Основные положения правил оказания услуг предприятиями автосервиса

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий автосервиса.

Лекция № 1

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий автосервиса.

1. Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятий автосервиса.

Сфера услуг является важнейшим сектором мирового хозяйства. В экономике возрастает роль, масштабы и значение технического сервиса машин и оборудования. В современных условиях конкурентной борьбы на рынке транспортных и технологических машин большое значение приобретает организация сети технического обслуживания и ремонта техники. Эффективное развитие общества требует гармоничного и сбалансированного развития как материального производства, так и сферы услуг.

Важную роль в процессе формирования рынка автосервиса играет нормативно-правовая база. Она воздействует на состояние внутренней среды автосервисного предприятия: технический и технологический уровни производства, квалификацию персонала и т.д. Грамотный специалист должен знать и уметь пользоваться законами, нормативными документами, а также справочной литературой.

Следует усвоить основные понятия: «норматив» и «документ», а также распределение нормативных документов по юридической значимости.

Нормативно-правовая база регламентирует:

1. Организационно-правовые условия деятельности автосервисного предприятия.

2. Контроль безопасности результатов оказываемых услуг по ТО и ремонту автомобилей для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя услуг.

Нормативные документы охватывают следующие понятия:

2. Руководящие документы.

3. Нормативы (трудоемкостей, диагностических параметров, стоимости, технологического процесса и др.)

4. Правила и своды правил и др.

Нормативно-правовая документация определяет следующие условия:

0. Обеспечение экономической безопасности исполнителя и потребителя услуг.

1. Защита прав потребителя.

Деятельность предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей регламентируется и во многом предопределяется наличием и степенью использования организационно-технической и технологической документации. Надо хорошо знать, как подразделяется нормативно-правовая база.

Нормативно-правовая база подразделяется на:

1. Законодательно-правовую документацию прил. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8);:

— Закон РФ «О защите прав потребителей», 7 февраля 1992 г. N 2300-1;

— Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» N 196-ФЗ, 10 декабря 1995 г.;

— Уголовный кодекс Российской Федерации 24 мая 1996 г.;

— Стандарты ИСО «Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании» (ГОСТ Р ИСО 9001-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании; ГОСТ Р ИСО 9002-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании; ГОСТ Р ИСО 9003-96. Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

— ГОСТ Р 51814.1- 2009. Системы менеджмента.

2. Организационно-техническую (прил. 7, 9, 11, 12, 13, 14)

— Постановление Правительства РФ от 11.04.2001 г. № 290 «Об утверждении правил оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств»;

— Руководящий документ РД 37.009.026-92 «Положение о техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств, принадлежащих гражданам (легковые и грузовые автомобили, автобусы, мини-трактора)» 1993 г.;

— ГОСТ Р 51 709. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки;

— ГОСТ 25044-81. Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения;

— ГОСТ Р 50 597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения:

— ГОСТ 21624. Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники.

3. Технологическую (прил. 10, 15);

— Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Утв. Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984 г.;

— Технологическая документация (сборники нормативов трудоемкостей, нормы времени на ремонт, типовые технологические процессы технического обслуживания и ремонта различных автомобилей, отраслевые нормы, положения, стандарты и др.)

4. Методическую (прил. 16);

— 20-ти часовая программа подготовки водителей;

— Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

5. Документы по сертификации (прил. 2);

— Федеральный закон «О техническом регулировании» N 184-ФЗ, 27 декабря 2002 г.;

6. Документы по лицензированию (прил. 4).

— Кодекс Российской Федерации об административных Правонарушениях N 195-ФЗ, 30 декабря 2001 г.;

2. Закон «О защите прав потребителей», сфера применения и основные понятия.

Основой государственный документ, регламентирующий деятельность предприятия автосервиса, – это закон РФ «О защите прав потребителей» от 9.01.96 №2-ФЗ.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем законе.

Потребитель – гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Изготовитель – организация независимо от ее организационно-правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям.

Исполнитель – организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а так же индивидуальный предприниматель выполняющие работы или оказывающие услуги по возмездному договору.

Недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без соразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или появляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Безопасность товара (работы, услуги) – приемлемое для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды поведение исполнителя, потребителя и объектов, на который оказывается техническое воздействие. Безопасность товара (услуги) обеспечивается во время использования, хранения, транспортировки и утилизации.

Уполномоченные изготовителем (продавцом) организации или индивидуальный предприниматель – организация (индивидуальный предприниматель), осуществляет определенную деятельность или созданная на территории РФ изготовителем (продавцом), в том числе иностранным, и эта организация выполняет определенные функции на основании договора с исполнителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара не надлежащего качества.

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее — законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав

lektsii.net

Общие положения

1.1. Услуги (работы), подлежащие обязательной сертификации, определены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 13 августа 1997 г. N 1013 и «Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация».

1.2. Сертификацию проводят органы по сертификации услуг (далее ОСУ) по ТО и Р АМТС, аккредитованные в Системе сертификации ГОСТ Р. 1.3. При сертификации проверяются характеристики услуг (работ) и используются методы проверок, позволяющие: — провести идентификацию услуги (работы), в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке в соответствии с нормативными и техническими документами; — полно и достоверно подтвердить соответствие услуги (работы) требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, установленных в нормативных документах, регламентирующих эту услугу (работу). 1.4. Процедуры сертификации должны обеспечивать соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

3.1. При сертификации применяют:

законодательные акты Российской Федерации; правила выполнения работ и оказания услуг, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации; государственные стандарты; санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам. Нормативные документы, применяемые при сертификации, должны содержать требования к качеству и безопасности услуг (работ), а также методы их оценки, проверки и контроля. 3.2. Нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится обязательная сертификация, определены «Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация».

Порядок проведения сертификации

4.1. Сертификация услуг (работ) по ТО и Р АМТС включает: — подачу заявки на сертификацию; — рассмотрение и принятие решения по заявке; — оценку соответствия услуг (работ) установленным требованиям; — принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия; — выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; — инспекционный контроль за сертифицированными услугами (работами). 4.2. Подача заявки на сертификацию. 4.2.1. Для проведения сертификации услуг (работ) по ТО и Р АМТС заявитель направляет в аккредитованный ОСУ заявку на проведение работ по сертификации с приложением документов, необходимых для проведения ее экспертизы в части установления возможности проведения сертификации и принятия решения по заявке (данная информация может быть представлена в виде анкеты-вопросника). Форма заявки должна соответствовать правилам по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе», утвержденным постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе» (в соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 1998 г. N 3475-ВЭ не нуждается в государственной регистрации). При отсутствии у заявителя информации о таком органе он может получить ее в ЦОС или Госстандарте России. При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги (работы) заявитель вправе направить заявку в любой из них. 4.3. Рассмотрение и принятие решения по заявке. 4.3.1. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации. 4.3.2. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке и сообщает заявителю в письменном виде о принятом решении с указанием: в случае положительного решения — наименования и кодов услуг (работ), по которым будет проведена сертификация; нормативных документов; схемы сертификации; в случае отрицательного решения — причин отказа. 4.3.3. Срок рассмотрения и принятия решения по заявке о проведении или отказе в проведении сертификации не должен превышать 15 дней (с момента регистрации заявки). 4.3.4. Выбор схемы сертификации. Заявитель в заявке на сертификацию вправе предложить любую из схем сертификации, предусмотренную настоящими Правилами (приложение А). Критерии и условия выбора схем (приложение Б) учитывают особенности оказания конкретных услуг (выполнения работ), требуемый уровень доказательности, возможные затраты исполнителя услуг (работ) (заявителя) на проведение работ по сертификации. В случае выявления в ходе экспертизы заявки несоответствия организационно-технических возможностей заявителя условиям применения и требованиям выбранной им схемы орган по сертификации должен в решении по заявке изложить мотивированное обоснование нецелесообразности проведения сертификации по данной схеме и назначить иную схему сертификации. 4.4. Оценка соответствия услуг (работ) установленным требованиям. 4.4.1. Оценка соответствия услуг (работ) ведется органами по сертификации в соответствии с требованиями нормативных документов. В процедурах оценки органами по сертификации могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие сертифицируемых услуг (работ) установленным требованиям и полученные вне работ по сертификации, в т.ч. — результаты социологических и экспертных оценок; — протоколы испытаний; — акты проверок, сертификаты, заключения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью услуг и работ (их территориальных органов) и общественных объединений потребителей (их ассоциаций и союзов); — результаты анализа (экспертизы) технических документов, используемых исполнителем услуг (работ) на соответствие требованиям нормативных документов. Технические документы, используемые исполнителем и влияющие на характеристики, проверяемые при сертификации, подлежат анализу на соответствие требованиям нормативных документов. Сертификат соответствия на услуги (работы), для которых в соответствии с требованиями законодательных актов Российской Федерации необходимо проведение проверок (контроля) другими федеральными органами исполнительной власти, может быть выдан только при наличии необходимых документов федеральных органов исполнительной власти (сертификат пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическое заключение и др.). В сертификате соответствия должны быть ссылки на указанные документы. 4.4.2. Процедуры оценки соответствия услуг (работ) проводятся в соответствии со схемами сертификации, приведенными в Приложении А. Схемы сертификации включают в себя следующие процедуры: а) оценку оказания услуг (выполнения работ): при схеме 1 — оценку мастерства исполнителя услуг (работ); при схеме 2 — оценку процесса оказания услуг (выполнения работ); при схеме 3 — анализ состояния производства; б) проверку результатов услуг (работ); в) инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ). Проведение сертификационных процедур должно осуществляться в полном объеме для каждой из заявленных услуг (работ). 4.4.3. Оценка оказания услуг (выполнения работ). Состав процедур оценки по каждой схеме сертификации приведен в Приложении Б. 4.4.4. Проверка результатов услуг (работ). Проверка результатов услуг (работ) предусмотрена во всех схемах сертификации и осуществляется путем контроля условий обслуживания и выборочной проверки отремонтированных или прошедших техническое обслуживание АМТС, отобранных по плану проведения сертификации. В случае отсутствия (трудности выявления) прямой взаимосвязи между результатами ремонтных воздействий и параметрами АМТС, регламентируемыми нормативными документами, выборочная проверка может быть дополнена либо заменена контрольным проведением работниками заявителя отдельных операций (групп операций) процесса оказания услуги (выполнения работы). Проверка результатов услуг (работ) осуществляется на месте оказания услуг (выполнения работ) с использованием технологического оборудования и средств измерений заявителя. 4.4.5. Оформление результатов оценки. При проведении сертификации производится оформление официальных документов (протоколов, актов), фиксирующих результаты оценок и проверок и подтверждающих обоснованность принятия решения по результатам сертификации. Результаты оценки соответствия услуг (работ) представляются в виде «Акта оценки соответствия услуг (работ)», оформляемого на основе документов, состав которых в общем случае включает: — по схеме 1 — «Акт (протокол) оценки мастерства исполнителя услуг (работ)»; — по схеме 2 — «Акт (протокол) оценки процесса оказания услуг (выполнения работ)»; — по схеме 3 — «Акт (протокол) анализа состояния производства»; — «Акт отбора образцов»; — «Акт (протокол) проверки результатов услуг (работ)». 4.5. Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия. Выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия. 4.5.1.Орган по сертификации услуг на основе анализа протоколов, актов и других документов, подтверждающих соответствие услуг (работ) установленным требованиям принимает решение о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия. 4.5.2. В случае положительного решения орган по сертификации услуг оформляет сертификат соответствия, регистрирует его в государственном реестре и выдает заявителю. Формы бланков сертификата соответствия и приложения к нему, а также правила их заполнения соответствуют правилам по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе». Орган по сертификации устанавливает срок действия сертификата соответствия с учетом результатов сертификации и сроков действия нормативных документов на сертифицированные услуги (работы), но не более чем на 3 года. Вместе с сертификатом соответствия орган по сертификации выдает заявителю лицензию на применение знака соответствия согласно «Правилам выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия» (утверждены постановлением Госстандарта России от 26 мая 1994 г. N 12, зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный номер 825). Форма и общие правила применения знака соответствия должны соответствовать «Правилам применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции», утвержденным постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный номер 1138 (Газета «Российские Вести» от 08.08.96). Знак соответствия наносится исполнителем услуг (работ) по техническому обслуживанию и ремонту АМТС на сопроводительной технической документации (квитанциях, наряд-заказах, бланках и т.д.), вывесках, рекламных и печатных изданиях, связанных с оказанием сертифицированных услуг (работ). 4.5.3. В случае отрицательного решения орган по сертификации оформляет его в виде решения об отказе в выдаче сертификата соответствия (приложение В) с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя. В случае отказа в выдаче сертификата соответствия орган по сертификации должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного надзора и контроля для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной услуги (работы). 4.6. Инспекционный контроль сертифицированных услуг (работ). 4.6.1. Инспекционный контроль осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия, в течение срока его действия с целью установления соответствия сертифицированных услуг (работ) требованиям, подтвержденным при сертификации. В случае прекращения деятельности ОСУ, выдавшего исполнителю сертификат соответствия, решение вопроса о проведении инспекционного контроля за сертифицированными этим ОСУ услугами (работами) осуществляет Госстандарт России в установленном порядке. 4.6.2. Инспекционный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок и включает в себя следующие виды работ: анализ поступающей информации о качестве и безопасности сертифицированных услуг (работ); разработку программы инспекционного контроля; создание комиссии для проведения инспекционной проверки; проведение инспекционной проверки; оформление результатов и принятие решения. 4.6.3. Периодичность и объем проведения планового инспекционного контроля определяется органом по сертификации в зависимости от результатов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, степени потенциальной опасности услуг (работ), стабильности их качества, затрат на проведение контроля, схемы сертификации, но не реже одного раза в год. 4.6.4. Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях: — поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг (работ) от потребителей, органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуг (работ), общественных объединений потребителей; — при получении информации органов ГИБДД МВД России по результатам расследования причин дорожно-транспортных происшествий автомототранспортных средств заявителя, а также по результатам проведения государственных технических осмотров АМТС; — при обращении заявителя с просьбой о проведении инспекционного контроля по причине изменений в его деятельности, связанных с сертификационными требованиями и условиями действия сертификата соответствия. 4.6.5. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, содержащим заключение о подтверждении (приостановке, отмене) действия выданного сертификата соответствия. При этом в акте фиксируются результаты выборочной проверки, состав и содержание которой должны соответствовать примененной при проведении сертификации схеме. 4.6.6. В случае несоответствия услуг (работ) установленным требованиям, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия. Информация о приостановлении или отмене сертификата соответствия доводится органом по сертификации, его выдавшим, до сведения территориальных органов государственного контроля и надзора для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной услуги (работы). 4.6.7. Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, разработанных исполнителем и согласованных с органом по сертификации, в соизмеримые сроки возможно устранение причин несоответствия. 4.6.8. При проведении корректирующих мероприятий ОСУ: приостанавливает действие сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия; информирует об этом территориальные органы государственного контроля и надзора; устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий; проверяет выполнение корректирующих мероприятий. 4.6.9. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. 4.6.10. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия, аннулирует лицензию на применение знака соответствия и информирует об этом заинтересованных участников сертификации. 4.7. Сертификация на новый срок. 4.7.1. При окончании срока действия сертификата соответствия или его отмене исполнитель имеет право подать заявку на проведение сертификации на новый срок в любой орган по сертификации. В этом случае сертификация осуществляется в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе. 4.7.2. Если держатель сертификата соответствия не менее чем за 30 дней до окончания срока его действия подает заявку на проведение сертификации на новый срок в орган, выдавший сертификат соответствия, то при этом сертификация проводится в соответствии с порядком, установленным настоящей главой с учетом результатов предыдущей сертификации заявителя.

Основные положения госта «Система сертификации ГОСТ Р. Система сертификации услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств».

studfiles.net

Виды услуг автосервиса

Охрана труда на станции технического обслуживания автомобилей

Все работники предприятий, в том числе руководители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Это нужно, во-первых, для того, чтобы снизить вероятность травматизма на работе по вине работника, лишний раз проверить — все ли оборудование и рабочие места соответствуют требованиям и травматизм по этой причине (т.е. по вине предприятия) исключен, во-вторых, избежать судебных исков в случае тяжелых травм у сотрудников или оплачивать долгосрочные больничные листы.

Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обязан обеспечить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Каждый работник имеет право на:

• рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

•обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

• отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

• обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

• обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

• профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

• запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

• обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

• личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

• внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

• компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

В случае не обеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.

Работодатель не должен допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда. Более детально порядок и виды инструктажа работников регулируются ГОСТом 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения», которая распространяется на все организации независимо от формы собственности и вида.

Обучение и инструктаж по безопасности труда носят непрерывный многоуровневый характер и проводятся на предприятиях промышленности, транспорта, связи, строительства, в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, а также при совершенствовании знаний в процессе трудовой деятельности.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний в целом по предприятию или учебному заведению возлагается на его руководителя, а в подразделениях (цех, участок, лаборатория, мастерская) — на руководителя подразделения.

Работники совместных предприятий, кооперативов и арендных коллективов проходят обучение и проверку знаний в порядке, установленном для государственных предприятий и организаций соответствующих отраслей народного хозяйства.

По характеру и времени проведения инструктаж работников подразделяется на вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.

Вводный инструктаж проводят со всеми принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными, учащимися, студентами, прибывшими на производственную практику или обучение.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, командированными, учащимися и студентами, с работниками, выполняющими новую для них работу, а также со строителями при выполнении строительно-монтажных работ на территории предприятия. Данный инструктаж проводится с каждым работником индивидуально с показом безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж проводят с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии, бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Такой инструктаж проходят все работающие не реже чем раз в шесть месяцев, за исключением работников, которые не связаны с использованием инструментов и оборудования.

Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда, замене оборудования, изменении технологического процесса и других факторов, влияющих на безопасность труда. Текущий инструктаж проводится с работниками перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т. п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и др. документы; проведении экскурсии на предприятии; организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы и др.).

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.

К нормативным правовым актам по охране труда относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, строительные нормы и правила, правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности), правила и инструкции по охране труда, организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации).

Постоянный контроль за соблюдением работниками всех требований инструкций по охране труда возлагается на администрацию предприятий.

Работодатель обязан обеспечить:

•безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;

•применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

• соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

• режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

• приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

• обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

• организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

• проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

• проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

• недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

• информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

• предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

• принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

• расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

• беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

• обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• ознакомление работников с требованиями охраны труда.

• соблюдать требования охраны труда;

• правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

• проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

• немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

• проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры.

Автосервис занимает особое место в сложном секторе хозяйственной жизни общества, который представляет собой автомобилизация. Иномарки и отечественные автомобили рано или поздно сталкивается с необходимостью ремонта. Выбор места обслуживания сегодня обширен, вывески «Автосервис», «Ремонт автомобилей», «Авторемонт» и т.д. можно встретить повсюду. Обслуживание автомобилей, особенно иномарок, считается прибыльным бизнесом, и во всем мире таких предприятий насчитывается сотни тысяч

Российский автомобильный рынок стал частью мирового рынка, ориентированного на потребителей, и все, что выгодно потребителям, уже внедряется теми предприятиями, которые хотят развиваться. Деятельность в области торговли автомобилями и запасными частями, обслуживание и ремонт автомобилей имеет сейчас огромные возможности.

Также автосервис отражает достигнутую и перспективную систему по: предпродажной подготовке автомобилей, их продаже, страхованию, гарантийному ремонту и обслуживанию, противокоррозионной обработке кузова, обслуживанию по талонам сервисных книжек, самого ремонта и т.д. Сегодня автосервис выполняет более 100 видов работ владельцам автомобилей.

Одновременно с профессионалами, работы по ремонту оказывают многочисленные частные механики, которые работают в мастерских численностью по два-пять человек при гаражных кооперативах (зачастую в обычном гараже-боксе). Внедряются такие прогрессивные формы и виды обслуживания как посты самообслуживания, техническая помощь на дороге и прочее.

Однако рост числа работников автосервиса, как показала практика последних лет, ухудшил его качественную сторону. В сферу автосервиса попали люди без специального образования – самоучки. На рынке появляются детали сомнительного происхождения, не имеющие сертификата предприятия-изготовителя. «Серые» СТО из-за огромного модельного ряда автомобилей не могут представить всю номенклатуру запчастей, не имеют специального инструмента и технологий, обученных специалистов. Эти нарушения представляют угрозу для общества, т.к. автомобиль продолжает оставаться объектом повышенной опасности.

И в заключение я хочу отметить то, что развитие системы автотехобслуживания страны в перспективе будет тем более интенсивным и эффективным, чем в большей мере организация автосервиса будет опираться на:

-передовой опыт и на достижения научно-технического прогресса;

-нововведения в технологию ремонта и обслуживания автомобилей;

-развитие автоматизации, механизации процессов ремонта и обслуживания;

-совершенствование методов и форм организации трудового и производственного процессов;

-развитие территориальной организации ремонтно-обслуживающих работ, чтобы во все большей степени удовлетворять потребителей в автосервисе по месту жительства автовладельцев;

-прогнозирование и на этой основе планирование спроса населения данного района, города, страны на продукцию автосервиса;

-внедрение системы мероприятий по более качественному учету и контролю, препятствующей хищениям собственности, другим правонарушениям;

-совершенствование самоуправления, внедрение компьютерного обеспечения.

Каждое из указанных направлений имеет свое техническое, экономическое и социальное значение для развития автосервиса.

Д. Дубровский «Открываем автосервис» 256 стр. Питер 2009 г.

Бармашова Лариса Викторовна «Фирменный автосервис» образовательный сайт МГИУ.

Ранецкий К.А., Экономика организации (предприятия), М.: Даликов и К, 2008.

Карагодин В.И., Шестопалов С.К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 2009. – 239.

Круглов С.М. Справочник автослесаря по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей. — М.: Высшая школа, 2007. — 304 с.

Техническая эксплуатация автомобилей / Под ред. Е.С. Кузнецова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 2009. — 413 с.

Шестопалов С.К., Шестопалов К.С. Легковые автомобили. — М.: Транспорт, 2008. — 240 с.

Петроченков С.Н., Яковенко Е.Г. Организация комплексного автосервиса. М.: Транспорт, 2007. 240 с.

Фастовцев Г.Ф. Автотехобслуживание. М.: Машиностроение, 2008. 256с.

Управление персоналом организации — Учебник для студентов вузов / Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА, 2006. 512 с.

xreferat.com