Налоги древнего мира

Налоги и налогообложение (Конспект лекций) (Е. П. Богданов)

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Налоги и налогообложение». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

  • 3. Налогообложение в Европе XIX–XX вв.
  • 5. История налогообложения в России с XIX в. до 1917 г.
  • 6. История налогообложения в России с 1917 г. до 2001 г.
  • 8. Экономические принципы налогообложения в основе системы налогообложения
  • 9. Фискальная функция налогов
  • 14. Метод правового регулирования налогового права. Место налогового права в системы российского права
  • 15. Источники налогового права. Предмета налогового права. Понятие и сущность налоговых отношений
  • 17. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов и привлекаемые для проведения контрольных мероприятий
  • 1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим

    Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен.

    История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

    Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат – чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.

    Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму.

    Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

    В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.

    Развитие государственных институтов Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота – 1 %, налог с оборота при торговле рабами – 4 % и др.

    Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора различных экономических отношений.

    Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

    Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.

    Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминают видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги, как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати.

    Интересно отметить, что известный афоризм «деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9–79 гг.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос «Зачем ты берешь налог за это?». [14, 15]

    Оглавление

    • 1. Возникновение и развитие налогообложения. Древний мир и древний Рим
    • 2. Налогообложение в Европе в XVI–XVIII вв.
    • 4. История налогообложения в России до XIX в.
    • 7. Налоги и сборы. Признаки и функции. Понятие «сбора»
    • 10. Система налогов и сборов: общие положения. Налоговая система РФ и элементы налогообложения
    • 11. Отличие системы налогов от налоговой системы
    • 12. Налоги и сборы в налоговой системе России
    • 13. Налоговая база. Налоговая ставка и ее виды
    • 16. Налоговое правоотношение и его характеристика. Виды налоговых правоотношений

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Налоги и налогообложение (Конспект лекций) (Е. П. Богданов) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    kartaslov.ru

    Налоги Древнего мира

    Зачатки налогов в Древнем мире проявлялись в виде временных жертв, субсидий, выплат, требуемых в исключительных случаях, например при защите от внешней опасности, позже — для выполнения задач государственного развития.

    Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат — чиновники, армия, суды. Необходимостью содержания государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения, причем налогообложение тогда отличалось неразвитостью и случайным характером налогов.

    Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей преимущественно в натуральной форме. Подданные несли повинности личного характера (участие в походах, услуги), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий(IV век до н. э.) брал налоги даже евнухами.

    С течением времени для удовлетворения общественных нужд личного участия оказалось недостаточно: часть населения не могла работать — ей легче было платить деньгами, — так возникла необходимость дополнить недостаток личных сил вещественными, или налогами. При натуральном хозяйстве преобладали натуральные повинности, при переходе к денежным отношениям они все более переходили в форму денежных податей, но не заменяли их, а стали составлять одну систему государственных налогов (повинности + подати).

    Необходимо отметить, что первые общеобязательные платежи Древнего Мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Это были скорее квазиналоги, существующие и взимаемые наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам как таковым.

    www.podatinet.net

    § 1. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения. Общая характеристика теорий налогообложения и сборов

    Налоги наряду с военной добычей являются древним источником образования государственных финансов, способом добывания государством денег. История налогообложения насчитывает несколько тысячелетий.

    Большинство экономистов выделяют три основных этапа в развитии налогообложения12.

    Первый этап развития налогообложения — Древний мир и Средние века. На этом этапе появляются налоги, происходит их развитие. Одной из первичных форм налогообложения являлась дань с покоренных народов, именно поэтому на первом этапе своего развития налоги рассматривались как атрибут побежденных и рабов. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, взимаемых в натуральной форме. По мере развития товарно-денежных отношений налоги принимают денежную форму, расширяются основания их взимания. Наряду с военной добычей, доменами13 и регалиями14 они становятся источниками доходов для содержания государства.

    Примером развитой налоговой системы Древнего мира является налоговая система Рима. Именно в Риме при императоре Октавиане Августе15 появляется первый всеобщий денежный налог — трибут. Были созданы и специальные финансовые учреждения для контроля за сбором налогов. 25

    § 1. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения Известное изречение «деньги не пахнут», приписываемое римскому императору Веспасиану16, появилось после введения в Риме налога на общественные туалеты. Оно явилось ответом на упрек о его введении.

    Для первого этапа развития налогообложения характерен взгляд на налог как на атрибут рабства, неволи. В основе такого взгляда — длительная практика налогообложения только покоренных народов.

    Яркой иллюстрацией к первому этапу развития налогов является фрагмент из Нового Завета, в котором фарисеи спрашивают у Христа: «Нужно ли платить дань кесарю?». Действие происходит в Палестине, покоренной римлянами провинции. Христос, взглянув на монету — динар, на которой был изображен римский император, ответил: «Кесарю кесарево, Богу богово».

    Средние века характеризуются отсутствием в Европе развитых налоговых систем. Налоги не носили регулярного характера, взимались от случая к случаю. Так, например, вассалы облагались налогом в случае пленения своего сюзерена для его выкупа, а также в случае свадьбы сына и дочери короля.

    Второй этап, начавшийся в конце XVII в. и продолжившийся до конца XVIII в., характеризуется существенными экономическими и общественными изменениями и, как следствие, изменениями в налогообложении. Налоги становятся ведущим источником доходной части государственных бюджетов.

    Возникновение нового общественного класса — буржуазии, ее приход к власти в большинстве европейских государств, — все эти со- бьпия самым кардинальным образом изменили существующие налоговые системы, принципы их установления и формирования. Изменился и взгляд на налог: он перестал быть признаком рабства. Налог становится институтом, связывающим гражданина и государство, показателем свободы. Формируются принципы налогообложения, одним из которых становится принцип установления налога только представительными органами власти — парламентами. Налог приобретает те признаки, которые формируют его как правовую категорию.

    В налоговых системах большинства стран Европы появляются подушный и подоходный налоги, акцизы.

    Третий этап в развитии налогообложения начался в XIX в. Количество налогов в налоговых системах большинства стран уменьшается, возрастает роль законодательства при их установлении и взимании. После Первой мировой войны закладывается конструкция современной налоговой системы1. В начале 80-х гг. XX в. во всех ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, направленные на гармонизацию налоговых систем западноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита.

    В ходе развития человеческой мысли сформировались научные доктрины, получившие название «налоговые теории». Последние касаются различных аспектов налогообложения, те из них, которые представляют собой исследования о сути и природе налогов, получили название общих теорий налогообложения.

    Большинство из сложившихся теорий получили название теории обмена. Она породила множество близких к ней теорий. В основе теории обмена взгляд на налог как на плату, в обмен на которую общество получает от государства различные услуги: охрану от внешнего врага, защиту от преступлений, доступ к правосудию, к различного рода социальным благам. Эта теория в той или иной форме пронизывает всю науку о налогах на разных этапах общественно-исторического развития. Сторонники данной тории полагают, что размер поимущественных налогов должен соответствовать тому доходу, который налогоплательщик получает под защитой и охраной государства, а личные налоги должны носить характер одинаковой поголовной подати.

    Согласно одной из разновидности теории обмена, атомистической теории, представителями которой являлись Вольтер, Ш. Монтескье и известный английский философ Т. Гоббс, налог представляет собой плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности. Налог есть результат договора между гражданами и государством, поэтому данную теорию называют также теорией общественного договора, заключенного между обществом и государством. Государство обязано оказывать обществу определенные услуги, получив от общества право на установление налогов.

    Согласно теории наслаждения и удобств, автором которой был швейцарский экономист Ж.С. де Сисмонди, налог есть цена, уплачиваемая гражданином за получаемые им от государства наслаждения и

    Пушкарева В. Указ. соч. С. 74.

    § 1. Происхождение налогов и основные этапы развития налогообложения. удобства в виде общественного порядка, правосудия, сохранения собственности, хороших дорог и народного просвещения.

    Теория коллективных потребностей (Ф. Нитти, А. Вагнер) заключается во взгляде на налогообложение как на обусловленный существованием государства финансовый источник, способствующий деятельности государства по удовлетворению коллективных потребностей граждан. Данная теория подводит обоснование под принудительность налогообложения, вмешательство государства в экономику, оправдывает рост налогов.

    Нельзя не упомянуть о теории социальной возвратности налога, широко распространенной и в социалистических государствах. Согласно данной теории, собранные с граждан налоги возвращаются этим же гражданам в виде всякого рода услуг.

    Противоположной теории обмена является теория жертвы, согласно которой налог есть жертва, приносимая в интересах государства (Б. Мильгаузен, К. Эеберг). Сторонником теории жертвы был известный российский ученый-финансист И.И. Янжул. Данная теория рассматривала налог в качестве принудительного платежа, в ее рамках было разработано учение о равенстве жертв, выражающее справедливость налогового бремени.

    Помимо общих теорий налогообложения, определяющих его природу, учеными разработаны и теории о влиянии налогов на экономику, о либерализации налогообложения, об установлении налогов.

    Классической теорией налогов названа теория налогового нейтралитета, разработанная А. Смитом и развитая Д. Рикардо, Д. Миллем. Согласно данной теории налоги должны быть сконструированы таким образом, чтобы, давая доход государству, не влияли отрицательно на экономику и общество. Налогообложение должно быть удобным для налогоплательщика, взимание налогов должно осуществляться наиболее дешевым способом.

    По вопросу об установлении налогов существует несколько теорий. Одна из них — теологическая, согласно которой налоги есть божественное установление, получила распространение в Средние века.

    Весьма популярной в конце XVIII в. была теория фискального договора. В России ее разделял А.Н. Радищев. Он считал, что налоги основываются на договоре между обществом и государством.

    Особо необходимо отметить марксистскую теорию отмирания налогов. В основе всех марксистских программ лежали положения о ликвидации частной собственности, переходе к единому подоходному налогу, а в дальнейшем — полной отмене налогов с населения.

    lawbook.online

    Древнейшим документом, рассказывающим о сборе налогов, является клинописные таблички, найденные французскими археологами в 1878 году в Лагаше – шумерском городе, написаны они были примерно в 2400 году до н.э. В этом документе рассказывается, что до этого времени по всей стране, «начиная с северной границы… до моря были поставлены надзиратели в качестве судей… При корабле был поставлен надзиратель корабля. У ослов был поставлен надзиратель за пастухами, у овец был поставлен надзиратель за овчарнями. У рыболовных сетей был поставлен надзиратель за рыбаками. Жрецы должны были сдавать налог на поле перед начальниками закромов. Пастухи овец… должны были при отсутствии шерсти белых овец сдавать надзирателю соответствующее серебро. Жрец, заведующий складами, мог в саду рядового воина взять и дерево и плоды… Если труп погребался в могиле, то плата за похороны была… 7 кружек пива, 420 хлебов, 72 меры зерна, 1 одежда, 1 ложе, 1 кресло…».

    Чиновники богатели на поборах и грабежах. Земли и владения правителей (ишакку) сливались в сплошные огромные поместья. «Дома гарема, дома дворцовой семьи и поля дворцовой семьи простирались от края до края».

    Но, около 2400 года до н.э. новый правитель Лагаша Урукагина «установил царство в Лагаше и… среди 36 000 людей он восстановил древние правления и дал силу слову… От корабля он удалил надзирателя за кораблем. От ослов и овец он удалил надзирателя за пастухами. От рыболовных сетей он удалил надзирателя за рыбаками. От налогового зерна жреца он удалил начальника закрома. От платежа серебром… он удалил надзирателя… Начиная с северной границы… вплоть до моря не было больше судей надзирателей…».

    Жрец, заведующий складами, не имел больше права входить и выходить из сада воина… Большой человек не должен вымещать зло на простом человеке, «если у них не состоялась торговая сделка». Однако, Урукагина не долго сидел на троне. Чиновники позвали иностранцев и вместе с ними свергли Урукагину.

    Исследования современных ученых привели к такому выводу: сбор налогов смог появиться только при централизации власти (духовной или светской) на содержание самой этой власти, на выполнение дорогостоящих общественных мероприятий, проводимых этой властью. Первично принято считать, что появились общественные постройки для отправление духовных потребностей (храмы), при которых сложилась жреческая каста. С укреплением их власти, державшейся на лучшем знании законов мироздания, происходит формирование семейной передачи знаний, а соответственно – формирование семейных кланов, которые стали управлять всеми вопросами внутренней и внешней политики населенных пунктов. В настоящее время считается весьма проблематичным установить временную границу появления централизованной власти, можно только по некоторым признакам установить периоды существования власти.

    Каждому нашему современнику понятно, что барана стригут только тогда, когда отрастет шерсть. У человека можно выманить в форме добровольного пожертвования средства к существованию при наличие избытков этих средств. В древнем обществе только земледелие и скотоводство давали возможность создания излишков. О том, что такой излишек появился на Ближнем Востоке довольно рано, говорят многие археологические данные, и, прежде всего монументальные сооружения. В Южном Двуречье он появились, как минимум, за пять тысяч лет до новой эры. Более ранние строения невозможно по фундаментам классифицировать как культовые (общественные) сооружения. Подсчеты показывают, что на строительство одной только платформы одного из храмов Урука 1500 человек должны были трудиться около пяти лет, – для этой стройки было затрачено 1,7 миллиона человеко-дней! Для того, чтобы оторвать от производства продуктов такое количество людей, общество должно было иметь большие запасы продуктов. Уже раннее земледелие давало возможность производить больше продуктов питания, чем требовалось для жизни той или иной земледельческой общины.

    Мне могут возразить, что из книг известно, что все великие сооружения строились с применением огромного числа рабов, которых в древнем обществе нещадно эксплуатировали, заставляя работать от зари до зари, за пустую похлебку и кусок хлеба. Сразу развею ваши сомнения: уже давно установлено, что автомобиль проедет столько, насколько хватит горючего или, как говорили в старину в отношении человека: «Как полопаешь, так и потопаешь!». Говоря современным языком, можно выразиться следующим образом: существуют необходимые нормы потребления продуктов при различной интенсивности труда; при этом набор продуктов должен быть сбалансирован по питательным свойствам (калорийности) и содержать необходимый набор микроэлементов и витаминов. Таким образом, содержание раба выливается в дополнительные затраты хозяина-рабовладельца на покупку раба, строительство и содержание помещения, надсмотрщиков, обучающего персонала и еще великое множество косвенных затрат, включая продукты питания. Наличие рабовладения говорит о существовании централизованного государства, имеющего солидную армию, которую нужно содержать за счет налогов. Мы же с вами ищем причину и сроки появления налогов, которые не могут появиться ранее, чем были созданы малые города и страны с централизованной властью.

    Одной из форм появления налогов (дани), кроме храмовой подати, было отчисление уже принудительного характера на содержание армии и охраны условных границ или зон влияния. Одновременно с развитием меновой торговли появляется целый штат профессиональных торговцев, которые и осуществляют сам процесс обмена, взымая за это определенные комиссионные. Появляются в процессе развития торговли и торговые пути, на которых формируются промежуточные стоянки, своя система охраны и первые признаки таможенных сборов в пользу централизованной власти.

    С некоторого момента начинают выходить из-под контроля жрецов командиры охранных отрядов, а затем и военачальники. Начинает формироваться дополнительная каста воинов, из которой выходят вожди – руководители государств. Располагая силой, они уже без всякого стеснения начинают устанавливать размеры налогов со двора, с семьи или с каждого жителя в отдельности, постепенно увеличиваю ставку налога, распространяя его на все виды деятельности. Необоснованно растет число штатных собирателей налогов, о чем мы уже информировали читателя выше. Появляются целые артели сборщиков налогов, разделенных на профессиональные группы по признаку собираемых налогов. Еще в 18 веке в царской России встречаются различные названия сборщиков налогов натуральными продуктами: мытарь, шапарь, ясачник и др.

    Подводя итоги нашего небольшого исследования о налогах, делаем вывод, что налоги как форма управления населением существует с незапамятных времен. В связи с отсутствием письменных источников далеких времен невозможно установить период введения налогов.

    history.wikireading.ru

    Налоги в античном мире

    Многие черты современных государств имеют свои истоки в античном мире: Древней Греции и Древнем Риме, в том числе и налоговая система.

    Развитие государства в Древней Греции требовало значительных расходов на содержание армии, возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и другие общественные нужды. Такие расходы могли обеспечить налоги.

    В то же время в Древней Греции, а затем в Древнем Риме, существовало серьезное противодействие введению налогов со свободных граждан. В Афинах личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными для себя. Так же негативно они относились и к налогам на имущество. Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань предпочитали взимать с побежденных врагов, а также со своих союзников. Однако когда предстояли крупные расходы, например, на сооружение крепости, общественных зданий, военных действий и пр., то совет или народное собрание города-государства принимали решение о процентных отчислениях от доходов в виде 1/10 или 1/20 частей получаемого дохода.

    Древний Рим многое позаимствовал у Греции в отношении налоговой системы и существенным образом развил ее [3]. Первоначально государство состояло из города Рима и его окрестностей. В мирное время налогов в Риме этого периода не было. Расходы по управлению государством были минимальными, поскольку магистраты исполняли свои должности безвозмездно, вкладывая порой довольно значительные собственные средства. Это было почетно. К тому же реальная власть всегда оставалась в руках богатых людей. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Основой доходов государства была сдача в аренду общественных земель. Однако в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком. Если учесть, что Древний Рим во всей своей истории почти непрерывно вел войны, то периоды отсутствия налогов были скорее эпизодами, чем постоянной системой. Все это требовало развития системы налогообложения [3].

    Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками (цензорами). Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, основа сегодняшней декларации о доходах физических лиц закладывалась еще в IV–III вв. до н.э.

    В IV–III вв. до н.э. Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось, как и в самом Риме, каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги.

    В случае победоносных войн налоги для граждан Рима снижались или отменялись совсем. Необходимые для государства средства обеспечивались контрибуцией с завоеванных земель. Так, в правление Луция Корнелия Суллы (138–78 гг. до н.э.) «граждане не платили уже никаких налогов, и единственные доходы, которые государство получало здесь, оно извлекало из отдачи в аренду оставшихся у него земельных участков, из сборов таможенных и некоторых немногочисленных налогов на роскошь» [3].

    По мере роста территории и завоевания новых провинций Рим превращался в империю. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они должны были платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. В провинциях собирались прямые и косвенные общегосударственные и местные налоги. Единой налоговой системы в пределах всей Римской империи не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, зачастую Рим просто использовал систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялись лишь направление и использование поступающих средств. В целом в римскую казну в провинции, как правило, платили меньше, чем прежним властителям. Но жители провинций также несли расходы на содержание местной администрации, строительство общественных зданий, дорог и т.п. В таких провинциях Рима, как Испания и Македония, важнейшим источником доходов стали налоги с доходов от рудных и соляных копей в виде 1/10 части добытых полезных ископаемых.

    Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать налоги и контролировать их уплату. Поэтому римская администрация прибегала для сборов налогов к помощи так называемых откупщиков. На откуп обычно отдавались косвенные и чрезвычайные налоги, хотя очень часто на откуп отдавались и прямые налоги.

    Система откупов предусматривала передачу права собирать налог тому гражданину, который предложит за это более высокую плату. Вся сумма поступала немедленно после этого в казну, а откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старались получить с налогоплательщиков максимальную прибыль. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо правил и контроля со стороны римской администрации привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычным явлением были злоупотребления и коррупция.

    Преобразования финансового хозяйства и прежде всего налоговой системы начал Гай Юлий Цезарь (100–44 до п.э.). Прежде всего он отменил откуп по прямым налогам, сохранив его только для косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести в казну в виде прямых налогов. Распределение и сбор налогов были возложены на общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, и значительные суммы шли теперь в казну, а не в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

    Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (63 до н.э. – 14 н.э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Еще больше были сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установили строгий государственный контроль. В каждой провинции был назначен прокуратор, который возглавлял деятельность финансовых учреждений провинции.

    Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу составили кадастры, содержащие сведения о всех землевладельцах. Была также проведена перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций вместе с финансовыми чиновниками-прокураторами. Каждый житель провинции был обязан в определенный день раз в пять лет предоставить властям общины свою налоговую декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили основой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

    Для примера рассмотрим, что собой представляет перепись имущественного состояния в одной из провинций Римской империи – Иудее.

    Сведения о землевладении содержали в себе следующее:

    – наименование общины, наименование отдельного подворья, два ближайших соседа;

    – количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие 10 лет;

    – число виноградных лоз на участке;

    – число деревьев на оливковых плантациях;

    – количество лугов и пастбищ;

    – количество лесных угодий, могущих давать деловую древесину;

    – пол и возраст всех членов семьи [3].

    Владелец земли был обязан оценить все сам. Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то он должен был привести уважительные причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные деревья включались в ценз.

    Главным источником налоговых доходов в провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла 1/10 доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, с количества фруктовых деревьев (включая и виноградные лозы).

    Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (сюда включали не только скот, но и рабов), предметы роскоши и драгоценности.

    Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

    Уже в Древнем Риме с помощью налогов пытались решить не только чисто фискальные задачи, но и социальные. Так, в 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались исключительно свободные граждане Рима, но не граждане провинций. Полученные от налогообложения средства направлялись целевым образом на пенсионное обеспечение профессиональных солдат после окончания их службы. От этого налога освобождались ближайшие родственники солдат.

    Римской империи принадлежит первенство и в установлении промыслового налога. Он был введен при императоре Диоклетиане (243-313).

    Помимо прямых налогов, в Римской империи взимались и косвенные налоги. Наиболее существенными из них были:

    – налог с оборота (или акциз на внутреннее потребление) по ставке 1%;

    – особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4% от их рыночной стоимости;

    – налог на освобождение рабов по ставке 5% от их рыночной стоимости;

    – акциз на соль (взимался только с жителей провинций).

    С ввозимых или вывозимых товаров во всех провинциях взимались таможенные пошлины. Величина пошлины дифференцировалась по видам товаров и провинциям, в среднем ставка составляла около 5%.

    Налоги в Римской империи взимались исключительно деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки товаров и продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации страны. В то же время в соседних странах еще была возможность платить налоги натурой.

    Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную принято относить к 395 г. н.э., когда умер Феодосий Великий. После раздела Римской империи, а затем падения ее Западной части, многие финансовые и хозяйственные традиции и устои Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху, до VII в. включительно, в Византии существовал 21 вид прямых налогов, в том числе: поземельный налог, подушная подать, налог на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10–12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и др. Если при строительстве здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, который получил название «налог на воздух». Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и военные, получившие повышение в должности. Широко практиковались в Византии чрезвычайные обложения: на строительство флота, на содержание воинских контингентов и т.п.

    Надо отметить, что обилие налогов в Византии не привело к финансовому процветанию. Наоборот, следствием чрезмерного налогового бремени стало сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослабившие мощь государства.

    studme.org