Новый уголовный кодекс рк комментарий

Комментарий к Уголовному Кодексу Республики Казахстан

Борчашвили И.Ш., доктор юридических наук, профессор, академик Академии естественных наук Республики Казахстан, заслуженный работник МВД Республики Казахстан

Уголовный кодекс Республики Казахстан был принят 16 июля 1997 г. и вступил в действие 1 января 1998 г. Он подвел итог развитию и применению Уголовного кодекса Казахской ССР 1959 г., изменявшемуся и дополнявшемуся на протяжении тридцати пяти лет. Жизнь потребовала создания нового Уголовного кодекса, основанного на идее приоритета общечеловеческих ценностей, решительного поворота к проблеме уголовно-правовой охраны прав и свобод человека, соответствия уголовно-правовых запретов условиям нарождающейся рыночной экономики. Правоприменительная практика постоянно ощущала нестабильность уголовного законодательства. Следует отметить, что законодателю удалось во многом воплотить задуманное в тексте нового УК. Принятие нового УК было обусловлено рядом причин: прежде всего это первый кодекс суверенного Казахстана, с принятием которого сделан важный шаг в проведении судебной реформы, совершенствовании системы защиты прав и свобод личности, демократизации уголовного законодательства; во-вторых, многие положения УК КазССР уже не отвечали экономическим, социальным и политическим потребностям казахстанского общества, не говоря уже о международных нормах прав человека; в-третьих, УК КазССР 1959 г. не учитывал должным образом новые характеристики и тенденции преступности. Новый Уголовный кодекс базируется на Конституции Республики Казахстан и закрепленных ею социальных ценностях и общепризнанных принципах и нормах международного права. Он содержит ряд принципиальных положений, отличающих его от старого УК и направленных в первую очередь на защиту личности, общества и государства. Вместе с тем смещение приоритетов не должно вести к ослаблению государства. Права и интересы граждан могут быть обеспечены только авторитетными государственными органами, неукоснительно соблюдающими законность. Уголовная политика независимого Казахстана характеризуется сохранением повышенной уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления, проявления организованной преступности, с одной стороны, и применением более мягких мер воздействия к лицам, не требующим столь сурового к ним отношения — с другой стороны. Дифференциацию уголовной ответственности во многом определяет категоризация преступлений, проведенная в новом Кодексе в зависимости от тяжести содеянного и форм вины ( ст. 10 УК РК ). С дифференциацией ответственности связана и система уголовных наказаний ( ст. 39 УК РК). В систему наказаний включены новые виды (общественные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест), известные ранее виды наказаний наполнились новым содержанием. Эффективность предусмотренной Кодексом системы уголовных наказаний будет определяться результатами практики применения установленных им видов наказаний и санкций. Оправданным следует считать отказ законодателя от позиции прежнего закона, ограничивающего пределы наказания в случае совершения одним лицом нескольких преступлений пределами максимального наказания за самое тяжкое из них даже в случае применения принципа сложения. При этом максимальное наказание, как правило, не могло превысить срок 15 лет лишения свободы. Это означало, что виновный фактически нес ответственность лишь за одно, хотя и самое тяжкое, из множества совершенных им преступных деяний. Новый УК преодолел это противоречие и установил порядок, при котором окончательное наказание за совокупность преступлений может быть назначено в пределах 25-30 лет лишения свободы. Новый УК значительно расширил виды освобождения от уголовной ответственности в случае позитивного постпреступного поведения лица, совершившего преступление, выразившегося в предотвращении последствий содеянного либо в оказании помощи правоохранительным органам в раскрытии совершенного преступления. Законодатель существенно обновил структуру Особенной части УК. В нее включены значительно переработанные или созданные заново главы: «Преступления против личности», «Преступления против мира и безопасности человечества», «Преступления в сфере экономики, «Экологические преступления» и др. Все эти главы включают немало новых или существенно обновленных статей, содержащих уточненные или принципиально иные диспозиции, расширенный перечень видов санкций. Возникает вопрос: есть ли в новом УК РК недостатки? Конечно, есть. Но дело в том, что, во-первых, идеального кодекса не существует. Во-вторых, попытка создать в период реформ Уголовный кодекс на длительный срок заранее обречена на неудачу. Общее количество статей в Уголовном кодексе 1997 г. — 390, из них в Общей части — 95, в Особенной — 295, что превышает объем Уголовного Кодекса КазССР 1959 г.

Нарикбаев М. С. , Председатель Верховного Суда Республики Казахстан, доктор юридических наук

studfiles.net

Новый уголовный кодекс рк комментарий

Для того, что бы получить pin-код для доступа к данному документу на нашем сайте, отправьте sms-сообщение с текстом zan на номер

Абоненты GSM-операторов ( Activ, Kcell, Beeline, NEO, Tele2 ) отправив SMS на номер , получат доступ к Java-книге.

Абоненты CDMA-оператора ( Dalacom, City, PaThword ) отправив SMS на номер , получат ссылку для скачивания обоев.

Стоимость услуги — тенге с учетом НДС.

1. Перед отправкой SMS-сообщения Абонент обязан ознакомиться с Условиями предоставления услуг.
2. Отправка SMS-сообщения на короткие номера 7107, 7208, 7109 означает полное согласие и принятие условий предоставления услуг Абонентом.
3. Услуги доступны для всех казахстанских сотовых операторов..
4. Коды услуг необходимо набирать только латинскими буквами.
5. Отправка SMS на короткий номер отличный от номера 7107, 7208, 7109, а также отправка в теле SMS неправильного текста, приводит к невозможности получения абонентом услуги. Абонент согласен , что Поставщик не несет ответственности за указанные действия Абонента, и оплата за SMS сообщение не подлежит возврату Абоненту, а услуга для Абонента считается осуществленной.
6. Стоимость услуги при отправке SMS-сообщения на короткий номер 7107 — 130 тенге, 7208 — 260 тенге, 7109 — 390 тенге.
7. По вопросам технической поддержки SMS-сервиса звоните в абонентскую службу компании «RGL Service» по телефону +7 727 356-54-16 в рабочее время (пн, ср, пт: с 8:30 до 13:00, с 14:00 до 17:30; вт, чт: с 8:30 до 12:30, с 14:30 до 17:30).
8. Абонент соглашается, что предоставление услуги может происходить с задержками, вызванными техническими сбоями, перегрузками в сетях Интернет и в сетях мобильной связи.
9. Абонент несет полную ответственность за все результаты использования услуг.
10. Использование услуг без ознакомления с настоящими Условиями предоставления услуг означает автоматическое принятие Абонентом всех их положений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Постатейный комментарий к
Уголовному кодексу Республики Казахстан (Особенная часть)

Использованы материалы сети «Интернет»

online.zakon.kz

1 января 2015 года вступил в силу новый уголовный кодекс Республики Казахстан

Новый, усовершенствованный и не однозначный. С одной стороны, широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь, общественные и исправительные работы, а также минимальные сроки давности и отсутствие судимости по уголовным проступкам.

В новом издании Кодекса ввели двухзвенную систему уголовно наказуемых деяний. Их делят на преступления и уголовные проступки, которые находятся по степени общественной опасности на стыке административного правонарушения и уголовного преступления.

В Уголовном Кодексе предусмотрен 171 уголовный проступок. В эту категорию переведены 104 состава преступлений небольшой тяжести, что свидетельствует о значительной гуманизации уголовного закона.

Не лишне указать, что из этих 104 преступлений 20 имели санкции в качестве меры наказания «лишение свободы», а теперь за их совершение не будет судимости. Решение о выводе ряда административных правонарушений в уголовные проступки продиктовано тем, что по ним невозможно незамедлительно составить протокол и направить на рассмотрение в уполномоченный орган, как это предусмотрено для административного судопроизводства в целом.

Введены новые виды уголовных наказаний – «арест» и «выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства». Исключены такие виды воинских наказаний, как «ограничение по воинской службе» и «содержание на гауптвахте».

Область применения вида наказания, как ограничение свободы, распространена на все преступления небольшой и средней тяжести, а также на часть тяжких преступлений. Данное наказание предусматривает нахождение осужденного под пробационным контролем, а также привлечение его к общественно-полезному труду, что позволит усилить посткриминальное поведение осужденного.

Одно из новшеств – ответственность за распространение заведомо ложной информации. Согласно новому Уголовному кодексу Республики Казахстан, наказанием за совершение этого преступления может стать до 10 лет лишения свободы. Отдельно прописано, что распространение заведомо ложной информации посредством социальных сетей либо средств массовой информации будет наказываться штрафом до пяти тысяч МРП, исправительными работами, ограничением либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.

Коренным образом усилена ответственность за транспортные преступления, особенно за их совершение в состоянии опьянения, а срок лишения права на управление транспортным средством увеличен до 10 лет. В частности, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, повлекшее смерть человека, выделено в качестве умышленного — тяжкого преступления, по которому примирение сторон невозможно.

Впервые за всю историю поправок внесена такая мера возмездия, как пожизненный запрет работы на тех или иных должностях для двух категории граждан: педофилов и чиновников. В зависимости от последствий их действий первые могут быть осуждены сроком на 20 лет и более за сексуальные преступления против детей и к тому же на всегда лишатся права работы с несовершеннолетними в будущем.

Наказание за проявление экстремизма и терроризма также ужесточили, будет сильнее наказываться распространение радикальных идеологий, в том числе с использованием новых технологий.

Участие в иностранных вооруженных конфликтах будет расцениваться как уголовное преступление. Наказанием станет лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

Отдельной главой выделена ответственность за киберпреступления, в том числе за несанкционированный доступ к компьютерной информации, ее незаконный перехват, модификацию и уничтожение, а также распространение программ либо деструктивных материалов, представляющих общественную опасность. Усилена ответственность за распространение информации оскорбительного характера посредством компьютерных систем.

Еще одно нововведение, это при задержании подозреваемого полицейские обязаны зачитать его права и устно поставить в известность за совершение какого преступления его задерживают.

Новый кодекс должен обновить и модернизировать уголовное законодательство, усилить борьбу с преступностью и повысить безопасность казахстанцев.

alm.prokuror.kz

АДВОКАТЫ КОММЕНТИРУЮТ И ПРЕДЛАГАЮТ

На очередном заседании межведомственной рабочей подгруппы при Генеральной прокуратуре РК, среди прочих обсуждаемых вопросов, были заслушаны предложения, поступившие от НПП «Атамекен», касающиеся внесения изменений в УК и УПК РК по вопросам предпринимательской деятельности, а так же предложения от Генеральной Прокуратуры РК об упрощении порядка санкционирования ареста на имущество.

Обеспокоенность НПП «Атамекен», была вызвана, по их словам, частыми изменениями и поправками, вносимыми в Налоговый кодекс со дня его принятия, что, по мнению представителей НПП, зачастую приводит к коллизиям и не позволяет, ни предпринимателям, ни самим государственным органам приспособиться к новым условиям и создать единообразную практику применения. В частности ими было предложено внести уточнение в статьи 244 и 245 УК РК, в которых говорится об ответственности за уклонение от налогов, касательно того, что наказание следует за умышленное непредставление декларации, сопряженное с намеренными действиями налогоплательщика по сокрытию доходов и других объектов налогообложения, так как при отсутствии умысла у лица на сокрытие объекта налогообложения, нет и состава преступления в его действиях.

Кроме этого, предложения касались изменений в Уголовном кодексе по налоговым преступлениям в части определения размера причиненного ущерба вследствие не поступивших платежей в бюджет и многое другое.

Республиканская коллегия адвокатов разделяет обеспокоенность Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» высказанную в предложениях о внесении поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальные Кодексы Республики Казахстан.

Вместе с тем, ознакомившись с ними, Коллегия полагает, что в случае точного и неукоснительного соблюдения, исполнения и применения органами досудебного расследования всех норм действующего права, как того требует от них принцип законности из ст.10 УПК, естественно, при надлежащем прокурорском надзоре за их деятельностью и незамедлительном принятии мер реагировании органами прокуратуры на все без исключения обращениям субъектов предпринимательства или их представителей о нарушениях закона со стороны этих органов, внесение некоторых из предлагаемых поправок не требуется, поскольку ряд моментов, вызвавших обеспокоенность НПП, уже урегулированы как в нормах Уголовного и

Уголовно-процессуального Кодекса, так и в нормах иных законодательных актов Республики Казахстан, которыми в своей деятельности обязаны руководствоваться органы досудебного расследования, к подследственности которых отнесены уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности.

Более конкретная позиция по этому вопросу, была озвучена адвокатом Коллегии адвокатов города Астаны Нурланом Бейсекеевым: «Разделяя обеспокоенность о законности начала досудебного расследования по статьям 244 и 245 Уголовного Кодекса сразу после вручения налоговым органом налогоплательщику уведомления о произведенном доначислении налогов и других обязательных платежей в бюджет и в ходе оспаривания этого уведомления, в свою очередь, считаем недопустимым и незаконным незамедлительную передачу сотрудником налогового органа, проведшим налоговую проверку и вынесшим уведомление, для регистрации в ЕРДР департаментов государственных доходов, сотрудником которого он и является, составленного им акта налоговой проверки и уведомления, не только в период обжалования итогов проведенной им налоговой проверки, но и в течение 30 рабочих дней с момента вручения уведомления, в силу следующих норм права».

Упоминая и опираясь на такие нормы права, как статьи Налогового Кодекса – 666, 667, 674, 686, статью 4 Предпринимательского Кодекса, статью 10 Уголовного Кодекса, статьи 35, 179 и 180 УПК РК и другие, адвокат полагает, что поскольку в диспозициях статей 244 и 245 УК законодатель определил, что уклонении от уплаты налогов и других обязательных платежей подлежит отнесению к уголовным правонарушениям в более чем конкретных случаях, а именно, путем непредставления гражданином декларации о доходах, когда подача декларации является обязательной, либо включение в декларацию или иные документы, связанные с исчислением или уплатой налогов в бюджет, заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо об имуществе, а юридическим лицом – в виде непредставления декларации, когда подача декларации является обязательной, либо внесение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, путем сокрытия других объектов налогообложения, то в случаях, когда результатами налоговых проверок (актами), не установлены приведенные из диспозиций статей 244 и 245 УК факты, материалы об этих налоговых проверках не должны подлежать передаче налоговыми органами для регистрации в ЕРДР.
Таким образом, с учетом всех приведенных норм права следует, что регистрации в ЕРДР подлежат только такие материалы налоговых проверок, которыми установлены такие действия или бездействия, что приведены в диспозициях статей 244 и 245 УК.

Иные же случаи, о которых сказано в предложениях НПП, как то «технические ошибки в налоговой отчетности, двоякое толкование налогового законодательства», не должны регистрироваться в ЕРДР, а значит по таким случаем не может быть начато досудебное расследование. Такой подход будет соответствовать и отвечать требованиям ч.5 ст.181 УПК.

Кроме этого, конкретизации в статьях 244 и 245 УК о том, что наказание за этот вид преступления, наступает только в случае умышленных действий, не требуется, поскольку в связи с содержанием диспозиции указанных норм, данный вид преступления и так отнесен к категории умышленных, а тому, какие деяния следует считать умышленными, дано разъяснение в ст.20 УК.

По поводу предложения Генеральной Прокуратуры, относительно упрощении порядка санкционирования следственным судьей ареста на имущество, посредством исключения из части 2 статьи 56 УПК пункта 8, внесения изменений в части 2 и 3 статьи 163 УПК, Нурлан Бейсекеев высказался следующим образом, полагая, что в таком случае произойдет дискредитация требования пункта 2 статьи 13 Конституции Республики Казахстан, в соответствии с которой каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод, пункта 3 статьи 39 Конституции, а также в связи с тем, что такой порядок вступит в глубокое противоречие с требованиями принципов уголовного процесса, установленных в статьях 10, 12, 13, 15, 21, 23, 24, 26, 27 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан, и поскольку в таком случае будут нарушены права иных лиц, также обладающих правом на имущество, на которое предполагается наложение ареста в стадии досудебного производства и это при том, что зачастую эти лица не привлекаются или же не допускаются в главное судебное разбирательство в качестве какого-либо участника и судебный вердикт относительно имущества, на которое оно имеют такое же право, как и подсудимый, в этой стадии уголовного процесса разрешается без их участия.

advokatura.kz

Новости Усть-Каменогорска и ВКО

Новый Уголовный кодекс рекомендует казахстанцам меньше болтать и больше работать

18:14, 13 июля 2014

Какие контрасты!

Главный документ, регулирующий криминальные стороны жизни общества, не менялся с 1997 года. Собственно, это одна из причин, почему назрело время большой реформы. Новый кодекс, по мнению его разработчиков, должен не только соответствовать сегодняшним реалиям, но и быть скоординированным с различными международными документами, которые ратифицировал Казахстан.

В УК РК прослеживаются две основные линии: гуманизация уголовного права и ужесточение взысканий за существующие и нововведенные преступления.

К примеру, значительно смягчено наказание для чиновников, совершивших коррупционные преступления. Если раньше за казнокрадство можно было загреметь на нары, то теперь от тюремной баланды спасает полное возмещение ущерба государству, ну и чистосердечное раскаяние.

Не намерены больше государственные управители бесплатно кормить заключенных, к которым применимо условно-досрочное освобождение. А таковых, по данным общественных организаций, ежегодно набирается до 12 тысяч человек. По старым нормам, положительное решение судьи по применению УДО во многом зависело от благосклонного отношения к этому же вопросу потерпевшей стороны. Новый кодекс определяет два конкретных условия: полное возмещение ущерба и отсутствие злостных нарушений порядка отбывания наказания. К слову, карманникам и прочим мелким воришкам вход в места лишения свободы и вовсе закрыт. Для них даже ввели отдельную статью — 187 «Мелкое хищение», где максимальная санкция составляет 500 МРП (926 тысяч тенге), либо общественные работы на триста часов, либо арест до девяноста суток.

Куда строже карательные органы готовы обойтись с теми, кто решится заняться клонированием себе подобных. За это — тюрьма на срок от семи до десяти лет, с конфискацией имущества.

Надо быть осторожней и владельцам торговых судов. Статья 389 нового УК РК предрекает им крупные неприятности за незаконный подъем Государственного флага: штраф до 200 МРП (370 тысяч тенге), или общественные работы на срок до ста восьмидесяти часов, либо арест нарушителя до шести суток. Как поступать с госсимволом владельцам остальных транспортных средств, в законе ничего не говорится.

Украл – отработай!

Сотрудники прокуратуры ВКО в разработке нового Уголовного кодекса РК принимали активное участие. Однако последнюю версию документа здесь еще не видели. Ожидают, что формуляр поступит в ближайшее время, ведь до осени с инструкциями должны ознакомиться не только сотрудники надзорного ведомства, но и представители правоохранительной и судебной системы.

— Пока вышестоящее руководство нам никаких комментариев на этот счет не давало, — пояснил старший помощник прокурора Восточного Казахстана по надзору за законностью исполнения наказаний и реабилитации граждан Виктор Подрезов. — В этом году совершенно точно ничего из нового УК РК применяться не будет.

Особого внимания, по мнению Виктора Подрезова, заслуживает трудотерапия осужденных. Представители прокуратуры региона даже ратовали за то, чтобы переименовать все колонии области в трудовые, однако такую меру законотворцы не поддержали.

— За год в среднем на содержание одного заключенного уходит 600 тысяч тенге. Все время пребывания за решеткой он не работает, соответственно, не выплачивает материальный ущерб, не платит алименты, — объясняет Виктор Александрович. — Причем заставить его трудиться мы не можем, поскольку это ущемляет его права. Вот если бы мы могли вернуться к советскому порядку, когда все тюрьмы были с трудовым уклоном, у осужденных не оставалось бы выбора.

Рассуждая о положениях нового Уголовного кодекса, в прокуратуре приводят в пример Поднебесную. Мол, там со взяточниками так не церемонятся, как у нас.

— За хищение государственных средств в Китае не только к стенке ставят, но еще и с родственников расстрелянного чиновника высчитывают девять юаней за использованную пулю, — привели пример в ведомстве.

Тотальный контроль

Ряд казахстанских экпертов уже дали Уголовному кодексу положительное заключение. Однако нашлось и немало противников из рядов общественных организаций. Последние даже предприняли попытку остановить процесс утверждения документа, отправив петицию с подписями в адрес Президента. По мнению известного юриста, доктора юридических наук и правозащитника Куата Рахимбердина, карательные санкции УК РК существенно отразятся на лидерах НПО, профсоюзах и журналистах.

— В новом Уголовном кодексе прямо нарушается право граждан на свободу объединения. В него добавляется дискриминационная формулировка — понятие «лидер общественного объединения» как специальный субъект преступления, — говорит он. — Это может привести к преследованию любых членов общественных движений, особенно их активистов.

Кстати, за данный вид преступления предусматривается крупный штраф — до 500 МРП — либо лишение свободы до шести лет.

Кроме того, в поле уголовной ответственности попадают отныне и те, кому вздумается «вмешиваться в деятельность государственных органов».

— Это хорошая возможность для недобросовестных чиновников трактовать любое справедливое требование общественности как незаконное вмешательство в их работу, что сводит на нет общественный контроль в стране, — добавил правозащитник.

Слишком жесткие санкции, по мнению Куата Рахимбердина, разработчики документа оставили в статье за клевету. Сейчас за неосторожный комментарий, к примеру, в Сети гражданина могут взгреть на 1000 МРП (1 млн 850 тыс. тенге) либо посадить за решетку на один год.

— Очень сомнительно, что такое вообще является общественно опасным явлением, — комментирует он. — Поскольку это не влечет за собой тяжких последствий, резоннее было перевести «клевету» в категорию наименее суровых уголовных проступков, установив максимальное наказание в виде штрафа или исправительных работ.

Лидеры многих неправительственных организаций отмечают, что принятие всех трех нормативных актов: Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административных правонарушениях происходит в преддверии новой волны приватизации государственных объектов, урезания социальных расходов, повышения коммунальных платежей. Некоторые общественники связывают эти тенденции с попыткой «закрутить гайки» и взять в оборот несогласных.

Уголовный кодекс в цифрах

Новый УК РК содержит 467 статей против 422-х в старой редакции.

Введено понятие «уголовный проступок» — 171 статья, 58 из которых «перекочевали» из Кодекса об административных правонарушениях.

Максимальный срок лишения свободы – 25 лет, а по совокупности приговоров — 30 лет.

Законопроект потребовал внесения поправок в 13 кодексов и 43 закона.

yk-news.kz