Отличие признаков преступления от административного правонарушения

Український юридичний портал

Российская правовая система охраняется тремя видами ка­рательных санкций: уголовными, административными, дисцип­линарными. Так, за нарушение избирательного права, права собственности, правил охраны труда, санитарных, экологиче­ских норм, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут применяться уголовные и административные наказания, а так­же дисциплинарные взыскания. Первое сходство этих санкций в том, что они защищают правопорядок.

Во-вторых, они установлены федеральными законами.

В-третьих, они применяются за виновные противоправные действия (правонарушения).

В-четвертых, законодательством закреплены процедуры применения карательных санкций и полномочия субъектов, ко­торые вправе делать это.

В-пятых, их применение к виновному влечет для него не­благоприятные последствия, а также состояние наказанное™ в течение установленных федеральными законами сроков.

В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкрет­ные правонарушения, законно и обоснованно наказывать ви­новных.

Преступления от проступков (административных, дисцип­линарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия — это об­щественная опасность и вид противоправности. Конечно, пре­жде всего учитывается материальный критерий — уровень при­чиненного обществу вреда. А на основе такой оценки решают вопросы о виде противоправности: уголовной, административ­ной, дисциплинарной.

Вторичные критерии различий действуют после того, как решен вопрос о виде противоправности. Речь идет о разных процессуальных нормах, различии между уголовными, админи­стративными и дисциплинарными санкциями, состоянии суди­мости или административной (дисциплинарной) наказанное™ и других вторичных признаках.

В юридической литературе существует два мнения об обще­ственной опасности правонарушений. Многие ученые считают, что все они общественно опасны, но преступления более опас­ны, а проступки менее.

Большая группа авторов обосновывает другой подход. Они полагают, что между этими правонарушениями разница качест­венная, а не количественная (более, менее опасны). Преступле­ния общественно опасны, а проступки нет.

Определение преступления содержится в ч. 1 ст. 14 УК РФ: «Преступлением признается виновно совершенное обществен­но опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под уг­розой наказания».

В ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее призна­ки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодек­сом, но в силу малозначительности не представляющее общест­венной опасности». Следовательно, малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не является общественно опасным. Решение вопроса о малозначительности деяния относится к компетенции следствия и базируется на анализе признаков состава правонарушения.

Споры о том, можно ли считать проступок общественно опасным деянием, ведутся уже давно. Однако вряд ли удастся прийти к единому решению, если не будут четко определены критерии общественно опасного деяния. Когда переход улицы в неположенном месте, проезд в трамвае без билета, неиспол­нение обязанностей по воинскому учету, регистрации по месту жительства и т. п. называют общественно опасными деяниями, возникает вопрос: а что же такое общественная опасность? Где границы этого понятия, охватывающего круг деяний от безби­летного проезда в трамвае и загрязнения тротуаров до банди­тизма и шпионажа?

Представляется, что общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям. Такие деяния в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного об­щества. С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.

Некоторые ученые вообще отрицают наличие в администра­тивных проступках общественной опасности. Представляется, что они не правы, некоторые проступки общественно опасны, хотя это исключение из правила.

Проступки, как правило, не обладают признаком общест­венной опасности. Это общественно вредные деяния, и в ле­гальном определении проступка такой признак, как обществен­ная опасность, не назван. В ст. 2.2 КоАП РФ, содержащей оп­ределения умысла и неосторожности, говорится о предвидении виновным «наступления вредных последствий».

Но из общего правила есть ряд исключений.

Во-первых, в России юридические лица не привлекаются к уголовной ответственности. Если по вине должностных лиц ор­ганизации совершено общественно опасное деяние, юридиче­ское лицо будет привлечено к административной ответственно­сти, а действия его должностных лиц могут быть признаком преступления.

Во-вторых, в связи с экономическими, политическими и иными процессами в обществе законодатель может прийти к выводу о целесообразности борьбы с определенными общест­венно опасными деяниями с помощью административных, а не уголовных наказаний.

В-третьих, законодатель может совершить ошибку в оценке определенных деяний. Так, до 30 июня 2002 г. хищение при­знавалось мелким, если размер похищенного не превышал од­ного МРОТ. Статья 7.27 КоАП РФ, вступившего в силу с 1 ию­ля 2002 г., признала мелким хищение на сумму не свыше пяти МРОТ. Иными словами, основная масса хищений в Россий­ской Федерации перестала быть уголовно наказуемой, уголов­но-правовая защита собственности была резко ослаблена. Зако­нодатель обнаружил эту ошибку, и уже в начале ноября 2002 г. в ст. 7.27 КоАП РФ слово «пять» было заменено словом «один» МРОТ. Вряд ли можно утверждать, что до 1 июля 2002 г. хище­ние на сумму свыше одного до пяти МРОТ было общественно опасным, с 1 июля до 10 ноября перестало быть таковым, а в ноябре 2002 г. опять стало общественно опасным.

Итак, главное различие преступления и проступка — обще­ственная опасность деяния. Дополнительный признак — вид противоправности. Этот формальный признак особенно важен, когда правонарушение совершено юридическим лицом. Уже после квалификации деяния как преступления или админист­ративного проступка проявляются и вторичные различия: поря­док привлечения к ответственности, виды и размеры наказаний и др.

Общественная опасность — это системный признак право­нарушения. Он возникает из взаимодействия простых, первич­ных признаков состава правонарушения, названных в нормах УК РФ, КоАП РФ, ТК РФ: форма вины, размер ущерба, спо­соб, время, место совершения деяния, признаков его субъекта и др. Поэтому для квалификации деяния как преступления по соответствующей статье УК РФ или как проступка по статье КоАП РФ нужно анализировать признаки конкретных соста­вов. Так, административно наказуемое хищение отличается от соответствующего преступления такими признаками, как стои­мость похищенного, способ хищения (грабеж и разбой незави­симо от причиненного вреда являются преступлением), совер­шенное группой, неоднократно, лицом, ранее два и более раз судимым за хищение.

Ряд критериев, позволяющий определить, общественно опасными или нет являются хулиганские действия, можно вы­явить при сравнении текстов ст. 213 УК РФ и 20.1 КоАП РФ. Хулиганские действия образуют состав преступления, если они грубо нарушают общественный порядок, выражают явное не­уважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожени­ем или повреждением чужого имущества. Хулиганство признает­ся мелким, если оно состоит в нецензурной брани в общест­венных местах, оскорбительном приставании к гражданам или в совершении других действий, демонстративно нарушающих общественный порядок и спокойствие граждан.

Статья 7.17 КоАП РФ устанавливает административную от­ветственность граждан за умышленное уничтожение или повре­ждение чужого имущества. Но за подобные действия может на­ступить и уголовная ответственность, если они повлекли значи­тельный ущерб (ч. 1 ст. 167 УК РФ), совершены хулиганским способом (ст. 213 УК РФ), путем поджога (ч. 2 ст. 167 УК РФ).

Сравнивая административные проступки с дисциплинарны­ми, прежде всего следует сказать, что и те, и другие, как прави­ло, не являются общественно опасными.

Что же касается формального признака — противоправно­сти, то здесь есть серьезные особенности. Все, что связано с административными правонарушениями: их составы, система санкций и другие, регулируется административным правом. Борьба с дисциплинарными проступками регламентируется трудовым правом, но дисциплинарная ответственность обу­чающихся, военнослужащих, сотрудников военизированных служб — административным правом, а заключенных — уголов­но-исполнительным правом. При этом составы дисциплинар­ных проступков закреплены в самом общем виде, не конкрети­зированы.

Значительные различия существуют между субъектами этих проступков. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только гражданин — работник определенной организа­ции. И эта ответственность наступает за нарушение трудовых, служебных обязанностей1.

К ответственности за дисциплинарные проступки привлека­ет руководитель, субъект линейной власти, а к административ­ной ответственности — представитель власти, субъект функ­циональной власти в отношении лиц, не находящихся в слу­жебной зависимости от него.

radnuk.info

Отличие преступления от иных правонарушений

Преступление является одним из видов правонарушений. Кроме преступления законодательством устанавливается ответственность за другие виды правонарушений, к числу которых относятся дисциплинарные проступки, административные правонарушения, гражданские нарушения (деликты) и др.

Отличать преступление от других правонарушений следует прежде всего по таким обязательным признакам преступления, как общественная опасность, противоправность и наказуемость.

Преступление является общественно опасным деянием, поскольку оно причиняет или может причинить существенный вред наиболее важным, охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Административному правонарушению (проступку) не свойственно причинять существенный вред общественным отношениям. В силу этого, на наш взгляд, вряд ли обоснованно считать такие правонарушения общественно опасными. Более правильным было бы именовать их просто вредными деяниями. Кроме того, они причиняет вред общественным отношениям, которые охраняются административным правом. Следовательно, отграничивая преступление от административного правонарушения по признаку общественной опасности, следует иметь в виду, что административные правонарушения не представляют опасности для общества, присущей преступлению. Это позволяет некоторым авторам вообще не признавать административные правонарушения общественно опасными.

Важным отграничительным признаком указанных правонарушений является противоправность. Если преступление запрещено уголовным законом, каковым является только УК, т.е. именно в нем предусматривается ответственность за его совершение, то административное правонарушение запрещается административным законодательством. Соответственно ответственность за дисциплинарные проступки предусматривается трудовым законодательством, т.е. Трудовым кодексом, имущественная ответственность за гражданско — правовые правонарушения (деликты) — Гражданским кодексом.

Третий отличительный признак — наказуемость означает, что если за преступление уголовным законом предусматривается наказание как мера уголовной ответственности, т.е. самая строгая из всех видов ответственности, то за иное правонарушение предусматриваются меры менее строгие: в рамках административной, дисциплинарной, гражданской и иной ответственности.

Кроме указанных общих признаков, позволяющих отграничить преступление от иных правонарушений, существует еще целый ряд признаков, по которым конкретное преступление отграничивается от сходного с ним, например, административного правонарушения.

К таким признакам следует отнести:

размер причиненного преступлением либо правонарушением ущерба;

характер и тяжесть иных последствий, наступивших в результате совершения правонарушения;

количество совершаемых деяний;

злостный или незлостный характер совершаемых деяний;

субъективные признаки содеянного;

предшествующее применение мер ответственности.

Рассмотрим указанные признаки на конкретных примерах.

В ч. 1 ст. 228 УК предусмотрена ответственность за перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием. Аналогичные деяния запрещаются и Кодексом об административных правонарушениях (ст. ст. 14-4, 14-5). Однако законодатель отграничивает их друг от друга путем указания в УК на крупный размер предмета контрабанды. Из этого следует, если перемещение через таможенную границу Республики Беларусь запрещенных или ограниченных к такому перемещению товаров и ценностей будет совершено не в крупном размере, то оно подлежит оценке не как преступление в виде контрабанды, а как административное правонарушение.

В ст. 153 УК предусматривается ответственность за умышленное причинение легкого телесного повреждения, т.е. повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности. Легкое телесное повреждение, не повлекшее за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, является не преступлением, а административным правонарушением (ст. 9-1 КоАП).

Нарушение правил по охране труда, повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения (ч. 1 ст. 306 УК), признается преступлением, а нарушение таких правил, не повлекшее указанных последствий-административным правонарушением (ст. 9.17 КоАП).

Важным признаком, отграничивающим преступление от иного правонарушения, является административная или дисциплинарная преюдиция. В этой связи представляет интерес комментарий к ст. 32 УК «Административная или дисциплинарная преюдиция», данный А.И. Лукашовым. Он, в частности, отмечает, что административная или дисциплинарная преюдиция — признак, характеризующий субъект преступления как лицо, подвергнутое мерам административного или дисциплинарного взыскания за такое же правонарушение (как тождественное, так и однородное — см. ст. ст. 188, 189), и придающий ему в силу этого качества специального субъекта преступления. Преюдиция описана как конструктивный признак состава соответствующего преступления.

studbooks.net

Отличия преступления от административных правонарушений

Сложность разграничения административного правонарушения от иных правонарушений обусловлена наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушения.

По основному признаку — степени общественной опасности все правонарушения делятся на:

1. преступления (меньшая степень опасности — административное правонарушение);

Преступление — это деяние, закрепленное уголовным законом, за нарушения которого следует уголовно-правовая ответственность.

Уголовно-правовая норма — это норма, которая закрепляет ответственность за правонарушения, которые представляют большую общественную опасность для общества.

Административное правонарушения — деяние, запрещенное административным законодательством. Эти правонарушения, которые представляют меньшую общественную опасность, чем уголовное преступление. Одни и те же деяния могут расцениваться как более или менее опасные, и, следовательно, признаваться преступлениями или административными правонарушениями. Административное правонарушения, занимает промежуточную позицию, между преступлениям и проступком.

Правонарушение — это деяние, направленное на нарушение общественного порядка, причинение морального и материального ущерба, не выполнение установленных предписаний и игнорирование запретов. Любое правонарушение имеет конкретные характеристики: совершается некоторым лицом в определенном месте, противоречит имеющемуся закону и четко определяется по данным признакам.

Объектами правонарушения могут быть какие-либо социальные интересы.

Основным объектом преступления являются общественные отношения. А также интересы личности, любые формы собственности, конституционный строй, безопасность и окружающая среда.

Степень общественной опасности является главным критерием при разграничении правонарушения и преступления. Эта граница достаточно условная и подвижная. Одно и то же действие может быть классифицировано и как правонарушение, и как преступление.

Только преступления предполагают уголовное наказание, назначенное решение суда, и как следствие — наличие судимости у субъекта.

При правонарушении меры воздействия не настолько жесткие. Это могут быть штрафы, общественные работы и даже арест, но все это не предполагает судимости. За преступление подросток может быть судим при достижении 16 лет, но в некоторых случаях допускается привлечение к ответственности и с 14. Административная ответственность наступает с 16 лет. До этого за правонарушение ребенка ответственны его родители.

Таким образом, отличие преступления от правонарушения заключается в следующем:

— Наивысшая степень общественной опасности является преступлением.

— Судимость наступает только при совершении преступления.

— Правонарушение регулируется Административным кодексом, а преступление — Уголовным.

2.2 Отличия преступления от дисциплинарных проступков

Бесспорно, что между проступком и преступлением существует огромная разница. Но, как показывает практика, человек сначала допускает проступки и, в случае, когда остается без наказанным, переходит к совершению более тяжких преступлений. Следовательно, бороться необходимо и с малейшими нарушениями закона, а не только с преступлениями.

Граница между проступком и преступлением очень зыбкая. Например, водитель сильно превысил скорость — это проступок, но если он собьет пешехода, то это будет уже преступлением. Даже самые мелкие отступления от закона могут привести к трагическим последствиям, а это значит, что в повседневной жизни законы нужно знать и соблюдать их.

В законодательстве описаны случаи, смягчающие и отягощающие вину. К первым относятся: совершение преступления впервые, несовершеннолетними, под влиянием обстоятельств или под принуждением, а также явка с повинной, наличие малолетних детей и оказание помощи потерпевшему.

К обстоятельствам, отягощающим вину, относятся: неоднократное совершение преступлений, привлечение других людей, особая жестокость, применение оружия или взрывчатых веществ, использование служебного положения. Не принимайте от малознакомых людей ценные вещи или колющие и режущие предметы на хранение, всегда есть опасность стать соучастником.

Дорожно-транспортное происшествие будет считаться преступлением, возникшим в условиях дорожного движения, вследствие виновного противоправного деяния, выраженного в нарушении Правил дорожного движения с причинением тяжкого вреда здоровью или приведшего к смерти человека.

Дисциплинарный проступок (англ disciplinary offence, misdemeanour) — противоправное виновное нарушение трудовой или служебной дисциплины сотрудником (работником), за который предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

Для дисциплинарного проступка характерно неисполнение сотрудником (работником) своих функциональных (трудовых) обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка, воинскими уставами и положениями о внутренней дисциплине, должностными инструкциями, вытекающими из трудового договора (контракта), заключенного сотрудником (работником) с конкретной организацией.

Не является дисциплинарным проступком поведение работника, не имеющее отношения к его трудовым обязанностям. Дисциплинарный проступок отличает противоправный характер, то есть такое поведение работника, которое нарушает действующее законодательство, иные нормативные акты о труде.

Отказ выполнить неправомерный приказ не является дисциплинарным проступком. Судебная практика расценивает как правомерное поведение неповиновение работника приказу руководителя организации, нарушающему требования Закона.

Дисциплинарный проступок всегда есть виновное действие (умышленное или неосторожное). Неисполнение трудовых обязанностей не по вине работника не может считаться дисциплинарным проступком. За совершение дисциплинарного проступка работник привлекается к дисциплинарной ответственности с наложением дисциплинарного взыскания.

В свою очередь преступление — это наиболее тяжелый вид правонарушений. Их закрытый перечень приводится в таком сборнике документов, как Уголовный кодекс. В соответствии с законодательством все преступления делятся на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяж кие. К сведению: нахождение лица в момент совершения им преступления под действием алкогольного, токсического или наркотического опьянения не смягчает вину.

Признаки преступления, отличающие его от дисциплинарного проступка:

1) Неисполнение военнослужащим приказа

2) Оскорбление военнослужащим военнослужащего

3) Самовольная отлучка военнослужащего

4) Промотание имущества

5) Нарушение уставных правил караульной или конвойной службы

6) Нарушение правил внутренней службы

7) Злоупотребление властью, превышение, бездействие власти или халатное отношение к службе лица начальствующего состава.

Преступления и проступки — противоправные деяния (действия или бездействия). В этом тоже их сходство. В большинстве случаев проступком является уже само нарушение правовой нормы, но иногда им признается невыполнение предписания органа, должностного лица об устранении нарушенных правил. Как уже отмечалось, проступок может выражаться в действии или бездействии. В первом случае лицо делает то, что запрещено законом (например, совершает мелкое хищение).

Преступление тоже может быть совершено путем действия или бездействия. Убийство является действием. Примером противоправного бездействия может служить неоказание помощи больному.

Субъектом (т. е. тем, кто совершает) и проступка, и преступления является физическое, вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать отчета в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Не подлежит ответственности, как известно, и лицо, совершившее преступление в состоянии вменяемости, но до вынесения обвинительного приговора заболевшее болезнью, лишающей возможности отдавать отчет в своих действиях. Аналогичным образом решается вопрос и применительно к проступкам. Важно отметить, чем отличается первый случай от второго: в первом нет самого преступления или проступка, а во втором он был, однако лицо, его совершившее, не подлежит ответственности, так как нет смысла наказывать человека, находящегося в болезненном душевном состоянии.

По общему правилу субъектом проступка и преступления может быть лицо, достигшее 16-летнего. Однако законодательство допускает привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших деяния, предусмотренные некоторыми статьями УК, уже с 14 лет (убийство, изнасилование и др.).

И преступлениям, и проступкам присущ такой признак, как виновность. Понятие вины и в административном праве, и в уголовном едино: психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям; вина имеет формы умысла и неосторожности. Умысел налицо в случае, если человек сознает противоправный характер своего поведения, предвидит вредные последствия и желает их, либо сознательно допускает наступление таких последствий. Например, мелкое хищение всегда совершается умышленно. Нарушение будет квалифицироваться как совершенное по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение, либо не предвидело возможности наступления таковых, хотя должно было и могло их предвидеть. Так, безбилетный проезд на транспорте пассажира, Имеющего проездной билет, но забывшего его дома, не избавляет его от штрафа.

И проступки, и преступления причиняют вред. Правда, не все проступки сопряжены с реальными вредными последствиями и содержат лишь возможность их наступления. Взять, например, нарушения противопожарных правил. Лица, виновные в этом, подвергаются административной ответственности даже тогда, когда пожара или иных реальных вредных последствий не было. Но все, же вред налицо — нарушается установленный в обществе правопорядок, тормозится нормальное осуществление функций государства.

Прежде всего, если говорить обобщенно, такой признак преступлений, как общественная опасность.

Преступления наиболее вредны для общества, и степень их вредности столь велика, что у них формируется новое качество — общественная опасность: эти деяния либо подрывают основы общественного и государственного строя, либо причиняют весьма существенный вред наиболее важным общественным отношениям. Именно данное качество и обусловило тот факт, что подобные деяния объявляются преступлениями. Проступки, не являются общественно опасными. Чтобы верно решить вопрос о том, является ли данное правонарушение преступлением или проступком, нужно во многих случаях сопоставить соответствующие нормы уголовного и административного законодательства. При этом следует, прежде всего, иметь в виду, что КоАП закрепил: «Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности». Кроме этой общей нормы, надо учитывать и те указанные законодательством конкретные критерии, с помощью которых можно отличить «смежные», проступки и преступления.

Иногда для квалификации нарушения обязательных правил в качестве преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Так, нарушения правил хранения, пользования, учета или перевозки взрывчатых и радиоактивных веществ, а также пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия, рассматриваются как преступления. Если же последствия реально наступили, то уголовная ответственность усиливается. В других случаях для привлечения к уголовной ответственности необходимо совершение тождественного правонарушения, а притом условии, когда применение за первое нарушение мер административного воздействия. Так, жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, а равно истязание животных, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного взыскания за такие же действия, влечет уголовную ответственность.

Мотив и цель — тоже один из признаков, определяющих водораздел между проступком и преступлением. Если изготовление самогона производилось, например, с целью сбыта, то это преступление, а если такая цель отсутствует, то административный проступок.

Многие ученые-юристы считают, что повторное совершение административного правонарушения, даже если за предыдущее данное лицо подвергалось административному взысканию, не должно служить основанием для признания его преступным. Факт применения административного взыскания за предшествующий проступок, говорят они, относится только к личности нарушителя и не повышает степени общественной опасности второго деяния, а потому и не должен служить основанием для квалификации его как преступления. Ведь сколько бы раз одно и то же лицо не совершало административные правонарушения, каждое из них — всего лишь проступок и не может переходить в другое качество. Преступление — это категория, на которую свойства личности правонарушителя влияния не оказывают. Поэтому вполне обоснованно, на наш взгляд, они ставят вопрос об исключении из уголовного кодекса тех деяний, уголовная ответственность за которые связана с административной преюдицией (повторностью), и о переводе их в разряд административных правонарушений. Но это пока лишь теоретическая позиция. Действующим законодательством большое значение иногда придается форме вины — совершенное умышленно деяние рассматривается как преступление, а объективно такое же, но происшедшее по неосторожности, — как административное.

8.Понятие состава преступления, его элементы, признаки и виды.

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 12916 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

poznayka.org

Каково отличие административного правонарушения от преступления? Что говорит об этом законодательная база?

В отечественной правовой системе предусмотрены три основных разновидности карательных санкций. К ним относятся:

  • Уголовные;
  • Дисциплинарные;
  • Административные взыскания.
  • Каждому гражданину полезно знать, в чем заключается отличие административного правонарушения от преступления. Сходство всех этих санкций заключается только в оказании определенного воздействия на нарушителей действующих положений законодательной базы РФ.

    Что говорит законодательная база?

    Кодекс РФ об административных правонарушениях

    Различие определенных типов правонарушений имеет огромное значение для соблюдения правомерности и законности применяемых мер по отношению к нарушителям. Главными критериями, по которым определяется степень тяжести правонарушения, является уровень опасности, которому подвержены окружающие.

    Когда определяется разновидность противоправного действия, начинают действовать уже вторичные критерии различий. Общественная опасность совершаемых правонарушений подразделяется в юридической терминологии на два основных понятия:

    1. Опасные преступления.
    2. Не отличающиеся особой опасностью для граждан проступки.
    3. В ч. 1 ст. 14 УК РФ приводится список определенных правонарушений, которые характеризуются, как тяжелые преступления, совершение которых повлечет за собой обязательное наказание. Анализ полученных признаков совершенного правонарушения проводят следственные органы, после чего определяется степень значимости таких правонарушений.

      Отличие преступления от правонарушения

      Преступление и правонарушение разные понятия

      Довольно часто граждане не видят особой разницы между понятиями «преступление» и «правонарушение». Под правонарушением подразумевается определенное действие, следствием которого является нарушение общественного порядка. К подобным действиям относятся:

      • Пренебрежение определенными предписаниями;
      • Причинение другим гражданам морального, либо материального ущерба;
      • Полное или частичное игнорирование конкретных запретов.
      • Для каждого правонарушения характерна определенная степень противоречия действующим положениям законодательной базы. Совершенные правонарушения могут направляться как по отношению к отдельным гражданам, так и по общественным интересам. Правонарушители представляют для общества минимальную опасность.

        Все совершаемые гражданами правонарушения рассматриваются в Административном кодексе РФ. Все используемые меры наказания считаются сравнительно мягкими. К ним относятся:

      • Различные общественные работы;
      • Штрафные взыскания;
      • Арест на небольшой срок без судимости.
      • За совершение правонарушений к ответственности граждане могут привлекаться с четырнадцатилетнего возраста.

        Ответственность граждан за совершенные преступления определяется УК РФ. каждое преступление всегда имеет очень тесную взаимосвязь с различными формами собственности, персональными интересами того или иного гражданина, определенным конституционным строем, сформировавшимися общественными правоотношениями и т.п.

        В рассмотрении того или иного действия в качестве преступления существенную роль играет степень его тяжести. За совершение преступлений граждане могут предстать перед судом только после достижения шестнадцатилетнего возраста.

        В чем сходство преступления и правонарушения?

        Административное правонарушение: пример

        Для более подробного рассмотрения этих вопросов желательно определить предельные соотношения совершаемых преступлений, а также административных правонарушений. Сходства этих двух понятий заключаются в таких положениях:

      • В общественной значимости для страны и граждан;
      • Структура составных элементов действующей правовой нормы КоАП РФ аналогична УК РФ;
      • Противоправность действий и установленная виновность считается основными признаками, свойственными всем видам нарушений;
      • При рассмотрении с материальной составляющей одним и тем же будет выступать объект правонарушения и преступления;
      • Теория разработанной межотраслевой квалификации является объективной основой всех видов нарушений в правоприменительной практике.

      Функции действующих норм уголовного и административного кодекса призваны осуществлять регулировку, охрану и предотвращение противоправных действий. Если соотноситься с функциями, главной из которых считается именно охранительная (ст. 1.2. КоАП РФ и ст. 2 УК РФ) исключительная особенность действующих норм права в административном и уголовном кодексе заключается как в регулировании, так и в охране предмета правонарушения, в виде которого в большинстве ситуаций фигурируют значимые и ценные взаимоотношения между гражданами.

      Нужно иметь четкое понимание существующей взаимосвязи функций регулирования, а также охраны предмета правонарушения, которые призывают выполнять действующие положения КоАП и УК РФ.
      Правоохранительная функция КоАП и УК РФ может реализоваться на практике двойственным методов.

      Неустойчивые, неблагонадежные представители общества удерживаются от совершения уголовных преступлений, либо проступков, способных нанести определенный ущерб здоровью или имуществу других граждан. В этой ситуации текущее состояние законодательства будет носить статический характер как в вопросах административных, так и уголовных правонарушений.

      Система не будет действовать при условии, что юридический факт состава правонарушения будет отсутствовать.

      Следовательно, охранительные возможности системы самых важных взаимоотношений между гражданами осуществляется по ходу регулирования специальной группы взаимодействий, подразумевающих определенный вред для людей, который может быть оказан в результате действий тех или иных лиц. В КоАП РФ, а также УК РФ четко определяются воспитательные цели при использовании мер наказания в нарушителям.

      Сходство между административными правонарушениями и преступлениями заключается по сути в самом факте осуществления деятельности, выходящие за определенные нормы, диктуемые правосознанием социально активного населения.

      Исключения из правил

      И правонарушение, и преступление — наказуемы!

      Уголовная ответственность действующих предприятий и организаций в нашей стране не предусмотрена. За противоправные действия юридические лица должны понести только административную ответственность. Ответственные руководящие сотрудники лично могут быть привлечены к судебному разбирательству по факту возбуждения уголовного дела.

      Т.е. подсудными фактически являются только должностные лица той или иной организации, а не предприятия, в результате деятельности которых был нанесен определенный ущерб гражданам. Также нужно принимать во внимание возможность выбора законодательной власти назначения административного наказания за те или иные преступления в связи с особыми обстоятельствами в стране, либо какими-то другими процессами.

      Следует отметить, что всегда существует вероятность совершения законодателем ошибки в процессе оценки совершенных правонарушений. Например, до наступления 30 июня 2002 года хищение можно было признавать мелким, когда объем украденных платежных средств составлял более 1 МРОТ в соответствии с положениями ст. 7,27 КоАП РФ, который начал действовать с 1 июля 2002 года.

      После этого мелким признается хищение платежных средств в объеме, превышающем 5 МРОТ. Другими словами, большинство хищений в РФ до недавних пор не являлись причиной для возбуждения уголовных дел.

      Органы законодательной власти выявили такую ошибку, после чего с начала ноября месяца 2002 года в ст. 7,27 КоАП РФ 5 заменили на 1. Т.е. степень общественной опасности хищения определенной суммы денежных средств несколько раз подвергалась повторному рассмотрению органами государственной власти.

      Если правонарушение осуществляется юридическим лицом, значительную роль играет возможность определения разновидности противоправности, которая считается чисто формальным признаком. Вторичные отличия могут быть проявлены уже после определения классификации совершенного правонарушения. К ним относятся:

    4. Порядок привлечения нарушителей к ответственности.
    5. Разновидности допустимых наказаний.

    Следовательно, способы хищения, а также размер украденной суммы платежных средств может определять отношение к административно наказуемым делам, либо к совершенным уголовным преступлениям.

    Однако ограбление и разбой всегда будут считаться преступлениями, даже если ущерб имуществу и здоровью других граждан является минимальным. Также нужно принимать во внимание количество судимостей у правонарушителя.

    Под мелким хулиганством может рассматриваться использование нецензурных выражений при разговоре в общественных местах, нарушением покоя граждан, либо совершение каких-то других деяний, дестабилизирующих порядок и размеренную, спокойную жизнь граждан.

    Существенные особенности можно выделить при рассмотрении так называемого формального признака. Наказание за дисциплинарные нарушения определяются установленными нормами трудового права. К заключенным, в свою очередь, относятся нормы уголовно-исполнительного права, а к военнослужащим – положения административного Кодекса. Руководитель той или иной организации уполномочен привлекать людей к ответственности за совершение дисциплинарных нарушений.

    У преступлений она считается выше, но это относительное понимание. История развития правоприменения законов показывает, что в разное время одни и те же деяния квалифицировались то как преступления, то как административные правонарушения. Ярким примером может служить хулиганство и клевета. Но оба понятия являются правонарушением. Только ответственность за преступления предусмотрена Уголовным кодексом, а за административные правонарушения, Кодексом об административных правонарушениях.

    Соответственно, и процедура привлечения различается, так как регламентируется разными кодексами. Вот и все различия. Если говорить о последствиях для лиц, привлеченных к уголовной ответственности, то они значительно суровее, чем при административной ответственности. Лицо, которое было привлечено к административной ответственности, не считается лицом, имеющим судимость.

    С признаками и видами правонарушений вас ознакомит видеосюжет:


    juristpomog.com