Подписание договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

Москва отказалась выходить из Договора о ракетах средней и меньшей дальности

Президент России Владимир Путин заявил, что Москва не собирается выходить из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Об этом в четверг, 14 декабря, глава государства заявил во время итоговой пресс-конференции, передает корреспондент «Ленты.ру».

«Мы не выходили из договоров по ПРО [противоракетной обороне], США вышли в одностороннем порядке. Теперь мы слышим разговоры о проблемах по Договору о ракетах средней и меньшей дальности. Судя по всему, создаются условия и проводится информационно-пропагандистская работа для возможного выхода США из этого договора. Тем более что по факту они уже вышли», — отметил Путин.

Материалы по теме

Якобы развернута, будто бы нарушила

По его словам, в данной тенденции нет ничего хорошего, но Россия отказываться от своих обязательств по международным договорам в области ограничений вооружений не собирается.

12 декабря президент США Дональд Трамп подписал закон о финансировании и направлениях деятельности Пентагона в 2018 году, который содержит статьи о противодействии приписываемым России нарушениям договора о РСМД. В законе говорится о праве США приостановить выполнение Договора о РСМД в целом или отказаться от применения ряда его статей в свете «нарушения его положений» Россией.

Договор РСМД не разрешает сторонам иметь баллистические ракеты наземного базирования и крылатые ракеты с дальностью действия от 500 до 5,5 тысячи километров. Документ был подписан в 1987 году. Россия и США регулярно обвиняют друг друга в нарушении его условий.

lenta.ru

«Русские хотят победить, угрожая ядерным оружием»

30 лет назад подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

30 лет назад СССР и США подписали договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Как лидеры государств пришли к соглашению, соблюдается ли договор сейчас и что будет, если он окажется расторгнут, разбиралась «Газета.Ru» при помощи экспертов.

В середине 1970-х годов и в США, и в СССР появились системы лазерного, инфракрасного и теленаведения ракет на цели. Теперь точность их попадания могла достигать 30 метров. Ядерный удар мог уничтожить силы противника до того, как тот запустит механизм ответного удара.

США модифицировали расположенную в Западной Европе систему передового базирования, в ответ на что СССР развернул на западных границах около 300 ракет средней дальности, каждая из которых была оснащена тремя боевыми блоками индивидуального наведения на цели.

Это позволяло СССР за минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе — от портов до центров управления.

Тогда США приняли решение разместить в 1983 году в Европе 572 ракеты «Першинг-2», которые могли долететь до командных пунктов и пусковых установок советских ракет за шесть-восемь минут.

В 1980 году пост президента США занял Рональд Рейган. В 1981 году он предложил отказаться от размещения ракет в Европе в обмен на то, что СССР ликвидирует ракеты, установленные на западных границах. Генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев в ответ предложил также вывести из Европы и тактическое оружие и ликвидировать систему передового базирования, однако США на такие условия не согласились.

Сменивший на посту лидера СССР Брежнева Юрий Андропов заявил в 1983 году, что готов к переговорам только в том случае, если дополнительно будут проведены переговоры по вопросам космического вооружения. К тому моменту в США проводились работы по созданию полномасштабной системы космического базирования, которая бы позволила перехватить ядерный удар со стороны СССР. США отказались от проведения таких переговоров.

Вопрос о переговорах поднимался еще несколько раз, но стороны так и не могли прийти к соглашению относительно условий. Ситуация несколько смягчилась после смерти министра обороны Дмитрия Устинова и прихода к власти Михаила Горбачева.

В 1985 году СССР уже был готов обсуждать договор по ракетам без включения в него пункта о космических вооружениях.

В 1985 году в Женеве прошли переговоры между СССР и США по вопросам ядерных вооружений — стратегических и средней дальности. Несмотря на то, что Рейган и Горбачев не достигли конкретных договоренностей, начало диалогу было положено.

В следующий раз лидеры держав встретились осенью 1986 года в Рейкьявике по инициативе Горбачева. Основной идеей переговоров был взаимный отказ от переноса гонки вооружений в космос и кардинальное сокращение ядерного вооружения. Рейган, впрочем, в искренность намерений СССР не верил. «Русские не хотят воевать, они хотят одержать победу, угрожая ядерным оружием», — писал он после встречи премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер.

И снова никаких договоренностей достигнуто не было.

«Рейкьявик не провал, а прорыв… Мы заглянули за горизонт», — тем не менее отмечал тогда Горбачев.

Прогресс наметился в сентябре 1987 года. СССР был согласен разработать единую классификацию ракет средней и меньшей дальности и включить в будущий договор оперативно-тактические ракетные комплексы СС-23, хотя они и не подходили под определение РСМД. США же были готовы избавиться от крылатых ракет наземного базирования «Томагавк» и отказаться от развертывания в Европе ракетных комплексов «Лэнс-2».

8 декабря 1987 года Рейган и Горбачев в Вашингтоне подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Согласно ему, государства должны были уничтожить все ракеты наземного базирования с радиусом действия 500-5500 км. Это был первый в истории случай упразднения целого класса вооружений.

Срок ликвидации ракет меньшей дальности составлял полтора года, средней — три. Ракеты уничтожались методом прожига ступеней. За три года в СССР было уничтожено 1846 ракет, 825 пусковых установок, 812 корпусов головных частей, тысячи других элементов ракетных комплексов. США ликвидировали 846 ракет, 289 пусковых установок, 442 корпуса головных частей.

«Процесс сокращения ядерных вооружений без этого договора бы точно не начался, — рассказал «Газете.Ru» глава Центра международной безопасности ММО Алексей Арбатов. — И угроза для СССР со стороны американских ракет средней дальности была очень большой. Этот договор ликвидировал угрозу. Поэтому для Советского Союза, а впоследствии для России этот договор имел огромное значение в плане укрепления безопасности.

Сейчас обе стороны соблюдают этот договор, но обвиняют друг друга в нарушениях. На самом деле эти нарушения имеют технический характер.

Прошло 30 лет, появились новые системы вооружения, новая техника, о которой 30 лет назад никто и не думал. И сейчас, если бы была политическая воля в двух сторон, можно было бы дать указания военным и дипломатам создать новую комиссию по проверке соблюдения этого договора, и они бы за месяц договорились, как снять эти взаимные подозрения».

Однако не исключена и перспектива расторжения договора.

«Давление внутри США очень сильное. В следующем году, если это давление не будет снято соглашением о новых методах контроля, конгресс США может просто заставить президента расторгнуть этот договор, –— поясняет Арбатов.

— Сейчас этот договор для России гораздо важнее, чем он был 30 лет назад для СССР.

Потому что если будут развернуты американские ракеты средней дальности, это произойдет уже не в Германии или Великобритании, а в Польше и Прибалтике. И это угрозу для России составит гораздо большую, чем тогда для была Советского Союза. И парировать ее практически невозможно».

www.gazeta.ru

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности

Договор о РСМД подписан 8 декабря 1987 г., вступил в силу 1 июня 1988 г. Запрещает сторонам производить, испытывать и развертывать баллистические (БРНБ) и крылатые ракеты наземного базирования (КРНБ) средней дальности (от 1000 до 5500 км) и меньшей дальности (от 500 до
1000 км), а также пусковые установки (ПУ) для них.

Подпадавшие под охват Договором советские и американские БРНБ и КРНБ были полностью уничтожены в течение первых трех лет его действия. Одновременно ликвидированы ПУ этих ракет, связанные с ними вспомогательные сооружения и оборудование, операционные базы. В целях контроля за выполнением Договора в период по май 2001 г. сторонами осуществлялись инспекции на местах, в том числе на постоянной основе на проходных пунктах объектов по производству ракет.

После распада СССР практическое выполнение Договора помимо России и США осуществляли Белоруссия, Казахстан и Украина.

Для рассмотрения вопросов выполнения договорных обязательств, согласования мер повышения жизнеспособности и эффективности ДРСМД была создана Специальная контрольная комиссия (СКК). К октябрю 2003 г. состоялось 29 сессий СКК. После этого комиссия длительное время не созывалась с учетом того, что Россия и США завершили выполнение мероприятий, требовавших наблюдения по Договору.

В результате реализации ДРСМД исчез целый класс ядерных вооружений, что явилось весомым вкладом в процесс ядерного разоружения в контексте ДНЯО. Будучи бессрочным, Договор остается важным фактором поддержания стратегической стабильности и международной безопасности.

12 октября 2007 г. на встрече с министрами иностранных дел и обороны России и США Президент В.В.Путин выдвинул идею о придании обязательствам по Договору о РСМД глобального характера. Американская сторона поддержала это предложение.

25 октября 2007 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было распространено Совместное российско-американское заявление по ДРСМД. В нем, в частности, содержался призыв ко всем заинтересованным странам обсудить возможность придания глобального характера обязательствам по Договору путем отказа от БРНБ и КРНБ с дальностью 500-5500 км.

На пленарном заседании Конференции по разоружению в Женеве
12 февраля 2008 г. С.В.Лавров предложил приступить к совместному поиску оптимальных путей продвижения указанной инициативы. Он также внес на обсуждение проект Основных элементов международно-правовой договоренности о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (наземного базирования), открытой для широкого присоединения.

Несмотря на усилия России, дальнейшего практического развития данная инициатива не получила.

С 2013 г. США стали выдвигать России претензии в нарушении ДРСМД. В Вашингтоне заявляют, что нами разработана, с 2008 г. испытывалась на полигоне Капустин Яр, а с недавних пор и поставлена на вооружение КРНБ, дальность которой попадает в запрещенный по Договору диапазон 500-5500 км. При этом только в декабре 2017 г., то есть спустя несколько лет после предъявления нам обвинений, США, наконец, четко указали на конкретную ракету – КР с индексом 9М729 из состава ОТРК «Искандер-М».

При этом, несмотря на наши настойчивые призывы, американская сторона по-прежнему отказывается конкретизировать обстоятельства, легшие в основу её претензий. Вместо этого США продолжают кампанию по раскручиванию обвинений в наш адрес, а по сути – дискредитации нашей страны. Подается так, что обладание Россией запрещенной по ДРСМД ракетой – доподлинно установленный факт, что абсолютно не соответствует действительности. В целях наращивания на нас давления в Вашингтоне приступили к реализации «комплексной стратегии», предусматривающей меры санкционного и военного характера. Подготовлена соответствующая законодательная база. Наиболее провокационным шагом стало заложенное в закон о предельных расходах на оборону в 2018 фин.г. решение о выделении финансирования на т.н. исследовательскую программу, ведущую к разработке мобильной ракетной системы с КРНБ запрещенной по ДРСМД дальности.

Россия отвергает обвинения со стороны США. Мы неоднократно заявляли, включая на высшем уровне, что наша страна остается приверженной ДРСМД и не допускала никаких нарушений. КР 9М729 не разрабатывалась и не испытывалась на запрещенную по Договору дальность, а её развертывание осуществляется в полном соответствии с нашими международными обязательствами. Совершенно неприемлемы попытки США разговаривать с нами на языке ультиматумов, а также оказывать на Россию военно-политическое и санкционное давление.

Складывается впечатление, что цель Вашингтона – отвлечь внимание от действий самих США, чрезвычайно вольно трактующих положения ДРСМД в случаях, когда они препятствуют развитию важных для Вашингтона вооружений. Так, у России имеется ряд конкретных претензий к США в контексте выполнения ими Договора, которые либо остались неурегулированными с перерывом в деятельности СКК, либо появились в последние годы в результате новых дестабилизирующих действий Вашингтона. Они заключаются в следующем:

— неправомерный односторонний вывод из-под охвата ДРСМД ударных беспилотных летательных аппаратов соответствующей дальности, полностью подпадающих под содержащееся в Договоре определение термина «КРНБ»;

— отработка в рамках испытаний систем ПРО ракетных технологий с задействованием расширяющегося спектра ракет-мишеней, аналогичных по характеристикам РСМД;

— наземное развертывание на европейских объектах глобальной ПРО США в составе комплексов «Иджис Эшор» универсальных ПУ Мk-41, которые потенциально могут задействоваться для пусков КР средней дальности «Томагавк» и других ударных ракетных средств.

В комплексе с решением США о запуске упомянутой программы, направленной на разработку ракетной системы с запрещенной по ДРСМД КРНБ, рассматриваем перечисленные шаги, которые очевидным образом осуществляются вразрез с Договором, как попытку обеспечить себе военные преимущества в ущерб балансу сил и стратегической стабильности. В Вашингтоне готовности конструктивно реагировать на наши озабоченности не проявляют.

Дискуссии в ходе 30-ой и 31-ой сессий СКК, состоявшихся в ноябре 2016 г. и декабре 2017 г. в Женеве после многолетней паузы в работе Комиссии, к каким-либо предметным наработкам по урегулированию взаимных претензий не привели.

Российская сторона открыта к продолжению диалога с США по ДРСМД. В то же время отказ США представить какую-либо конкретику в подкрепление своих обвинений, неготовность предпринимать шаги по снятию российских озабоченностей, попытки нарастить на нас политическое и санкционное давление заставляют усомниться в заинтересованности Вашингтона в поддержании жизнеспособности ДРСМД. В свою очередь НИР по созданию запрещенных Договором вооружений считаем прямым путем к его слому. В этой связи Президентом России В.В.Путиным было публично заявлено, что в случае несоблюдения Соединенными Штатами соответствующих договоренностей Россия будет вынуждена реагировать, причем мгновенно и зеркально.

Призываем США отказаться от тиражирования голословных обвинений в наш адрес, а также в целом контрпродуктивного курса, ставящего под угрозу Договор о РСМД, и сосредоточиться на совместной работе по профессиональному и деполитизированному урегулированию имеющихся проблем.

www.mid.ru

История Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

8 декабря 1987 года президенты СССР Михаил Горбачев и США Рональд Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), вступивший в силу 1 июня 1988 года. Стороны обязались за три года уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000–5500 км) и меньшей (500–1000 км) дальности, а также не иметь таких ракет в будущем. Заключение договора стало результатом длительных переговоров по ограничению вооружений, стартовавших еще в начале 1980-х годов. К июню 1991 года договор выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов на 117 объектах, США — 846 комплексов на 31 объекте.

В июне 2000 года президент РФ Владимир Путин впервые заявил о возможности выхода России из договора в ответ на намерение США выйти из Договора о противоракетной обороне (ПРО). В мае 2007 года министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что «договор более не является эффективным, так как появились десятки государств, которые имеют такие ракеты». В июне 2013 года Владимир Путин на встрече с представителями ВПК РФ назвал решение СССР отказаться от ракет средней дальности «по меньшей мере спорным». В июле 2014 года президент США Барак Обама в письме Владимиру Путину впервые на уровне глав государств обвинил Россию в испытаниях крылатых ракет средней дальности, нарушающих договор. В ответ МИД РФ выступил с обвинениями в нарушениях Договора о РСМД со стороны США.

С тех пор стороны неоднократно обвиняли друг в нарушении соглашения. В ноябре 2016 года в Женеве впервые с 2003 года по инициативе США было созвано заседание специальной контрольной комиссии в рамках Договора о РСМД. Однако озабоченности сторон снять не удалось.

www.kommersant.ru

Кто нарушает Договор о РСМД?

В США вновь обвиняют Россию в развертывании новых вооружений, якобы нарушающем Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Договор запрещает крылатые ракеты наземного базирования с дальностью более 500 км. В России вновь повторяют, что развертывание ПРО США в Европе может похоронить существующую систему безопасности на континенте. Беспокойство Москвы вызывают и планы по разработке беспилотников с ядерным оружием, существующие в США. Кто на самом деле торпедирует Договор о РСМД и с какой целью?

Возможности есть, доказательств нет

По данным из анонимных источников, на которые ссылается газета The New York Times, Россия в нарушение Договора о РСМД развернула новые крылатые ракеты большой дальности наземного базирования[1]. В России развернуты два полноценных батальона [речь идет, вероятно, о дивизионах, в NYT допущена терминологическая ошибка — прим. ЕЭ], включающие по четыре самоходные пусковые установки (сходные с «Искандерами») для применения новой крылатой ракеты большой дальности (КРБД) 9М729. Один – якобы на полигоне «Капустин Яр», расположение второго неизвестно. Кроме того, создан запас крылатых ракет.

Госдепартамент США также в очередной раз выразил обеспокоенность, однако традиционно не представил конкретной информации о сути «продолжающихся нарушений договора».

Пусковые установки ОТРК 9К720 «Искандер-М».

В настоящее время с российской стороны отсутствует какая-либо официальная информация относительно развертывания этой системы (за исключением отрицания американских обвинений на уровне МИД России и Администрации Президента), а также официальных характеристик ракеты 9M729.

Тем не менее, учитывая уровень российских ракетных и смежных технологий, технических препятствий для получения заявленных характеристик нет (по различным оценкам, дальность полета составляет от 2 000 до 5 000 км, длина ракеты со стартовым ускорителем около 8 метров, масса боевой части 400-500 кг).

При этом в 2016 г. была запланирована закупка 8 шасси для производства 4 самоходных пусковых установок и 4 транспортно-заряжающих машин, предположительно, предназначенных для испытаний и опытной эксплуатации модифицированного комплекса «Искандер-М» с улучшенными характеристиками.

Мотивы России

С военно-технической точки зрения обосновывать развертывание без подтверждения этого факта весьма сложно, поэтому попробуем рассмотреть вопрос под другим углом.

Принимая во внимание, что возможное развертывание нарушало бы Договор о РСМД, есть гораздо более реальный способ достижения аналогичных военных результатов без нарушений: малые ракетные корабли проекта 21631 («Буян-М», знаменитые «калиброносцы»), которые способны перемещаться по внутренним водным путям.

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» проекта 21631.

Политическим аргументом в пользу развертывания КРБД наземного базирования (либо угрозы такого развертывания) может быть наличие встречных обвинений в адрес США, и, соответственно, желание вернуть Вашингтон за стол переговоров.

Сложно утверждать наверняка, но такая логика выглядит соответствующей российским подходам в области обороны и безопасности: «озвучить проблему – поднять ставки в случае неготовности контрагента к диалогу по существу – повторить процедуру».

Проблема не только в ПРО США

Российские официальные лица и эксперты регулярно высказывают два главных аргумента, которые ставят под вопрос будущее ДРСМД:

1. Нарушения со стороны США, которые тесно переплетены с вопросами противоракетной обороны, одной из острейших проблем в российско-американских отношениях[2], а именно:

— Универсальные пусковые установки Mk41 системы ПРО Aegis Ashore, развернутые в Румынии и планируемые к размещению в Польше. По официальным данным, в них загружены противоракеты SM-3, однако в них технически возможно и размещение ударных средств, например, из семейства крылатых ракет BGM-109 «Томагавк». Следует отметить, что именно американская сухопутная версия BGM-109G «Грифон» была ликвидирована в рамках ДРСМД.

Церемония начала строительства объекта ПРО в Польше.

— Мишени-имитаторы баллистических ракет, используемые для тестирования систем ПРО – фактически, баллистические ракеты средней и меньшей дальности, детальная информация по которым недоступна российской стороне;

— «Тяжелые» беспилотные летательные аппараты (БПЛА), возможно, должны попадать под ограничения ДРСМД (они уже учтены в Режиме контроля за ракетными технологиями). Ситуация усугубляется все более активными призывами к созданию в США БПЛА – носителей ядерного оружия. В частности, такое предложение содержится в официально неопубликованном докладе Научного совета при Пентагоне.

2. Значительное количество ракет средней и меньшей дальности, развернутых по всей Евразии (Китай, Пакистан, Иран, Индия, КНДР и др.). Российские МБР и оперативно-тактические ракетные комплексы (а также иные силы и средства) в настоящее время обеспечивают необходимый уровень сдерживания, но в перспективе этого может быть недостаточно.

Варианты развития событий

Есть ли выход из сложившейся ситуации? В части двусторонних отношений между Россией и США, обе страны извлекают выгоду из Договора о РСМД. С одной стороны, отведена угроза стремительного обезглавливающего удара по Кремлю крылатыми и баллистическими ракетами – с минимальным подлетным временем. С другой стороны, американские базы в Евразии не находятся под постоянным прицелом, тем более, что российские ракеты значительно превосходят аналоги так называемых «стран-изгоев», в том числе в части возможностей по прорыву ПРО[3].

Один из путей разрядки кризиса – создать порядок подтверждения реальных целей сторон, организовав совместные инспекционные визиты на объекты ПРО США и в районы базирования «Искандеров».

Правда, препятствием в этом деле могут стать сложные отношения на постсоветском пространстве, особенно между Россией и Украиной, являющейся одной из сторон договора, наравне с партнерами по ОДКБ – Беларусью и Казахстаном.

Хорошим сигналом можно считать проведение тридцатой сессии Специальной контрольной комиссии по ДРСМД осенью 2016 г. Впрочем, никаких подробностей дискуссии раскрыто не было. Любопытный факт: официальные заявления всех сторон были абсолютно идентичны (с поправкой на язык) и ограничены упоминанием самого факта обсуждения вопросов выполнения Договора.

Вместе с тем, не исключена и дальнейшая эскалация. В США уже подготовлен законопроект, отменяющий ограничения ДРСМД. В России также звучат подобные инициативы.

А что соседи по континенту?

Если быть точным, то название американского законопроекта звучит как «Акт о сохранении Договора РСМД»[4], что позволяет надеяться на приоритет поддержания статус-кво для американских политиков. В рамках законопроекта помимо призывов к разработке соответствующих систем вооружений содержится и указание на целесообразность их последующей передачи союзникам, и здесь мы переходим к следующему комплексу проблем.

Перспективы сохранения ДРСМД в том числе лежат в плоскости третьих стран, особенно с учетом возможного кризиса между Китаем и США, в том числе в военной сфере.

Призывы к пересмотру обязательств по ДРСМД на тихоокеанском театре военных действий встречаются даже в работах Комиссии по вопросам американо-китайских отношений в области экономики и безопасности.

Любопытно, что озабоченность в связи с возможным нарушением ДРСМД со стороны России высказала Франция. Здесь также следует отметить два фактора: с одной стороны, предыдущий президент Франции Н. Саркози высказывался в пользу универсализации ДРСМД, а с другой, еще в ходе переговоров, предварявших заключение Договора по РСМД между Россией и США, Французская Республика всячески противилась распространению ограничений на собственные ядерные силы и средства.

В настоящее время сложно представить, каким образом можно убедить Китай, Францию и другие государства присоединиться к Договору о РСМД.

Однако начать дискуссию по данному вопросу было бы очень полезно, тем более, реализовать какие-то меры безопасности представляется вполне возможным: например, начав с уведомлений об учениях, а затем и о предполагаемых типах поражаемых целей[5].

Официальная позиция Москвы была озвучена президентом России в октябре 2016 г. на площадке «Валдайского клуба»:

    ДРСМД необходимо соблюдать;

  • ДРСМД стал бы значительно более ценным, если бы к нему присоединились третьи страны.
  • Также нельзя не обратить внимание на «своевременность» обострения вопроса соблюдения ДРСМД американской стороной, в первую очередь, американскими СМИ. В сочетании с акцентированной проблемой принадлежности Крымского полуострова, дискуссией вокруг антироссийских санкций и увольнением Майкла Флинна складывается ощущение, что теперь у Дональда Трампа значительно ограничено пространство для маневра на российском направлении.

    Дмитрий Стефанович, независимый военный эксперт

    [1] Следует отметить, что еще один предполагаемый объект обвинений в нарушении ДРСМД – это «легкая» МБР РС-26 «Рубеж», предположительно обладающая возможностями баллистической ракеты «средней» дальности.

    [2] Кстати, еще на этапе предварительных переговоров, завершившихся заключением ДРСМД, наша сторона делала попытки увязки этой проблематики с вопросами Стратегической оборонной инициативы Р. Рейгана.

    [3] При этом даже примитивные ракеты йеменских хуситов и их союзников успешно поражают цели на территории Саудовской Аравии, обладающей американскими противоракетными системами PAC-3.

    [4] Intermediate-Range Forces Treaty Preservation Act.

    [5] Недавно американские эксперты с опорой на имеющиеся исследования и спутниковые снимки сделали попытку определить, куда и как планируют попадать китайские ракетчики. Главный вывод – целятся они в американские военно-морские и авиационные базы, и у них есть необходимые носители и «полезная нагрузка» для нанесения максимального ущерба.

    eurasia.expert