Ограничение табакокурения закон

Оглавление:

«Антитабачный» закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года

С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют «антитабачного» закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом «антитабачном» законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона).

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение «антитабачного» закона (полное название — проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», № 222563-6, далее — Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

Вид нарушения

Вид наказания

Физическое лицо

Юридическое лицо

Должностное лицо

Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

Штраф: 1000 – 1500 руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
— либо приостановление деятельности до 90 суток

Штраф: 5000 – 7000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

Штраф: 2000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 8000 – 10 000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

Штраф: 3000 – 5000 руб.

Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака

— Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

— Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции

В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

В результате опроса наших пользователей на тему: «Будет ли, на ваш взгляд, «работать» данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?» выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 528 респондентов

С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

  • у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
  • у работодателей: попадает ли их организация под «двойной запрет» или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
  • у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?
  • Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

    Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

    1. Необходимо знать точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.
    2. Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще установлены не на всех детских площадках и лестничных клетках.
    3. В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).
    4. Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

    Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под «двойной запрет»?

    На основании решения собственника или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально оборудованных изолированных комнатах (ч. 2 ст. 12 Закона). Обустройство курилок является не обязанностью, а правом работодателя. И то, если собственник помещения не против. Однако если владелец офисного здания откажется идти «на поводу» у курящих сотрудников, то арендаторам придется искать нового, более лояльного арендодателя. Хотя во многих компаниях еще и до вступления в силу Закона действуют аналогичные правила. Так, например, в Unilever действует глобальная политика, согласно которой во всех арендованных или собственных зданиях, в том числе производственных, специальные курительные места должны быть оборудованы на улице, и в зданиях курение запрещено. «Одновременно с этим в договоре, подписанном между нашей компанией и бизнес-центром, уточнено, что курение в БЦ запрещено в принципе – исключения составляют специально отведенные места на улице», — отмечает Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси. «Мы не планируем организовывать специальные курительные комнаты внутри арендуемого в Москве офиса, так как есть специальные места для курения на улице. К установленному уже сегодня запрету курящие сотрудники относятся положительно, поэтому новый закон никаким образом не повлияет на их работу».

    Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

    Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

    www.garant.ru

    Закон о запрете курения 15-ФЗ: где теперь нельзя курить и какой штраф?

    Закон о запрете курения, вступивший в действие практически в полном объеме с 1 июня 2014 года (последние его положения будут введены с 2017 года), стал для многих обескураживающим. Законом о запрете курения запрещено курить в стольких местах, что сам собой напрашивается вопрос: «А можно ли вообще где-то это делать?».

    Федеральный закон 15 о запрете курения

    Речь идет о законе ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года, который был принят депутатами практически единогласно. И тому есть причины.

    По имеющейся статистике ежегодно почти полмиллиона россиян уходят из жизни по причине онко- и других серьезных заболеваний, которые вызваны курением или вдыханием сигаретных дымов — так называемым дымоглотанием. Это огромная и ужасающая цифра, и цель принятия такого закона — один из шагов в борьбе со страшной статистикой наряду с такими мерами, как пропаганда здорового образа жизни и воспитание молодых людей в «антитабачном» духе.

    Однако узнать, будет ли выполнять закон запланированные депутатами функции, мы в ближайшее время вряд ли сможем: по мнению экспертов, положительные сдвиги в оздоровлении нации, вызванные антитабачными запретами и соответствующей пропагандой, Россия сможет ощутить не ранее чем через 5 лет.

    ФЗ 15 о запрете курения: где нельзя курить?

    Читая ФЗ-15, создается впечатление, что легче назвать места, где можно курить, чем те, где делать это запрещено. Но все же обратимся к тексту закона, к статье 12. Итак, теперь не разрешается «дымить»:

    • Везде, где есть молодежь — в образовательных и других учреждениях, которые занимаются вопросами, касающимися молодого поколения.
    • В учреждениях спортивного, медицинского и санаторно-курортного направления.
    • В электричках и пассажирских поездах, на пассажирских плавательных и воздушных судах, на любых видах общественного транспорта.
    • Ближе чем в 15 метрах от любых вокзалов (ж/д и авто), аэропортов, речных и морских портов, станций метро, а также внутри этих транспортных учреждений и на пассажирских платформах.
    • В жилищных, бытовых, социальных, торговых (в том числе на рынках и в палатках), гостиничных учреждениях, на предприятиях общепита.
    • В госучреждениях.
    • На работе (внутри помещения).
    • В лифтах домов, а также в любых других общих местах в доме.
    • На пляжах и детских площадках.
    • На автозаправках.
    • Как видим, перечень запретов довольно внушительный. Если подвести итог, курить теперь нельзя в любых общественных местах и учреждениях или около них, в том числе внутри торговых и досуговых центров и даже в ресторанах и кафе. Места и территории, в которых курение возбраняется, оборудуются специальным запрещающим знаком.

      Курить в подъездах жилых домов запрещено?

      Это действительно так. Подъезд жилого дома — место общественного пользования, а значит, действие закона о запрете курения распространяется и на него. Однако закон предусматривает для курящих жильцов небольшую поблажку: по решению собственников допускается курение в специально организованном изолированном помещении, оборудованном соответствующей системой вентиляции.

      Закон разрешает курение и на пассажирских судах дальнего плавания — в выделенных для курильщиков местах, специально оборудованных и хорошо вентилируемых. При этом данные помещения должны отвечать всем установленным санитарным и гигиеническим нормам.

      Антитабачный приказ для кафе и ресторанов

      Немало недоумения у курящих людей вызывает запрет, распространяющийся на такие общественные места, как рестораны и кафе: курение здесь для многих — неотъемлемый процесс, сопутствующий вкушению пищи и, в особенности, некоторых видов напитков.

      Все мы привыкли к тому, что при входе в кафе нас спрашивают: «Вам в зал для курящих или для некурящих?». Так вот теперь этот вопрос неуместен — «курящих» залов после выхода закона 15-ФЗ просто не может быть. Но разве не встречают нас этим вопросом частенько и сегодня на пороге кафе или пиццерии?

      Нужно ли говорить, что антитабачный закон для предприятий общепита (а к таковым относятся не только кафе и рестораны, но и пивные бары, куда люди специально приходят пропустить кружечку-другую за неспешным разговором и сигареткой) чрезвычайно невыгоден? Клиентов не хочется терять ни одному владельцу бизнеса. Вот они и придумывают разные лазейки, «благо» закон не совершенен. Бывает и так, что выгоднее штраф заплатить, чем упускать прибыль.

      Так, например, согласно КОАП РФ, оштрафовать «провинившееся» предприятие можно аж по трем различным частям статьи 6.25, причем ответственность по каждой из них отличается разительно:

      1. Первая часть данной статьи предусматривает штраф за невыполнение требований закона 15-ФЗ , санкции по ней составляют 10 000–20 000 рублей (должностные лица), и 30 000–60 000 рублей (юридические).
      2. Вторая часть статьи 6.25 применяется за нарушение требований к организации специальных мест для курения – как в помещении, так и на улице. В этом случае штраф уже больше: он составит 20 000–30 000 рублей и 50 000–80 000 рублей соответственно.
      3. И третья часть той же статьи КОАП предусматривает санкции за нарушение законодательных норм в сфере охраны здоровья посетителей заведения. Здесь уже речь идет о таких суммах: 30 000–40 000 рублей и 60 000–90 000 рублей.

      По какой же из этих статей станут штрафовать проверяющие и будут ли вообще? Ведь среди них тоже есть любители покурить за кружечкой кофе/пивка в ближайшем баре/кафе.

      И еще о штрафах за курение

      Что же касается штрафов для физических лиц — нас с вами, обычных граждан, их суммы приведены в статье 6.24 КОАП: за курение в неположенном месте возьмут 500–1 500 рублей. Исключение составляет чрезвычайно пагубное для малышей дымление сигаретой на детской площадке, и это логично, — здесь курильщику-нарушителю придется раскошелиться на 2 000–3 000 рублей.

      Штрафы штрафами, но вот кто и как будет штрафовать? Выше мы видели, что к предприятиям за одно нарушение можно применять различные штрафные санкции. Но там хотя бы факт нарушения очевиден. А как оштрафовать обычного человека, ведь факт курения должен быть зафиксирован или доказан?

      Одно дело, если постоянно «дымит» сосед по лестничной площадке — это могут подтвердить многие соседи. И другое дело, если курит рядом единожды увиденный человек. В такой ситуации в момент курения рядом должен быть сотрудник полиции, в противном случае нарушителя во время совершения «преступления» необходимо зафиксировать документально (на фото-, видеокамеру) или найти свидетелей, а далее уже обращаться в полицию или Роспотребнадзор. Но многие ли из нас будут это делать? Скорее всего, мы ограничимся замечанием, а с хамами просто не будем связываться.

      ФЗ о запрете курения: немного критики

      Несмотря на то что антитабачный закон нельзя не приветствовать, в его сторону звучит немало критики. Как мы уже видели, нарушение закона не так-то легко доказать, а его недочеты создают немало возможностей для различных лазеек и обходов. Некоторые вообще считают, что он не способен выполнять свои гуманные цели, а является лишь еще одной возможностью пополнить государственный бюджет. Как бы то ни было, о состоятельности закона ФЗ-15 можно будет судить только через годы.

      nsovetnik.ru

      Федеральный закон о запрете курения

      Федеральный закон о запрете курения, принятый Государственной Думой РФ в 2013 году и вступивший в законную силу в 2014 году, разделил общественное мнение. Кого коснулся закон, какие появились ограничения, какова ответственность за нарушение закона? На эти и другие вопросы, ответы Вы найдете в нашей статье. Также здесь можно скачать полную версию закона.

      Полное название закона, который вносит полный запрет курения на территории Российской Федерации во всех общественных местах – ФЗ № 15-ФЗ от 23 февраля 2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Данный закон регулирует общественные отношения, возникающие в области охраны здоровья граждан от последствий потребления табака и воздействия на окружающих табачного дыма. Издан в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака.

      Вступление в силу и содержание закона

      Законодательный акт, направленный на запрет курения в общественных местах, вступил в законную силу в июне 2013 года, однако, в нем присутствуют положения, действие которых начинается в другое время:

    • с 01.01.2014 года в силу вступали налоговые и ценовые меры, направленные на сокращения спроса на табачные изделия (статья 13 Закона);
    • с 01.06.2014 года в силу вступили положения пп. 3-6, 12 ч.1 ст. 12; ч. 3 ст. 16; ч. 1-5, п.3 ч.7 ст. 19 Закона;
    • с 01.01.2017 года в силу вступают положения пп. 1-2 ч.1 и ч.2 ст. 18 закона.
    • Текст нормативно-правового акта перечисляет меры, которые способствуют охране здоровья граждан от потребления табака и воздействия табачного дыма, а также устанавливает:

    • права и обязанности граждан в обсуждаемой области;
    • общие понятия и принципы охраны здоровья в указанной сфере;
    • полномочия органов государственной власти.
    • Какие меры и ограничения фиксирует закон о запрете курения

      Федеральный закон определяет большое число ограничений, связанных с охраной здоровья граждан от потребления табака и воздействия его дыма, из них можно выделить два основных:

      Ограничение мест для курения:

      — Изначально закон устанавливает ограничение на курение на территориях, в том числе в помещениях, которые предназначены для оказания образовательных, медицинских, реабилитационных и санаторно-оздоровительных услуг, услуг учреждений культуры и спорта, органов по делам молодежи, на транспортных средствах, пригородного и городского сообщения, на территориях, прилагающих к помещениям, и в самих помещениях аэропортов, вокзалов, морских портов, метрополитена. Данная норма начала действовать с 01 июня 2013 года.

      — Поэтапно запрет курения распространился на поезда дальнего следования, воздушные и морские суда, на помещения, которые предназначены для оказания жилищных услуг, на гостиницы и общежития, на места общественного питания и помещения/места, где оказываются услуги торговли. Таким образом, с 01.06.2014 года, согласно закону, курение запрещено в ресторанах и барах, поездах дальнего следования, электричках и на платформах, а также в гостиницах и общежитиях.

      Ограничения торговли изделиями для курения:

      — запрет реализации табачных изделий в местах, располагающихся на расстоянии 100 метров от границы территорий образовательных учреждений, начал действовать уже с июня 2013 года. Тогда же появился полный запрет на продажу табака и табачных изделий несовершеннолетним.

      — запрет на реализацию табачных изделий в нестационарных объектах торговли (киоски, ларьки) начал действовать с июня 2014 года.

      Помимо указанных ограничений, закон о запрете курения вводит полный запрет на рекламу табачных изделий, в том числе, на демонстрацию таких изделий, процесса курения и стимулирования их продажи. Кроме того, закон устанавливает такие меры, направленные на охрану здоровья граждан, как:

    • информирование населения о вреде потребления табака, которое осуществляется путем использования средств массовой информации, в виде образовательных программ и информационных компаний;
    • оказание медицинской помощи населению, которая направлена на лечение табачной зависимости;
    • строгий учет производства, импорта/экспорта, а также реализации табачных изделий;
    • ценовые и организационные меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;
    • меры государственного контроля в обсуждаемой области и ответственность за нарушение требований ФЗ.
    • Ответственность за нарушение закона о запрете курения

      Статья 23 ФЗ о запрете курения закрепляет следующую ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий употребления табака и от воздействия табачного дыма: дисциплинарную, гражданско-правовой и административную. Остановимся подробней на последней – предлагаем Вам ознакомиться с представленной ниже таблицей, где зафиксированы административные штрафы за нарушение установленных запретов:

      Можно ли избежать административной ответственности?

      В процессе исполнения законодательного документа становится понятно, что мест для курения гражданам фактически не остается – курить можно либо в специально отведенных для этого местах, дома или в автомобиле и избегать мест, где курение строго запрещено, например детские площадки, территории школ и т.д. Поэтому, чтобы избежать административных санкций мы рекомендуем:

    • тщательно изучить перечень мест, где курить запрещено, и исключить для себя возможность нарушения запрета;
    • если Вас все-таки уличили в содеянном, помните, что бремя доказывания вины полностью лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством вины может быть только то обстоятельство, когда нарушителя «поймали за руку», для этого момент нарушения должен видеть непосредственно представитель органов исполнительной власти, который и имеет право привлечь к административной ответственности;
    • согласно действующему законодательству, если Вы не согласны с протоколом об административном правонарушении, Вы можете оспорить его в судебном порядке (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ);
    • даже если вас засняли на видео, Вы можете ссылаться на ст. 23 Конституции РФ, как за нарушение неприкосновенности частной жизни граждан и потребовать признать доказательства недействительными, согласно ч.2 ст. 55 ГПК РФ, как полученные с нарушением закона.
    • Куда обращаться при нарушении своих прав в рамках данного закона

      Как уже указывалось выше, общественное мнение относительно закона о запрете курения разделилось, одни пытаются понять, что им теперь делать – бросать курить, или искать компромиссные решения в данном вопросе, другие, напротив, измученные пагубными привычками соседей и сослуживцев, ищут способы правового воздействия на них. Итак, куда обращаться, если курильщик намеренно игнорирует Закон, тем самым нарушая права других граждан:

    • нужно уведомить нарушителя лично о том, что в данном месте курить нельзя, например, показать ему выдержку текста Закона, также можно разместить объявления о запрете курения;
    • при отказе курильщика идти на компромиссы, сторона, чьи права нарушены, имеет право обратиться с заявлением к сотруднику полиции, если последний отказывается принять должные меры реагирования, можно обратиться с жалобой в прокуратуру.
    • Важно! Несмотря на то, что закон действует уже больше года, до сих пор вопрос о том, как будет выполняться контроль за его соблюдением органами исполнительной власти, остается не решенным.

      pravovedus.ru

      Закон о курении: где нельзя курить в 2018 году

      Курильщики мешают тем, кто ведет здоровый образ жизни. И два года назад был принят «антитабачный» закон, но полноценно он начнет действовать лишь с 2018 года. Но и сейчас существуют запреты и разрешения для курильщиков, которые уже действуют.

      Закон о курении где нельзя курить в 2018 году

      Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

      В Федеральном законе №15 перечислен список общественных мест, где курение запрещено. В этот список входят:

    • спортивные, образовательные, культурные, социальные учреждения;
    • здравоохранительные учреждения и санатории;
    • общественный транспорт, включая все виды транспорта. Не распространяется закон на персонал судов дальнего плавания;
    • аэропорты, вокзалы, порты, остановки и другие транспортные узлы, в том числе пассажирские платформы;
    • гостиницы, отели и все жилые помещения, а также подъезды и лифты;
    • магазины, рынки, павильоны и другие торговые пункты;
    • места общественного питания: кафе, клубы, рестораны. В этих заведениях должны быть оборудованные специальные места;
    • помещения органов власти;
    • детские площадки, пляжи;
    • автозаправки;
    • рабочие места.
    • Где же можно курить в 2018 году

      Из всего вышеперечисленного сложно понять, где курение разрешено. И в действительности такие места есть, но их не очень много. Курильщики могут себя свободно чувствовать в следующих местах:

    • на улице в необщественном месте;
    • специально оборудованные места и зоны для курения;
    • в собственной квартире или доме, а также в автомобиле и подъезде жилого дома, если там присутствуют вентиляции;
    • на территории транспортных узлов можно выкурить сигарету, но находиться необходимо за 15 метров от входа, и разрешено курение только на свежем воздухе;
    • на рабочем месте.
    • Последний пункт немного противоречит запрету, указанному выше. Но курить на рабочем месте будет разрешено исключительно по желанию собственника организации. Если владелец компании не против курящих работников, он должен позаботиться о специально отведенном месте. Выделить зону для курения можно не только на улице, но и в закрытом помещении с необходимыми вентиляционными системами.

      Антитабачноое законодательство с 2018 года

      Некоторые положения Федерального закона о курении начнут свое действие лишь с 2018 года, а именно 1 января следующие положения будут действительными:

    • произведенные и ввезенные в Российскую Федерацию табачные изделия будут поставлены на учет;
    • начнется контроль над производимым оборудованием, предназначенным для изготовления табачных изделий;
    • осуществление контроля над подлинностью акцизных и специальных марок табачных изделий;
    • осуществление проверок за движением табачных изделий на территории Российской Федерации.
    • Из вышесказанного материала, можно сделать вывод о том, что антитабачные новшества, принятые Правительством Российской Федерации, достигли финальной стадии, но некоторые положения начнут свое действие лишь в январе 2018 года.

      Антитабачный закон

      alljus.ru

      Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»

      Изменения и поправки

      Принят Государственной Думой 21 июня 2001 года

      Одобрен Советом Федерации 29 июня 2001 года

      Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.

      Статья 1. Основные понятия

      Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

      табачные изделия — изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка-крупка курительная;

      курение табака — вдыхание дыма тлеющих табачных изделий;

      никотин — вещество, содержащееся в табаке;

      смола — один из продуктов сгорания табака, возникающий в процессе курения и способствующий возникновению заболеваний;

      окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

      Статья 2. Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака

      Законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

      Статья 3. Регулирование деятельности по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями и розничной продаже табачных изделий

      1. Деятельность по производству табачных изделий, оптовой торговле табачными изделиями подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      2. Запрещаются производство, импорт, оптовая торговля и розничная продажа сигарет, не соответствующих гигиеническим нормам содержания в дыме никотина и смолы, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. При этом показатели содержания вредных веществ не могут превышать:

      для сигарет с фильтром — содержание в дыме сигареты смолы 14 миллиграмм на сигарету и никотина 1,2 миллиграмма на сигарету;

      для сигарет без фильтра — содержание в дыме сигареты смолы 16 миллиграмм на сигарету и никотина 1,3 миллиграмма на сигарету.

      3. Каждая упаковка (пачка) табачных изделий должна содержать предупредительные надписи о вреде курения табака — основную предупредительную надпись о вреде курения табака, дополнительную надпись о вреде курения табака и информационную надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты.

      На одной большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий должна быть помещена основная предупредительная надпись о вреде курения табака, утвержденная федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. На другой большей стороне упаковки (пачки) табачных изделий должна быть помещена одна дополнительная надпись о вреде курения табака в соответствии со следующими правилами:

      каждый производитель табачных изделий выбирает из списка, утвержденного федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению, четыре варианта дополнительных надписей о вреде курения табака;

      каждый из выбранных вариантов дополнительных надписей о вреде курения табака должен быть помещен на равное количество упаковок (пачек) табачных изделий.

      Основная предупредительная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения табака (без учета указания автора предупреждения о вреде курения — федерального органа исполнительной власти по здравоохранению) на упаковке (пачке) табачных изделий должны занимать не менее четырех процентов площади каждой большей стороны упаковки (пачки) табачных изделий.

      На одной из боковых сторон каждой упаковки (пачки) сигарет также должна быть помещена информационная надпись о содержании смолы и никотина в дыме сигареты в соответствии с государственными стандартами. Указанная надпись должна занимать не менее четырех процентов площади боковой стороны упаковки (пачки) сигарет.

      К надписям на упаковке (пачке) табачных изделий предъявляются следующие требования:

      надпись должна быть четкой и легко читаемой;

      надпись должна быть расположена таким образом, чтобы обеспечить целостность надписи при открывании упаковки (пачки) табачных изделий;

      надпись не должна быть напечатана на прозрачной оберточной пленке или на каком-либо другом внешнем упаковочном материале.

      4. Запрещаются розничная продажа сигарет с содержанием менее 20 штук сигарет в каждой упаковке (пачке), поштучная розничная продажа сигарет и папирос, а также продажа табачных изделий с использованием автоматов.

      5. Запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, а также в физкультурно-спортивных организациях.

      Статья 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет

      1. На территории Российской Федерации не допускается розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

      2. Нарушение положения пункта 1 настоящей статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

      Статья 5. Реклама табака и табачных изделий

      Реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

      Статья 6. Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти

      1. В целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

      2. На работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

      3. Нарушение положений данной статьи влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

      Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака

      1. Федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнительной власти по образованию и федеральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака.

      2. В целях реализации положений настоящего Федерального закона общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

      Статья 8. Меры по ограничению курения табака

      Правительство Российской Федерации разрабатывает меры по ограничению курения табака и обеспечивает их реализацию.

      Статья 9. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

      Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

      Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 и 3 статьи 3 и пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.

      Пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона в части запрета производства и импорта табачных изделий вступает в силу с 1 января 2003 года. Пункт 2 статьи 3 настоящего Федерального закона в части запрета оптовой торговли и розничной продажи табачных изделий вступает в силу с 1 января 2004 года. Пункт 3 статьи 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2003 года. Пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу через один год со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

      Президент
      Российской Федерации
      В. Путин

      rg.ru