Оло правило

Оро — правило русского языка

Мне все время не давало спокойствия это правило:
Пиши две буквы о в сочетаниях оро и оло, например: ворона, голова.
Пиши две буквы е в сочетаниях ере и еле, например: дерево, серебро.

А если я скажу: Пародия — обоснуйте? 🙂

Читать примечание №3.

Правописание гласных в корне слова

1.1.1.
Проверямые безударные гласные

В безударном положении в корне пишется та же гласная, что и в соответствующем ударном слоге однокорневого слова: закалить (закалка) — заколоть (заколка), запевать (запеть) — запивать (запить), задрожать (дрожь) — раздражать (дразнит), иссякать (иссякнуть) — иссекать (иссечь), озимь (зимний) — оземь (о землю), приведение (приведший) — привидение (видеть), примерять (примерить) — примирять (мир), развеваться (веять) — развиваться (развитие), старожил (старый житель) — сторожил (сторож).

Примечание 1. Если в корне пишется ё , то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е : испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездится (гнёзда) [О правописании е (ё)-о в корне после шипящих и после ц см. раздел 1.1.4.].

Примечание 2. Нельзя проверять безударные а — о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида на ыватъ (ивать) . Так, в словах затопить, опоздать, проглотить, раздвоить, затоптать и др. гласная о проверяется однокорневыми словами топит, поздно, глотка, двое, топчет, хотя есть глаголы затапливать, опаздывать, проглатывать, раздваивать, затаптывать.

Примечание 3. Безударные а — о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .

Примечание 4. Нельзя проверять безударную гласную е в словах седок, седло, седалищный (нерв) однокорневыми словами сидя, сидеть. В этом корне гласный [э] восходит к древнерусскому (ять): сдти.

Примечание 5. Данное правило не распространяется на иноязычные слова, так как в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам различного происхождения. Так, в слове аккомпанемент суффикс -емент французского происхождения, а в глаголе аккомпанировать суффикс -ирова- — немецкий; ср.: абонемент — абонировать, ангажемент — ангажировать.

otvet.mail.ru

Полногласные и неполногласные сочетания: примеры

Есть в русском языке такое чередование, которое известно как полногласные и неполногласные сочетания.

Происхождение явления

Это языковое явление историческое. Связано оно с крещением Руси. В связи с этим историческим процессом появился церковнославянский язык. И слова с неполногласием – это его единицы. В собственно русском языке им соответствуют их полногласные варианты. Существуют такие соотношения:

  • оро – ра: ворона — вран;
  • ере – ре: перестать – прекратить;
  • оло – ла: полотно – плат;
  • оло – ле: полон – плен.
  • Приведём примеры слов, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания оро-ра:

    • борода – брада;
    • борозда – бразда;
    • ворог – враг;
    • ворота – врата;
    • воротиться – вращаться;
    • город – град;
    • огород – ограда;
    • дорогой – дражайший;
    • зорок – зрачок;
    • королева – краля;
    • короткий – краткий;
    • морок – мрак;
    • норов – нрав;
    • оборот – обратно;
    • порох – прах;
    • здоровый – здравие;
    • сторона – страна;
    • хоромы – храм;
    • хоронить – охрана;
    • хоробрый – храбрый.
    • В современном языке также немало слов, в которых имеются полногласные и неполногласные сочетания оло-ла:

      • болото – блато;
      • волочить – влачить;
      • волосы – власы;
      • Володя – Влад;
      • голос – глас;
      • голова – глава;
      • голод – глад;
      • золото – злато;
      • колос – клас;
      • молот – млат;
      • молодой – младой;
      • молодец – младенец;
      • молония – молния;
      • оболочка – облако;
      • солод – сладок;
      • холод – хладный.
      • Меньше примеров, в которых мы можем наблюдать полногласные и неполногласные сочетания ере-ре:

      • беремя – бремя;
      • веред – вред;
      • середина – среда;
      • бередить – бред.
      • дерево – древо.
      • И уж совсем немного сохранилось слов, в которых есть чередование полногласных и неполногласных сочетаний оло-ле:

      • молоко – млечный;
      • полощет – плещет;
      • волочит – влечёт.
      • Слова с чередованием, различающиеся стилистикой

        Некоторые из слов, имеющих полногласные и неполногласные сочетания, примеры которых мы приведем ниже, обозначают одно и то же и различаются лишь тем, что употребляются в разных стилях речи.

        Слова высокого стиля

        За неделю, которую папа провёл на охоте, у него отросла борода.

        Браду его посеребрила чреда прошедших лет.

        Где-то в лесу каркнул ворон.

        Чёрный вран беду уж кликал.

        На улице стоял ужасный холод.

        И смертный хлад его объял.

        Сразу за кустами начиналось болото.

        Степей и блат родных просторы.

        Волосы Таня заплела в косу.

        Она власов не рвёт на голове, а молча горе принимает.

        Кузнец орудовал молотом.

        Млат судьбы опускается на землю многострадальную.

        Ворота к ночи запирались.

        И райские врата пред вами распахнутся.

        Дед добывал золото на приисках Сибири.

        Не надобно мне ни злата, ни серебра!

        Посевы на полях уже пошли в колос.

        На пашнях уж тяжёлые класы клонятся долу.

        Молния ударила в дуб за околицей.

        Его молония повергла за грехи.

        Когда дедушка был молодой, то наша страна называлась Советский Союз.

        С младых ногтей его учили, что надо Родину любить.

        Колька еле волочил ноги от усталости.

        И кое-как влачились дни его в изгнанье.

        Наш город сравнительно молод.

        Град Петров стоит и стоять будет на берегах реки Невы.

        Слова с чередованием, у которых разное значение

        Некоторые слова, в которых присутствуют полногласные и неполногласные сочетания (голосистый и гласный, например), имеют разное лексическое значение.

        «Голосистый» — имеющий громкий и красивый голос. Слово «гласный» уже никакого отношения к красоте звучания не имеет. Оно обозначает звук речи.

        Или возьмём слова голова и глава. Первое называет часть живого организма, а второе чаще всего обозначает должность человека, руководящего каким-либо населённым пунктом.

        Приведем еще примеры слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания: облако и оболочка. Одно плывёт по небу, а другое служит покрытием для чего-нибудь.

        Слова молодец и младенец имеют противоположный смысл: «полный сил человек» и «беспомощный ребёнок».

        Королева и краля – конечно, спорный случай, но разница в значениях всё же очевидна. Первое из них называет лицо женского пола, коронованное на самодержавную власть, а другое – это заносчивая, знающая себе цену особа.

        Слова хоромы и храм имеют разницу в том, что под одним из них подразумевается жилище богатого, но всё же обычного человека, а другое – дом Божий.

        Мрак и морок имеют тоже разные смыслы: первое – это темнота, а второе – частичная потеря способности здраво рассуждать.

        В словах порох и прах, кажется, не осталось даже намёка на общий корень. Одно – это вещество, способное взрываться, а другое – тлен, пыль. Хотя всё-таки можно догадаться, что близость значений этих слов в том, что оба вызывают в воображении у нас образ мелкого сыпучего вещества.

        Середина – это место, равноудалённое от начала и конца, а среда – день недели или окружение.

        Слово огород имеет следующее значение: место для посадки культурных растений, а ограда – это забор вокруг участка.

        Короткий/краткий – эти единицы с чередованием также различаются семантикой: полногласный вариант означает протяжённость в пространстве, а неполногласный – во времени.

        Слова устаревшие

        Некоторые из слов, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв, различаются степенью активности использования в русском языке. Приведём примеры.

        Из активной лексики

        Устаревшие, редко используемые

        Слова из правого столбика можно встретить разве что в исторических произведениях.

        Работа с текстом

        Нам уже известно, что собой представляют слова, в которых есть полногласные и неполногласные сочетания букв. Интересно будет применить эти знания на практике. Прочитайте текст.

        Олег был первым из рода Рюриковичей, который стал киевским князем. Он подчинил своей власти все славянские племена и столицу из Новгорода перенёс в Киев. В девятьсот седьмом году он предпринял успешный поход на Царьград (Константинополь). Побеждённые византийцы согласились на большой выкуп и заключили с Олегом договор, по которому русским купцам была разрешена беспошлинная торговля по всей Византии.

        В честь своей победы князь Олег оставил знак на вратах Царьграда – свой щит. Когда он возвратился в Киев, подданные встретили его с ликованием, «. дивясь храбрости, уму и богатству», провозгласили его Вещим.

        Александр Сергеевич Пушкин, ознакомясь с летописным источником, создал на его основе своё оригинальное произведение «Песнь о вещем Олеге», в котором он художественно переосмыслил сюжет. В основе идеи Пушкина Олег, являясь великим полководцем, остаётся по своей натуре обычным человеком, склонным верить в предсказания, боящимся смерти. Ему противопоставлен по-настоящему великий человек – волхв, наделённый способностью говорить правду, проникающий внутренним взором в самые потаённые глубины человеческих судеб. Этот дар, как считал Пушкин, даётся только избранным, истинно свободным и независимым личностям.

        Давайте найдём в тексте слова с неполногласием и полногласием, выпишем их и подберём им пару.

      • власть – волость;
      • Новгород – Царьград;
      • согласились – голос;
      • вратах – воротах;
      • возвратился – воротился;
      • превозгласили – голосили;
      • волхв – волох;
      • взором – зрачок.
      • fb.ru

        Правила правописания гласных: орфограммы в корне слова

        Орфограмма – это написание слов, соответствующее правилам орфографии или сложившейся языковой традиции. Это те места в словах, где школьники чаще всего допускают ошибки. Многочисленная и разнообразная группа под названием орфограммы в корне слова связана с правописанием гласных и согласных.

        Особенности

        Работая с изучаемой орфограммой в корне, школьник не задумывается о ее месте в ряду остальных, хотя корневые орфограммы образуют стройную, логически обоснованную систему. Сходные случаи требуют одинаковых способов проверки. Ошибок можно избежать, если научиться правильно выделять в словах приставки, суффиксы, окончания и особенно корневые орфограммы, определять их место в ряду других и проводить проверку, применяя правило, или заглядывая в орфографический словарь.

        Область применения правила

        Корень – общая часть родственных слов, но это не означает, что он во всех случаях будет одинаковым. Чередования, наращения, выпадения звуков и букв делают его трудно узнаваемым. В русском языке встречается даже нулевой (в слове вынуть), который лишен звукового и буквенного выражения, а проявляется только в других формах этого слова.

        Правильно выделить нужную морфему возможно только путем подбора и сравнения однокоренных слов. При этом необходимо учитывать их значение. Например, будут ли родственными слова гора и гореть? На первый взгляд морфема -гор- в них выглядит одинаково, но общего в смысловом значении этих слов не найти, значит, родства между ними нет. Разными будут и способы проверки.

        Разновидности

        Корневые орфограммы можно разделить на 4 группы:

      • непроверяемые,
      • проверяемые,
      • чередующиеся,
      • выбираемые.
      • От принадлежности их к определенной группе зависят пути выбора нужной буквы. Как выделить орфограмму: обозначьте морфему, проверяемую букву подчеркните одной чертой. Этот способ поможет вам писать слова правильно.

        Непроверяемые

        Эта разновидность включает в себя несколько орфограмм. Непроверяемыми могут быть:

        1. безударные гласные;
        2. согласные: неясные, парные по звонкости-глухости, непроизносимые, удвоенные.

        Объединяет их невозможность обойтись при затруднениях без словаря.

        Проверяемые

        Проверяемые орфограммы в корне слова регулируют выбор букв на месте звука в слабой позиции, написание которых устанавливается подбором проверочных слов или форм,где гласный или согласный звук ставится в сильную позицию и хорошо слышен. Как проверяется орфограмма в корне слова, примеры:

        Для гласных сильная позиция – ударная. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, требуется подыскать родственное, в котором она находится под ударением, или изменить данное таким образом, чтобы сомнительная буква стала ударной:

        гора́ – го́рка, в го́ры.

        Неясные парные звонкие и глухие согласные отчетливо слышны перед гласными, сонорными. Непроизносимые проявляются также на конце слова. Здесь тоже поможет проверочное слово или изменение формы:

        • дуб – дубок, дубы;
        • честный – честь, честен.
        • весна – весенний, вёсен.

        В последнем случае по аналогии с предыдущим хочется вставить непроизносимую согласную, но проверка показывает, что ее там нет.

        Есть еще один способ проверки безударных гласных, но подходит он не для всех слов, а только для содержащих определенные сочетания букв. В современном русском языке сохранились следы как древнерусского, так и церковнославянского. В первом существовало полногласие, то есть каждый слог оканчивался на гласную. Второй допускал неполногласные сочетания – согласные, не разъединенные гласными. На формирование языка влияли оба, и теперь существуют морфемы, которые в одних словах содержат древнерусский вариант, в других — соответствующий ему старославянский. С помощью чередования полногласных и неполногласных сочетаний проверяется орфограмма в корне слова: примеры их взаимной замены приведены в таблице:

        Два разных варианта заменяют друг друга только в таких парах, так что один проверяется наличием в родственных словах другого. Теперь, зная о существовании слова младший, молодой через А уже не напишешь. Неполногласные формы также встречаются вместо привычных нам современных в торжественных поэтических произведениях прошлых веков, и их наличие указывает на современное правописание.

        «ОЁ после шипящих» также относится к проверяемым, но подбирать для проверки приходится не слова с ударным вариантом, а однокоренные, где на этом месте появляется Е. Если такие варианты нашлись, в корне пишется Ё, если нет – тогда Оёпот – шептать, шорох – родственных с Е нет).

        Чередования

        Иметь варианты употребления могут и гласные, и согласные, но основные трудности связаны с выбором первых.

        Что представляют собой орфограммы корней с чередованием гласных и чем отличаются от них проверяемые орфограммы в корне слова. Слово с чередующейся гласной, внешне похожее на другое, отличается от него значением. Примирять (друзей) – проверочное слово мир. Примерять одежду – подбирать проверочное слово, чтобы проверить безударную гласную в корне, ни в коем случае нельзя, здесь чередование.

        Чередующиеся гласные не проясняются постановкой в сильную позицию, как проверяемые орфограммы в корне. Например, слова слова с корнем лаг-лож и прочие случаи с чередованиями требуют иных способов проверки.

        Правописание гласных в корне с чередующимися согласными зависит от одной из четырех причин.

        Последующие согласные

        В корне -раст-(-ращ-)//-рос- перед Щ и сочетанием СТ пишется А, а перед С без последующей Т – всегда О. Исключения – имена собственные Ростов и Ростислав, нарицательные росток и ростовщик пишутся через О, а слово отрасль – через А. В список данного типа не включены . Причины будут разъяснены ниже.

        От суффикса -а- зависит выбор гласной И: выберешь – выбираешь, раздерет – продираться, выжечь – выжигать, презреть – презирать, замереть – замирать, отпереть – отпирать, застелить – расстилается, вытереть – стирать, вычет – вычитание, блестящий – блистать;

        гласной А: —кос-//-кас- (коснуться – касание)

        сочетания ИМ, ИН на месте А (Я):

      • нажать – сжимать
      • понять – принимать
      • клясть – проклинать
      • начало – начинать
      • измять – сминать
      • Слова с корнем -лаг-//-лож- подчиняются обоим названным правилам. А пишется перед Г, но в тех же словах всегда есть и суффикс -а- (положить – слагаемое), так что для их проверки годятся два способа.

        В словах с чередованиями:

      • -гор-//-гар— (горе́ть – зага́р),
      • -клон-//-клан- (наклони́ться – кла́няться),
      • -коп-//-кап- (вскопа́ть – выка́пывать),
      • -молч-//-малч- (молча́ть – ума́лчивать),
      • -морг-//-марг- (моргну́ть – сма́ргивать),
      • -позд-//-пазд- (опозда́ть – запа́здывать),
      • -порх-//-парх- (вспорхну́ть – перепа́рхивать),
      • -стой-//-стай- (стоя́ть – наста́ивать),
      • -твор-//-твар- (твори́ть – тва́рь),
      • -толк-//-талк- (толкну́ть – ста́лкивать),
      • -тороп-//-торап- (торопи́ться – потора́пливать) –
      • в неясных случаях (без ударения) употребляется буква О.

        Правописание гласных в корне -зар-//-зор- (заря́ – зо́рька) подчиняется обратному закону: без ударения в нем пишется А.

        Исключение составляют диалектные и специальные слова вы́гар (вы́гарь), вы́гарки, при́гарь, и́згарь, зорева́ть, не подчиняющиеся правилу.

        Оттенки значения

        Смысловыми оттенками также определяется орфограмма в корне слова. Примеры выбора гласной по данному признаку:

        -мак-//-мок- (макать – промокать): первый вариант пишется в словах со значением погружения в жидкость, второй – способности пропускать жидкость, пропитываться ею.

        -плав-//-плыв-//-плов- (плавучий – плывун – пловец): способность держаться на плаву/направленно двигаться в потоке/совмещение обоих значений.

        -скак-//-скок- (скакать – вскочить): многократное или длительное действие/однократное. Исключение – скачок.

        -равн-//-ровн- (уравнение – подровнять): смысловая связь с понятиями равный (одинаковый) и ровный. Команда «Равняйсь!» и слово равнина – не исключения, как на первый взгляд кажется. «Равняйсь!» — требование не встать ровно, а встать одинаково. А равнина – не ровная поверхность, на ней есть холмы и ямы, а равная по высоте уровню моря.

        Чередующиеся согласные не влекут трудностей правописания, их наличие учитывается только при выделении морфемы.

        Выбираемые гласные

        Выбираемые корневые орфограммы включают случаи, в которых выбор буквы зависит от ее окружения в слове.

        К выбираемым относятся гласные после шипящих и Ц, написание которых устанавливается несколькими правилами:

      • жи-ши, ча-ща, чу-щу – сочетания, в которых не пишется Ы, Я, Ю, за исключением заимствованных из французского языка слов жюри, жюльен, парашют, брошюра, иноязычных имен и фамилий типа Жюли, Чюрлёнис, Мкртчян, а также русских, в которых традиционно закрепилось определенное написание;
      • после Ц пишется И (кроме слов цыпленок, цыган, цыц, цыкнуть, на цыпочках).
      • Также в эту группу входит правило, согласно которому И, стоявшая в начале слова, меняется на Ы после приставок на согласный, кроме сверх- (интересный – безынтересный — сверхинтересный).

        Часть 1. Орфограммы в корне гласные

        Русский язык. Орфография: Проверяемые безударные гласные в корне.

        Правила, регулирующие написание рассмотренных вариантов, к другим морфемам не применимы. Исключений только два: способ выбора И-Ы, Я-А, Ю-У распространяется на орфограмму в любой морфеме, а замена И на Ы действует и там, где основа после приставки на согласный начиналась с приставки из- (ис-). В остальных случаях выбор буквы требует иных способов проверки.

        uchim.guru

        Орфография и орфограммы 1-4 классов

        Орфография в русском языке — это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.

        Орфограммы:

        1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).

        В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.

        2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).

        морской — мо́ре, пенал — проверочного слова нет

        3. Парная по звонкости — глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)

        кадка — кадушка, друг — дру́га

        4. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу (Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ — в разных частях слова)

        живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука

        5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)

        ворона, волосы, перепелка

        6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

        кочка, конечно, закончить, банщик

        аллея, суббота, класс, Марианна

        9. Правописание предлогов (Предлог)

        по, за, от, над, чрез, из

        об локоть, без ума, за стеклом

        побежал, забежал, прибежал

        12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

        капель, вкусненький, день

        13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)

        14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)

        обезьянка, объезд, шампиньон

        15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)

        16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)

        любишь, обнимаешься, споешь

        18. Падежные окончания прилагательных

        19. Правописание суффиксов

        20. Правописание «не» с глаголами

        Поделись с друзьями в социальных сетях:

        budu5.com

        Презентация проекта по русскому языку в 3 классе на тему: «Орфографический словарь»

        Ученическая презентация проекта по русскому языку в 3 классе на тему: «Орфографический словарь».

        Просмотр содержимого документа
        «Презентация проекта по русскому языку в 3 классе на тему: «Орфографический словарь»»

        МБОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа» Проект на тему: «Орфографический словарь» Выполнила: ученица 3-го класса Цыплёнкова Виктория

        Цель: узнать, что такое орфографический словарь, и когда мы к нему обращаемся.

        Задачи: 1. Вспомнить правила письма, с которыми мы познакомились. 2. Выбрать любое правило и составить свой словарик слов с орфограммой на это правило. 3. Записать слова по алфавиту и подчеркнуть орфограммы на выбранное правило. 4. Представить свой словарик в классе. 5. Сделать вывод.

        Гипотеза : предположу, что орфографический словарь нужен для того, чтобы проверить написание орфограммы в слове. Источники информации : учебник, рабочие тетради, словари, ресурсы сети интернет. Продукт : орфографический словарь.

        Правило: сочетания — ОРО-, -ОЛО- всегда пиши с буквой «О».

        multiurok.ru