Пансков в г налоги и налоговая система российской федерации

Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Пансков В.Г.

7 — е изд., перераб. и доп. — М.: МЦФЭР, 2006. — 592 с.

Рассмотрены существующие в Российской Федерации налоговая система и практика налогообложения с позиций действующего Налогового кодекса Российской Федерации. Дана подробная характеристика основных видов налогов, объектов налогообложения, ставок, льгот, порядка и сроков взимания. Анализируются проблемные вопросы налоговой нагрузки на налогоплательщиков, налогового прогнозирования и воздействия налоговой системы на экономику страны. Основное преимущество учебника — комплексный подход к системе налогообложения в России, систематизация материалов по применению российского налогового законодательства.

Для преподавателей и студентов экономических вузов и факультетов, работников налоговой и финансовой систем, предпринимателей.

Формат: pdf / zip

Размер: 2, 6 6 Мб

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к седьмому изданию 3
Введение 5
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. Налоговый кодекс Российской Федерации в системе налоговых отношений 10
1.2. Налоговая политика государства 47
1.3. Налоговое планирование 65
1.4. Налоговое бремя в российской налоговой системе 84
1.5. Экономическое содержание налога 111
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ И НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 147
2.1. Организация налоговой службы. Права и обязанности налоговых органов 147
2.2. Обязанности и права налогоплательщиков и налоговых агентов 166
2.3. Организация налогового контроля 184
2.4. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение 193
Глава 3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 204
3.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) 204
3.2. Налог на прибыль организаций 257
3.3. Налог на доходы физических лиц 311
3.4. Акцизы 363
3.5. единый социальный налог 399
3.6. Налог на добычу полезных ископаемых 418
3.7. Водный налог 438
3.8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов 445
3.9. Государственная пошлина 454
Глава 4. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 464
4.1. Налог на имущество организаций 464
4.2. Транспортный налог 476
4.3. Налог на игорный бизнес 485
Глава 5. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 491
5.1. Налог на имущество физических лиц 491
5.2. Земельный налог 498
Глава 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ 513
6.1. Система налогообложения малого предпринимательства 514
6.1.1. единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 521
6.1.2. Упрощенная система налогообложения 534
6.2. единый сельскохозяйственный налог 556
6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 567
Список дополнительно рекомендуемой литературы 587

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

www.alleng.ru

2 . Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6 мая 2003 г.).

3 . Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6 мая 2003 г.).

4 . Бюджетная система РФ учебник /под редакцией О.В. Врублевской и М.В. Романовского// Москва 2004г.- 324с.

5 . Налоги и налогообложение: Учебник/ Д. Г. Черник и др.//2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 328 с. — (Серия Высшее образование).

6 .Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие/ под редакцией Л. Гончаренко. // Юрайт, 2010г. – 544 с.

7 Налоговая политика. Теория и практика: Учебник/ под ред. И.А. Майбурова// Москва 2012.г-518 с.

8 . Бюджетная система РФ учебник /под редакцией О.В. Врублевской и М.В. Романовского// Москва 2004г.- 324с.

9 Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебное пособие/ под редакцией Л. Гончаренко. // Юрайт, 2010г. – 544 с.

10 Бюджетная система РФ учебник /под редакцией О.В. Врублевской и М.В. Романовского// Москва 2004г.- 324с.

11 Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6 мая 2003 г.).

12 . Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. — Кн.5. 684 с.

Пансков, Владимир Георгиевич

Владимир Георгиевич Пансков (родился 18 августа 1944, Москва), российский государственный деятель, финансист.

Содержание

Карьера в СССР

Окончил Московский финансовый институт в 1965. После чего поступил на работу в Министерство финансов СССР. Первый заместитель министра финансов СССР в 1987 — 1991. Начальник Финансово-бюджетного управления Администрации Президента СССР в 1991.

Карьера в Правительстве РФ

Первый заместитель руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации в 1992 — 1994. В феврале 1993 года арестован по статье 173 УК РФ (получение взятки), провел пять месяцев в Лефортово и был выпущен под подписку о невыезде. В 1994 году, еще до окончания следствия, возглавил аппарат комитета Государственной думы по бюджету. В июле 1994 дело было прекращено.

Министр финансов Российской Федерации в 1994 — 1996. За время пребыания на посту министра финансов оказался замешан в коррупционном скандале, связанном с именами Юлии Тимошенко и начальника Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации Георгия Олейника. Член Совета безопасности Российской Федерации в 1995 — 1996.

Аудитор Счётной палаты

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации в 1997 — 2006. Ушёл из Счетной палаты из-за замешанности в коррупционном скандале, связанном с именем Левона Чахмахчяна.

Научно-педагогическая деятельность

В настоящее время ведет научно-педагогическую деятельность в Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова, в Финакадемии.

Доктор экономических наук (1991), защита прошла без предоставления диссертации, профессор, академик Международной Академии Корпоративного управления, Российской Академии естественных наук. Автор более 200 научных работ в области финансов, налогов и бюджета, 12 монографий, учебных пособий и учебников.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Пансков» в других словарях:

Пансков, Владимир Георгиевич — Аудитор Счетной палаты Российской Федерации с 1997 г.; родился 18 августа 1944 г. в г. Москве; окончил Московский финансовый институт в 1965 г., доктор экономических наук, профессор; работал инспектором госдоходов Мытищенского и Кировского… … Большая биографическая энциклопедия

Пансков, Владимир — Бывший аудитор Счетной палаты РФ Бывший аудитор Счетной палаты РФ. В разное время занимал должности первого заместителя министра экономики РФ, министра финансов, заместителя начальника налоговой службы, а также первого заместителя министра… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Пансков, Владимир Георгиевич — Владимир Георгиевич Пансков (родился 18 августа 1944, Москва), российский государственный деятель, финансист. Содержание 1 Карьера в СССР 2 Карьера в Правительстве РФ … Википедия

Состав Совета безопасности Российской Федерации — В статье представлен состав Совета Безопасности РФ начиная с момента его образования (до вступления в силу Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Совет безопасности РФ). Следует учитывать, что даты… … Википедия

Бурмистров, Михаил Борисович — Михаил Васильевич Бурмистров (родился в 1949 году) российский адвокат. Содержание 1 Образование и работа в прокуратуре 2 Адвокат 3 Известные дела … Википедия

Лившиц, Александр Яковлевич — Александр Яковлевич Лившиц Государственный деятель России Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации 8 й Министр финансов Российской Федерации … Википедия

Вавилов, Андрей Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вавилов. Андрей Петрович Вавилов государственный и политический деятель, экономист … Википедия

Бурмистров, Михаил — Михаил Васильевич Бурмистров (родился в 1949 году) российский адвокат. Содержание 1 Образование и работа в прокуратуре 2 Адвокат 3 Известные дела … Википедия

Бурмистров М. — Михаил Васильевич Бурмистров (родился в 1949 году) российский адвокат. Содержание 1 Образование и работа в прокуратуре 2 Адвокат 3 Известные дела … Википедия

Бурмистров Михаил — Михаил Васильевич Бурмистров (родился в 1949 году) российский адвокат. Содержание 1 Образование и работа в прокуратуре 2 Адвокат 3 Известные дела … Википедия

dic.academic.ru

Пансков в г налоги и налоговая система российской федерации

Органы государственного регулирования и контроля в сфере налогообложения Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС). Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ. 10

ФНС к тому же обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства России в пределах компетенции, предоставленной законом налоговым органам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы. Осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями.

Принципы построение налоговой системы:

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены КонституциейиНалоговым кодексом. В России действуеттрехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных,региональныхиместных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Налоговый кодекс РФ:

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже. 11

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в видечетырех основных принципов налогообложения:

1. принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

2. принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

3. принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов. 12

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

3. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

4. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

5. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

6. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

7. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

8. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критерии качества налоговой системы:

1. сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;

2. эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;

3. стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;

4. эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;

5. полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Основные тенденции развития налоговой системы:

6. общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;

7. устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;

8. поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;

9. повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

10. развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;

11. совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;

12. повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;

13. гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;

14. усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;

15. выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;

16. совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии налоговой системы:

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.

Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения РФ: 13

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

1. федеральные налоги и сборы;

2. региональные налоги;

3. местные налоги;

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2.Упрощенная система налогообложения;

3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. 14

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

1. Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.

2. Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.

3. Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.

4. Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

1. Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).

2. Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).

3. Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.

4. Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.

В целом можно подвести итог, что налоговая система – это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система – это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства. Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

studfiles.net

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

магистрант, экономический факультет ВГУ,

канд. экон. наук, доцент ВГУ,

Налоговые поступления являются главным источником доходов любого современного государства, так как они позволяют обеспечивать обороноспособность страны, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, финансирование государственных программ, поддерживать правопорядок, а также способствует постоянному социальному и экономическому росту страны.

На данном этапе развития Российской Федерации разработка и создание налоговой системы, удовлетворяющей всем требованиям, является первоочередной задачей. Важную роль в формировании налоговой системы играет анализ налоговых поступлений, так как конечный результат позволяет, провести оценку поступлений, изучить их динамику и структуру, что в свою очередь способствует выявлению взаимосвязи между направлениями налоговой политики и поступлениями налогов и сборов в бюджет.

Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему можно охарактеризовать как подсистему налогового администрирования, представляющую собой относительно самостоятельную функцию налоговых органов по изучению и оценке объемов, динамики и структуры налоговых поступлений в бюджет и государственные внебюджетные фонды во взаимосвязи с оценкой состояния и развития социально-экономического положения страны, территорий, крупнейших и бюджетообразующих налогоплательщиков под воздействием происходящих изменений в налоговой политике, законодательстве о налогах и сборах, мотивации поведения налогоплательщиков.

Проведем вертикальный и горизонтальный анализ поступления налоговых доходов в бюджет РФ в 2012–2016 гг. Расчеты сведем в аналитические таблицы 1 и 2.

Таблица 1.

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2012-2014 гг. (млрд. р.)

2012

год

2013 год

Темп дина-мики, %

2014 год

Изме-нение за год (+, -)

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

Налог на доходы физических лиц

Налог на добавленную стоимость: на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

транспортный налог с организаций;

транспортный налог с физических лиц

Налог на добычу полезных ископаемых, из него:

газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья;

газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

Таблица 2.

Динамика поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет России в 2015-2016 гг. (млрд. р.)

2015 год

Изменение за год

2016 год

Изменение за год (+, -)

Темп динамики, %

Налог на прибыль организаций

Имущественные налоги, из них:

налог на имущество физических лиц;

налог на имущество организаций

Транспортный налог, из него:

Из аналитических таблиц 1 и 2 видно, что налоговые поступления имеют тенденцию роста. Наибольшее увеличение произошло в 2014 году, которое составило 11,9 % по сравнению с предыдущим 2013 годом, за счет значительного увеличения поступления налога на прибыль организации (14,5 %), налога на имущество физических лиц, составившее 21,7 %, и налога на добавленную стоимость (16,8 %). В последующие годы темп динамики был положительным, но в процентном соотношении меньшим, чем в 2014 году. В целом за анализируемые 5 лет, налоговые поступления в бюджет РФ возросли на 32,15 %, что в денежном эквиваленте составило 694,6 млрд. руб.

Отрицательная динамика налоговых поступлений наблюдается в 2013 и 2016 годах. В 2013 году произошло резкое сокращение поступлений в бюджет по налогу на прибыль организаций на 12 %, что составило 283,7 млрд. руб. и по НДС на 8,9 % (17,9 млрд. руб.). В 2016 году заметно сокращаются поступления налога на добычу полезных ископаемых на 9,2 %, при этом снижается поступления от добычи нефти, но растут на 48,8 % поступления от добычи газового конденсата. Также незначительные изменения произошли по поступлениям от транспортного и имущественного налогов. Во всех остальных случаях наблюдается положительная динамика.

В соотношении налоговых доходов 2016 года к 2012 наибольший рост наблюдается по акцизам — 65,12 %, имущественным налогам — 42,23 % и налогу на добавленную стоимость — 40,89 %.

Также значительное увеличение произошло конкретно по налогу на имущество физических лиц – 105,11%, транспортному налогу с физических лиц – 62,26 % и НДПИ, за счет уплаты налога на добычу газа горючего и газового конденсата.

Для наглядности представим динамику налоговых поступлений (рис. 1).

а) всего поступило в бюджет РФ;

б) поступило в бюджет РФ по видам налогов

Рисунок 1. Динамика налоговых поступлений

Важно заметить, что с 2014 года в структуру налоговых поступлений включается утилизационный сбор – разовый платеж в пользу государства, взимаемый с покупателя транспортного средства для обеспечения экологической безопасности окружающей среды и охраны жизни и здоровья, который, в свою очередь имеет прогрессирующую тенденцию роста.

Для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить не только анализ налоговых поступлений в бюджет, но и анализ задолженностей по налогам.

Налоговая задолженность до сих пор является не решенной экономической проблемой налоговой политики государства. Каждый год растет ее абсолютное значение, снижающее объем финансовых ресурсов России в целом и ограничивающее возможности решения и развития социальных программ.

Основной причиной возникновения налоговой задолженности в анализируемый период является ухудшение финансового положения налогоплательщиков, в связи с общим экономическим кризисом в стране.

Проведем анализ задолженностей по налогам в бюджет РФ за исследуемый период 2012-2016 гг. (см. табл. 3,4).

Таблица 3.

Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2012-2014 гг.

Таблица 4.

Задолженность по налогам в бюджет Российской Федерации в 2015-2016 гг.

2015

2016

01.01.2016 г.

по состоянию на

01.01.2017 г.

Всего по России

тыс. р.

Задолженность по:

в % к 2014 г.

Сумма

в % к 2015 г.

Налогу на доходы физических лиц

Налогу на имущество:

Транспортному налогу, в том числе:

по физическим лицам;

Земельному налогу, в том числе:

по юридическим лицам

Налогу на добычу нефти

Налогу на добычу газа горючего природного

Налогу на добычу газового конденсата

Как видно из представленного в таблицах 3 и 4 анализа, задолженность по налогам имеет постоянную тенденцию роста, при чем практически по каждому налогу. Исключением была задолженность по налогу на добычу газового конденсата, по которой наблюдается высокая амплитуда: в 2014 году снизилась на 22,17 %, в 2015 году ее снижение составило 56,99 %, тем не менее к 2016 году задолженность по данному налогу значительно возросла.

Наибольший размер среди остальных имеют задолженности по налогу на доходы физических лиц, налог на имущество по юридическим лицам и основную долю задолженности составляет транспортный налог. По всем перечисленным задолженностям наблюдается низкая амплитуда изменений. В свою очередь мы наблюдаем значительную динамику роста по задолженности по налогам на добычу полезных ископаемых, в частности по налогу на добычу нефти в 2016 году произошло увеличение на 51,46 %, на добычу газа горючего в 2014 и 2015 годах процент увеличения неумолимо растет.

Для наглядности представим динамику задолженности за анализируемый период в соответствии с рисунком 2.

а) задолженность по налогам в бюджет РФ;

б) задолженность по видам налогов в бюджет РФ;

Рисунок 2. Динамика задолженности по налогам 2012-2016 гг.

Таким образом, из представленного выше анализа видно, что параллельно с ростом поступлений в бюджет Российской Федерации, по всем видам налогов, растет и задолженность по ним. Возникновение налоговых задолженностей перед бюджетом объясняется, прежде всего, ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения в результате общего экономического кризиса в стране. Помимо этого, на образование и увеличение налоговой задолженности юридических лиц влияет растущий уровень налоговой нагрузки.

Налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в возможности выполнения социальных программ.

Своевременный и жесткий контроль со стороны налоговых структур за деятельностью налогоплательщиков даст возможность снизить недоимки бюджета. При этом, особое внимание должно уделяться проведению своевременных принудительных взысканий задолженностей как налоговыми органами, так и судебными приставами.

Вывод: проведение анализа налоговых поступлений — неотъемлемая часть налоговой политики государства. Несмотря на это, для построения максимально точных прогнозов поступлений и рационального планирования бюджета необходимо проводить анализ задолженностей по всем видам налогов. Качественно проведенная аналитическая работа предоставляет возможность для извлечения максимальной выгоды из налоговых поступлений.

sibac.info