О чем заботился хаммурапи в своих законах

Законы Хаммурапи – общая характеристика и краткое содержание

После того, как Хаммурапи взошел на трон, страна крепла и развивалась. Он провел ряд реформ:

  • Провел административную реформу. Он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников.
  • Подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной.
  • Привел в порядок систему сборов и налогов.
  • На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками.
  • Продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.
  • Но создание государственных законов, организация судебной системы — это самый большой вклад, который он внес в укрепление государственности.

    На сегодняшний день законы Хаммурапи — самые древние, из всех найденных и дошедших до нас. Для времени его создания, а записан судебник Хаммурапи был примерно в 1750 гг. до н.э., он показывал, что Вавилон был государством, имеющим свою мощную государственность.
    Если описать, что изменилось после написания законов Хаммурапи кратко , то:

    Законы Хаммурапи: общая характеристика

    На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата. Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились, сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст судебника Хаммурапи , разделен на три части.

    В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
    Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:

    1. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
    2. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
    3. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
    4. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
    5. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).
    6. В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

      Законы Хаммурапи : краткое содержание

      Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

      • Полноправные жители – авилум.
      • Неполноправные жители – мушкенум.
      • У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители — это низший слой, у которого была только часть прав.

        Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб — движимое имущество.

        Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

        После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

        Фото с сайта hkar.ru

        Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

        Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

        В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

        После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

        Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

        perstni.com

        moyarossia.ru

        Подумайте, почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково? За кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково, потому что отношение к рабам было сродни отношению к материальным вещам. Рабы не считались людьми, а были орудием труда. Почему царь защищает земледельцев, пострадавших от нерадивости соседа? Потому что из-за одного нерадивого соседа страдали все земледельцы, так как если человек не укрепил насыпь на своей земле, то вода затапливала все соседние поля.

        Поэтому виновный должен был все возместить, так как жители могли остаться не урожая.

        решение вопроса

        Какое наказание ожидало вора? Так как человек ограбил похитил одеяние и головную повязку богини, то есть ограбил, то его ждала казнь. Найдите Вавилонское царство на карте и определите его местоположение. Вавилонское царство располагалось в очень удобном месте — в самом центре Двуречья, там, где близко сходились Тигр и Евфрат. Это давало возможность жителям активно заниматься торговлей.

        Раньше было правление Хаммурапи — гг. Тутмос правил около год до н. О чем заботился Хаммурапи в своих законах?

        Хаммурапи в своих законах беспокоился о том, чтобы подержать единый порядок в стране. Жители страны знали, что за нарушение законов их постигнет суровое наказание и соблюдали установленные правила. Хаммурапи беспокоился не только о богатых людях, но и о простых жителях, которых защищал от обращения в рабство.

        Читайте также

        Чем отличалось положение человека, отрабатывавшего долг, от положения раба? Положение человека, отрабатывавшего долг, отличалось от положения раба тем, что раб полностью был подчинен хозяину, у него не было прав, раба могли продавать, убивать и за это ничего не было. Человек же, который отрабатывал долг, не мог быть полностью порабощен: За убийство такого человека следовала смерть.

        moyarossia.ru

        Тема урока: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

        Цели урока: познакомить учащихся с законами царя Хаммурапи, раскрыть социальную направленность этих законов, выяснить их значение; развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление; продолжить работу по формированию исторических терминов и понятий; формировать навыки самостоятельной работы с картой, историческими источниками; вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям; формировать активную гражданскую позицию, воспитывать нравственность и патриотизм.

        I. Приветствие.

        Сообщение темы урока. Мотивация. Знакомство с планом урока. Путеществие в прошлое.

        Вступительное слово учителя. Ребята! На сегодняшнем уроке все мы – члены “Клуба путешественников”. Путешествие поможет нам побывать в древнейшей стране мира – Вавилонском царстве, познакомиться с его царём и законами, им созданными.

        II. Актуализация знаний.

        На прошлом уроке мы познакомились с Древним Двуречьем.

        В долинах каких рек находилось это государство?

        Какие крупные города там существовали?

        III. Усвоение новых знаний и способов действий.

        Учитель. Города Двуречья воевали между собой, и победителем в этой борьбе вышел Вавилон. Двуречье стали называть Вавилонией. Располагался Вавилон в центре Двуречья, где сходились реки Тигр и Евфрат (работа с картой). Вавилон был могущественным и богатым городом.

        Ребята! Несколько наших учащихся побывали в древнем Вавилоне с помощью “машины времени”. У каждого был свой объект исследования.

        1-й ученик изучал дома Вавилона. Рассказ ученика.

        Я побывал в древнем Вавилоне и увидел там удивительное, на мой взгляд, зрелище. Дворцы, храмы, жилые дома – все там сооружено из больших глиняных кирпичей. Я попросился на ночлег в дом простого ремесленника. Все в доме было из глины: скамьи, стол, посуда, глиняные фигурки богов. Двери в доме не было, вход в дом закрывала циновка.

        2-й ученик исследовал сады Вавилона. Рассказ ученика.

        В садах Вавилона я увидел яблони, гранатовые и инжирные деревья, но самое распространённое дерево – финиковая пальма. Вавилоняне знают 360 способов её использования: свежие и сушеные финики служат пищей; косточки используются кузнецами вместо угля в виде топлива; листья идут на плетение, из лыка делают веревки; даже древесина, хотя она и невысокого качества, служит строительным материалом, т.к. страна бедна древесиной.

        3-й ученик побывал в Вавилонском порту. Рассказ ученика.

        В речном порту Вавилона множество судов. Но как непривычны они для наших глаз. Деревянных судов совсем мало, потому что лес дорог, зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой. Плоты вавилоняне делают не из бревен, а из кожаных мешков, надутых воздухом, они связывают несколько мешков между собой и выстилают тростником. Такой плот может выдержать тяжелый груз. Есть и совершенно круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы промазывают асфальтом. В вавилонском порту очень шумно и людно: одни суда разгружаются, другие находятся под погрузкой.

        Объект исследования 4-го ученика – глина. Рассказ ученика.

        Жители Вавилона широко используют глину. Из глины делают кирпичи, которые они сушат на солнце или обжигают в печи, глинобитные полы в домах, тарелки, горшки для варки пищи, бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички для письма, фигурки богов.

        А 5-й ученик побывал у археологов и сейчас расскажет нам о найденном ими черном камне. Рассказ.

        Археологи показали мне черный столб, на котором высечены клинописными знаками законы. В верхней части столба изображен царь Хаммурапи, а перед ним сидит бог солнца и справедливого суда Шамаш, который вручает царю жезл.

        Запись в тетрадях. Хаммурапи. 1792-1750 гг. до н.э.

        Учитель. Законы – это правила государства, установленные его царем. Судьи разбирали дела не по своему произволу, а в соответствии с законами. Несколько наших учащихся побывали на заседаниях Вавилонского суда и сняли их на видеокамеру.

        Ролевая игра “Заседание суда”. Сценка 1. На фоне изображения главных ворот Вавилона стоят стражники с топориками, на высоком стуле восседает судья. Жрец тащит тощего изможденного бедняка.

        Судья: Это ты похитил из храма одежду богини Иштар?

        Бедняк: О, господин, злые демоны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всем без утайки. Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моем доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзает голод… “ О смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар”, – взмолился я и вошёл в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама богиня Иштар излучает свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел поближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода! На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут раздался крик жреца: “Вор. Ты заплатишь за святотатство!”

        Судья: Ты – вор, тебя должно убить!

        Учитель. Ребята, познакомьтесь с текстом законов Хаммурапи и скажите, почему судья вынес такой приговор?

        Ролевая игра. Сценка 2. У двери кабачка стоит раб. К нему подходит купец.

        Купец. Что ты тут делаешь?

        Раб. Мой господин зашёл в корчму выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться его.

        Купец. Ты смышленый и послушный раб, но твой господин плохо обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый щрам на твоей спине! Неужели от удара? ( Шепчет на ухо). Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.

        Раб. Я согласен. (Оба уходят).

        Учитель. Прочитайте текст законов и ответьте на вопрос: какое наказание ждет купца, если его поймают? Почему за кражу раба и вещи следовало одинаковое наказание? Найдите еще в документе законы, подтверждающие это.

        Кому в голову придёт убивать чужого вола – бессловесную скотину. Представьте себе, группа односельчан приходит к судье. Шумят, спорят.

        Сценка 3. Судья. – В чем дело?

        Земледелец. – Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыновьями вспахал и засеял поле. Потом привязал вола и ушел отдыхать. Да видно плохо привязал! Вол сорвался с привязи, забрался в огород и все там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассек ему жилу на затылке. Я прибежал, но было уже поздно… Идем, говорю к судье, ты вернёшь мне серебром стоимость убитого вола. А он упирается, если бы не добрые люди, то не пришел бы в суд.

        Учитель. Прочитав законы, скажите, какое решение вынесет судья?

        Справедлив ли закон об убийстве чужого вола?

        А справедлив ли закон об убийстве чужого раба?

        Учитель. Ребята, сегодня все мы путешественники. Давайте с помощью машины времени перенесемся в древний Вавилон и почувствуем себя его жителями.

        Задание: прочитайте пункты 4 и 5 параграфа 14. Теперь от первого лица расскажите об участи, которую уготовили законы рабам, крестьянам и свободным богачам. Рассказ постройте так: “Я раб. Я должен… Меня могут…

        Я – богач…
        Я – крестьянин…
        Я – должник…”

        Выслушав ответы учащихся, учитель спрашивает: “Как вы думаете, могли ли жители Вавилона часто нарушать законы? Почему Хаммурапи ограничил долговое рабство тремя годами? Справедливы ли эти законы? Как вы считаете, необходимо ли соблюдать законы государства?

        IV. Подведение итогов.

        Учитель. А сейчас, ребята, давайте подведем итоги нашего путешествия.

        • Покажите на карте, где находится древний Вавилон?
        • Какой главный материал в Вавилоне?
        • Что выращивают в садах древнего Вавилона?
        • Какой царь правит в Вавилоне? Сколько лет?
        • О ком заботится царь Хаммурапи в своих законах?

        V. Составление синквейна. Хаммурапи.

        Пример, составленный учащимися.

        Хаммурапи
        Умный, жестокий, справедливый
        Создал, приказал
        Могущественный правитель
        Древнейшие законы в истории

        VI. Итоги урока. Оценки.

        Домашнее задание: Прочитать параграф 14, написать сочинение о законах царя Хаммурапи от имени царя, богача, земледельца или раба.

        Литература: Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя/ Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2003.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Законы вавилонского царя Хаммурапи

        Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002. С. 167–190.

        (I, 1) Когда высочайший Ану, царь ануннаков, и Эллиль, владыка небес (5) и земли, судящий судьбы страны, Мардуку, первородному сыну (10) Эйи (Эа), эллильство над всеми людьми вручили, среди игигов (15) возвеличили его, Вавилон его высочайшим именем назвали, среди четырех стран света превознесли его (и) (20) в нем вечную царственность, у которой, подобно небесам и земле, основания ее (25) тверды, установили для него,– тогда-тоХаммурапи, государя (30) заботливого (и) богобоязненного, меня, дабы справедливость в стране была явлена (35) беззаконным и злым на погибель, дабы сильный слабого не притеснял, а я, подобно Шамашу, над черноголовыми 1 восходил и страну озарял, (45) Ану и Эллиль, ради облагодетельствования людей, назвали по имени.

        Дошедшие до нас оригинальные тексты “Законов Хаммурапи” не имеют знаков препинания и нумерации строк, не разделены на абзацы или на нумерованные параграфы (статьи). Все это внесено в текст современными учеными, и в разных изданиях может несколько различаться. Нумерация параграфов в нашем переводе несколько упрощена. Нумерация строк для удобства сравнения с оригиналом дается через каждые пять. Указывается также номер первой строки каждого параграфа. Пролог и эпилог Законов написаны торжественным, поэтическим слогом (существует даже мнение, что они представляют собой стихотворный текст). Сами же Законы написаны четким, деловым, очень правильным языком. В целом их язык – это своего рода “золотая латынь” среди бесчисленных памятников аккадского языка.

        § 15. Основные принципы отправления правосудия: доказательствами являются свидетельские показания и ордалия, наказание назначается по принципу талиона, вынесенное решение не может быть изменено.

        Законы Хаммурапи” были найдены в 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) и хранятся в Лувре. Черный базальтовый столб, на котором эти законы были высечены, очевидно, был захвачен в качестве трофея эламитами. В верхней части лицевой стороны имелось изображениеХаммурапи в молитвенной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем, вручающим ему законы. Вся остальная часть столба была с обеих сторон заполнена клинописным текстом.

        § 7. Здесь в казуистической форме выражается представление о дееспособности.

        История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие. /

        Перевод сделан по изданию: Roth M.T. Law Collections from Mesopotamia and Asia Minor, Scholars Press Atlanta. Georgia, 1995 (Writings from the Ancient World, Society of Biblical Literature. Vol. 6) P. 71–142. Перевод и комментарии Якобсона В.А. [c.168]

        § 21 и 25 (а также некоторые другие), по-видимому, устанавливают возможность бессудной расправы на месте преступления.

        Приведем некоторые пояснения к структуре текста Законов.

        Указатель имен и некоторых терминов: Там же. С. 661–669.

        Всего статей насчитывалось первоначально 282, но на найденном в Сузах столбе до нас дошли только 247; 35 статей, написанных на лицевой стороне столба, были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя-победителя, который, [c.167] возможно, собирался начертать здесь реляцию о своей победе. Недостающие статьи частично восстанавливаются на основе фрагментов глиняных табличек, найденных в Сузах и других местах, особенно в знаменитой библиотеке Ашшурбанапала. В тексте они обозначены буквами латинского алфавита.

        В 1901–1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) был найден черный базальтовый столб. (Изображение столба на доске). В верхней части столба вырезаны две рельефные фигуры. Со всех сторон столб покрыт ровными рядами клинописи. Неоценимую услугу науке, сам того не подозревая, оказал один из трех величайших правителей Элама Шутрук-Наххунте, который, вероятно, в 1160 г. до н.э. во время завоевательного похода на Двуречье увез этот памятник в качестве трофея из Сиппары в Сузы. Ныне это один из самых уникальных экспонатов Лувра.

        Добрый день, ребята! На столе у вас карточки разных цветов. Выберите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. Значение цветов, вы найдёте у себя в папочках.

        Законы царя хаммурапи картинка

        § 2. Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

        1. Подумайте, кто сможет возглавить группу и четко изложить вывод

        Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

        ГРУППА № 2 Докажите, что законы Хаммурапи были несправедливыми по отношению к рабам и зависимым людям. Приведите примеры

        § 199. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.

        § 53. Если человек был нерадив в отношении укрепления плотины, что на его земле, не укрепил свою плотину, и в его плотине образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек, в чьей плотине образовалась брешь, должен возместить зерно, которое он погубил.

        * Устные ответы на вопросы: 1.Рассказать о городах Древнего Двуречья. 2.Религия Древнего Двуречья. 3.Письменность Древнего Двуречья.

        Молодцы, все вы помните, знаете, умеете сравнивать, выявлять общее и различия.

        § 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

        § 195. Если сын ударил своего отца, то ему должны отрубить руку.

      • Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
      • Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
      • Семейное право (127-195 пункты).

    Если описать, что изменилось после написания законов Хаммурапи кратко , то:

    Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

  • Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).
  • Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.
  • Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.
  • О чем заботился Хаммурапи в своих законах во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

    В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

    На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.

    Пусть Шамаш — великий судья небес и земли, направляющий на верный путь всех живых существ, моя опора — сокрушит его царство, не разберет его тяжбы, запутает его дорогу, сотрясет до основания его войско; пусть определит ему при гаданиях плохое предзнаменование об уничтожении его страны; пусть его быстро настигнет злое слово Шамаша, пусть он исключит его из живых наверху и заставит его дух жаждать воды внизу, в преисподней.

    Я — Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они пустое, но мудрому они созданы для соблюдения.

    Я — Хаммурапи, царь совершенный, не был невнимателен к черноголовым, которых даровал мне Эллиль и пастырство над которыми вручил мне Мардук. Я не был нерадив. Я отыскал им безопасные места, открывал выход из тяжких бедствий и заставил свет взойти над ними.

    Читать онлайн Законы вавилонского царя Хаммурапи — RuLit — Страница 11

    Чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове, чтобы в Вавилоне — городе, главу которого вознесли Анум и Эллиль, и в Эсагиле — храме, фундамент которого прочно установлен, точно небеса и земля, — судить суд страны, выносить решения страны и притесненному оказать справедливость, я начертал свои драгоценные слова на своем памятнике и установил перед своим, царя справедливости, изображением.

    Если этот человек будет относиться с почтением к моим постановлениям, которые я начертал на своей стеле, не отвергнет моих законов, не исказит моих слов, не изменит моих указов, этот человек, — пусть Шамаш сделает долгим его скипетр, как мне, пусть он руководит своими людьми в справедливости.

    Пусть Эллиль — владыка, определяющий судьбы, веления которого неотменяемы, возвеличивший мое царство, раздует в его жилище неподавляемое восстание, губительную для него смуту; пусть определит ему в качестве судьбы тяжкое правление, краткие дни, голодные годы, беспросветную тьму, внезапную смерть, пусть он повелит своими почтенными устами погибель его города, рассеяние его людей, порабощение его царства, уничтожение в стране его имени и его названия.

    Я искоренил междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надежных местах и избавил их от страха. Великие боги меня призвали, и поэтому я — пастырь-миротворец, скипетр которого прям. Моя благая сень распростерта над моим городом, и я держу на своем лоне людей страны Шумера и Аккада. С помощью моей богини покровительницы они стали преуспевать, я привел их к благополучию и укрыл их своей мудростью.

    Я — царь, превосходящий прочих царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет себе равных. По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет в стране моя справедливость; по слову Мардука, моего владыки, пусть мои указы не имеют нарушителя. В Эсагиле, храме, который я люблю, пусть мое имя вечно поминается во благо!

    Если же этот человек не будет чтить мои постановления, которые я начертал на своей стеле, будет презирать мои проклятия, не побоится проклятий богов и отменит законы, которые я установил, исказит мои слова, изменит мои указы, сотрет мое начертанное имя и напишет свое имя или же из-за этих проклятий подучит другого сделать это, то — будь то царь, будь то властитель и будь то кто-либо из людей, названных именем, — пусть великий Анум, отец богов, призвавший меня к власти, отвратит от него царский ореол, пусть он сломает его скипетр, пусть он проклянет его судьбу.

    Пусть Эа — великий государь, чьи определения первенствуют, мудрейший среди богов, всеведущий, продлевающий дни моей жизни, — отнимет у него ум и разум и введет его в безумие, пусть он заткнет его реки у их истоков, пусть он не даст вырасти на его земле хлебу — жизни людей.

    Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставит прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему его дело, пусть он увидит свое решение, пусть успокоит свое сердце и пусть с силой скажет: «Хаммурапи-де владыка, который является для людей как бы родным отцом, он склонился перед велением Мардука, его владыки, и одержал победы Мардука на севере и на юге, сердце Мардука, его владыки, он удовлетворил и устроил людям благоденствиеclxxix навеки, а страну управил по справедливости!», и пусть он от полного сердца благословит меня перед Мардуком, моим владыкой, и Царпанитclxxx, моей владычицей. Бог-хранитель, богиня-хранительница, боги, вступающие в Эсагилу, и кирпич Эсагилы пусть ежедневно одобряют мои помыслы перед Мардуком, моим владыкой, и Царпанит, моей владычицей.

    На будущие времена, навсегда: царь, который будет в стране, пусть хранит справедливые слова, которые я начертал на своей стеле; пусть не изменит законы страны, которые я установил, решения страны, которые я решил; пусть не отвергнет моих указов. Если этот человек будет иметь разум и сможет справедливо управлять своей страной, то пусть относится с почтением к постановлениям, которые я начертал на своей стеле, и пусть эта стела укажет ему стезю и направление, закон страны, который я установил, решения страны, которые я решил, и пусть он справедливо управляет своими черноголовыми, пусть разбирает их тяжбы, пусть решает их решения, пусть истребит в стране преступников и злых, пусть улучшит положение своих людей.

    Победителем из этой борьбы вышел Вавилон. Город находился в очень выгодном месте Двуречья. Там, где близко сходились реки Тигр и Евфрат. Это помогало вавилонской торговле. Ведь по вавилонским землям проходили самые важные в Передней Азии сухопутные и речные торговые пути. Торговля приумножала богатства Вавилона.

    В Древнем Вавилоне рабы были в первую очередь ценной рабочей силой. Случалось, что по чьей-либо вине чужой раб погибал. За это виновный платил цену раба его хозяину или отдавал своего невольника.

    Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

    Иногда бедняку было нечем отдать долг. Тогда богач требовал: «Отдавай сына, дочь или жену… Они будут работать у меня в доме как рабы». Богачи хотели бы навсегда поработить своих должников.

    А теперь давайте повторим все то, что мы сегодня узнали.

    Но иногда царские судьи не могли сами решить то или иное дело. Не всегда удавалось найти свидетелей преступления. Тогда им приходилось обращаться к богам напрямую. Происходило это так. Обвиняемого вели к реке и заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит, бог реки забрал его к себе как виноватого. Если же у него получалось выплыть, то считалось, что обвиняемый чист перед богами и невиновен.

    · После долгих войн Вавилон стал самым могущественным государством Двуречья.

    Вы уже знаете, что в Двуречье было множество городов. К XIX веку до нашей эры самыми крупными из них были Киш, Эшну́нна, Вавило́н, Ла́рса, Уру́к. Долгое время города воевали между собой. Они никак не могли решить кому быть главным.

    Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от обращения в рабство. Но когда семья бедняка голодала, им снова приходилось брать в долг у богача. Хаммурапи не видел в этом несправедливости. Ведь боги установили, что есть свободные и рабы, богатые и бедные.

    Столб с законами находился на главной площади Вавилона. Текст мог прочитать любой грамотный житель Двуречья. Копии законов имелись во всех городах Вавилонского царства. Теперь все споры между людьми стали разбираться по одинаковым для всех правилам, а не так, как считали разные судьи (жрецы, старейшины, наместники).

    Власть Хаммурапи была неограниченной. Он распоряжался всеми землями государства. Мог забрать имущество у любого подданного или казнить его. Но Хаммурапи был мудрым правителем. Он многое сделал для развития страны. По его приказу были отремонтированы оросительные каналы, построены хорошие дороги.

    Самым знаменитым царем Вавилонского царства был Хаммура́пи. Он правил с 1792 по 1750 год до нашей эры. Царь создал сильную и многочисленную армию. После чего начал войну с соседями. Через 20 лет Вавилон покорил почти все Двуречье.

    Но по законам Хаммурапи: «Должник обязан работать на хозяина лишь три года, а потом его следует отпустить». Если должник отдавал ростовщику сына, продать его ростовщик не мог. И убить его он не имел права – иначе у него самого в наказание убивали сына.

    o-v-m.ru