Осаго учебник

Страхование автогражданской ответственности

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств – это страхование ответственности, которую несет владелец транспортного средства перед третьими лицами (физическими и юридическими) за вред, причиненный им при эксплуатации транспортного средства. В Российской Федерации обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) появилось с 1 июля 2003 г. с вступлением в силу Федерального закона 40-ФЗ от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Автомобиль — источник повышенной опасности, поэтому его владелец обязан возместить нанесенные потерпевшему убытки, за исключением случаев, когда причинение вреда явилось следствием действия обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего [1, с. 63]. Поэтому цель данного вида страхования – предоставление финансовых гарантий возмещения убытков страхователя, возникших вследствие обязанности возместить вред, причиненный страхователем третьему лицу [2, с. 221].

Договор страхования заключается в письменной форме и является двусторонним: его стороны – страхователь и страховщик. Страхователь – владелец автотранспортного средства или лицо, заинтересованное в компенсации убытков владельца автотранспортного средства, например, родственник. Страховщик должен обладать лицензией на осуществление данного вида деятельности. Потерпевший не является стороной договора страхования, но признается субъектом страхового правоотношения, так как является лицом, в пользу которого заключается договор страхования – выгодоприобретателем.

Виды ущерба (вреда), подлежащие страхованию, следующие:

  • вред, причиненный жизни и здоровью физических лиц, достоинству личности;
  • вред, причиненный имуществу физических и юридических лиц в результате его уничтожения или повреждения, а также причиненные этим убытки.
  • Для того чтобы оформить полис ОСАГО, придется предоставить в страховую компанию определенный перечень документов:

    1. паспорт (оригинал или копия) собственника автотранспорта;
    2. свидетельство о государственной регистрации автотранспорта;
    3. технический паспорт автотранспорта;
    4. документ о техническом осмотре автотранспорта (если автомобилю больше 3-х лет);
    5. водительское удостоверение (копии) всех, кто будут управлять данным автомобилем;
    6. предыдущий полис ОСАГО (если был оформлен).
    7. При заключении договора страхования нужно постараться сделать приобретение полиса максимально выгодным для себя, в связи с чем необходимо учесть следующие аспекты.

      Во-первых, необходимо обратить внимание на страховую компанию. В настоящее время на рынке предоставления страховых услуг действует огромное количество не только собственно самих страховых компаний, но также фирм-брокеров, которые заключают договоры от имени нескольких страховых компаний, а также страховых агентов. И брокеры и страховые агенты часто заманивают потенциальных клиентов выгодными предложениями в виде скидок и бонусов. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев, либо такие скидки являются незначительными, либо страховщик занимается мошенничеством. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев, когда были зафиксированы случаи мошенничества, договор заключался именно с брокерами и агентами. Не стоит забывать и о выплатах. Чем надежнее, известнее и престижнее компания, тем больше шансов получить полный объем выплат за установленный законом срок.

      Во-вторых, важен стаж сотрудничества со страховой компанией. Практически все страховые компании делают приятные скидки на оформление полиса ОСАГО клиентам, которые регулярно работают с ними. При этом, чем дольше Вы продолжаете сотрудничество, тем на больший бонус можете рассчитывать.

      Третьим аспектом являются коэффициенты и базовая стоимость полиса. Если на бонусы Вы еще «не заработали», то не стоит тратить время на поиск дешевой страховки. Важно понимать, что ОСАГО – это обязательное страхование, поэтому все тарифы, коэффициенты и ставки по данному виду страхованию, а также способ расчета коэффициента, определяются Правительством РФ [3, с. 60].

      Ещё одним важным показателем, при определении стоимости страховки, является безаварийный стаж. За каждый год безаварийной езды автолюбитель получает скидку при оформлении полиса в размере 5%. При этом, максимальный размер скидки не может быть более 50%. А вот если Вы вдруг станете виновником дорожно-транспортного происшествия, то с половиной заслуженной скидки при оформлении полиса в следующем году можете распрощаться.

      Выбрав страховую компанию и собрав весь перечень документов, автовладелец предъявляется их страховому агенту, который на их основании выдаёт бланк заявления на страхование для заполнения. После подписания двумя сторонами заявления, агент должен выдать квитанцию для оплаты установленного законодательством взноса. Оплатив установленную сумму, страховая компания выдаёт полис об обязательном страховании автогражданской ответственности, который застрахованное лицо по закону обязано возить с собой.

      На рынке автострахования страховые организации постоянно появляются и исчезают, последнее связанно с лишением лицензий, банкротством, исключением из системы и другими негативными факторами [4, с. 91]. Именно поэтому начали составляться ежегодные рейтинги, чтобы помочь автомобилистам не прогадать и выбрать страховщика с самыми высокими гарантиями выплат [5, с. 72]. Кроме рейтинговых данных можно получить информацию и точнее, например, в Российском Союзе Автостраховщиков в открытом доступе на официальном сайте находится список страховых компаний, являющихся действительными членами РСА, для которых ограничена, отозвана или остановлена лицензия, вышедших или исключенных из союза [6, с. 222; 7, с. 173].

      Наиболее надёжными компаниями, занимающимися автострахование, в частности ОСАГО, по версии рейтингового агентства «Эксперт РА» являются: АльфаСтрахование; Альянс; ВСК; ВТБ Страхование; Ингосстрах; МАКС; СОГАЗ; Росгосстрах; Согласие; Ренессанс Страхование; РЕСО-Гарантия; УралСиб [8, с. 40].

      Все представители данного списка являются рекомендуемыми к сотрудничеству и получили стабильный прогноз от экспертов.

      По итогам 2015 г. можно сделать следующие выводы:

    8. · средняя выплата по ОСАГО составила 42 тыс. руб.;
    9. · более 90% страхователей выбрали только 25 самых надежных компаний, хотя оформить ОСАГО предлагалось более чем в ста организациях;
    10. · более 20 млн. автомобилистов выбирают компанию «Росгосстрах», которая имеет максимальный уставный капитал – 122,8 млрд. руб.;
    11. · более полумиллиона владельцев ТС в 2015 г. отказались от оформления полиса ОСАГО из-за резкого подорожания услуги более чем на 40% [9].
    12. Обязательное страхование автогражданской ответственности не является уникальной особенностью отечественного законодательства. Европейские страны также готовы гарантировать своим гражданам и гостям финансовую защиту в случае непредвиденных ситуаций на дороге. Так с 1 января 2009 г. Россия присоединилась к международной системе «Зеленая карта». Теперь, собираясь в путешествие на своем автомобиле за пределы страны, Вы должны приобрести полис международной системы «Зеленая карта». Полис действует на территории всех европейских государств, а также позволяет въехать в Израиль, Марокко, Тунис и Иран. Государства-участники этой системы взаимно признают договоры страхования гражданской ответственности владельцев ТС, заключенные одной из стран, и гарантируют, что в случае ДТП за границей пострадавшей стороне будет возмещен ущерб [10].

      Рисунок 1. Средние базовые тарифы в европейских странах в 2015 г.

      Полис ОСАГО в большинстве европейских стран — удовольствие недешево, штраф за его отсутствие тоже серьёзный: у нас водитель заплатит 800 руб., а, скажем, в Испании — от 1000 евро.

      Стоимость полиса для конкретного автовладельца определяется с учетом его опыта вождения и аварийности, категории транспортного средства и т.д. Цена полиса ОСАГО вполне соответствует размеру осуществляемых по нему выплат.

      В отличие от России и Белоруссии, в Европе тарифы устанавливаются страховыми компаниями. Если мы хотим получать подобные выплаты в России, тарифы придется уравнять с европейскими — и тогда размер базового тарифа составит минимум 18 тыс. руб. [11].

      Из рисунка можно видеть, что полиса по автострахованию в Европе наибольшая в настоящее время в Великобритании (774 евро), наименьшая – в Белоруссии (15 евро).

      Наибольший лимит выплат по здоровью – в Голландии (70 млн. евро), наименьшие – в Белоруссии (10 тыс. евро), в то время как в Англии, Бельгии, Германии, Франции отсутствует подобный лимит.

      Следует отметить, что и выплаты на ремонт в европейских странах огромны. На них можно приобрести новый автомобиль, в то время в России – 400 тыс. руб.

      Таким образом, можно подвести итог. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным видом страхования. Владельцы автотранспорта доверяют при оформлении страхового полиса компании «Росгосстрах». Страховые выплаты и возмещения в Европе в разы превышают аналогичные показатели нашей страны.

      1. Калинин Н.В., Медведева Т.В. Разработка мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия региона // Инновационная наука. – Уфа: Изд-во ООО “Аэтерна”. – 2015. — №10-2. – С. 63-67.

      2. Медведева Т.В. Приоритеты стратегии социально-экономического развития в регионах в рамках бюджетной политики // Финансово-кредитный механизм регулирования экономики: от теории к практике: сборник материалов I Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, аспирантов и специалистов-практиков. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга». – 2016. – С. 220-225.

      3. Медведева Т.В., Денисов В.Н. Индикаторы устойчивости региональной социально-экономической системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 5. – С. 60–67. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56150.htm (дата обращения: 12.12.2016).

      4. Медведева Т.В. Стратегия базового отраслевого развития региона // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S9. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75162.htm (дата обращения: 12.12.2016).

      5. Медведева Т.В. Экономическое обоснование применения маркетинговой информационной системы // Актуальные вопросы развития мировой и модернизации российской экономики: сборник научных трудов. / Под общей редакцией Л.В. Матраевой, С.Г. Ерохина. – М.: Издательство: ЗАО «Университетская книга». – 2016. – С. 72-77.

      6. Медведева Т.В. Финансовые аспекты формирования стратегии развития предприятий региона // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества». – 2014. — №16. – С. 222-227.

      7. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Под ред. Подъяблонской Л.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 559 c.

      8. Смарагдов И.А., Румянцева И.И., Гайдукова О.Л. Структура российского рынка автострахования и конкуренция на нем // Страховое дело. – 2015. — №5 (266). – С. 38-41.

      e-koncept.ru

      Страхование автомобиля

      В чем разница между ОСАГО и добровольным автострахованием

      Понятие «страхование автомобиля» в первую очередь вызывает у нас ассоциацию с «автогражданкой». Но «автогражданка», или ОСАГО, – это страхование автогражданской ответственности водителя транспортного средства. Тем самым страхование автомобиля как имущества отличается от ОСАГО. Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.

      Автомобиль является транспортным средством.

      Транспортное средство – это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

      Такое определение дают Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, действующие в редакции от 28 февраля 2006 г.

      Транспортные средства, в частности автомобили, относятся к движимому имуществу, но имуществу особого рода – источнику повышенной опасности. Это означает, что транспортные средства с большой долей вероятности способны нанести ущерб жизни, здоровью или имуществу человека. В связи с этим страхование автогражданской ответственности с 1 июля 2003 г. стало обязательным для всех тех, кто за рулем. Введение обязательности страхования ответственности автолюбителей в пользу потерпевших полностью отвечает мировой практике.

      Согласно Закону об ОСАГО обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев транспортных средств:

    13. максимальная конструктивная скорость которых составляет более 20 километров в час;
    14. на которые по их техническим характеристикам распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
    15. автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
    16. зарегистрированных в иностранных государствах и участвующих в дорожном движении на территории Российской Федерации.
    17. Таким образом, сфера так называемой автогражданки – это область государственного регулирования. Государство с помощью закона подробно регулирует страховые тарифы, т. е. стоимость услуг страховщика, и устанавливает четкие рамки для договорных отношений между страховыми компаниями и их клиентами – страхователями.

      Объектом «автогражданки» являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства. В отличие от «авто-гражданки» добровольное страхование предполагает страхование в первую очередь автомобиля как имущества.

      ОСАГО защищает автовладельцев от реального ущерба.

      В ОСАГО реальный ущерб – это утрата или повреждение автомобиля, а также расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести (отдать за ремонт, экспертизу, транспортировку автомобиля с места аварии и проч.). Возмещается также стоимость ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца.

      К реальному ущербу относится утрата товарной стоимости транспортного средства (УТС). Она тоже подлежит взысканию со страховой организации по договору ОСАГО.

      УТС (иногда применяется термин «утрата товарного вида») представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

      ОСАГО является основным видом страхования, обеспечивающим интересы потерпевшего от ДТП, произошедшего по вашей вине. Все, что не включает в себя ОСАГО, придется страховать отдельно.

      Основным документом ОСАГО является страховой полис обязательного страхования. Полисы ОСАГО имеют унифицированную форму на всей территории Российской Федерации, точно так же, как и другие документы, полученные от страховщика: квитанция об оплате, стикер, перечень представителей страховой компании, правила ОСАГО, бланки извещений о ДТП в двух экземплярах.

      Полисы добровольного страхования могут быть различных цветов и размеров. Все зависит от фантазии страховщика (разумеется, за исключением обязательных реквизитов и условий).

      Страховые тарифы по ОСАГО, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии регламентированы постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. № 739. Тарифы добровольного страхования законом не регулируются: их величина обусловлена исключительно рыночными механизмами спроса и предложения.

      Помимо ОСАГО автострахование возможно в различных вариациях (см. табл. 1). Вот примерный перечень страховых услуг, предлагаемых страховыми компаниями:

    18. автокаско;
    19. добровольное страхование автогражданской ответственности (ДСАГО);
    20. страхование от угона;
    21. страхование от несчастного случая;
    22. страхование дополнительного оборудования автомобиля;
    23. международное страхование (в частности, «Зеленая карта»).
    24. Таблица 1
      Виды автострахования


      Таким образом, страхование транспортных средств как особый вид страхования имеет множество подвидов. Добровольно можно застраховать причинение морального вреда, обязанность по возмещению упущенной выгоды, риски загрязнения окружающей природной среды, причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей.

      Риски, которые не застрахованы по ОСАГО, всегда можно дополнительно застраховать по другим системам страхования, например автокаско. Если ОСАГО у вас уже оформлено, любой другой вид страхования может быть прекрасным дополнением к ранее заключенному договору «автогражданки».

      Объектом договора автокаско являются повреждение, уничтожение либо утрата транспортного средства. Также полис поможет возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу как водителя, так третьих лиц при аварии. К страховым случаям автокаско относятся угон транспортного средства путем кражи, грабежа, разбоя, мошенничества и ущерб в результате ДТП, падения предметов, пожара, стихийного бедствия, действий злоумышленников и животных. Страховая сумма автокаско обычно равна рыночной стоимости автомобиля.

      Существуют две основные формы страхования по автокаско:

      1. полное страхование, которое позволяет застраховать автомобиль от всех видов рисков, таких как хищение, повреждения при ДТП, пожар, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, падение предметов;
      2. частичное страхование, которое дает возможность компоновать любые перечисленные риски по мере надобности.

      При частичном страховании автовладелец может сам выбрать случаи, которые с его точки зрения наиболее опасны для транспорта. Так, если автомобиль «ночует» на улице, то есть смысл выбрать программу, предохраняющую от убытков вследствие угона или хищения. Подробно о частичном страховании речь пойдет ниже.

      Величина премий по договорам автокаско может значительно отличаться в различных компаниях. Страховые тарифы устанавливаются индивидуально с учетом марки автомобиля, года выпуска, его страховой стоимости в момент заключения договора и других параметров.

      Взносы могут устанавливаться как в рублях, так и в валюте. Большинство компаний для удобства своих клиентов предлагает помимо единовременной оплаты рассрочку по индивидуальному графику.

      При автомобильном страховании автокаско можно рассчитывать на хорошие скидки. Например, если ваш бюджет ограничен, следует обратить внимание на франшизу. Установление франшизы означает, что владелец автомобиля сам платит за покрытие незначительных убытков.

      Здесь уместно напомнить, что франшиза бывает условная и безусловная. Условная франшиза ограничивает ваше право на получение страхового возмещения (компенсации) небольшого размера, как правило, в пределах 5 % от той суммы, на которую застрахован автомобиль. Если сумма значительная, то вам возместят ее полностью. Безусловная франшиза – это условие, на которое соглашаться крайне невыгодно. Она покрывает только те убытки, которые превышают определенный в договоре размер, выраженный в рублях или процентах.

      Примеры

      • По договору страхования автомобиля условная франшиза установлена в 5000 руб. Автомобиль был незначительно поврежден. Убытки, вызванные повреждением автомобиля, составили 4500 руб. Автовладелец оплачивает убытки из своего кармана.
      • По договору страхования автомобиля условная франшиза установлена в 5000 руб. Автомобилю нанесены повреждения. Убытки, вызванные повреждением автомобиля, составили 6000 руб. Убытки возмещает страховая компания.
      • По договору страхования автомобиля безусловная франшизаустановленав5000 руб. Автомобиль был поврежден. Убытки, вызванные повреждением автомобиля, составили 5000 рублей. Автовладелец оплачивает убытки из своего кармана.
      • Франшиза значительно уменьшает стоимость полиса! Особенно если это безусловная франшиза. Ведь она частично, а иногда и полностью освобождает страховщика от обязанности платить потерпевшему при наступлении страхового случая. И еще одно правило: чем больше людей включены в страховку, тем выше цена полиса.

        На стоимость полиса влияет и такой показатель, как степень аварийности за предыдущий год. Безопасная езда в течение года позволит платить за страховку существенно меньше при продлении текущего договора или заключении нового. Необходимо учитывать, что сведения о том, насколько вы подвержены риску попасть в ДТП, имеются в электронной базе данных и могут передаваться от одного страховщика к другому Кроме того, такие сведения об автовладельце содержатся в справке, которая может вьщаваться страховщиком своему клиенту при прекращении договора с ним для передачи в новую страховую компанию.

        Страховые компании предлагают выгодные условия опытным водителям. На стоимость полиса автокаско значительно влияют возраст и стаж автовладельца: скидки сегодня могут составить до 15 %. Также можно получить бонусы на оплату товаров и услуг в технических центрах – партнерах выбранной страховой компании.

        Раньше, сразу после начала действия законодательства об обязательном страховании, нередко возникала путаница в отношениях между автовладельцами в случаях, когда один из них страховался по автокаско, а другой по ОСАГО. Сейчас все противоречия сняты, и разработан достаточно четкий механизм действий потерпевшего и виновного и их страховых компаний между собой.

        С 1 октября 2006 г. действует правило: со дня уведомления страховой компании по полису обязательного страхования виновника любая сторона может оперативно организовать свою экспертизу. Это может сделать и сам потерпевший при посредничестве своей страховой компании. Новое правило сделало более прозрачными отношения между страховщиками. Однако не забудьте: экспертиза должна всегда проводиться после уведомления представителя заинтересованной компании и желательно в его присутствии. Уведомление должно быть надлежащим, т. е. подподпись, телеграммой или заказным письмом с уведомлением, иначе экспертизу придется проводить повторно, а это недешево. На практике как способ уведомления чаще всего используют телеграмму, которая позволяет сэкономить время и не пропустить установленные сроки.

        Сегодня автокаско, пожалуй, самый удобный вид страхования. Можно страховаться одновременно и по автокаско, и по ОСАГО. В случае ДТП, если вы воспользовались обоими видами страховки, возмещение перед потерпевшими пройдет по ОСАГО, а ущерб, нанесенный вашему автомобилю, будет оплачен по автокаско. При этом ваша страховая компания самостоятельно будет требовать возмещения ущерба с той страховой компании, которая выписала полис ОСАГО виновному в ДТП.

        Договор автокаско является добровольно-принудительным практически для всех обладателей автокредита. Оно и правильно. Именно для них он полезен в большей степени, так как защищает автомобиль сразу от двух напастей: угона и ущерба. Это условие учитывает и интересы банка или иной кредитной организации, заинтересованной в полном объеме получить свои деньги с процентами, и интересы клиента, которому в случае аварии или угона не придется расплачиваться за испорченный или вовсе исчезнувший в неизвестном направлении автомобиль.

        Учитывая ценовую политику страховых компаний, намного выгоднее страховаться по схеме «два в одном»: и по ОСАГО, и по автокаско. Страховые компании поощряют такое предпочтение системой скидок.

        В борьбе за покупателей полисов ОСАГО многие компании сейчас предлагают так называемое мини-КАСКО, когда примерно за 500 руб. в год страхователь в случае ДТП суммы до 100–120 тыс. руб. получает в своей страховой компании, а не в той, где купил полис ОСАГО виновник происшествия.

        Страхование от угона

        В представлении обывателя угон – это когда водитель оставляет автомобиль буквально на двадцать минут, а потом обнаруживает, что машины нет на том месте, где он ее оставил. Но может быть, это вовсе и не угон? Просто работники ГАИ отбуксировали неправильно припаркованный автомобиль на штрафную стоянку.

        На языке юристов угон означает неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Например, чтобы просто покататься ночью по городу, а под утро бросить его на проезжей части. Другое дело, если злоумышленник, завладев машиной, перебил регистрационные номера с целью продажи, – это уже хищение. В течение двух месяцев после исчезновения машина считается угнанной, через два месяца – похищенной.

        Если на вас напали на улице, отняли ключи и забрали машину – это уже грабеж, т. е. открытое хищение имущества.

        Чтобы не было недопонимания между вами и страховой компанией, есть два варианта: или внимательно изучать условия договора и оговаривать все тонкости и непонятные моменты, или заключать договор, в котором предусмотрены сразу все риски – и угон, и хищение, включая грабеж.

        Договор страхования риска угона обычно заключается на год. Кстати, по закону отдельная страховка от угона запрещена, в договор должны включаться и другие условия. Как правило, это бесплатная установка и обслуживание радиопоисковой системы.

        Если автомобиль найти не удастся, компания выплачивает полную стоимость машины.

        В силу закона автострахованию от угона подлежат только те машины, которые зарегистрированы в органах ГИБДД и прошли техосмотр. Но есть выход и для владельцев машин с транзитными номерами, а именно их нужно беречь как зеницу ока. Ведь для похитителей подобный автомобиль– просто клад. Выход такой: застраховать машину в страховой компании от угона до регистрации в ГИБДД с условием, что в течение семи рабочих дней после заключения договора страховой компании будет предоставлено свидетельство о регистрации автомобиля, техпаспорт и талон о техосмотре. Многие компании предъявляют при этом определенные требования к оснащению автомобиля, например, спутниковыми противоугонными системами, и за их установку предоставляют солидные скидки. Например, «Ингосстрах» предоставляет таким клиентам скидку до 80 % по риску «угон».

        Внимательно читайте договор страхования! Важно, чтобы для вас не было затруднительно или невозможно выполнение содержащихся в нем условий.

        Так, некоторые компании прописывают в договоре, что при угоне у владельца должны остаться паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации, два комплекта ключей и талон техосмотра! Но большинство водителей хранят свидетельство о регистрации и талон техосмотра в машине, ведь талон должен быть прикреплен к стеклу. Вот и выясняется, что правила, записанные в договоре, подчас сложно выполнять. Не подвергайте себя риску остаться без машины, без документов на нее и без компенсации!

        Некоторые компании отказывают в выдаче полиса, если в ночное время автомобиль не находится на охраняемой стоянке, а если и страхуют такие автомобили, то выдвигают условие: ночью, с полуночи до 6.00 утра, машина должна находиться на платной стоянке либо в гараже. Это значит, что, если угон происходит в ночное время, страховая компания отказывает в выплате страховки. Поэтому вам ничего другого не останется кроме как никуда не ездить ночью и не оставлять машину на улице даже на пару минут. Или же тщательнее выбирать страховщика.

        По закону страховая сумма, которую вы получаете при наступлении страхового случая, не должна превышать реальную стоимость автомобиля. Поэтому при страховании от угона страховая компания проводит экспертизу автомобиля (обычно не только по документам, но и «на месте», так сказать, в натуре), оценивает его рыночную стоимость. Если за время эксплуатации стоимость машины снизилась, то выплаты тоже уменьшаются пропорционально этой стоимости. Страховой тариф на страхование автомобиля от угона обычно устанавливается в процентах от стоимости оценки. Для клиентов, продляющих договор, страховщик обычно делает скидки.

        Цена страхования зависит от стоимости автомобиля, его марки и модели; стажа водителя и лиц, допущенных к вождению; степени аварийности; места хранения автомобиля; величины страхового покрытия и прочих факторов, которые страховщик попросит вас указать в анкете.

        При заключении договора обратите внимание на то, как страховщик рассчитывает амортизацию, иначе после угона вы получите совсем не тут сумму, на которую рассчитывали. Самое оптимальное, когда коэффициент амортизации устанавливается пропорционально количеству дней страхования.

        По риску «угон» страхуется потеря автомобиля при любом виде его хищения. Однако тех компаний, которые отдельно страхуют от угона, единицы. Большинство предлагают полный КАСКО, т. е. страхование и от ущерба, и от угона.

        Страхование от ущерба

        Страхование от ущерба означает, что страховая компания возмещает любой ущерб, причиненный автомобилю, независимо от того, кто был причиной возникновения этого ущерба. Данный вид страхования предусматривает следующие случаи.

        1. Ущерб произошел вследствие действия непреодолимой силы. Согласно правилам п. 3 ст. 401 ГКРФ непреодолимая сила – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство. Такого рода обстоятельствами являются природные явления стихийного характера (землетрясения, наводнения, пожары, снежные заносы и т. д.); общественные явления (военные действия, крупные забастовки, эпидемии, объявленный карантин и иные запреты, установленные государственными органами и т. д.). При наступлении одного из перечисленных обстоятельств самое главное – установить причинно– следственную связь между этим явлением и причинением ущерба автомобилю.

        Событие или явление не является непреодолимой силой, если произошло по вине конкретного лица. Для непреодолимой силы характерна объективная непред отвратимость. Непреодолимая сила – это вид форс-мажора.

        2. Виновника причиненного ущерба невозможно определить.

        Если один из этих случаев происходит и машине наносится ущерб, то вам положена страховка по данному виду страхования. Ответственные страховщики в случае сильного повреждения автомобиля (если размер ущерба составляет более 75 % страховой суммы), выплачивают страховку на условиях полной гибели транспортного средства, а при замене поврежденных деталей оплачивают их стоимость без учета амортизационного износа.

        Если вы собираетесь, например, в зарубежное путешествие, обратите внимание на условие об оплате расходов по ремонту автомобиля за границей. В любом случае, ущерб – понятие оценочное, и поэтому лучше страховаться у проверенного страховщика.

        Стоимость страховки, так же как и при страховании от угона, определяется в размере рыночной стоимости автомобиля. Скидки предоставляются главным образом за безаварийность. Например, «Ингосстрах» предлагает скидку до 50 % от стоимости полиса по риску «ущерб» за отсутствие убытков в период действия предыдущего договора страхования для своих давних клиентов и 15 % для новых безаварийных клиентов, переходящих из другой страховой компании.

        Страхование от ущерба гарантирует страховое возмещение, когда оно вызвано действиями неизвестного лица или природными и иными обстоятельствами непреодолимой силы. От форс-мажора невозможно застраховаться по другим видам страхования.

        Дополнительное страхование гражданской ответственности

        Дополнительное страхование гражданской ответственности (ДСАГО) является хорошим дополнением к полису ОСАГО. Появление этого вида страхования обусловлено установлением предельной величины страховой выплаты по ОСАГО. Согласно правилам ст. 7 Закона об ОСАГО страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет 400 тыс. руб., а именно:

        • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, – 240 тыс. руб. и не более 160 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью одного потерпевшего;
        • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 тыс. руб. и не более 120 тыс. руб. при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

        Застраховаться на большую сумму позволяет добровольное страхование ответственности (ДСАГО). Кроме того, в случае серьезной аварии водителям без ДСАГО приходится покрывать остатки ущерба самостоятельно. Здесь закон защищает лишь частично.

        Страховые случаи по ДСАГО и ОСАГО совпадают, и поэтому существует простое правило: ДСАГО вступает в силу только тогда, когда ущерб превышает указанный в Законе об ОСАГО максимальный размер компенсации. Иначе говоря, на практике главное различие этих двух видов страхования состоит в страховой сумме, подлежащей выплате потерпевшему (потерпевшим). Такая система кажется весьма удобной. Ведь если в ДТП участвует несколько автомашин, то выплат по ОСАГО может не хватить даже на ремонт отечественных автомобилей, не говоря уже об иномарках.

        Сумму ДСАГО можно выбрать, а страховой тариф, скорее всего, будет подсчитан в процентном отношении к этой сумме с учетом ваших водительских качеств (стажа вождения, возраста и проч.) и характеристик автомобиля.

        Страхование дополнительного оборудования автомобиля

        Страхование дополнительного оборудования автомобиля обязательно понадобится владельцам иномарок, имеющих элементы внешнего и внутреннего тюнинга. Это обусловлено тем, что основная страховка ОСАГО распространяется только на автомобиль в его базовой комплектации. Поэтому страхование дополнительного оборудования может стать своего рода добровольно-принудительным шагом для автовладельцев и повлечь дополнительные расходы.

        Этот вид страхования, по сути, можно было бы отнести к разновидности частичного автокаско. Согласно условиям договора с любой страховой компанией к страховым случаям автокаско не относятся потеря ключей, хищение регистрационных знаков, а также оборудования, не входящего в заводскую комплектацию (магнитол, дисков), в том числе элементов тюнинга. А ведь, согласитесь, хищение мелких предметов привлекает преступников тем, что вроде бы украсть легче, и вероятность того, что найдут, очень низка. Поэтому хищение магнитол, дисков, чехлов и других привлекательных для преступников предметов совершается чаще, чем угоны.

        Страхование дополнительного оборудования по перечню страховых рисков имеет свою специфику. Вот основное, что можно застраховать от повреждения или порчи действиями третьих лиц и силами природы:

      • любые элементы внешнего тюнинга;
      • регистрационные номера;
      • салон полностью с находящимся там имуществом;
      • магнитолы, диски, чехлы, личные вещи, находящиеся в салоне, и прочее.
      • Конечно же разумными исключениями из страховых рисков по данному виду страхования являются случаи умысла или грубой неосторожности владельца автомобиля, например, если сам водитель находился в салоне в нетрезвом состоянии и повредил салон при пользовании огнем или курении. Повреждения, нанесенные автомобилю при его эксплуатации (т. е. использовании по прямому назначению как средства передвижения), тоже не подпадают под данный вид страхования. Если вы являетесь участником дорожного движения, то на вас распространяется ОСАГО.

        Согласно полису страхования дополнительного оборудования автомобиля вы сами определяете, что из элементов интерьера и экстерьера любимой автомашины вы не желаете страховать от хищения, уничтожения или повреждения.

        Страховка действует тогда, когда вы не являетесь участником дорожного движения. После выплаты страхового возмещения за похищенное или уничтоженное дополнительное оборудование действие полиса по нему прекращается.

        В случае несогласия с расчетом или размером выплаты страхового возмещения спор рассматривается в претензионном (досудебном) или судебном порядке. Примерный образец искового заявления для подачи в суд можно найти в приложении 6.

        Страхование от несчастного случая

        Страхование от несчастного случая при ДДП – третий по популярности после ОСАГО и автокаско страховой продукт.

        Как утверждают словари, несчастный случай – это внезапное, непредвиденное внешнее воздействие на организм человека, следствием которого становится временное или постоянное расстройство здоровья или смерть. Из определения ясно, какие риски страхуются: главные из них – полная или временная потеря трудоспособности или смерть застрахованного человека. В ситуации с автомобилем таким человеком будет пассажир или сам водитель, находящиеся в салоне автомобиля.

        Финансово защитить здоровье можно по двум способами: по паушальной системе и по системе мест. Эти две системы отличаются степенью защищенности страхуемых лиц. Обычно в договоре оговаривается вполне конкретная сумма, которая будет выплачена в случае аварии.

        При паушальной системе страхуется весь салон. Суммы выплат подсчитываются путем деления общей страховой суммы на количество пострадавших.

        При системе мест на определенную сумму страхуется каждое место. Сумма определяется в договоре страхования. Страховой тариф обычно выражается в процентном отношении к этой сумме.

      • Автомобиль застрахован по системе мест. При этом по желанию автовладельца страховка была оформлена только на него – водителя и пассажира, сидящего рядом с ним на переднем сиденье. Во время ДТП пострадали два пассажира, сидящие на заднем сиденье. В выплате страхового возмещения страховая компания отказала. Если бы по системе мест были застрахованы задние пассажирские места, то пассажиры получили компенсацию от страховщика.
      • Автомобиль застрахован по паушальной системе. При аварии пострадавшими оказались один пассажир на заднем сиденье и пассажир на переднем сиденье. Страховая сумма была поделена на две части между двумя пострадавшими.
      • Теперь сами видите: у каждой системы есть свои плюсы и минусы.

        Страхование от несчастного случая способствует вашему душевному спокойствию. Его главная цель – возместить возможные расходы на медицинскую помощь после ДТП, а также моральный ущерб автовладельца и его пассажиров.

        Зеленая карта»

        «Зеленая карта» (Green Card) – это страховой документ, подтверждающий наличие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории других государств. Де-юре «Зеленая карта» является международным сертификатом страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в любой из форм, одобренных Советом Бюро, а де-факто – это самый настоящий страховой полис. «Зеленой картой» он называется потому, что печатается на бумаге зеленого цвета. Система «Зеленая карта» действует с 1 января 1953 г.

        Для обычного человека, собирающегося в поездку, зарубежные страны делятся на две группы: те, где «Зеленая карта» обязательна (как обязательная страховка), и те, где «Зеленая карта» покупается добровольно. Страны, признающие ее на своей территории, объединяются в Бюро страховщиков «Зеленой карты». В эту организацию, связывающую национальные страховые бюро стран-участниц, входит 44 государства: большинство европейских стран, ряд стран Северной Африки и Средиземноморья, а также Беларусь, Латвия, Молдова, Украина, Эстония. Во главе организации стоит Совет Бюро, который осуществляет управление текущей деятельностью системы.

        Бюро страховщиков «Зеленой карты» действует только в тех странах, где страхование гражданской ответственности водителя производится в обязательном, а не в добровольном порядке.

        Россия пока не является участником Бюро страховщиков «Зеленой карты», но к 2008 г. процесс вхождения, вероятно, будет уже завершен. Дискуссия о возможности приобщения России к международному опыту страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств началась еще в 1997 г. Именно тогда 20 страховыми компаниями было создано «Русское бюро Зеленой карты», которое начало вести переговоры о вступлении России в эту организацию хотя бы с ограниченными полномочиями. Принятие Закона об ОСАГО в апреле 2002 г. дало новый импульс развитию переговорного процесса между Россией и Бюро страховщиков «Зеленой карты». В ноябре 2002 г. была подана официальная заявка Российской Федерации на членство в этой организации.

        Страховыми случаями по договору Green Card являются причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц (смерть, нанесение телесных повреждений) в связи с эксплуатацией застрахованного автотранспортного средства, а также нанесение ущерба имуществу третьих лиц (гибель, частичная гибель) в связи с эксплуатацией застрахованного автотранспортного средства. В случае если российский водитель попал в ДТП на территории Европы, убытки пострадавшим компенсируются страховой компанией виновного водителя, а урегулированием страховых случаев занимается Бюро «Зеленая карта». Размер возмещения определяется в соответствии с законодательством страны страхового случая.

        Несмотря на то что Россия – единственная страна в Европе, которая пока еще не вошла в международную систему «Зеленая карта», Green Card без особых проблем можно получить у страховщиков, приобретающих их через иностранные фирмы-посредники.

        В большинстве стран Европы Green Card представляет собой международную разновидность ОСАГО, поэтому нет необходимости подробно останавливаться на этом вопросе. Заметим лишь, что, если вы собрались посетить на автомобиле другую страну, поинтересуйтесь, какие условия страхования там действуют.

        be5.biz