далее.

Первоначально предполагалось, что акциз будет увеличен в 2,5 раза, что практически неизбежно побуждало производителей выйти из легальной зоны. И, соответственно, лишало бюджет любых, больших и маленьких доходов. Между тем табачные акцизы существенно превышают все другие виды акцизов, включая алкогольные, и достигают общего уровня 600 миллиардов рублей, а в ближайшей перспективе могут возрасти и до 2 триллионов. Если, разумеется, акцизы будут повышать постепенно и обдуманно, усиливая контроль за производством и выравнивая конкурентные условия в рамках Таможенного союза.

Пока же дешевые сигареты из Белоруссии и Казахстана на вполне законных основаниях мешают реализовывать налоговую политику России. Почему такая ситуация сохраняется не первый год? Бесспорно, можно вести речь и о табачно-алкогольных интернациональных лоббистах, уровень доходов которых вполне сопоставим с наркобаронами и позволяет им организовывать мощные атаки на законодателей. И о других, не менее мощных лоббистах из транснациональных фармацевтических компаний. Они поддерживают информационное напряжение, в частности, как упомянула Анастасия Гафарова, через Антитабачный Фонд Блумберга из США вокруг последствий табакокурения и алкогольной зависимости, наращивая продажи соответствующих препаратов, якобы избавляющих от упомянутых зависимостей.

Никто не спорит о степени их вредности, но никто и не ставит под сомнение факт, что сотням миллионов граждан невозможно в одночасье избавиться от вредных привычек. Следовательно, действовать надо планомерно и последовательно, сочетая экономические стимулы — те же акцизы — с пропагандой здорового образа жизни. В этом были согласны все участники дискуссии.


www.pnp.ru

Новости Наука

Как налоги на газировку, алкоголь и табак скажутся на здоровье людей

Налог на алкоголь, табак и газировку оздоровит людей, особенно с низким уровнем дохода.
Global Look Press.

Налоги на сладкие безалкогольные напитки, алкоголь и табак, принесут беднейших членам общества больше пользы для здоровья, чем вреда. Таков вывод крупного исследования, посвящённого изучению способов сдерживания роста числа неинфекционных заболеваний (НИЗ) во всём мире.

Специальный выпуск журнала The Lancet, состоящий из пяти статей, посвящён изучению экономических стратегий борьбы с растущими глобальными показателями НИЗ, включая инсульт, болезни сердца, диабет, хронические респираторные заболевания и рак. Как показывает статистика, НИЗ ежегодно становятся причиной 38 миллионов смертей, 16 миллионов из которых приходятся на людей в возрасте до 70 лет.

«Налоги на нездоровые продукты могут принести большую пользу для здоровья, и данные показывают, что налоги можно ввести, не нанося огромного вреда беднейшим слоям населения», — говорит глава целевой рабочей группы The Lancet по НИЗ и экономике Рейчел Ньюджент (Rachel Nugent).

По её мнению, многие цели устойчивого развития (Sustainable Development Goals), намеченные ООН, останутся недостижимыми, если правительства не будут инвестировать в политику, которая разрушит цепи, связывающие нездоровые привычки и так называемые болезни, возникающие в результате образа жизни. Одна из целей ООН – снизить смертность от НИЗ на треть к 2030 году.

По мнению некоторых экспертов, одной из самых противоречивых мер, предлагаемых для того, чтобы заставить людей перестать курить, потреблять алкоголь или газировку (или хотя бы делать это пореже), является налог на продажу этих продуктов.

Противники этих мер утверждают, что такие сборы серьёзно скажутся на бедных слоях населения. Они уверены, что налоги в большей степени ударят по потребителям с низким доходом, да и в конечном счёте это никак не изменит поведение людей. Но недавнее исследование показало, что это не совсем так.

Согласно всестороннему анализу фактических данных о расходах, поведении и социально-экономическом положении, налоги на безалкогольные напитки, алкоголь и табак являются мощным ответом на рост заболеваемости НИЗ во всём мире. Имеющиеся данные противоречат опасениям относительно того, что налоги неизбежно нанесут вред малоимущим. Напротив, налоги на нездоровые продукты могут принесли значительную пользу здоровью беднейших слоёв населения.

Анализ данных из 13 стран показал: люди с высоким уровнем дохода потребляет гораздо больше алкоголя, безалкогольных напитков и снэков (продуктов, предназначенных для лёгкого перекуса) по сравнению с более бедными семьями. Проще говоря, налоги на такие продукты в первую очередь коснутся обеспеченных людей.

Например, в Индии состоятельные люди тратят в семь раз больше на алкоголь и в три раза больше на безалкогольные напитки и снэки по сравнению с бедными людьми. Собственно, это говорит о том, что введение налогов на нездоровую продукцию в первую очередь затронет с высоким уровнем дохода.

Также полученные данные указывают на то, что рост цен на подобные продукты на самом деле меняет поведение людей с низким уровнем дохода. В качестве примера исследователи приводят 10-процентный налог на сладкие безалкогольные напитки в Мексике, введённый в стране в 2014 году. Год спустя число общих покупок таких напиток снизилось на 12 процентов, а количество покупок, сделанных потребителями с низким уровнем дохода, уменьшилось на 17 процентов.

Отмечается, что в Мексике часть поступлений от налога на безалкогольные напитки идёт на обеспечение питьевой водой детей в государственных школах. И это может стать общемировой практикой.

Авторы одного из исследований также смоделировали последствия 50-процентного повышения цен на сигареты в Ливане (там особенно высок уровень курения) и подсчитали, что среди курильщиков, которые откажутся от такой привычки, количество людей с низким уровнем дохода будет в два раза превышать число более состоятельных (20200 против 11300). При этом треть дополнительных налоговых поступлений будет получена от самых богатых людей, и только 7 процентов – от самых бедных.

«Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что опасения о потенциальном вреде для бедных слоёв населения из-за более высоких налогов на табак, алкоголь и безалкогольные напитки достаточно завышены», — говорит Ньюджент, добавляя, что по, большому счёту, в том или ином виде налоги на табак существуют во многих странах.

К слову, в США довольно часто обсуждают введение налогов на сахар или безалкогольные напитки, что приводит к большим спорам. Несмотря на это, некоторые города проводят своего рода эксперименты, вводя налоги на подслащённые безалкогольные напитки. Так, подобные нормы были приняты в Беркли, Калифорния, и Филадельфии, Пенсильвания. Оказалось, что это привело к снижению уровня потребления газировки, особенно в районах с низким уровнем доходов. Кстати, летом 2017 года в ОАЭ ввели налог на табак, газировку и энергетики.

Противники налогов на безалкогольные напитки часто говорят о том, что такие меры являются необоснованными. По их мнению, несправедливо облагать налогом только некоторые подслащённые сахаром напитки, и «не замечать» при этом столь же калорийные и сладкие фруктовые соки или ароматизированные молочные продукты.

И, к слову, некоторые исследования на эту тему действительно показали, что потребители могут просто-напросто переключиться на другие подслащённые напитки, если будет введён налог на газировку.

На это специалисты Американской ассоциации здравоохранения (American Public Health Association) заявили: если человек действительно переключится с подслащённой сахаром газированной воды на молоко или фруктовый сок, то в целом это принесёт ему пользу для здоровья.

Добавим, что авторы проекта «Вести.Наука» (nauka.vesti.ru) рассказывали о том, что сладкая газировка кардинально меняет метаболизм всего за один месяц. Кроме того, сообщалось о печальной статистике: от сладких напитков ежегодно умирают тысячи людей.

Также оказалось, что первая сигарета ведёт к зависимости более чем в 60% случаев, а отказ от курения даже в пожилом возрасте продлевает жизнь.

И в заключение напомним о другом исследовании: почти 40% случаев смертей от рака можно предотвратить, просто изменив образ жизни.

www.vesti.ru

«Известия»: Минздрав предлагает ежегодно повышать акцизы на алкоголь и сигареты на 10-20%

По информации издания, против этой инициативы выступил Минфин

МОСКВА, 28 мая. /ТАСС/. Министерство здравоохранения РФ предлагает ввести ежегодную индексацию акцизов на крепкий алкоголь и сигареты минимум на 10% и 20% вплоть до 2020 года. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на документы Министерства финансов, выступившего против инициативы.

Антитабачному закону пять лет: результаты, проблемы, решения

Как пишет издание, Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс, касающиеся акцизов на парфюмерные изделия, и отправил документ на согласование в Минздрав. Министерство здравоохранения, в свою очередь, выдвинуло предложение о внесении в НК дополнительных поправок, устанавливающих ежегодное повышение акцизных ставок на алкоголь и сигареты с 2018 по 2020 годы. При этом акцизы должны увеличиваться не менее чем на 10% для крепкого спиртного и не менее чем на 20% для табачной продукции.

Минфин выступил против этого, в результате ведомства составили таблицу разногласий, следует из протокола совещания министерств. Протокол совещания была направлен в Минздрав 24 апреля за подписью замглавы Минфина Ильи Трунина, пишут «Известия». Издание отмечает, что конфликт будет решен на базе правительства до конца 2018 года.

Антитабачная концепция Минздрава

Минздрав ранее подготовил проект антитабачной концепции на 2017-2022 годы. Он предполагает поэтапное увеличение налога на табачные изделия, повышение ставок акцизов до среднего уровня стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), а также введение экологического налога на сигареты.

По данным ВОЗ, опубликованным в 2017 году, курение табака является причиной 16% неинфекционных заболеваний у людей в мире, в первую очередь сердечно-сосудистых. Эти заболевания возникают также и от других предотвратимых причин — таких, как избыточное употребление алкоголя, ожирение, низкий уровень физической активности. Неинфекционные заболевания же в России и в мире выходят на первое место среди причин смертности людей.

Минздрав в своем документе отмечает, что повышение акциза на сигареты до среднего уровня среди стран Европейского региона ВОЗ позволит дополнительно привлечь в бюджет до 900 млрд рублей по сравнению со сборами 2015 года и спасет от преждевременной смерти до 2 млн граждан.