Пенсии в 1990 х

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике — в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД — 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.

Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Пенсии в 1990 х

Пенсии в современной России (социальные реформы в 1991 — 2012 годы)

Пенсии в современной России (социальные реформы в.

Пенсии в современной России
(социальные реформы в 1991 — 2012 годы)

К началу 1990-х годов распределительная пенсионная система, существовавшая в Советском Союзе, полностью исчерпала свои возможности. Как и в целом советское государство, которое в результате резкого обострения экономического кризиса, с попутным ростом социальной и политической напряженности прекратило существование в декабре 1991 года. Но фактически распад страны состоялся гораздо раньше — с выходом из состава СССР прибалтийских республик, а затем и Российской Федерации.

12 июня 1991 была принята Декларация о государственном суверенитете России. С этого времени ведется отсчет новой истории страны и реорганизации всех государственных институтов. Примечательно, что первыми полигонами для радикальной модернизации социально-экономического устройства новой России стали сферы образования и социального обеспечения.

20 ноября 1990 года был принят федеральный закон «О государственных пенсиях в РСФСР», который вступал в действие постепенно, в течение 1991-1992 годов.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации продолжала наследовать распределительную схему советского периода.

Текущие пенсионные выплаты формировались из поступлений в федеральный бюджет. Размер пенсий устанавливался, в соответствии с законом, пропорционально трудовому заработку. Также были сохранены все ранее действовавшие категории трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Все остальные виды пенсий, которые назначались в особом порядке, в том числе с учетом профессиональной или региональной специфики, были объединены в четвертую категорию — «за выслугу лет».

Но наряду с традиционными положениями, в новом законе о пенсиях применялись принципиально важные новшества, отличавшие пенсионную систему России от прежней советской модели. Так, например, механизмы накопления пенсионных средств не предполагали бюджетных дотаций. Источником финансирования текущих пенсий стали целевые отчисления — страховые взносы работодателей и работников.

Российское пенсионное законодательство впервые представляло собой нормативную базу социального страхования.

Начало полномасштабной пенсионной реформы было ознаменовано выходом Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года «Об организации Пенсионного фонда России».

Таким образом, впервые в стране — если не брать во внимание дореволюционную историю России — была учреждена самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая организация, на которую возлагались все задачи пенсионного обеспечения, включая формирование источников финансирования пенсий.

Новым инструментом реализации пенсионных прав граждан становилась консолидированная система обязательных и добровольных страховых платежей, отчисляемых работниками и работодателями.

Обстановку, в которой правительство России в 1990 году принимало решение о создании Пенсионного фонда, исчерпывающе объясняет следующий факт: размер федерального бюджета на момент признания государственного суверенитета Российской Федерации был сопоставим с муниципальным бюджетом Нью-Йорка (на уровне 20 миллиардов долларов в начале 90-х).

Переход от распределительной к страховой системе пенсионного обеспечения происходил в России поэтапно, с учетом практического опыта применения современных механизмов пенсионного обеспечения в развитых странах.

Характерная особенность отечественного пенсионного законодательства, которое определяло дальнейший ход пенсионной реформы: средства Пенсионного фонда были отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации.

Данная модель управления пенсионными средствами, не традиционная для зарубежного пенсионного законодательства, сыграла важную роль в дальнейшем развитии пенсионной системы России. В частности — в появлении накопительной компоненты пенсий в начале 2000-х годов.

Разработчики первой версии пенсионного законодательства России — Закона о пенсиях от 1990 года — решали одну из главных на тот момент задач: как можно более безболезненно осуществить переход от распределительной пенсионной системы к страховой.

Кроме того, стояла задача сделать пенсионное обеспечение универсальным — то есть, привести к общему знаменателю пенсионные права всех граждан России, независимо от социального статуса, условий труда и места жительства. Для этого необходимо было включить в систему пенсионного обеспечения все категории населения, включая тех, кто не имел трудового стажа.

Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 годы) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые, например, позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию. По новым правилам, чтобы увеличить размер будущей пенсии, достаточно было найти более доходное место службы за пару лет до пенсионного возраста.

Изменилось и соотношение размера пенсии и оплаты труда.
Впервые было введено понятие нижней границы минимальной пенсии, которая устанавливалась исходя из индексируемого размера прожиточного минимума.

Уровень предельно допустимой дифференциации пенсий также изменился: Максимальный размер пенсии мог превышать минимальный в 3 раза, в то время как в советский период допускалась разница максимального и минимального размера пенсий не больше чем в 2,5 раза. Что отвечало принципам распределительной пенсионной системы, но в условиях накопительно-страховой системы становилось явным анахронизмом.

При том уровне дифференциации доходов, который возник в России уже в начале 90-х годов, сохранение жесткого ограничения максимального размера пенсии не могло бы стимулировать работников к участию в страховой пенсионной системе.

В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.

Но тем не менее, главной проблемой пенсионного закона стало то, что кардинальные изменения в жизни россиян происходили гораздо быстрее, чем можно было предусмотреть в законодательстве 1990 года.

Поэтому первые поправки к нему стали вноситься еще до того, как пенсионным правом в России успели воспользоваться новые категории граждан, которые стали пенсионерами в результате лишь устранения прежних пробелов в пенсионном законодательстве.

Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты.

Важнейшие законы, которые в основном определили нормативную базу пенсионной реформы, были приняты во второй половине 90-х годов и начале 2000-х. В том числе — Федеральный закон от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; Федеральный закон от 7 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах»; Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; Федеральный закон от 24 июля 2002 года «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Спецификой реформирования пенсионной системы России было то, что ранние редакции закона о пенсиях, и последующие поправки к ним продолжали в той или иной форме наследовать прошлые стереотипы социальной справедливости, нередко вступая в противоречия друг другу и самим себе.

Подобной проблемы не было в ходе реформирования пенсионного обеспечения в странах Центральной и Восточной Европы. Там реформы происходили в более сжатые сроки, поскольку были более строгими и последовательными.

Кроме того, серьезные помехи для полноценной реализации социальных реформ в России создавались в период экономических кризисов, неоднократно поражавших мировую экономику начиная с 1998 года.

Так, в 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.

Однако реализацию пенсионной программы остановил финансовый кризис 1998 года, который существенно изменил только что стабилизировавшиеся социально-экономические условия в стране.
Уже во второй раз с начала 90-х годов реальный размер пенсионных выплат в России сократился вдвое.

К концу 1998 года средняя пенсия опустилась до 80 % прожиточного минимума пенсионера. Быстро вернулись из недавнего прошлого такие явления, как задолженность по выплате зарплат и пенсий.

Падение доходов трудящихся сказалось в целом на снижении налогооблагаемой базы. Доходы Пенсионного фонда России сократились в 1998 году почти на 80% по сравнению с предыдущим годом.

В конце 1998 года общая задолженность по выплате пенсий составила 15 % годового дохода Пенсионного фонда, или более 26 млн рублей (по курсу после деноминации).

В 1999 году сокращение выплат в Пенсионный фонд продолжилось. Минимальная пенсия с учетом компенсации не превышала в тот год 50% прожиточного минимума пенсионера, а средняя пенсия – 70%. Падение пенсионных доходов продолжалось в течение одного года.

Впоследствии, чтобы восстановить выплаты пенсий на докризисном уровне, потребовалось около четырех лет.

Причем, все это время задача по выравниванию провалов в доходах Пенсионного фонда занимала основное внимание правительства. Реформы в пенсионной системе, таким образом, снова были отсрочены на несколько лет.

Так, например, к идее укрепления привязки размера пенсии к заработку работника правительство вернулось лишь в 2000 году — когда был восстановлен баланс в Пенсионном фонде и когда, наконец, удалось ликвидировать задолженность по пенсионным выплатам.

В 2001 году соотношение заработка в расчете индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) составило 1,2 раза — что означало достижение максимального уровня, предусмотренного законом 1997 года. Такое соотношение позволяло полностью учитывать зарплату 75–80% потенциальных пенсионеров.

К концу 2001 года размер средней пенсии приблизился к прожиточному минимуму пенсионера в России.

Началом нового этапа модернизации пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.

Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.

В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.

Начиная с 2003 года, функции государственной управляющей компании — агента Пенсионного фонда России по управлению накопительной частью пенсии застрахованных лиц — возложены на Внешэкономбанк.

Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.

Накопительная часть трудовой пенсии также есть у застрахованных лиц в возрасте до 1966 года рождения, в пользу которых уплачивались взносы в Пенсионный фонд с 2002 по 2004 гг. включительно. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с поправками в законодательстве. Но все работающие старше 1967 года рождения вправе выбирать управляющую компанию или негосударственные пенсионные фонды для инвестирования средств в страховую часть будущей пенсии.

Проблема перехода к накопительному методу пенсионного страхования долгое время была предметом бурных дискуссий в российском обществе и в экспертных кругах. Вопрос в итоге был решен в пользу принятия смешанного варианта — когда пенсионное страхование сочетает в себе элементы распределительной и накопительной модели.

Но и на этом точка в дискуссии о целесообразности применения трехсоставной структуры пенсионного капитала в России не была поставлена. Настройки механизмов пенсионной системы продолжаются, в том числе с учетом практического опыта, полученного за последние 20 лет

pfr.pba.su

Как формировалась пенсия в Советском Союзе?

Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней пенсионной реформы, каждый гражданин должен знать, с чего все начиналось, поэтому сегодня речь пойдет о самых важных исторических моментах реформы пенсионеров СССР.

Когда появилась?

Пенсия в СССР зародилась в 1956 году, а именно 14 июля после подписания соответствующего закона.

В принятом законопроекте были такие важные моменты, как:

  • общие требования пенсионной системы;
  • возрастные критерии и период трудового стажа;
  • порядок выплата пенсии;
  • единый порядок расчета;
  • размер пенсионных отчислений для разных категорий граждан.
  • Спустя 10 лет после вышеуказанного законопроекта, была разработана новая система пенсионного обеспечения, по итогу которой все пенсионные выплаты осуществлялись за счет государства.

    Плюс советской пенсионной системы — все граждане страны получали минимальный уровень пенсии.

    Характеристика пенсионной реформы СССР

    Выделим основные особенности пенсионной реформы СССР:

  • Пенсионный возраст не отличается от показателей настоящего времени — 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины).
  • Пенсию назначали по следующим категориям:
    • по старости;
    • инвалидности;
    • по потере кормильца;
    • за выслугу лет.
    • Пенсионные выплаты инвалидам войны или детства выплачивали из союзного бюджета, а военнослужащим — из бюджетных средств Министерства Обороны. В итоге главная проблема пенсионной структуры — несбалансированные расходы и доходы бюджетных средств.
    • Все граждане пенсионного возраста получали пенсионные выплаты не ниже прожиточного минимума.
      1. С 1964 года разработана система пенсионных выплат для колхозников, в соответствии с которой пенсию назначали из союзного бюджета.
      2. С 1967 года был увеличен размер пенсионных отчислений, но уже в 80-х годах пенсия постепенно уменьшалась, поскольку не было действующего механизма ежегодной индексации.
      3. В 90-е нужно было изменить реформу по ряду причин:
        • активное старение жителей страны;
        • уменьшение численности работающего населения;
        • распространение системы досрочного оформления пенсии;
        • низкий уровень доходов;
        • падение цены на нефть;
        • сокращение объема производства;
        • дефицит бюджета.
        • С 1987 года были внесены изменения, в соответствии с которыми каждый гражданин мог добровольно пополнять свои пенсионные накопления.
        • В 1990 году был создан ПФР (Пенсионный фонд).

      Стаж работы

      Пенсионные отчисления в СССР назначали при наличии стажа 20 (среди женского населения) и 25 лет (среди мужского).

      Однако часть пожилых людей могли оформить пенсию на 5 лет раньше, а именно:

    • шахтеры;
    • сотрудники горячего цеха;
    • работники текстильной промышленности;
    • граждане, проработавшие на Крайнем Севере 15 (женщины) и 20 лет (мужчины);
    • женщины, имеющие 5-х детей, которым уже исполнилось 8 лет — стаж не меньше 20 лет;
    • женщины, воспитывающие инвалидов детства — стаж 20 лет.

    Пенсию назначали при соблюдении таких условий, как:

    • достижение соответствующего возраста;
    • общий стаж от 5 лет;
    • стаж перед оформлением пенсионных отчислений — 3 года и выше.
    • Средние показатели пенсии

      Суммарный объем пенсионных выплат в СССР зависел от окладной части и количества проработанных лет.

      Пенсионные выплаты сельских жителей были на 15% ниже, нежели размер пенсионных выплат сотрудников города!

      Так, средние показатели пенсионных отчислений по городу варьировались от 70-120 рублей в месяц.

      Но были и более высокие показатели, например, руководитель крупной организации мог получать 250 рублей в месяц после оформления пенсии.

      Граждане, которые не работали официально получали социальные выплаты в размере 35 рублей.

      Кроме базового размера пенсионных выплат, граждане могли рассчитывать на надбавки со стороны государства при выполнении следующих условий:

    • Непрерывный стаж от 15 лет — 10% к пенсии;
    • Длительный стаж более 30 и 35 лет (женщины и мужчины) — 10%;
    • Стаж более 25 лет на одном предприятии — 20%.
    • Сколько была минимальная пенсия?

      Минимальные показатели пенсии СССР составляли 35 рублей.

      Пенсия в таком объеме выплачивалась следующим категориям пожилых людей:

      • не работающим лицам;
      • не имеющим стаж выше 20 лет;
      • колхозники — большинство жителей сельских поселений продолжали работать при достижении пенсионного возраста, чтобы поучить доплату к пенсии размером 10 рублей за каждый переработанный год. Сумма надбавок могла быть не больше 40 рублей.
      • В 1986 году минимальный размер подняли до 76 рублей!

        По сути, минимальные пенсионные отчисления получала четвертая часть пожилых людей СССР.

        Максимальные критерии пенсионных выплат

        Максимальные показатели пенсионных выплат составляли 120 рублей.

        На данную сумму могли рассчитывать жители города, которые занимались умственным трудом, например, врачи, учителя, инженеры и прочее.

        При этом сумма пенсии зависела от суммы ежемесячного оклада. Например, при заработной плате до 50 рублей, гражданин пенсионного возраста мог рассчитывать на пенсионные отчисления в размере 85% от оклада, то есть всего на 40 рублей.

        Пенсия народных депутатов

        В 1989 году высшим органом власти были назначены народные депутаты, которые проводили съезды для обсуждения государственных вопросов. Последний съезд состоялся 05.09.1991. Именно в этот день было принято решение о самороспуске депутатов.

        В настоящий момент большинство народных депутатов вышли на пенсию по старости и в Государственной думе подняли вопрос о повышении пенсионных выплат для данной категории граждан. На сегодняшний день количество «бывших» народных депутатов составляет всего 285 человек.

        Министерство труда и социальной защиты предлагает установить размер пенсии 200 000 рублей. Основная причина разработанного законопроекта — ликвидация положения о персональных пенсиях для данной категории граждан, в соответствии с которым народные депутаты и их семьи могли получать достойную пенсию.

        К числу народных депутатов хотели добавить категорию граждан, которые выполняли аналогичные функции в союзном парламентарии. Но новый законопроект не вступил в законную силу!

        Основные условия для повышения пенсии будут следующими:

      • возраст 65 лет;
      • наличие российского гражданства;
      • депутатская деятельность до 1994 года не меньше 1 года.
      • В настоящий момент разработанный законопроект не одобрен в Государственной думе. Основная причина отказа — высокий размер бюджетных расходов.

        Пенсионные выплаты колхозникам

        В настоящий момент есть заблуждение, что в советские времена колхозники не получали пенсионных отчислений.

        В действительности, пенсия выплачивалась всем категориям граждан страны, но из разных финансовых источников. Так, колхозники получали пенсию из артелей, которые создавали собственный фонд для осуществления пенсионных выплат.

        Созданный фонд должен был оплачивать пенсию в виде денежных выплат, выдачи продуктов питания либо начислялись дополнительные трудодни. Сумму пенсионных выплат устанавливали отдельно для каждого колхозника на общем собрании членов артели или на собрании уполномоченных лиц.

        Выделим основные особенности:

      • возраст 60 и 65 лет (соответственно женщины и мужчины);
      • стаж — от 20лет;
      • минимальные показатели пенсии — 12 рублей;
      • максимальные критерии — 102 рубля;
      • размер пенсии рассчитывали из половины оклада за последние 2 года работы либо за любые 5 лет трудовой активности;
      • граждане пенсионного возраста могли при желании продолжать рабочую деятельность;
      • на дополнительные пособия и прибавки имели право:
        • беременные женщины;
        • дамы, ухаживающие за ребенком до 3 лет;
        • лица, имеющие на попечении иждивенцев;
        • инвалиды.
        • Инвалиды войны могли получать дополнительные выплаты из государственного бюджета!

          В 1964 году, когда вступил в силу законопроект о назначении пенсии членам колхоза, выплаты начинают производить из государственного бюджета. Однако колхозы, по своему усмотрению, могли сохранить выплаты пенсии из собственного бюджета.

          Закон о пенсии

          Основным законопроектом СССР, который регулировал вопросы начисления пенсии, является закон «О государственных пенсиях» от 14.07.1956.

          В законе закреплены такие важные моменты, как:

        • максимальный пенсионный возраст;
        • стаж;
        • среднемесячный размер пенсии и прочее.
        • Многие пункты законопроекта давно устарели, однако разработанная реформа в 1956 году позволила пожилым людям получать достойную пенсию. При этом не учитывалась ежегодная инфляция, ведь цены на товары с каждый годом только росли. Поэтому в реформу постоянно вносились коррективы и даже в настоящий момент органы власти планируют кардинально изменить пенсионную систему, чтобы граждане смогли самостоятельно формировать будущую пенсию.

          С какими проблемами рабочего стажа столкнулись пенсионеры после развала СССР, смотрите в этом видео.

          Следовательно, каждый гражданин должен понимать процедуру начисления пенсии с самого начала ее образования, чтобы знать, в каком направлении двигается пенсионная политика страны. Как говорил Цицерон «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».

          pensiagid.ru