Осаго на будущий период

Оглавление:

Проверить КБМ по официальной базе РСА

Среди способов предоставления финансовой безопасности граждан главным признано страхование, гарантирующее компенсацию ущерба в случае незапланированной денежной потери. Среди наиболее популярных страховок, по-праву, признано ОСАГО, обеспечивающее материальную поддержку для автовладельцев, возмещение урона, причиненного непредвиденным дорожно-транспортным происшествием. Такого рода страхование — общеобязательное для всех автовладельцев. Несмотря на то, что тарифы на ОСАГО приняты на государственном уровне, стоимость страховых полисов в разных СК из-за применяемых поправочных коэффициентов существенно отличаются. Одним из основных факторов который влияет на стоимость ОСАГО является размер коэффициента бонус-малуса. Для каждого водителя он индивидуален, проверить КБМ по официальной базе РСА может любой желающий в режиме онлайн.

Влияние коэффициента бонус-малуса на стоимость полиса

Показателем коэффициента бонус-малуса (КБМ) поощряются или наказываются автовладельцы. При управлении машиной в течении года без аварий ему предоставляется «бонус», своего рода дисконт на полис ОСАГО на будущий год. При имеющихся нарушениях за прошедший период коэффициент страховки увеличивается в сторону «малус». КБМ представляет собой персональный показатель, который напрямую зависит от страховой истории. Данный коэффициент применяется непосредственно к водителям, независимо от имеющегося у него автомобиля.

Проверка КБМ при оформлении ОСАГО

Узнать конкретный КБМ и произвести расчет итоговой стоимости страхового полиса достаточно просто.

При впервые оформляемом полисе клиентам присваивается 3-ий класс, при котором КБМ=1. После одногодичного безаварийного управления машиной водителю предоставляется 5%-ная скидка и повышается его классность. Отчего на втором году ему будет присвоен 4-й класс с КБМ= 0,95, на третьем году – 5-ый класс, КМБ у которого- 0,9 и так далее. За 10 лет безаварийной езды страховая скидка составит 50%, КБМ будет равняться 0,5, а класс станет тринадцатым. Но, накопленный дисконт легко потерять, став виновником ДТП. К тому же, если водитель за год не был застрахован по ОСАГО, к нему применяется третий класс, а заработанная годами скидка — обнуляется.

Онлайн проверка КБМ согласно базы АИС РСА

Проверить КБМ по официальной базе РСА можно оформив заявку в базу данных российского союза автостраховщиков, где имеется полная страховая история всех автовладельцев. Запрос такой информации для водителей и страховых агентов — абсолютно бесплатный. Для этого стоит заполнить специальную форму, размещенную на сайте, и ввести в нее персональные данные водителя, его дату рождения, № водительского удостоверения и на экране компьютера отобразится искомый показатель.

Для чего определяется КБМ при оформлении полиса ОСАГО

За время стремительного развития страхового рынка страховые компании доказали свою стабильность и надежность.

При выборе компании следует обратить внимание на:

  • Возможность компании подтвердить финансовую состоятельность у известных рейтинговых агентств.
  • Имеющуюся базу клиентов и их положительные отзывы.
  • Возможность электронного оформления онлайн страховок.
  • Гарантию выполнения взятых страховой обязательств.
  • Работу высокопрофессиональных специалистов, предоставляющих любую информацию в полном объеме.
  • Наличие удобного сайта с возможным предварительным расчетом стоимости страхового полиса, наличие удобного электронного калькулятора, открыта ли к доступу база РСА, есть ли таблица для определения КБМ.
  • Возможность предоставления персональных скидок.
  • Гибкую ценовую политику.
  • kalkuljator-osago.ru

    Коэффициент бонус малус ОСАГО

    При оформлении полиса ОСАГО для водителей с отличными данными качества вождения действуют скидки. Формируются они за каждый безаварийный год и называются коэффициентом «бонус-малус».

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    +7 (812) 507-63-03 (Санкт-Петербург)

    Это быстро и бесплатно!

    В отношении начисления такого коэффициента на стоимость полиса существуют свои законы и правила, поэтому эту скидку страховщики не могут применять, как им заблагорассудиться.

    Поэтому не только каждому страховщику, но и водителю следует знать, каким образом формируется такой коэффициент, от чего он зависит, каким бывает, каким образом применяется и что влияет на его снижение или увеличение.

    Что это такое

    КБМ по полису ОСАГО – это коэффициент «Бонус-Малус», который считается скидкой при покупке или продлении сроков договора обязательного страхования автогражданской ответственности.

    Этот показатель является не единственным, который, так или иначе, влияет на общую стоимость полиса.

    Формируется он всегда по показателям аварийности, а потому может влиять на стоимость страхового продукта, как в сторону понижения, так и в сторону повышения.Каждому КБМ всегда будет соответствовать определенный класс водителя.

    Такой коэффициент бонус малус узнать можно из единой базы данных – АИС РСА (Автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков).

    Если информации в единой базе по водителю пока нет, тогда допускается применение коэффициента, равного 1. Начало берет применение КБМ с 2003 года.

    Для специалистов страховых компаний существуют свои понятия, которыми они оперируют при расчетах, и которые определяют несколько видов КБМ:

    1. Водительский – это такой коэффициент, который определяется в отношении каждого водителя в отдельности, который имеет право водить автотранспортное средство на момент страхования.
    2. Собственника – вид коэффициента собственника, которому принадлежит транспортное средство.
    3. Расчетный – применяется при исчислениях окончательного размера премии по уже заключенному страховому соглашению ОСАГО.
    4. Существует также понятие максимального или минимального КБМ. Другими словами, максимальная скидка или минимальный ее порог.

      Также после минимального значения скидки обязательно следует «нулевое» значение КБМ, а затем, удорожание. Это все очень хорошо видно в таблице классов и коэффициентов, которая будет приведена ниже.

      Как закреплено в законодательстве

      Статья 30 Закона «Об обязательном автостраховании» регулирует действия страховщиков. Все страховые компании при заключении того или иного страхового соглашения, обязаны вносить данные по водителям в АИС РСА, причем по предыдущим опытам страхования клиентов. Даже если страховая история формировалась в других компаниях.

      Непосредственно статьи, которые регулируют применение КБМ – это подпункт «б» п. 2 ст. 9 закона «Об ОСАГО» (№ 40 от 25.04.02г., побывавшем в последней редакции 28.11.15г.). Где говорится о правилах использования и расчетов такого коэффициента.

      Классы КБМ по ОСАГО

      Класс страхователя – это коэффициент, который присваивается за каждый безаварийный год. Закон об обязательном автостраховании был издан в 2003 году.

      Если водитель за это время ни разу не попал в аварию и постоянно страховался, это обозначает, что ему полагается хорошая скидка при покупке следующего страхового полиса ОСАГО.

      К примеру, если период вождения водителем автомобиля определяется за 12 лет как безаварийные годы, тогда ему присваивается класс 12.

      В данном примере двенадцать лет начинают свой отсчет с момента принятия закона об ОСАГО, то есть – с 2003 года. Такой класс определяет по специальной таблице значений коэффициентов «бонус-малус», что ему присваивается КБМ – 0,55, что соответствует 45-процентногй скидке.

      При исчислении коэффициента «Бонус-Малус» всегда должна использоваться специальная таблица, где КБМ стоит в графах уже по отношению к классности водителя.

      Можно таким образом понять, где минимальный, а где максимальный КБМ по ОСАГО, каким должен быть КБМ для конкретного водителя, у которого есть свой класс.

      Можно по таблице определить наличие или отсутствие страховых выплат, которые производились по вине водителя – участника ДТП.

      Также таблица дает понять в процентном соотношении, какова скидка или подорожание будет применяться для водителя с конкретным КБМ.

      Для примера можно рассмотреть следующую ситуацию, которая наглядно показывает, каким образом использовать табличные данные при определении КБМ и начислении стоимости на будущий полис:

    5. К примеру, водителю присваивался класс – 5, который соответствует КБМ – 0,9.
    6. При попадании в аварию один раз в году, когда действует этот полис, на следующий водителю присвоится уже 3 класс, который будет соответствовать КБМ – 1.
    7. Когда аварий в году не было, тогда при продлении или покупке у другого страховщика полиса автогражданки водителю присвоится уже 6 класс, соответствующий КБМ – 0,85.
    8. В графе подорожаний/скидок указывается процентное соотношение того, насколько покупка полиса обойдется дешевле или дороже.

      Если у шофера коэффициент оказался равным 1,55, то ему придется заплатить за полис ОСАГО на 55% больше, чем при других обстоятельствах, складывающихся в отношении его классности.

      И, напротив, если водитель имеет КБМ равный 0,7, тогда он сможет при покупке полиса ОСАГО воспользоваться 30-процентной скидкой.

      Все скидки или удорожания начисляются строго от первоначальной (базовой) стоимости полиса, которая, в свою очередь, является тарифом, установленным Центральным российским Банком – на каждый год свой.

      От чего зависит

      Прежде всего, на коэффициент влияет безаварийность, которая исследуется из года в год по каждому водителю. Присвоение коэффициента всегда осуществляется по предыдущему полису (договору страхования) ОСАГО, но только тому, который уже закончился более года назад.

      Те полисы или договорные сроки, действия которых ограничились менее 12-ти месяцев, не будут засчитываться. На этот случай существует так называемый «дежурный» коэффициент, который одинаков для всех водителей и равен он единице.

      Такой коэффициент будет присваиваться тем водителям, чьи полисы или договора имели срок действия менее года или были иные причины, почему нельзя было определить КБМ.

      Также на КБМ будет влиять классность водительского опыта. Причем, рассматриваться будет отдельно собственник авто и водители, которые допущены к вождению данного автотранспортного средства.

      Класс присваивается водителю только один раз в году, пока действует полис, когда требуется произвести компании выплаты страховки по вине водителя. В этом случае коэффициент повлияет на уменьшение страховой премии.

      Для ее увеличения придется заключить новый договор и не попадать в аварию. Скидка в виде КБМ может сохраняться при продлении, как в своей страховой компании, так и при продлении полиса путем заключения договора с другой компанией.

      Где указывается в полисе

      По закону нет никаких особых требований в отношении того, куда именно вписывать показатели КБМ по водителям или собственнику авто. Это могут сделать сами страхователи, основываясь на внутренних приказах руководства компании.

      Обычно такие приказы регламентируют местоположение записи примененного в расчетах стоимости полиса ОСАГО КБМ напротив фамилия и имени собственника автомобиля, на которого выписан полис.

      Также вписывается этот показатель напротив каждого водителя, который вписан в полис. Иногда такая запись встречается также в графе «Особые отметки», что, по мнению большинства правовых специалистов, является наиболее правильным.

      Правила применения

      В процессе применения КБМ имеются свои особенности, которые распространяются на разные виды ОСАГО – ограниченный или неограниченный.

      К ограниченному обязательному автострахованию относятся те договорные условия, которые предусматривают некоторые ограничения к количеству водителей, имеющих право управлять автомобилем, подлежащим страхованию.

      Соответственно, к неограниченному страхованию относятся те условия соглашения, которые не предусматривают никаких ограничений в количестве водителей, вписываемых в полис.

      Так, особенностями применения КБМ при ограниченном обязательном автостраховании являются следующие моменты:

    9. Коэффициент будет определен на основе той информации, которая относится к каждому водителю в отдельности.
    10. В стоимость самого полиса будет входить также и расчетный вид коэффициента, найденный по плохим показателям того или иного водителя. Но в базе РСА за шофером будет сохранен его класс.
    11. Скидка предоставляется не автотранспортному средству, а шоферу, поэтому если собственник автомобиля будет меняться или автотранспортное средство поменяется у собственника – то КБМ будет сохранен.
    12. Повышающий КБМ в отношении расчетов по следующему году будет применяться для тех водителей, которые оказались виновниками ДТП. Для них стоимость продления полиса окажется немного дороже из-за повышающего коэффициента.
    13. Если по полису не производилось в прошлом году никаких страховых выплат (другими словами, не было аварий на счету водителя), тогда на будущий год страховщик обязан применить коэффициент понижающий стоимость продления страхового договора.

    В том случае, когда страховщик при заключении соглашения с клиентом предложил условия неограниченного допуска водителей к управлению автотранспортным средством, особенности применения КБМ будут следующими:

  • Класс будет присвоен только собственнику автомобиля.
  • Определение коэффициента по последнему договору, который утратил свою силу действия, должно происходить в случаях, если:
    • он был таким же – неограниченным в количестве водителей, вписываемых в полис;
    • предоставленные для оформления нового полиса ОСАГО данные по собственнику и автомобилю один в один совпадают со старым договором;
    • на случай изменения сведений о владельце автомобиля или самом авто будет применен КБМ = 1.
    • Кроме этого, стоит выделить и общие существенные правила, действующие на любой вид страхового договора:

    • При досрочном расторжении соглашения со страховщиком по инициативе страхователя скидка не будет применяться по данному сроку действия договора, который прерван. Все договора заключаются на один год, КБМ рассчитывается за 12 месяцев, поэтому все сроки, которые являются меньшими, чем 12 месяцев действия полиса ОСАГО, не будут рассматриваться для нахождения коэффициента.
    • При досрочно прекращенном договоре будет применяться коэффициент, равняющийся тем показателям, которые применялись в предыдущем соглашении, предшествующем прерванному договору.
    • Количество выплат, произведенных потерпевшим, не считается по отдельности для определения КБМ водителя-виновника аварии. Один страховой случай – это одна страховая выплата, от которой осуществляется дальнейшее определение КБМ. Неважно, скольким людям страховщик заплатил.
    • Проверить каждому водителю или страховому агенту КБМ водителя сегодня можно практически на любом сайте страховщиков.

      Для проверки следует заранее подготовить фамилия и имя водителя, дата его рождения, номер и серию удостоверения вождения. И тогда база данных КБМ по ОСАГО выдаст за считанные секунды нужную информацию.

      Система позволяет также получить информацию следующего порядка:

    • узнать КБМ через специальный идентификатор запроса;
    • возможность получения информации, как по физическим, так и юридическим лицам;
    • проверить полис на КБМ можно без какого-то ограничения численности водителей, фигурирующих по нему;
    • по водителю можно узнать данные полиса и КБМ предыдущего страхования, а также и убытки, их количество.
    • Случаи, когда КБМ применять нельзя или можно использовать его, но только исключительно равным единице, относятся к следующим ситуациям:

    • в период транзитного страхования, когда водителю приходится проследовать к пункту техосмотра или к месту регистрации к территориальному отделению ГИБДД;
    • в процессе оформления страховки тех автомобилей, которые состоят на регистрационном учете в другой стране.
    • Какую страховую компанию выбрать для КАСКО, смотрите в таблице.

      Возможные причины снижения

      Расчет стоимости полиса с КБМ производится по простой схеме – показатель коэффициента умножаются на базовый тариф полиса. Поэтому, чем будет выше КБМ, тем окажется дороже полис.

      Чтобы существенно снизить стоимость данного страхового продукта, можно вооружиться следующими подсказками:

    • Просто не попадать в аварию в течение нескольких лет подряд.
    • Регистрировать (вписывать) в полис только тех водителей, которые являются настоящими профессионалами и имеют опыт вождения автотранспортных средств без ДТП.
    • Учесть территориальный коэффициент и оформлять полис на друга или родственника по генеральной доверенности, которые живут в регионе, где территориальный страховой коэффициент будет поменьше.
    • Заключение страховых договоров на несколько лет. Такое допускается законодательством при заключении многолетних или долгосрочных договоров по ОСАГО, которые действуют, как правило, не более 3 или 5 лет. К таким договорам «бонус-малус» не применяется, что говорит о покупке полиса за стандартную цену.
    • Последней вероятной причиной снижения может стать обнуление коэффициента, когда водитель вовсе целый год не страховался и не ездил на авто. то при покупке полиса к нему могут применить коэффициент, равный 1.
    • Куда обращаться, если неверный

      Для того чтобы узнать, правильный ли КБМ использует страховая компания в отношении водителя, или нет, можно в РСА по базе или же обратившись к страховщику, у которого был приобретен ранее страховой полис.

      Также используется в ходу делопроизводства, так называемая, справка безаварийности, которую также выдает РСА. Бесплатно обращаться в страховую по данному вопросу можно только когда договор страхования действительно закончился.

      Сведения по водителю и его КБМ страховщик обязан предоставить в течение 5 дней, после обращения. По правилам письменное заявление с просьбой предоставить сведение насчет КБМ водителя, следует подавать за 5 дней до истечения срока действия страхового полиса ОСАГО.

      При неправильном использовании КБМ водитель может действовать по следующему алгоритму:

    • Все-таки заключить соглашение со страховой компанией по тому коэффициенту, который на данный момент выдала база РСА, и который оказался неверным.
    • Далее подается претензия в Союз автостраховщиков, чтобы вам выдали правильный КБМ и пересчитали его.
    • Для подачи претензии следует подготовить следующие документы, которые прилагаются к претенциозному заявлению:
      • заполненный бланк для обращения в РСА по вопросам КБМ, который можно скачать на их сайте;

        Практика показывает, что страховщики отдают большее предпочтение той информации, которая предоставлена из АИС РСА, нежели из предыдущего места страхования.

        Неправильные показатели коэффициента особенно остро ощущаются водителями, когда нет скидок, а полис выходит даже дороже.

        Такое возможно тогда, когда обнуляется КБМ по ОСАГО при внесенных каких-либо изменениях в связке «водитель-автомобиль».

        Это ситуации, когда водитель сменил фамилию, продал машину (а значит, сменился владелец) или изменились те или иные параметры регистрационных данных автомобиля, за год водитель не был вписан ни в один страховой полис и т.д. Искусственно обнулять историю страхователя нельзя, за это страховым компаниям грозят штрафы.

        Заявление в РСА о восстановлении

        Коэффициент должен сохраняться за водителем (как правило, имеется в виду владелец автотранспорта) на годичный период, который определяется сразу после того, как закончится срок действия полиса ОСАГО.

        Если за весь год водитель так и не застраховался по обязательному страхованию и не ездил на машине, тогда его КБМ обнулится. Однако в этом случае обнуление коэффициента не исчисляется цифровым показателем «0».

        Под обнуленным коэффициентом понимается его показатель, равный единице. После годичного перерыва в вождении автомобиля, водитель может восстановить свой коэффициент, для чего он должен в РСА написать соответствующее заявление:

        К этому документу обязательно прилагаются копии водительских прав, которые делаются с обеих сторон удостоверения.

        Если страховой договор не предусматривал ограниченность в количестве шоферов, вписываемых в полис обязательного страхования, тогда еще потребуется приложить и копию гражданского паспорта собственника машины.

        Заявление на перерасчет

        Все заявления для перерасчетов КБМ РСА рекомендует, прежде всего, направлять непосредственно той стразовой компании, которая допускала ошибку.

        В этом случае заявитель просит страховщика внести корректное значение по его коэффициенту в базу РСА. Тем более что в эту базу все сведения заносятся строго страховщиками.

        Каждый водитель, скорее всего, желает иметь у себя минимальный КБМ по ОСАГО, который дает возможность приобретать страховые полисы с 50% скидкой.

        Чем меньше коэффициент, тем дешевле можно будет купить полис ОСАГО. Обычно такой показатель соответствует 13 классу вождения.

        На практике это выглядит так, что водитель не должен попадать в аварию на протяжении 10 лет своего опыта вождения автомобиля. Поэтому самые положительные результаты перерасчета КБМ, конечно же, будут зависеть от аккуратности вождения и отсутствия аварий за год.

        Сколько действует после окончания договора

        После окончания сроков страхового договора КБМ в своем действенном состоянии может продержаться по закону только год. После этого его значимость и показатели обнуляются, и восстановлению они будут подлежать только после обращения в страховую компанию или в РСА самим водителем.

        Если еж водителю не нужно ничего восстанавливать или он сам просто того не хочет, тогда к стоимости полиса при новой покупке будет применен коэффициент – 1.

        Коэффициент безаварийности «бонус-малус» может действовать как на понижение стоимости полиса ОСАГО, так и на его повышение.

        Применять его законодательно стали с целью – простимулировать всех водителей в России, чтобы они стремились заработать скидку на покупку следующего полиса, если будут ездить год без попадания в какие-либо ДТП.

        Разобраться в схеме действия такого бонуса не сложно, главное изучить все нормы и правила его начисления и использования в тех или иных случаях.

        Что выбрать КАСКО или ОСАГО, читайте здесь.

        Какие детали берутся без износа по ОСАГО, показано на странице.

        Видео: ОСАГО. Проверка КБМ. Расчет скидки за безубыточное вождение.

        • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
        • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

        Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

      • Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
      • Позвоните на горячую линию:
        • Москва и Область — +7 (499) 677-23-53
        • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 507-63-03
        • Регионы — 8 (800) 775-65-04
        • provodim24.ru

          Ранее организация всегда учитывала расходы на полисы ОСАГО на счете 97 «Расходы будущих периодов». Однако в учетной политике организации конкретно в отношении данного вида расходов не указано, что они подлежат учету равномерно и отражаются предварительно на счете 97. Полис ОСАГО со сроком действия с 26.11.2015 по 25.11.2016 поступил в организацию в марте 2016 года. Так как отчетность за I квартал 2016 года еще не сформирована, у организации есть возможность отразить расходы по ОСАГО январем 2016 года. Страховой полис ОСАГО необходимо относить на счет 97 или можно разово списать в затраты? Вправе ли организация отразить сумму страховой премии в расходах в I квартале 2016 года?

          Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
          Страховые взносы по ОСАГО могут учитываться в составе расходов по обычным видам деятельности организации единовременно или равномерно в течение срока страхования. Соответствующий порядок закрепляется учетной политикой организации.
          В рассматриваемой ситуации организация вправе отразить сумму страховой премии в I квартале 2016 года (например проводкой за январь) единовременно в текущих расходах либо предварительно в расходах будущих периодов с последующим равномерным списание в текущие расходы.

          Обоснование вывода:
          Расходы на ОСАГО осуществляются организациями в силу требований Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
          Расходы на страхование представляют собой плату за страхование в виде страховой премии, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования (п. 1 ст. 954 ГК РФ). Расходы могут быть осуществлены страхователем как единовременно, так и в рассрочку.
          Договоры страхования обычно заключаются на срок не менее года. Договор страхования может быть оформлен в виде страхового полиса (п. 2 ст. 940 ГК РФ).
          Договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса (п. 1 ст. 957 ГК РФ).

          Бухгалтерский учет расходов на ОСАГО

          Согласно п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы по обязательному страхованию (сумма подлежащей уплате страховщику страховой премии) являются затратами организации, включаемыми в состав расходов по обычным видам деятельности.
          В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
          Одновременно в п. 19 ПБУ 10/99 указано, что когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, они признаются в отчете о финансовых результатах путем их обоснованного распределения между отчетными периодами.
          Пунктом 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, предусмотрено, что затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
          Специалисты Минфина России в письме от 12.01.2012 N 07-02-06/5 разъяснили, что в случае если какие-либо затраты соответствуют условиям признания определенного актива, установленным нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (ПБУ), то они отражаются в бухгалтерском балансе в составе этого актива и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости этого актива. В ином случае такие затраты отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся.
          Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) для обобщения информации о затратах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 97 «Расходы будущих периодов». Перечень расходов, которые могут быть отражены на этом счете, является открытым.
          Таким образом, в том случае, если страховой взнос по ОСАГО оплачивался разовым платежом, а договор страхования заключен сроком на один год (период действия страхового полиса), то расходы по страхованию организация вправе признавать в бухгалтерском учете равномерно (ежемесячно, пропорционально количеству календарных дней в соответствующем периоде) в течение срока действия договора страхования. При этом сумма страхового взноса по полису ОСАГО предварительно учитывается на счете 97 «Расходы будущих периодов».
          Вместе с тем отметим, что нормативные акты по бухгалтерскому учету не содержат прямого требования о переносе затрат на страхование в расходы нескольких отчетных периодов. Поэтому полагаем, что организация может отказаться от использования счета 97 «Расходы будущих периодов» и единовременно списывать данные расходы.
          Согласно п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008) при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
          Иными словами, организация имеет право определить в своей учетной политике порядок признания в бухгалтерском учете расходов на ОСАГО (равномерно (с применением счета 97) или единовременно).
          Обращаем внимание, что на основании п. 9 ПБУ 1/2008 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики) (абзац 3 п. 5 ПБУ 1/2008).

          К сведению:
          В документе, обозначенном как Толкование Р112 «Об участии организации в договорах страхования в качестве страхователя» (издан Национальным негосударственным регулятором бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр», далее — Толкование Р112), выражена позиция членов профессионального бухгалтерского сообщества в отношении учета затрат на страхование.
          В частности, в п. 7 Толкования Р112 отмечается, что участие в договорах страхования не приводит к возникновению в бухгалтерском учете организации-страхователя расходов будущих периодов.
          По мнению авторов документа, оплата страхователем страхования на периоды, следующие после момента осуществления оплаты, учитывается как предоплата услуг (авансы по услугам). Эта предоплата признается расходом организации по мере потребления страховых услуг, т.е. по мере истекания периода страхования. Указанная предоплата отражается на счете учета расчетов со страховщиками. До истечения оплаченного страхового срока соответствующие суммы отражаются в бухгалтерском балансе в зависимости от их существенности по самостоятельной статье или включаются в агрегированную статью раздела «Оборотные активы» (при оплате на срок более года — «Внеоборотные активы»). В зависимости от существенности и степени агрегации статья может именоваться, например, «предоплата страхования», «предоплата услуг», «авансы выданные», «прочие оборотные (внеоборотные) активы» (п. 8 Толкования Р112)*(1).
          При этом заметим, что другие специалисты считают учет страховой премии на счете 76 некорректным, так как по факту у страховой компании отсутствует дебиторская задолженность перед страхователем*(2).

          Отражение расходов прошлого отчетного периода в текущем отчетном периоде

          В рассматриваемой ситуации страховой полис ОСАГО, период действия которого приходится на период 26.11.2015-25.11.2016, поступил в бухгалтерию организации в 2016 году после сдачи отчетности за 2015 год.
          В соответствии с п.п. 2 и 4 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (далее — ПБУ 22/2010) неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации является ошибкой, подлежащей обязательному исправлению в бухгалтерском учете.
          Ошибка может быть обусловлена, в частности:
          — неправильным применением законодательства РФ о бухгалтерском учете и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
          — неправильным применением учетной политики организации;
          — неточностями в вычислениях;
          — неправильной классификацией или оценкой фактов хозяйственной деятельности;
          — неправильным использованием информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;
          — недобросовестными действиями должностных лиц организации.
          В то же время в п. 2 ПБУ 22/2010 отмечается, что не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности.
          Исходя из этого, по нашему мнению, неотражение Вашей организацией в 2015 году суммы страховой премии по полису ОСАГО не является ошибкой, и, соответственно, в данном случае положения ПБУ 22/2010 не применяются.
          Если оплата за полис ОСАГО была произведена в IV квартале 2015 года, то полагаем, что на основании выписки банка организация в этом периоде сформировала проводку:
          Дебет 60 (76) Кредит 51
          — уплачена страховая премия по договору ОСАГО.
          Поскольку в Вашем случае страховой полис поступил в бухгалтерию в марте 2016 года (информация, содержащаяся в нем, стала доступна организации), считаем, что организация вправе отразить сумму страховой премии в I квартале 2016 года (например проводкой за январь).
          При этом если организация приняла решение в 2016 году продолжать отражать расходы на ОСАГО с использованием счета 97, то, на наш взгляд, данные расходы могут быть учтены в 2016 году равномерно (например равными суммами с января по ноябрь). При этом будут сформированы бухгалтерские записи:
          в январе 2016 года
          Дебет 97 Кредит 60 (76)
          — сумма страховой премии учтена в составе расходов будущих периодов;
          В январе-ноябре 2016 года
          Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
          — списана ежемесячная доля расхода.
          Если же организация примет решение с 2016 года при отражении расходов на ОСАГО не использовать счет 97, то данные расходы можно учесть единовременно январем 2016 года, отразив следующим образом:
          Дебет 20 (26, 44) Кредит 60 (76)
          — страховая премия по полису ОСАГО признана расходом.
          Повторим, порядок признания в расходах затрат организации на страхование необходимо закрепить в учетной политике либо изменениях к ней.
          Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться, в частности, в случаях разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (п.п. 8, 11, 12 ПБУ 1/2008).

          Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
          — Энциклопедия решений. Учет расходов на имущественное страхование;
          — Энциклопедия решений. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование в целях налогообложения прибыли.

          Ответ подготовил:
          Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
          аудитор Овчинникова Светлана

          Контроль качества ответа:
          Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
          Королева Елена

          6 апреля 2016 г.

          Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

          ————————————————————————-
          *(1) Смотрите также материал: Учитываем изменения правил бухучета в полугодовой отчетности (интервью с И.Р. Сухаревым, к.э.н., начальником отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России) («В курсе правового дела», N 13, июль 2011 г.).
          *(2) Смотрите материал: Счета 97 не существует? (Р. Самилло, «Актуальная бухгалтерия», N 11, ноябрь 2011 г.).

          www.garant.ru