Основания для ликвидации политической партии

Глава IX. Приостановление деятельности и ликвидация политических партий

Статья 38. Контроль за деятельностью политических партий

1. Контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют регистрирующие органы.

Указанные органы вправе:

а) не чаще одного раза в год знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов политической партии;
б) направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях (в том числе в съездах, конференциях или общих собраниях) по принятию устава и программы политической партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений;
в) выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный регистрирующий орган обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный регистрирующий орган и в руководящий орган политической партии;
г) вносить в суд заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения в соответствии с пунктом 3 статьи 39, пунктом 3 статьи 41 и пунктом 3 статьи 42 настоящего Федерального закона.

2. Контроль за источниками доходов политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов осуществляют налоговые органы Российской Федерации.

Статья 39. Приостановление деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения

1. В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов федеральный регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае, если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального регистрирующего органа.

2. В случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный регистрирующий орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального регистрирующего органа.

3. Регистрирующие органы вправе внести в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения после вынесения двух письменных предупреждений в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 38 настоящего Федерального закона, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или если они не признаны судом не основанными на законе. Заявление федерального или территориального регистрирующего органа в суд о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения не может быть внесено в суд в период рассмотрения им жалоб на указанные предупреждения.

4. В случае, если местное или первичное отделение политической партии не является юридическим лицом, установленную настоящим Федеральным законом ответственность за допущенные указанным местным или первичным отделением нарушения несет соответствующее региональное отделение политической партии.

5. Деятельность политической партии, федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов, не может быть приостановлена по основаниям, предусмотренным подпунктами «г» и «д» пункта 3 статьи 41 настоящего Федерального закона, в течение четырех лет со дня голосования на указанных выборах.

6. Не допускается приостановление деятельности политической партии со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 и 5 статьи 9 настоящего Федерального закона.

7. Не допускается приостановление деятельности регионального отделения политической партии со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 и 5 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 40. Последствия приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения

1. В случае приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются права политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения как учредителя средств массовой информации, им запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, за исключением осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, возмещением причиненных их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов, и расчетов по трудовым договорам (контрактам).

2. В случае, если в течение установленного решением суда срока приостановления деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения нарушения, послужившие основанием для такого приостановления, будут устранены, после окончания указанного срока политическая партия, ее региональное отделение или иное структурное подразделение возобновляет свою деятельность.

3. В случае неустранения политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением нарушений, послуживших основанием для приостановления их деятельности, федеральный или территориальный регистрирующий орган, внесший в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Статья 41. Ликвидация политической партии

1. Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.

2. Решение съезда политической партии о ликвидации политической партии принимается в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона и уставом политической партии.

3. Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае:

а) невыполнения требований пунктов 1, 4 и 5 статьи 9 настоящего Федерального закона;
б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии;
в) неучастия политической партии в выборах в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона;
г) отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее ста членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации;
д) отсутствия необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. Заявление о ликвидации политической партии вносится в Верховный Суд Российской Федерации федеральным регистрирующим органом.

5. Политическая партия, федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов, не может быть ликвидирована по основаниям, предусмотренным подпунктами «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, в течение четырех лет со дня голосования на указанных выборах.

6. Не допускается ликвидация политической партии по решению Верховного Суда Российской Федерации со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 42. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии

1. Региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы по решению органа политической партии, уполномоченного ее уставом, по решению суда, а также в случае ликвидации политической партии.

2. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению органа политической партии, уполномоченного ее уставом, осуществляется на основании и в порядке, предусмотренных уставом политической партии. О принятом решении указанный уполномоченный орган незамедлительно в письменной форме сообщает в федеральный регистрирующий орган для внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

3. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае:

а) невыполнения требований пунктов 1, 4 и 5 статьи 9 настоящего Федерального закона;
б) неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии;
в) отсутствия в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии, предусмотренного пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. Заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным регистрирующим органом или соответствующим территориальным регистрирующим органом.

5. Не допускается ликвидация регионального отделения политической партии по решению суда со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) и до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 43. Обжалование решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения

1. Решение суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

2. Отмена решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных политической партией в связи с незаконным приостановлением ее деятельности, деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии либо незаконной ликвидацией политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения.

Статья 44. Реорганизация политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения

1. Реорганизация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии, принимаемому в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона и уставом политической партии.

2. Реорганизация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии осуществляется по решению съезда политической партии либо по решению органа политической партии, уполномоченного ее уставом. Региональное отделение политической партии не вправе самостоятельно принимать решение о своей реорганизации.

Статья 45. Последствия ликвидации и реорганизации политической партии

1. В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается:

а) на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии;
б) в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.

2. В случае реорганизации политической партии передача ее имущества осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации для реорганизации юридических лиц.

3. Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации или реорганизации влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации политической партии и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра юридических лиц.

www.democracy.ru

4. Контроль, приостановление деятельности и ликвидация политических партий

Контроль осуществляют органы государственной регистрации по­литических партий.

В рамках контроля эти органы вправе: не чаще одного раза в три года (новелла 2012 г., до этого не чаще одного раза в год) знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений и число членов партии; направлять своих представителей для участия в проводимых партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях по принятию устава и про­граммы партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов, выдвижению кан­дидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах госу­дарственной власти и органах местного самоуправления, реорганиза­ции и ликвидации политической партии и ее региональных отделе­ний.

Выполняя контрольные функции, регистрирующие органы имеют право выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению пись­менное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесе­ния предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, про­тиворечащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом партии (подп. «в» п. 1 ст. 38 Закона). Указанное предупреждение мо­жет быть обжаловано партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политиче­ской партии территориальный орган обязан незамедлительно сооб­щить об этом в федеральный регистрирующий орган и руководящий орган партии.

Особая ситуация возникает в случае нарушения партией Конститу­ции РФ, федеральных конституционных законов, Федерального закона «О политических партиях» и иных федеральных законов. В этом случае на основании п. 2 ст. 39 Федерального закона «О политических пар­тиях» федеральный регистрирующий орган выносит партии письмен­ное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавли­вает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. Если в установленный срок эти нарушения не были устранены и преду­преждение не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решени­ем Верховного Суда РФ на основании заявления Минюста России.

Региональному отделению или иному структурному подразделе­нию политической партии предупреждение выносит территориаль­ный орган Минюста России в соответствующем субъекте РФ, устанав­ливая срок для устранения выявленных нарушений, составляющий не менее одного месяца. Возможно приостановление деятельности этих структур на срок до шести месяцев решением суда общей юрисдикции субъекта РФ на основании заявления территориального органа Мин­юста России.

Если контролирующий орган устанавливает нарушения партией или региональным отделением партии ее устава, тогда до обращения в суд должны быть вынесены два предупреждения партии или регио­нальному отделению, и если они не обжаловы в суд либо жалобы ос­тавлены судом без удовлетворения, в этом случае можно ставить пе­ред судом вопрос о приостановлении деятельности партии или регио­нального отделения.

Закон «О политических партиях» устанавливает условия, при ко­торых не допускается приостановление деятельности политической партии. Так, если партия добилась успеха на выборах в Государствен­ную Думу и ее федеральный список был допущен к распределению депутатских мандатов, тогда в течение срока полномочий Государст­венной Думы (т. е. пяти лет) деятельность партии не может быть при­остановлена по основаниям, связанным с отсутствием региональных отделений партии не менее чем в половине субъектов РФ или отсут­ствием необходимого числа членов партии. Кроме того, приостанов­ление не применяется со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Ду­мы, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Федеральный закон предусматривает и такую меру конституцион- но-правовой ответственности, как ликвидация политической партии. В случае если партия, ее региональное отделение или иное структур­ное подразделение не устраняют нарушения, послужившие основа­нием для приостановления их деятельности, федеральный регистри­рующий орган или его территориальный орган, внесший в суд заявле­ние о приостановлении деятельности партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, вносит в соответ­ствующий суд заявление о ликвидации данной политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению Верховного Суда РФ.

Партия может быть ликвидирована по решению Верховного Су­да РФ в случаях (п. 3 ст. 41):

— невыполнения требований ч. 5 ст. 13 Конституции РФ и п. 1 ст. 9 Федерального закона «О политических партиях» (осуществление экстремистской деятельности), п. 4 и 5 того же Закона (нарушение правил о создании структурных подразделений партии только по тер­риториальному признаку, о запрете на деятельность в государствен­ных и иных органах и учреждениях);

— неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности пар­тии;

— неучастия партии в выборах в формах, которые были указаны выше;

— отсутствия региональных отделений не менее чем в половине субъектов РФ;

— отсутствия необходимого числа членов партии;

— неоднократного непредставления политической партией в уста­новленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государст­венный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полу­ченных лицензиях.

Заявление о ликвидации партии вносится в Верховный Суд РФ федеральным регистрирующим органом.

Политическая партия, не принимавшая в течение семи лет (нов­шество от 2 апреля 2012 г., до этого — пяти лет) подряд участия в ка- ких-либо названных выборах, подлежит ликвидации.

Политическая партия, федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутат­ских мандатов, не может быть ликвидирована по основаниям отсутст­вия региональных отделений и достаточного числа членов партии, в течение пяти лет со дня голосования на указанных выборах.

Не допускается ликвидация партии по решению Верховного Су­да РФ со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента РФ до дня официального опубликования результатов указанных выборов за исключением случаев, когда речь идет об экс­тремистской деятельности партии.

Региональное отделение и иное структурное подразделение пар­тии могут быть ликвидированы по решению органа партии, уполно­моченного ее уставом, по решению суда, а также в случае ликвидации партии. Основания для ликвидации по решению суда аналогичны пе­речисленным выше, заявление подается в суд общей юрисдикции субъекта РФ Федеральной регистрационной службой или ее террито­риальным органом.

Отметим также, что в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» Федеральный за­кон «О политических партиях» был приведен в соответствие с указан­ным Законом. Вместе с тем Федеральный закон «О политических пар­тиях» дополнен (п. 7 ст. 41) указанием на то, что партию можно ликви­дировать в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

А в Федеральном законе «О противодействии экстремистской дея­тельности» названы более широкие основания ликвидации общест­венных объединений. Это означает, что при необходимости можно ставить вопрос о ликвидации политической партии также и по тем признакам, которые перечислены в Федеральном законе «О противо­действии экстремистской деятельности».

В случае ликвидации политической партии ее имущество после за­вершения расчетов по ее обязательствам передается: 1) на цели, пре­дусмотренные уставом и программой партии, если ликвидация осу­ществлена по решению съезда партии; 2) в доход Российской Федера­ции, если партия ликвидирована по решению суда.

textbook.news

3.4.1. Прекращение деятельности общественного объединения и политической партии

Порядок ликвидации общественного объединения

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» (о чем будет сказано далее).

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, — на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях — решением суда. Решение об использовании оставшегося имущества публикуется ликвидационной комиссией в печати.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации общественного объединения в связи с его ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данного общественного объединения при его создании. Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Вопрос о рассмотрении судами дел о ликвидации общественных фондов был проработан Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации совместно с Верховным Судом Российской Федерации. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «Об общественных объединениях» и пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» общественный фонд является одним из видов некоммерческих организаций и представляет собой не имеющее членства общественное объединение. Поскольку дела о ликвидации общественных фондов не носят экономического характера, они подведомственны судам общей юрисдикции, а не арбитражным судам114.

Ликвидация общественного объединения и запрет на его деятельность в случаях нарушения им законодательства

Основаниями для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности согласно статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» являются: 1)

нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина; 2)

неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов,

федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; 3)

неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В соответствии со статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений.

Структурные подразделения — организации, отделения общественного объединения — ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения.

Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокурором Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации. Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Порядок и основания ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Решение о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Это порядок установлен Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Подробно о порядке судебного обжалования говорится в главе 5 настоящего издания.

Отмена решения о ликвидации общественного объединения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией. Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Общественное объединение может быть ликвидировано в случае осуществления образовательной и медицинской деятельности без соответствующей лицензии, что является неоднократным и грубым нарушением закона. Это служит достаточным основанием для решения о ликвидации такой общественной организации, что подтверждается судебной практикой.

Так, прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с заявлением о ликвидации общественной организации «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан», ссылаясь на то, что образовательная и медицинская деятельность данной общественной организации проводится в нарушение норм Конституции Российской Федерации и действующего законодательства, поскольку осуществляется без соответствующих лицензий и представляет угрозу здоровью людей, нарушает права и свободы человека. Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2004 г. заявление прокурора удовлетворено. В кассационной жалобе общественной организации «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан» был поставлен вопрос об отмене решения суда. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 21 мая 2004 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям115.

В силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Судом было установлено, что в нарушение норм Закона Российской Федерации «Об образовании» общественная организация «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан», руководствуясь уставными целями и задачами, осуществляла образовательную деятельность, не создав соответствующего образовательного учреждения и не имея необходимой лицензии.

Кроме того, заявитель в жалобе ссылался на допущенные судом нарушения ряда норм Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако приводимые в связи с этим доводы не были признаны судом обоснованными, так как они не нашли подтверждения в материалах дела. Принятое судом решение о ликвидации центра «Дианетика» согласуется с практикой принятия решений в подобных случаях в Европейском сообществе. Довод кассационной жалобы о том, что суд необоснованно признал деятельность ответчика медицинской, не подтвердился материалами дела. В статье 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которой требуется лицензия. Судом было установлено, что центр «Дианетика» фактически осуществлял медицинскую деятельность.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, право юридического лица осуществлять деятельность, для которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в определенный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Общественная организация «Центр «Дианетика» Республики Башкортостан» в нарушение данной нормы, а также вышеприведенных требований Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» без получения необходимых разрешений осуществляла образовательную и медицинскую деятельность, что было расценено судом как неоднократное и грубое нарушение закона, являющееся достаточным основанием для решения о ликвидации этой общественной организации.

Основания ликвидации политической партии

Согласно статье 41 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия может быть ликвидирована только в двух случаях: по решению ее высшего руководящего органа — съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации. Решение о ликвидации политической партии принимается на съезде политической партии, в работе которого участвуют делегаты от региональных отделений политической партии, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном уставом политической партии.

Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае: 1)

создания структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в вооруженных силах, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях, а также деятельности политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в вооруженных силах, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях; кроме того, запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений; 2)

неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии; 3)

неучастия политической партии в выборах; 4)

отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее 500 членов политической партии более чем в половине субъектов Российской Федерации; 5)

отсутствия в политической партии необходимого числа членов политической партии (50 ООО); 6)

неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

В каких случаях политическая партия не может быть ликвидирована? 1.

Политическая партия, федеральный список которой на выборах депутатов Государственной Думы был допущен к распределению депутатских мандатов, не может быть ликвидирована по причине отсутствия региональных отделений политической партии численностью не менее 500 членов политической партии более чем в половине субъектов Федерации, а также отсутствия в политической партии необходимого числа членов политической партии (50 000) в течение четырех лет со дня голосования на таких выборах. 2.

Ликвидация политической партии по решению Верховного Суда Российской Федерации не допускается со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов Государственной Думы, выборов Президента Российской Федерации до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случая создания и деятельности политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Государственная регистрация необходима и в случае ликвидации! Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных Федеральным законом «О политических партиях».

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации политической партии в связи с ее ликвидацией, представляются в федеральный уполномоченный орган.

Государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

В Федеральном законе «О политических партиях» указано, что политическая партия может быть также ликвидирована в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Ликвидация регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии без ликвидации всей политической партии

Существует ряд ситуаций, когда может быть ликвидирована не политическая партия в целом, а только ее региональное отделение и иное структурное подразделение. Эти ситуации указаны в статье 42 Федерального закона «О политических партиях».

Региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы по решению съезда политической партии, а в случае, предусмотренном ее уставом, и по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, по решению суда, а также в случае ликвидации политической партии. Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии осуществляется на основании и в порядке, предусмотренных уставом политической партии.

В каких случаях осуществляется ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда? Это происходит в следующих случаях: 1)

создания и деятельности политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности; создания структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в вооруженных силах, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях, а также деятельности политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в вооруженных силах, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных органов государственной власти, в государственных организациях; кроме того, запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений; 2)

неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии; 3)

отсутствия в региональном отделении политической партии необходимого числа членов политической партии; 4)

неоднократного непредставления региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях.

Заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным уполномоченным органом или соответствующим территориальным органом.

Не допускается ликвидация регионального отделения политической партии по решению суда со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного органа соответствующего субъекта Федерации и до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случая создания и деятельности политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Государственная регистрация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии в связи с их ликвидацией осуществляется в срок не более чем 10 рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

Судебная практика знает немало примеров ликвидации региональных отделений политических партий по различным основаниям. Так, учредительным съездом политической партии «Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса» было принято решение о создании регионального отделения партии в Чувашской Республике. Решением общего собрания региональ ное отделение было образовано, избраны его руководящие органы: политический совет, председатель регионального отделения, ревизионная комиссия.

3 марта 2003 г. Управление Минюста России по Чувашской Республике произвело государственную регистрацию регионального отделения политической партии «Российская сетевая партия поддержки малого и среднего бизнеса» в Чувашской Республике.

Данные нарушения закона, по мнению судебных органов, являются грубыми и носят неустранимый характер, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Решением Верховного суда Чувашской Республики от 19 августа 2003 г. заявление было удовлетворено. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения также не усмотрела18.

Решение суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральным законом. 18

Определение от 7 октября 2003 г. Дело № 31-Г03-11.

225 Следует учитывать, что отмена решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения влечет за собой возмещение государством всех убытков, понесенных политической партией в связи с незаконным приостановлением ее деятельности, деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии либо незаконной ликвидацией политической партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения. Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Региональные отделения политических партий активно пользуются правом обжалования в суд незаконных решений об их ликвидации. Например, Главное управление Минюста России по Хабаровскому краю обратилось в краевой суд с иском о ликвидации Хабаровского краевого отделения Общероссийского политического общественного движения «Коммунисты, трудовая Россия — за Советский Союз», сославшись на то, что ответчик в нарушение требований Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу вышеуказанного закона не представил в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами «а» — «д», «л» пункта 1 статьи 5 упомянутого федерального закона. Решением Хабаровского краевого суда от 3 октября 2003 г. иск был удовлетворен. Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации нашла решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям116.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях». Иск Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю к Хабаровскому краевому отделению Общероссийского политического общественного движения «Коммунисты, трудовая

Россия — за Советский Союз» о ликвидации юридического лица был основан не на нормах статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», а на иных основаниях, предусмотренных статьями 29 и 52 этого же закона, а также статьями 5 и 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

При принятии дела к производству Хабаровского краевого суда это обстоятельство учтено не было, что привело к рассмотрению дела с нарушением правил о подсудности, поскольку требования о ликвидации общественного объединения в связи с прекращением им своей деятельности в качестве юридического лица по основаниям, указанным в статьях 29, 52 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьях 5 и 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», в силу статьи 24 Гражданского процессуального Российской Федерации подлежат рассмотрению в соответствующем районном суде. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации указала, что ликвидация юридического лица по основаниям непредставления им в регистрирующий орган необходимых сведений возможна вследствие фактического прекращения деятельности юридического лица либо противоправного уклонения его органов и должностных лиц от выполнения этой обязанности. В этой связи юридически значимым для данного дела обстоятельством являлись причины, по которым Хабаровское краевое отделение Общероссийского политического общественного движения «Коммунисты, трудовая Россия — за Советский Союз» не выполнило требований пункта 3 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц».

При рассмотрении данного судебного дела это обстоятельство также не было учтено судом, хотя при наличии возможности до принятия судом решения по делу о ликвидации юридического лица по этим основаниям устранить нарушение порядка регистрации юридического лица его ликвидация обоснованной признана быть не может. Доводы представителя ответчика о том, что УМНС России по Хабаровскому краю в адрес Хабаровского краевого отделения Общероссийского политического общественного движения «Коммунисты, трудовая Россия — за Советский Союз» не направлялось письмо о предоставлении в регистрирующий орган сообщения по форме, установленной приложением 6 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 349, суду также следует проверить, поскольку это обстоятельство может иметь значение при решении судом вопроса о том, были ли в данном случае нарушения порядка перерегистрации общественного объединения существенными и неустранимыми либо они совершены в результате неведения и могут быть исправлены.

Каковы последствия ликвидации и реорганизации политической партии?

В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается: 1) на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии; 2) в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.

В случае реорганизации политической партии передача ее имущества осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации для реорганизации юридических лиц.

Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации или реорганизации влечет за собой исключение соответствующей записи из Единого государственного реестра юридических лиц.

Необходимо также учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Париж, 20 марта 1952 г.) каждый имеет право на свободу мирных собраний и свободу объединения с другими. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. В настоящее время это Европейский суд по правам человека.

Европейский суд по правам человека должен обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участника- ми. Ратификация Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней») позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский суд по правам человека, если они считают свои права нарушенными. Европейский суд по правам человека наделен правом присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

Например, по делу «Президентская партия Мордовии против Российской Федерации» (Жалоба № 65659/01) Европейский суд по правам человека принял Постановление от 5 октября 2004 г. Дело было инициировано жалобой, поданной в Европейский суд против России Президентской партией Мордовии — общественно-политической организацией — в соответствии со статьей 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Партия-заявитель утверждала, в частности, что отказ в ее перерегистрации в качестве политической партии нарушил ее право на свободу объединений, гарантируемую статьей 11 Конвенции.

15 марта 1994 г. Минюстом Мордовии была зарегистрирована республиканская общественно-политическая организация — Президентская партия Мордовии. 14 апреля 1995 г. был принят новый Федеральный закон «Об общественных объединениях». В соответствии с этим законом все общественные организации, зарегистрированные до 19 мая 1995 г., должны были пройти процедуру перерегистрации и внести соответствующие изменения в свои уставы до 1 июля 1999 г.

30 июня 1999 г. в Минюст Республики Мордовия были представлены документы для перерегистрации Президентской партии Мордовии. Партия-заяви- тель представила Устав объединения, который содержал положения о целях партии и ее деятельности. 30 июня 1999 г. Минюст отказал партии в перерегистрации, ссылаясь на Федеральный закон «Об общественных объединениях» и Закон Республики Мордовия «О приобретении общественным объединением регионального (общереспубликанского) статуса». В решении указывалось, что партия-заявитель не создала своих структурных подразделений на территории более половины районов и городов республиканского значения Мордовии, чтобы иметь статус «общереспубликанской» партии. Далее в решении отмечалось, что партия-заявитель не выполнила требование об отражении в уставе среди своих целей участия в политической жизни общества и в выборах.

8 июля 1999 г. партия-заявитель направила возражения на решение Минюста Мордовии и в тот же день подала в республиканский Минюст новое заявление о перерегистрации. Новая версия устава партии-заявителя была дополнена соответствующим заявлением об участии партии в политической жизни общества и в выборах.

19 июля 1999 г. Минюст Мордовии проинформировал партию-заявителя о том, что она пропустила срок для перерегистрации. В августе 1999 г. Минюст, ссылаясь на статью 52 Федерального закона «Об общественных объединениях», подал исковое заявление в районный суд г. Саранска о ликвидации Президентской партии Мордовии на том основании, что она не была перерегистрирована. 29 декабря 1999 г. районный суд г. Саранска оставил без удовлетворения требование о ликвидации партии-заявителя, указав, что, исходя из устава партии-заявителя, было достаточно ясно, что она имела намерение принять участие в деятельности, являющейся «участием в политической жизни общества». Суд также отметил, что требование о наличии структурных подразделений партии в более чем половине районов и городов Республики Мордовия применимо лишь к всероссийским, межрегиональным и международным общественным организациям. Суд пришел к выводу, что отказ в перерегистрации был незаконен, и принял решение обязать Минюст произвести перерегистрацию партии-заявителя. Минюст обжаловал это решение.

14 марта 2000 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия вынесла определение об отмене решения от 29 декабря 1999 г. Суд подтвердил законность отказа в перерегистрации партии-заявителя и в соответствии со статьей 52 федерального закона принял решение о ликвидации партии. В этот же день решение вступило в силу.

После того как жалоба была коммуницирована Европейским судом властям Российской Федерации, председатель Верховного суда Мордовии принес протест о пересмотре в порядке надзора решения от 14 марта 2000 г. Президиум Верховного суда Мордовии удовлетворил протест, отменил решение от 14 марта 2000 г. и подтвердил решение районного суда г. Саранска. Последнее судебное решение, которое объявляло незаконным отказ в перерегистрации партии-заявителя и обязывало Минюст провести перерегистрацию партии, вступило в силу.

29 октября 2002 г. Управление Минюста России по Республике Мордовия направило заявление в суд об уточнении порядка исполнения судебного решения от 29 декабря 1999 г. Оно заявило, что ввиду законодательных изменений не может провести перерегистрацию Президентской партии Мордовии согласно судебному решению. Во-первых, 17 мая 2002 г. полномочия по производству регистрации юридических лиц были переданы налоговым органам. Во- вторых, Федеральный закон «О политических партиях» изменил требования для создания политических партий, и в заявлении Президентской партии Мордовии эти требования не учтены. В частности, согласно новому законодательству региональные политические партии создаваться не могут, а существовавшие региональные партии лишились своего статуса.

Районный суд Саранска рассмотрел данное заявление и принял решение о прекращении процедуры исполнения решения от 29 декабря 1999 г. Суд принял оба обоснования, препятствующие перерегистрации партии-заявителя в соответствии с судебным решением. Суд принял во внимание, что председатель партии согласился с прекращением процедуры исполнения решения, признав, что в соответствии с новым законодательством они не могут образовать региональную политическую партию.

Партия-заявитель в Европейском суде утверждала, что отказ властей в перерегистрации ее в качестве политической партии нарушил национальное законодательство и не был необходим в демократическом обществе. Таким образом, он представлял собой необоснованное вмешательство в ее право на свободу объединений в нарушение статьи 11 Конвенции, которая в части, применимой к настоящему делу, гласит, что каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими. Власти Российской Федерации в свете выводов национальных судов признали, что отказ в перерегистрации партии-заявителя и ее роспуск были незаконными. Однако они утверждали, что право партии-заявителя, закрепленное статьей 11 Конвенции, нарушено не было, поскольку президиум Верховного суда Мордовии, рассмотрев дело в надзорной инстанции, признал этот факт и санкционировал 5 сентября 2002 г. проведение регистрации партии-заявителя. Партия-заявитель не согласилась с доводами властей России, ссылаясь на тот факт, что ввиду отсутствия регистрации она не имела возможности функционировать в течение более трех лет, не смогла принять участие в выборах 1999 г. и, более того, уже не могла получить регистрацию в 2002 г. по причине произошедших законодательных изменений.

Европейский суд напомнил, что статья 11 Конвенции применяется к таким объединениям, как политические партии, а также что отказ в регистрации объединения может представлять собой вмешательство в осуществление права на свободу объединений. Европейский суд признал, что рассматриваемые меры должны были повлиять на партию-заявителя, как ею и утверждалось, поскольку она не имела возможности существенный период времени функционировать и участвовать в региональных выборах. Более того, нанесенный ущерб не может быть восполнен, принимая во внимание тот факт, что согласно действующему законодательству Российской Федерации партия-заявитель не может быть восстановлена в ее первоначальном виде. Таким образом, Европейский суд пришел к выводу, что имело место нарушение статьи 11 Конвенции.

Статья 41 Конвенции гласит, что если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне. На этих основаниях Суд постановил: 1)

Российская Федерация обязана выплатить заявителю в течение трех месяцев со дня вступления Постановления в законную силу в соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конвенции 3000 евро в качестве компенсации морального вреда в пересчете на российские рубли по курсу, действующему на день выплаты, плюс любые возможные налоги; 2)

простые проценты по предельным годовым ставкам по займам Европейского центрального банка плюс 3% подлежат выплате по истечении вышеупомянутых трех месяцев и до момента выплаты.

lib.sale