Особенности труда иностранных граждан в рф

Особенности труда иностранных граждан и лиц без гражданства

Трудовая деятельность иностранного гражданина или лица без гражданства — это работа указанных лиц в РФ на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Иностранные граждане и лица без гражданства, как и другие работники, пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 18 июля 2006 г.). Привлекать к труду иностранных граждан и лиц без гражданства согласно настоящему Закону могут работодатели (физические или юридические лица), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и лиц без гражданства и использующие труд иностранных работников и лиц без гражданства на основании заключенных с ними трудовых договоров. Помимо российских работодателей, в качестве работодателя может выступать также и иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 5 ст. 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и контроль их использования осуществляются Федеральной миграционной службой РФ по предложениям органов исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения.

Для получения разрешения работодатель представляет в Федеральную миграционную службу РФ:

2) предложение (заключение) соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы;

3) проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия, оплата и охрана труда иностранных граждан, их социальное обеспечение и страхование определяются нормами законодательства РФ с учетом особенностей, предусмотренных межгосударственными и межправительственными соглашениями РФ с зарубежными странами (п. 5 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (утв. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146) (с изм. и доп. от 5 октября 2002 г.)).

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Но следует отметить, что этот порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в РФ;

2) временно проживающих в РФ;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;

6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в РФ для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) (п. 4 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).

После получения разрешения между работодателем и иностранным гражданином заключается срочный трудовой договор, который выглядит следующим образом:

«__» __________ 200__ г.

Фирма «______________________________________________», именуемая в дальнейшем

«Работодатель», в лице _______________________________________, с одной стороны, и

Гражданин ____________________________________, именуемый в дальнейшем «Работник»,

С другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

1. Предмет и срок действия трудового договора.

2. Условия материального вознаграждения работника.

3. Обязанности сторон.

5. Ответственность сторон.

6. Разрешение споров, изменение и расторжение трудового договора.

7. Другие условия.

1. Предмет и срок действия трудового договора

1. В соответствии с письменным заявлением Работника Работодатель принимает его на работу в качестве ________________________________.

2. Работник обязуется выполнять все работы, обусловливаемые должностью, на которую он назначен, а также трудовыми обязанностями и конкретными заданиями (поручениями), устанавливаемыми в устной или письменной форме администрацией стройки.

3. Срок действия настоящего трудового договора устанавливается с «___» __________ 200__ г. по «___» __________ 200__ г. включительно.

2. Условия материального вознаграждения работника

4. Работодатель устанавливает Работнику месячный должностной оклад в сумме (в рублях), эквивалентной __________ долларам США по курсу Центрального банка Российской Федерации на день начисления заработной платы.

Установленный месячный должностной оклад может быть увеличен либо уменьшен в зависимости от результатов работы Работника и финансовых возможностей Работодателя.

5. За высококачественное выполнение Работником своих должностных обязанностей, а также за выполнение особо важных и срочных работ Работодатель может устанавливать Работнику надбавку.

6. За выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника, а также за увеличение объема выполняемых работ Работодатель может установить Работнику доплату.

7. В зависимости от финансовых результатов деятельности Работодателя Работник может быть премирован, а также получить материальную помощь.

8. Работнику устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью _______ календарных дней.

3. Обязанности сторон

9. Работодатель обязуется:

А) соблюдать действующее российское трудовое законодательство (в том числе в части соблюдения правил охраны труда);

Б) выполнять условия материального вознаграждения Работника;

В) осуществлять социальное, медицинское и иные виды обязательного страхования Работника;

Г) обеспечивать гарантированный законом минимальный размер оплаты труда и безопасные условия труда;

Д) создавать жилищные условия, соответствующие требованиям санитарных норм;

Е) создавать необходимые условия для повышения квалификации Работника;

Ж) исполнять другие обязанности, обусловливаемые действующим российским законодательством.

10. Работник обязуется:

А) строго выполнять договорные обязательства;

Б) строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, а также положения по технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности;

В) постоянно повышать свою квалификацию;

Г) не разглашать сведения, составляющие служебную и коммерческую тайну Работодателя;

Д) исполнять другие обязанности, обусловливаемые действующим законодательством и настоящим трудовым договором.

11. Работник вправе:

А) вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности фирмы;

Б) пользоваться другими правами, обусловленными действующим трудовым законодательством.

12. Работодатель вправе:

А) устанавливать для Работника правила внутреннего трудового распорядка;

Б) требовать от Работника строгого соблюдения трудовой дисциплины;

В) применять к Работнику в соответствии с действующим законодательством меры дисциплинарного воздействия;

Г) устанавливать состав и перечень сведений о деятельности Работодателя, составляющих служебную и коммерческую тайну, а также меры их защиты и ответственность (в том числе материальную) за их разглашение;

Д) пользоваться другими правами, обусловленными действующим трудовым законодательством.

5. Ответственность сторон

13. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником обязательств, вытекающих из настоящего договора, он обязан возместить Работодателю причиненные таким неисполнением или ненадлежащим неисполнением убытки в соответствии с действующим законодательством.

14. В случае нарушения своих обязательств Работодатель возмещает ущерб Работнику в порядке, установленном действующим законодательством.

6. Разрешение споров, изменение и расторжение

15. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего трудового договора или в связи с ним, будут по возможности решаться путем переговоров между сторонами.

16. Трудовой договор может быть изменен или расторгнут по взаимному соглашению сторон. Одной из сторон настоящий трудовой договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

7. Другие условия

17. Настоящий трудовой договор составлен в двух экземплярах (по одному для каждой стороны) и вступает в силу с момента издания администрацией приказа о назначении работника на должность, указанную в п. 1.

Адреса, телефоны и другие данные сторон:

21.16. Особенности регулирования труда

Других категорий работников

Н.А. Алимова
Большой справочник кадровика
Источник: Консультант+

www.hr-portal.ru

ТК РФ глава 50.1: Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства (введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

Трудовой Кодекс РФ: Глава 50.1. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЛИЦАМИ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Статья 327.1. Общие положения

На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом.

О трудовой деятельности трудящихся государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, см. статью 97 Договора.

Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, если в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса такие особенности могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом, а также случаи и порядок установления таких особенностей другими актами, содержащими нормы трудового права, определяются настоящей главой. Если иное не установлено федеральными законами, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в трудовые отношения в качестве работников по достижении ими возраста восемнадцати лет.

Трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

Между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем заключается трудовой договор на неопределенный срок, а в случаях, предусмотренных статьей 59 настоящего Кодекса, — срочный трудовой договор.

Статья 327.2. Особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства

Наряду со сведениями, предусмотренными частью первой статьи 57 настоящего Кодекса, в трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указываются сведения о:

разрешении на работу или патенте, выданных в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — разрешение на работу или патент), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

разрешении на временное проживание в Российской Федерации, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — разрешение на временное проживание), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее — вид на жительство), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Наряду с условиями, предусмотренными частью второй статьи 57 настоящего Кодекса, обязательным для включения в трудовой договор с работником, являющимся временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, является условие об указании оснований оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизитов договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.

Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Статья 327.3. Документы, предъявляемые иностранным гражданином или лицом без гражданства при приеме на работу

Наряду с документами, предусмотренными статьей 65 настоящего Кодекса, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю:

договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме; разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

разрешение на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с временно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;

вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Разрешение на работу может быть предъявлено иностранным гражданином или лицом без гражданства работодателю после заключения ими трудового договора, если заключенный и оформленный в соответствии с настоящим Кодексом трудовой договор необходим для получения разрешения на работу. В этом случае трудовой договор вступает в силу не ранее дня получения иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу, а сведения о разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном частью третьей статьи 57 настоящего Кодекса.

При заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства не предъявляют работодателю документы воинского учета, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Статья 327.4. Особенности временного перевода работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства

В случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса, временный перевод работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается без учета профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте, на основании которых такой работник осуществляет трудовую деятельность, и не более чем один раз в течение календарного года.

Если по окончании срока временного перевода, указанного в части первой настоящей статьи, работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, невозможно предоставить прежнюю работу, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 10 части первой статьи 327.6 настоящего Кодекса.

Если исполнение работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, обусловленной трудовым договором работы невозможно в связи с чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй статьи 72.2 настоящего Кодекса, и временный перевод его на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя невозможен в связи с возникновением необходимости в этом временном переводе повторно в течение одного календарного года, трудовой договор с таким работником прекращается в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 327.6 настоящего Кодекса.

Статья 327.5. Особенности отстранения от работы работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства

Наряду со случаями, указанными в статье 76 настоящего Кодекса, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случае:

приостановления действия, окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

окончания срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

окончания срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

окончания срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; окончания срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращения действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Статья 327.6. Особенности прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства

Наряду с основаниями, предусмотренными настоящим Кодексом, основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является:

1) приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

2) аннулирование разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

3) аннулирование разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

4) аннулирование вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

5) окончание срока действия разрешения на работу или патента, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

6) окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

7) окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, — в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства;

10) невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с частью второй статьи 327.4 настоящего Кодекса;

11) невозможность временного перевода работника в соответствии с частью третьей статьи 327.4 настоящего Кодекса.

Трудовой договор подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным пунктами 5 — 8 части первой настоящей статьи, по истечении одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств. По основанию, предусмотренному пунктом 9 части первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. О прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 10 и 11 части первой настоящей статьи, работник, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен быть предупрежден в письменной форме работодателем не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Статья 327.7. Особенности выплаты выходного пособия работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства

Наряду со случаями, предусмотренными частью третьей статьи 178 настоящего Кодекса, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, при расторжении трудового договора в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников, на основании которого такому работнику было выдано разрешение на работу.

all-migration.ru

Особенности труда иностранных граждан в рф

Первоначально необходимо определиться с понятием иностранного гражданина, как особого субъекта права России.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в статье 2 под иностранным гражданином понимает — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В целях упрощения юридической техники законодательства о правовом положении не граждан России понятие ‘иностранный гражданин’ включает в себя понятие ‘лицо без гражданства’ (физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства), за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Первая же проблема, которая встает в связи с рассматриваемыми вопросами это применимо ли к иностранным гражданам и в какой мере российское трудовое законодательство.

Часть 3 статьи 62 Конституции РФ закрепила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Соответственно на иностранцев распространяется и часть 1 статьи 37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г.) (далее ТК РФ) не содержит никаких ограничений для иностранцев в их правовом статусе и не исключает их из сферы действия трудового законодательства России.

Статья 11 ТК РФ легально не закрепила приоритет трудового законодательства страны на которой осуществляется трудовая функция (отсутствие коллизионных норм международного трудового права является недостатком ТК РФ, тем более при не урегулированности этих вопросов в новой Третьей части Гражданского Кодекса РФ ). Тем не менее можно говорить о сформулированной законодателем привязке трудового отношения к правовой системе страны места работы. Ведь ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. На территории Российской Федерации правила, установленные ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Однако, статья 13 ТК РФ (Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве) установила, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, возникающие на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Представляется, что из данной нормы (статья 13 дополняет и уточняет более общую статью 11 ТК РФ) следует, что трудовое законодательство Российской Федерации, в случае возникновения трудовых отношений на ее территории, применяется к этим отношениям вне зависимости от того, где происходит фактическая реализация данных отношений (выполнение работы) на территории России или за ее пределами. Но это не означает, что если с гражданином (в том числе с иностранным) будет заключен трудовой договор за пределами России, а работать он будет на ее территории, российское трудовое законодательство на эти трудовые отношения не распространяется.

На наш взгляд главная особенность регулирования труда иностранных граждан выражена в ограничениях при приеме на работу.

Являются ли такие возможные ограничения запрещенной дискриминацией в сфере труда? Действительно, статья 3 ТК РФ закрепила право каждого на равные возможности для реализации своих трудовых прав. Гражданство не является прямо запрещенным обстоятельством с которым нельзя связывать ограничение в трудовых правах и свободах или получение какие-либо преимуществ. Видимо не является гражданство и обстоятельством, связанным с деловыми качествами работника. Но часть 3 статьи 3 ТК РФ установила исключения: не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Как раз первый случай (установление ограничений федеральным законом) и имеет место по отношению к иностранным гражданам. Таких федеральных законов несколько.

Основу такого регулирования составляет Федеральный закон от 25 июля 2002 г. ? 115-ФЗ ‘О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации’, вступивший в силу с 1 ноября 2002 года (далее Закон от 25.07.02.).

В статье 13 Закона от 25.07.02. (Условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях) указано, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Статья 14 Закона от 25.07.02. запрещает иностранному гражданину:

1) находиться на государственной или муниципальной службе ;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации ;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации ;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации ;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом .

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено еще одно ограничение трудовых прав иностранных граждан. Правительству РФ делегировано полномочие установить Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов акций или долей принадлежит Российской Федерации.

Закон от 25.07.02. закрепил следующие понятия, необходимые для конкретизации ограничений трудовых прав иностранных граждан: иностранный работник — это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность; разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Таким образом, круг иностранных граждан, являющихся для целей особых ограничений иностранными работниками, не включает некоторые категории иностранцев, например, временно и постоянно проживающих в России.

Закон от 25.07.02. в статье 13 расширяет по сравнению с предыдущим правовым регулированием перечень лиц, которые могут использовать труд иностранных работников и должны для этого получить соответствующие разрешительные документы.

Работодателем (в соответствии с Законом от 25.07.02.) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Заказчиком работ (услуг) является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Как работодатель так и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.

В пункте четвертом статьи 13 Закона от 25.07.02. содержится и перечень исключений из этого разрешительного порядка. Причем неясность возникает при сопоставлении к какому абзацу этого пункта относится фраза ‘Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан’. Какой же ‘указанный порядок’? Так как фраза включена лишь во второй абзац пункта, можно сделать предположение, что соответствующим категориям иностранных граждан не нужно получать лишь разрешение на работу, а вот работодателю (заказчику работ, услуг) даже в таком случае следует получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Ведь государство имеет интерес проверить не возможно ли удовлетворить потребность работодателя трудом российских граждан. При этом аргументы экономического и правового характера можно привести и в пользу иной версии — исключение касается всего разрешительного порядка (не нужно вообще никаких особых разрешительных документов при трудовой деятельности соответствующих иностранцев). Действительно, ведь в этом пункте смешали большое количество категорий иностранных граждан. Но в подавляющем большинстве этих случаев было бы абсурдным требовать от работодателей получать соответствующее разрешение (например, для сотрудников диппредставительств и т.д.). Поэтому более верной представляется позиция о распространении этой льготы на всех нижеуказанных граждан.

zakon.rin.ru