Орксэ правила дружбы

План-конспект урока (4 класс) по теме:
ОРКСЭ, урок №14 по теме «Дружба»

Урок разработан по теме «ДРУЖБА». Модуль «Основы светской этики». Материал урока подходит не только для курса ОРКСЭ, но и для внеклассной работы. У учащихся формируются представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

Предварительный просмотр:

Догадова Алла Николаевна, учитель ОРКиСЭ школы №7 п.Весёлый Иркутской области Чунского района.

Тема урока: Дружба.

Цель: воспитать у младших подростков мотивации к проявлению осознанных дружеских отношений в социуме.

* подвести учащихся к пониманию основных категорий морали: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание, доверие;

* способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

*развивать добрые качества и умение дружить, социальные эмоции переживания, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу;

* развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию, делать выводы и обобщения;

* развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

— формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: дружба, порядочность, бескорыстие, доброта, честность, понимание.

— участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, построение логической цепи рассуждений;

-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

-развивать умения анализировать собственные поступки, и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

м/медийная установка, экран, толковые словари, словари пословиц и поговорок, альбомные листы, карточки с притчей «Дружба», карточки с синонимами к слову «дружба», мр3 «Друзья» (в исполнении ансамбля «Барбарики»), мр3 «Если с другом вышел в путь».

Методы: проблемно — поисковый; репродуктивный, работа.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: дружба, бескорыстность, порядочность, взаимная симпатия.

I. Организационный момент:

-Уважаемые ребята. Я рада вас приветствовать на нашем уроке, посвященной одной важной теме. Мы продолжаем наш разговор о человеке и его личностных качествах. А начнём мы с проверки домашнего задания.

II. Проверка домашнего задания :

-Скажите, какую тему вы обсуждали дома с родителями? ( Ответы детей).

-Какие термины усвоили?

-Как поняли что такое альтруизм? Эгоизм?

-Чем отличается эгоизм от разумного эгоизма?

-И какие примеры разумного эгоизма можете привести?

III. Введение в новую тему.

(звучит песня «Друзьяшки» в исполнении ансамбля «Барбарики»)

Учитель: Ребята, я вас попрошу сделать круг, взяться за руки, подарить свою самую добрую улыбку и тепло своих сердец соседу. Дети исполняют один куплет песни. Теперь возьмите цветные жетончики (зелёные и красные с изображением солнышка) и садитесь на свои места, Жетончики положите на край стола, они нам позже пригодятся.

— Ребята, какие чувства и желания у вас вызвали ваши действия? (ответы детей)

IV. Постановка темы, цели, задачи урока.

Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?

Подберите слова, связанные с дружбой?

Д – доверие, доброта, доброжелательность

У – уважение, ум, уверенность

Ж – жизнь, желание

Б – борьба, благодушие

А – активность, аккуратность

Из первых букв названных слов получилось слово…?

Тема нашего урока «Дружба».

Откройте тетради, запишите число, урок №14. Тема урока – «Дружба».

Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

  • Что такое дружба?
  • Между кем она может быть?
  • Как найти друга и не потерять его?
  • Есть ли законы в дружбе?
  • Каким должен быть друг?
  • А каким ты должен быть другом?
  • Учитель: Я хотела бы начать наш урок со сказки.

    Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет, волшебнику:

    -Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю жизнь.

    Подумал волшебник и сказал:

    -Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

    Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

    -Вот, выбирай,- сказал волшебник. Одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвёртую печаль, пятую – Дружба.

    -Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

    — Твоя правда, — ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой.

    Вопрос детям: А кого выбрали бы вы? Почему?

    Подошла Любовь к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

    Вопрос детям: Почему Любовь выбрала Дружбу?

    Учитель: Какое прекрасное слово «Дружба», произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать книгу или секретничать.

    Мозговой штурм. Ребята, подумайте над таким вопросом: что такое дружба? Я предлагаю написать своё определение дружбы в тетрадь – 2 минуты на выполнение задания (высказывание мнений учащихся).

    А теперь сравните свои высказывания с выделенным текстом определения в книге на странице 32.

    В толковом словаре даётся следующее определение, что такое дружба:

    «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

    Учитель: Как вы понимаете взаимное доверие? Общность интересов? Привязанность? ( работа в парах ) – Ответы детей.

    Учитель: А вы знаете пословице о дружбе? ( Ответы детей.)

    Игровой момент «Собери пословицу».

  • Знал дружка в радости, не оставляй в горести.
  • Кто ищет друга без недостатков, тот останется без друга.
  • Кто разделяет с тобой трудную минуту — настоящий друг.
  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
  • Недостаток доверия вредит дружбе.
  • Человек без друзей, что сокол без крыльев.
  • Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.
  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  • Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • ( Поясняется смысл этих пословиц учащимися.)

    -Чему же учат нас эти пословицы, по каким правилам строится дружба?

    А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

    К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им: — Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает? Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года. – Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой. А у того, у кого были друзья, по-настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам.

    Так говорил Д. Аддисон.

    Дружба кончается там, где начинается недоверие. Л. А. Сенека Мл.

    V. Физ. минутка. (физические упражнения под музыку)

    VI. Работа в группах.

    — Сейчас я предлагаю поработать над понятием «настоящий друг. Для этого нужно разделиться на две группы (группа с красными солнышками и группа с зелёными солнышками». В группах вам нужно выяснить, каким должен быть настоящий друг.

    — У каждой группы на столе лежит листочек со словами, обозначающие нравственные качества личности. Прочитайте их, обсудите и вычеркните те качества личности, которыми настоящий друг обладать не должен.

    Слова на карточках: доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, забота, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, эгоизм, хвастовство, вежливость.

    -Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг.

    -А нужно ли вам самим обладать такими же нравственными качествами, как и ваш друг? Почему?

    — Действительно, народная мудрость гласит: «Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».

    — Как вы считаете, легко ли быть хорошим другом?

    VII. Игра «Волшебная рука».

    Я предлагаю на альбомных листах обвести свою руку и на каждом пальчике написать свои достоинства и хорошие качества.

    — А теперь свои ладони подарите тому, с кем бы вы хотели подружиться.

    — Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познаётся в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость.

    VIII. Творческая работа «Дерево дружбы».

    Учитель: Ребята, как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в парах и создайте правила дружбы. Напишите свои правила на зелёных листиках (5 минут). Затем каждый ученик выходит, зачитывает своё правило и прикрепляет к дереву (нарисовано на доске).

    Учитель: Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друг друга.

    IX. Создание проблемной ситуации.

    — Как выяснить, дружные ли вы ребята? Мы проведём соревнования, в которых вам понадобится помощь друг друга, поддержка. (проведение командной подвижной игры).

    Вывод: Слово «Дружба» имеет много однокоренных слов- дружелюбный, дружеский, дружественный, дружить, дружный, дружок. Не забывайте о них и старайтесь по ним жить. Отношения в коллективе должны быть дружественными, от этого зависит успех в любом деле, в том числе и в учёбе. Скажи своему другу: « Спасибо, что ты рядом!»

    — Давайте, каждый для себя сделает вывод, насколько он обладает качествами настоящего друга. Ваши записи предназначены только для вас, их никто не будет смотреть. Возьмите листочки (у каждого на парте листочек со шкалой самооценки), оцените себя. Поставьте крестик на шкале самооценки: на сколько вы – настоящий друг.

    — Посмотрите и подумайте, что вам нужно в себе изменить.

    — Возьмите листочек и напишите то качество, которое вам мешает быть настоящим другом. Выбросьте эти листочки, будем верить, что вы сможете искоренить в себе то, в чем признались только себе.

    — Давайте, пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей школе, в нашем мире, если все вокруг будут дружить. (Дети по цепочке отвечают.)

    — А от кого это зависит?

    Учитель каждому ученику раздаёт листочки с законами дружбы.

    Основные законы дружбы:

    Один за всех, и все за одного.

    Дружите, не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.

    Уважайте друг друга и помогайте друг другу.

    Радуйтесь вместе с друзьями.

    В беде не оставляйте друзей, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.

    Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

    Предлагаю закончить наш урок дружным чтением стихотворения В. Можной «Дружба – это…»

    Дружба – это теплый ветер,

    Дружба – это светлый мир,

    Дружба – солнце на рассвете,

    Для души веселый пир.

    Дружба – это только счастье,

    Дружба у людей одна.

    С дружбой не страшны ненастья,

    С дружбой жизнь весной полна.

    Друг разделит боль и радость,

    Друг поддержит и спасет.

    С другом — даже злая слабость

    Вмиг растает и уйдет.

    Верь, храни, цени же дружбу,

    Это высший идеал,

    Тебе она сослужит службу.

    Ведь дружба – это ценный дар!

    X. Итог. ( исполнение песни «Если с другом вышел в путь»)

    -О чем говорили на уроке? Что такое дружба?

    — Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?

    — Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?

    XI. Определение своей позиции по достижению цели урока ( ступеньки нравственности ).

    XII. Домашнее задание: прочитать стр. 32 – 33, составить небольшой рассказ по рисункам на стр. 32 или написать небольшой рассказ о своем друге. Спросить у родителей: есть ли у них настоящий друг, что они могут про него рассказать.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Краткая методическая разработка урока № 14 по УМК Биболетовой М.З. 2-й год обученияТема: «Домашний питомец Мистера Гринвуда»Цели и задачи.

    Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд к новой теме. Раскрывает суть понятия «самоусовершенствование», предполагает работу с раздаточми текстами «Потерял» и организацию .

    Разработка урока по ОРКСЭ 4 класс,урок 14 «Дружба»(конспект урока+презентация к уроку).

    Презентация для наглядного объяснения темы.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛАС УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 103 Курс ОКРСЭМодуль: Основы мировых религиозных культ.

    Памятники древнерусского зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это ещё и национальное сокровище, и святыни каждого государства.

    План-конспект урока (4 класс) по теме:
    ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №14 «Дружба»

    ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №14 «Дружба»

    Модуль: «Светская этика».

    Учитель начальных классов – Старикова Л.П.

    создать условия для формирования у учащихся представлений о дружбе, нравственных качеств (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.)

  • Создать ситуацию для дискуссии о дружбе;
  • Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о дружбе;
  • Активизировать познавательную деятельность в КТД;
  • Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.
  • Оборудование и учебно- методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, карточки, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., буклет «Уроки дружбы»

    Тип урока: урок «открытия нового знания»

    Виды деятельности на уроке:

    • Беседа;
    • Самостоятельная работа со словарем;
    • Творческая работа в группах;
    • Работа в парах;
    • Мозговой штурм;
    • Визуальное восприятие;
    • Устные высказывания на тему;
    • Подготовка к творческим заданиям
    • Основные термины и понятия: дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.

      1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

      — Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.

      — Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, подарим друг другу частичку своего тепла, пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.

      — Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

      — Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах, умение слушать и слышать…

      Слайд 1 ( солнышко )

      2. Актуализация знаний.

      — Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. — А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

      1. Слово, обозначающее отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. ( Доброта )
      2. Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. ( Благородный)
      3. Как называют умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. ( Мудрость)
      4. Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. ( Нежность )
      5. Так называют экономного человека. (Бережливый)
      6. Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего всё старательно точно. (Аккуратный)
      7. По горизонтали – слово «дружба»

        — Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

        Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывая слова. Когда все слова отгаданы, читается ключевое слово ДРУЖБА.

        Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

        Слайд 2 ( кроссворд )

        3. Определение темы и целей урока.

        — Определите тему нашего сегодняшнего урока . Запишите тему в рабочий лист.

        — Как вы понимаете слово

        — О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества.

        — Великий древнегреческий философ Платон писал:

        «Дружба» – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте тихой, таинственной, сказочной. Дружба необходима нам как солнце, как воздух, как радость. Ею мы объединяемся, молимся, побеждаем. Дружба делает нас чище, светлее, добрее: «От красивых образов мы идем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни».

        — Как вы понимаете это высказывание великого философа?

        — Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать?

        — Запишите цели в рабочий лист.

        Все версии фиксируются на доске в виде дерева предсказаний

      8. Какие отношения существуют между людьми,
      9. что такое дружба,
      10. чем дружеские отношения отличаются от других отношений
      11. кто такой друг
      12. Что такое дружба?

        Слайд 3 ( портрет Платона с высказыванием )

        Слайд 4 ( цели урока )

        4. Изучение нового материала.

        1. Беседа о разных отношениях между людьми.

        2. Беседа о понятии

        «дружба» и дружеских отношениях.

        Работа с учебником.

        3. Отличительные черты дружбы от других отношений.

        — Человек находится в разных отношениях с людьми, живя в обществе.

        — Какие отношения бывают между людьми?

        — Может быть, вам поможет ответить на вопрос этот слайд.

        — Какими должны быть эти отношения?

        — С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Так, например, хорошие отношения между соседями называют добрососедскими, т.е. отношения между добрыми соседями, стремящимися делать друг другу добро и избегающими ссор, скандалов, причинения друг другу вреда.

        — Но даже, если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.

        — Какое прекрасное слово « дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.

        — Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба».

      13. группа : Используя толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., объясните значение этого слова.
      14. группа : Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
      15. группа : Подберите к слову «дружба» эпитеты, получите словосочетания.
      16. группа : «Соберите» пословицы о дружбе.

      — А как в учебной статье даётся определение понятию «дружба» на стр. 32?

      — Запишите определение понятия « дружба» в рабочем листе.

      — Сделайте вывод: что такое дружба.

      — Чем дружба отличается от других отношений?

      — Найдем в учебной статье отличительные черты дружбы.

      — Запишем их в рабочий лист.

      Семейные, служебные, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские.

      nsportal.ru

      ОРКСЭ «Дружба» урок

      Урок проведён в 4 классе. Урок прведён в 4 классе по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Цель» Сформировать у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности.

      Просмотр содержимого документа
      «ОРКСЭ «Дружба» урок»

      Цель: Создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

      Задачи: Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг

      Способствовать формированию навыков конструктивного поведения в дружеских отношениях

      Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения

      Основные термины и понятия: дружба, избирательность, общность интересов, бескорыстность, взаимная симпатия

      Прогнозируемый результат: Обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба»; назвать правила дружбы; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

      Ресурсы: Словарь Ожегова, песня В.Шаинского «Дружба», «Когда мои друзья со мной», произведения художественной литературы, фильм «Однажды», цветные полоски, интерактивная доска, презентация.

      Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

      Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Повернитесь. Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…». А теперь дружно произнесите хором «Здравствуйте». А это, значит, мы желаем друг другу здоровья, удачи, хорошего настроения. А у кого плохое настроение – пусть оно улучшится.

      Проверка домашнего задания

      На прошлом уроке с какими понятиями мы знакомились? Альтруизм нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей и ради общих целей.

      Принцип альтруиста — хочет, чтобы всем было хорошо. Эгоизм – действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в ущерб интересам других людей или общества. Принцип эгоиста – Все ради меня, все для меня.

      Сказка Ш. Перро «Золушка»

      Можно ли золушку назвать альтруисткой? А кого эгоистами?

      Какова (главная) моральная обязанность человека в обществе?

      Уважать других людей и их права. Каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. И другие люди должны уважать это право. Это не означает, что нужно всегда соглашаться с мнениями других. У каждого есть свое мнение. И нельзя унижать, оскорблять человека, принуждать его отказываться от своих убеждений.

      Вот и мы сегодня на уроке должны уважать мнение товарища.

      Создание учебной ситуации

      — Давайте прочитаем притчу слайд 1

      IV. Целеполагание слайд 2

      Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

      Интересна ли вам эта тема?

      Чему вы хотите научиться?

      Сегодня мы с вами выясним слайд 3

      — Что такое дружба?

      — Настоящий друг – кто он?

      — Какими качествами должен обладать настоящий друг? (сегодня в классе присутствуют те, для кого дружба не пустой звук, кто верит своим друзьям, ждет поддержки и взаимопонимания.)

      Познакомимся с новыми понятиями

      избирательность взаимная симпатия слайд 4

      бескорыстность общность интересов

      Стихотворение читает Михайлова О.

      Кто в дружбу верит горячо,

      Кто рядом чувствует плечо.

      Тот никогда не упадет,

      В любой беде не пропадет.

      А если и споткнется вдруг,

      То встать ему поможет друг,

      Всегда ему надежный друг,

      В беде протянет руку.

      Учитель: И только близкому другу, мы можем открывать душу, доверить самое сокровенное.

      V. Организация деятельности учащихся

      — Как вы считаете, что такое дружба?

      Лепестки этого цветка вы заполните словами. На каждом лепестке напишите по одному самому главному качеству, без которого не может состояться дружба.

      Понимание, близость, деликатность, прощение, доброта, благородство, сдержанность, искренность, честность, приветливость.

      3. Расскажите о своем друге

      — Почему именно его вы называете другом?

      Рабочая тетрадь (задание №3)

      4. Групповая работа (слайд 5)

      1 группа – работают по учебнику, дать определение слова дружба.

      2 группа – работа со словарем русского языка Ожегова. Найти определение дружба.

      Все читают цепочкой выделенные слова, мудрые мысли.

      Я буду произносить фразы, и если вы относите себя к этой категории, необходимо хлопнуть в ладоши.

      — хлопают все присутствующие в классе;

      — только те, кто может назвать себя настоящим другом;

      — только те, у кого есть настоящий друг;

      — а еще те, у кого два друга и больше;

      — только те, у кого сегодня прекрасное настроение.

      5. Так что же такое дружба? (слайд №6)

      Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.

      Дружба – это отношения взаимной привязанности, духовной близости и общности интересов.

      6. Работа в тетради

      Запишите определение по выбору.

      7. Работа с интерактивной доской. (слайд7)

      Используя свои слова, слова из учебника (составляющие дружбы),

      выберите и подчеркните только те слова, которые относятся к слову дружба

      взаимная симпатия общность интересов

      8. Работа с интерактивной доской (слайд 8)

      Умение дружить – качество, которым обладает не каждый. Хорошего друга ценят, им дорожат, и такой человек редко бывает одинок.

      Лучшие друзья – на кого можно положиться в трудную минуту, никогда не предадут тебя.

      Друзья должны быть….

      Друзья не должны быть…..

      справедливые скромные добрые

      лживые жадные внимательные

      отзывчивые завистливые злые

      Дружба – главное чудо всегда,

      Сто открытий для всех нас таящее,

      И любая беда – не беда,

      Если рядом друзья настоящие!

      (И с этим вы, наверное, все согласитесь)

      9. Проблемная ситуация. (слайд9)

      Посмотрите Фильм «Однажды»

      — Можно ли этого героя назвать настоящим другом?

      — Каким должен быть настоящий друг?

      — При соблюдении каких правил возможна прочная дружба?

      (уважение друг к другу, доверие)

      10. Работа с интерактивной доской. ( слайд 10) (собери пословицы)

      Больше узнать о дружбе тебе помогут пословицы.

      Вспомните пословицы, которые вы учили во 2, 3 классе.

      Друга иметь – себя не жалеть

      Друг за друга держаться – ничего не бояться

      Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает

      Дружба как стекло – разобьешь, не сложишь

      11. Каким еще должен быть настоящий друг, вам подскажет песня «Настоящий друг».

      Друзья – это те люди, которые дорожат тобой. А ты дорожишь ими.

      12. Выставка книг о дружбе.

      Книга «Секрет дружбы»

      Как барсуку ответили, в чём секрет дружбы?

      Учитель: Не в чём, а в ком. В тебе, во мне. Он в каждом из нас, когда мы думаем о тех, кто рядом.

      Обязательно прочтите эту книгу.

      У нас в классе есть 2 счастливчика. На их стульях наклеено слово «Друг». Кто это?

      Вам предоставляется право продолжить фразу

      «Сегодня на уроке я понял…

      — Каких друзей вам хотелось бы иметь? (которые бы помогали, пришли на помощь, не подвели, не предали)

      — А каким другом является каждый из вас? (ответьте мысленно сами себе)

      VII. Творческое задание (слайд11)

      — Создайте свои правила дружбы

      — Читайте стихи о дружбе

      VIII. Давай дружить (слайд12)

      Когда живется дружно,

      Что может лучше быть?

      И ссориться не нужно,

      И можно всех любить.

      Расул Гамзатов «Берегите друзей»

      Это стихотворение утешит вас, поможет вам в трудную минуту.

      Знай, мой друг, вражде и дружбе цену….

      И судом поспешным не греши,

      Гнев на друге, может быть, мгновенным

      Изливать покуда не спеши,

      Может, друг твой, сам поторопился,

      И тебя обидел невзначай,

      Провинился друг – и повинился –

      Ты ему греха не поминай.

      Люди, я прошу вас, ради бога,

      Не стесняйтесь доброты своей,

      На земле друзей не так уж много,

      Опасайтесь потерять друзей!

      IX. Спасибо за урок (слайд 13)

      — Как же найти настоящего друга?

      — Нужно ли его специально искать?

      Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, ребята из других классов, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по мечтам, целям, увлечениям.

      Но это не самое главное. Важнее ваше осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо.

      X. Детский клип «Если друг не смеется» (слайд)

      Выйдите, возьмитесь за руки, улыбнитесь, обнимитесь. Будьте дружными всегда.

      Какая она дружба?

      Какая на ощупь? На вкус?

      С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

      Какие краски вы бы взяли, чтобы нарисовать дружбу?

      multiurok.ru